коммерческое предложение и договор в чем разница
Энциклопедия решений. Коммерческое предложение
Гражданское законодательство не содержит понятия «коммерческое предложение». Вместе с тем составление коммерческого предложения при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и т.д. широко распространено в деловой практике. Обычно оно составляется с целью предложения потенциальному клиенту различных товаров, работ или услуг. Поэтому, как правило, в коммерческом предложении содержится информация о поставляемом товаре, выполняемой работе, оказываемой услуге, об имуществе, которое может являться предметом сделки, о производителе такого товара (подрядчике, исполнителе) и об условиях поставки товара (выполнения работ, оказания услуг, сдачи имущества в аренду и т.д.).
Содержание коммерческого предложения законодательством не унифицировано. На практике исходя из своего содержания коммерческое предложение может варьироваться от рекламы, то есть информации общего характера, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, до предложения заключить договор на конкретных условиях, адресованного определенному лицу (или лицам) либо неопределенному кругу лиц. В первом случае коммерческое предложение можно рассматривать как приглашение делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ), то есть, направлять лицу, разместившему коммерческое предложение, предложения, выражающие намерение заключить с ним договор на определенных условиях, являющихся для договора данного вида существенными (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Во втором случае коммерческое предложение само может являться офертой, если оно достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, и содержит все существенные условия договора соответствующего вида.
Коммерческое предложение может быть охарактеризовано и как публичная оферта, если оно содержит все существенные условия договора и из него усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
В коммерческом предложении могут содержаться условия оплаты товара (работ, услуг), в него могут быть также включены реквизиты банковского счета, на который может быть произведена такая оплата, либо к этому документу может прилагаться счет на оплату. В коммерческом предложении может указываться срок, в течение которого должна быть произведена оплата, чтобы договор считался заключенным на условиях, указанных в этом предложении.
Если коммерческое предложение по своему правовому характеру является офертой, то письменное согласие лица, которому адресовано это предложение, с его условиями либо выполнение условий, содержащихся в коммерческом предложении (например, перечисление суммы предварительной оплаты стоимости товара по цене, указанной в коммерческом предложении), может рассматриваться как акцепт, то есть, принятие предложения заключить договор (ст. 438 ГК РФ). В этом случае договор по общему правилу будет признаваться заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ) (см. также постановления ФАС Московского округа от 23.12.2010 N Ф05-14682/10, Тринадцатого ААС от 13.05.2013 N 13АП-1846/13, Семнадцатого ААС от 05.05.2010 N 17АП-3823/2010).
Отметим, что в рамках отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в коммерческих предложениях, может использоваться заказчиками для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта с применением метода анализа рынка (ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 3.7 Методических рекомендаций. утв. приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567).
Коммерческое предложение
© Depositphotos.com / Bedolaga
Коммерческое предложение
Часто, а порой чересчур часто можно видеть и встречать коммерческие предложения.
Некоторые составлены как литературное произведение, другие же балуют типовыми фразами.
Одни хочется рассмотреть, другие – быстро выкинуть в урну.
Да, сразу скажем, что в этом посте не стоит искать образец, пример, шаблон, бланк коммерческого предложения.
Да, тут также не будет тезисов о том, как правильно составить коммерческое предложение.
Да, мы также не будем размещать коммерческие предложения о сотрудничестве (кошмар!), о продаже товаров/работ/услуг (зачем нам здесь подобное?).
Мы расскажем вам о юридической составляющей коммерческого предложения, его правовой оценке и характерным спорах для него. Остановимся на одном из них.
Изложенное нами может дать информацию к размышлениям о том, что стоит писать и как в коммерческом предложении; каким образом, можно изменить или, по крайней мере, изменить восприятие/толкование предложения в контексте обычной судебной практики.
Итак. Классика жанра.
Наименование суда: Пятый арбитражный апелляционный суд (5 ААС)
Номер дела: А51-5213/2011
Дата судебного акта: 14 ноября 2012г.
Фабула дела.
Ответчик направил Истцу коммерческое предложение, содержащее наименование, цену, качество, ассортимент, порядок оплаты товара.
Истец посчитал коммерческое предложение офертой (предложение заключить договор на указанных в нем условиях) и принял его. Истец оплатил и в последующем получил поставленный товар. Поставленный товар отличался от указанного в коммерческом предложении.
Истец потребовал возврата уплаченных денег.
Суд удовлетворил требования истца.
1) коммерческое предложение явилось офертой ответчика, т.к. позволяло установить и волю лица, его направившего, и все условия сделки;
2) в оферте не обязательно должен быть указан адресат. В последующем стороны обменивались информацией, в том числе и при выставлении счета на оплату;
3) требование о возврате средств истца обоснованно, смотрим на п.3 ст.468 ГК РФ.
Выводы наши.
1) любые ваши коммерческие предложения могут быть истолкованы как оферта;
2) если будет толкование предложения как оферты, то будьте готовы исполнить изложенное в нем;
3) если не хотите, чтобы коммерческое предложение было истолковано как оферта, то:
— укажите прямо и однозначно об этом (данное коммерческое предложение не является офертой);
— сообщите, что не все условия, по вашему мнению, являются существенными в этом предложении для заключения договора;
— …. впрочем…не будем оказывать вам медвежью услугу и рассказывать обо всем.
Оферта для бизнеса: инструкция по применению
Моментальные сделки и платежи без лишних согласований, сокращение документооборота и, конечно, удобство для покупателя – все это оферта. Рассказываем, как избежать ошибок и предусмотреть все риски при составлении документа.
Чем оферта отличается от договора?
С юридической точки зрения, оферта – это предложение, которое поступает от продавца к покупателю. Оно может быть сформулировано устно при личной встрече или по телефону: «Готовы продать полтонны картофеля по 20 р./кг. Оплата наличными».
Оферту можно добавить в рекламу: «Кредиты под 12% годовых на срок от 1 года», на продающий сайт или в электронное письмо: «Консультации по вопросам гражданского права – 1000 рублей в час, принимаю оплату через электронный кошелек».
Преимущество оферты – скорость заключения сделки. Клиент заранее видит все условия, соглашается с ними и производит оплату товара или услуги. То есть, продавец и покупатель не тратят время на согласование и подписание договора, не занимаются пересылкой бумажных документов.
Чтобы предложение для покупателей стало офертой, то есть конкретным шагом к сделке, в тексте нужно сформулировать обязательные условия. Юристы называют их существенными.
Если говорить проще, оферта является законной, если дает ответ на следующие вопросы:
Кто и что предлагает?
В какие сроки и каким образом?
Во сколько это обойдется?
Как оплатить покупку?
Иногда на сайтах или в рекламных рассылках встречаются фразы: «Заключаем договор оферты» или «продаем по договору-оферте». Это неверная формулировка, так как договор – это соглашение сторон, а оферта – призыв к заключению этого соглашения. То есть, термины разные, а потому смешивать их нельзя.
Оферта бывает простой или публичной: все зависит от того, кому адресовано предложение заключить договор. Если конкретному адресату (не важно, речь о господине Петрове или компании «Васильки»), то речь идет о простой оферте, если мы не определяем круг заинтересованных лиц, то есть приглашаем к сделке всех желающих, оферта считается публичной.
Как правильно составить текст оферты?
Есть существенные условия, без которых оферту не признает клиент, суд или Роспотребнадзор. Это могут быть:
сведения о продавце;
условия покупки: цена, способ оплаты;
информация о том, как обменять, вернуть товар;
условия акцепта (принятия оферты).
Список не окончательный, так как содержание оферты во многом зависит от предмета сделки. Юристы рекомендуют ориентироваться на Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, а также правила реализации некоторых видов товаров. Владельцам интернет-магазинов помогут правила дистанционной торговли.
К примеру, если речь идет об оказании услуг, то существенные условия для составления оферты определяются 37-ой главой ГК («Подряд»). При сделках, связанных с продажей товаров, руководствоваться нужно главой 30, посвященной договорам купли-продажи.
Что будет, если составитель оферты проигнорирует существенные условия? Допустим, фотоателье разместило рекламу: «Реставрация фотографии всего за 100 р.». Если при составлении оферты предприниматель не пропишет в тексте информацию согласно п.1 ст. 732 ГК РФ, клиент может потребовать возврата денег и возмещения убытков на основании того, что работа была сделана плохо. И суд встанет на его сторону, так как исполнитель в оферте не оговорил качество исходных материалов, критерии выполнения работ и пр. То есть, хорошо или плохо отреставрирована фотография определяет клиент, основываясь на своих ожиданиях и представлениях.
Рассмотрим основные пункты любой оферты подробнее.
1. Кто продает?
В оферте нужно указать основную информацию о компании или предпринимателе, включая название, ФИО руководителя, реквизиты, контактные данные. Сведения можно поместить на видное место или прописать в нижней части рекламного листа, сайта или баннера мелким шрифтом.
2. Кому продает?
Обязательно укажите в оферте, кто может приобрести продукт: физические лица, ИП, юридические компании. К примеру, если вы организуете, курсы повышения квалификации для оценщиков, пропишите, что приглашаете на занятия специалистов с высшим или профильным образованием, имеющих опыт работы в данной сфере, а также необходимую разрешительную документацию.
Формулируя ограничения, не забывайте о статье 5.62 КоАП («Дискриминация»): не включайте в оферту требования определенного пола, расы, национальности и пр. Исключение можно сделать только в том случае, когда покупатели определенной группы физически не смогут воспользоваться предложением. Например, мужчины не смогут прийти на осмотр гинеколога, а покупатели из Москвы не получат горячий бизнес-ланч из кафе во Владивостоке.
3. Акцепт
Напомним, что оферта – это всего лишь приглашение заключить договор. Чтобы предложение оформилось в официальный документ, клиент должен согласиться со всеми условиями (акцептовать).
Акцептом можно «назначить» оплату покупки, завершение регистрации личного кабинета или любое другое действие. Обратите внимание, что в сфере B2B в оферту добавляют описание процедуры верификации другой стороны, чтобы исключить случаи, когда предложение акцептует неуполномоченное лицо.
Проще говоря, чтобы договор заключал соответствующий менеджер, а не водитель, работающий в той же компании. Обычно для верификации просят указать реквизиты организации, выслать подписанное согласие или заявление и пр.
4. Изменение оферты
Оферту можно менять в любой момент и по любым причинам: например, поднимать или снижать цены, добавлять или убирать бесплатную доставку. Главное, сообщить клиентам, когда именно нововведения начнут действовать:
«ИП Петров оставляет за собой право вносить изменения в оферту и договор. Новые документы вступают в силу через 3 дня с момента опубликования на сайте таком-то».
Важно! Новые правила не затронут уже существующих клиентов. Пересогласование заключенных ранее договоренностей возможно, если подобная процедура была прописана в документе с самого начала:
«ООО «Авось» может менять текст оферты и договора без предварительного согласования с клиентами. Заинтересованные лица будут оповещены по SMS за 10 дней до вступления в силу новой редакции. В случае согласия с изменениями, клиент должен отправить ответное SMS с согласием до истечения 10-дневного срока. В противном случае все прежние договоренности будут считаться расторгнутыми».
Вместо SMS можно выбрать любой другой формат действия: звонок, электронное письмо, сообщение в онлайн-чате. Главное, чтобы подобный шаг позволил идентифицировать клиента и зафиксировать время и дату оповещения.
5. Предмет сделки
Оферта рассказывает клиенту, что он получит после акцепта (оплаты, регистрации, подачи заявки и пр.). Если стулья – то «5 деревянных стульев из коллекции «Стиль», если знания – то «консультация юрисконсульта 1 категории по вопросу авторского права продолжительностью 1 час».
Приведем основные требования к описанию товаров и услуг в оферте:
Товар: количество, вес, размер, внешний вид, правила хранения, состав, изготовитель, сведения о прежних владельцах, проведенных ремонтах, сроках годности и гарантиях, способ применения и пр.
Услуги: кто будет оказывать – квалификация, должность работника; что из себя представляет услуга – пример консультации, макет сайта, фрагмент видеоурока; сроки – урок длительностью 1 час, готовый макет сайта в течение 3 дней с момента согласования технического задания и пр.
Не обязательно прописывать условия в самой оферте: вы можете сослаться на действующий каталог товаров, программу обучения, либо страницу с подробной информацией.
6. Цена
Если клиент понимает, во сколько ему обойдется товар или услуга с учетом стоимости доставки, скидок, бонусов, процентов и любых других условий, то оферта сформулирована правильно. Если при оплате покупатель несет дополнительные расходы, сообщите об этом заранее: «Стоимость услуги не включает банковскую комиссию или вознаграждение платежных систем».
Нередко предприниматели добавляют на сайт (в рекламу или условия акции) строчку: «Информация об акции не является публичной офертой.», чтобы обезопасить себя от различных рисков, связанных с ценой товара. Однако юридическая сила этих слов не всегда действует, так как сайт при наличии существенных условий (описание продукта, стоимость, условия доставки и возврата) сам по себе является офертой. Поэтому если по ошибке цена на телевизор окажется 1 рубль, то покупатель вправе получить технику именно за указанную цену, в том числе через суд.
Цену и другие условия, можно вынести на отдельную страницу для удобства пользователя или сослаться на действующие расценки в каталоге.
7. Способ оплаты
В идеале в оферте должны быть прописаны все способы оплаты, которые предлагает компания. Исключение – временные акции, по которым возможны ограничения:
«Получите третий товар в корзине бесплатно при оплате через электронный кошелек Такой-то».
8. Доставка заказа
Из оферты покупатель узнает, где и как он сможет получить товар: дома, в почтовом отделении, в пункте выдачи и пр. Если существуют какие-то условия, продавец обязан прописать их максимально подробно:
Если функции доставки возложены на стороннюю компанию, пропишите этот момент в оферте. Тогда в случае утери или порчи товара при транспортировке отвечать перед судом или Роспотребнадзором будет перевозчик:
«Доставку выполняет компания ООО «Такая-то». Перевозчик несет ответственность за соблюдение срока доставки и сохранность товара».
9. Урегулирование вопросов, проблем, претензий
В оферте нужно прописать (или оставить ссылку на страницу с подробной информацией), как клиент сможет:
вернуть бракованный товар;
обменять один товар на другой;
отказаться от покупки и вернуть деньги;
воспользоваться гарантией от магазина и пр.
Например, можно прописать обязательное досудебное урегулирование – в этом случае, клиент не сможет напрямую пожаловаться в суд, а сначала сообщит продавцу о своих претензиях:
«Все споры обязательно решаются в досудебном порядке. Для этого покупатель направляет претензию на электронную почту компании. Компания обязуется в течение 20 дней изучить проблему и сформулировать ответ. Если клиент не согласен с решением, он вправе подать иск в суд».
Юристы рекомендуют прописать в оферте все, что может пойти не так: от срыва сроков доставки и неработающего сайта до проблем со связью:
«Если клиент не выходит на связь в течение 20 минут с начала урока, урок считается проведенным. Деньги за урок не возвращаются».
10. Что еще можно включить в оферту?
Название. Будет полезно, если на сайте продается сразу несколько продуктов или услуг.
Акты. Если продавец – ИП или розничная компания, то в оферту можно включить следующую фразу: «Качество услуг подтверждается оплатой. Подписание актов не требуется».
Персональные данные. Если вы собираете, храните, обрабатываете персональную информацию, либо передаете ее третьим лицам (например, службе доставки), об этом нужно сообщить в оферте.
Закрывающие документы. Если сотрудничество предполагает формирование, сверку, согласование или подписание документов, включите в оферту строчку следующего вида: «Документы направляются по указанному при регистрации электронному адресу. Переписка по электронной почте имеет юридическую силу, в т.ч. для суда. Данный способ обмена документами и информаций считается надлежащим».
Кому подойдет оферта?
По закону оферты могут работать все: и предприниматели, и юридические лица, и даже самозанятые. Ограничений нет. Однако удобнее всего использовать оферту для реализации типовых товаров или услуг, не требующих персонального подхода и долгих согласований.
Проще говоря, если условия сделки едины для всех покупателей, то смело готовьте оферту. Если нужно каждый случай сотрудничества разбирать отдельно, воспользуйтесь индивидуальными договорами.
К примеру, репетитор для школьников предлагает два формата занятий:
Записанные видеоуроки, к которым прилагаются упражнения для закрепления и контрольные тесты. Программа одна для всех, поэтому для таких продаж лучше выбрать оферту.
Персональные занятия, продолжительность, количество и содержание которых зависит от знаний конкретного ученика. Например, одному школьнику нужно наверстать пропущенные за время болезни уроки, другому – подготовиться к ЕГЭ. В этом случае репетитор заключает индивидуальные договоры.
Преимущества оферты
Подводя итог, перечислим главные преимущества оферты:
Мгновенные сделки: чтобы продать товар, не нужно заключать договоры. Достаточно один раз подготовить оферту, чтобы получить сотни акцептов.
Юридическая защита. Оферта – это легитимный документ, который защитит от претензий покупателя перед лицом суда или Роспотребнадзора. Конечно, если вы учли рекомендации и правильно составили текст.
Быстрая оплата. По обычному договору оплата приходит только после согласования и подписания документов. В случае с офертой клиент сразу оплачивает товар или услугу, тем самым подтверждая согласие со всеми условиями оферты.
Простой язык и оформление. Оферта, в отличие от традиционных договоров, пишется доступным для клиента языком. Главное конкретно изложить все условия, вопросы, риски и гарантии. Отдельные пункты можно выносить на специальные страницы для удобного восприятия.
Коммерческое предложение и договор в чем разница
Разнообразные деловые предложения – это неотъемлемая часть жизни не только бизнесмена, то и любого частного лица. Мы ежедневно сталкиваемся с предложениями в сфере розничной и оптовой торговли, с отечественными партнерами или зарубежными контрагентами.
Какие обязанности налагают на нас такого рода предложения, и какие дают нам права? Давай подробнее рассмотрим этот вопрос.
По сути, оферта – это предложение к заключению гражданско-правового договора. Инициатор или по-другому оферент может быть как юридическим, так и физическим лицом. При согласии с оферентом адресат вступает с ним в договорные отношения, регламентированные офертой. В этой статье вы найдете описание видов данных договорных отношений, их условий и возможных нарушений. Также мы подробно разберем, что значит публичная оферта.
В международных отношениях подобные договора обычно разделяют на два типа:
Если клиент соглашается и принимает оферту (акцептирует), ее можно считать совершившейся. Принятие оферты должно быть безоговорочным. Молчание адресата не является принятием договора в любой его форме. Если адресат согласен с предложенными условиями, он обязан проинформировать об этом оферента.
Договор оферты можно назвать состоявшимся тогда, когда оферент получает акцепт адресата в оговоренный срок. Если в тексте документа срок никоим образом не указан, то время заключения договора совпадает с положительным ответом контрагента на предложение оферента.
Данные договора могут быть не только письменными, но и устными. Договор устной оферты считается заключенным тогда, когда адресат сразу же акцептировал предложение оферента.
Если адресат хочет совершить акцепт, но при этом желает изменить какие-либо условия, указанные в документе, то договор не является заключенным. В таком случае появится новое соглашение.
Что же касается места заключения оферты, если оно никак не указано в договоре, договор считается заключенным в месте проживания оферента.
Основные условия публичной оферты
Итак, а что же такое публичная оферта? Публичная или свободная оферта – это предложение заключить сделку, направленное к неограниченному количеству лиц. Публичная оферта характеризуется демонстрацией товара или его образцов или предоставление информации о товаре, которая может находиться в каталогах или фотоснимках. Основной ее отличительный признак – наличие существенных условий сделки: гарантии, сроках поставки, цена и т.д. Если подобная информация отсутствует или присутствует частично, то это является рекламой.
Публичную оферту могут содержать следующие элементы:
Различие между коммерческим предложением, рекламой и офертой
Не стоит путать между собой эти понятия. Конечно, они определенно имеют много общих черт, но между ними есть и существенные различия. В отличие от рекламы, оферта всегда содержит ясное предложение заключения сделки. Реклама же направлена на то, чтобы просто завлечь потенциального клиента и показать товар с выгодных позиций. То есть реклама – это своеобразный призыв совершить сделку. Если покупатель заходит, например, в магазин и приобретает товар, то это уже можно назвать примером публичной оферты. Примером также является рекламный каталог, где клиент может увидеть описание, цену, условия доставки и т.д.
Коммерческое предложение также не считается публичной офертой. Оно всегда направлено к конкретному контрагенту и часто содержит диапазон условий и цен. Конкретика всегда обсуждается с клиентом отдельно.
Стоит разобраться еще в одном термине. Давайте рассмотрим, что такое публичная оферта товара? По сути, под этим термином подразумевается его демонстрация на витрине, полках в месте продажи, либо в каталоги или брошюре. В торговле моментом акцепта считается оформление заказа какой-либо услуги или товара и их своевременная оплата. Учитывая правила публичного договора, оплата заказа или юридически подтвержденное совершение действий уже являются заключенным и правомочным договором. Если одна из сторон не затребует печати или подписи, то они и не являются обязательными.
На что стоит обратить особое внимание
В законодательстве рассмотрены различные условия, при которых деловые отношения на основе заключенного договора будут являться правомочными. Текст договора должен содержать все условия, необходимые для его заключения:
Какими могут быть нарушения оферт?
За нарушение условий соглашения можно счесть любое отступление от первоначально заявленных условий. Если сторона пытается изменить хотя бы одно из значимых условий сделки, это уже является нарушением. При таком раскладе другая сторона может потребовать выполнения обязательств так, как они были указаны в договоре.
Можно привести простой пример из жизни. Покупатель приходит в магазин и выбирает товар. На кассе ему говорят, что ценник был неверным, и фактическая цена товара выше. Грамотный потребитель имеет полное право потребовать продать ему продукт по стоимости, которая была указана на ценнике. Ведь он принял соглашение, исходя из этой информации.
Можно привести и другой пример нарушения публичной оферты. Например, покупателю понравился товар в интернет-магазине, ориентированном на оптовую торговлю. Он видит цену, и она его полностью устраивает. Он звонит в этот магазин, где ему сообщают, что на покупки на сумму менее, к примеру, чем 10 000 рублей, действует розничная наценка на 20% выше. К сожалению, такое встречается, и это также относится к нарушениям. Недобросовестные предприниматели, таким образом, рассчитывают на то, что из-за небольшой суммы денег никто не пойдет в суд. И в основном, именно так все и происходит.
Во избежание нарушений в договор стоит включить информацию о том, какое именно действие следует считать акцептом. Для этого нужно четко обозначить покупателю информацию о цене, количестве товара, сроках доставки и способе платежа. Также стоит уведомить его о том, что, например, исполнение заказа не будет осуществляться до тех пор, пока не придет оплата. Клиент может вас неправильно понять, что приведет к конфликтной ситуации.
Расторжение договора публичной оферты
Начать следует с того, что оферент может отозвать публичную оферту еще до принятия ее клиентом. В принципе, это не является расторжением договора, так как он даже не был заключен. Так что вы можете пользоваться этой возможностью.
Оферта считается несостоявшейся, если адресат не ответил на предложение в указанные сроки.
Теперь следует сказать именно о расторжении данного вида договора. Напомним, что публичная оферта заключается не с помощью подписания соглашения обеими сторонами. Следовательно, правила расторжения договора немного отличаются. Публичная оферта разрывается путем простого отзыва акцепта. Акцептом считается подпись на договоре. Если был заключен обыкновенный контракт в письменной форме, то все должно проходить по законодательным нормам того государства, где он был подписан.
Если стороны по обоюдному согласию решают прекратить действие договора публичной оферты, то их права и обязанности, оговоренные в тексте, аннулируются и прекращаются. Если же одна из сторон несет потери вследствие расторжения договора или изменения его отдельных пунктов, то она вправе потребовать компенсацию за вынужденные убытки.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что каждый из нас практически ежедневно сталкивается с публичной офертой, например, покупая что-то в магазине. Таким образом, публичная оферта больше подходит для внутренней розничной торговли. Любому потенциальному контрагенту стоит держать ухо востро, так как в этой области довольно часто попадаются мошенники или люди, недобросовестно выполняющие свою работу, вследствие чего происходят недоразумения. В любом случае, нужно обращаться к букве закона и смело отстаивать свои права. Что же касается международных отношений, то в них к публичной оферте прибегают нечасто.