комедия наблюдений что это
Комедия наблюдений что это
(Под редакцией Дениса Чужого)
Ухожу в Stand Up! Полное руководство по осуществлению мечты от Американской школы комедии
© Перевод с английского. О. Миленина, 2020
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2021
Посвящается Змею-Искусителю из Эдема. Без него человечество бы лишилось самой сути юмора: проблем и знаний. Адам и Ева были счастливы, пока не появился Змей, и все бы хорошо, только вот счастливым быть не смешно. Смеяться начнешь, когда возникнут проблемы и станет понятно, с чем придется иметь дело. Так что именно благодаря Змею на Земле стал слышен смех.
Я познакомился со стендап-комедией в своей гостиной на 58-й улице на Манхэттене. В те дни я работал театральным режиссером и сценаристом. Как-то раз ко мне домой пришел стендапер Эли Крупник и сказал, что хочет со мной работать. До этого я сотрудничал с десятками актеров, и в итоге у нас получались яркие и эффектные шоу. Исполнитель главной роли моей первой внебродвейской постановки, комедийного скетч-шоу, где я был режиссером и соавтором, Ли Уилкоф получил премию «Оби»[1] за свою игру. В Лос-Анджелесе я возродил мюзикл Чарльза Страуса «Чарли и Элджернон», а исполнитель главной роли П. Дж. Бенджамин был удостоен ежегодных театральных премий LA Weekly и Drama-logue. Как-то я даже пробовал свои силы в стенах комедийного клуба, где выступала группа комиков «Резиновые ножки», я был у них режиссером и сценаристом, а позже они стали завсегдатаями клуба «Комик Стрип». Но мне никогда прежде не доводилось иметь дел со стендапом.
Правда, самой идеей я загорелся. Сколько себя помню, стендап мне всегда нравился. Именно из-за него я смотрел «Шоу Эда Салливана». Как-то в старшей школе я даже прогулял целый день, чтобы увидеть выступление Ленни Брюса в Ист-Виллидж.
Мы с Эли начали сотрудничать, и вскоре, прознав о нашем успехе, на пороге моего дома начали появляться новые стендап-комики. Ни у кого из них не было курсов актерского мастерства за плечами, поэтому мы вместе разбирались, какими эмоциями сопровождать шутки и как именно передавать эти эмоции на сцене. Если шутка была слабовата, мы ее вместе редактировали. Я заметил, что, если сократить сетап (начало шутки) и панчлайн (концовку), сделать шутку менее универсальной, более личной и подходящей конкретному комику, это оживит выступление. Наше сотрудничество окупалось сполна. В стендапе это легко понять. Зрители смеются больше, организаторы приглашают чаще, и тебе начинают платить.
И вот однажды Эли предложил мне провести мастер-класс. Дважды в неделю ко мне на занятия приходили десять студентов. Помимо этого я встречался с ними индивидуально, чтобы поработать над текстами. На групповых занятиях они представляли свои наработки перед остальными и одновременно служили друг другу аудиторией. После каждого такого выступления они получали от меня подробные комментарии. Завершился этот трехнедельный мастер-класс творческим вечером в легендарном кабаре «Не сболтните мамочке» на 46-й улице. В конце шоу они получили от меня рецензии.
На тот момент в Нью-Йорке проходил еще один мастер-класс по стендапу, но никто в городе так и не разработал программу, которая могла бы помочь комикам на всех этапах процесса, начиная с написания шуток и заканчивая выступлением с ними в клубе. Первый подобный мастер-класс прошел в ноябре 1988-го. Так зародился Американский институт комедии – институт юмора для писателей и артистов, куда приезжают учиться со всей Америки и со всего мира.
Я пришел в стендап из мира театра, где создание представления требует значительных денежных, временных и человеческих вложений. Результат может оказаться волшебным, провокационным, захватывающим. Однако, погрузившись в мир стендапа, я обнаружил, что один человек на совершенно пустой сцене может устроить не менее потрясающее зрелище. Театр, кино и телевидение – технически сложные средства, цель которых в основном – рассказать историю. У стендапа та же функция, а все, что нужно артистам (если зал большой), – это микрофон. Благодаря этому стендап-комики могут устроить целое шоу о том, что происходит прямо сейчас: что случилось сегодня в мире, что произошло у них в жизни. Театр способен творить чудеса, но такое ему не под силу. Постепенно комедийный клуб стал тем местом, где я мог насладиться потрясающим шоу, которое затрагивало и меня, и мою эпоху.
Первые комики, с которыми мне довелось работать, были из разных слоев общества. Но что у них было общее так это чувство юмора, желание выступать на сцене и острая потребность выговориться, используя шутки. Работая с ними, я обнаружил, что у меня дар превращать забавных людей в комиков.
Да еще каких людей! Например, Ольга Неймер, молодая девушка, которая воспитывалась в общине ортодоксальных евреев в Бруклине. Эта община делала все возможное, чтобы уберечь детей от того мира, что выходил за рамки их религиозных убеждений и культурных традиций. Ее родителям хотелось, чтобы она дальше соседнего квартала и носа не показывала. Но была одна проблема. Ольга – смешная. Невероятно смешная. А если у вас уморительный внутренний голос, он будет рваться наружу. Когда-то Ольга пришла ко мне учиться, а сейчас в своих стендапах рассказывает о попытках освободиться от привитых устоев и жить в светском мире.
Юноша по имени Джозеф Опио, решив работать со мной, прилетел из Уганды, где был постановщиком, сценаристом и артистом шоу, аналогичного The Daily Show с Джоном Стюартом. Сейчас он штатный сценарист The Daily Show с Тревором Ноа.
Одним из самых прилежных студентов оказался молодой человек с хорошо оплачиваемой работой в «Грэй Эдвертайзинг» и твердым намерением покончить с жизнью офисного планктона и стать комиком. Звали его Джим Гэффиган. А однажды ко мне пришла учиться старшеклассница из Бруклина. Уже в 16 лет она писала оригинальные, личные, остроумные, откровенные и смешные тексты для стендап-выступлений. Это была Лина Данэм. Ко мне в Америку прилетала учиться стендап-комик Зинат Пирзаде, которая выросла в Иране, но была вынуждена бежать в Швецию. Ей поступали смертельные угрозы от экстремистов шведской мусульманской общины и от неонацистов. Опасаясь за свою жизнь, она на два года бросила стендап. Мечтая вернуться на сцену, девушка встала перед выбором: позволить затравить себя и замолчать на всю оставшуюся жизнь или продолжать делиться своим чувством юмора, несмотря на угрозы. Она вернулась на сцену. Зинат рискнула жизнью ради того, чтобы выступать со своей стендап-комедией. Сегодня она одна из лучших комиков Швеции.
Подобных историй полно, и каждая уникальна. Работать с такими талантливыми людьми и видеть, как они растут, – настоящее удовольствие.
Уже 28 лет я помогаю людям подниматься по карьерной лестнице комедии. Я написал эту книгу, потому что с удовольствием готов помочь и тебе.
Книга поделена на пять частей. В первой я собрал все советы, которыми делился с артистами в самом начале нашего сотрудничества. Вторая часть посвящена всевозможным видам стендап-выступлений. Зная их, сможешь понять, как лучше всего выразить свое комедийное «я». Третья часть – это руководство по написанию собственного материала. Ты научишься писать лаконичные, оригинальные и смешные шутки. Четвертая часть книги отводится выступлениям. Она поможет тебе стать живым и запоминающимся артистом, которого полюбит зритель. Пятая часть «Как добиться непревзойденного мастерства» рассказывает о том, что потребуется, чтобы успешно идти по этому пути, совершенствуя навык и искусство стендапа.
Если хочешь отправиться в это путешествие, переверни страницу.
Что мне о тебе известно
Поверь мне, в тебе полно юмора. Даже не сомневайся. Я редко бываю в чем-то уверен на все сто. Но это как раз такой случай. Ты спросишь себя: «Откуда, черт возьми, такая уверенность? Он ведь меня не знает. Его тут даже нет». А вот откуда. Разве эта книга привлекла бы твое внимание в магазине, не будь у тебя чувства юмора? Протяни руку, я прочитаю по ладони. Всю жизнь окружающие говорили, как с тобой весело. Иногда казалось, что это не так, а люди все равно смеялись. Пусть тебя и не считали главным клоуном в классе, но, услышав чужие шутки, ты думал: «Я смешнее». Так и есть, и люди, которые говорили тебе все это, были правы.
Obie Awards – ежегодная премия за внебродвейскую (Off-Broadway) театральную постановку.
Как начать разбираться в стендапе Луи Си Кей, Хэннибал Бёресс, Азиз Ансари и другие современные звёзды жанра
The Village продолжает пропагандировать самообразование в разных областях культуры и науки. В очередном выпуске рубрики «Новые знания» мы рассказываем о стендапе, который на протяжении последних десятилетий является основным юмористическим жанром в США, а совсем недавно стал набирать популярность и в России. Журналист и автор YouTube-канала о поп-культуре Blitz and Chips Гриша Пророков объясняет, как появился стендап и кого из комиков стоит смотреть в первую очередь.
Гриша Пророков
С самого начала надо знать: для того чтобы понимать стендап, не нужно никаких особых навыков или знаний. В случае с театром или кино ещё можно поспорить, что у каждого из них особый язык, который складывался на протяжении долгого времени, и чтобы в нём разобраться, нужна какая-то подготовка. Юмор же — язык универсальный. Да, конечно, тут тоже сложилась своя традиция, и есть комики, которые особенно глубоко с ней работают: например, один из лучших британских стендап-комиков Стюарт Ли регулярно шутит, в общем-то, о стендапе — и делает метакомментарий. Но в целом, чтобы начать разбираться в жанре, достаточно включить какой-нибудь спешл (о том, что это такое, ниже) и понять, смешно вам или нет. Если нет — попробуйте другого комика. Вот и всё.
Есть несколько версий о том, как появился стендап. Одни историки жанра считают, что он появился в Великобритании в XVIII–XIX веках. В мюзик-холлах — театрах, возникших на основе пабов — зрители могли свободно сидеть в зале, курить и пить алкоголь, а их развлекала труппа варьете с песнями, танцами и театральными сценками. Одним из номеров и был комик, рассказывающий шутки. По другой версии прародителем стендапа следует считать американский уличный театр.
Про современный стендап стоит понимать, что он очень разный: музыкальный, умный, ниже пояса, абсурдный — какой угодно. Это целый вид искусства. Поэтому, если вам не понравился какой-нибудь комик, не стоит ставить на стендапе крест: вы же не бросите смотреть кино после того, как вам, например, не понравился один плохой фильм ужасов. Кроме того, стендап — жанр живой, поэтому в идеале надо ходить на живые выступления. Однако, поскольку в России с этим трудно (у нас стендап всё ещё на первых ступенях эволюции), приходится смотреть записи.
Стендап максимально отличается от советской школы юмора, в которой было два распространённых формата. Один из них — человек выходил и зачитывал (иногда даже по бумажке) написанный кем-то для него сатирический текст. Другой — театральный формат миниатюры, который потом унаследовали КВН и Comedy Club. Стендап же — максимально свободный формат, в котором и автор, и исполнитель, и зачастую главный герой — одно лицо. И делать на сцене можно, на самом деле, что угодно: можно петь песни, можно рассказывать истории из своей жизни, можно шутить шутки, которые никак не связаны между собой, — всё это будет стендапом.
Основной формат, в котором стендап существует в записи, — это спешл (special). Спешл — это большой сольный концерт одного комика, который обычно идёт от 30 минут до двух часов. Многие персональные концерты делались по заказу телеканалов и назывались в духе Ivan Petrov Special for HBO — так и родилось это слово. К спешлу комик обычно долго готовится и обкатывает материал вживую — например, отправляется в тур и даёт 50 концертов с более-менее одинаковым материалом, а потом записывает 51-й.
Спешлы выпускаются на DVD, аудиоальбомами (кстати, не бойтесь слушать стендап в аудио: это тоже отличный формат), а сейчас зачастую просто выкладываются на Netflix. Собственно, Netflix — лучший легальный способ просмотра стендапа в России: в нём немалая библиотека спешлов, и все их можно смотреть с английскими субтитрами. Если же у вас плохо с английским, во «ВКонтакте» существует сразу несколько сообществ энтузиастов, которые занимаются любительским переводом, — собственно, к стендапу многие российские зрители пришли именно через них.
Что же до оригинального стендапа в России, то он пока в зачаточном состоянии. Хотя сходить и посмотреть есть на что: есть шоу Stand Up на ТНТ, участники которого ходят выступать примерно как на работу в офисе, есть клуб Stand-Up Club на Арбате с красным занавесом и бархатными стульями, где дают буржуазную, сытую версию стендапа (что, впрочем, не значит, что это никому не должно нравиться, — в юморе нет правил), есть «Stand Up ЦИМермана» при Центре имени Мейерхольда.
Кроме того, есть независимые комики и даже проводятся открытые микрофоны, на который может прийти кто угодно. Впрочем, на открытые микрофоны комики приходят обкатывать новые шутки — и по большей части выходит ужасно, но это настоящая изнанка жанра и формат, который нужен для живой культуры. Наконец, стоит понимать, что одной Москвой стендап не ограничивается: клубы и сообщества есть по всей стране, а столицей стендапа в России, например, принято называть Воронеж, в котором существует огромная живая сцена и даже проводятся большие фестивали.
Каких классиков стендапа
посмотреть на YouTube
Луи Си Кея нет в русском Netflix, так что приходится вставить его в этот список, хотя его и так уже смело можно называть классиком. Наверняка про него вы уже знаете, но в двух словах: Луи Си Кей — главный американский комик современности, звезда и автор сериала «Луи», сильно повлиявший на всю современную комедию. Успех пришёл к нему довольно поздно, в середине 2000-х, когда Си Кею уже было за 40. Юмор Си Кея — одновременно циничный и пропитанный любовью к людям, при этом балансирующий на грани. Он, с одной стороны, просто рассказывает о своей жизни, с другой — проверяет границы морали и устоев общества. Ему ничего не стоит поднять вопрос о том, не заслуживают ли люди с аллергией на орехи смерти, но он сделает это так, что зрители не будут в шоке.
Один из главных афроамериканских комиков, звезда 1970-х, которого Джерри Сайнфилд называл «Пикассо от стендапа». Мастер автобиографического юмора: всё, что Прайор делал, — это, по сути, блестяще рассказывал байки из собственной жизни, которых у него было полно благодаря безумному образу жизни.
Столп американской комедии, который начал карьеру ещё в 1970-х, но больше всего его выступлений сохранилось из 2000-х. Карлин — язвительный и острый сатирик, мастер чёрного юмора. Большинство его шуток — социальная критика; он много шутил про политику, общество и человеческую глупость.
Джервэйс стал звездой стендапа необычным образом: сначала он придумал и сделал сериал «Офис», а потом уже вышел на сцену в качестве популярного комика — обычно же всё происходит ровно наоборот. Если вам кажется, что политкорректность уничтожает юмор, Джервэйс — комик для вас. Он шутит над всеми: полными людьми, гомосексуалами и вообще кем угодно.
Комик-трансвестит, мастер абсурдистского и странного юмора и человек небывалой эрудиции. Выступления Иззарда лучше смотреть целиком: он идеально выстраивает драматургию своих концертов, постоянно возвращаясь к предыдущим шуткам, создавая сквозных персонажей и так далее. Шутит он при этом, например, про балет, Древний Египет и космическую программу.
Какие спешлы посмотреть на Netflix
Russell Peters: Notorious
Рассел Питерс — канадский индиец, сын иммигрантов. Он по большей части шутит про расы и этническую принадлежность: обыгрывает стереотипы, изображает акценты и рассказывает, как он путешествует по миру. При этом в юморе Питерса нет ни капли расизма: он шутит исключительно добро (и при этом довольно просто), а залы на его выступлениях обычно предельно мультикультурные: там сидят и американские азиаты, и американские арабы, и афроамериканцы, и белые — в общем, кто угодно.
Jimmy Carr: Funny Business
Карр — мастер уанлайнеров: он именно что рассказывает шутки, а не связные истории. При этом Карр — англичанин, так что он делает это с классической сухой британской подачей, с минимумом эмоций и театральными паузами.
Hannibal Buress: Live from Chicago
Флегматичный и апатичный афроамериканский комик со странным и немного абсурдным юмором — стиль Бёресса (известного среди прочего по роли в ситкоме Broad City) придётся по вкусу не каждому, но если он вам понравится, то понравится по-настоящему. Бёресс, как и большинство американских комиков, рассказывает истории из своей жизни и делается наблюдениями, но и наблюдения, и жизнь у него, мягко говоря, странные.
Aziz Ansari: Buried Alive
Азиз Ансари — звезда сериала «Парки и зоны отдыха», а также автор и исполнитель главной роли в сериале «Мастер не на все руки», где он, по сути, играет самого себя. Образ Ансари в стендапе похож на его актёрские работы: он отыгрывает немного наивного, но восторженного великовозрастного ребёнка, который будто только открывает для себя мир. Однако следить за этим очень смешно и интересно.
Iliza Shlesinger: Freezing Hot
Элайза Шлезингер — мастер комедии наблюдений. Наблюдает она, правда, в основном за отношениями, привычками и поведением женщин, но делает это невероятно смешно. Как любой хороший комик, Шлезингер не боится смеяться над собой. Она прекрасно шутит над всеми стереотипами, которые навязывает женщине современное общество, — от обязательного макияжа до планирования свадьбы.
Наблюдательная комедия это форма юмор основанный на банальных аспектах повседневная жизнь. Это один из основных видов юмора в стендап комедия. [1] В комедийном акте наблюдателя комик «делает наблюдение о чем-то из глубин жизни, повседневном явлении, которое редко замечают или обсуждают». [2] Юмор основан на посылке «Вы когда-нибудь замечали?» [2] (или «Вы когда-нибудь замечали?»), [3] который стал комедией клише. [2] «Наблюдательный юмор обычно принимает форму длинного монологи личного повествования; кульминация либо трудно предсказать, либо так и не появилась ». [4]
Содержание
Обзор
Наблюдательную комедию сравнивают с социология. [6]
История
Хотя комедия с наблюдениями стала популярной в Соединенных Штатах в 1950-х годах, [2] один автор предполагает, что он «никогда не был особенно новым. Даже более« старомодные »шутки, которые он якобы заменил, часто сами были замаскированными комментариями, основанными на наблюдении за человеческой природой». [7] Комедианты, однако, уже давно занимаются наблюдательной комедией, хотя до 1950 года ее так не называли. Уилл Роджерс, который был похож на Марк Твен в том, что его комедийный стиль наблюдал за американским равнинным человеком и высмеивал его, говорил: «Я просто слежу за правительством и сообщаю об их деятельности». Шелли Берман был одним из пионеров в этой области. [2] Дэвид Бреннер«бренд наблюдательной комедии стал основным продуктом для других стендапов», [8] [9] любить Джерри Сайнфелд, которого называют «мастером наблюдательной комедии». [3] [10] «Доступный, утонченный наблюдательный юмор Сайнфельда во многом определил комедию 1980-х». [11] 1989 г. Лос-Анджелес Таймс статья писала, что Сайнфельд «явно эталон мастерства в наблюдательной комедии», [12] в то время как Джадд Апатоу назвал Сайнфельда «величайшим комиком-наблюдателем из когда-либо живших». [13] Джордж Карлин был заметной фигурой в наблюдательной комедии с 1960-х годов и оказал влияние на Сайнфельда. [14]
Традиция британской наблюдательной комедии началась с ирландского комика. Дэйв АлленСпектакли в начале 1970-х гг. [15]
Известные комики-наблюдатели
Критика термина
Ричард Зоглин считает термин «комедия наблюдений» вводящим в заблуждение, потому что он не «о политике, социальных проблемах или автобиографии комика, а просто о повседневной жизни». [16]
Наблюдательная комедия это форма юмор основанный на банальных аспектах повседневная жизнь. Это один из основных видов юмора в стендап комедия. [1] В комедийном акте наблюдателя комик «делает наблюдение о чем-то из глубин жизни, повседневном явлении, которое редко замечают или обсуждают». [2] Юмор основан на посылке «Вы когда-нибудь замечали?» [2] (или «Вы когда-нибудь замечали?»), [3] который стал комедией клише. [2] «Наблюдательный юмор обычно принимает форму длинного монологи личного повествования; кульминация либо трудно предсказать, либо так и не появилась ». [4]
Содержание
Обзор
Наблюдательную комедию сравнивают с социология. [6]
История
Хотя комедия с наблюдениями стала популярной в Соединенных Штатах в 1950-х годах, [2] один автор предполагает, что он «никогда не был особенно новым. Даже более« старомодные »шутки, которые он якобы заменил, часто сами были замаскированными комментариями, основанными на наблюдении за человеческой природой». [7] Комедианты, однако, уже давно занимаются наблюдательной комедией, хотя до 1950 года ее так не называли. Уилл Роджерс, который был похож на Марк Твен в том, что его комедийный стиль наблюдал за американским равнинным человеком и высмеивал его, говорил: «Я просто слежу за правительством и сообщаю об их деятельности». Шелли Берман был одним из пионеров в этой области. [2] Дэвид Бреннер«бренд наблюдательной комедии стал основным продуктом для других стендапов», [8] [9] любить Джерри Сайнфелд, которого называют «мастером наблюдательной комедии». [3] [10] «Доступный, утонченный наблюдательный юмор Сайнфельда во многом определил комедию 1980-х». [11] 1989 г. Лос-Анджелес Таймс статья писала, что Сайнфельд «явно эталон мастерства в наблюдательной комедии», [12] в то время как Джадд Апатоу назвал Сайнфельда «величайшим комиком-наблюдателем из когда-либо живших». [13] Джордж Карлин был заметной фигурой в наблюдательной комедии с 1960-х годов и оказал влияние на Сайнфельда. [14]
Традиция британской наблюдательной комедии началась с ирландского комика. Дэйв АлленСпектакли в начале 1970-х гг. [15]
Известные комики-наблюдатели
Критика термина
Ричард Зоглин считает термин «комедия наблюдений» вводящим в заблуждение, потому что он не «о политике, социальных проблемах или автобиографии комика, а просто о повседневной жизни». [16]
Stand-up-комики о том, как создают монологи для выступлений
Галым Калиакбаров, 33 года, город — Нур-Султан, Stand-up-комик, @galymkaliakbarov
О начале пути
Как создавать материал
Самое главное — записывать любую мысль из жизни. Даже если это очень смешная шутка, и вам кажется, что вы ее никогда не забудете — это не так. Лучше сразу все записать. Когда пишешь целенаправленно шутки, то, скорее всего, получится литературный текст. На выступления лучше выходить с подготовленными тезисами и записывать все на видео или диктофон.
Темы для своих монологов я обычно беру из жизни, например, когда просто иду в супермаркет, могу увидеть что-то интересное или странное. Из этого может записаться одна шутка или даже целое выступление. Людям нравится комедия наблюдений, потому что они узнают себя, сталкиваются с разными ситуациями в повседневной жизни.
Stand-up-комик должен быть честным. Когда на сцене говоришь, что действительно беспокоит, то люди чувствуют и лучше проникаются этим. Они видят, что у человека есть определенная позиция. Stand-up хорош тем, что здесь комик не обманет зрителя, и зритель не обманет комика. Все честно.
Можно развить чувство юмора, существуют определенные книги, но зачастую это такой навык, который нужно развивать постоянно. Если перестать выступать и шутить, то, как в спорте, мышцы начинают ослабевать.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь. Практически у каждого комика есть хотя бы одно провальное выступление, но обычно их сотни. И каждый раз хочется бросить заниматься этим делом. Но потом все равно возвращаешься. Важно быть готовым к тому, что это стресс.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь
В других видах сценических выступлений есть музыка и необязательно стоять одному. В Stand-Up есть только комик и микрофон. Особенно сложно, когда выступаешь долго, например, час.
Stand-up — это единственный вид сценического выступления, где есть хеклеры — люди, которые могут выкрикивать и мешать. Нужно уметь им отвечать, это отдельный навык.
Кто вдохновляет
Из комиков меня вдохновляет Луи Си Кей. Я расписывал его концерты, записывал, смотрел структуру его выступлений. В основном вдохновляют комики, которые прошли какой-то путь. Например, Билл Берр, у которого долгое время были несмешные выступления, но он продолжал выступать и сейчас это один из топовых комиков в мире.
Я люблю Stand-up за энергию. Когда ты говоришь шутку и люди смеются, происходит какая-то магия и неописуемое состояние эйфории.
Медет Калибеков, 31 год, город — Алматы, Stand-up-комик, @kalibekov_medet
О начале пути
Как создавать материал
Сначала я собираю заходы — начало шуток. Считаю, что хорошая шутка зависит от того, настолько хорош заход. Поэтому к этой части шутки я отношусь внимательно и серьезно. Когда я собрал достаточное количество заходов у себя в телефоне, в заметках, я сажусь писать шутки. В целом каждая шутка для меня как задачка в математике.
По времени, чтобы написать пять минут смешного материала, у меня уходит две недели времени. Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня. Шучу о том, что происходит со мной.
Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня
В Stand-up вы должны быть готовы ко всему. Чем выше у вас интеллект, тем вы лучше шутите и импровизируете. Трудностей много, и этим Stand-up хорош.
Научиться шутить легко. По сути, все мы умеем это делать, просто надо чуть-чуть понять суть шутки и стендапа. Если вы достаточно мотивированы, у вас все должно получиться.
Кто вдохновляет
Я следил за творчеством Константина Пушкина, который выступал в тогда еще никому неизвестном жанре Stand-up на шоу «Смех без правил» на ТНТ. Я разбирал его шутки, хотел понять, как он заставляет все это работать. Хочу быть таким же крутым, как он.
Нурсултан Айдаров, 24 года, город — Бишкек, Stand-up-комик, сценарист, @nursultanvtoroi
О начале пути
Мой друг по КВН пригласил меня в качестве зрителя на «Открытый микрофон». Я понял, что это Stand-up, где мог выступить любой желающий, через неделю я тоже выступил.
Философия Stand-up мне понравилась больше, чем КВН
Как создавать материал
Процесс создания материала начинается с записи в заметках. Это может быть любая мысль или наблюдение, которое кажется смешным. Затем это можно обсудить с другом-комиком, который еще подаст идей сверху. После идешь в бар и выступаешь, записывая на диктофон. Затем все это слушаешь, где смеялись, где нет. И так, пока тебя самого не удовлетворит.
Мы, в Salem Stand Up, проверяем монолог по полтора месяца, потом снимаем на YouTube, то есть на один 8-минутный монолог уходит один-два месяца. В США на часовой концерт у комиков уходит по два-три года работы. В Москве выступают по несколько раз в день. Мы в Центральной Азии выступаем два, три раза в неделю, так как у нас пока не развита эта индустрия.
Темы для монологов я выбираю из жизни, если мне есть, что по тому или иному поводу сказать. Если боюсь что-то говорить, например, про религию или политику, то не говорю.
Чтобы научиться шутить, нужно читать книги, иметь нестандартную точку зрения и бороться с несправедливостью, хотя бы делать вид, что с ней борешься.
По моему мнению, комик должен быть смелым, злым, добрым, образованным, и самое главное — честным с самим с собой и со своей аудиторией.
В Stand-up важно быть готовым к неудачам и несмешным выступлениям. Они случаются, и нужно понимать, что это часть работы над материалом. Трудности в том, что в какой-то момент вы всегда шагаете в туманное завтра, никто не гарантирует в этом деле успех. Еще нужно быть готовым к тому, что ты будешь делать это бесплатно.