комиксы marvel что если
«Что, Если. ». История легендарной серии комиксов Marvel
Краткий экскурс в историю жизни инициативы «What if…?».
11-го августа этого года фанаты комиксов и их экранизаций получили один из самых нетривиальных проектов последних лет — мультипликационную адаптацию серии сюжетов Marvel Comics под названием «What if…?». Как не трудно догадаться по названию, концепция как комикса, так и одноименного шоу от Marvel Studios и Disney Plus крутилась вокруг заветных «что, если бы…«, предлагая читателям и зрителям разнообразные варианты историй из альтернативных вселенных.
К примеру, что, если бы Джейн Фостер стала Тором… А, хотя нет, такое уже было. Ладно.
Или что случилось бы со вселенной Marvel, стань Доктор Дум героем… Окей, к черту примеры.
Данный текст в первую очередь представляет собой вольный пересказ моей лекции (к слову, первой за жизнь, с чем вы можете меня поздравить!), посему если вам по каким-то причинам не хочется читать скучные буквы — вы можете оценить часовой видеоролик, заботливо оставленный в конце этой страницы. Или же, напротив, прочитать текстовую версию материала, дабы не тратить час своей жизни на мемы с комиксами и котами. В общем, вариативность и право выбора — все, как в оригинальных «What if…?» конца семидесятых.
Правда, в моем случае меняется лишь фамилия Сереги, для которого я готовлю материал. Видимо, во всех альтернативных мирах я также пишу статьи про комиксы для людей по имени «Сергей». Круговорот Сергеев в мультиверсе, не иначе.
История создания серии
Начнем издалека — с семидесятых годов прошлого столетия. С 1972-го года Стэн Ли прекратил самостоятельно писать комиксы (появляясь лишь в редких выпусках в качестве звездного гостя), в первую очередь сосредоточившись на теле- и кино-проектах, а также покинул место редактора Marvel Comics.
Говоря простым языком, стал тем, кем мы и привыкли его видеть в многочисленных фильмах, мультсериалах, играх и комиксах — основным «лицом» и главным представителем компании в прессе, за которым закрепился статус «гениального создателя вселенной Marvel» и талисмана медиа-гиганта.
В течение последующих шести лет издательство переживало производственный беспредел: с 1972-го по 1978-ой сменились пять редакторов, первым из которых волей судьбы стал Рой Томас — культовый сценарист комиксов о Конане-Варваре.
Редакторские междоусобицы сильно сказались на процессе выпуска комиксов, количество которых выросло до 40-50 различных ежемесячных изданий (поверьте, на тот момент это было очень много). И так как офису издательства все еще было необходимо отслеживать разнообразных персонажей и корреляцию сюжетов друг с другом, дабы лишний раз не запутать читателей в хитросплетениях историй, в Marvel начали появляться новые герои со своими личными сериями и сюжетами, находящимися словно в вакууме.
Рой Томас, наконец отмучившийся и ушедший с редакторского поста в 1975-ом году, продолжал работать над комиксами Marvel, завоевав, как говорили тогдашние коллеги сценариста, звание «второго по важности человека в компании после Стэна Ли». Тем не менее, внутри офиса издательства продолжались накапливаться проблемы, из-за чего, по словам самого Томаса, он физически не мог продолжать нормально работать — у него банально не было сил осуществлять взаимодействие между всевозможными авторами и редакторами, занимавшими, как правило, персонажей на длительный срок.
Тогдашний Marvel вообще частенько напоминал DC образца 60-х — герои пускай и пересекались друг с другом в многочисленных кроссоверах и отдельных тим-апных сериях, продолжали оставаться собственностью конкретных людей, из-за чего издательства комиксов больше походили на капустник из феодальных государств со своими «правителями» и «законами», чем на компании с творческой жилкой.
И все же сохранялась одна идея, которую Рою очень хотелось воплотить в жизнь, несмотря на банальное творческое выгорание и усталость.
«Примерно в то же время, когда я придумал «The Invaders», в моей голове появилась идея, как работать с персонажами издательства, при этом делать это без согласования своих историй с другими авторами. Тогда у меня банально не было настроения и сил этим заниматься. Благодаря «What If. » я получил возможность работать с различными героями, порой используя новых в каждом свежем выпуске, и при этом непрерывность работы Marvel не пострадала.»
Я всегда находил, что Стэну легче продать идею комикса, если использовать в рассказе о ней имя, название или фразу, которые, как я знал, ему нравились (или он их придумал — прим. автора). Стэну понравилась задумка серии, и половина битвы уже была выиграна. Я включил в рассказ о комиксе концепт, что Уату, Наблюдатель, будет рассказчиком, так как это создаст связь с текущей вселенной Marvel, но при этом не запутает читателей. И я упомянул первые пару историй, которые мне очень хотелось написать: «Что, если бы Человек-Паук присоединился к Ф4?» и «Что, если бы Халк сохранил интеллект Брюса Баннера?».
Интервью с Роем Томасом для издания SyFy от 2019-го года
Первый том «What If…?» просуществовал семь лет, с 1977-го по 1984-ый год, и насчитывал 47 номеров. Первые выпуски серии писал сам Рой Томас, однако популярный по тем меркам онгоинг продолжал развиваться даже после ухода культового сценариста в 1980-ом году. Среди авторов линейки также отметились Джим Шутер, Дон Глут (известный новелизацией фильма «Звездные Войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар»), Стивен Грант (автор первой сольной серии Карателя, о котором я недавно писал гайд), Джек Кирби (на тот момент уже вдоволь настрадавшийся от работы в индустрии комиксов), еще молодой Фрэнк Миллер и многие другие.
Что же случилось с создателем оригинального комикса? После 15 лет работы в Marvel Рой Томас ушел в DC Comics из-за конфликта с тогдашним главным редактором — Джимом Шутером. Связано это было, как до сих пор поговаривают фанаты, с актуальной политикой Шутера в отношении редактуры комиксов: многим авторам Marvel до 1978-го года включительно позволялось одновременно писать и редактировать собственные работы, дабы экономить время и ресурсы на производстве новых серий. Став главным редактором издательства, Джим превратил некогда творческий беспорядок и сумасбродность офисов Marvel в четко отлаженный механизм: активно исчезали комиксы, которые плохо продавались; были наняты сторонние редакторы и логисты, введены новые протоколы и правила, а за производством сюжетов Шутер, как и подобает редактору, следил лично. Эти же действия серьезно повлияли на рост Marvel в те годы, качественно подняв планку вечно «подростковой компании-аутсайдера» до уровня серьезного издательства.
Структура серии
Первоначальная идея Томаса с Уату в роли рассказчика сразу же закрепилась в фундаменте серии, создав определенную структуру онгоингу на долгие годы: почти каждый выпуск первого и второго томов «Что, если…?» начинался с рассказа о событиях, имевших место в оригинальном контьюнити, после чего, в противовес этому, Наблюдатель делился с читателями взглядом на альтернативную вселенную с несколько измененными героями и миром.
Зрители сериала, к слову, уже могли наблюдать подобный художественный прием: вступительная сцена и открытая концовка второй серии «What if…?» почти дословно имитируют клише-фразы Уату из оригинальной серии 70-ых.
По итогу дядя Бен остается в живых, а Паркер так и не доходит до мыслей о великих силе и ответственности.
Которые, правда, все равно настигают его со смертью другого близкого ему человека. Вообще, судя по большинству выпусков «What if…?», трагический фатализм «силы и ответственности» буквально впился в жизнь Питера Паркера, который не отпускает его даже спустя десятки лет.
За основу концепции, как и было сказано ранее, бралась идея о «многослойности» мультивселенной с разнообразными вариациями развития событий: как незначительных и почти незаметных, так глобальных и фундаментальных. Данную идею, взятую из размышлений и гипотез касательно некоторых неизведанных физических явлений, активно использовал прямой конкурент Marvel, DC Comics, в одном из главных кроссоверов «серебряного века комиксов» — сюжете «Flash of Two Worlds» 1961-го года, а уже спустя пару лет после выхода «Что, если…?» — в культовом глобальном событии «Кризис на Бесконечных Землях» (в России, к слову, не так давно изданный «Азбукой»).
Подробнее о мультиверсе и концепции альтернативных вселенных вы можете узнать из моего тематического гайда трехлетней давности.
Развитие серии
За первые 20 лет существования онгоинг перезапускался всего раз: первая серия комиксов закрылась в 1984-ом году, после чего, уже в 1989-ом, запустился второй вольюм «What if…?». Продолжался он почти десять лет — вплоть до 1998-го года. Уже в XXI веке привычный формат онгоинга претерпел серьезные структурные изменения: отныне комикс из продолжающейся серии превратился в лимитку и стал выходить раз в год в виде «пачки» ваншотов в количестве пяти-шести штук. Данная тенденция продолжалась с 2004-го по 2010-ые года включительно.
Параллельно с этим, к слову, один из наиболее занимательных концептов «What if…?» разросся до совершенно новой и самобытной франшизы: в 2005-ом году Marvel выпустили лимитированную серию «Marvel Zombies». Приглашенным сценаристом комикса выступил Роберт Киркман, известный вам по «Ходячим Мертвецам» и «Неуязвимому». По итогу один небольшой сюжет, созданный Робертом под бдительным надзором (и, говоря откровенно, значительным психологическим давлением) Джо Кесады, превратился в успешную торговую марку, по мотивам которой и по сей день регулярно выходит всевозможная сопутствующая продукция: от новых серий комиксов до тематических фигурок от Funko.
К слову, ведущая сценаристка «What if…?» от Marvel Studios и Disney Plus, Эшли Брэдли, заявила, что серия, посвященная зомби-апокалипсису, больше других эпизодов вдохновлялась комиксом-первоисточником:
При создании этого эпизода и, особенно, некоторых конкретных сцен мы больше всего черпали вдохновение из оригинальных комиксов, поэтому серия вышла настолько хорошей.
Уже в десятых франшиза «What if…?» изрядно утратила свою популярность: за несколько лет, включающих в себя первую половину десятых годов, можно вспомнить лишь выпуски, приуроченные к глобальным событиям — «Эре Альтрона» Брайана Майкла Бендиса и «Бесконечности» Джонатана Хикмана.
Разумеется, помимо этого можно отметить еще целый набор всевозможных представлений об «альтернативных измерениях» в рамках, к примеру, «Secret Wars» того же Хикмана, развитие мультивселеннских конфликтов с Ричардсами из разных Земель, а также совсем недавние попытки Донни Кейтса создать местами нетипичный для Marvel мир антиутопии в рамках сюжета «Venom Beyond» (выпуски «Venom» с 26-го по 30-ый, о которых вы можете узнать из соответствующего гайда по серии).
И все-таки, как вы уже могли понять, данные сюжеты ни коим образом не были связаны с уже привычным многим форматом «Что, если…?» — просто грамотно (хотя порой и не очень) утилизировали знакомую тысячам фанатам комиксов и кино еще с «Назад в Будущее» концепцию вариантных измерений и альтернативных миров.
Как обстоят дела сейчас?
Полноценно «What if…?» вернулся в комиксы лишь в 2018-ом году. Пришедший на смену Акселю Алонсо Ч.Б. Себульски попытался вдохнуть в культовую линейку новую жизнь, прибегнув к модели середины нулевых: выпуски «Что, если…?», выходящие в 18-ом году, стали сборником ваншотных историй. Которые, к слову, с треском провалились — количество проданных экземпляров, к примеру, хэдлайнер-выпуска с Пауком-Караталем еле-еле перевалило отметку в 30 тысяч экземпляров.
От себя могу добавить, что последний сборник, как и работы позапрошлой декады, представляли собой посредственный, а местами и вовсе заезженный набор историй, коих за десятки лет в рамках «What if…?» накопилось с достатком. Идея выпуска про Флэша Томпсона, получившего паучьи силы, вовсе была скопирована с аналогичных историй из«What if…?» vol. 1 #7 и«What if…?» vol. 2 #76 почти полностью.
В настоящий момент Marvel Comics активно пытается «перезапустить» линейку, превратив привычный читателям формат законченного сюжета-ваншота в набор лимитированных серий. Первоначально таковой можно назвать концепцию «Life Story», запущенную в 2019-ом году силами Чипа Здарски (известный культовым в узких кругах комиксом «Kaptara») и ко.
Следом за качественным, интересным и крайне трогательным, по мнению как целевой аудитории издательства, так и многочисленных критиков, «Spider-Man: Life Story» была запущена серия с аналогичным подзаголовком — на этот раз про Фантастическую Четверку.
Судить о ее качестве я не берусь, однако стоит отметить, что и в этот раз авторы Marvel не постеснялись использовать в качестве «источника вдохновения» оригинальный том «What if…?» — один из сюжетных поворотов буквально копирует аналогичный троп из первого номера авторства Роя Томаса.
Последним комиксом, в названии которого фигурирует злосчастное словосочетание, стал «Spider-Man: Spider’s Shadow» за авторством все того же Чипа Здарски. Культовый сценарист и художник решил представить читателям Marvel альтернативный взгляд на события третьей сотни номеров «Amazing Spider-Man», задав местами избитый и ожидаемый вопрос фанатам: «Что, если бы Питер Паркер решил не избавляться от симбиота?». Разумеется, никакой речи об адекватной демонстрации клинтар не идет: Чип не решился использовать современные установки, выставив симбиота Венома типичным пришельцем-маньяком с манией контроля. Вышло, как по мне, весьма вторично.
Разумеется, помимо всего вышесказанного можно вспомнить еще десятки историй, чей фундамент состоит из концепций мультиверса (вроде вселенной Гвен-Паук, «Таноса» Донни Кейтса, «Паучьих Миров» и «Миров Венома»), однако данные сюжеты — отдельная тема для разговора хотя бы из-за плотности и насыщенности, на первый взгляд, не менее вторичных и линейных задумок.
А я тем временем настоятельно рекомендую вам ознакомиться с одноименным мультсериалом, который, уверяю вас, сможет порадовать любого заядлого фаната комиксов Marvel. И пока шоу выходит, а GeekCity получает больше материала для обзоров и гайдов, я безмолвно наблюдаю. Ибо я — Наблюдатель. Пока, конечно, я не выпущу очередной текст. Тогда я — Выпускатель.
Запись лекции для «Библиотеки Комиксов в Петербурге», посвященная теме «What if…?»:
Что, если бы супергерои Marvel стали зомби?
Пятая серия первого собственного анимационного проекта Marvel Studios — «Что, если…?» (What If…?) рассказывает о вспышке зомби-вируса, превратившего супергероев в монстров. Бывшие друзья и союзники стали лишёнными чувств искателями свежей плоти, и выжить удалось лишь горстке. В этом материале мы расскажем о серии, закопаемся в комиксы, вспомним, было ли там нечто подобное, и сопоставим события киновселенной с анимационной мультивселенной.
В целом о мультсериале мы рассказывали в отдельном материале, вспоминали комиксы, разбирали тизеры эпизодов и приводили примеры, как некоторые сюжеты What If…? со временем стали каноничными. Также не пропустите рекапы:
О чём пятая серия?
В этот раз нам показывают альтернативные события фильма «Мстители: Война Бесконечности». Брюса Баннера телепортируют с корабля асгардцев прямиком в Санктум Санкторум Доктора Стрэнджа. Но внутри Брюс не находит волшебника. Зато, как и в фильме, его быстро обнаруживают приспешники Таноса. Брюс не успевает превратиться в Халка, как на помощь приходит подмога в лице Железного человека, Доктора Стрнэджа и Вонга. Вот только что-то идёт не так, и они не просто побеждают пришельцев — они их кусают и вгрызаются в плоть. На помощь Баннеру приходит плащ Доктора Стрэнджа. Он защищает Брюса от заражённых зомби-вирусом героев до прибытия подмоги в лице Человека-паука и Осы.
Оказывается, двумя неделями ранее Хэнк Пим по просьбе дочери отправился на поиски жены в квантовое измерение. Он нашёл её, но в этой вселенной Джанет ван Дайн оказалась заражена квантовым вирусом, поразившим её мозг и превратившим в зомби. Она укусила Хэнка, а он в свою очередь принёс вирус из квантового измерения в Нью-Йорк. Первым укушенным героем стал Скотт Лэнг, а дочери Хэнка и Джанет — Хоуп ван Дайн — удалось сбежать.
Мстители откликнулись на происшествие, но оказались не готовы к схватке с Хэнком Пимом и толпами заражённых людей. Фактически именно с момента заражения Мстителей Земля была обречена — величайшие герои стали страшной неостановимой силой, заражающей всех вокруг.
Кадр из «Что, если…?» / Marvel Studios
В центре сюжета группа выживших, состоящая из Человека-паука, плаща Доктора Стрэнджа, Хэппи Хогана, Шерон Картер, Баки Барнса, Окойе, Хоуп ван Дайн, Брюса Баннера и Курта, друга Скотта Лэнга, которого вы можете помнить по «Человеку-муравью» (в недавнем «Отряде самоубийц» Джеймса Ганна актёр Дэвид Дастмалчян сыграл Человека-в-горошек). Они получают сигнал, что кому-то удалось найти противоядие от вируса и решают отправиться в Нью-Джерси на поиски выживших.
Тем временем выжившие приезжают к нужной точке, но от лагеря выживших их отделяют толпы заражённых. Хоуп, понимая, что каждая минута на счету, жертвует собой. Оса увеличивается и на руках переносит героев от поезда до забора, а сама падает в толпу зомби.
Кадр из «Что, если…?» / Marvel Studios
Перебравшись, выжившие обнаруживают, что зомби не пересекают территорию ангара, хотя в заборе множество дыр. Словно их кто-то удерживает. И они оказываются правы — это дело рук Вижена и Камня Разума у него во лбу. Он рассказывает, как экспериментировал с ним, пытаясь перезагрузить заражённый мозг человека, и ему удалось. Вижен показывает остальным Скотта Лэнга, от которого осталась лишь саркастичная голова в банке, зато он больше не зомби. Баннер предлагает передать сигнал от Камня Разума через мощное оборудование по всей планете, что в теории могло бы остановить эпидемию. И такое оборудование есть в Ваканде, защищённой от зомби энергетическим щитом.
Баки Барнс отделяется от команды, чтобы найти транспорт для поездки, но находит раненого Чёрную пантеру. Т’Чалле отрезали ногу и скормили её заражённой Алой ведьме. Оказывается, Вижен маячком заманивал выживших и кормил ими свою возлюбленную. Герои пытаются вразумить андроида, но поздно — Ведьма находит их и нападает на уцелевших. Погибают Курт, Окойе и Барнс. Остальных Вижен отправляет к самолёту Мстителей в ангаре. Андроид самостоятельно вырывает из головы Камень Бесконечности и отдаёт его Баннеру. Брюс превращается в Халка и задерживает Алую ведьму, чтобы дать остальным время улететь.
В итоге сбежать удаётся лишь троим — Т’Чалле, Человеку-пауку и Скотту Лэнгу, поддерживаемому плащом Доктора Стрэнджа. Им удаётся спастись, даже при том, что на пути встаёт огромная заражённая Оса. И пока они летят в Ваканду, надеясь излечить человечество, Наблюдатель за кадром говорит, что они принесли этим гибель всей вселенной. Вместе с этими словами зритель видит заражённого Таноса с полностью собранной Перчаткой Бесконечности.
Кадр из «Что, если…?» / Marvel Studios
Важно отметить две вещи: первая — эпизод преимущественно строится вокруг Человека-паука. Питер становится лучом надежды для команды, теряющей одного за другим. Паркер, годами терявший близких, научился не унывать в самых трудных ситуациях, и он пытается научить этому оставшихся героев. Кстати, именно в «Что, если…?» впервые в киновселенной упоминается Бен Паркер. Второй момент — несмотря на мрачный тон серии, в этом эпизоде больше юмора, чем во всех предыдущих. За него отвечают в основном Питер Паркер и Скотт Лэнг.
Кадр из «Что, если…?» / Marvel Studios
Кстати, несколько слов об актёрах озвучки: Марк Руффало снова подарил голос Брюсу Баннеру, Чедвик Боузман — Т’Чалле, Пол Беттани — Вижену, Себастьян Стэн — Баки Барнсу, Эванджелин Лилли — Хоуп ван Дайн, Джон Фавро — Хэппи Хогану, Пол Радд — Скотту Лэнгу, Данай Гурира — Окойе, Эмили ВанКэмп — Шерон Картер, а Джон Китон — Стиву Роджерсу, как и в первом эпизоде «Что, если…?». А вот Человек-паук получил новый голос — его ему подарил актёр Хадсон Тэймс.
Было ли такое в комиксах?
В отличие от всех предыдущих серий у этого эпизода есть вполне конкретный источник вдохновения — серия комиксов Marvel Zombies. В комиксах Marvel ожившие мертвецы — это чума, которая распространилась на несколько параллельных миров.
Началось всё в комиксе Ultimate Fantastic Four Марка Миллара с попытки юного Рида Ричардса из ultimate-версии Фантастической четвёрки связаться с собой из другого мира. Обманом его привели на другую версию Земли, где человечество было уничтожено зомби-версиями супергероев. Вирус неизвестного происхождения пробудил у героев невероятный голод, совладать с которым они были не готовы. За сутки население планеты было уничтожено, за исключением небольшой горстки людей. Фантастической четвёрке удалось спасти своего Рида и сбежать при помощи Магнето, но зомби никуда не исчезли. О том, что происходило с ними, создатель «Ходячих мертвецов» Роберт Киркман рассказывал в Marvel Zombies vol. 1 и Marvel Zombies vol. 2. Зомби-герои съели Галактуса и Серебряного сёрфера, заполучив их космическую силу, и тогда они обратили внимание на другие планеты.
Общая идея была проста — после укуса заражённый в короткие сроки обращался в зомби без возможности исцеления. Он сохранял своё сознание и способности, но ощущал голод, который необходимо было притуплять. Чем более голодным становился зомби, тем менее рационально он мог мыслить. В комиксах были примеры совершенно деградировавших мертвецов из-за голода — они даже не могли использовать свои способности.
Были и исключения — в Marvel Zombies vol. 2 Человек-паук стал первым из мертвецов, кто смог преодолеть свой голод. Долго изучая метаболизм зомби, он научился бороться с ним и показал этот способ другим мертвецам, но это не уберегло ни его родной мир, ни новый, в который они переместились.
Marvel Zombies оказались крайне популярными. Вышло немало серий комиксов, каждая из которых рассказывала свои истории о зомби-супергероях. Marvel не ограничивала авторов, поэтому качество серий сильно разнилось. Из наиболее интересных:
В «Что, если…?» мы видим вариацию зомби-супергероев из комиксов Marvel. Здесь вирус сохраняет интеллект и навыки мертвецов — это видно по реакции Алой ведьмы на гибель Вижена и по умению Соколиного глаза пускать стрелы в цель. При этом мертвецы в этой версии не способны говорить (хотя заражённый Хэппи пытался повторять свои последние слова).
В серии есть несколько явных отсылок к оригинальным комиксам Marvel Zombies. Начнём с очевидного — первыми заражёнными героями в «Что, если…?», как и в комиксах, стали Мстители. Именно это ускорило распространение инфекции, поскольку супергерои сохранили свои способности после преображения.
Второй момент — одним из первых заражённых в комиксе стал Хэнк Пим. Став зомби, он оказался фактически самым злым из мертвецов, поскольку эгоистично использовал выживших и других зомби в своих интересах. В «Что, если…?» он становится также одним из первых заражённых, укусившим Стива Роджерса.
Кадр из упоминаемых комиксов / Marvel Comics
Ещё одна явная параллель — угроза не приходит одна. В комиксе Marvel Zombies Return повторная зомби-эпидемия (в другой вселенной) случилась во время событий Мировой войны Халка, когда тайное сообщество супергероев выслало зелёного гиганта на другую планету, а он вернулся отомстить. Когда гигант оказался заражён, он пришёл на Землю не просто с чувством мести, но и с неудержимым голодом. Также и в «Что, если…?» зомби-эпидемия происходит во время другой катастрофы — пришествия Таноса, ищущего Камни Бесконечности.
Следующая параллель — Т’Чалла и его роль в сюжете. В оригинальном комиксе Чёрная пантера был одним из последних уцелевших Мстителей. Жизнь ему сохранил заражённый Хэнк Пим, который быстро понял, что чем он голоднее, тем менее трезво мыслит. С этой целью он удерживал Т’Чаллу под седативами, потихоньку отрезая от него кусочки и приглушая голод. В «Что, если…?» мы видим такую же роль для короля Ваканды — только удерживает его Вижен, чтобы подкармливать заражённую Алую ведьму.
В комиксах человечество было уничтожено очень быстро, и последние люди уцелели сначала на Астероиде-М, где прятались союзники Магнето из Братства злых мутантов, а затем в остатках Ваканды, где благодаря энергетическому полю удавалось сдерживать зомби, даже с космической силой. В «Что, если…?» последней надеждой землян тоже становится Ваканда, а энергетическое поле нам продемонстрировали ещё в сольном фильме о Чёрной пантере.
Притом, что в целом серии удалось сохранить дух комиксов, этот эпизод ярче всего иллюстрирует, что столь масштабным историям очень тесно в формате 25-минутного эпизода. Хочется верить, что финал сезона, в котором, по слухам, покажут аналогичный постапокалиптический сюжет, только с победившим Альтроном, сможет лучше уложить свой масштаб в хронометраж.
Проработал несколько лет в магазине комиксов. Писал о книжках с картинками, пока продавал их. Создал раздел комиксов на «Канобу» и спецвыпуск «Мира Фантастики». Теперь помогаю делать 2х2.медиа.