комедия положений что это такое
Комедия положений
Коме́дия положе́ний — вид театрального и киноискусства, классический вид комедии, основанный на том, что герои фильма (спектакля) попадают в курьёзные, смешные ситуации. Комедия положений — комедия, сюжет которой, в противовес комедии нравов, строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств.
Содержание
История
Комедия положений является одним из древнейших театральных жанров, основанным на курьёзных ситуациях в различных местах.
Комедия положения была одним из ведущих жанров в творчестве Шекспира, Мольера, Бернарда Шоу;
В России комедию положений «основал» Д. Фонвизин, а продолжили этот жанр Н. В. Гоголь и А. П. Чехов, как в драматургии, так и в обычной художественной литературе.
Примеры комедии положений
В театре
В кинематографе
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Комедия положений» в других словарях:
комедия положений — см. комедия … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Комедия — вид драмы (см.), в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем, что она: 1. не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон; … Литературная энциклопедия
Комедия — Аллегория комедии, Карл Ванло, 1752. У этого термина существуют и другие значения, см. Кинокомедия … Википедия
комедия — и, ж. 1) Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Музыкальная комедия. Комедия положений. Станиславский отмечал, что в каждой хорошей комедии. всегда есть элементы сатиры… … Популярный словарь русского языка
комедия — (от греч. komodia) один из основных видов драмы (1), изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передает его важнейшие оттенки юмор,… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Комедия — КОМЕДИЯ. Комедия изображает драматическую борьбу, возбуждающую смех, вызывая в нас отрицательное отношение к стремлениям, страстям действующих лиц или к приемам их борьбы. Анализ комедии связан с анализом природы смеха. По Бергсону («Смех»… … Словарь литературных терминов
КОМЕДИЯ — (греч. komodia, от komos веселый, и ado пою). Драматическое представление, изображающее отрицательные стороны жизни, осмеивающее недостатки и пороки общественные. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
КОМЕДИЯ — (от греческого komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанную на хитроумной, запутанной интриге ( Комедия… … Современная энциклопедия
КОМЕДИЯ — (от греч. komodia) жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ( Комедия ошибок У … Большой Энциклопедический словарь
Комедия — (от греч. komodía) вид драмы, исполненный комического пафоса (см. Комическое). Термин «К.» означал первоначально в Древней Греции весёлые песни (от komos весёлая процессия и ode песня). Долгое время под К. подразумевалось… … Большая советская энциклопедия
Комедия положений
Комедия положений — комедия, сюжет которой, в противовес комедии нравов, строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Коме́дия положе́ний, также ситуацио́нная коме́дия, ситуативная комедия, или ситко́м (англ. situation comedy, sitcom), — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах.
«Комедия-драма» (англ. Comedy-drama, также часто называют термином «Драмеди») — современный поджанр трагикомедии, распространённый, в первую очередь, на телевидении. Формат относится к сериалам, которые тесно сочетают в себе комедию и драму.
Независимое кино — профессиональные художественные фильмы, которые производятся в значительной или полной мере вне системы основных киностудий. Помимо того, что такое кино в основном снимается и распространяется независимыми компаниями, независимые фильмы также могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий. Независимые фильмы отличаются по своему содержанию, стилю и приемам, которые выбирают кинематографисты для художественной реализации.
Не следует путать с Документальным кино Не следует путать с Псевдодокументальным киноДокудрама (англ. Docudrama, также иногда «Документальная драма» (англ. Documentary drama)) — современный популярный «гибридный» жанр игрового кино, делающий упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, но внешне подающийся в форме документального или научно-популярного фильма.
Титр, мн. ч. — ти́тры (фр. titre — название, заголовок, от лат. titulus) — поясняющие надписи, использующиеся на театральной сцене, в кинофильмах и на телевидении.
Ситком: что это такое и почему так популярно (примеры лучших ситкомов с высоким рейтингом)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек не может постоянно работать, иногда нужно время на отдых и размышления. Поэтому в конце дня мы хотя бы изредка пытаемся себя развлекать.
Раньше непосредственного взаимодействия было больше – мы обменивались новостями, рассказывали об интересных событиях дня и о том, что прочитали в книгах или журналах.
Однако в последнем столетии блага цивилизации начали действовать, как любое лекарство – что-то лечить, а что-то калечить.
Одна из самых неоднозначных издержек развития технологий – минимизация «живого» общения вследствие доступности разнообразных гаджетов и появления множества форматов телевидения, вместе с которыми пришла и эра ситкомов.
Что такое ситком и как он появился
На постсоветском пространстве слово «ситком» вошло в обиход примерно с начала девяностых, хотя само понятие сформировалось еще в начале XX века в США. По сути, ситком – это калькированная транскрипция англоязычного sitcom, образованного путем сокращения и объединения двух основ:
Уже из названия «ситком» очевидна ключевая особенность, когда юмор строится на поведении нескольких персонажей, то и дело попадающих в казусные ситуации. Традиционно подразумевается наличие двух и более участников комедийного действия, чтобы перед зрителем до конца раскрылась интрига сюжета.
Комедия положений – достаточно «древний» театральный формат, и до сих пор среди критиков ведутся горячие дискуссии, можно ли относить ситкомы к этому формату. Из-за того, что сюжет в обоих случаях строится на некоем курьезном событии, вероятно, речь может идти о субжанре со своими особенностями в плане съемки и подачи.
Ситком – это колоритная история с развитием
Если оригинальная комедия положений ставилась еще в первых театрах и была одной из знаковых в творчестве Шекспира, то о ситкомах человечество узнало лишь сотню лет назад. В двадцатых годах прошлого века в США появились комедийные радиопостановки, развлекавшие общество на протяжении трех десятилетий.
Но конкретный термин официально начали использовать лишь при переходе в телевизионный формат, поэтому первым ситкомом обычно называют сериал «Я люблю Люси», стартовавший в октябре 1951-го.
Шоу о предприимчивой домохозяйке, пытающейся пробиться в шоу-бизнес своего мужа, длилось всего 6 сезонов, однако до сих пор остается на вершинах рейтинга Нильсена. «Я люблю Люси» считается одним из популярнейших сериалов, охватывающих американскую аудиторию более чем в 40 млн зрителей ежегодно.
Сюжетные зарисовки в жанре ситкома обладают рядом отличительных черт, характерных для комедийных телепостановок с множественными эпизодами. За многие годы развития выработался оптимальный формат:
К началу восьмидесятых появились так называемые мыльные оперы, составившие опасную конкуренцию комедийным постановкам, растянутым на десятки (а то и сотни) серий. Понятно, что ситкомы были вынуждены подстраиваться и видоизменяться, чтобы не терять зрителей, заинтересовавшихся трогательными историями о любви и семейных перипетиях.
Новые особенности жанра
В то время в большинстве ситуационных комедий начали появляться более продолжительные сюжетные линии (сквозные или на несколько серий), зрителям стали больше рассказывать о героях, а число второстепенных персонажей ощутимо возросло. Ну и биографиям действующих лиц начали уделять больше внимания.
Еще одной яркой чертой ситкомов стали звуковые дорожки с закадровым смехом. Изначально он был настоящим, поскольку съемки проходили в павильонах с «живыми» зрителями, и их непосредственная реакция записывалась камерой так же, как и голоса актеров.
Впоследствии записи со смехом начали вставлять чаще, причем иногда это делалось совершенно не к месту. Примечательно, что в последние годы от этого искусственного хохота стараются избавиться, что вполне обоснованно, поскольку сегодня такие приемы воспринимаются, как нелепая попытка заставить зрителя смеяться над безвкусными или некорректными шутками.
Павильонные съемки повлияли и на картинку. Долгое время на площадке работала лишь одна камера. Впоследствии некоторые режиссеры начали использовать несколько камер, чтобы в ходе монтажа можно было выбрать наиболее удачные ракурсы.
Однако в дальнейшем производители вернулись к варианту с единственной камерой, предпочитая экономить на склейке, но стали добавлять в последующую обработку некоторые из спецэффектов.
Лучшие ситкомы с высоким рейтингом
В сети сейчас представлена уйма самых разных подборок из лучших комедийных сериалов, но кто их составлял и на какие критерии ориентировался, совершенно непонятно. Поэтому обратимся к наиболее достоверному и компетентному источнику – порталу «Кинопоиск», – и выберем из ТОП-250 самые популярные ситкомы, исходя из наивысшего рейтинга IMDb:
Разумеется, что наша подборка весьма ограничена – в нее включены только зарубежные ситкомы с «живыми» актерами (то есть не мультфильмы) и только те, что имеют рейтинг выше 8,5 баллов.
Что касается отечественных аналогов, то первым ситкомом в России стал сериал «Клубничка» (1996—1997), снятый по «образу и подобию» «Дежурной аптеки» (Испания).
Второй попыткой создать что-то похожее была «Моя прекрасная няня» (2004—2008), где оригинальным был только последний (седьмой) сезон.
В данном контексте достаточно посмотреть программу канала ТНТ, который специализируется на показе комедийных сериалов, и вы легко найдете еще немало похожих проектов, представляющих собой своеобразный микс из адаптированных под русский менталитет сюжетов.
Здесь можно упомянуть парочку самых транслируемых ситкомов с рейтингом от 7 баллов, например:
Вместо заключения
Но будем справедливы: детская наивность, обозначение конфликтных ситуаций контрастом характеров, пародия на социальные и политические темы сделали формат ситкома по-настоящему востребованным.
Но будем справедливы: детская наивность, обозначение конфликтных ситуаций контрастом характеров, пародия на социальные и политические темы сделали формат ситкома по-настоящему востребованным.
И хотя в XXI веке классические ситкомы снимают все реже, их наработки легли в основу большинства популярных телевизионных шоу с комедийным уклоном.
Ситком – что за жанр?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Содержание:
Ситком – это комедийный сериал с постоянными персонажами, простыми и повторяющимися локациями и общей историей.
Жанр ситуационной комедии пришел в Россию из Голливуда, и с каждым годом число его поклонников только растет. Это связано с хорошими ТВ-рейтингами, умеренными бюджетами, опытом и профессионализмом работников киноиндустрии, что за пару десятилетий практически с нуля освоили новое перспективное направление.
Жанровые особенности ситкома
Главное условие – наличие смешных ситуаций. Отсюда и название «ситком» – комедия ситуаций. Чем больше, тем лучше. И тут важно отходить от клише и не прогонять одну тему из серии в серию. В классическом ситкоме персонажи развиваются только внутри серии, а в начале следующего эпизода откатываются назад, забывая все уроки. Как, например, Эл Банди из сериала «Женаты с детьми…», он же Гена Букин из российской адаптации «Счастливы вместе». Он годами не может ничему научиться.
Но сегодня все чаще можно встретить ситкомы, где герои пусть медленно и незначительно, но все же меняются: «Теория большого взрыва», «Американская семейка», «Дылды», «Ольга» и т. д.
Разумеется, хорошо, если в вашем ситкоме помимо комедийных ситуаций будет еще и пара шуток.
Шутки состоят на нескольких элементов:
На заходе лежит важная миссия – подготовить зрителя к шутке, тем самым вызвав максимальную обратную реакцию. Панчлайн – хлесткий финал, который чаще всего разворачивает то, что презентовал сетап, на 180 градусов. Во многом здесь заложен парадокс и разрушение ожиданий.
– У меня и правда, есть чувства к тебе.
– Да, я чувствую, что ты мне действуешь на нервы.
Шутки умело разбросаны по таймингу, чтобы не дать заскучать зрителю. Еще один важный момент – пережидание смеха, то есть дать возможность зрителю высмеяться.
В классическом ситкоме после каждой шутки обычно идет пауза, которую герои отыгрывают мимикой. Сделано это для того, чтобы следующая шутка достигла цели, а не затерялась в смеховой реакции на предыдущий панчлайн. Но сегодня есть и противоположные примеры. Например, в «Рике и Морти» шутки выдаются в таком количестве и с такой скоростью, что часть из них теряется при первом просмотре. Однако в эпоху интернета такой подход оказался даже полезным, потому что он повышает пересматриваемость старых серий онлайн.
Как появился жанр ситкома
Направление вышло из комедийных радиосценок и стендапа. Первым ТВ-ситкомом в Великобритании стал сериал «Прогресс Пинрайна» (1946), в Штатах – «Мэри Кей и Джонни» (1947). Сам термин появился в 1951 году в Америке с выходом на экраны «Я люблю Люси» (1951–1956), что повлияло на развитие жанра. Эта картина стала самым популярным сериалом США, достигнув вершины рейтинга Нельсона.
В 80-е годы американское телевидение захлестнул наплыв мыльных опер, ситуационные комедии стали терять рейтинги и отходить на второй план.
В России первые ситкомы появились в начале 90-х («Клубничка» и «Мелочи жизни»), они надолго отбили желание у зрителей поглощать этот ТВ-продукт. В 2000-х было много попыток вновь привить россиянам любовь к коротким комедийным сериям. Сперва пошла в ход адаптация успешных западных проектов («Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня», «Воронины»), а потом принялись за авторские проекты («Универ», «Интерны»).
В итоге в 2010-е ситкомы в России обрели вторую жизнь. После успеха «Универа», «Интернов» на ТНТ и «Ворониных», «Папиных дочек» на СТС их производство было поставлено на поток. Каждый сезон каналы радуют зрителя сразу несколькими комедийными проектами этого жанра – «Саша и Таня», «Два отца и два сына», «Две девицы на мели».
Ситуационные комедии дали продюсерам уверенность в окупаемости комедийного продукта, посему развлекательные ТВ-каналы предлагают зрителю комедийный жанр в большом разнообразии.
Большинство современных отечественных ситкомов снимают студии Yellow, Black and White и Good Story Media для каналов ТНТ и СТС. Сейчас на эту сцену активно выходят 1-2-3 Production и Art Pictures Studio.
На мировом ТВ-рынке ситкомы сегодня чувствуют себя вполне комфортно. Они не хватают звезд с неба, но и не падают на самое дно. Но иногда некоторым из них удается обойти даже драматические проекты с бОльшими бюджетами и потенциалом в сетке рейтингов и наград. Вот только несколько примеров:
Отличительные особенности
Премьерные показы серий преимущественно идут по ТВ, иногда – на стриминговых платформах или видеохостингах. В США они выходят с осени и до конца весны по одной серии в неделю. Из-за чего на вечер каждого буднего дня нужен свой проект.
В России серии выходят обычно с понедельника по четверг, иногда с понедельника по пятницу. На показ всего сезона уходит от двух до трех месяцев, после чего канал запускает в этот слот следующий проект
Контрасты
Контрасты – важнейший элемент хороших комедийных ситкомов. И если в драмах и боевиках на художественных весах автора расположились антагонист и протагонист, то в комедийном жанре это разношерстные и необычные персонажи, которые во многом являют собой абсолютные противоположности:
Во многих сериях именно контрасты помогают создавать конфликты и нелепые ситуации, из которых герои потом сообща ищут выход.
Структура серии ситкома
Проследить, как строятся серии ситуационной комедии, можно, например по правилам, что вывел Билли Айделсон («Чертова служба в госпитале МЭШ»).
Другие подходы могут отличаться в нюансах, но по сути очень близки к этой схеме.
Шутки
В сценарий ситкома часто вставляются вербальные и визуальные шутки.
Разобраться в словесных (вербальных) можно, изучив, например, классификацию Дина Грега:
А визуальные шутки хорошо разобрал Константин Глинка:
Особый эффект достигается при умелом сочетании визуальных и вербальных шуток.
Популярные ситкомы всех времен
Главные герои
В ситкомах характеры и личные качества героев гипертрофированы. Если это умник, то он знает все (Шелдон в «Теории Большого взрыва»), если любит выпивку и женщин, то каждую серию у него будут новые приключения и загулы (Чарли в сериале «Два с половиной человека»). Всем им дал характеристику Скотт Седита. Рассмотрим их на примере «Друзей».
Как видим, в современных ситкомах чистые амплуа характеров по этой классификации встречаются редко и достаются исключительно второстепенным героям. Главные же персонажи ситкома наделены сразу несколькими яркими чертами.
Подобная тенденция прослеживается и в мире российских ситуационных комедий. Он ширится, растет и наполняется новаторскими героями.
Жора Крыжовников. Комедия: положений и/или характеров
ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ. О чем наш сегодняшний разговор? Я попытаюсь суммировать те приемы и особенности комедии, которые не мною открыты и зафиксированы. Моя лекция посвящена двум основным типам, движкам и особенностям применения комедийных ходов в советском кино. Я думаю, это может быть интересно сценаристам, редакторам, работающим с комедийным материалом, режиссерам и артистам.
Теоретически комедия как жанр разработана не хуже драмы. Существует два типа комедии: комедия положений и комедия характеров. Это два поджанра, которые пересекаются на границе, но состоят из разных сред. Комедия положений – как будто подводная лодка, а комедия характеров – будто самолет. Теоретически самолет может сесть на воду, а подводная лодка – всплыть, и эти два поджанра могут соприкоснуться. Но на самом деле практически невозможно сделать самолет, который бы погружался, или подводную лодку, которая бы летала. В чем различие этих двух типов комедии? Вот шкала. (Рисует на доске.) На одной риске шкалы находится комедия положений, а здесь – комедия характеров. Это – Гайдай, это – Данелия. А посередине Рязанов. Что это за шкала? Как по ней двигаться?
Комедия положений и комедия характеров не бинарные оппозиции, это не 0 и 1, это постепенное изменение двигающих сил сюжета. И первое, что их отличает, – внутренний конфликт или внешние обстоятельства. В комедии положений – внешние обстоятельства, в комедии характеров – внутренний конфликт. В «Бриллиантовой руке» у героя Юрия Никулина нет никакого внутреннего конфликта, нет проблемы, которая мешает жить. Но есть мощное внешнее обстоятельство: героя принимают за контрабандиста, он неудачно упал и потому попадает внутрь интриги. То есть внешние обстоятельства заставляют его и историю двигаться.
В фильме «Афоня» Георгия Данелия никаких внешних обстоятельств практически нет, зато есть мощнейший внутренний конфликт. Герой переживает бессмысленность бытия. Внутренний конфликт заставляет его искать выход. Он пробует пойти на вечеринку, на дискотеку в Дом культуры, найти себе женщину; пробует напиться. Внутренний конфликт, как считает Александр Митта, недостаточен для создания истории. На самом деле в комедии характеров внутренний конфликт – это все, что нужно. «Афоня», «Мимино» – яркие примеры историй, где внешние обстоятельства вообще не влияют на героя. Что заставляет Мимино двигаться? Что создает историю, что толкает персонаж вперед? Неудовлетворенность, отсутствие покоя. Какой внутренний конфликт у героя в фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Никакого. Он абсолютно полноценный человек, счастливый ученый, с красавицей женой. Она ему, вероятно, изменяет, и он расстраивается, но ненадолго. Потому что дальше его ждут приключения.
В фильмах Эльдара Рязанова есть попытка совмещения двух движков, но весьма условная. В «Иронии судьбы…» внешние обстоятельства – тот факт, что ключ подходит к двум разным квартирам, – толкают историю, но через какое-то время этот движок перестает работать. Это гибридный двигатель: он останавливается, и персонажи из-за своих внутренних конфликтов, из-за того, что один собирается жениться, а другая – выйти замуж не по любви, начинают толкать историю вперед. Сам Эльдар Рязанов не считал «Иронию судьбы…» самой сильной с драматургической стороны своей работой, а лучшей называл «Служебный роман». А в «Служебном романе» уже внешнего обстоятельства нет. У героя мало денег, ему нужны деньги на детей, это некий повод для интриги, но не он заставляет его двигаться по истории. Эльдару Александровичу не нужна ложь. Есть такая концепция, сформулированная Стивом Капланом в его книге «Скрытые инструменты комедии», согласно которой, чтобы создать работающую комедию, надо сначала по-крупному соврать. Он приводит пример того, что такое большая ложь. Например, члены бейсбольной команды американского университета узнали, что смогут стать чемпионами лиги, когда последний девственник университета переспит с первой красавицей. И после этого они бросаются это заклятие снимать. Вот большая ложь, которая заставляет двигаться всю историю. У Рязанова, в принципе, концепция большой лжи и работает. Он говорит: представьте себе, что в двух разных городах есть одинаковые улицы с одним названием, и ключи к замкам подошли, и герои оказались в одном месте. Но большая ложь больше нужна комедии положений. И вот как раз у Гайдая всегда есть большая, невероятная ложь. Мы не можем себе представить советского служащего, который один едет в круиз по всем городам Европы чуть ли не на полгода.
«Бриллиантовая рука», режиссер Леонид Гайдай
Итак: комедия положений врет, комедия характеров стремится быть достоверной. Но вернемся к внутреннему конфликту и внешним обстоятельствам. Американская комедия построена как комедия положений. Мой любимый фильм – «Лжец, лжец» Тома Шэдьяка с Джимом Керри, там как раз используется концепция большой лжи: мальчик попросил, чтобы его папа не врал, и теперь папа не врет, на нем заклятие. Дальше идет череда достоверных ситуаций, из которых он пытается выпутаться, но не может, пока не решит свою основную проблему. Давление внешнее, обстоятельство непреодолимое. Если бы не внешнее обстоятельство, герой фильма «Лжец, лжец» не двигался бы и ничего не делал, истории бы не случилось. Внешнее обстоятельство и есть движок. Чем оно сильнее, активнее, тем ярче ситуации, в которые попадает персонаж. Это топливо истории.
Что происходит в фильме «Афоня»? Человек не находит миллион долларов, он не оказался на необитаемом острове. Более того, он даже не достоин симпатии, у него нет никакого статуса, он не особо сексуальный. Тем не менее он оказывается внутри истории. И тут мы подходим, наверное, к самому важному.
Что рассказывает комедия характеров о людях? Благодаря тому что двигатель комедии характеров сам человек и его внутренний конфликт, для того чтобы проявить его, нужен материал, нужно экранное время. Что мы узнаем об Афоне? Он ленивый, необязательный человек, с одной стороны. С другой – когда задета его честь, он готов отстаивать ее. Вот он на танцах познакомился с девушкой, и все у них вроде шло хорошо, куда-то они уже направлялись, но его кто-то перехватывает: «Ты что, испугался?» И Афоня бросается свою честь защищать. С одной стороны, он рвач, готов за лишний рубль обмануть. А с другой – пускает героя Евгения Леонова к себе жить совершенно бесплатно. То есть он и рвач, и благородная душа. И человек с честью, и в то же время тот, кто может оставить целый дом без воды, потому что у него рабочее время закончилось. Каждая сцена рассказывает нам что-то новое об этом персонаже, делая его все более объемным из-за его внутреннего конфликта. Что мы знаем о Шурике в картине «Иван Васильевич меняет профессию»? Он ученый. И всё, в принципе. Это маска неудачника, дуралея ученого. Что мы знаем о его жене? Актриса. Кто такая актриса в бытовом представлении? Женщина без особых моральных устоев. В принципе, она этому представлению и соответствует. Кто такой управдом? Какой-то дурачок. Кто такой вор. И так далее. В комедии положений нет характеров. Там действуют маски, упрощенные представления о человеке. Адвокат врет, вор ворует. То есть выявляется самое примитивное. И как только внешнее обстоятельство убирается, сразу исчезает сюжет, история. В «Афоне» и не надо ничего убирать. Герой сам по себе пройдет через выбранные им самим испытания. К чему это приводит? К тому, что в комедии характеров есть подключение к персонажу, в комедии положений – нет. Что такое подключение? Это сочувствие. Мы сочувствуем Афоне, переживаем за него. За Шурика мы не переживаем. Мы хотим, чтобы у него все было нормально, чтобы жена вернулась, но он сам не вызывает эмоций. Потому что комедия положений – это развлечение, а комедия характеров – исследование. Не случайно, как только у Гайдая исчезает возможность трюкового рассказа в фильме «Ревизор», например, тут же падает качество его entertainment’а. Потому что режиссер на самом деле не очень интересуется персонажами, ему нужны маски.
«Иван Васильевич меняет профессию», режиссер Леонид Гайдай
Другая шкала – фантастические обстоятельства или реальные обстоятельства. Фантастика или реальность. В мире комедии положений – экстравагантные интерьеры, невероятный реквизит, фантастические обстоятельства. В комедии характеров – достоверность, достоверность и еще раз достоверность. В «Бриллиантовой руке» сумасшедшие контрабандисты переправляют ценности через границу, чтобы закопать их в землю и получить свои 25 процентов. Сами бандиты невероятные. Герой Андрея Миронова – манекенщик. Редкая профессия. Все причудливое, необычное, нестандартное является объектом комедии положений. В фильме Гайдая «Опасно для жизни!» в кабинете начальника стоит телевизор, по которому он связывается со своими замами, то есть это видеотелефония. Но она совершенно органично смотрится внутри этого фильма, потому что мы знаем, что здесь все неправда. Совершенно противоположный случай – фильмы Данелия, где каждый элемент соответствует, по крайней мере, внешне, нашему ощущению реальности. Рязанов в этом раскладе занимает серединную позицию.
Есть два основных рычага для удержания зрительского внимания: удивление и узнавание. Есть низшая форма юмора – пародия. Узнавание – актуализация опыта; оно вызывает чувство удовольствия, и тогда становится смешно. Комедия характеров на это и рассчитана. Мы смотрим на персонажа Леонова и говорим: да у меня сосед такой. Смотрим на Афоню и думаем: я знаю такого человека. И так далее. В комедии положений мы смеемся, потому что происходят удивительные события. Персонаж Андрея Миронова видит вдруг мальчика, который идет по воде, ако по суху…
Каким образом работает удивление? Мы не можем себе представить такой ситуации, чтобы человек не мог соврать, – это если взять фильм «Лжец, лжец». (Кстати, я не случайно упоминаю американское кино, потому что в нем комедий характеров почти нет. Возможно, «Большой Лебовски» – одно из исключений, потому что внутренний конфликт этого персонажа развивает историю.) Так вот, необходимость удивлять реализуется через фантастические обстоятельства, через шикарные костюмы, интерьеры… Например, что привозит герой Никулина героине Мордюковой в «Бриллиантовой руке»? Чертика в табакерке, странную вещь. Не дай бог, он бы привез полотенце.
«Ирония судьбы, или С легким паром!», режиссер Эльдар Рязанов
Еще одна вещь – плотность событийного ряда. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» царь попадает в обыкновенную квартиру. Что нужно драматургу, чтобы с этим справиться? Он приводит новых людей. Сначала приходит жена. Только жена освоилась в ситуации, поняла, что происходит, приходит режиссер. Только режиссер с ситуацией освоился – приходит управдом или сосед. Люди идут и идут, квартира оказывается проходным двором. Плотность событийного ряда максимальная. Потому что именно происшествия и есть суть истории в комедии положений. Доходит до семи-восьми крупных событий. (У Мольера в «Мизантропе» семь событий на пятиактную историю.) А вот комедии характеров внешние события не нужны, мощные происшествия будут закрывать то, что нам о человеке нужно рассказать.
Следующая шкала – драматическая. Любая комедийная история заканчивается тем, что все стало, как было. Поехал Горбунков за границу, что-то там с ним попроисходило, а потом все стало, как было. Шурик изобрел машину времени, привез царя, покрутился с ним в разных обстоятельствах, а потом оказалось, что это сон. И все стало, как было.
Меня часто спрашивают, что такое трагикомедия, черная комедия. На самом деле формальный признак – вернулись ли мы в исходное положение. Если вернулись – комедия. Если не вернулись – это трагикомедия, черная комедия, какая угодно, но уже не чистый жанр. И как только нарушается конвенция «все будет хорошо», мы вступаем на скользкую почву потери зрительского интереса.
Чем замечательно советское кино? Оно экспериментировало. Три таких разных художника снимали картины. И благодаря Георгию Данелия мы знаем, что российский зритель (в прошлом советский) на самом деле готов переживать, сочувствовать, подключаться к персонажу. Но и развлекаться тоже хочет. Есть замечательный пример – фильм «Опекун» Эдгара Ходжикяна и Альберта Мкртчяна с Александром Збруевым, самый кассовый фильм 1970 года, почти тридцать два миллиона проданных билетов. Там ничего не происходит, но все действие – на курорте. Всегда существовало, видимо, какое-то курортное кино, где зритель просто радовался тому, что небо голубое, море и т.п. Так называемое «доброе кино». Бесконфликтное кино. Если мы с самого начала понимаем, про что история, если прогноз зрительский сбывается, самое страшное, что может произойти, – мы рассказываем то, что зритель и так знает. Но это тоже бывает нужно, под Новый год, например, когда людям хочется расслабиться.
Еще один момент – выразительность правдоподобия. Это элемент фантастики и реальности. Выразительность картинки, того, как снято. У Данелия все выглядит почти репортажно. Особенно в «Афоне». Он сконцентрирован на персонаже. А у Гайдая иначе. Когда мы говорим о «Бриллиантовой руке», например, мы сразу вспоминаем общий план парохода, море, скалы, погони. Количество общих планов относительно средних и крупных растет, потому что ему нужно в том числе быть выразительным, красивым. Это все тоже в конвенции удивления: комедия положений стремится удивлять.
«Слезы капали», режиссер Георгий Данелия
Небольшое отступление в сторону. Вообще, комедия – это, конечно, средний и общий планы. На крупном плане часть комического уходит. Что, к сожалению, у нас тоже не совсем понимают. Деформация происходит под гнетом телевидения. Там торопятся переходить на крупный план. Но комедийный артист работает телом, а не только бровями. В русской культуре нет большого опыта комедии положений. Что, в общем, противоположно тому, что происходит в европейской культуре. Американцы опираются на более технологичную, более внятную комедию положений. Потому что комедия положений в каком-то смысле более структурная вещь. И когда бракоделы от кино бросились производить комедии, потому что это дешево, они попытались заимствовать американский опыт. Показалось, что достаточно придумать яркое первое обстоятельство, ту самую большую ложь, о которой я говорил, оказаться всем на необитаемом острове или миллион долларов в чемодане найти, и все само покатится. Но плотность событийного ряда в 30–40 событий, как минимум, заставляет как раз больше работать с драматургией, делать ее интенсивнее.
Вот что еще важно. Русский герой не знает, чего хочет. Русский комедийный персонаж находится в поиске задачи. Что противоречит основам драматургии, которые были систематизированы Робертом Макки в его «Истории на миллион долларов». Если верить Макки, надо найти цель, препятствия на пути к цели. «Чего хочет главный герой?» – часто спрашивают редакторы у сценаристов. Так вот: российский герой часто ничего не хочет. Чего хочет Хлестаков? В принципе, поесть и денег. Не назовешь это целью. «Ревизор» – это скорее пример срединный, рязановский. Когда обстоятельства заставляют героев действовать, но им мешают они сами. Что мешает Афоне быть счастливым? Он сам. Что мешает быть счастливым Шурику? Да он и так счастлив, ничего не мешает. Или Горбункову? Контрабандисты. И соответственно есть линии персонажей, которые не знают, чего они хотят.
К чему я веду? Как бы ни хотелось нам принадлежать западной цивилизации, есть тем не менее национальные особенности рассказывания историй. И в этом смысле Гайдай – исключение, он как раз очень западный, американский, развлекательный. А основная масса того, что мы любим и ценим, лежит на границе этих сред. Я приводил пример с подводной лодкой и самолетом. Подводная лодка может всплыть, самолет может сесть на воду, но на самом деле это разные стихии, и из одной в другую переходить практически невозможно, потому что это разные системы мышления, создания историй и их рассказывания.
ИЗ ЗАЛА. Получается, что картины Данелия «Кин-дза-дза», «Паспорт», «Тридцать три», «Слезы капали» и отчасти «Я шагаю по Москве» в чистом виде комедии положений. Но вначале герой не испытывает никакой боли. Боль он начинает испытывать из-за положений, в которые попадает из-за большой лжи. И финал очень странный. Совершенно не понятно, вернулся он туда или не туда. Герой «Паспорта», уже поседевший и погрустневший, стоит на кладбище. Герои «Кин-дза-дза» тоже что-то поняли. Финал «Тридцать три» тоже очень печальный. «Слезы капали» – вообще почти трагедия. И в «Я шагаю по Москве», как ни странно, есть легкая грусть и опыт, который приобретают герои. К какому же жанру относятся, по-вашему, эти фильмы?
ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ. Я не случайно говорю о шкалах, а не о бинарных оппозициях. Что такое бинарная оппозиция? Это 0 и 1, «да» и «нет». Тут не так. Фильмы, конечно, перемещаются по этой шкале. Есть «Афоня» – на мой взгляд, крайнее выражение. А есть что-то ближе, где внешние обстоятельства тем не менее действуют. Поэтому я говорю о шкалах, о перемещении, понимаете? То есть это никогда не «да» и «нет». Это первое. И второе. Мне проще говорить о более ярко выраженных примерах, таких как «Бриллиантовая рука» и «Афоня», их сравнивать, чем те картины, где был проведен какой-то эксперимент. Что касается Данелия, у него всегда концентрация на характере, который заставляет героев действовать. В «Кин-дза-дза» есть большая ложь: герои отправляются на этот Плюк. Но дальше оказывается, что герой Любшина – неприспособленный человек, он не умеет торговаться и прочее. Они погрязают в ярких внешних обстоятельствах. А «Слезы капали» – драматическая история, в которой есть, конечно, внешнее обстоятельство зеркала, придуманное, оно на самом деле незначительное. Это можно отрезать, и история будет работать так же: человек возвращается и сходит с ума. Поэтому я призываю к этому относиться не как к монетке, у которой две стороны. Если у тебя главный герой – человек, который неожиданно нашел миллион долларов, странно требовать подключения, спрашивать, когда мы ему будем сопереживать, и так далее. Потому что чаще всего внешние обстоятельства мешают проявиться внутреннему конфликту.
«Мимино», режиссер Георгий Данелия
ИЗ ЗАЛА. Вы можете поделиться собственными наблюдениями относительно баланса между экспрессией персонажа и яркостью событий, происходящих вокруг? Как зрители реагируют на смещение баланса в ту или иную сторону?
ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ. Спрос есть и на развлечение, и на подключение. Лично мне интереснее про людей рассказывать. Кстати, важный момент. В комедии характеров возможны необязательные сцены. Я приведу пример мне близкий. Герой хипаря в «Горько!» слышит, как с соседнего балкона человек жалуется, что очень громко шумит свадьба. Он бросается туда, пугает этого человека, потом возвращается и говорит: «Кричим дальше». Эту сцену можно убрать, и ничего не изменится. И в то же время она нужна, потому что мы рассказываем, что в компании людей есть неадекватный человек, от него можно ждать всего, что угодно. То есть мы, с одной стороны, взводим курок характера, который нам понадобится, когда он сойдет с ума, а с другой – развлекаем. Комедия характеров движется отступлениями. А комедия положений торопится.
ИЗ ЗАЛА. Правильно ли я понял, что Рязанов умышленно перешел от комедии положений к комедии характеров?
ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ. Эльдар Александрович работал на стыке этих историй. У него часто есть яркое внешнее обстоятельство. В «Зигзаге удачи» это билет, в «Иронии судьбы…» – ключи. Есть чистый пример – «Невероятные приключения итальянцев в России». Но тем не менее он рассказывал о людях, у него просто темп рассказа замедляется, более того, меняется с комедийного на лирико-драматический. Все комедийные аттракционы «Иронии судьбы…», реально смешные сцены, сосредоточены в первой серии. Дальше все более лирично.
ИЗ ЗАЛА. Вы сказали пару слов о добром кино. Все режиссеры, о которых вы говорили, снимали доброе кино. Я часто слышу мнение зрителей: сейчас не хватает того самого доброго кино.
ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ. Зритель радуется привычному, удобному. Когда вышла «Карнавальная ночь», в первой рецензии было написано: «Мосфильм» выпустил очередную пошлую комедию». Живая комедия всегда вызывает раздражение. Проходит время, и зритель говорит: «Вот раньше было время…»
ИЗ ЗАЛА. Дело в ностальгии?
Кстати, вы меня натолкнули на еще одну мысль. Гайдаю важно, чтобы его персонаж был безусловно хорошим. И даже чтобы поддерживающие персонажи были хорошими – так, как понимает это доброе кино. Приходит развязная артистка, которая уезжает с режиссером Якиным куда-то. А потом, когда Шурик просыпается, приходит она же, но скромницей, в платке. Приносит ему кефир. Гайдай как бы говорит: нет-нет, она хорошая, все хорошо, она на самом деле вообще не такая. Ему важно сохранить симпатию. Что делает Рязанов в «Служебном романе», чтобы, не дай бог, мы не отвернулись от главного героя? Он показывает, что у него нет денег на ботинки для детей, его бросила жена. Он оказывается жертвой обстоятельств. И это все нужно для того, чтобы, когда он решает обмануть женщину ради денег, мы были на его стороне.
ИЗ ЗАЛА. У меня вопрос про ваш фильм «Самый лучший день». Там тоже есть признаки комедии положений и какие-то режиссерские приемы, в том числе сверхдальние планы. И комедия характеров там, естественно, тоже есть. У меня сложилось впечатление, что это история, объединяющая две аудитории. Потому что кто-то выходит с просмотра, очень сильно насмеявшись, и хорошо себя чувствует. А я вот мужа своего сводила, он тоже много смеялся, а потом впал в глубочайшую депрессию. Как же так можно?
ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ. Запил? Итак, как к этому относиться. Кто мешает главному герою жить? Он сам. Понятно, что есть внешние обстоятельства. Опять же я рассматриваю крайние выражения. Потому что как только мы нарушаем, например, конвенцию хорошего конца в комедии, хэппи энда, мы начинаем терять аудиторию. У меня нет данных, но я думаю, что «Осенний марафон» был менее популярен, чем «Афоня», – по проданным билетам. Потому что «Осенний марафон» – картина с открытым финалом. Поэтому мне бы хотелось верить, что «Самый лучший день» скорее комедия характеров. По крайней мере, мы ее так разрабатывали. Безусловно, там присутствует какая-то суета – все куда-то бегут, едут, скачут. Тем не менее движок, мне кажется, внутри людей прежде всего.
«Служебный роман», режиссер Эльдар Рязанов
ИЗ ЗАЛА. Эти два метода, если их комбинировать, смогут большую аудиторию привлечь?
ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ. Кто у нас самый успешный комедиограф? По зрительской реакции, по долгожительству его произведений? Мне кажется, что Рязанов, потому что он совмещает и то и другое. Тем не менее Рязанов и Гайдай до сих пор соревнуются в телевизионном эфире за рейтинги. И конечно, свежо и круто смотрятся до сих пор «Бриллиантовая рука» или «Иван Васильевич…».
ИЗ ЗАЛА. Можно ли увеличить аудиторию?
ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ. Конечно. Если добиться того, чтобы кончалось хорошо, но драматическая нотка была. Если персонаж безусловно хороший и мы знаем, что он хороший, что он, может, оступился один раз… Если все это совместить, возможно добиться пика аудитории. Многие же идут в кино за анестезией, чтобы забыть о боли, которую они чувствуют в жизни. Поэтому у комедии характеров, которая к горечи апеллирует, где наличествует какая-то драматическая нотка, так или иначе, конечно, аудитория меньше.
ИЗ ЗАЛА. Как вы считаете, какова роль алкоголя вообще в комедии? Все последние российские комедии основаны на событиях, которые происходят под воздействием алкоголя.
ИЗ ЗАЛА. Вы сказали, что американские комедии в основном комедии положений. А Вуди Аллен и братья Коэн?
ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ. Вуди Аллен и братья Коэн – это американский артхаус. Вы сейчас называете исключения. Американская киноиндустрия работает как минимум с концепцией большой лжи, то есть яркого внешнего обстоятельства, запускающего историю. Думаю, что это основной принцип. Но есть исключения. Как Гайдай исключение в нашем случае, так же у них братья Коэн, Вуди Аллен. Но аудитория Вуди Аллена внутри США гораздо меньше общемировой. Он, в общем, поэтому и выживает благодаря тому, что его смотрит Европа. Если бы он ориентировался на американский рынок, к сожалению, у него остался бы только его саксофон и бар, где он выступает каждую неделю. А возможности снимать, может, и не было бы.