колывань это что значит

Колывань

колывань это что значит. Смотреть фото колывань это что значит. Смотреть картинку колывань это что значит. Картинка про колывань это что значит. Фото колывань это что значит

Полезное

Смотреть что такое «Колывань» в других словарях:

Колывань — 1) пгт. Алтайский край. Основан в 1729 г. как Воскресенский медеплавильный завод, названный по церкви. Вскоре его стали называть Колыванский завод по названию расположенного вблизи от него Колыванского озера, а затем Колывано Воскресенским.… … Географическая энциклопедия

КОЛЫВАНЬ — КОЛЫВАНЬ, посёлок в Алтайском крае, расположен на склоне Колыванского хребта в 106 км от ж. д. ст. Поспелиха. 1,5 тыс. жителей (1998). Камнерезный завод им. И. И. Пол зунова (технические и художественные изделия). Один из старейших русских… … Русская история

КОЛЫВАНЬ — название г. Таллин в русских летописях … Большой Энциклопедический словарь

КОЛЫВАНЬ — поселок городского типа в Российской Федерации, Алтайский край, на склоне Колыванского хр. 1,6 тыс. жителей (1989). Камнерезный завод имени И. И. Ползунова (производство технических и художественных изделий). Один из старейших русских промыслов… … Большой Энциклопедический словарь

Колывань — поселок городского типа в Алтайском крае РСФСР; один из старейших русских центров художественной обработки камня. Из местных цветных камней (яшма, порфир, кварц) изготовлялись с 1786 на шлифовальной мельнице (с 1802 шлифовально гранильная … Художественная энциклопедия

Колывань — I посёлок городского типа в России, Алтайский край, на склоне Колыванского хребта. 1,5 тыс. жителей (1998). Камнерезный завод им. И. И. Ползунова (производство технических и художественных изделий). Один из старейших русских промыслов по… … Энциклопедический словарь

колывань — сущ., кол во синонимов: 5 • город (2765) • калывань (3) • пир (47) • … Словарь синонимов

Колывань — Колывань: Колывань древнерусское название Таллина. Колывань село в Курьинском районе Алтайского края. Колывань историческое наименование Бердского острога в 1783 1797 гг. в период размещения там центра Колыванской губернии и… … Википедия

Колывань — 1) пгт. Алтайский край. Основан в 1729 г. как Воскресенский медеплавильный завод, названный по церкви. Вскоре его стали называть Колыванский завод по названию расположенного вблизи от него Колыванского озера, а затем Колывано Воскресенским.… … Топонимический словарь

Колывань — Колывань. Чаша из ревнинской яшмы (Эрмитаж). Изготовлена на Колыванской шлифовальной фабрике. Колывань, поселок в Алтайском крае, Курьинском районе. Расположен на склоне Колыванского хребта, в 106 км от железнодорожной станции Поспелиха.… … Словарь «География России»

Источник

КОЛЫВАНЬ

Найдено 2 изображения:

Колывань — ежедневная газета, выходила в Ревеле в 1891—1892 гг.; раньше — «Ревельский городской листок».

Чаша из ревнинской яшмы (Эрмитаж).

Изготовлена на Колыванской шлифовальной фабрике.

Колыва́нь, поселок в Алтайском крае, Курьинском районе. Расположен на склоне Колыванского хребта, в 106 км от железнодорожной станции Поспелиха. Население 1,6 тыс. человек.

К. — старейшее городское поселение предгорного Алтая, ранее называлось Горная Колывань. Город образован из Берского острога. С 1783 уездный город Колыванского наместничества, упразднен в 1797. В 1800 в село К. была переведена шлифовальная фабрика (основана в 1786 при Локтевском заводе), где изготовлялись декоративные изделия для дворцов — вазы, камины и др.; все работы производились по заказу и на средства императорского Кабинета, в ведении которого фабрика состояла до 1917. Изделия колыванских мастеров славились на весь мир. Каменные монолиты добывались в окрестных и отдаленных (северо-западные хребты Алтая) каменоломнях. После 1917 К. — сельское поселение.

В современной К.: камнерезный завод им. И. И. Ползунова (технические и художественные изделия из яшмы, порфиров, кварцита, мрамора и др.); музей (при заводе). В 4 км от К. — сосновый бор, среди которого поднимается гранитная гора «Очаровательская Скала».

Чаша из малахита (Эрмитаж).

Изготовлена на Колыванской шлифовальной фабрике.

Колыва́нь, поселок городского типа в Новосибирской области, центр Колыванского района, в 51 км к северу от Новосибирска. Расположен на р. Чаус (бассейн Оби). Население свыше 11 тыс. человек.

В 1713 был построен Чаусский острог. В 1822 из острога образован г. К. С 1823 окружной город, в 1856 оставлен за штатом. С 1925 сельское поселение, с 1964 поселок городского типа. В К.: маслосыродельный завод. Краеведческий музей. Храм Александра Невского.

В районе: посевы зерновых, мясо-молочное скотоводство.

Источник

Как во славном то во городе в Колывани,
что по нонешнему названьицу славный город Ревель,
там стояли полатушки белы-каменныя
Песня, записанная П.В. Киреевским ок. 1870 г.

В 2013 году в Эстонии насчитывалось 887 месторождений полезных ископаемых, более чем в 600 из них добывался известняк, деятельность, по добыче камня зафиксированная в виде карьеров или шахт уходит в средние века; из местного известняка в Ревеле строились церкви, крепостные стены, жилые и общественные здания.

Но как нашу догадку увязать с графикой, фонетикой и содержанием древнерусского топонима? Средствами русского языка это сделать не удается, слово не поддерживается лексиконом, нет общих корней в терминологии.
Сменились поколения и общественные условия, слово-артефакт существовало в другой социальной действительности, в философии выстроенной предками на протяжении видимого (по источникам) исторического развития; они (предки) были религиозны и имели другие представления о мире. Мы светские люди и начисто лишены в силу воспитания и обучения религиозности, а соответственно не можем связать древнее имя, принадлежащее к другой системе мышления, с реальной действительностью.

1) Существующая этимология

а) Этимологический словарь Макса Фасмера/Колыван
Герой русск. былин, часто Колыван Колыванович и под. (см. Фасмер, ZfslPh 6, 320 и сл.), др.-русск. Колыванъ, собств. (Новгор. I летоп.). Отсюда название города Колывань «Ревель, Таллин», араб. Qaluwany (Идриси; см. Туулио 23), откуда Колывань: 1) местн. н. на Волыни; 2) в [бывш.] Перм. губ., также Колыванка – местн. н. в [бывш. Владим. губ., Колыванов (дважды) – местн. н. в бывш.] Нижегор. губ.; см. Соболевский, ЖСт., 1, 2, 104. Имя собств. восходит к фин. Kalevanpoika «сын Калева», эст. Kаlеviроеg (см. Сетэлэ, FUF 7, 225 и сл., 249 и сл.; Экблом, SSUF, 1925–1927, стр. 2 и сл.) или эст. *Kalovane; см. Фасмер, там же. Сомнения относительно объяснения фин. имени из лит. kalvis «кузнец» ср. у Калимы (FUF 26, 213).

«Имя мифического родоначальника финских богатырей Калева толкуется как СКАЛИСТЫЙ, причем предполагают, что он олицетворяет скалистую природу Финляндии. Сказания о сынах Калева рассеяны по Финляндии, Эстляндии и общеизвестны в русской Карелии (в Олонецкой и Архангельской губерниях), где были собраны в наибольшем количестве руны Калевалы. Немудрено, что слыша финские сказания о богатыре Kalevan poika, русское население запомнило его имя и усвоило его былевому эпосу, сделав из родительного падежа Kalevan имя Колыван и отчество Колыванович.
Однако, содержание финских сказаний о Kalevan poika не отразилось на былинах: запоминалась только одна черта финского богатыря, что он был великан и отличался непомерной силой. Так, например, около Юрьева показывают громадный КАМЕНЬ, брошенный сыном Калева при состязании с братьями».

2) Колывань – Таллинн

а) Топография и виды города Таллинна

*См. старые гравюры и картины Таллинна; http://visualhistory.livejournal.com/82327.html

* См. карту Шуберта 1862 г. Таллинна; http://www.etomesto.ru/shubert-map/3-4/

б) В древнерусском летописании современный город Таллинн (Эстония) именовали Колыванью.

«Колывань — старинное русское название Ревеля. В первый раз К. встречается в суздальской летописи по академическому списку, под годом 1223: «прииде князь Ярослав (Всеволодович) от брата в Новгород с всею областию и поиде к Колываню, и повоева всю землю Чюдьскую; а полона приведоша бес числа, но города не взяша и злата много взяша». Затем К. упоминается в летописях под годами 1228, 1268, 1269, 1343, 1391, 1433, 1495, 1572 и проч. … При этом Шафиров, указывая на законность притязания русских на Эстонию, выводит имя К. от русских слов кола (ограды) Ивана. Такая этимология совершенно фантастична, но она доказывает насколько русские считали имя К. национальным наименованием».

в) Национальный корпус русского языка

* Псковская 1-я летопись. Тихановский список (1400-1469): «Того же лЪта немецькии городъ Колывань выгорЪлъ весь от грому и от молния» (плотная застройка, крыши деревянные).

* И. А. Желябужский. Дневные записки (1682-1709): «А боярин и военный свидетельствованный кавалер Борис Петрович Шереметев с конницею, с царедворцами, и с смольянами, и с черкасами ходил от Ругодева (Нарва) под Колывань (Таллинн), и со шведами был у него бой, и шведов многих побил и в полон побрал».

г) Таллинн, краткая история города (по материалам Википедии)

Согласно археологическим находкам (клады, монеты Арабского халифата) поселение существовало в XI-XII вв., деревянное укрепление на возвышенности Тоомпеа (Вышгород) было построено предположительно в XI веке (по другим данным основан в 1219 (датчане) или в 1230 гг. (немцы)). Позже архитектурный облик города определил местный строительный материал — плиточный известняк.

По территории города проходит известняковый уступ (Глинт (обрыв, уступ), или Балтийско-Ладожский уступ; высота от 24 до 61 м.); берега рек в местах пересечения глинта часто обнажают древние известняки, которые использовались при строительстве крепостей, а также для строительства и облицовки зданий.

Таллиннская городская стена, включающая в себя крепостные стены и башни, является достопримечательностью города, в Средние века Таллинн был одним из наиболее хорошо защищённых городов на Балтийском море. Строительство городской стены началось во второй половине XIII века, стена толщиной 2-3 метра имела высоту 13-16 метров.

Время и обстоятельства основания города пока неизвестны, есть версия, что это — наиболее древнее эстонское «Kalevan» (город Калева — мифического прародителя эстов). В древнерусских письменных источниках название встречается с 1223 года и выходит из употребления только в XVIII веке; присутствие русского населения в Таллинне отмечено в булле папы Григория IX от 20 ноября 1234 г.

* См. ст. Замок Тоомпеа; http://www.allcastles.ru/estonia/toompea.html

3) Пос. Колывань, районный центр, Новосибирская обл.

Согласно общепринятым историческим представлениям Чаусcкий острог (Колывань) построен в июле-сентябре 1713 году, к середине XVIII века имел важное административное и военное значение. Территория постепенно заселялась первоначально служилыми людьми, затем выходцами из русского Севера, Польши, Литвы, Украины, Белоруссии, старообрядцами (ок. 50%) и осужденными. С 1823 года уездный город Колывань.

* На генеральной карте Колыванской губернии, составленной в 1786 г., Чаус обозначен как «Острог Чеусский» на западном берегу реки Чаус. … Примечательно, что Бердский острог на данном источнике фигурирует как «Место, назначенное под город Колывань» (между поселениями расстояние 80 км).

* На «Подробной карте Колывано-Воскресенской горной округи», составленной А. Панснером в 1816 г., Чаус обозначен как крупное село на Сибирском тракте с подписью «Чаусской» … Около Чауса обозначены деревни Скалинская (ныне Скала), Подгорная, Мельникова, Б. Оешинская и другие. … указом от 14 июня 1823 г. Чаус был объявлен уездным городом Колывань, причем изначально город планировалось возвести в статус губернского.

*Геология
Колыванский гранитный карьер, в 4 км от посёлка
см. http://webmineral.ru/deposits/item.php?id=3165

Колывань-Томская складчатая зона расположена на востоке Новосибирской области (там, где протекает река Обь); рельеф в этой местности представлен мелкосопочником, ее ширина достигает 100 км, а в длину она протянулась от Камня-на-Оби до Томска. Эта область находится в фазе поднятия, поэтому коренные породы и плотные осадочные породы (девонские, карбоновые, меловые) находятся здесь на небольшой глубине и повсюду можно встретить обнажения гранитов, базальтов и осадочных пород.

4) Село Колывань, Курьинский р-н, Алтайский край

Поселение основано в 1727 году на реке Белая, на склоне Колыванского хребта в 33 км к северо-востоку от города Змеиногорска. Горное дело на Алтае получило развитие с 1723 года по инициативе Акинфия Демидова, основавшего Колыванский завод (1726) и Змеиногорский рудник (1737); первоначально, округ именовался по названию старейшего завода — Колывано-Воскресенским.

В Колывани до переезда в 1749 году в посёлок Барнаульского завода, находилась контора горного округа Колывано-Воскресенских заводов, фактически осуществлявшая руководство горнопромышленным Алтаем. Медеплавильный завод в Колывани существовал с 1727 до 1799 года, в 1802 году в цехах бывшего завода разместили шлифовально-гранильную фабрику.

Было принято называть рудники церковными именами, один из них открытый на Алтае (во время Демидова), получил название Воскресенского, существовали месторождения, которые были названы Богоявленским и Вавилоновским. Например, на Змеиногорском руднике в XVIII столетии были заложены горные выработки; Благовещенская, Архангельская и Рождественская и шахты: Вознесенская, Преображенская и Святого Николая Чудотворца; в 1758 г. на Змеиногорском руднике водоотливная штольня длиной более километра, именовалась штольней Иоанна Крестителя.

5) Село Колывань, Самарская область, Красноармейский район, упоминается с 1822 года, находится на реке Чапаевке (Моче), у подножья высоты 118,2, урез воды на высоте 34 м. Рядом (2-3 км) соседнее село Каменный брод. Версия этимологии: «Название, видимо, находится в одном ряду с нарицательными словами колдобань, колдыбань, употребляемыми в значениях «омут, яма в реке; рытвина, котловина, залитая весенней водой»». Других сведений найти не удалось.

См. карту 1989 г.;
6) Колыванский хребет — горный хребет на северо-западе Алтайских гор, в Алтайском крае, известен примерно с XVII века. Длина около 100 км, высота в восточной части от 600—800 до 1206 м (гора Синюха), в западной — 400—500 м. Богат полезными ископаемыми, сложен гранитами, сланцами, лавами и туфами, есть месторождения полиметаллических руд, а также яшм, порфиритов, кварцитов.

6) Обобщение и вывод

а) Выделение содержания топонима (образа)

Согласно хронологии, старое принятое русскими название города Таллинна (Колывань), послужило поводом для появления других Колываней. Нам необходимо выделить отличительный признак (образ), выделяющий это древнее поселение среди других и имеющий логико-лексическую связь с другими населенными пунктами носящими имя Колывань.

Колывань (Таллинн) – древний морской порт, имеет удобную гавань для стоянки судов, судоводители при входе корабля в гавань ориентировались по выдающимся местным географическим объектам. Таким местным ориентиром, очевидно, служила СКАЛА-ВОЗВЫШЕННОСТЬ, на которой в XIII веке был выстроен каменный Старый Таллинн (Вышгород), она хорошо видна со стороны моря (см. старые картины и гравюры).

* Колывань (Таллинн) – город на скале, крепостная стена и дома выстроены из местного известняка.
* Колывань Новосибирская – гранитный карьер в 4 км, почвы каменистые.
* Колывань Алтайская – на склоне Колыванского хребта, медеплавильный завод.
* Колывань Самарская – находится у подножья высоты, неподалёку село носящее имя Каменный брод.

б) Язык топонима и вывод

Топоним Колывань появился на русском социально-религиозном пространстве, следовательно, у нас есть основание связать топоним с сакральным языком иудеохристианства – иврит. Целесообразно рассмотреть этимологию топоним в связи с библейскими образами и терминологией.

7) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень.
КОЛЫВАНЬ = КОЛ+ЫВАНЬ, у нас сразу же выявляются два соответствующие общему образу топонима (город на скале) термина иврита – КОЛь весь + ЫВАН (ЕВЕН) камень в различных значениях.

Русск. КОЛЫВАНЬ = КОЛ+ЫВАНЬ = ивр. КОЛь весь, всё, все, совокупность + ЕВЕН камень (также руда); т.е. совокупность (всё) каменного, или – камень.

* См. стронг иврита 3605, КОЛь, КАЛ всё, все, совокупность

* См. стронг иврита 68, ЕВЕН камень

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
КОЛь; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_210.htm
ЕВЕН; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_004.htm

б) Библейский образ

* Второзаконие 8:9: «в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо (руда, ЕВЕН), и из гор которой будешь высекать медь».

* Иов 28:2: «Железо получается из земли; из камня (ЕВЕН руда) выплавляется медь».

* Левит 14:43: «Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни (ЕВЕН) и оскоблили дом и обмазали».

Таким образом, используя библейские образы и терминологию, мы вышли на более позднюю древнерусскую геологическую терминологию.

* КОЛЫВАНЬ = специальное понятие геологии, рудных месторождений – руда (всё рудное), библейский образ; название поселений специализирующихся на горнорудной деятельности; т.е Рудный.

Становится понятным имя и основная функция Колыванской губернии, административно-территориального образования в Российской империи, существовавшего в 1783—1796 годах и Колыванских поселений – всё РУДНОЕ; разведка и организация добычи полезных ископаемых: драгоценных и обычных металлов.

Источник

Почему Колывань назвали Колыванью?

колывань это что значит. Смотреть фото колывань это что значит. Смотреть картинку колывань это что значит. Картинка про колывань это что значит. Фото колывань это что значит

Издана книга Александра Верина «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири».

Александр Верин – новосибирский журналист и литератор, автор ряда книг стихов и прозы. Родился в Омске. С 1958 года учился в Колывани, окончил в Омске автодорожный институт. По второму диплому – журналист-политолог, специалист в области государственного и партийного строительства. Работал на ГТРК «Новосибирск», редактором газет, на радио. Кавалер высшего знака Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом». Член правления Новосибирского отделения Союза писателей России. Государственный советник первого класса.

Книга «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири» посвящена истории Чаусского острога – Колывани и приурочена к 300-летию со дня его основания.

По мнению автора, «Родину, пусть даже малую, не выбирают. И любят ее такой, какая она есть. И служат ей до конца». Именно эта любовь «заставила воскресить страницы прошлого Колывани, отдать дань памяти лучшим ее людям. По журналистской профессии я был обязан навести порядок с колыванскими цифрами, а в итоге получилась книга».

Жанр книги – научно-популярное издание-исследование. Помимо исторических сюжетов, Александр Верин рассуждает о духовности, нравственности, политике, культуре русского народа. Великолепно изданная, иллюстрированная рисунками автора, репродукциями картин русских художников, фотографиями, картами, страницами архивных документов, книга будет интересна и взрослым, и детям – всем, кто интересуется историей родного края.

Издание появилось благодаря финансовой и организационной поддержке доктора экономических наук, профессора кафедры конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, члена правления ОАО Банк ВТБ Валерия Васильевича Лукьяненко.

Военный историк Юрий Фабрика (бывший школьный учитель автора книги), к заслугам Александра Верина причисляет семь открытий в этой работе.

Итак, какие же неизвестные страницы в истории освоения Сибири открыл журналист и, что «проглядели» официальные историки? Мы представляем вашему вниманию изложение взглядов автора книги и предлагаем обсудить эту интересную тему.

Александр Верин начинает свой рассказ издалека, с начала освоения Сибири русскими. Уже в первой главе книги « Древние связи России и Сибири» он показывает, что «Московское государство пришло в западную часть Западной Сибири веком раньше строгановских казаков». И, что «освоение Сибири началось с похода Ермака, это один из множества мифов, которые подменяют подлинную российскую историю». Автор рассказывает, основываясь на исследования историков, что в Сибирь задолго до Ермака (XIII-XIV) пришли из причерноморских степей самары и чалдоны. Главными первопроходцами были и выходцы из Северной Руси – поморы.

Верин подробно останавливается на роли таких исторических личностей, как Кучум, Ермак и Иван Грозный, имена которых неразрывно связаны с освоением и заселением русскими Сибири. Особую дань признательности отдает он и ПетруI, при котором политика заселения Сибири была усилена. Кстати, в те времена ссылка рассматривалась правительством не как наказание, а как мера по заселению Сибири.

Ключ к переправе через Обь

Первые русские города в Западной Сибири появились в конце XVI века в северных широтах: Тюмень, Тобольск, Пелым, Березов, Сургутская, Тарская крепости. В 1604 году появился Томск, в 1618 году заложен Кузнецкий острог. «В последней четверти XVII столетия, – пишет Александр Верин, – близ нынешнего Новосибирска было уже немало русских деревень». Это такие населенные пункты, как Передовой, деревня Анисимова, Малый Оеш, Большой Оеш, заимка Кругликова. В 1703 году на правом берегу Оби появляется первый на территории Новосибирской области Умревинский острог.

«Но это – правый берег Оби, а стратегически важнее было укрепиться на левобережье, где находились пригодные для пахоты земли, уже освоенные русскими крестьянами», – продолжает рассказ автор.

Эти пашни и нужно было защищать от набегов джунгаров. Поэтому томский воевода принимает решение поставить на левом берегу реки Оби крепость. Воеводу звали Траханиотов Роман Александрович. Автор докопался, что это был потомок тех Траханиотов, которые приехали на Русь вместе с византийской принцессой Софьей Палеолог – невестой царя Ивана III (бабушкой царя Ивана Грозного). Один из Траханиотов основал Березовскую крепость, в этой крепости отбывал ссылку последний колыван, (такой литературный псевдоним взял себе Александр Данилович Меньшиков).

– В начале 1713 года Траханиотов предписывает боярскому сыну Дмитрию Ивановичу Лаврентьеву «приискать» место для острога «на устье реки Чаус». Лаврентьев признал целесообразным строить его в «новой поселенной Анисимовой деревне», недалеко от впадения Чауса в Обь.

Нужно отдать должное военному чутью воеводы: новая крепость дала возможность соединить Тару и Томск сухопутной дорогой через Барабинскую степь, а не мучиться на водном Иртышско-Обском пути, лежащем к тому же в Васюганских болотах. И прикрыла собою переправу через Обь (в районе Дубровина), нарушив планы джунгарского властелина подчинив себе томских, кузнецких и красноярских сибирцев.

А вскоре – после открытий чаусскими рудознатцами на Алтае стратегических запасов медных руд, на базе которых были построены знаменитые Колывано-Воскресенские заводы, – Чаусский острог станет ключом не только на дороге в Восточную Сибирь, но и на юг. И трансконтинентальный Сибирский тракт, который уже начал постепенно формироваться, проляжет тоже через Чаусский острог.

Одна из заслуг автора книги, по мнению Юрия Фабрики в том, что он сумел подчеркнуть «закономерный характер выбора места под строительство Чаусского острога». Это и стратегическое значение острога, и экономическое (через него шли торговые пути, военные и научные экспедиции).

Кто открыл руду на Алтае и уголь в Кузбассе?

колывань это что значит. Смотреть фото колывань это что значит. Смотреть картинку колывань это что значит. Картинка про колывань это что значит. Фото колывань это что значит

«Подвиг чаусских рудознатцев» – так называется одна из глав книги. Александр Верин подробно описывает, как в петровские времена на Руси начали активно искать и добывать полезные ископаемые. Только геологов тогда звали рудознатцами. Автор считает, что мы незаслуженно забыли подвиг рудознатцев, вышедших из Чаусского острога: Степана Костылева, Михайло Волкова, Федора Комарова, Ивана Горбунова, Леонтия и Макара Останиных, Матвея Устюжанина-Кудрявцева и других. Когда-то пришли они с Урала и Ишима в Чаусский острог. А оттуда совершили немало походов по Томскому уезду, на Алтай, в район современного Кемерова. На Алтае они совершили главное открытие – нашли богатые рудные запасы, на которых Демидов построил знаменитые Колывано-Воскресенские заводы. А Михайло Волков обнаружил в Кузбассе каменный уголь. Сегодня, в память о его заслугах, единственному из рудознатцев, в Кемерово установлен памятник.

В главе «Открытие Кузбасского угля» Александр Верин спорит с кемеровским ученым, который считает Волкова доносчиком, вором, а первооткрывателем кузбасского угля называет Данцига Даниэль Мессершмидта, нанятого Петром I. Автор документально доказывает, что никто у чаусского рудознатца казака Волкова не отнимет право первооткрывателя.

Аналогичная история случилась и с Костылевым. Александр Верин приводит документ, в котором Василий Никитич Татищев написал императрице Анне Иоанновне, что медные месторождения на Алтае «впервые обнаружили крестьянин Костылев с товарищами, а Демидов не может считаться их первооткрывателем». Главы о рудознатцах читаются как детектив, здесь и взятки, и доносы, и аресты, и расследования, и торжество справедливости. Впору фильм снимать.

Колыван – имя древнего славянского солнечного божества

Название населенного пункта Колывань трактуют по-разному. Одни считают: «Пришел на это место Иван, вбил кол, поэтому и назвали село Колывань». Другие – название пытаются объяснить происхождением из тюркского или из чудского языков. В книге целая глава посвящена этимологии происхождения слова Колывань.

Автор книги доказывает, что слово Колывань – сугубо русское.

– Оно произошло от «коло» – солнышко, колокол, солнце колы, коловращение, коловрат. Вот она русская свастика. Она в культуре всех народов, начиная от славян и кончая мексиканцами, тувинцами и т.д. Но суть одна – это солнечный круг, солнцевращение, борьба света и тьмы. А «ван» – бог и одновременно имя славянского народа. Складываем и получаем: Колыван – это древний славянский солнечный бог, впоследствии богатырь.

Александр Верин показывает, сколько Колываней было в Российской империи и сколько их сейчас. Как имя Колывань попало на Балтику и в Сибирь.

А вот свое новое название Чаусский острог получил от Колывано-Воскресенских заводов на Алтае, построенных на рудных месторождениях, открытых чаусскими рудознатцами.

Сколько лет Колывани?

Считается, что даты основания Чаусского острога и Колывани разные. Александр Верин при помощи документов доказывает, что Колывани – 300 лет, столько же, сколько и Чаусскому острогу. Вернее, Чаусский острог и есть Колывань.

Указом Александра I от 1822 года острог назначен новым губернским центром Томской губернии Западно-Сибирского генерал-губернаторства и переименован в Колывань, чтобы приблизить административный центр к Колывано-Воскресенским заводам. В результате реформы, звания Томского Гражданского Губернатора и начальника Колывано-Воскресенских заводов соединялись в одном лице. Автором реформы был Михаил Сперанский. Но из-за сопротивления томской бюрократии, царь через год отменил назначение Чаусского острога – Колывани губернским центром. Город был назначен окружным. Дабы избежать путаницы с алтайской и бердской, новую Колывань долгие годы продолжали называть Чаусском.

В 1834 году был утвержден генплан перевода Колывани на возвышенность, в результате чего село, оставшееся на старом месте, сохранило историческое название Чаус, а название Колывань закрепилось за вновь построенным городом. В 1846 году город получил официальный герб (первый и единственный, второй от 1867 не утверждался).

Трнссиб через Колывань?

Александр Верин убежден, что размещение крупного (ныне полуторамиллионного города) столичного города на месте Колывани было бы выгоднее с точки зрения логистики и экологии. Во-первых, «сохранился бы сосновый бор на правом берегу Оби, а будущая плотина ГЭС встала бы там, где сама природа подготовила чашу для водохранилища».

Автор не верит, что колыванские купцы давали взятку изыскателям, либо правительственным чиновникам, чтобы Трансссиб прошел через Колывань. Во-первых, скупы, во-вторых, богатые томичи ничего не смогли сделать, что уж говорить про колыванцев. А, вообще-то, они немного и потеряли от этого, – считает Александр Верин. Они просто взяли и переехали в Новониколаевск. Население Колывани сократилось на 3,3 тысячи человек – это четверть тогдашнего населения Колывани. «Поэтому Колывань вполне законно можно назвать предтечей, матерью, – нянькой кормилицей Новониколаевска-Новосибирска». Да и первым главой города горожане выбрали выходца из колыванского купечества Владимира Ипполитовича Жернакова.

«Сибирская Вандея»

Александр Верин рассказывает и о трагической странице из истории Колывани – Колыванском восстании, которое произошло в июле 1920 года.

– Чекисты обвиняли повстанцев в том, что они составили тайную организацию из более 200 вооруженных лиц, имевших связи со многими населенными пунктами. Конечная цель – свержение советской власти и установление «народных прав».

Автора волнует безразличное отношение колыванцев к этой трагедии. Он считает, что «нынешние россияне должны знать и помнить о жертвах классовой ненависти и непримиримости, чтобы не допустить нового взаимного истребления».

7 июля 2010 года на месте боев был установлен закладочный камень, названный колыванцами Камнем памяти и примирения. А в будущем планируется установить памятник всем жертвам братоубийственной Гражданской войны.

Культурно-туристический парк «Колывань – Чаусский острог»

Александр Верин является автором проекта комплексного культурно-туристического парка «Колывань – Чаусский острог». Его концепция утверждена Советом по инвестициям Новосибирской области 8 июля 2011 года.

– Правительство сделало все, чтобы проект двигался вперед, но нет частного инвестора. Брать на себя восстановление Чаусского острога, как Умревинского, правительство не будет, потому что от Чаусского острога не осталось ничего, там просто нечего реставрировать. Он будет ставиться в другом месте – на Колыванском холме.

Здесь будут располагаться памятники жертвам братоубийственной Гражданской войны и основателям Чаусского острога – Колывани, острожные сооружения, выполняющие роль исторических памятников и одновременно ремесленных мастерских Города мастеров, музей сибирского деревянного зодчества и быта, а также культурно-развлекательные и спортивные объекты. С точки зрения современного бизнеса это интересно – открывается широкая пойма. Ниже – на излучине Чауса, появятся пляж и пристань. Можно будет развивать и спортивное направление: склоны можно использовать для занятий сноубордом и санками. Предполагается создать Арт-парк, где будут проводиться выставки мастеров деревянной архитектуры и дизайна. Идей очень много, главное, чтобы они воплотились в жизнь.

По мнению автора, «Так укрепится смысловая связь: Новосибирск – продолжатель древней истории освоения русскими Сибири, а не просто город, возникший на берегах Оби по единоличной воле экономного проектировщика».

По материалам книги Александра Верина «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *