кольцо с рыбкой что значит
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Символ рыбки можно встретить в древних христианских изображениях. Что в христианстве означает символ рыбки? В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).
Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии – этом центре аллегорического толкования – впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156).
Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9–11).
Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия – на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36–37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21).
Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.
Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1).
Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками: Жизни Радость вечная, Смертного рода Спаситель, Иисусе,Пастырь, Пахарь, Кормило, Узда, Крыло небесное святого стада! Ловец человеков, Спасаемых Из моря нечестия! Рыб чистых Из волны враждебной к сладостной жизни уловляющий! Веди нас, овец
Пастырь разумных!» (Педагог. Заключение)
Знак рыбы
О раннехристианском символе Спасителя, дожившем до наших дней
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Время от времени мы видим на чьей-то машине, или майке, или кружке символ рыбы. Что он означает? Он выглядит современно, но на самом деле это очень древний христианский символ, о котором нам стоит вспомнить подробнее.
Но начать придется с символов вообще — потому что здесь мы входим в мир, который был своим для наших предков, людей Библии и церковной Традиции, но малопонятен нам.
Мы привыкли к более плоскому, утилитарному языку, в котором каждое слово или пиктограмма имеет одно значение, к языку, который легко переводить компьютером из-за того, что он без труда распадается на изолированные фрагменты. Современному человеку бывает почти невозможно читать Писание с его глубоко символическим языком, и значительная часть атеистической критики Библии как раз и связана с неспособностью к символическому пониманию. Попробуем, однако вернуться в мир символов.
«Символ» был своего рода вещественным паролем, по которому люди могли понять, что имеют дело со своими.
Символ не просто сообщал какую-то информацию — он был связан с чувством общности, разделенной жизни, напоминал о понесенных вместе трудах и опасностях, об обязательствах старой дружбы. Сам по себе обломок дощечки ничего не стоил — и не имел никакого значения для посторонних — но для тех, у кого он хранился, он был очень важен.
Нечто подобное бывает у нас со старыми вещами. Как говорится в стихотворении Елены Благининой «Шинель»:
Почему ты шинель бережёшь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвёшь, не сожжёшь? —
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я её берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Язык Предания всегда глубоко символичен; он не просто сообщает нам какую-то информацию; он распахивает окна, за которыми стоит целый мир. И этот язык не сводится к словам; Церковь возвещает, разъясняет, и отстаивает свою веру на языке иконописи, храмовой архитектуры, богослужебного пения, жестов, обрядов. И вот одним из древнейших христианских символов является Ихтис — изображение рыбы.
Любой символ многозначен — как говорит известный филолог Сергей Сергеевич Аверинцев, «Если для чисто утилитарной знаковой системы полисемия (многозначность) есть лишь бессодержательная помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то символ тем содержательнее, чем более он многозначен: в конечном же счете содержание подлинного символа через опосредующие смысловые сцепления всякий раз соотнесено с «самым главным» – с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и человеческого «универсума».
Иными словами, символ существует внутри вселенной, где все взаимосвязано и все наделено глубоким смыслом. В отличие от утилитарного языка — например, языка, на котором написана инструкция по сборке этажерки из «Икеи» — символический язык является трехмерным, а не плоским, его высказывания всегда являются частью органического контекста, с которым они соединены многими путями.
Так картины великих мастеров можно рассматривать очень и очень долго — и они каждый раз будут говорить вам что-то неожиданное. За символом всегда стоит взгляд на мир как на «Творение», (по гречески это будет «поэма»), как на целостность, объединенную общим замыслом Создателя, где каждая деталь вплетена в общий узор.
Итак, рассмотрим такой символ, как Ихтис — знак рыбы.
Ίχθύς Раннехристианская надпись, Эфес
Прежде всего, это исповедание веры. Греческое слово «Ихтис» (рыба, отсюда «ихтиология», наука о рыбах) можно прочесть как акроним (сокращение по первым буквам) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
Нам может показаться, что совпадение названия рыбы и акронима имени Господа совершенно случайно — просто забавная игра слов. Но для первых христиан это было не так. Они остро осознавали, что мир, в котором они живут — с его рыбами и птицами, растениями и животными — это Божий мир. Великая книга природы написана Богом, обращена к людям, и ее главное предназначение — говорить о Создателе. Рыба — это не просто рыба, как и вообще в мире нет ничего «простого», бессмысленного, ничего не означающего. Рыба присутствует в этом мире, чтобы научить нас чему-то и открыть какие-то тайны. Не случайны и человеческие языки — то, что рыба напоминает о Христе, это не совпадение, а промысел.
Начертание рыбы означает, что человек по имени Иисус, живший в конкретное время в конкретном месте — есть Христос, то есть предреченный пророками Избавитель, Сын Божий и Спаситель. Причем в древнем мире слово «спаситель» (сотер) было царским титулом. Древние властители претендовали на то, что они являются «сотерами», то есть спасителями своих подданных от войны и других бедствий. Христиане говорили, что подлинный Царь и Спаситель — Христос, который спасает нас от подлинного бедствия — греха.
Ихтис также служил «символом» в первоначальном смысле — как знак, по которому свои узнают друг друга. Это было особенно важно во время гонений — один христианин мог провести на земле дугу, которая сама по себе ничего не означала и выдавала его гонителям, а другой мог провести такую же дугу, так что получалась рыба — и так братья во Христе узнавали друг друга.
Ихтис служил (и служит) и в качестве напоминания (мы могли бы сказать «гиперссылки») на многие Евангельские эпизоды, связанные с рыбаками и рыбами. Он напоминает об Апостолах-рыбаках; о чудесном улове святого Апостола Петра, после которого он, пораженный, восклицает «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лук.5:8,9) О словах Господа Петру «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10) Об умножении хлебов и рыб, которое дважды упоминается в Евангелии (Мк.6:41; 8:7) О чуде с монетой во рту у рыбы (Мф.17:7) О другом чудесном улове, когда уже по Воскресении Своем Господь «сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы» (Иоан.21:6) О трапезе, которую Воскресший разделил с учениками — «Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Иоан.21:13,14)
Св.Климент Александрийский называет Христа «рыбаком» и сравнивает христиан с «рыбами»:
Рыбарь всех смертных,
В волнах неприязненных
Тертуллиану вода и рыбы говорят о Таинстве Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде»
Изображение рыбы встречается в раннем церковном искусстве — например, мы можем вспомнить знаменитую мозаику в иерусалимской церкви Умножения Хлебов и Рыб. Хотя символ рыбы никогда не исчезал из христианского искусства, он постепенно отошел на второй план — и пережил возрождение в 70-тые годы ХХ века, когда христиане стали размещать его на логотипах своих бизнесов или на машинах, иногда с надписью «Иисус» или «Ихтис» внутри.
Верующие ученые, которые не видят непреодолимых разногласий между верой и эволюционной теорией, в свою очередь, совместили оба символа и выпустили рыбу с ножками и надписью «Иисус».
А для нас символ рыбы, где бы мы его ни видели — напоминание о Господе нашем Иисусе Христе, знак того, что нам стоит остановиться о поразмыслить над Его Евангелием.
На заставке: «Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово на блюде изображено в виде рыбы
Символ рыбы в христианстве
Узнайте все самое интересное и полезное о символе рыбы в христианстве, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Почему рыба — символ христианства
С греческого языка слово «ἰχθύς» (ИХТИС) переводится как «рыба». В начальный период истории христианства это слово стали использовать как акроним. Это была аббревиатура так называемой формулы вероисповедания: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (᾿Ιησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ). Вследствие написания слова строчными буквами аллегорический символ рыбы стал ассоциироваться с Иисусом Христом и христианами. Причем слово «ИХТИС» применим только к Спасителю, а изображение рыбы может означать и христиан.
В тексте Нового Завета прямого отождествления Иисуса с рыбой нет. Однако имеются места, где проповедь апостолов сравнивается с ловлей рыбы (Евангелие от Матфея, 4:18-19; 13:47-49; от Марка, 1:16-17; от Луки, 5:10; от Иоанна, 21:9-14).
Крещение людей как «новое рождение из воды» в раннехристианской литературе закрепило мысль: рыба — символ христианства.
«…Мы, маленькие рыбки (pisciculi), рождаемся в воде, подобно нашей Рыбе (ἰχθύν) Иисусу Христу, и, лишь оставаясь в воде, будем спасены» (раннехристианский богослов Тертуллиан, 3 век).
Рыба — раннехристианская символика
В первые века христианства в искусстве достаточно широко применялись символические мотивы. Это было связано с недопустимостью использования сюжетов с изображением Христа из-за гонений на христиан. Поэтому среди единоверцев было распространено использование криптограммов (зашифрованных текстов) и акростихов. Акростих — осмысленное словосочетание, сложенное из первоначальных букв слов текста.
Русский богослов Леонид Александрович Успенский (1902-1987) использование символики в раннехристианской церкви объяснял необходимостью
«понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения. Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ».
Символ рыбы и акроним ИХТИС были найдены в римских катакомбах, датируемые 2-3 веком. На деревянной двери в римский церкви Санта Сабина (5 век) имеется изображение Иисуса Христа с развернутым свитком, где написан акроним ИХТИС.
Рыба как символ Христа встречается в настенной росписи во псковском Спасо-Мирожском монастыре (12 век). Там при изображении сюжета «Тайная вечеря» большая рыба, лежащая на блюде, символизирует Жертву Иисуса.
Как пояснял профессор, русский богослов Александр Петрович Голубцов (1860-1911) в своей работе «Из чтений по церковной археологии и литургике»: «Это был чувственный знак, которого назначение состояло в том, чтобы возводить мысль от данного предмета к представлениям иного рода и на них сосредоточивать внимание. Если на стенах катакомб глаз встречал изображение рыбы, то это изображение не имело ничего общего с представлением фетишизма, потому что сила изображения заключалась не в фигуре рыбы, как известного экземпляра из мира животного, а в том значении, какое соединялось со словом ιχθύς, которое графически и символически изображало Христа, Сына Божия, Спасителя».
Значение слова «ИХТИС»
Каждая буква акронима «ИХТИС» имеет свое толкование. Так, первая буква означает собственное имя Иисуса. Оно является русской транслитерацией греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (Иешуа). Это краткая форма имени יהושע (Йехошуа), что означает «Божье спасение».
«Не для того послал Бог Своего Сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через Него. Тот, кто уверует в Сына, не будет осуждён. Но тот, кто не верит, уже осужден, ибо не уверовал в единственного Сына Божьего» (Евангелие от Иоанна, 3:17-18).
Вторая буква является началом слова «Христос», что в переводе с греческого — «Помазанник». В ветхозаветные времена существовала традиция помазывать царей на царство священным маслом.
«Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя… Сын Божий — пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником» (архиепископ Феофилакт Болгарский, 1055-1107).
Третья буква акронима является началом слова «Божий». Оно указывает происхождение Иисуса Христа: «Иже от Отца рожденнаго прежде всех век» (Символ веры).
Четвертая буква означает слово «Сын», что указывает признание Иисуса Христа Сыном Божиим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы.
Пятая буква является началом слова «Спаситель». В этом выражается миссия Сына Божия на земле: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Евангелие от Луки, 19:10).
Символ рыбы: современное применение
В современном мире использование символа рыбы в большей степени связано с тенденциями моды, в данном случае на религиозную тему. Так, среди протестантов принято на автомобилях наклеивать изображение рыбы со словом «ИХТИС».
Сейчас у противников религиозных учений можно встретить пародию на христианский акроним. Внутри рыбы пишут слово «Darvin». Иногда у рыбы появляются маленькие ножки. Такие символические изображения для необычного декора помещают на кузов машин.
Изображение рыбы с акронимом можно встретить на майках, кружках, сумках. Среди ювелирных украшений встречаются кулоны с изображением рыбы (нередко со словом «ИХТИС). Среди современных светских людей это воспринимается как амулет на удачу и благополучие, что абсолютно не связано с Православием.
В России имеется музыкальный коллектив под названием «ИХТИС» (2012), который исполняет произведения православных народов мира.
Кольцо с рыбкой что значит
Часто такие кольца использовали для венчания, чтобы они хранили не только человека, но и сохраняли семью.
Рыбки Христовы
Одним из пяти чудес Господа было насыщение пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек. Его святые отцы истолковали как праобраз Евхаристии и Рыбы стали изображать вместе с виногрдом — символом крови христовой. Этот символический орнамент и украшает охранное кольцо с молитвой Пресвятой Троицы «Святый Боже Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!»
Пребывающий в любви в Боге пребывает.
Примерно в шестом веке в Византии появился орнамент: сердце со стилизованной лилией как знак возвышенной духовной любви.
Кольцо с таким орнаментом — это символ главной христианской добродетели, данной Христом человечеству, заповеди любви. Такой орнаментальное кольцо может носить любой человек, стремящийся обрести любовь. Этим кольцом хорошо обручиться или обвенчаться. Ведь евангельские слова, написанные на нем, звучат как благословение: «Пребывающий в любви в боге пребывает».
Птицы небесные
На данном кольце изображены птицы, сидящие на ветках. На внутренней стороне помещена молитва к Божьей Матери: «Пресвятая Богородице Спаси Мя».
Виноградная лоза
В Священном Писании есть много мест, в которых упоминается о виноградной лозе, ее плодах и вине. Еще первые пророки говорили о винораде как о символах народа божьего. В древности отношение к виноградной лозе было трепетным, как к чему-то священному и благословленному богом. Именно к этому образу обращается господь Иисус Христос, чтобы рассказать ученикам о церкви. Он называет Себя виноградной Лозой. Отца своего — Виноградарем, а христиан — виноградными ветвями на этой Лозе. Виноградные гроздья — это вино Причастия, символ пролитой крови Христа.
Виноградная лоза — символ Христа и Таинство Евхаристии обвивает кольцо как знак божественной охранной защиты. Внутри на церковно-славянском языке начертаны слова оргадительной молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси и сохрани меня грешного».
Кольцо с рыбками церковное что означает
Часто такие кольца использовали для венчания, чтобы они хранили не только человека, но и сохраняли семью.
Рыбки Христовы
Одним из пяти чудес Господа было насыщение пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек. Его святые отцы истолковали как праобраз Евхаристии и Рыбы стали изображать вместе с виногрдом — символом крови христовой. Этот символический орнамент и украшает охранное кольцо с молитвой Пресвятой Троицы «Святый Боже Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!»
Пребывающий в любви в Боге пребывает.
Примерно в шестом веке в Византии появился орнамент: сердце со стилизованной лилией как знак возвышенной духовной любви.
Кольцо с таким орнаментом — это символ главной христианской добродетели, данной Христом человечеству, заповеди любви. Такой орнаментальное кольцо может носить любой человек, стремящийся обрести любовь. Этим кольцом хорошо обручиться или обвенчаться. Ведь евангельские слова, написанные на нем, звучат как благословение: «Пребывающий в любви в боге пребывает».
Птицы небесные
На данном кольце изображены птицы, сидящие на ветках. На внутренней стороне помещена молитва к Божьей Матери: «Пресвятая Богородице Спаси Мя».
Виноградная лоза
В Священном Писании есть много мест, в которых упоминается о виноградной лозе, ее плодах и вине. Еще первые пророки говорили о винораде как о символах народа божьего. В древности отношение к виноградной лозе было трепетным, как к чему-то священному и благословленному богом. Именно к этому образу обращается господь Иисус Христос, чтобы рассказать ученикам о церкви. Он называет Себя виноградной Лозой. Отца своего — Виноградарем, а христиан — виноградными ветвями на этой Лозе. Виноградные гроздья — это вино Причастия, символ пролитой крови Христа.
Виноградная лоза — символ Христа и Таинство Евхаристии обвивает кольцо как знак божественной охранной защиты. Внутри на церковно-славянском языке начертаны слова оргадительной молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси и сохрани меня грешного».
Имеющее греческие корни слово «ихтис», в переводе обозначающее «рыба», являясь тайным христианским символом, со времен становления данной религии ассоциируется с именем Иисуса Христа.
Акроним
Профессор Александр Голубцов в работе «Из чтений по церковной археологии и литургике» предполагает, что первыми сакральный подтекст этого знаменитого слова подметили экзегеты из Александрии, славившиеся своими аллегорическими толкованиями.
В «Православной энциклопедии» под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла отмечено, что понимание образа ихтиса в христологическом русле возникло в IV в, когда были истолкованы пророчества эритрейской сивиллы, входящие в состав 8-ой книги «Сивилльских оракулов». Именно в ней начальные буквы греческого текста стихов 217-250 составляют акростих «Ихтис», о котором блаженный Августин в работе «О граде Божием» писал: «Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным».
Евангельская символика
Приводя разнообразные свидетельства, начинать, пожалуй, нужно с того, что окружавшие Спасителя ученики-апостолы, многие из которых были рыбаками, назывались им в Евангелии от Матфея (4:19) и Евангелии от Марка (1:17) «ловцами человеков». Согласно Евангелию от Матфея (13:47), Христос уподобляет Царство Небесное «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Раннехристианский писатель Тертуллиан, размышляя о Таинстве Крещения, писал: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».
О рыбе говорится при упоминании момента, когда Христос кормил народ в пустыне: «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились» (Евангелие от Марка 6:41-42).
К слову, относительно чудо-истории с умножением хлебов и рыб высказывался и святой Павлин Милостивый, отмечавший, что «. пятью хлебами и двумя рыбами насытил [народ] Христос, будучи Сам истинным Хлебом и Рыбой живой воды».
Другой эпизод повествует о встрече и трапезе Спасителя и его учеников на берегу Тивериадского озера, свершившихся уже после его Воскрешения: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы…Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали… Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Евангелие от Иоанна 21:4-13).
В Евангелии от Луки (11:11) можно обнаружить строку: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?», из которой толкователи сделали вывод о противопоставлении рыбы, как чистой силы, и аспида, как олицетворения дьявола.
Святой Амвросий, опираясь на Евангелие от Матфея (17:24-27), где повествуется о выловленной апостолом Петром рыбе с монетой во рту, предназначавшееся для пожертвования в пользу Иерусалимского храма, связывал образ ихтиса с Искуплением.
Опознавательный символ
Широкое распространение символ «ихтис» получил в период становления христианства, когда приверженцы монотеизма в Римской империи подвергались повсеместным гонениям. Первые изображения секретного символа «ΙΧΘΥΣ» появились в римских катакомбах (например, подземелье Присциллы) во II веке, где втайне от властей устраивали свои собрания христиане. Иногда в качестве кодового символа использовалось не слово «ихтис», а изображение рыбы.
Иногда при встрече незнакомцев один из них невзначай чертил на земле дугу, и если другой дополнял этот нехитрый рисунок второй пересекающейся дугой, превращая линии в рыбу, оба понимали, что являются приверженцами христианства.
Часто такие рыбки служили для посвященных людей указателями к месту нахождения церкви, которая перестала конспирироваться после 313 года, когда император Константин возвестил о принятии христианства в качестве государственной религии.
Символом Христа, несущего причастие, служило изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и вином, украшавшие катакомбы св. Каллиста.
На фрагменте стены бассейна баптистерия, хранящегося в музее Туниса, выложена мозаика «Крещение», где Иисус представлен в виде дельфина, над которым парит Святой Дух, представленный в виде голубя. Между тем дельфин, прикованный к якорю, в христианстве олицетворяет Христа, распятого на кресте.
Современность
Интерес к символу ихтис возродился у христиан в конце XX века. Некоторые протестанты, обозначая свою религиозную принадлежность, размещали на автомобиле специальную наклейку с изображением рыбы, внутри которой значилась надпись «ΙΧΘΥΣ». В пику им атеисты, придерживающиеся эволюционной теории зарождения жизни, стали клеить на авто свою рыбу с маленькими ножками, внутри которой было начертано слово «Дарвин». В ответ сторонники Нового Завета выпустили наклейки, где рыба «Дарвина» опрокинута ножками вверх, что свидетельствовало о несостоятельности их взглядов на природу возникновения Вселенной.
Но дальше всех пошли верующие, не опровергающие эволюционную теорию, а видящие в ней лишь очередной промысел Божий, поскольку они придумали наклейку, совмещающую все точки зрения. Их рыба была украшена надписью «ΙΧΘΥΣ» и снабжена ножками.
Православная Церковь не слишком приветствует отношение к вещи, как к чему-то мистическому. Кольцо – это лишь кольцо, спасти и уберечь человека может только вера. Однако, верующие уверены, что во многих случаях именно кольцо «Спаси и сохрани» помогло им обрести себя и пережить сложные моменты в жизни. Объяснить этот факт можно просто – чем дольше человек носит кольцо, чем чаще смотрит на него или дотрагивается, тем чаще он вспоминает о Боге и мысленно произносит молитву к Нему.
История происхождения
Исторически сложилось, что именно кольца стали древнейшим символом принадлежности к тому или иному роду, месту или учению. Римляне носили роскошные кольца, которые указывали на их род или почитаемое божество. Первые христиане переняли такой обычай, вот только вместо показной роскоши, они выбирали скромные колечки, иногда просто железные ободки. Как правило, на таких символах не было никаких длинных надписей – лишь хризма (монограмма имени Спасителя, состоящая из букв Х и Р). Позднее стали появляться перстни с изображением святых и словами из молитв.
На Руси с принятия истинной веры, люди, соотносящие себя с Православием, также стали носить православные кольца и перстни со святыми мучениками и выгравированными молитвами.
Конкретно кольца «Спаси и сохрани», как принято считать, появились в XIX веке. Их назначение было простым – это были сувениры для паломников, которые продавались при монастырях в специальных лавках. Человек, совершавший пеший ход к святому месту, имел возможность приобрести на память об этом, лично для него важном событии, небольшой сувенир с простыми и понятными каждому христианину словами «Спаси и сохрани!». Идея пришлась по вкусу верующим. Они заметили, что постоянное присутствие на руке кольца, является залогом постоянного напоминания о необходимости смирения, покаяния и безграничной вере. Постепенно не только дальние путешественники, но и местные жители, которые являлись верными сыновьями православного учения, стали носить простенькие колечки с надписью самой известной молитвы.
Сейчас никого таким кольцом не удивишь. Вместе с нательным крестиком, они являются внешним признаком принадлежности к христианской вере и своеобразным оберегом духовной составляющей человека.
Какая сила заложена в кольцо «Спаси и сохрани»
Конечно же, говорить о кольце как об обереге не совсем правильно. Такую функцию оно может приобрести только через истинную веру и искреннюю молитву. Именно вера защитит в сложную минуту, подарит надежду, оградит от злых умыслов и очистит сознание. А кольцо – это символ веры, постоянное напоминание о ней и о Господе.
Лишь на руке истинного верующего кольцо обретет силу и через невзгоды проведет человека к истине. Многие отцы, например, протоиерей Константин Пархоменко, считают такой атрибут своеобразным проводником между человеком и его духовным становлением, но никак не оберегом. Важнейшим элементом служит сама фраза «Спаси и сохрани», ведь именно этими словами следует обращаться к Всевышнему, они свидетельствуют о том, что человек полностью вверяет свою судьбу Богу, и понимает, что все испытания, выпавшие на его долю – это лишь испытание любви и веры, которые нужно с честью пройти.
Главное назначение кольца «Спаси и сохрани»:
Ношение кольца сигнализирует другому православному, что он встретил брата по разуму и вере, и им есть, о чем поговорить, и как восхвалить Всевышнего.
Кто может носить кольцо
Правила ношения кольца
Несмотря на большую популярность кольца «Спаси и сохрани», многие люди задаются вопросом как правильно носить колечко, чтобы оно приносило настоящую пользу своему владельцу. На фоне таких размышлений часто возникают абсолютно не обоснованные суеверия, о которых речь пойдет немного ниже. Сейчас давайте же разберемся в тех правилах ношения кольца, которые существуют на самом деле:
И последнее, стоит помнить, что кольцо – это все же кусок металла, который служит скорее символом и постоянным напоминанием, чем мистическим оберегом.
Запреты
Как уже говорилось ранее, кольцо «Спаси и сохрани!» работает только тогда, когда человек искренне верит в Бога и верен Церкви. Именно в таких условиях колечко будет выполнять возложенные на него задачи – напоминать о Господе, укреплять веру, помогать присутствием в трудную минуту. Нельзя отрицать, что любой предмет, и конечно же, освященное кольцо, пропитывается энергетикой своего носителя, а в нашем случае молитвой и чистой верой. Поэтому важно помнить о некоторых недопустимых вещах, связанных с его ношением:
Подводя итог, становится ясно, что ношение кольца с молитвой запрещено тем, кто не верит или недостаточно верит в Бога, кто допускает недостойное поведение.
Суеверия
Кроме вполне объективных и объяснимых запретов существует еще множество слухов и домыслов, которые крутятся вокруг колец с гравировками молитв. Большая их часть просто выдумка, которые Церковь называет очень просто – суеверия.
Давайте рассмотрим самые распространенные суеверия, связанные с кольцом «Спаси и сохрани».
Ложь! Кольцо – это не нательный крестик и, даже, не икона. Это всего лишь символ веры. Если у человека есть желание, он может приобрести такое кольцо для себя и своих близких. Но нет никакого принуждения. И вовсе не значит, что если на пальце нет такого ободка, то человек не праведен и не угоден Богу. Дело ведь не в кольцах, а в искренности веры.
Неправда! Где и как носить кольцо с молитвой решает каждый прихожанин самостоятельно. Мотивируют названный выше запрет тем, что на безымянном пальце носят обручальное кольцо. Но известные церковные деятели, например, митрополит Дионисий, утверждают, что праведная семья и любовь к Богу не могут противоречить друг другу, поэтому кольцо можно носить на безымянном пальце и не женатым, и женатым (то есть носить вместе с обручальным или даже вместо обручального).
Подмена понятий! Главным гарантом спасения человека есть его искренняя вера в Господа и в то, что главная цель жизни – пройти испытания, ниспосланные свыше и подготовить свою душу к вечной жизни. Вера спасет, кольцо само по себе, конечно же, нет! Зато напитанное верой, оно поможет в трудную минуту пережить боль или утрату, напомнив, что есть Бог, к которому и следует обращаться, у которого и нужно искать защиты.
Суеверие в чистом виде! Церковь не выступает против, если человек преподносит кольцо в подарок своим близким людям – ведь это искренняя забота о духовном развитии и приобщении к Богу. Зато люди выдумывают всяческие запреты (какие-то берутся из языческих верований, другие – выдумываются, как говорится, «на ходу»). Так, болтают, что дарить кольцо – это означает фактически передать часть своей души, или приблизить расставание, или передать негативную энергетику. Вариантов очень много, но они не имеют ничего общего с истиной.
Снова суеверие. Вариаций много: потеря, почернение, внезапная трещина – церковь отрицает эту ересь. Ничего мистического нет в том, что после контакта с некоторыми веществами серебро или золото чернеют. Потеря – это тоже чистая случайность, как и трещины (все об этом говорят, а вот случаются эти самые трещины редко). Ведь самое главное – вера не исчезает!
Такое количество суеверий связано видимо с тем, что люди путают Божественное и темное, языческое. Поэтому приписывают символу веры некие фантастические свойства – вот так причудливо в сознании людей переплетаются понятия «кольцо с молитвой» и «оберег». Но теперь, надеемся, стало ясно, что большая часть разговоров вокруг колец – это просто выдумки.
Как изготавливают кольцо с молитвой
Виды колечек «Спаси и сохрани»
Вариантов современного оформления колец сотни. Металлы, которые используют для выплавки – благородные:
золото (вид любой – белое, красное, желтое);
медицинские сплавы (не совсем благородный металл, но благодаря дешевизне очень популярен).
Как правило, женщины себе выбирают золотые, а мужчины серебряные кольца. Не приветствуется использование сразу нескольких металлов, считается, что это вносит внутреннюю дисгармонию в духовное равновесие носителя.
Выбирая себе кольцо, следует знать о тех вариантах, которые сейчас предлагают мастерские. Первое отличие – это место, где будет расположена молитва «Спаси и сохрани». Бывают:
Последние более традиционны, да и исторически появились первыми. Мнение церкви в вопросе, как лучше, разделилось. Часть духовенства считает, что прятать во внутреннюю часть кольца надпись, значит стыдиться своей веры. Другая часть, наоборот, утверждает, что молитва – это таинство, которое не следует выставлять напоказ, главное, что человек, носящий кольцо, знает о надписи и верует. Так что этот вопрос остается на усмотрение покупателя – что ему ближе, то и следует выбирать.
Разнообразие форм и видов поражает. Кроме металла, можно выбрать красиво украшенное кольцо, которое кроме сакрального значения будет нести и эстетическое наслаждение. Самые распространенные виды колец:
При выборе кольца лучше повиноваться велению сердца, часто именно оно указывает на то, что подойдет идеально.
Изготовление на заказ или покупка?
В наше время возможно два варианта купить кольцо «Спаси и сохрани». Первый – покупка готового, второй – изготовление на заказ. Последний будет, естественно, дороже, но зато можно выбрать собственный, неповторимый дизайн.
Покупать кольцо следует, как уже упоминалось, в лавках или интернет-магазинах при церкви или монастыре.
Если вы посетите наш православный интернет-магазин ПравЖизнь, то сможете подобрать себе отличный вариант. Кроме широкого выбора, мы всячески стараемся помочь человеку – предоставляем частную консультацию, организуем доставку в любой уголок Москвы и России, ставим весьма привлекательные цены. Наши кольца изготавливаются не на бездушных ювелирных заводах, а в церковных мастерских. Каждое выполнялось по канонам Православия, с большой любовью и молитвой, оно обязательно станет верным спутником и проводником в истинной вере и смирении.
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Символ рыбки можно встретить в древних христианских изображениях. Что в христианстве означает символ рыбки? В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).
Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии – этом центре аллегорического толкования – впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156).
Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9–11).
Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия – на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36–37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21).
Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.
Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1).
Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками: Жизни Радость вечная, Смертного рода Спаситель, Иисусе,Пастырь, Пахарь, Кормило, Узда, Крыло небесное святого стада! Ловец человеков, Спасаемых Из моря нечестия! Рыб чистых Из волны враждебной к сладостной жизни уловляющий! Веди нас, овец
Пастырь разумных!» (Педагог. Заключение)
Наша мастерская все чаще сталкивается с ситуацией, когда люди спрашивают, чем то или иное наше изделие с христианским символом может им помочь, от чего оградить, или даже какой оно обладает силой. К счастью, христианство свободно от «силы вещей». Силой обладает только наша вера в Христа: именно она может нас и оградить, и защитить, и помочь во всяком деле.
Еще многие путают некоторые христианские символы со знаками зодиака – и, например, хотят приобрести нашу «подвеску с тельцом». Но у нас такой нет. У нас есть агнец, который, действительно, кто-то может перепутать с тельцом – но это совсем другая история и совсем другие смыслы.
А еще некоторые считают так: «разница лишь в культурах, а так, что зодиаки, что христианские и любые другие знаки – все одно и то же!» Извините, но здесь мы категорически не согласимся. Единственное, что в этой теме общее – людям любых времен, народов и культур свойственно облекать те или иные идеи в символы. Разумеется, у каждого при упоминании олимпийских игр всплывет перед глазами знаменитая эмблема. А герои детских сказок и мультфильмов? Все они тоже символичны! Все потому, что символы окружают нас всегда и везде.
И не удивительно, что как только зародилось христианство, появились и христианские символы. И самым первым из них стала – рыба. По-гречески ихтис. Пишется это слово как ΙΧΘΥΣ – и это древняя монограмма имени Иисуса Христа, которая складывается из первых букв в словах Иисус Христос Божий Сын Спаситель.
Еще до нательных крестов первые христиане, чтобы опознать друг друга, носили перламутровых и каменных рыбок. Символ рыбы встречается в Евангелии очень часто: Христос умножает рыб, чтобы накормить голодных, печется о том, чтобы улов был богатым, упоминает рыб в притчах, наконец, вкушает рыбу вместе с учениками после Своего воскресения. Многие ученики Христа были рыбаками. Сам Господь называет своих учеников ловцами человеков, а Царствие Небесное уподобляет неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода.
В жизни ранних христиан изображение и упоминание Христа было опасным по причине гонений. Поэтому люди создавали различные символические коды. Чтобы опознать в незнакомом человеке своего единоверца, один христианин выводил на земле дугу и ждал, завершит ли незнакомец его рисунок. И если тот выводил вторую дугу, образуя знак рыбы, то эти два человека могли спокойно говорить друг с другом о Христе Спасителе.
Изображения акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующей его рыбы появляются в римских катакомбах во II веке. Это мог быть просто текст, рыба или все вместе. Рыба, несущая на спине вино с хлебами, символизировала Таинство причастия. Также Спасителя символизировал дельфин. А изображение дельфина с якорем символизировало распятие (где якорем была Церковь). Также рыба является символом крещения. Ванна, купель где совершается таинство крещения, называется по латыни piscina и переводится дословно – «рыбный садок».
Рыба является частью украшения храмов. Нередко сегодня водители авто наклеивают символ ихтиса на машины. А мы делаем с этим древнейшим символом украшения. Ведь присутствуя в нашей жизни, он напоминает нам о самом главном.