кольцевая композиция что значит
Литературное мастерство. Кольцевая композиция
Прозаические произведения отличаются большим разнообразием композиционных приёмов.
Часто при таком приёме события начинаются и заканчиваются в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, но при этом, это уже новый уровень и героев, и событий, и самого повествования.
Классическим примером кольцевой композиции является рассказ В. Набокова «Круг».Главный герой в этом рассказе – Иннокентий находится в эмиграции в Париже. Там по воле случая он встречает свою первую любовь Таню и ее семью. После встречи и короткого разговора он оказывается весь во власти воспоминаний. В этих полетах мысли читатель вместе с героем видит Россию, усадьбу, барина – отца Тани. Для Иннокентия Таня не только первое чувство, но и воплощение той жизни, которую он потерял. И после встречи с ней в нем проснулась «бешеная» тоска по той жизни, по России.
Получила известность структура этого произведения, представляющая собой кольцевую композицию. В начале рассказа герой в кафе рассуждает о причинах своего беспокойства, но об этом сказано и в конце рассказа, и я бы сказала, весьма оригинально. Рассказ начинается со слов «во-вторых», затем будет и «в-третьих», а вот с «во-первых» читатель познакомиться только в последнем предложении рассказа. Такой прием заставляет человека, уже дочитавшего рассказ до конца, вернуться назад и перечитать, те «во-вторых» и «в-третьих» еще раз.
И само название рассказа «Круг» подчёркивает эту закольцованность мыслей, событий, образов и всего рассказа.
Мне интересна также двойная кольцевая композиция в рассказе И.Бунина «Легкое дыхание». Повествование начинается с финала жизни Оли Мещерской, с описания ее могилы и заканчивается сценой там же, на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли приходит её классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность.
Казалось бы, простая цепочка событий в рассказе:
— детство главной героини Оли Мещерской
; её юность красавицей, имеющей больше всех поклонников, лучше всех танцевавшей на балах
; эпизод с гимназистом Шеншиным
; разговор с подругой о лёгком дыхании
; гнусная связь с Малютиным, изложение впечатлений в дневнике
; последняя зима и каток в саду
; связь с безымянным казачьим офицером
; диалог с начальницей гимназии
; роковой выстрел на вокзале
; похороны
; признания офицера следователю
; могила
Однако, благодаря сложной композиции произведения всё искусно перемешивается и захватывает читателя.
И здесь в рассказе имеет весомую роль вторая кольцевая композиция: лёгкое дыхание. Сначала Оля говорит о лёгком дыхании со своей подругой, а в конце рассказа становится понятно, что»Легкое дыхание»не умерло вместе с героиней,а «снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».
Композиция обрамления или кольцевая композиция встречается во многих произведениях, например, в «Песне о Соколе», «Старухе Изергиль» М.Горького, в повести «Капитанская дочка» А. Пушкина, в «Вишнёвом саду» А.Чехова и др.
В своём рассказе «Комсомольская ударная» про Саяно-Шушенскую ГЭС я тоже использовала Кольцевую композицию.
Действие рассказа начинается с эпизода в самолёте ЯК-40, где главная героиня Ирина Полякова знакомится со строителем ГЭС Владимиром Игнатьевым. И заканчивается произведение тоже в самолёте словами: «Когда самолёт взмыл в воздух, Ира увидела, как Володя машет ей с земли широко расставленными руками. А позади девушки кто-то сказал:
А между этими закольцованными началом и концом столько новых открытий, столько событий! И никакой политики. Мощь и красота плотины и природы, люди, создающие своими руками уникальные сооружения, романтика, трудности и чистая, настоящая любовь!
Запись на стене
Кольцевая композиция и с чем её едят.
Итак, на очереди один из вопросов читателя: “Как правильно и интересно составить кольцевую композицию?”
Без лишних экивоков, стартуем.
Для начала, поймём, что это такое: композиция художественного произведения — это способ построения текста, упорядоченная система объединения его элементов.
При кольцевой композиции события в истории начинаются и заканчиваются в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, но при этом автор показывает уже новый уровень и героев, и событий, и самого повествования.
Так, например, неполный повтор зачина в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» дает возможность осмыслить сказанное поэтом как жизненное противоречие словам «И повторится все как встарь» в концовке текста.
Примеры произведений с кольцевой композицией:
— повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина,
— рассказ В. Набокова «Круг»,
— стихотворение Н. Гумилёва «Жираф»,
— «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Кольцевая композиция отлично подходит не только для художки, но и для рассуждений на отвлеченные, философские или, наоборот, злободневные темы.
Она позволяет сразу четко обозначить проблему, затем раскрыть свой взгляд на нее, а в конце еще раз подчеркнуть, почему эта тема кажется тебе важной.
Таким образом можно рассказать и о причинах экономического кризиса, и о том, что в магазине около твоего дома продают просроченные продукты, и про работу, и про личную жизнь.
Прочтите одно из предложенных литературных произведений и поймите хорошенько что же такое кольцевая композиция.
В комментариях напишите как вы это поняли и есть ли в ваших работах этот приём?
Понятие и суть
Композицией любого произведения принято называть расположение элементов, соответствующее авторской задумке. В переводе с латинского термин compositio означает «соединение», «сочетание структурных частей». В русском языке условно выделяют два типа композиции:
Простая структура крайне редко встречается в русской литературе. Чаще авторы используют второй тип, к которому относится кольцевая композиция. Это значит, что именно она определяет художественную уникальность и своеобразие произведения, представляет собой повтор определенных строф (чаще первой и последней).
В зависимости от того, какой вид повтора автор выбирает, определяется синтаксическое, лексическое и смысловое кольцо произведения.
Кольцевую композицию в литературе иногда путают с зеркальной. Последняя тоже основана на использовании приема повторения, но в ней главным является не принцип обрамления, а своеобразное отражение (в начале и конце произведения описываются сцены с противопоставленным сюжетом).
Роль и значение повторений
Используемый при написании прием повторов считается наиболее действенным, позволяющим усилить смысловое содержание текста и естественным образом закруглить его, реализовав при этом перекличку между началом произведения и его завершением.
Если обычного повтора недостаточно для создания ожидаемого художественного эффекта, используется другой прием — усиление. Противоположным по смыслу подходом считается противопоставление, основанное на антитезе.
Объединение одновременно двух приемов позволяет образовать кольцевую или зеркальную композицию. О том, какова роль кольцевых повторов в литературе, можно судить по их преимуществам и особенностям:
К использованию такого типа композиции прибегали многие русские авторы, к примеру, Есенин, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Тургенев и другие. Этот прием относится к так называемой внутренней организации структуры текста, которая предполагает акцент на смысловом содержании произведения (речевые ситуации, оформление и развитие сюжета, отдельные образы и их взаимодействие). Кроме того, существует внешняя композиция или архитектоника. Она предусматривает деление текста на структурные и логические блоки — абзацы, главы, выделение пролога и эпилога, добавление комментариев, эпиграфов, авторских отступлений.
Ярким примером того, где использован прием кольцевой композиции, является хорошо известная «Сказка о золотой рыбке». В соответствии с определением этого термина произведение завершается описанием сцены, с которой оно начиналось.
Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
Что такое кольцевая композиция, которая используется в литературе?
Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, «сборки» этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы:
действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н. Чернышевский в романе «Что делать? «);
Автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева «Отцы и дети»); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться «рассказ в рассказе» (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в «Преступлении и наказании»; глава 13 «Явление героя» в «Мастере и Маргарите»; «После бала» Толстого, «Ася» Тургенева, «Крыжовник» Чехова) ;
Композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т. д. ) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока «Двенадцать»; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М. Цветаевой, В. Маяковского и др. ; прочтите, например, стихотворение Маяковского «Из улицы в улицу»);
Нередко автор использует прием композиционного «разрыва» событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в «Преступлении и наказании» и Булгаков в «Белой гвардии» и «Мастере и Маргарите». Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.