комедия дель арте что это
Маски комедии Дель Арте (Dell’Arte)
Комедия Дель Арте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок — вид итальянского народного площадного театра, спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. Кроме того, зарождение национальной итальянской драматургии начиналось с произведений, мало пригодных для сцены, поскольку они были перенасыщены персонажами и обилием сюжетных линий. Эта драматургия получила название «учёной комедии» (итал. Commedia erudita).
Анжело Беолько (Рудзанте) в первой половине XVI века сочинял пьесы для венецианских карнавалов, используя технику «учёной комедии». Путаные сюжеты сопровождались трюками и здоровым крестьянским юмором. Вокруг Беолько постепенно собралась небольшая труппа, где обозначился принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, и утвердилось использование на театральных подмостках народной диалектной речи.
Беолько ввёл в драматическое действие танец и музыку. Это ещё не было комедией Дель Арте, — труппа Беолько играла в рамках заданного сюжета, у неё не было свободной игры и импровизации, — однако так обозначилась дорога для возникновения комедии Дель Арте. Первое упоминание о театре масок относится к 1555 году.
Количество масок в комедии дель арте очень велико, всего их насчитывается более ста. Но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.
К основным персонажам комедии Дель Арте относятся Господа и Слуги (дзанни), на противодействии которых основано большинство сюжетов комедии.
Наиболее известные из персонажей-масок:
1) Панталоне
2) Арлекино
3) Бригелла
4) Скарамучча
(итал. Scaramuccia / фр.Scaramouche / рус. Скоморох, «маленький забияка»)
Маска Скарамуччи отчасти повторяла северную маску Капитана, но несла в себе меньше политической сатиры. Это уже был не испанский захватчик, а простой тип хвастливого вояки. Он хвастлив, любит браниться, но как только дело доходит до драки, он трусливо сбегает или, если не успеет сбежать, неизменно будет битым.
5) Капитано
6) Ковьелло
Каждая из представленных масок может быть выполнена в любом декоре.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Персонажи комедии дель арте
Маски Венеции. Маски комедии дель арте
Маски Венеции. Маски комедии дель арте
Комедия дель арте (итал. la commedia dell’arte), или комедия масок — вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).
Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.
Мужские персонажи
Северный (венецианский) квартет масок:
— Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик;
— Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор права; старик;
— Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга;
— Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга;
Южный (неаполитанский) квартет масок:
— Тарталья, судья-заика;
— Скарамучча, хвастливый вояка, трус;
— Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;
— Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга;
— Капитан, — хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи;
— Педролино (Пьеро, Паяц), слуга, один из дзанни.
— Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый;
Женские персонажи
— Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;
— Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки.
Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем – просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.
Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.
КОЛОМБИНА (Columbina) – служанка Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.
Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта.
БРИГЕЛЛА (Brighella) – еще один дзанни, партнер Арлекина. В ряде случаев Бригелла – это self-made man, который начинал без копейки, но постепенно накопил деньжат и обеспечил себе довольно комфортное существование. Часто его изображают владельцем таверны. Бригелла – большой любитель денег и дамский угодник. Именно эти две эмоции – первобытное вожделение и алчность – застыли на его зеленой полумаске. В некоторых постановках он выступает как слуга, более жестокий по характеру, чем его младший брат Арлекин. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Он хитер, пронырлив и может, по обстоятельствам, быть кем угодно – солдатом, моряком и даже вором.
Его костюм – это белый камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками. Часто имеет при себе гитару, так как склонен к музицированию.
Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги, недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков и музыкальных интермедий. Образы, близкие к Бригелле, присутствуют в комедиях Лопе де Вега и Шекспира; это также Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше.
ВЛЮБЛЕННЫЕ (Inamorati) – неизменные герои commedia del arte, господа Коломбины, Арлекина и других дзанни. Влюбленные выглядят оторванными от жизни, напыщенными персонажами. Если они двигаются, то по-балетному, неестественно выставляя носки. Много жестикулируют и часто смотрятся в зеркало. Основные черты Влюбленных – тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность, погруженность в свои чувства и полная неприспособленность, которой активно пользуются дзанни. Даже их имена звучат высокопарно (мужчин обычно звали Сильвио, Фабрицио, Аурелио, Орацио, Оттавио, Лелио, Леандро или Флориндо, а женщин – Изабелла, Фламиния, Виттория, Сильвия, Лавиния или Ортензия).
Inamorati одевались всегда по последней моде, преувеличенно тщательно и нарядно. Маски заменял густой слой макияжа, благодаря которому роли Изабеллы и Лелио были доступны далеко не юным актерам. Кроме того, непременной принадлежностью их туалета были парики, мушки и всяческие украшения. Юноши нередко наряжались в красивую военную форму. По ходу действия костюмы Влюбленных могли меняться несколько раз.
Несмотря на то, что именно вокруг любви молодых строится интрига комедии, влюблённые всегда остаются в тени масок-дзанни, а их любовь всегда воспринимается с некоторой долей иронии.
ИЗАБЕЛЛА (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль
ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) – одна из самых известных венецианских масок. Панталоне – это престарелый богатый купец, который постоянно волочится за каким-либо женским персонажем (всегда – безрезультатно). Этот образ воплощал набирающий силу класс венецианской буржуазии. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески. На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами. Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность. Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.
ДОКТОР (Il Dottore) – маска близкая по характеру к Панталоне, престарелый персонаж, обычно отец одного из Любовников (Inamorati). Внешние черты Доктора характеризовались тучностью (иногда этот герой поистине огромен), неповоротливостью на сцене и важными манерами человека ученого. Он представляет собой пародию на выпускников Болонского университета, поэтому постоянно произносит внешне многозначительные, но на самом деле абсурдные латинские фразы. Имеет склонность к обжорству и порнографическим шуткам, обычно оскорбительных для женского пола. Он небогат. Костюм Доктора – это черная университетская мантия до пят, черные туфли, чулки и бриджи и черная академическая шапочка. Темная маска с седыми клочковатыми бровями закрывала, как правило, лишь лоб и нос. Щеки актера оставались открытыми – их ярко румянили, чтобы показать любовь персонажа к спиртному.
По сюжету Доктор часто выступал другом (или соперником) Панталоне и хозяином Педролино.
ШУТ (Jester, Jolly) –представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове – колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы.
ТАРТАЛЬЯ (итал. Tartaglia, заика) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Ковьелло, Скарамучча и Пульчинеллой. Во Франции эта маска не прижилась.
Маска Тартальи появилась в Неаполе ок. 1610 г. Одними из первых интерпретаторов её стали актёры Оттавио Феррарезе и Бельтрани да Верона.
Происхождение: испанец, плохо говорящий на итальянском языке.
Занятие: чиновник на государственной службе: он может быть судьёй, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п.
Костюм: стилизован должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки.
Поведение: как правило, он старик с толстым животом; всегда заика,его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей.
Наибольшей популярности маска достигает ко второй половине XVII в. В XVIII в. во фьябах Карло Гоцци эту роль играли актёры Агостино Фиорилли и Антонио Сакки, но у Гоцци эта маска уже не имеет столь ограниченных рамок, в его фьябах эту маску могут носить, например, министр (фьяба «Ворон») и королевский сын («Любовь к трём апельсинам»).
Комедия дель арте
Из Википедии — свободной энциклопедии
Комедия дель а́рте (итал. commedia dell’arte ), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).
Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII века, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры (эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капоко́мико, итал. capocomico ).
К XIX веку комедия дель арте изживает себя, но находит продолжение в пантомиме и мелодраме. В XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре.
Принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных телесериалов, а искусство импровизации — в stand-up comedy.
Комедия Дель Арте (комедия масок)
Комедия дель арте характеризуется импровизированными диалогами и постоянными персонажами с устоявшимися чертами характера. Этот вид театра зародился в Италии в XVI веке.
Пьесы комедии дель арте обычно исполнялись странствующими актёрами под открытым небом. Спектакли основывались на размытом сюжете, который не прописывался детально. Актёры знали сценарий в общих чертах и сочиняли реплики на ходу. В таком театре идея пьесы шла не только от автора сценария, но и от артистов, которые в значительной степени влияли на ход развития сюжета.
Чаще всего в центре событий была история молодых влюбленных (Innamorati). Их счастью постоянно кто-то мешал: родители, супруг или иной злодей. Влюбленные обращались за помощью к дзанни — слугам. Они придумывали хитроумный план и помогали несчастным. В комедии дель арте часто случались супружеские измены и предательства.
В перерывах между сценами актёры разыгрывали заранее отрепетированные лацци — шутки с элементами акробатики и мимических движений. Они не влияли на развитие сюжета, их использовали для того, чтобы развлечь зрителей.
Неспроста у комедии дель арте есть второе название — актёры действительно носили маски. Они знали о своих персонажах всё, поэтому спокойно надевали личину определённого героя и импровизировали. Каждый актёр играл определенную роль и носил одну маску всю жизнь.
Персонажи
Каждый герой комедии имеет характерную для него речь, жесты, костюм и аксессуары. Все эти атрибуты стали шаблонами для изображения каждого персонажа. Такие отличительные признаки помогали зрителям сразу узнавать своих любимых героев. Почти все персонажи носили маски, которые частично или полностью скрывали выражения лиц актёров. Поэтому в комедии дель арте присутствовали нарочито броские жесты и диалекты, которые показывали настроение героев и отражали региональные стереотипы.
Венеция и Неаполь были центрами комедии дель арте. В каждом из этих городов выступали герои с разными именами, но они обладали рядом схожих черт.
Героев комедии дель арте можно разделить на три вида: господа, дзанни и влюбленные. Персонажей было очень много, мы расскажем о самых распространённых.
Начнём с господ.
Капитано
Cамовлюбленный испанский солдат. Он носит плащ, саблю и усы. На самом деле Капитано очень труслив, но скрывает это за хвастливыми репликами. Когда он сталкивается с опасностью, то сразу показывает свою истинную сущность.
Панталоне
Алчный купец в красном жилете и штанах. Выглядит, как старик с длинной бородой и длинным крючковатым носом. Чрезвычайно падкий на женщин.
Доктор
Врач (иногда юрист) и друг Панталоне. Он слишком гордится своими знаниями, поэтому в каждой реплике старается говорить на латыни, однако неправильно. Ещё ему часто изменяет жена. Он тучный, носит черную мантию и маску, которая закрывает только лоб и нос.
Другой вид героев комедии дель арте — слуги. Преимущественно их играли мужчины. Именно их поведение, шутки, интриги и акробатические выступления в перерывах являются самой интересной частью выступлений комедии дель арте.
Арлекино
Один из самых знаменитых персонажей. Он беден, что подтверждает его яркий костюм с ромбическим узором. Это нагромождение ромбов выглядит так, словно всё его одеяние состоит из заплаток. Он носит зелёную маску, которая может иметь бородавки или быть похожей на морду обезьяны. Он хитрый, говорит забавные глупости и время от времени бьёт людей деревянным мечом. Претворяется недалеким, чтобы избежать наказаний.
Пульчинелла
Носит свободную белую одежду и остроконечную шляпу. Своим видом он может напоминать грустного Пьеро, однако внешне выделяется своим горбом и чёрной маской с клювом.
Пьеро
Известный и за пределами Италии в комедии дель арте он всё также меланхоличен и наивен. Носит белую одежду с длинными рукавами и пудрит лицо, иногда к образу добавляется слезинка.
Бригелла
Носит чёрную маску с усами и бородой. Он надевает белый костюм, желтые ботинки и носит за спиной кинжал. Бригелла жесток и может обманывать людей.
Пара влюблённых
это единственные персонажи, которые не носят масок. Они улыбаются, приятно выглядят и вызывают сочувствие у зрителей. Только влюблённые могли менять наряды несколько раз за один спектакль, владели изысканной пластикой и тосканским диалектом.
У каждого вида театра наступало как время расцвета, так и пора увядания. К середине XVII века комедия дель арте перестала быть столь популярна, как раньше. Однако театр импровизации и лацци повлияли на творчество Мольера, Карло Гоцци и Александра Блока.
Анастасия Денгаза
Рубрика Жанр номера
СТАТЬЯ Комедия дель арте
Время появления: середина XVI века
Место появления: Италия
Канон: ограничивается набором определенных типажей
Распространение: европейский театр
Особенности: импровизация, карнавальная эстетика, маски-типы
Немного истории
Первый профессиональный европейский театр возник в Италии середине XVI века. После заката эпохи античности театр никуда не ушел из европейской культуры, однако перестал быть таким важным общественным явлением, каким он был, например, в Древней Греции. Христианская церковь, мягко говоря, не очень одобряла театральные представления, которые отвлекали прихожан от духовной жизни и слишком много ориентировались на суетный земной мир (даже мистерии!). В ответ на гонения театр не исчез, но ушел в подполье, перестал быть профессиональным искусством.
Теперь театр обосновался на торговых площадях и стал неотъемлемой частью городских и деревенских ярмарок. Музыканты, танцоры и акробаты объединялись, чтобы рассказать зевакам увлекательную историю за несколько монет. Никто не писал текстов к таким «пьесам», все решала импровизация актеров: остроумные реплики выдумывались на ходу, иногда в ответ на выкрики зрителей, придумывать образы тоже было не надо, достаточно было выхватить из толпы наиболее «рельефный» типаж и представить его публике в виде гротескном, но безусловно узнаваемом.
Со временем коллекция типажей на таких представлениях расширялась, и какие-то из них полюбились публике настолько, что получили специальные имена и характерные черты. Так появилась комедия дель арте.
Жак Калло. Танец двух дзанни, XIX век
Комедия дель арте (итал. commedia dell’arte) не единственное имя, под которым известен этот вид искусства. Другие его названия — комедия масок, импровизационная комедия (commedia all’improvviso), комедия дзанни (commedia degli zanni).
Спектакли, относящиеся к комедии дель арте, не имели жесткого сценария, а лишь общую сюжетную схему, в рамках которой актеры импровизировали на заданную тему, стараясь перещеголять друг друга в остроумии. Главной особенностью этого театра (кроме импровизации) было то, что почти все актеры были одеты в маски, которые представляли собой определенные социальные типы: скупердяй, трус, педант и т. д. Маски имели свои имена, так что завсегдатай такого театра, только услышав имя, уже понимал, какой персонаж появился на сцене. Роли распределялись в труппе и навсегда закреплялись за одним актером. Однако это не значит, что из года в год бедняге приходилось играть одно и то же: благодаря импровизации роль никогда не оставалась прежней и бесконечно менялась, иногда в самую неожиданную сторону.
Импровизационный метод работы и стал основой того, что труппы комедии дель арте из любительских групп превращались в настоящих профессионалов. Импровизация требует повышенного внимания от актеров и общей слаженной работы всего ансамбля: каждому необходимо было внимательно следить за репликами партнера и его поведением, чтобы ответить вовремя и «впопад», при этом не только создавая один удачный момент, но и развивая общую линию представления.
Кроме этого, в труппах комедии дель арте впервые присутствовали элементы режиссуры: ведущий актер труппы, называемый capo commico, сочинял краткие сюжетные схемы, в соответствии с которыми и выстраивалось представление.
Итальянские труппы много гастролировали не только по разным областям Италии, но и по всей Европе. Популярность комедии дель арте в конце XVI века достигла своего пика. Самыми знаменитыми труппами своего времени были «Джелози», «Конфиденти» и «Федели». Однако уже к середине XVII века комедия дель арте начала приходить в упадок, и в XVIII веке исчезла почти полностью. Этому способствовало ужесточение политики церкви по отношению к театру вообще, и к комедии дель арте в особенности. Но традиции комедии масок не оказались забыты и по сей день продолжают влиять на мировое искусство: импровизация является важной частью стендап-комедии, а персонажи-типы (маски), помещаемые в различные ситуации, стали основой ситкомов.
Список действующих лиц
Число масок в комедии дель арте превышает сотню. Но из этой сотни было лишь несколько самых популярных. Каждая маска говорила на своем диалекте и имела особый наряд и сценическую пластику.
Все маски можно поделить на три группы:
Персонажи из комедии дель арте. Неизвестный автор, ок. 1500
Импровизация требует повышенного внимания от актеров и общей слаженной работы всего ансамбля: каждому необходимо было внимательно следить за репликами партнера и его поведением, чтобы ответить вовремя и «впопад», при этом не только создавая один удачный момент, но и развивая общую линию представления.
На самом деле, слово «маска» в отношении Влюбленных употреблено лишь в значении «роль», поскольку Влюбленные были теми персонажами комедии дель арте, которые масок на сцене не носили, зато обычно поражали зрителей красотой и изысканностью своих нарядов. По костюмам Влюбленных на представлениях можно было узнавать последние модные новинки. Говорили Влюбленные, в отличие от остальных персонажей, на тосканском диалекте (именно на нем писал свои сонеты Петрарка). Актеры, исполнявшие роли Влюбленных, первыми стали записывать тексты своих персонажей и отказываться от импровизации.
Кроме Влюбленных, маску не носила еще и Серветта, или Фантеска, — женская версия Дзанни.
Основой для построения сюжета становилось развитие отношений двух Влюбленных, которым изо всех сил пытались помешать Старики. Слуги помогали своим господам-Влюбленным и разрушали интриги Стариков, чтобы привести представление к благополучному исходу. Такова была общая канва почти всех представлений.
У комедии дель арте было два центра — Венеция и Неаполь. Венецианские маски больше ориентировались на сатиру, а неаполитанские — на трюки и буффонаду. Венецианские представления отличались большей логичностью действия и редко отклонялись от основной сюжетной линии. Неаполитанские представления отличались большей эклектичностью.
К венецианскому квартету масок относятся:
К неаполитанскому квартету масок относятся:
Пульчинелла был настолько популярен, что стал героем т. н. пульчинеллат — специальных представлений, где он играл разнообразные роли, которые создавались «на злобу дня».
Аналогом Скарамучча в венецианской комедии дель арте был Капитан — хвастливый и кровожадный, но одновременно очень трусливый воин.
Серветты обычно носили имя Коломбина, Смеральдина, Франческина, Кораллина и т. д.
Юные Влюбленные иногда просто носили имена актеров, которые исполняли их роли. Довольно распространенными для юношей были имена Лелио, Орацио, Люцио, Флавио и т. д. Для девушек — Изабелла, Лучинда, Витториа и т. д.
По описанию сюжета и персонажей можно легко заметить, что комедия дель арте, будучи народным театром, имела ярко выраженный демократический дух: напыщенные представители высших классов (богачи, власть имущие, ученые-схоласты) неизбежно оказывались побежденными и посрамленными веселыми и изобретательными выходцами из народа. Так что несмотря на то, что сюжет обычно строился вокруг линии двух Влюбленных, настоящим «нервом» представления комедии дель арте было противостояние Стариков и Дзанни.
Дети и дальние родственники
Итальянские труппы путешествовали не только по областям Италии, но выступали и в соседних странах: Франция, Испании. Со временем они добрались до Германии, Австрии, Англии, а в XVIII веке итальянские артисты выступали даже в России. Так распространялось влияние комедии дель арте по всей Европе. Персонажи комедии масок становились популярны далеко за пределами своей родины: их упоминали в своих произведениях Лопе де Вега, Бен Джонсон и даже Уильям наш Шекспир.
В силу географической близости и родственности итальянского и французского языков особенно популярна комедия дель арте была во Франции. После того как на родине артисты были подвергнуты преследованиям со стороны церкви, именно в Париже открылся Театр итальянской комедии, сохранивший, пусть и в несколько измененном виде, традиции комедии дель арте. Во Франции ее стали называть импровизационной комедией. И если аристократы наслаждались изысканными представлениями в богатых салонах, то крестьяне и горожане на ярмарках придумывали новый канон для своих представлений. Французские артисты не носили масок, а предпочитали вместо этого белить лицо мукой и подрисовывать углем усы и бороду. Некоторые персонажи изменили свои имена под воздействием французских реалий: Пульчинелла превратился в Полишинеля, а Педролино — в Пьеро. Выступления актеров дополнялись представлениями акробатов и танцоров. Импровизации стало меньше, но она все равно оставалась основой театра.
О. Домье. Криспен и Скапен, 1860-е.
Комедия дель арте вошла во французскую литературу вместе с именами Сирано де Бержерака, Мольера, Пьера Мариво. Литераторами Италии, которые испытали на себе наиболее сильное влияние комедии масок, были Карло Гольдони и Карло Гоцци. Они были уже профессиональными драматургами и использовали традиционные образы в самых необычных историях. Но как бы ни была экзотична обстановка, маски в любой ситуации оставались масками. Например, в «Принцессе Турнадот» Карло Гоцци действие пьесы, вроде бы, происходит в Китае, но некоторые персонажи почему-то имеют итальянские имена из комедии дель арте: Панталоне, Тарталья, Бригелла, Труффальдино.
Несмотря на то, что сюжет обычно строился вокруг линии двух Влюбленных, настоящим «нервом» представления комедии дель арте было противостояние Стариков и Дзанни.
Разумеется, они действуют сообразно своим именам, и, несмотря на псевдовосточный колорит, основа истории остается узнаваемой и близкой европейским зрителям.
В России XVIII века итальянская комедия стала любимым развлечением петербургской и московской знати, которая постоянно устраивала венецианские карнавалы, однако настоящий интерес к комедии дель арте возник лишь в XX веке. Александр Блок переосмыслил маски в трагическом ключе, написав пьесу «Балаганчик». На создание «биомеханики» Всеволода Мейерхольда вдохновила именно комедия дель арте, к которой он впервые прикоснулся как раз через постановку пьесы Блока. А постановка «Принцессы Турандот» Евгением Вахтанговым в манере, максимально близкой к изначальной комедии дель арте, стала по-настоящему легендарным спектаклем и одним из крупнейших творческих прорывов русского театра.
Такие формы народного театра, как комедия дель арте, в том или ином виде развивались во всех национальных культурах (например, скоморошество и балаганы на Руси), но мало где они вошли в область профессионального искусства и трансформировались в такую сложную и утонченную форму, как в Италии. Отдаленными родственниками комедии масок можно назвать китайскую сычуаньскую оперу и японский театр но, которые также развились из народного драматического искусства в сложную систему с устойчивым набором персонажей-типов, которые обозначаются узнаваемыми масками, гримом, одеждой, особой пластикой и жестикуляцией.
К. Сомов. Влюблённый Арлекин, 1914.
Маски и люди
Советский фильм «Король-Олень» (1969 г., режиссер — Павел Арсенов), который является довольно вольной экранизацией одноименной пьесы Карло Гоцци, поднимает интересный вопрос о соотношении живого человека и маски в персонаже комедии дель арте.В одном из эпизодов фильма главный злодей, первый министр короля, носящий говорящее для комедии дель арте имя Тарталья, внезапно останавливается посреди той череды подлостей и злодейств, которые он устраивает бедным возлюбленным, и задается простым вопросом, почему он собственно должен все это делать?
Кто такой в этой сказке Тарталья?
Он злодей, негодяй и каналья.
Как такой уродился в Италии?
Не глупец, но подлец и так далее,
И так далее, и так далее, и так далее…
Мне обидно, что имя Тарталья
Нарицательным стало в Италии,
Раз каналья, то значит Тарталья,
Плачь, Тарталья, рыдай,
И так далее, и так далее…
Но не я же, а маска – Тарталья,
Я хороший, а маска – каналья,
Эта маска моя аномалия,
Человеческих чувств и так далее,
И так далее, и так далее, и так далее…
Тарталья начинает спорить с автором-рассказчиком, который присутствует в истории одновременно в образе волшебника. Злодей поневоле просит автора переписать сказку, потому что он не хочет творить подлости и на самом деле является совсем не плохим человеком. Но воля творца непреклонна, а инерция повествования непреодолима, так что Тарталья возвращается обратно к своим злодействам. Но зрителю в этот момент открывается совершенно неожиданная сторона театра масок.
Из незаметного на первый взгляд, но неизбежного «зазора» между актером и его маской осторожно выглядывала бездна возможностей, которая привела к дальнейшему развитию комедии дель арте, хотя вместе с тем и уничтожила ее специфику. Да, за каждой маской скрывался определенный типаж, который должен был быть узнаваемым для зрителей и других героев представления, но импровизация давала актерам не только свободу выражения, но и свободу интерпретации.
Не имея на руках жестко прописанного сценария и по сути придумывая его на ходу, актеры при желании могли полностью перевернуть представление зрителя о своем персонаже и разрушить устоявшиеся стереотипы. И тогда жадный Панталоне и хвастливый Скарамучча внезапно становились достойны скорее жалости, чем злорадного смеха. А актер, исполняющий роль слуги, мог своей игрой доказать зрителям, что «и крестьянки любить умеют». Конечно, чтобы не вызвать гнев публики из-за нарушенных ожиданий, труппы все равно придерживались устоявшегося канона. Но изменчивая и подвижная природа театра масок сама напрашивалась на эксперименты. Ведь такова суть карнавала, где все не те, кем они кажутся, и под знакомой маской может обнаружиться совершенно неожиданный человек. Так драматическое искусство выбиралось из плена условностей и стереотипов. Так зарождался психологический театр. ■
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER