комедия русской хтони что это
Хтонические боги и хтонические существа
В древнегреческой мифологии к хтоническим божествам, связанным с землей и загробным миром, относились Гея, Деметра, Персефона и Плутон (Аид). Их награждали эпитетом хтоний или хтония.
Эон и Гея с четырьмя детьми, олицетворяющими времена года. Римская мозаика
Греческие боги, живущие на Олимпе, противопоставляются божествам подземного мира. Антиковед А.Ф. Лосев называл бога морей Посейдона «древним мужским хтоническим божеством, обладавшим универсальной властью», позднее уступившим свое верховенство Зевсу.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Подобные существа есть и в мифологии других народов. Например, в скандинавкой мифологии это волк Фенрир, мировой змей Ёрмунганд (змея считается наиболее типичным хтоническим животным), огненный великан Сурт. Бабу Ягу из русских сказок тоже иногда считают отражением хтонических сил.
Что такое хтонь? Русская хтонь
В 2006 году обозреватель «Афиши» Лев Данилкин в рецензии на роман «Фактор фуры» употребил существительное хтонь:
С подачи «Афиши» слово ушло в соцсети и разговорную речь.
Хтонью можно называть нечто ужасное и неведомое. С другой стороны, «хтонь» созвучна со словом «хрень» и в духе постиронии может употребляться в этом значении («неведомая херня»).
Когда говорят «русская хтонь», обычно имеют в виду грязь, разруху и уныние.
Хтонь. Примеры употребления из Твиттера:
Комедия с элементами хтони.
Какая непроглядная хтонь.
Почему в ночь на пнд в голову лезет всякая дичь и хтонь?
Сегодня мне приснился потрясающий сюжетный сон, где древняя лесная хтонь п**дила и опционально жрала учеников волшебной школы.
Кто такой комик Сергей Орлов, и почему Юрий Дудь взял у него интервью
Журналист Юрий Дудь выпустил новое интервью для YouTube-проекта «Вдудь», где главным героем стал российский комик Сергей Орлов. Массовому зрителю это имя мало что скажет, хотя стендапер знаменит в своих кругах.
Сергея Орлова в последнее время можно наблюдать в разных проектах, таких как «Разгоны», «Шоу историй», «Женский взгляд», Стендап от Paramount Comedy и других. В 2019-м году он уже становился гостем Первого канала и шутил в программе «Вечерний Ургант»: тогда на него свалилась первая волна популярности.
Чаще всего Орлова сравнивают с Алексеем Щербаковым, которого с легкой руки Юрия Дудя называют «народным героем» комедии. Но в Сети до сих пор спорят о природе юмора двух комиков. Так, у Щербакова скорее просто наблюдения с юмористическим подтекстом. У Орлова примерно такие же темы, только они приправлены уже настоящими шутками, панчлайнами и четкой структурой.
Так что Дудь в интервью попытался раскрыть 28-летнего Сергея, которого уже несколько лет называют «писателем российской действительности» или «Юрием Быковым от юмора». Он вырос в маленьком поселке Депутатский, Республики Саха, где проживают всего 3000 человек. Как говорит сам Орлов, там сложно найти человека, который не был бы твоим сестрой или братом.
«Я никаких теплых чувств к месту, где я родился, не испытываю. Абсолютно нет желания туда поехать. Мало теплых воспоминаний оттуда. Я от этого бежал, от всей этой «балабанщины». Я ее стеснялся. Но потом перестал бежать, и понял, что если ее, эту хтонь, видоизменять, она крутая и стильная», — признался он Дудю.
Колорит провинциальной России и составляет основную базу для шуток Сергея: нищета, родственные связи, пьянство и тщетность жизни в глубинки. Интересно, что Орлов очень продуктивен в плане творчества: у него постоянно появляются новые монологи и приколы, которые он подмечает из реальной жизни.
При этом Орлов мастер импровизации, который сходу может родить тебе несколько скетчей. Особенно ярко это проявилось в выпусках «Чужих шпаргалок» Кирилла Сиэтлова: в этом шоу комику нужно сориентироваться в абсурдной теме и выдать смешной материал на ходу.
Как Орлов пришел к юмору? Он и сам не понимает. Говорит, что в детстве занимался боевыми искусствами, шутил с мамой и друзьями, а затем захотел пойти в открытый микрофон. Но перед этим он даже успел поработать «кремлевским ботом», работая в pr-отделе администрации Якутска. «По факту нам надо было стать чуть ли не политологами, а набрали шесть лодырей, которые вообще не разбирались в политике. Мы иногда что-то писали, а по факту купили пуфики и спали. И нас повыгоняли со словами «что вы там не написали? ну и пошли отсюда», — вспоминает Сергей.
Со временем юмор довел его до столицы, где его и заметили. Теперь Сергей является не только резидентом московского Stand-Up Club#1, но и победителем в номинации «Лучший сольный концерт» стендап-фестиваля «Панчлайн» в 2018 году.
Дудя Орлов привлек не только как главный «соперник» Щербакова. А скорее как человек, который любит и шутит про провинцию. Сам Юрий уже давно делает фильмы про разные уголки необъятной родины. Увлекается он и стендап-комиками, заполонившими собой не только эфиры на телевидении, но и YouTube-шоу. Так, в копилке интервью известного блогера уже есть беседы с Данилой Поперечным, Александром Долгополовым, Нурланом Сабуровым и другими.
Комедия русской хтони что это
Фото: Нина Астафьева/«Петербургский дневник»
Напомним, что один из актеров театра Тихон Жизневский сыграл главную роль в сериале «Топи», снятому по книге Глуховского. А сериал как раз и повествует о хтони, хотя это понятие и требует разъяснения.
Из википедии: хтони – умершие предки, живущие в загробном мире, а также существа, олицетворяющие дикую природную мощь Земли.
«Я никогда не хотел быть типичным русским писателем, – заявил Глуховский. – Мои книги переведены на 40 языков, и иногда за границей я слышал обращение к себе как к русскому писателю, что ставило меня в один ряд с балалайкой, берёзой и хохломой. Для меня это кич, гораздо интереснее культурный код: то, что заставляет без слов понимать соотечественников».
По словам автора «Топей», русский культурный код – подавленный, вытесненный в бессознательное. Мы его не понимаем, но он в нас присутствует. Он сравнил его с антропоморфной Россией, которая приезжает на заседание совета безопасности ООН, рассказывает, что мечтает о мире, дружбе и справедливости. На параде она тем не менее испытывает счастливую дрожь при виде межконтинентальной ракеты… Потом Россия ложится на кушетку психоаналитика, бессознательно рассказывает свои детские воспоминания, просыпается и ничего не помнит из сказанного. То, что она рассказывает психоаналитику, – это и есть хтонь, резюмирует автор. Это и есть объяснение, почему мы мирные люди, но на машинах у нас наклейки «Можем повторить!».
По сюжету «Топей», одноименная деревня, куда попадают герои, населена живыми и мертвыми людьми: последние не ведают, что они умерли, а им этого не говорят, чтобы не расстраивать. Типичный русский больше рад общаться с покойниками, чем с живыми, готов предаваться иллюзиям и самообману, будет рад сложить руки и впасть в бездействие, принять за истину, что жизнь – это сон. А почему?
Выигрыш в чрезвычайной ситуации
«Одна из причин, – говорит Дмитрий Глуховский, – что Россия была и остаётся империей, переживая разные этапы созидания и распада. Главный смысл империи – в расширении, и когда она перестает расширяться, возникает кризис. Подданные империи (именно подданные, а не граждане) будут гордиться не личными достижениями, а общим муравейником и тем, что он внушает трепет всему миру. А еще в империи жизнь отдельного человека не имеет особой ценности, поэтому нам с советского детства на примерах пионеров-героев прививали готовность жертвовать собой ради страны. Или государства, поскольку у нас эти понятия соединены».
Отсюда в подсознании родилась мысль: мертвые – важнее. Находясь в состоянии борьбы, как-то не предполагается, что можно наслаждаться жизнью.
Однако, отметил он дальше, в критической ситуации, в частности, во время эпидемии все переворачивается с ног на голову. Коронавирус вгоняет весь мир в шок и трепет, а россияне находятся в относительно комфортном статусе. Мы готовы и помереть, если надо, напоминает Глуховский. Мы вот тусуемся, а вся Западная Европа еще сидит на карантине. Риск болезни и смерти оказывается меньше, чем риск недополучить интересный досуг.
Описанный культурный код больше соответствует модели поведения сорокалетнего человека (плюс-минус 10 лет), у которого было советское детство. Этот человек не знает, что ему снится, а что происходит наяву. Он предпочитает сладкую ложь горькой правде, потому что сладкая ложь дает возможность поддерживать комфортное существование. Его отличительные черты – призыв к смирению, отказ от гордыни и покорность. Конечно, те, кому сейчас 20, мыслят иначе: они рассчитывают на себя и считают, что мир в их руках. Но иногда им снятся сны, которые снились нашим родителям и достались нам в наследство. Это и есть русская хтонь, потом что сознание у людей может быть новое, а подсознание – вечно, заключает писатель.