комитет госконтроля рб что делает

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля

ГЛАВА 7.

Статья 125. Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит

предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Статья 126. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики.

Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Статья 127. Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор

Статья 128. Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством.

ГЛАВА 8.

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Статья 129. Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.

Статья 130. Комитет государственного контроля образуется Президентом.

Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом.

Статья 131. Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством.

Источник

Общественные инспекторы КГК начнут работу с 15.12.2021

С 15.12.2021 в Беларуси начнет функционировать система общественных инспекторов КГК. Это предусмотрено Указом от 10.09.2021 N 339, который опубликован на Национальном правовом Интернет-портале. В нем также определены основные права и обязанности общественных инспекторов КГК.

1. Общественные инспекторы КГК: кто может ими стать

Согласно Указу N 339 на базе КГК будет создана система общественных инспекторов. Лица, желающие стать общественными инспекторами, должны:

— иметь гражданство Беларуси;

— иметь минимальный возраст (25 лет);

— иметь определенный уровень образования (высшее, среднее специальное или профессионально-техническое);

— иметь личные, моральные и деловые качества, которые соответствуют требованиям КГК. Перечень этих требований к общественным инспекторам КГК должен утвердить до 15.12.2021 (п. 3 Указа N 339);

— заявить о добровольном содействии органам КГК (п. 2, ч. 1 п. 4, абз. 5 п. 5 Положения N 339).

Общественными инспекторами не могут быть лица:

— имеющие непогашенную или неснятую судимость;

— совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий;

— признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

— привлекавшиеся в течение года до дня подачи заявления к административной ответственности за совершение правонарушения против порядка управления (п. 5 Положения N 339, гл. 24 КоАП).

Включать в состав общественных инспекторов и прекращать их полномочия будут руководители органов КГК (п. 6 Положения N 339). Федерация профсоюзов Беларуси, иные общественные объединения (например, РОО «Белая Русь», БРСМ и др.) могут ходатайствовать о привлечении членов этих организаций к работе в качестве общественных инспекторов (ч. 2 п. 4 Положения N 339).

Общественному инспектору КГК будет выдаваться удостоверение. Форму и порядок выдачи удостоверения определит КГК в течение ближайших трех месяцев (п. 8 Положения N 339, п. 4 Указа N 339). Удостоверение необходимо будет предъявить при исполнении обязанностей по требованию должностных лиц организаций и граждан (абз. 5 п. 11 Положения N 339).

2. Цели работы и оплата труда общественных инспекторов КГК

Цель работы общественных инспекторов — оказание содействия органам КГК в проведении аналитических и контрольных мероприятий, реализации иных задач и функций, возложенных на КГК (п. 2 Положения N 339). В частности, общественные инспекторы обязаны незамедлительно информировать работников органов КГК о ставших известными им подготавливаемых, совершаемых (совершенных) преступлениях или иных правонарушениях. При этом они должны соблюдать законность, быть тактичными и вежливыми в общении с должностными лицами и иными гражданами (абз. 3 и 4 п. 11 Положения N 339).

Методическое руководство деятельностью общественных инспекторов будет осуществлять КГК (абз. 3 п. 9 Положения N 339).

Указ N 339 также содержит основные права и обязанности общественных инспекторов КГК (п. 10 и 11 Положения N 339). При этом установлен запрет на выполнение общественными инспекторами самостоятельных действий, которые относятся к компетенции должностных лиц органов КГК (п. 13 Положения N 339).

Как следует из текста Указа N 339, общественные инспекторы по общему правилу будут выполнять свои функции на общественных началах (бесплатно) и в свободное от основной работы, службы (военной службы) или учебы время (п. 7 Положения N 339).

Однако те из них, кто будет активно содействовать органам КГК, могут быть поощрены Председателем КГК и председателями КГК областей. Среди видов возможных поощрений названы: денежное вознаграждение, объявление благодарности и награждение Почетной грамотой КГК (ч. 1 п. 14 Положения N 339). Также допускается одновременное применение нескольких мер поощрения (ч. 2 п. 14 Положения N 339).

Порядок выплаты денежного вознаграждения общественным инспекторам и его максимальные размеры определит Правительство по согласованию с КГК в срок до 15.12.2021 (ч. 3 п. 14 Положения N 339).

Источник

Коллегия Комитета госконтроля подвела итоги работы за 2020 год и определила задачи на 2021 год

Коллегия Комитета государственного контроля подвела итоги работы за 2020 год и определила основные задачи на 2021 год. Заседание прошло 24 февраля 2021 года под председательством руководителя контрольного ведомства Василия Герасимова.

В 2020 году продолжен государственный контроль за соблюдением бюджетного законодательства, использованием государственной собственности, исполнением актов Главы государства, парламента и правительства.

Органами Комитета госконтроля в 2020 году проведено 487 проверок (по сравнению с 2016 годом их количество сократилось в 2,5 раза). В то же время увеличилось количество мероприятий упреждающего и профилактического характера: проведено 1093 мониторинга (в 2019 году – 1070), 129 аудитов эффективности (31), из которых 42 аудита реализованы в целях осуществления контроля за выполнением в регионах мероприятий, включенных в государственные программы.

В 2020 году Комитетом госконтроля подготовлены заключения об исполнении за 2019 год республиканского бюджета, 4 государственных внебюджетных фондов, а также бюджета Союзного государства. Проведены контрольно-аналитические мероприятия по вопросам эффективного и рационального расходования бюджетных средств при строительстве различных объектов; обеспечения населения средствами индивидуальной защиты; деятельности лесохозяйственных учреждений Минлесхоза; непроизводительного выбытия крупного рогатого скота в сельхозорганизациях республики; функционирования жилищно-коммунального хозяйства г. Минска; соблюдения земельного и природоохранного законодательства и др. Госконтролеры также проверили, как реализуются инвестиционные проекты на крупных предприятиях страны.

По результатам контрольно-аналитических мероприятий взыскано, восстановлено в бюджет и обращено в доход государства 155 млн. рублей. Сэкономлено, предотвращено выплат государственных средств на сумму 312,5 млн. рублей. В правоохранительные органы направлено 1362 материала.

Департаментом финансовых расследований выявлено 436 преступлений, в том числе 174, которые относятся к категории тяжких, и 2 преступления, совершенных организованными группами.

С использованием информации Департамента финансового мониторинга правоохранительными органами в 2020 году применено мер ответственности на сумму 55,3 млн. рублей, поступило в бюджет 57,6 млн. рублей, выявлено 327 преступлений.

Правительству, государственным органам и иным ответственным исполнителям направлено свыше 3 тыс. писем с конкретными предложениями по повышению эффективности использования государственных средств и имущества, безусловному выполнению поручений Главы государства. В принятых нормативных правовых актах реализовано 70 предложений Комитета госконтроля по совершенствованию законодательства.

В прошлом году проведено 522 прямые телефонные линии и выездных приема, 160 горячих линий, на личных приемах принято почти 2 тыс. граждан, рассмотрено 7,5 тыс. письменных обращений.

В 2021 году работа органов Комитета госконтроля будет направлена на комплексное изучение проблем в различных отраслях экономики с точки зрения неукоснительного соблюдения государственных интересов, обеспечения финансовой дисциплины и законности. Деятельность Департамента финансовых расследований и Департамента финансового мониторинга будет сконцентрирована на выявлении и пресечении фактов неуплаты налогов, выплаты заработной платы «в конвертах», противодействии коррупционным проявлениям и легализации преступных доходов, жестком пресечении деструктивной деятельности и источников ее финансирования.

Источник

История государственного контроля

Дело было новое и интересное. В Службу контроля шли люди со своими проблемами, предложениями, а зачастую, и в поисках правды. Шло становление важного государственного органа. Начальником Службы контроля Президента Республики Беларусь по Гомельской области был назначен Л.Н. Сечко.

Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1995 г. № 296 в целях усиления президентского контроля в Республике Беларусь, обеспечения организационного единства и эффективности контрольной деятельности Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь была преобразована в Службу контроля Президента Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы были образованы в 1996 году во исполнение статьи 146 и в соответствии со статьями 84, 129-131 Конституции Республики Беларусь 1994 года путем преобразования Службы контроля Президента Республики Беларусь.

С января по сентябрь 1997 г. председателем Комитета государственного контроля Гомельской области был назначен А.А. Баранов. В октябре 1997 г. Комитет области возглавил В.Е. Дулебенец, с апреля 2005 г. по март 2011 г. деятельностью Комитета государственного контроля Гомельской области руководил В.Ф. Стадольник.

18 апреля 2011 г. председателем Комитета государственного контроля Гомельской области назначен Атрощенко Александр Алексеевич.

Главной задачей этого государственного органа стало осуществление контроля за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, палат Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Наряду с контрольной деятельностью на Комитет была возложена аналитическая работа, дано право инициировать принятие законодательных актов, регулирующих экономические и финансовые отношения в Беларуси.

Особым направлением в работе Комитета стал контроль за соблюдением и исполнением декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь и деятельностью органов государственной власти и управления.

9 февраля 2000 г. Главой государства подписан Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь».

Данный Закон установил компетенцию, организацию и порядок деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Комитет государственного контроля – это орган, который образуется Президентом Республики Беларусь и осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регламентирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2008 г. № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» утверждено Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь.

В соответствии с Положением основными задачами Комитета являются защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь; проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за исполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет; обеспечение эффективного и рационального использования организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности; проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики.

С целью комплексного совершенствования правового регулирования в сфере деятельности органов Комитета государственного контроля 1 июля 2010 г. принят новый Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».

В Законе 2010 года указано, какие органы образуют систему органов Комитета (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, комитеты государственного контроля областей, межрайонные комитеты государственного контроля и органы финансовых расследований Комитета), определены задачи и принципы деятельности Комитета и его территориальных органов, конкретизированы полномочия этих органов и их работников. Кроме того, четко определен статус межрайонных комитетов государственного контроля и их взаимоотношения с комитетами государственного контроля соответствующих областей.

Законом определены требования к лицам, принимаемым на работу в органы Комитета государственного контроля, урегулирован порядок взаимоотношений Комитета и его территориальных органов с иными государственными органами и организациями, а также с другими юридическими и физическими лицами, включая процедуру обжалования действий (бездействия) или решений Комитета или его территориальных органов (их должностных лиц).

9 ноября 2010 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 580 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (вступил в силу со дня подписания). В соответствии с этим Указом внесены изменения в ряд указов Президента Республики Беларусь по вопросам деятельности органов Комитета государственного контроля. В частности, в Положении о Департаменте финансового мониторинга закреплен новый порядок назначения на должность и освобождения от должности директора данного Департамента, уточнены функции и полномочия Департамента. Указ № 580 предусмотрел новое полномочие для органов Комитета государственного контроля – право приостанавливать либо запрещать отгрузку товаров организациям, в деятельности которых выявлены факты нарушения законодательства, а также приостанавливать либо запрещать погашение задолженности перед этими организациями.

Кроме того, в соответствии с Указом № 580 изложено в новой редакции Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь. Нормы данного Положения, касающиеся полномочий Комитета и его работников, приведены в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и Законом Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах». Положение дополнено такими полномочиями Комитета, как:

Источник

Вопрос-ответ

Согласно пункту 66 Положения о порядке организации и проведении проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2010 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», акт (справка) проверки подписывается проверяющим (руководителем проверки), а также:

Согласно части 7 пункта 23-1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ), к грубым нарушениям требований настоящего Указа, совершенным должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, относятся:

Согласно п. 10 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если:

Согласно п. 93 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», органы уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также суды по находящимся в их производстве делам поручают проведение проверки контролирующим (надзорным) органам, за исключением органов Комитета государственного контроля, в соответствии с их компетенцией и сферам контрольной (надзорной) деятельности, определенными вышеназванным Указом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *