коммерческий прием что это
Определение понятия коммерческая основа
Коммерческая основа рассматривается как главный способ получения необходимой прибыли.
В настоящее время наиболее популярна коммерческая деятельность, которая выполняет следующие функции:
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Определение понятия
Коммерческая основа рассматривается как платная деятельность, какой-либо организации.
Коммерческая деятельность преследует осуществление следующих задач:
Данный подход является основой рыночного процесса. Основная цель при этом остается реализация продукции. В связи с этим выделяют основные виды производства:
Основная функция рыночной организации заключается в следующем:
В каких отраслях применяется коммерческая основа
Платная основа, как вид предпринимательства, используется в следующих сферах:
Каждая отрасль характеризуется постановкой цели на увеличение дохода.
Как основа коммерческой деятельности
В настоящее время планирование производства и реализация товара происходит в условиях рыночного отношения. Для того чтобы данный процесс проходил оптимально, была создана коммерческая служба.
Данная организация занимается следующей деятельностью:
Предпринимательской службой организации промышленного типа является:
Предпринимательская служба выполняет следующие функции:
Технологическое оснащение предприятия, объем выпускаемого товара и потребление необходимого сырья для изготовления продукции зависит от технической функции.
Расширение ассортимента компании и увеличение объема производимой продукции зависит от экономической функции.
Техническое оснащение рабочих мест и состав продукции зависит от сложности процесса производства.
Построение структуры предпринимательской службы зависит от следующих положений:
Коммерческая и некоммерческая деятельность
В настоящее время выделяют коммерческую и некоммерческую деятельность.
Некоммерческая практика направлена на организацию порядка процесса реализации дохода, который устанавливается на законодательном уровне, и основывается на следующих положениях:
Выделяют следующие цели некоммерческой организации:
В связи с этим можно сделать вывод о том, что коммерческая и некоммерческая деятельность преследует цель получения дохода, отличие заключается в способе распределения прибыли: в первом случае финансы присваиваются учредители компании, во втором случае, прибыль остается на расход внутренних целей.
Виды коммерческой деятельности
В настоящее время выделяют основные виды предпринимательства, к которым относятся:
Предпринимательство производственного характера
Особенностями считаются:
Предпринимательство на основе инновационных технологий
Основные особенности:
Фермерское предприятие
Отличительные свойства:
Виды коммерческих организаций
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает основные виды предпринимательского производства:
Виды хозяйственных товариществ
Выделяют 2 разновидности хозяйственного товарищества:
Капиталистическое сообщество строится на основе доверительного отношения всех организаторов. Это связано с большим риском потери имущества каждого из участников организации.
Сервисный центр для развития коммерческих операций
Сервисный центр предлагает услуги по оптимизации коммерческих операций. Коммерческая деятельность осуществляется на всем пути поступления товара на рынок. Для того чтобы началось продвижение товаров, необходимо выполнить ряд коммерческих операций: расчет и обоснование потребности в товарах для региона как по объему, так и по структуре, выбор поставщиков и путей продвижения товаров, заключение договоров на поставку товаров. Только после этого начинается товародвижение.
Описание
Коммерческая операция – это действия субъектов коммерции: по взаимному поиску продавца и покупателя, по выдвижению и обсуждению условий сделки купли-продажи, по ее оформлению и завершению.
Виды коммерческих операций: основные и обеспечивающие.
Коммерческая деятельность осуществляется на всем пути поступления товара на рынок. Для того чтобы началось продвижение товаров, необходимо выполнить ряд коммерческих операций: расчет и обоснование потребности в товарах для региона как по объему, так и по структуре, выбор поставщиков и путей продвижения товаров, заключение договоров на поставку товаров. Только после этого начинается товародвижение.
Коммерческая операция – это совокупность приемов и способов, обеспечивающих функционирование разных стадий товарно-денежного обмена.
Классификация коммерческих операций
1. Торговые операции – это комплекс основных и обеспечивающих операций на внутреннем рынке страны.
2. Внешнеторговые – комплекс основных и обеспечивающих операций на внешнем рынке страны. К ним относят:
Основные коммерческие операции
1. продажа товаров (оказание услуг);
2. сервисное обслуживание;
3. стимулирование продаж;
4. управление и маневрирование товарными ресурсами.
Ответственность за нарушение коммерческой тайны
И что это вообще за тайна
Секреты могут быть не только у государства или обычных людей, но и у хозяйствующих субъектов — фирм.
При этом фирма сама решает, какую информацию она хочет скрыть: рецепты, технологии или график работы охраны. Это законно, главное — все правильно сделать по документам. Но бывает, что информация вроде бы относится к коммерческой тайне, а сотрудника, который нарушил этот режим, наказать не могут, потому что все неправильно оформили.
Расскажу, что можно отнести к коммерческой тайне и как сделать все правильно.
Что такое коммерческая тайна
Коммерческой тайной можно признать любую информацию, которая соответствует следующим условиям:
Какую именно информацию отнести к коммерческой тайне, решает ее обладатель. Это могут быть рецепты, технологии или любая другая информация, которая подходит под эти критерии. Но не получится заявить просто так: все, теперь вот эти сведения — коммерческая тайна. Нужно сначала все оформить по закону.
Нормы законодательства. О том, что такое коммерческая тайна, сказано в гражданском кодексе и законе о коммерческой тайне.
Коммерческая тайна — это информация, которая имеет коммерческую ценность именно потому, что неизвестна никому другому. А еще у других лиц нет к ней доступа на законном основании. При этом обязательное условие — владелец такой информации должен каким-то образом скрывать ее от других и принимать меры по ее охране.
А еще это специальный режим конфиденциальности информации, который дает ее обладателю ряд преимуществ. Например, позволяет увеличить доходы и избежать неоправданных расходов. Так, сведения о том, как банк проверяет получателей кредитов и по каким параметрам их оценивает, помогают отсеивать потенциальных мошенников и снижают вероятность неоправданных расходов. Или компания благодаря этому режиму сохраняет положение на рынке товаров, работ, услуг, потому что держит в секрете сведения, как формируются скидки и когда следующая акция.
Что может составлять коммерческую тайну
Засекретить все что угодно нельзя, даже если кажется, что закон это позволяет.
Коммерческая тайна — это такая информация, которая имеет ценность именно потому, что ей не обладают другие лица. А если начнут обладать, она перестанет быть ценностью.
Проще всего объяснить, как это работает, на примере. Допустим, владелец предприятия решил сделать секретом абсолютно все: технологии, время работы, штатный состав и даже количество сотрудников. Но так не получится. Если конкуренты узнают о количестве сотрудников и о том, что фирма работает с 8 до 17 часов, ничего не изменится, да и информацию о штатной численности коммерческой тайной по закону сделать нельзя.
А вот если конкуренты узнают рецепты, технологию или производственные процессы, они получат дополнительные преимущества: например, начнут делать напитки по тому же рецепту. Ценность такой информации снизится.
Еще по закону к коммерческой тайне нельзя отнести, например, информацию об участии компании в исполнительных производствах, сведения о задолженности по налогам и взносам, а также о том, с какими контрагентами она работает. Разглашение такой информации не обесценивает саму информацию — значит, это не коммерческая тайна.
Категории коммерческой тайны
Государственная тайна может иметь разные грифы секретности: «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности». С коммерческой тайной так не получится — отдельные ее категории и грифы ограничения доступа законами и нормативными актами не предусмотрены.
Даже если на документе написать «особо важная коммерческая тайна» или «абсолютно секретная коммерческая тайна», ничего не изменится. Ответственность за ее разглашение не станет строже, а порядок обращения останется прежним.
Меры по защите коммерческой тайны
Отличить документ, содержащий коммерческую тайну, очень просто. В правом верхнем углу у него обычно ставится гриф ограничения доступа.
Выглядеть он может так:
Но одного этого недостаточно. Сказать, что теперь эта информация никому не должна передаваться, мало. Надо начать ее реально защищать и принимать меры, чтобы она не стала известна посторонним.
Владелец такой информации должен реально ограничить доступ к ней без своего согласия. А еще нужно обеспечить возможность использования работниками информации, составляющей коммерческую тайну, и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Для этого на предприятии нужно установить режим коммерческой тайны. Вот как это делается:
Это минимум из того, что положено по закону. Если пропустить хотя бы один из пунктов, суд потом может решить, что режим коммерческой тайны был установлен неправильно, и привлечь работника к ответственности за разглашение не получится. Исполнение всех этих требований — это не право обладателя коммерческой тайны, а его прямая обязанность.
Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну. Секреты компании могут меняться. И хранить в секрете информацию, которая и так всем известна, сложно и бессмысленно. А еще это дорого: системы безопасности стоят денег, а людям, которые занимаются охраной коммерческой тайны, приходится платить зарплату.
Поэтому создают регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну. В нем прописывают, какие секреты важны, в каком случае они утрачивают актуальность и кто это определяет.
Дать примерный образец такого регламента невозможно. На некоторых предприятиях его вообще может не быть — руководство может определять такую информацию самостоятельно и прописывать, например, в отдельном приказе. Но для крупных предприятий я рекомендую его составить.
В этом документе нужно ответить на следующие вопросы:
Положение о коммерческой тайне. Это обязательный документ, без которого не получится привлечь сотрудника к ответственности за разглашение и взыскать с него убытки.
Как правило, к такому документу в любой организации относятся очень серьезно. В нем дословно перечисляют нормы статей гражданского кодекса, закона о коммерческой тайне и понятия из этих законов, хотя это не требуется, достаточно ссылки на документ. Не обязательно делать его большим по объему — тут смысл важнее.
Расскажу, как избежать ошибок при составлении такого положения.
Главное — не использовать абстрактные формулировки типа «не разглашать вообще ничего» и «вся информация о фирме относится к коммерческой тайне». Перечень сведений должен быть максимально конкретным.
В положении можно предусмотреть возможность взыскания убытков. Но это не всегда рационально — убытки придется доказывать в суде. Например, разгласил работник рецепт лимонада конкурентам и владелец рецепта пошел в суд. А суд предложил обосновать, почему он считает, что понес убытков на миллион, а не на тысячу рублей. Это может оказаться не так просто. Решение проблемы — прописать в положении не только возмещение убытков, но и возможность взыскания штрафа за сам факт разглашения в судебном порядке.
В целом положение можно составить следующим образом:
Работники должны ознакомиться с положением под подпись и подписать обязательство о неразглашении коммерческой тайны.
Но этого, скорее всего, окажется недостаточно.
Одних юридических бумаг мало. Они нужны, когда информация уже ушла на сторону и нужно готовиться к судебному заседанию. Но лучше такой ситуации не допускать. Это возможно, хотя иногда и затратно.
Главное в защите любых секретов — это люди, техника и процессы. Расскажу, как это работает.
Люди. Главный ресурс любого предприятия — человеческий. Если на предприятии текучка системных администраторов, нужно быть готовым к тому, что эти системные администраторы кочуют вместе со всеми данными предприятия. И проконтролировать это очень сложно. Если главный технолог предприятия получает зарплату в среднем ниже, чем в других местах, надеяться на его порядочность сложно. По моему мнению, стабильные кадры на предприятии — одна из составляющих надежного хранения любых секретов. Хотя гарантий это не дает.
Процессы. Можно составить кучу разных бумаг и запугать работников ответственностью. Но эффект от этого будет нулевой, если бумаги с информацией ограниченного доступа передаются из рук в руки под честное слово, валяются на столах, пока сотрудники курят во дворе, или аккуратно складываются на ночь стопочкой на окне.
Как минимум я рекомендую сделать следующее:
В любом случае порядок движения любого документа с грифом «Коммерческая тайна» должен быть отрегулирован, а порядок передачи — прописан в документах.
Техника. Сложно допустить, что секретные рецепты и технологии хранятся на бумагах, записаны в единственном экземпляре и от руки. Чаще их сохраняют в электронном виде. Для работы это удобно, но и для похитителей информации тоже.
Защитить компьютер можно следующими способами.
Самый бюджетный вариант — заклеить USB-порты и разъемы стикерами.
Такой стикер легко оторвать, но это сразу будет заметно. В этом случае можно проводить проверку, кто и зачем его оторвал.
Кто несет ответственность
Если сотрудники владельца информации, составляющей коммерческую тайну, его контрагенты или должностные лица органов власти и местного самоуправления получили доступ к такой информации, они и несут ответственность.
Работника можно привлечь к ответственности только при следующих условиях:
Органы государственной власти и местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, тоже отвечают за ее сохранность. Их можно привлечь к гражданско-правовой ответственности за ее разглашение или незаконное использование.
Вот как это работает. Допустим, Роспотребнадзор провел проверку в ресторане и ознакомился с рецептами, которые составляли коммерческую тайну. Если сотрудник Роспотребнадзора после проверки разгласит эти секретные рецепты, его могут привлечь к ответственности.
Меры и виды ответственности за разглашение
Под разглашением коммерческой тайны понимается действие или бездействие, в результате которого секретная информация стала известна посторонним. При этом неважно, как именно она была разглашена. Можно рассказать о ней в беседе, отправить другому человеку письмом — по обычной почте или электронной. А можно скопировать на флешку и отдать ее другому человеку. Любые действия, в результате которых информация стала известна посторонним без согласия ее обладателя, считаются разглашением, и за это придется отвечать.
За разглашение конфиденциальной информации сотрудник несет ответственность. Ее степень зависит от того, есть ли вина человека в этом и какова тяжесть последствий. Расскажу про каждую из них.
Дисциплинарная ответственность. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор даже в случае однократного разглашения работником коммерческой тайны. Это именно право, а не обязанность, то есть работодатель может применять и более мягкие меры наказания, например объявить выговор, замечание или привлечь к материальной ответственности. Или сочетать все эти меры — на усмотрение руководства.
Просто так уволить тоже не получится. Работодатель должен собрать доказательства нарушения со стороны работника. Если работник обратится в суд, доказывать законность увольнения должен будет сам работодатель.
Уголовная ответственность. Она предусмотрена за собирание сведений, представляющих коммерческую тайну, через похищение документов, подкуп или угрозы и за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия владельца. Санкция — штраф до 500 000 рублей или лишение свободы на срок до трех лет. Если разглашение коммерческой тайны привело к крупному ущербу или было совершено из корыстной заинтересованности, наказание будет строже. Штраф может составить до 1 млн рублей, а срок лишения свободы — до пяти лет.
Это не самый распространенный вид ответственности. Тем не менее обвинительные приговоры по этой статье есть — в Тобольске сотрудник компании сотовой связи фотографировал на телефон с экрана компьютера сведения о клиентах и продавал их лицам, которые в ходе следствия так и не были установлены. Вину он признал и попросил рассмотреть дело в особом порядке — в этом случае суд не изучает доказательства, а наказание, как правило, назначается наиболее мягкое из возможных. В результате суд назначил мужчине штраф.
Иногда наказание бывает и строже. Девушка продавала данные о телефонных соединениях. Сотрудники полиции провели контрольную закупку и передали дело в суд. Приговор — год лишения свободы условно.
Гражданско-правовая ответственность. Нарушитель исключительного права на секрет производства обязан возместить убытки, которые он причинил таким нарушением. Ответственности можно избежать. Для этого нарушителю придется доказывать, что он не знал, что использование секрета производства является незаконным.
Взыскать убытки в данном случае можно как с работника, так и с контрагента. Но убытки придется доказывать и подтверждать. А еще придется доказывать, что режим коммерческой тайны был на самом деле установлен, и показывать документы. Это не так просто.
Суды в удовлетворении иска отказали. Они решили, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество соблюдало условия по установлению режима коммерческой тайны и охране конфиденциальности информации в отношении клиентской базы. Потеря клиентов — это не следствие использования сведений, составляющих коммерческую тайну общества. И материальный ущерб тоже не был доказан.
Административная ответственность. Ее применяют за разглашение любой информации с ограниченным доступом. Такая ответственность наступает только при условии, если в отношении нарушителя не возбудили уголовное дело. Санкция для обычных граждан — штраф от 500 до 1000 рублей. Для должностных лиц наказание строже — штраф от 4000 до 5000 рублей.
Административная ответственность, как правило, применяется, когда разглашение было, а последствий либо не было совсем, либо они были незначительными. Но в связи с разглашением коммерческой тайны такой вид ответственности применяется крайне редко — хватает других видов ответственности.
Примеры разглашения коммерческой тайны
Разглашение — это не обязательно какие-либо действия: похищение базы данных или конфиденциальных сведений. Разглашением могут признать и бездействие, например непринятие мер безопасности, в результате которого информация стала известна посторонним. И неважно, как это произошло, — источником утечки может стать документ, оставленный на столе, или невыключенный компьютер.
Судебная практика по увольнению за разглашение крайне неоднозначная.
Вот пример из суда. Сотрудник банка рассылал служебную информацию через мессенджер. Служба безопасности об этом узнала, и сотрудника уволили. Он обратился в суд.
В суде он заявил, что мессенджеры защищены шифрованием, а получателем файлов вообще являлась служба безопасности банка. А раз так, то нет и разглашения.
Суд проверил документы. В них было сказано, что пересылать файлы можно только с письменного согласия начальника службы безопасности, а тот такого согласия не давал. Значит, нарушение было. Увольнение признали законным.
Другой пример. Работник пересылал сам себе на личную почту информацию, где была коммерческая тайна. Это стало известно, и работника уволили. Он не согласился и обратился в суд.
Суды решили, что разглашение имело место. Почта, на которую он отправлял эту информацию, действительно была его личной, но пересылка осуществлялась через почтовый сервер « Мэйл-ру ». А значит, информация попадала к третьему лицу.
Мужчина дошел до Конституционного суда РФ, который решил, что в данном случае разглашения не было: сторонняя организация, через сервер которой осуществлялась рассылка, не являлась обладателем самой информации. А значит, решения об увольнении подлежат пересмотру.
Чаще всего встречаются следующие примеры разглашения коммерческой тайны:
Как доказать разглашение коммерческой тайны
Что делать при обнаружении факта разглашения. Все зависит от того, планируете ли вы привлечь виновного к ответственности.
Если планируете привлечь виновного к уголовной ответственности. Тогда следует обратиться с заявлением в правоохранительные органы. В заявлении необходимо указать следующее:
Особенности возбуждения уголовного дела и конкретные следственные действия зависят от того, будет ли выявлен состав преступления по статье 183 УК РФ. Это статья о незаконном получении и разглашении сведений, которые составляют коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Само по себе привлечение к уголовной ответственности по этой статье хотя и встречается не часто, но тем не менее бывает. Эта статья в УК РФ вполне рабочая.
Пример из суда. Две работницы банка имели доступ к информации о счетах клиентов. Они изготовляли кассовые ордера на основе информации, которая стала известна им по работе, а потом снимали деньги со счетов клиентов.
Суд решил, что логин и пароль от банковских систем, которые были известны женщинам, — это коммерческая тайна банка. Женщин предупреждали об ответственности за их незаконное использование. Но тем не менее они использовали эти сведения в личных целях из корыстной заинтересованности. В результате клиентам банка был причинен материальный ущерб.
Суд признал женщин виновными в преступлении по части 3 статьи 183 УК РФ и приговорил одну к двум годам лишения свободы, другую — к трем с половиной годам. Но поскольку женщины признали себя виновными, раскаялись и активно помогали следствию, наказание назначили условно. Одной — с испытательным сроком на три года, другой — на четыре. А еще обязали возместить ущерб.
Коммерческая деятельность
Рассматриваются организация коммерческой деятельности в рыночных условиях; факторы, влияющие на ее результативность. Характеризуется роль субъектов хозяйствования на рынке. Описываются основные формы, методы и инструменты коммерческой деятельности в оптовой и розничной торговле. Предыдущее издание вышло в 2010 г. Для учащихся специальности «Коммерческая деятельность (товароведение)» учреждений среднего специального образования, студентов учреждений высшего образования, специалистов торговли, предпринимателей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коммерческая деятельность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
1.1. Коммерческая деятельность как экономическая категория, ее сущность и цели
Понятие «коммерческая деятельность»
Важно четко определиться с понятием «коммерческая деятельность» и взаимосвязями с другими смежными категориями, такими, как «бизнес», «предпринимательство», «маркетинг», чтобы понять экономический смысл и роль коммерческой деятельности в сфере бизнеса.
Бизнес — общеэкономический термин, характеризующий хозяйственную деятельность субъектов в определенной области предпринимательства, приносящую доход или дающую выгоду при наличии определенного риска.
Предпринимательство в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь представляет самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, продукт деятельности которых предназначается для реализации другим лицам с целью получения прибыли, осуществляемую на свой риск, от своего имени и под свою имущественную ответственность.
Маркетинг в широком смысле рассматривается как философия, рыночная концепция предпринимательства и предлагает инструменты, методы, приемы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Эти инструменты и методы используют в коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг для выполнения собственных функций и операций. Существует прямая связь маркетинга с коммерческой деятельностью в силу однородности их целей: получение прибыли через удовлетворение потребностей покупателей. Но есть и отличия: маркетинг выступает как концепция, направленная на формирование потребности, спроса, побуждения к покупке, но не обслуживает сам процесс купли-продажи. Эту функцию выполняет коммерческая деятельность, через коммерческие операции, которые имеют абсолютно самостоятельное значение и маркетингом не охватываются. Поэтому достичь общей цели и нужного эффекта можно, используя маркетинг и коммерцию в комплексе.
Таким образом, коммерческая деятельность является самостоятельным видом деятельности, которая базируется на рыночных законах и принципах, проявляется в различных формах и занимает важное место в сфере обращения.
В экономической литературе имеются различные определения коммерческой деятельности. Термин «коммерция» (от лат. commercium — торговля) имеет двоякое значение: во-первых, он охватывает отрасль торговли, во-вторых — торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи, сопровождающейся коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров до конечного потребителя. В этом случае в рыночной экономике общим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги — рынок, что наиболее полно отражает коммерческую деятельность.
На основе вышеизложенного можно сформулировать понятие коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в наибольшей степени отражающее ее суть и специфические особенности.
Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение актов купли-продажи с целью получения прибыли (выгоды) через наилучшее удовлетворение спроса.
Коммерческая деятельность предусматривает выполнение комплекса торгово-организационных операций и управление ими. Она базируется на теоретических и практических знаниях вопросов организации и техники осуществления коммерческих операций.
Для того чтобы состоялся обмен, необходимо совершить взаимосвязанные, выстроенные в определенной последовательности действия, обеспечивающие организационные, экономические, социальные и правовые аспекты процесса. Эти действия носят коммерческий характер. К ним относятся: изучение рынка и определение потребности в товарах, поиск поставщиков, покупателей, заключение договоров, обеспечение их выполнения и т. д. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров и конечных потребителей, осуществляется управление обменом. Операции, совершаемые в процессе этой деятельности, носят коммерческий характер и оказывают влияние на конечные результаты работы торговых организаций.
Экономическая природа коммерческой деятельности определяет повышение ее роли в условиях развития рыночных отношений. При этом необходимо акцентировать внимание на следующих важнейших характеристиках коммерческой деятельности:
• она осуществляется в процессе обмена продуктами труда экономически самостоятельных субъектов;
• способствует отчуждению продуктов труда от их собственника и для обмена и удовлетворения чужих потребностей;
• способствует обмену, организованному по законам экономической целесообразности.
Вышеизложенное подчеркивает, что коммерческая деятельность должна быть ориентирована на достижение нужных экономических, финансовых результатов в рамках правового поля, а не только на квалифицированное техническое выполнение операций, обслуживающих процесс купли-продажи.
Успех коммерческой деятельности определяет ее непрерывный цикл, предполагающий реализацию экономической сути:
• оптимизацию затрат при покупке объектов, оборудования, сырья, вовлечение трудовых, информационных, финансовых и других ресурсов при формировании инфраструктуры субъектов коммерческой деятельности;
• формирование потенциала прибыльности за счет снижения всех видов затрат;
• оптимизацию прибыли от продаж за счет инновационных и эффективных технологий.
Прерывание этого цикла, неспособность реализовать целевые задачи, обозначенные на каждом из перечисленных этапов, приводят к повышению коммерческих рисков вплоть до банкротства.
Сущность коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность выступает как способ реализации коммерческих отношений между субъектами рынка, которые в условиях рыночно ориентированной экономики становятся доминирующими. Эти отношения призваны стимулировать производство, развивать потребности, активизировать товарно-денежный обмен. Поэтому коммерческая деятельность, являясь объективно необходимой категорией рыночной экономики, имеет приоритетное значение и занимает ведущее место.
Суть коммерческой деятельности состоит в комплексном подходе к организации совокупности коммерческих процессов и операций, направленных на выполнение коммерческих функций при осуществлении товарно-денежного обмена на всех его фазах.
Как отмечалось выше, коммерческая деятельность включает процессы и операции организационно-управленческого, правового и экономического характера. Она не охватывает технологические операции, выполняемые на всем пути движения товаров от производства до потребителя, такие, как погрузка, разгрузка, упаковка, расфасовка, хранение, сортировка, подготовка товаров к продаже. Эти операции отражают технологию торговых процессов. Коммерческая деятельность и технология торговых процессов взаимосвязаны, но каждая из них имеет свое место и функции.
Без коммерческой деятельности не может быть технологии, так же как и без технологии не реализуется коммерческая деятельность. Эти дисциплины формируют систему функционирования торговой отрасли. Коммерческая деятельность имеет место не только в торговой отрасли, но и в производственной, в сфере услуг, на рынке интеллектуальной собственности, технологий, ценных бумаг. В ее основе лежит организация коммерческих процессов и управление ими.
Коммерческий процесс означает последовательное выполнение операций, которые обеспечивают организационный, экономический, социальный, правовой аспекты товарно-денежного обмена.
Набор конкретных операций зависит от того, какой этап обмена коммерческий процесс обслуживает и по какой схеме осуществляется обмен. Например, при наличии посредников путь движения товарно-денежного обмена складывается следующим образом: изготовитель → один или несколько оптовых посредников → розничная торговля → конечный потребитель, а при их отсутствии: изготовитель → конечный потребитель без посредников. Коммерческая операция является важным компонентом коммерческой деятельности, которая представляет собой совокупность приемов и способов, обеспечивающих функционирование разных стадий товарно-денежного обмена. Все коммерческие операции можно разделить на основные и вспомогательные. Часть из них имеет специфические особенности (например, биржевые, аукционные операции).
Таким образом, коммерческая деятельность состоит из коммерческих процессов и операций, которые имеют место в процессе взаимодействия рыночных субъектов с целью обеспечения эффективного обмена товаров и услуг.
Коммерческая деятельность как функция обеспечивает системность и комплексность, интегрируя организационно-управленческий, финансово-экономический, правовой аспекты всей системы обмена, с целью достижения наибольшей эффективности, получения прибыли. В рыночной экономике такая функция является приоритетной, так как способна обеспечить закрепление на рынке, конкурентные преимущества, предотвратить банкротство. Она обеспечивает успех не только на национальном рынке, но и на зарубежных рынках, обслуживая международный обмен. Необходимо изучать специфику, передовые достижения в этой сфере и все лучшее использовать в практической работе.
Цель коммерческой деятельности
Основная цель коммерческой деятельности — получение прибыли. Она может быть реализована в различных сферах деятельности: производственной, торговой, финансовой, биржевой, посреднической и т. д. Чаще всего субъекты вынуждены заниматься несколькими видами деятельности, диверсифицировать их, реагируя на рыночные изменения.
Несмотря на то что в условиях развития рыночных отношений усиливается роль коммерциализации (получения прибыли), решение социальных задач также является важным. Со стороны государства должна быть определена система экономических рычагов, обеспечивающая решение социальных задач при создании благоприятных условий для эффективной коммерческой деятельности. Этот вид деятельности должен быть выгоден каждому, кто им занят, обеспечивать активное развитие экономики и достаточное поступление средств для решения социальных задач.
Вместе с тем получение прибыли является и промежуточной целью как для коммерсантов, так и для государства. Прибыль необходима, чтобы удовлетворить определенные потребности, решить поставленные задачи, достичь намеченных целей, обеспечить инновационное развитие. Если активизируется потребление, то развивается и производство, оживляется экономика в целом. Потребности являются движущей силой коммерческой деятельности: нет потребности — нет спроса, надобности в производстве товаров; нет прибыли — нет инвестиций, нет развития. Поэтому коммерческий успех заключается в поиске и формировании потребностей и наиболее эффективных способов их удовлетворения. Это осуществляется путем реализации актов купли-продажи. Важно отслеживать, сколько прибыли получено, и как она используется. Коммерческие цели необходимо достигать не любой ценой, а за счет реализации наиболее эффективных коммерческих решений.
1.2. Роль коммерческой деятельности в условиях конкуренции
Предпосылки изменения роли коммерческой деятельности в новых условиях хозяйствования
В условиях рыночной экономики при осуществлении коммерческой деятельности следует использовать в большей степени экономические методы управления, ориентированные на получение прибыли через удовлетворение спроса потребителей.
Созданию благоприятных условий для развития и совершенствования коммерческой деятельности, играющей существенную роль в социально-экономическом развитии страны, способствует Директива № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», предусматривающая развитие добросовестной конкуренции, повышение качества правового регулирования и ответственности субъектов хозяйствования, создание равных условий работы на территории единого таможенного пространства России, Беларуси, Казахстана.
В этом случае для адаптации коммерческой деятельности к рыночным условиям необходимо формировать предпосылки, наиболее благоприятные для активного развития товарно-денежных отношений. Важнейшими из них являются:
• юридическое равноправие всех форм собственности;
• экономическая самостоятельность хозяйственных субъектов рынка, их ответственность за результаты своей работы;
• свобода выхода на рынок;
• демонополизация, разгосударствление, обеспечивающие появление на рынке большого количества конкурентов, создающие условия для здоровой конкуренции;
• свободное ценообразование, балансирующее спрос и предложение;
• устойчивая финансовая система;
• развитие рыночной инфраструктуры.
Создание рыночного механизма требует длительного времени для проведения реформ. Важно правильно определить роль государства в формировании рыночных отношений, степень и формы участия. Эта роль должна проявиться:
• в совершенствовании правовой базы, способствующей развитию рыночных отношений;
• использовании эффективной системы налогообложения и кредитования;
• защите прав потребителей;
• формировании механизма управления природными и сырьевыми ресурсами, обеспечивающего их эффективное использование и приумножение.
Направления совершенствования коммерческой деятельности
По мере развития рыночных отношений возникает необходимость следующим образом совершенствовать коммерческую деятельность:
• адаптировать коммерческие функции, операции к рыночным условиям;
• формировать конкурентные преимущества товара, концентрировать усилия за счет улучшения методов продажи и сервисного сопровождения;
• просчитывать коммерческие риски и принимать упреждающие меры к их снижению;
• постоянно повышать квалификацию работников коммерческих служб, обеспечивая творческий, инновационный подход к решению поставленных задач;
• использовать стратегический подход к организации коммерческой деятельности, обеспечивающий ее динамичное развитие на длительный период;
• эффективно удовлетворять имеющиеся потребности, формировать новые, развивать спрос, вести поиск дополнительных сегментов рынка, создавать конкурентные преимущества;
• добиваться получения прибыли через наилучшее удовлетворение спроса потребителей при снижении затрат.
Повышению эффективности коммерческой деятельности способствует использование принципов, инструментов и методов маркетинга в ее организации. Это сориентирует коммерческую деятельность на конкретных потребителей, их требования к товарам, продаже. Такой подход позволяет достичь поставленных целей при снижении затрат и коммерческих рисков.
Рассмотрим особенности коммерческой деятельности, базирующейся на маркетинговой концепции.
Торговые организации, которые работают в рыночных условиях, вынуждены применять иные методы для получения прибыли — главной коммерческой цели. Эта цель может быть достигнута в первую очередь путем выявления, формирования и удовлетворения потребностей покупателей. Для решения такой задачи нужно больше внимания уделять маркетинговым исследованиям, анализу и использованию полученной информации для обоснования коммерческих решений.
Если торговая организация ставит перед собой цель добиться получения прибыли и устойчивого положения на рынке, то она вынуждена применять наиболее эффективные инструменты и методы, которые предлагает маркетинг. Чем жестче конкуренция, тем более активно и грамотно необходимо это делать. Конкуренция заставляет постоянно совершенствовать коммерческую деятельность, используя инновационный подход.
Коммерческая деятельность в рыночных условиях при высоком уровне насыщения рынка товарами должна быть направлена на комплексное изучение рынка и требований потребителя к товарам и услугам, эффективное управление коммерческими процессами. Для этого необходимо использовать рыночные механизмы управления коммерческой деятельностью, экономически обосновывать принимаемые коммерческие решения, обеспечивающие наиболее полный учет интересов конкретных потребителей и с наименьшими затратами их удовлетворять.
В условиях конкуренции недостаточно уделять внимание только товару и его качеству, очень важно усилить коммерческое и маркетинговое сопровождение товара, являющееся активным средством конкурентной борьбы на рынке.
Использование инструментов маркетинговой концепции в коммерческой деятельности в новых условиях хозяйствования позволит повысить ее эффективность, обеспечит формирование конкурентных преимуществ, решение стратегических задач. Именно в этом заключается практическая значимость маркетинга при применении его в коммерческой деятельности на потребительском рынке в новых условиях хозяйствования.
Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность осуществляется в определенной среде, под воздействием которой меняются инструменты и методы, используемые при решении поставленных задач. Это обусловливает необходимость выявления факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на коммерческую деятельность.
Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности, можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам, не зависящим от торговых организаций, относятся:
• тенденции развития экономики;
• степень развития товарно-денежных отношений;
• уровень доходов, темпы их роста;
• система налогообложения и финансирования;
• законодательная база, ее стабильность и лояльность к бизнесу;
• степень благоприятствования внешней среды для развития коммерческой деятельности;
• степень разнообразия организационно-правовых форм субъектов коммерческой деятельности, работающих на рынке, формирующих конкурентную среду;
• тенденции развития внешнеэкономических связей.
Внутренними факторами, которые зависят от деятельности торговых организаций, являются:
• степень эффективности и адаптации к реальным условиям форм и методов работы с субъектами коммерческих отношений и потребителями;
• масштабы коммерческой деятельности;
• структура коммерческого аппарата, его квалификация, результативность работы;
• эффективность коммерческой стратегии;
• инновационность коммерческих решений;
• использование современных достижений, передового опыта при организации коммерческой деятельности.
1.3. Принципы, функции, задачи коммерческой деятельности в современных условиях
Принципы коммерческой деятельности
Принципы коммерческой деятельности представляют собой основные положения, правила, которые отражают ее природу и подчеркивают особенности ее организации на рынке товаров и услуг. Они базируются на законах рынка и являются основополагающими при организации взаимоотношений субъектов коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность в рыночной экономике основывается на следующих принципах:
• экономическая свобода субъектов хозяйствования;
Принцип экономической свободы предполагает, что субъекты коммерческой деятельности свободны в выборе партнеров по коммерческим сделкам, форм и методов взаимодействия с ними, самостоятельно определяют объемы и структуру закупок, условия поставок, взаимную ответственность. Реализация этого принципа возможна только в условиях рыночных отношений, когда отсутствуют лимиты, фонды, квоты, прикрепление покупателей к поставщикам, планы распределения товаров и другие административные меры. Отказ от них заставляет субъектов хозяйствования расширять и активизировать свою инициативу в коммерческой деятельности и брать на себя ответственность за обоснованность принимаемых решений.
Принцип конкурентоспособности заключается в том, что в рыночной экономике появляется много продавцов с идентичным ассортиментом товаров и у покупателей появляется выбор, что усиливает конкурентную борьбу. Конкуренты вынуждены бороться за свою долю рынка, за своего потребителя, что ставит их перед необходимостью поиска способов выделиться, используя как ценовые, так и неценовые методы, совершенствовать коммерческую деятельность, выполнять коммерческие операции лучше, чем конкуренты, обеспечивать себе конкурентные преимущества на рынке. Осуществление принципа конкурентоспособности придает динамизм коммерческой деятельности, заставляет быстро реагировать на требования покупателей и изменения конъюнктуры рынка. Чтобы реализовать его, необходимо на основе глубоких знаний, анализа и учета рыночных факторов обосновать и предвидеть результаты коммерческой деятельности. Фундамент, на котором строится эта работа, должен обеспечить стабильное развитие торговой организации, ее устойчивое финансовое положение на рынке.
Адаптивность как принцип коммерческой деятельности выражает ее способность приспосабливаться к условиям рынка, своевременно и адекватно реагировать на его изменения. Это требует развития форм и методов управления коммерческой деятельностью, соответствующих рыночной среде и меняющейся конъюнктуре. Необходимое условие реализации этого требования — децентрализация регулирования коммерческой деятельности, предоставление максимальной экономической и творческой свободы субъектам коммерческой деятельности.
Снижение риска является неотъемлемым принципом коммерческой деятельности. Существует много факторов коммерческого риска. Коммерческая деятельность осуществляется в условиях неопределенности, динамичной конъюнктуры рынка, меняющейся правовой базы, системы кредитования, налогообложения и других переменных, повлиять на которые субъект коммерческих отношений зачастую не может, а вынужден искать пути минимизации рисков. Поиск приемлемых решений является важной составляющей в повышении эффективности коммерческой деятельности, заставляет специалистов этой сферы искать неординарные, инновационные решения.
Эффективность коммерческой деятельности связана с необходимостью получения прибыли за счет освоения новых рынков, увеличения объемов продаж, ускорения товарооборачиваемости, оптимизации ассортимента, повышения культуры обслуживания, формирования положительного имиджа, принятия обоснованных коммерческих решений. К реализации этого принципа следует подходить дифференцированно: на одних рынках нужны сиюминутные результаты, на других следует работать на перспективу, в ущерб сегодняшним результатам. Нельзя забывать о социальной эффективности, охране здоровья, окружающей среды, безопасности, культуре обслуживания. В конечном счете коммерческая деятельность должна приносить субъектам хозяйствования прибыль.
Функции коммерческой деятельности
Как уже отмечалось, коммерческая деятельность в новых условиях хозяйствования базируется на законах рынка, что и определяет ее функции.
Концепция коммерческой деятельности в рыночной экономике предполагает четкое обоснование ее стратегии и выработку эффективной тактики реализации.
Исходя из данной концепции коммерческая деятельность должна выполнять следующие функции:
• обоснование поведения торговой организации на рынке, усиление влияния на него с целью оптимизации ассортимента и прибыли, повышения конкурентоспособности, уровня торгового обслуживания;
• комплексный подход к организации коммерческой деятельности, обеспечивающий эффективную работу всех подразделений торговой организации;
• управление куплей-продажей с целью обеспечения экономической заинтересованности всех участников коммерческого процесса, стабильности хозяйственных связей;
• изучение и развитие потенциальных потребностей, рынков, сегментов с целью формирования конкурентных преимуществ;
• адаптация коммерческой деятельности к рыночной среде с целью своевременной и адекватной реакции на ее изменения;
• оптимизация издержек, связанных с коммерческой деятельностью, подготовкой, совершением коммерческих сделок.
Задачи коммерческой деятельности
В процессе коммерческой деятельности должны комплексно решаться как экономические, так и социальные задачи. На первый план выдвигается цель — получить прибыль, которая также служит средством для решения других не менее значимых задач, в том числе и социальных, и предполагает высокую экономическую подготовку специалиста по коммерческой работе.
Основными задачами коммерческой деятельности являются:
• формирование отношений хозяйствующих на рынке субъектов на взаимовыгодной основе;
• повышение роли договоров поставки, укрепление договорной дисциплины;
• развитие стабильных прямых хозяйственных связей, повышение их эффективности;
• защита интересов потребителей, обеспечение их приоритета;
• внедрение прогрессивных методов оптовой и розничной торговли;
• повышение уровня работы по изучению спроса, экономическому обоснованию потребности в товарах;
• совершенствование механизма управления товарными ресурсами, спросом и предложением, формирование конкурентоспособного ассортимента;
• стимулирование сбыта товаров, сервисное обслуживание, оказание дополнительных услуг;
• своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие на рынке.
Для достижения положительного коммерческого результата требуются усилия по наращиванию преимуществ торговой организации в любой ситуации, даже если она работает на рынке успешно. Коммерческая работа должна проводиться активно, обеспечивать систематическое увеличение объемов продажи товаров и услуг при обеспечении рентабельной работы торговой организации.
1.4. Субъекты правоотношений и объекты в коммерческой деятельности
Исходя из того, что выполнение коммерческих операций является управленческой деятельностью, предполагается наличие субъектов, осуществляющих ее, и объектов, на которые эта деятельность направлена. Наиболее благоприятными условиями для развития коммерческой деятельности являются равноправие субъектов всех форм собственности, добровольное, взаимовыгодное взаимодействие субъектов, работающих на рынке, свободное ценообразование, экономическая ответственность за принимаемые решения, добросовестная конкуренция, сбалансированность роли, функций и задач государства и субъектов коммерческой деятельности.
Для понимания механизма взаимоотношений участников рынка товаров и услуг рассмотрим основные составляющие этой системы. К ним относятся субъекты и объекты коммерческих правоотношений, участвующие в оптовой и розничной торговле на определенных территориях. С их помощью обеспечивается кругооборот товаров на товарных рынках путем купли-продажи, который обслуживает коммерческая деятельность.
Характеристика субъектов коммерческих правоотношений рынка потребительских товаров и услуг
Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (ст. 46) хозяйствующие субъекты по юридическому статусу могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Коммерческими являются организации, рассматривающие получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие ее между участниками. Некоммерческими считаются организации, не имеющие целью получение прибыли и распределение ее между участниками (общественные, религиозные организации (объединения), благотворительные фонды и т. п., которые создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, духовных целей).
Правовое положение организаций определяется в зависимости от того, кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам, кто имеет право заключать договоры от имени организации, каковы порядок налогообложения получаемой прибыли, формы отчетности, порядок ликвидации и другие исключительно важные вопросы при установлении деловых отношений с партнерами на рынке.
Субъектами коммерческих правоотношений являются стороны, вступающие в договорные отношения по купле-продаже товаров или оказанию услуг.
Рассмотрим субъекты, реализующие коммерческие цели.
В качестве субъектов коммерческих правоотношений в торговле выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке (СТБ 1393–2003 «Торговля. Термины и определения»). Они наделены правом совершения коммерческих операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Юридические лица — организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанные таковыми законодательным актом. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс (ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Индивидуальными предпринимателями выступают физические лица (граждане), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Механизм регулирования взаимоотношений между субъектами коммерческой деятельности в торговле должен рассматриваться как составная часть общего механизма регулирования правоотношений между субъектами хозяйственной деятельности в целом на рынке. Он включает следующие компоненты:
• правоотношения с государственными органами всех уровней;
• отношения организаций, предприятий друг с другом;
• правовые нормы по организации хозяйственных связей;
• правоотношения при арбитражном рассмотрении хозяйственных споров.
Субъекты правоотношений коммерческой деятельности могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь):
• хозяйственные товарищества и общества;
• производственные и потребительские кооперативы;
• крестьянские (фермерские) хозяйства.
Допускается создание объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей в форме холдингов, ассоциаций и союзов, государственных объединений.
Главные отличия между перечисленными выше формами состоят в праве собственности на капитал, обособленное имущество, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, а также в присвоении и распределении прибыли, ответственности по обязательствам.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (акции) между учредителями (участниками) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное ими в процессе хозяйственной деятельности, принадлежит товариществу или обществу на праве собственности (ст. 63 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Хозяйственные товарищества могут быть созданы в форме полного и коммандитного товарищества.
Товарищество является полным в том случае, если в соответствии с заключенным между ними договором все участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (ст. 66 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Коммандитным считается товарищество, в котором кроме полных товарищей имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов, и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ст. 81 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
К хозяйственным обществам относятся: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, дочерние и зависимые хозяйственные общества.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) учреждается двумя и более лицами. Число участников не должно превышать предела, установленного законодательными актами, в противном случае общество подлежит реорганизации в течение года. Уставный фонд ООО разделен на доли определенных учредителями размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87–93 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается двумя и более лицами. Уставный фонд ОДО разделен на доли, которые определены учредительными документами. Участники такого общества солидарно несут субсидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определенных учредительными документами, но не менее размера, установленного законодательными актами Республики Беларусь. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения не предусмотрен учредительными документами общества (ст. 94 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Акционерное общество (АО) имеет уставный фонд, разделенный на определенное число акций с одинаковой номинальной стоимостью. Акционеры (участники акционерного общества) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Возможны следующие организационные формы акционерных обществ:
• открытое акционерное общество (ОАО) — характеризуется тем, что его участник может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством о ценных бумагах. В случае размещения дополнительно выпускаемых акций за счет собственных средств этого общества и (или) его акционеров, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, ОАО может осуществлять закрытое (среди ограниченного круга лиц) размещение дополнительно выпускаемых акций (ст. 97 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• закрытое акционерное общество (ЗАО) — представляет собой общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. ЗАО вправе осуществлять только закрытое (среди ограниченного круга лиц) размещение дополнительно выпускаемых акций. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими акционерами этого общества (ст. 97 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• дочерние и зависимые хозяйственные общества.
Дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет силу преобладающего участия в его уставном фонде, либо сила преобладающего участия определена заключенным между ними договором. В таком случае решения основного общества (товарищества) являются определяющими. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным дочерним обществом по указаниям основного общества. В случае банкротства дочернего общества по вине основного общества последнее несет субсидарную ответственность по его долгам (ст. 105 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Зависимым хозяйственным обществом признается общество, если другое хозяйственное общество имеет долю (акции) в уставном фонде этого общества в размере, соответствующем 20 % и более от общего количества голосов, которыми оно может пользоваться на общем собрании участников такого общества (ст. 106 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Производственные кооперативы (артели) являются коммерческими организациями. Их участники обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива, нести субсидарную ответственность по его обязательствам в равных долях или в размерах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе (ст. 107 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия (их имущество находится в государственной собственности) и частные (их имущество находится в частной собственности физического или юридического лица). Различают унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Имущество республиканского унитарного предприятия (РУП) находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит УП на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
По решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в республиканской собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, так называемое казенное предприятие, учредительным документом которого является устав, утвержденный Советом Министров. Республика Беларусь несет субсидарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства.
Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или крестьянского (фермерского) хозяйства) или юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Имущество дочерних унитарных предприятий находится в собственности собственника-учредителя и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения (ст. 113115 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим имущественные вклады для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 115-1, 115-2 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Для повышения эффективности управления государственными предприятиями можно прибегать к разделению управленческих и хозяйственных функций путем создания объединений (в том числе с участием иностранного капитала), ассоциаций, союзов, финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, определяемых законодательством, касающимся таких групп. Первым документом, осуществляющим правовое регулирование создания холдингов (холдинговых компаний и других хозяйственных групп) в Республике Беларусь, является Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». Холдинг, в отличие от хозяйственных групп, не являясь юридическим лицом, представляет собой объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором одна из них (управляющая компания) имеет возможность оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями — участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга). Появляются кооперативно-интегрированные объединения, включающие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и торговлю (например, Гродненское объединение хлебопродуктов, кооперативное хозяйство «Снов» и др.).
Разнообразие субъектов хозяйствования позволяет развивать рыночную инфраструктуру и формировать среду наибольшего благоприятствования для эффективной коммерческой деятельности. Субъекты коммерческих взаимоотношений могут быть как государственными, так и частными, осуществлять свою деятельность индивидуально и в коллективной форме.
Субъекты государственной формы собственности (республиканской и муниципальной) занимают ведущее место, что требует повышения эффективности их коммерческой работы, обеспечивающей быструю адаптацию к рыночной ситуации.
Развитие рыночных отношений определило рост субъектов коммерческих правоотношений, базирующихся на частной собственности. Этот процесс наиболее активно идет в торговой отрасли. На основе частной собственности коммерческую деятельность ведут как отдельные граждане, так и их коллективы (предприятия, организации).
Предприятием как объектом права признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его отдельные части могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок (ст. 132 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Фирма — это обобщенное название, используемое по отношению ко многим организациям (предприятиям), занимающимся коммерческой деятельностью с целью извлечения прибыли. Они могут иметь различные объемы деятельности, а могут быть совсем маленькими.
Коммерческой деятельностью могут заниматься и те, кто не является собственниками. Например, на рынке работают посредники, которые не принимают на себя право собственности на товар, не имеют в собственности имущества, но извлекают из своей деятельности прибыль и присваивают ее. Они также являются участниками коммерческой деятельности, выполняя специфические операции.
В качестве субъектов коммерческих отношений на рынке Республики Беларусь работают промышленные предприятия и торговые организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
С развитием рыночных отношений совершенствуются и становятся более разнообразными организационно-правовые формы субъектов, занимающихся реализацией коммерческой деятельности. Создаются более благоприятные условия для активизации малого и среднего бизнеса. Лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридического лица, могут использовать право, предоставленное Гражданским кодексом Республики Беларусь, создавать простые товарищества. В таком случае двое или несколько лиц заключают договор о совместной деятельности, обязуясь соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица (после регистрации и получения лицензии, если того требует законодательство) для извлечения прибыли в рамках правового поля.
Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию на внутреннем рынке страны и охватывает оптовую и розничную торговлю.
В торговой сфере коммерческую деятельность осуществляют государственные и частные торговые организации.
К государственным относятся торговые организации министерств, ведомств, комитетов: Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство здравоохранения, Министерство связи и информатизации и др. На потребительском рынке Республики Беларусь в качестве государственных субъектов коммерческих операций выступает ряд концернов, подчиненных правительству:
• Белорусский государственный концерн по нефти и нефтепродуктам (концерн «Белнефтехим»);
• Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»);
• Белорусский государственный концерн пищевой промышленности (концерн «Белгоспищепром»);
• Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром») и др.
Они осуществляют оптовую и розничную торговлю, в том числе через сеть своих фирменных магазинов.
На рынке работают участники коммерческой деятельности (юридические и физические лица) с частной формой собственности. В торговой отрасли их количество увеличивается. Среди них следует выделить субъекты хозяйствования потребительской кооперации, кооперативы, индивидуальных предпринимателей (физических лиц), организации и предприятия с иностранным капиталом.
Субъектами коммерческих правоотношений могут быть союзы предпринимателей. В отличие от фирм (предприятий) целью их деятельности является не получение прибыли, а представление и защита интересов входящих в них групп предпринимателей в правительственных органах, содействие и поддержка в расширении их деятельности. Они могут оказывать консультативную помощь, помощь в подготовке кадров, при стандартизации и сертификации продукции и т. д. Создаются в форме союзов, ассоциаций, федераций и т. п., могут быть отраслевыми (например, в химической промышленности) или союзами по роду деятельности (в промышленности, торговле и т. д.).
Как правило, союзы предпринимателей не выступают на рынке в качестве хозяйствующего субъекта, но тем не менее по поручению торговых организаций и производственных предприятий — участников союза могут это делать.
Сторонами, вступающими в договорные отношения по купле-продаже товаров или оказанию услуг могут быть государственные органы (различные министерства и ведомства). Они не считают главной целью вступление непосредственно в хозяйственные связи, а в большинстве случаев являются представителями и защитниками интересов своих организаций и предприятий и могут от их имени производить непосредственные операции купли-продажи. В качестве примера можно назвать министерства сельского хозяйства и продовольствия, здравоохранения, промышленности.