командир разъяснил что бойцы должны были сделать
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Искандер Фазиль Абдулович
Книга «Рассказы разных лет»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
— Вот суки! — восхитился лейтенант психикой немцев, еще не сломленной Сталинградом, и велел ждать.
К этому времени весь поселок и все живущие под горой собрались у пещеры, и, конечно, не обошлось без Богатого Портного. С начала осады немцев он каждый день, прихрамывая, наведывался сюда. Уже в первый день он пришел сюда с ковриком и с нардами. За это время он много чего здесь наговорил, но в памяти очевидцев остались два его изречения.
— Тот человек счастливый, — сказал он, расставляя фишки для новой партии в нарды и внезапно останавливаясь, словно прислушиваясь к грохоту далекой канонады, — тот человек счастливый, что сейчас на фронте в самом пекле находится…
В этом его не слишком ясном изречении было понятно только одно, что ему хочется на фронт, но, увы, больная нога не пускает. После своего ишиаса, полученного в часы ночных бдений в саду, он и раньше прихрамывал с оттенком участника гражданской войны. Теперь он вовсе захромал уже без всяких оттенков, жалуясь при случае, что у него в колене нашли гнилую воду.
В этот день он предложил лейтенанту прорыть гору над пещерой и выйти немцам в тыл. (Но это еще не второе его изречение, тем более что лейтенант его не послушался).
— Вот и рой, — холодно ответил ему лейтенант.
Трое бойцов вместе с лейтенантом и догнавшим их переводчиком, хлюпая по воде, подошли к краю огромного озера. В середине озера торчала вершина сталактита, которую, стараясь пистолеты держать повыше, в обнимку сжимали летчики. Лейтенант включил и свой фонарик, так что оба немца теперь беспомощно помаргивали белесыми глазами в прожекторном перекрещении двух световых лучей.
Толмач опять попытался говорить в рупор, но тут уж лейтенант не выдержал и, выхватив у него трубу, бросил ее в воду, и сразу же всем, может быть даже включая немцев, стало ясно, до чего эта труба надоела лейтенанту и какую железную выдержку проявил он, смиряясь с ее необходимостью.
— Говори так, — сказал он ему, кивая на сравнительно небольшое расстояние от сталактита до берега.
— Хорошо, — ответил толмач, тоже проявив немалую выдержку, — но за то, что ты это сделал при немцах, ответишь.
— А немцы и не видели, — вступился один из бойцов за своего лейтенанта, имея в виду, что немцы их фонарями не освещали, а, наоборот, они немцев освещали.
— Там выяснят, — ответил толмач мимоходом, продолжая слушать немцев, отчего его угроза прозвучала еще убедительней.
Боец хотел было войти в воду и достать рупор, тем более что упал он недалеко, но тут опять произошло замешательство, потому что немцы к берегу плыть отказались. Они сказали (говорил-то все еще один из них), что сами в плен не сдаются, но, если их возьмут в плен, они не отказываются. Тогда лейтенант приказал бросить сталактит, потому что будет рассматривать это как сопротивление. Тут немцы, говорят, переглянулись и в самом деле бросили сталактит, после чего они еще некоторое время с дурацким выражением нейтралитета покружились на поверхности озера, и когда приблизились на расстояние вытянутой винтовки, их окончательно подогнали к берегу.
Поразительно, что, выходя из воды, один из них успел вытащить рупор и подать его именно толмачу, из чего неминуемо следовало, что столкновение лейтенанта с переводчиком не осталось незамеченным. Беря рупор, толмач кивнул головой, как бы злорадно намекая на это обстоятельство.
Вытащив из оцепеневших пальцев пленных пистолеты, их выволокли на солнце. К великому удивлению всех людей, надо полагать, всех, кроме хироманта и его выводка, мокрые немцы оказались облепленными каким-то пухом и перьями, словно это были не подбитые летчики, а Дедал и Икар после неудачного полета.
Немного отдышавшись, тот из немцев, у которого оставался кое-какой голосишко, что-то сказал переводчику, показывая на голову своего онемевшего товарища, из чего жители поселка сделали чересчур поспешный вывод, что второй немец сошел с ума.
— Притворяется! — крикнул Богатый Портной, но тут переводчик доложил, что немец намекает на камни, которые ночью бросали в пещеру.
— Он говорит, что будет жаловаться на нечестное ведение боя, — перевел толмач, продолжая мстить за свой рупор. Но лейтенант не растерялся.
— А кто мирный договор нарушил? — спросил он в упор.
На это немец не нашелся что ответить и неожиданно принялся чихать, а через секунду к нему присоединился и второй пленный. Тут бойцы да и сам лейтенант обрадовались, что у второго немца хоть таким образом прорезался голос. И тогда все поняли, что немец онемел не от камня, а от простуды, в чем сам же виноват. Тут один из бойцов истребительного батальона привел, имея в виду этого невезучего немца, абхазскую пословицу, гласящую, что, мол, упавшего с дерева укусила змея.
Бойцы истребительного батальона посмеялись удачно приведенной пословице, и тогда тот, кто ее вовремя вспомнил, попросил переводчика перевести ее на немецкий язык для пострадавшего немца.
Говорят, переводчик довольно долго переводил эту пословицу на немецкий язык, а немец продолжал чихать, глядя на него непонимающими глазами, может быть решив, что уже начался допрос.
Пока переводчик, поднатужившись, старался довести до сознания пленного немца смысл пословицы, указывая для наглядности на его голову, бойцы истребительного батальона рассказывали окружающим представителям других наций, как сжат и точен абхазский язык, если переводчику так долго приходится переводить эту пословицу. Представители других наций сдержанно соглашались, намекая, что и в их языках тоже есть немало хорошего.
Перевод пословицы, видно, как-то не дошел до сознания немцев, потому что тот, что пострадал от камня, неожиданно энергично замотал головой и что-то просипел, как бы в корне не соглашаясь с пословицей, что выглядело не вполне прилично со стороны пленного. Но тут второй немец разъяснил, что его товарищ, когда парашют зацепился за дерево, не упал с него, а спрыгнул, потому что там было невысоко.
Но тут вмешался лейтенант и велел оставить немцев в покое, оберегая их умственные усилия для более важных дел. Но немцев не оставили в покое, потому что к ним протиснулся Богатый Портной и сказал, обращаясь к переводчику:
— Переведи слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!»
Это было второе его изречение, надолго запомнившееся местным жителям.
— Для чего? — спросил переводчик и без того утомленный предыдущей пословицей.
— Интересно, что они скажут, — сказал Богатый Портной.
Но тут лейтенант опять отстранил Богатого Портного, да, и непохоже было, чтобы немцы могли что-нибудь отвечать, потому что они как принялись чихать, так и продолжали, почти не переставая.
И потом, когда их вели к машине и в самой машине, они продолжали чихать, и даже когда приехали в НКВД, никак не унимались. Да и позже, в кабинете самого полковника, рассказывают жители нашего города, немцы продолжали почихивать, хотя и не столь безудержно, но и без особых признаков затухания.
А все тот же толмач, рассказывают старожилы, хотя непонятно, откуда они все это видели или тем более слышали, стоял рядом с ними весьма удрученный, но уж не тем, что нельзя пользоваться рупором, а тем, что вот полковник все ждет, постукивая пальцами по столу, а ему переводить нечего, кроме этого чихания.
Но тут, говорят, полковник перестал постукивать пальцами, а надо полагать, потеряв терпение, двинул всем кулаком по столу и сказал несколько русских слов, которые в переводе могли прозвучать как строгое напоминание о том, что они находятся не в поликлинике, а совсем в другом месте. И тут, говорят всезнающие старожилы, немцы перестали чихать и притихли, перед тем как заговорить.
Презентация. «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Определите вид придаточных предложений (определительное или изъяснительное). В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? 1)Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 2)Сведения что были получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что Пугачёв занял несколько крепостей оказались верными. 3)Известие что гости приедут завтра застали хозяйку врасплох. Известие что привёз староста всех огорчило.
какая? 1)Деревня, с.с.что (которая) виднеется вдали, построена заново. о чём? Известие, с.что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало. 2)Сведения, с.с.что (которые) были получены при допросе пленного, были очень важны. Сведения, с.что Пугачёв занял несколько крепостей, оказались верными. 3)Известие, с.что гости приедут завтра, застали хозяйку врасплох. Известие, с.с.что (которое) привёз староста, всех огорчило.
Редактирование Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях. 1)Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чём в них хотел рассказать. Он спросил, долго ли художник работал над картиной и о чём в них хотел рассказать. 2)Алёша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ. Алёша спросил, сплю ли я или хочу слушать его рассказ.
Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостаёт. 1)Николай сказал, что должен был сказать для примирения рассорившихся друзей. 2) Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать. 3) Я знал, что брат придёт завтра. 4) Я никак не мог решиться сказать матери то, что задумал уехать. 5) Она поняла то, что за человек он был. 6) Лектор говорил, что всем было известно. 7) Читая первые главы «Евгения Онегина», мы уже знаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-630811
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНадежда Лаптева
Похожие презентации
Презентация 11 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок русского языка в 11 классе Составила: Климова Александра Владимировна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 урок русского языка в 11 классе Составила: Климова Александра Владимировна.
2 закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания; воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речьевой практики.
4 1) В лучах росистых в лучах зеленых теч…т речь…нка что мне мила. (Ф.Фатьянов) 2) Один только старич…к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное важное дело. (Л.Толстой) 3) Вмиг по речьи те спознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок. (А.Пушкин)
5 Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду – чего? вижу – что и т.п. Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны. Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении: Я считаю… Мы с другом условились… По внешнему виду можно предположить…
6 Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи: а) союзов (что, как, будто, чтобы, ли); б) союзных слов (что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему).
7 Многие СПП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе указательные слова, которые чаще всего выражены указательными местоимениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять: Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нельзя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речьь.
8 1 ) Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 2) Сведения что были получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3) Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4) Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5) Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
9 Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо, т.к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
12 1) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 2) Любке сказали, чтобы она подумала, не лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. 3) На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. 4) Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти.
13 5) Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. 6) Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются. 7) Няню Пушкина стали спрашивать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги.
Методическая разработка урока по русскому языку «Сложноподчиненное предложение»
Конспект урока русского языка на 1 курсе
Составила: Тринцукова Ирина Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии
Тип урока: повторительно-обобщающий.
— закрепить умение определять структуру СПП;
— учить расставлять знаки препинания;
— закреплять навыки правописания;
— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Организация рабочей обстановки.
Проверка домашнего задания.
— Зачитайте предложения, которые вы составили по схемам, охарактеризуйте их.
— Охарактеризуйте группы сложноподчиненных предложений.
Повторение ранее изученного материала.
— Выпишите СПП с придаточными изъяснительными. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) В лучах росистых в лучах зеленых теч…т реч…нка что мне мила. (Ф.Фатьянов) 2) Один только старич…к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное важное дело. (Л.Толстой) 3) Вмиг по речи те спознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок. (А.Пушкин)
— Какие предложения выписали? Почему?
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду – чего? вижу – что и т.п.
Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.
Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:
Мы с другом условились…
По внешнему виду можно предположить…
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи:
а) союзов (что, как, будто, чтобы, ли);
б) союзных слов (что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему).
Многие СПП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе указательные слова, которые чаще всего выражены указательными местоимениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:
Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нельзя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С.Маршак)
1. Комментированное письмо.
1) Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало.
2) Сведения что были получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что Пугачев занял несколько крепостей оказались верными.
3) Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило.
4) Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной.
5) Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
— Запомните! Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо, т.к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
2. Редактирование предложений.
— Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях:
1) Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чем в них хотел рассказать.
2) Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.
— Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостает.
1) Николай сказал, что должен был сказать для примирения рассорившихся друзей.
2) Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать.
3) Я знал, что брат придет завтра.
4) Я никак не мог решиться сказать матери то, что задумал уехать.
5) Она поняла то, что за человек он был.
6) Лектор говорил, что всем было известно.
7) Читая первые главы «Евгения Онегина» мы уже узнаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».
3. Графический диктант.
1) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 2) Любке сказали, чтобы она подумала, не лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. 3) На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. 4) Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти. 5) Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. 6) Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются. 7) Няню Пушкина стали спрашивать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги.
— В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?
— При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?
— Закончите предложения придаточными изъяснительными.
Я давно знал, откуда…
Я давно знал, когда…
Я давно знал, сколько…
Я давно знал, какой…
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла взлететь.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс
1. Даже девочка, что ходит в город продавать хамсу, как потерянная бродит вечерами на мысу. (А. Ахматова.) 2. И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты. (В. Брюсов.) 3. Она уходила туда, где в медном воздухе дремал Рим. (К. Паустовский.)
— К какой группе сложных предложений относятся данные предложения? (ССП.)
— Найдите главную и придаточную части во всех предложениях. Составьте схемы предложений.
— Вспомните, на какие группы делятся ССП?
Виды придаточных предложений
придаточного
на вопросы
словами
(Рассматривается место придаточного по отношению к главному, выясняется роль союзов и союзных слов; знаки препинания в ССП.)
Роль союзов и союзных слов
— Как различить союз и союзное слово?
Главное и придаточные предложения связываются между собой с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов (относительных местоимений и местоименных наречий).
Подчинительные союзы простые (что, чтобы, если, как, как будто, словно, хотя и др.) и составные (потому что, оттого что, вследствие того что, так что, между тем как, так как, несмотря на то что, в связи с тем что и др.) находятся в придаточном предложении, служат средством его подчинения главному и для связи одного придаточного с другим и не являются членами предложения:
Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет. (К. Паустовский.)
Союзные слова — местоимения (что, кто, который, какой, чей) и наречия (где, куда, откуда, как, когда) также служат средством связи придаточного предложения с главным или другим придаточным.
Как и союзы, союзные слова располагаются в придаточном предложении. Являясь знаменательными частями речи, союзные слова выполняют синтаксическую функцию одного из членов предложения:
Левин сел на лошадь и поехал на поле, где был прошлогодний клевер. (Л. Толстой.)
Иногда одно и то же слово может быть союзом и союзным словом:
Мне все казалось, что вяз не просто стоит среди этих горячих полей. (К. Паустовский.)
В доме, что напротив, затихла музыка. (А. Чехов.)
Чтобы различить союз и союзное слово, необходимо помнить:
1. Союзное слово всегда логически выделяется (на него падает логическое ударение); союзное слово можно заменить либо другим союзным словом, либо членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится:
В доме, что напротив, затихла музыка. (А. Чехов.) В доме, который напротив, затихла музыка.
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) — союзное слово, несущее смысловую нагрузку, можно заменить союзным словом который (деревня, в которой скучал Евгений. ), а можно перестроить предложение: Деревня была прелестный уголок. В деревне Евгений скучал.
2. Союз в некоторых случаях можно заменить другим, близким по значению союзом, а можно опустить (и смысл предложения не изменится):
Синоптики сообщили, что завтра будет дождь. — Синоптики сообщили: «завтра будет дождь».
Если будет хорошая погода, пойдем на прогулку. — Будет хорошая погода пойдем на прогулку.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (И. Крылов.) — Если в товарищах согласья нет …
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
В качестве индивидуальной работы предлагаются упражнения 258, 257, 256, 255.
Класс работает по группам: I группа — упр. 251, II группа — упр. 252, III группа — упр. 249.
Комментированное письмо
Из упр. 250 выписать сложноподчиненные предложения.
Из диктуемых предложений выписать союзы или союзные слова в два столбика.
1. С притаившейся радостью, которая смещалась с грустью, я выхожу из церкви. 2. Ты спросишь, кто велит? (Б. Пастернак.) 3. Откуда Ветер, оттуда и счастье. (М. Лермонтов.) 4. Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов. (В. Гаршин.) 5. Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь. (К. Паустовский.) 6. Он пообещал, что вернется до заката. 7. Подай мне книгу, что лежит на столе.
Ключ к диктанту:
Союзное слово: 1. Которая. 2. Кто. 3. Откуда. 5. Где. 6. Что.
IV. Подведение итогов урока
— Какие основные группы ССП вы знаете?
— Как различить союз и союзное слово? домашнее задание
Выучить записи, упр. 254, 253.
СПП с придаточными изъяснительными
Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания
I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Учащиеся зачитывают предложения, составленные по данным схемам.
Повторение ранее изученного материала
Осложненное списывание. Выпишите ССП с придаточными изъяснительными. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1. В лучах росистых в лучах зеленых теч..т реч..нка что мне мила. (А. Фатьянов.) 2. Один только старич..к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное важное дело. (Л. Толстой.) 3. Вмиг по речи те спознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок (А. Пушкин.)
— Какие предложения выписали? Почему?
Вывод: Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал — о чем? жду — чего? вижу — что и т. п.
Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.
Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи:
а) союзов (что, как, будто, чтобы, ли);
б) союзных слов (что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему).
Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе указательные слова, которые чаще всего выражены указательными местоимениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:
Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нельзя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С. Маршак)
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где — изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.
1. Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 2. Сведения что были получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4. Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
Запомни! Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
Редактирование
а) Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.
1. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чем в них хотел рассказать. 2. Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.
б) Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостает.
1. Николай сказал, что должен был сказать для примирения рассорившихся друзей. 2, Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать. 3. Я знал, что брат придет завтра. 4. Я никак не мог решиться сказать матери то, что задумал уехать. 5. Она поняла то, что за человек он был. 6. Лектор говорил, что всем было известно. 7. Читая первые главы «Евгения Онегина» мы уже узнаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».
1. Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены. Вернется ли он вообще. 2. Любке сказали, чтобы она подумала, не лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. (А. Фадеев.) 3. На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. (В. Арсеньев.) 4. Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти. 5. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А. Чехов.) 6. Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются. (М. Горький) 7. Няню Пушкина стали спрашивать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги. (В. Вересаев.)
— В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?
— При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?
Домашнее задание
Закончите предложения придаточными изъяснительными.
СПП с придаточным определительным
Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания.
Раздаточный материал для работы по группам.
I. Проверка домашнего задания
Рассказать, как различить союз и союзное слово.
Синтаксический разбор предложения
Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать что выполнил свой долг перед литературой (К. Паустовский.)
(Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой.
Повеств., невоскл., СПП с несколькими придаточными: главное предложение — № 2, придаточное условное — № 1, придаточное изъяснительное — № 3).
(Если ), [то ], (что ).
Осложненное списывание
Списать, расставить знаки препинания, определить союзом или союзным словом прикрепляется придаточное предложение к главному.
1. Я знал сколько мужества проявила эта женщина в дни оккупации. 2. Никто не узнал куда ушли ребята. 3. Это был типичный донецкий город жизнь которого без завода невозможна. 4. В небольшой комнате куда я вошел было темно. 5. Мне казалось что небо стало еще темнее. 6. Не знаю что привлекает меня в этом человеке.
II. Повторение ранее изученного материала
— В предыдущем упражнении укажите ССП с придаточным определительным? (№ 3, 4. Отвечают на вопрос какой? при даточные предложения относятся к имени существительному главной части СПП.)
Придаточные определительные относятся к имени существительному (местоимению) главной части СПП и отвечают на вопросы какой? который? чей?
К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, какой, чей, что, кто, каков, где.
Выделяется группа таких СПП с придаточным определительным, в главной части которых обязательно употребляется местоимение. Придаточная же часть конкретизирует значение этого местоимения и отвечает на вопрос кто именно? что именно? Такие предложения некоторые ученые называют местоименно-соотносительными:
Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех, кто пел неверно. (А. Куприн.)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите роль союзных слов в придаточных определительных.
1. Каждый человек — это мир который с ним рождается и с ним ум..рает (Г. Гейне.) 2. И ст..белек травы досто..н того великого мира в котором он р..стет. (Р. Тагор.) 3. Кто сам на себя много б..рет тот и от других вправе ждать многого. (Л. Фейхтвангер.) 4. Счастл..в тот кому з..рею теплый ветер веет (И. Бунин.) 5. За все что человек берет он платит собой. (М. Горький.) 6. Все то чего коснется человек приобретает нечто человечье. (С. Маршак.)
Карточка 2
Спишите, подчеркни грамматические основы предложений придаточных определительных.
1. После обеда в большом зале где поставили рядами стулья с резными спинками стали соб..раться на собрание на котором должен был проповедовать приезжий Кизиветер. 2. Прасковья Федоров на Михель была самая привлекательная умная бл..стящая девушка того кружка в котором вр..щался Иван Ильич. 3. То переб..рая впеч..тления прошедшего ср..жения то радостно вообр..жая впечатление которое он производит известием о победе вспом..ная проводы главнокомандующего и товарищей князь Андрей ск..кал в п..чтовой бричке испытывая чувство человека долго ждавшего и наконец достигшего н..чала желаемого счастья. 4. Князь Андрей не только после своего путешествия но и после своего похода во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни испытывал приятное чувство отдыха среди тех р..скошных условий жизни к которым он привык с детства. (Л. Толстой.)
Работа по группам
1. Данные предложения разобрать по членам предложения, распространить определение, заменить его придаточным определительным. Как изменится смысл предложения?
Аромат цветущей сирени наполнял воздух. Построенный корабль был спущен на воду. Незаконченная работа напоминала о невыполненном обещании. Книга рассказывала о исследованных районах.
2. Придаточные предложения заменить обособленным определением.
Флаги, которые развевались над домами, придавали городу праздничный вид. Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель. Книга, которую нам рекомендовали, очень понравилась. Цех, который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе.
1. Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.
Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. Луга, на которых еще не скосили сено и сохранившие чудесный аромат, расстилались кругом. Дом, который заканчивали строить, выросший на улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться.
2. Составить схемы предложений.
В воздухе уже не чувствовалось той пронизывающей сырости которая заметна в первую весеннюю пору когда реки в разливе. Мы по узкой тропинке забрались на площадку где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом которого звали Иваном Игнатьевичем. (М. Лермонтов.) На снежном обрыве где желтели пятна и полосы золы которую сегодня утром выгребли из печек двигались маленькие фигурки. (П. Павленко.)
1. Заменить приложение придаточным определительным, и наоборот.
Весной 1823 года А. С. Грибоедову, который служил чиновником по дипломатической части, разрешили приехать из Персии в Россию. Для итальянца Растрелли, известного архитектора, Россия стала второй родиной. Архимед, который был величайшим математиком и физиком древности, жил в Греции. Софье Ковалевской, которая была первой в мире женщиной — математиком, не разрешили преподавать в университетах России.
2. Составить схемы предложений
У него была мать, которую он страстно любил, и сестра, которую надо было вывести в люди. (В. Короленко.) Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту и выехали в лощину, где дожидались казаки. (Л. Толстой.) дом, в котором нет книг, подобен телу, которое лишено души. (А. Чехов.) Она убежала в комнату, где прошла вся ее жизнь, села за свой столик, на котором стояли ее детские игрушки, и заплакала. (К. Паустовский.)
От каждой группы выступают два человека.
IV. Итоги урока
Домашнее задание
На основе данного простого предложения составить сложные предложения по данным схемам.
Образец: Ребята принесли из леса букеты распустившейся душистой черемухи.
1. Распустилась душистая черемуха, и ребята принесли из леса букеты.
2. Распустилась душистая черемуха, которая в этом году цвела особенно буйно и ребята принесли из леса букеты.
3. Распустилась душистая черемуха, и ребята принесли из леса букеты, которые наполнили ароматом весь дом.
4. Распустилась душистая черемуха, что в этом году цвела особенно буйно, и ребята принесли из леса букеты, которые наполнили ароматом весь дом.
5. Ребята отправились в лес, где было много черемухи, которая только что распустилась.
СПП с придаточными обстоятельственными
Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания.
Таблица «Придаточные обстоятельственные»
I. Проверка домашнего задания
Рассказать, в чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными.
Зачитать предложения, составленные по схемам.
II. Повторение ранее изученного материала
Списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточных.
Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев.) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Чаковский.) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.
— Какого вида придаточных вы не встретили в данном упражнении? (Обстоятельственные.)
— Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоятельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сообщается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятельств.)
— Выделяются следующие виды обстоятельственных придаточных предложений (работа по таблице):
Придаточные обстоятельственные
Значение | Вопросы от главного к придаточному | Средства связи (союзы и союзные слова) | Примеры |
Времени | Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? | Когда, пока, едва, лишь, едва лишь, только лишь, как только, чуть только, раньше чем, прежде чем | |
Места | Где? Куда? Откуда? | Где, куда, откуда. | |
Образа действия и степени | Как? Каким образом? В какой мере и степени? | На сколько, будто, что, сколько, чтобы и др. | |
Условия | При каком условии? | Если, ежели, коли/коль, когда, раз, коль скоро и др. | |
Причины | Почему? Отчего? | Потому что, оттого что, либо, так как, из-за того что, благодаря тому что и др. | |
Следствия | Что из этого следует? | Так что | |
Цели | Зачем? С какой целью? | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, и др. | |
Уступки | Несмотря на что? | Несмотря на то что, хотя, сколько ни, как ни, где ни и др. |