коммуникативность это что значит

Коммуникабельность – что это такое простыми словами: какие навыки включает и как её развить

Неразговорчивым букам в современном мире нет места. Ведь каждый из нас желает построить отношения с приятным в общении и понимающим человеком, а работодатели и вовсе прописывают в числе главных требований к работнику коммуникабельность.

Давайте же разберемся, что это такое и можно ли развить в себе этот навык.

Что такое коммуникабельность

Википедия определяет этот термин, как «общительность, способность к установке связей, совместимость с другими людьми».

Интернет-энциклопедия также отмечает, что развивается этот навык на протяжение всей жизни, а в его формировании главную роль играют родители и учителя.

Именно они должны научить ребенка:

Очевидно, что коммуникабельность – это умение не только способность завести разговор, но и умение поддерживать его, сформировать о себе позитивное мнение и наладить прочные связи с людьми.

коммуникативность это что значит. Смотреть фото коммуникативность это что значит. Смотреть картинку коммуникативность это что значит. Картинка про коммуникативность это что значит. Фото коммуникативность это что значит

Коммуникабельный человек – кто это такой?

Раскованность и умение завести разговор – ключевые навыки. Но их недостаточно для того, чтобы считаться коммуникабельным человеком.

Исходя из трактовки Википедии и ряда учебников психологии, это понятие намного шире и включает в себя целый ряд личностных характеристик:

Ряд этих навыков успешно развивается еще в детстве. Но не стоит строить иллюзий: даже самый талантливый человек не способен знать все и свободно общаться на любые темы. Поэтому, когда ему предстоит встреча с незнакомыми людьми и новой компанией, он старается подготовиться к ней заранее – узнать, какие темы интересны этим людям, и изучить их.

Таким образом, готовность постоянно получать новые знания – также неотъемлемая черта коммуникабельного человека. Возможно, именно поэтому работодатели так жаждут заполучить их в свой коллектив.

Преимущества и недостатки коммуникабельного человека

Мощная харизма и открытая улыбка очаруют, кого угодно. Поэтому коммуникабельному человеку намного легче двигаться по жизни:

Застенчивым и мнительным людям кажется, что он – просто воплощение интеллекта, общительности и харизмы, идеальная личность. Но и у коммуникабельного человека могут быть недостатки. Во многом они зависят от выраженности его черт характера:

При обучении коммуникабельности люди нередко используют широкие жесты и театральную мимику. И на этом этапе они могут получать обратный эффект – отпугивать людей. Имейте это ввиду, если вы намерены наращивать навыки общения.

Типы коммуникабельности

Психологи делят людей на экстравертов и интровертов. Первым легче стать коммуникабельными, поскольку уверенность в себе, жажда общения и харизма заложены в них природой.

Остальные навыки при умелом подходе можно развить. Интровертам же приходится сложнее – им намного интереснее наедине с собой, чем в шумной компании.

Тем не менее, человек – существо социальное, вынужденное контактировать с другими. И оттого, как мы это делаем, выделяют 4 типа коммуникации:

Коммуникабельные люди относятся к 4-ому типу и обязаны уметь подстроиться под три предыдущих.

Интровертный тип

«Обращенные в себя» люди часто застенчивы, мнительны и первыми идут на контакт только в случае острой необходимости. В общении с интровертами категорически нельзя:

Инициативу же в общении придется брать в свои руки – они с легкостью ее вам уступят. Приятным собеседником интроверты сочтут того, кто выражает к ним искренний интерес, подкрепляет его невербальными жестами – взглядом в глаза, киванием, открытой позицией.

Ригидный

Люди этого типа в общении также отдают инициативу в чужие руки. Более того, они настороженно относятся к новому собеседнику. Поэтому с ними нельзя:

Ригидного собеседника стоит слегка «разогреть» – начать с вступления, намеков, а затем перейти к обсуждению дела.

Доминантный

Эта манера общения свойственна руководителям и скандалистом. Говорят они громко, напористо, не обращая внимания на попытки других вставить слово. Инициатива всегда находится в их руках. Единственный способ выстроить с ними эффективную коммуникацию – дать выговориться, сделать паузу и после этого быстро, четко и внятно изложить свои мысли. В этом случае доминантному оратору придется вас выслушать.

Мобильный

Этот тип общения свойственен коммуникабельным людям. Они легко берут инициативу на себя, дают высказаться другим и подстраиваются под собеседника.

Как развить коммуникабельность в себе

Освоить навыки общения и стать обаятельным во взрослом возрасте непросто. Ведь у каждого из нас есть свои комплексы и стереотипы поведения, заложенные в детстве. И с ними придется бороться. Но есть также базовые правила, которые помогут вам стать более приятным собеседником.

Что мешает вам стать коммуникабельным человеком

Интровертивный склад личности – далеко не самое серьезное препятствие к освоению навыков общения. Есть и более значимые:

Любое препятствие преодолимо. Но главное – обретение уверенности в себе. Ведь можно быть приятной пышкой, а не жирной коровой, говорить на французский манер, а не отчаянно картавить. Многое зависит от вашего восприятия и умения преподнести себя.

Золотые правила эффективного общения

Коммуникабельный человек – это харизматичная личность, вызывающая у нас симпатию. Причина этого таится в соблюдении им ряда негласных правил, нарушение которых способно вызвать отторжение даже на подсознательном уровне. А освоить их под силу каждому:

При выполнении этих правил вы наверняка произведете приятное впечатление. Но если вы нарушите запреты, то все старания пойдут прахом. Поэтому поговорим и о них.

5 запретов в общении

Многие люди даже не догадываются, почему впали в немилость знакомых и родственников. Между тем, ответ часто лежит на поверхности – в области ошибок, которые никогда не допустит коммуникабельный человек:

Не допускайте этих ошибок и увидите, как количество желающих общаться с вами резко увеличится.

Упражнения для развития коммуникабельности

Говорить умеют все. Но поддерживать беседу на любую тему и добиваться поставленных задач – единицы. И если вы не в их числе, стоит уделять хотя бы 15-20 минут в день развитию коммуникабельности. Вот несколько простых и эффективных упражнений:

Как развивать коммуникабельность у детей

Родители воспитывают нас наилучшим образом. А потом мы долго прорабатываем последствия воспитания с психологом.

коммуникативность это что значит. Смотреть фото коммуникативность это что значит. Смотреть картинку коммуникативность это что значит. Картинка про коммуникативность это что значит. Фото коммуникативность это что значит

И чтобы вашему ребенку не пришлось обращаться к специалисту для борьбы с застенчивостью и комплексами, следуйте простым правилам развития коммуникабельности:

Коммуникабельность и обаяние – не дар природы, а черты характера, сформировать которые можно в любом возрасте. И если вы желаете их обрести или привить ребенку – начинайте действовать сейчас.

Источник

Коммуникативность

Смотреть что такое «Коммуникативность» в других словарях:

коммуникативность — сущ., кол во синонимов: 1 • коммуникабельность (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

КОММУНИКАТИВНОСТЬ — КОММУНИКАТИВНОСТЬ. Базисная категория методики, трактуемая как модель процесса общения (на теоретическом уровне) и как технология обучения общению, в которой соблюдаются все основные характеристики, качества, свойственные общению (на практическом … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Коммуникативность — (лат. – соединяющийся, сообщающийся) – положительное нравственно этическое качество личности, выражающее предрасположенность человека к общению, к установлению контактов, связей, отношений. Внешне это качество проявляется как общительность, как… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

коммуникативность — врожденная или приобретенная способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми, т.е. способность (навык, умение)… … Толковый переводоведческий словарь

коммуникативность — коммуникат ивность, и … Русский орфографический словарь

Коммуникативность — способность, склонность к коммуникации (передаче информации в процессе общения), к установлению контактов, связей к общени. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. СПб., 2004. С. 176) Ч481.352.25 … Педагогический терминологический словарь

Коммуникативность — Способность к установлению социальных и речевых связей, общительность. Определяется типом высшей нервной деятельности, типом акцентуации характера человека. Для инвалидов К. является одним из основных мотивов занятий физическими упражнениями и… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

КОММУНИКАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — КОММУНИКАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Такая организация и направленность занятий по языку, при которой цель обучения связана с обеспечением максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения на изучаемом языке во всех или нескольких… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

коммуникативность текста — 1. Качество (категория) текста, в наиболее общем виде отражающее определенность речевого произведения его функционированием в акте речевой коммуникации. Коммуникативность отражает способность текста реализовать свое назначение, возлагаемые на… … Толковый переводоведческий словарь

Источник

12 качеств коммуникабельного человека, которые может выработать каждый

коммуникативность это что значит. Смотреть фото коммуникативность это что значит. Смотреть картинку коммуникативность это что значит. Картинка про коммуникативность это что значит. Фото коммуникативность это что значит

В своих резюме среди отличительных качеств и полезных навыков большинство людей указывает коммуникабельность, так как они уверены, что умеют общаться, раз у них есть много друзей и хороших знакомых. Стоит ли напоминать, что коммуникабельность — показатель, зависящий вовсе не от количества людей, с которыми ты так или иначе взаимодействуешь?

Для того чтобы понять, что на самом деле кроется за понятием «коммуникабельность», нужно рассмотреть качества, присущие действительно коммуникабельному человеку. Стоит отметить, что каждое из перечисленных ниже качеств ты можешь выработать в себе самостоятельно в любом возрасте при одном лишь условии: нужно прилагать много усилий.

1. Умение уверенно выражать свою точку зрения

Почему уверенно? Да просто только в этом случае тебя действительно будут слушать и в твои слова начнут верить. Человек, который говорит о чём-либо неуверенно, явно не внушает доверия окружающим. Если информация, которой ты делишься с человеком, хотя бы по твоему субъективному мнению важна и достоверна, значит, ты будешь делиться ею с уверенностью.

2. Умение вызывать у собеседника доверие

Ты должен уметь излагать информацию не только уверенно, но и максимально достоверно. Если ты взялся рассказывать о чём-либо — обязательно делай это в деталях, подкрепляй свои слова фактами, ссылайся на серьезные источники, которые, в случае чего, человек может проверить. Грубо говоря (очень грубо говоря), стань тем, кому захочется верить.

3. Умение идти на компромиссы

Это еще один плюсик и к твоим коммуникативным навыкам, и прямиком в твою карму. Умение идти на компромиссы поможет тебе не только сохранить хорошие отношения с окружающими людьми, но и стать человеком, способным урегулировать практически любой конфликт.

4. Умение быстро адаптироваться к незнакомой обстановке

Допустим, девушка позвала тебя на свадьбу своей подруги. Разумеется, ты не будешь знать ровным счетом никого из гостей. Что ты будешь делать? Стоять в стороне и стеснительно потягивать напитки из бокала или пойдешь знакомиться с окружающими, участвовать в конкурсах ну или хотя бы будешь поддерживать беседу с друзьями и знакомыми любимого человека?

Коммуникабельный человек умеет быстро адаптироваться к незнакомой обстановке и непривычным обстоятельствам.

5. Готовность к публичным выступлениям

То, чего так сильно боятся, и то, что так люто ненавидит большинство людей, — это публичные выступления. Коммуникабельный человек не будет вжиматься в кресло при одной мысли о том, что в ближайшем будущем ему придется рассказывать что-то на публике. Коммуникабельность также — это умение взять себя в руки и наладить коммуникацию с группой людей.

6. Умение инициировать диалог с незнакомыми людьми

То, что ты можешь спросить у случайного встречного, сколько сейчас на часах, еще не значит, что ты имеешь право называть себя коммуникабельным человеком. Пара фраз — это еще не полноценный диалог. Вот если ты в силах завести продолжительную (и необременительную) беседу с незнакомым человеком — это уже плюсик в копилку обязательных для коммуникабельности качеств.

7. Умение менять тему, направляя разговор в нужное русло

Коммуникабельный человек чувствует себя в разговоре как рыба в воде — он прекрасно знает (или же чувствует), что и когда ему необходимо сказать, чтобы беседа повернула в нужное русло. В некоторых ситуациях он даже может использовать различные манипуляции, но так искусно, что собеседник остается уверен, будто бы он сам принял решение.

8. Умение вызывать интерес у людей разных возрастных групп

Давай будем честны: общаться с людьми твоего возраста по большей мере не составляет труда. А что, если тебе нужно будет построить диалог с ребенком, подростком или пожилым человеком? Ты найдешь темы для вашей беседы? Будешь примерно представлять, как возраст влияет на стиль общения и речь? Вызовешь интерес у человека, который намного младше или старше тебя? Коммуникабельному человеку всё это под силу: он прекрасно ориентируется в общении с людьми разных возрастных групп.

9. Умение не говорить лишнего

Наверное, это одно из самых полезных умений: оно не только подстраховывает тебя от утечки информации, которую нежелательно знать окружающим людям, но и избавляет беседу от отягощения. Если собеседник не твой лучший друг — постарайся избавить его от всех ненужных подробностей. Пусть общение с тобой будет легким.

10. Умение слушать

Это важный навык: человек, который не чувствует заинтересованности с твоей стороны, скорее всего, тут же закроется в себе, чего ты не должен допускать. Твой собеседник должен понимать (ну или хотя бы предполагать), что ты сосредоточил свое внимание на его рассказе.

11. Умение широко мыслить

Мыслить глубоко, нешаблонно — это всё еще пункты, расшифровывающие понятие «коммуникабельность». Без этих навыков общение с тобой, скорее всего, будет скучным и предсказуемым.

12. Умение общаться ярким и образным языком

Замечательно, если ты умеешь говорить красиво, приукрашивать свою речь различными метафорами и эпитетами — разумеется, если это уместно. Умение использовать образность языка себе на пользу — это довольно редкий навык, который, между прочим, помогает создать о тебе приятное впечатление и показывает твою образованность.

Источник

Словари

1. соотн. с сущ. коммуникация II, связанный с ним

2. Связанный с коммуникацией [коммуникация II] людей друг с другом.

Относящийся к общению, передаче информации от человека к человеку.

Коммуникативная ситуация (конкретная ситуация общения, в которую входят партнеры по коммуникации).

Коммуникативный акт (однократное осуществление коммуникации в рамках определенной коммуникативной ситуации).

Коммуникативная грамматика (грамматика, учитывающая особенности общения людей друг с другом в тех или иных ситуациях).

От французского communicatif ‘общительный’ (← лат. communicatio ‘сообщение’, ‘передача’).

КОММУНИКАТИ́ВНЫЙ см. Коммуника́ция.

прил. к коммуникация (во 2 знач.).

Коммуникативная функция языка.

коммуникати́вный, коммуникати́вная, коммуникати́вное, коммуникати́вные, коммуникати́вного, коммуникати́вной, коммуникати́вных, коммуникати́вному, коммуникати́вным, коммуникати́вную, коммуникати́вною, коммуникати́вными, коммуникати́вном, коммуникати́вен, коммуникати́вна, коммуникати́вно, коммуникати́вны, коммуникати́внее, покоммуникати́внее, коммуникати́вней, покоммуникати́вней

— то же, что коммуникабельный,

Минимальная единица речевого взаимодействия говорящих, определяемая интенциями и стратегией достижения цели общения. Каждая реплика диалога обусловливает ответную реплику собеседника, поэтому и реплика-стимул, и реплика-реакция представляют собой минимальную структурную единицу К. а., которые вместе определяются как диалогическое единство. Необходимым условием успешности К. а. и взаимопонимания являются потребность в общении, коммуникативная заинтересованность участников общения. Условиями успешности осуществления К. а. являются уровень языковой и коммуникативной компетенции участников общения, а также знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Попытки описать условия успешного коммуникативного взаимодействия предпринимаются в теории речевых актов. К. а. осуществляется в рамках коммуникативной ситуации. См. также речевой акт, коммуникация.

Вследствие того что экспликация определенных когнитивных действий автора, которые выступают основой К. б., вызывается потребностями коммуникации, т.е. созданием условий для эффективного восприятия науч. информации читателем, данная текстовая единица реализует прагматические функции. Поскольку в науч. тексте языковые средства не только информируют читателя, но и воздействуют на него (Матвеева Г.Г., 1984, с. 9), прагматические составляющие К. б. являются производными от его содержательных компонентов.

Названными свойствами К. б. определяются такие его функции, как: экспликация наиболее важных для автора и читателя операций когнитивного процесса, формирование структуры смыслового содержания, участие в развертывании целого текста.

Для науч. текста характерны следующие К. б.: «введение темы», «постановка цели и задач исследования», «краткая история вопроса», «формулировка проблемы», «описание стадий эксперимента», «выдвижение гипотезы», «характеристика объекта изучения», «выводы», «прогнозирование», «выражение признательности/благодарности» и некоторые другие. Очевидно, вышеназванные К. б. не исчерпывают многообразия текстовых единиц этого типа, т.к. ряд коммуникативно-познавательных действий, которые выступают основой этих речевых единиц, является принципиально открытым.

Определение и описание К. б. как текстовой единицы явилось результатом учета целого комплекса факторов: наличия в целом тексте программы информирования читателя посредством экспликации коммуникативно-познавательных операций автора, возможности реализации когнитивными действиями одновременно нескольких функций (их полифункциональности) в процессе формирования содержательной структуры речевого произведения, соответствия авторских речемыслительных операций определенному выражению их в тексте. Вероятно, названные факторы имеют характер закономерности, поэтому представляется, что понятие функционально-смысловой единицы К. б. может быть применено как для анализа науч. текстов, так и для анализа произведений других функц. стилей.

В работах синтаксического направления основное внимание уделяется установлению синтаксических отношений текстовой единицы. Синтаксические отношения объединяют содержательные фрагменты разной протяженности, поэтому в качестве структурно-синтаксических компонентов целого текста называют сложное синтаксическое целое (ССЦ), линейно-синтаксические цепи, прозаическую строфу, суперсинтаксическое единство, суперсегмент, микротекст и многие другие (Н.Д. Зарубина, С.Г. Ильенко, Л.М. Лосева, О.И. Москальская, Г.Я. Солганик). Названные текстовые единицы характеризуются наличием группы синтаксически и семантически взаимосвязанных предложений; единством выражаемой микротемы, меньшей, чем совокупность тем всего текста, но большей, чем микротема одного предложения; гибкой структурой, т.е. возможностью построения синтаксической единицы не по заданным моделям; способностью функционировать в качестве компонента синтаксической структуры текста и некоторыми другими свойствами. Вопросы воспроизводимости и функционирования синтаксических единиц текста рассматриваются исследователями как актуальные. Несмотря на отсутствие единого мнения по проблеме функц. роли синтаксических единиц в границах речевого целого, функционирование сложных синтаксических единиц связывают, как правило, с реализацией в тексте определенных типов речи.

Основная задача функционально-смысловых исследований (Ю.А. Волоснова, Н.В. Данилевская, Н.В. Кириченко, М.Н. Кожина, Я.М. Колкер, Н.М. Краевская, Н.М. Лариохина, А.М. Мороховский, В.А. Портянников, М.В. Сосаре) состоит в поиске такой единицы текста, которая содержала бы в себе некоторую часть макроструктуры всего речевого произведения. Главным критерием сегментации текста на структурные единицы выступает параметр соответствия между определенным фрагментом типового содержания и реализуемыми этим фрагментом функциями в структуре целого текста. Смысловые компоненты не равнозначны по объему отражаемого ими содержания и по способу представления их в тексте. В определении таких текстовых единиц важно то, что они участвуют в содержательном развитии целого текста, границы их делимитации определяются авторским замыслом (целеустановкой), а их речевое оформление является следствием вербализации коммуникативных действий автора. В качестве минимальных единиц текста называются микротексты (понимаемые особо), коммуникативные и смысловые блоки.

Несмотря на то что перечисленными выше аспектами изучения текстовых единиц далеко не исчерпывается многообразие существующих исследований, они дают представление о современном состоянии проблемы коммуникативно-смыслового членения текста.

Источник

Статья «Что такое коммуникативность»

Эссе «Что такое коммуникативность»

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п.

Говоря о таком понятии как коммуникативность, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».

Коммуникативность в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект.

Развитие коммуникативности человека начинается с формирования у него такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.

Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других.

Все это предполагает осознание:

а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы;

б) своих перцептивных умений, т.е. способности воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем);

в) готовности воспринимать новое во внешней среде;

г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм);

д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды;

е) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания — жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.).

Одним из центральных факторов коммуникативности является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей.

Коммуникативность предполагает ситуативную адаптированность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения.

Коммуникативные эффекты. Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникативных эффектов: визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, интонации и паузы, художественной выразительности, релаксации, дисперсии.

Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд — все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего.

• Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика — это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической — конкретные факты, цифры, статистические данные.

• Эффект квантового выброса информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

• Эффект интонации и паузы весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10— 15%-ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность у выступающего, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

• Эффект художественной выразительности связан с умением превращать мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в речи. Не любая фраза может быть вставлена в выступление. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают его речевое воплощение, доступное для осмысления.

• Эффект релаксации используется оратором в помощь слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации снять эмоциональную напряженность. Классическим примером этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

• Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то его словесную форму обретает 90%, из которых 80%i получили устное звучание, при этом 70%iбыли услышаны аудиторией, из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%).

Таким образом, коммуникационный процесс — это не переливание информации из одного сосуда в другой. Ему свойственны непрерывная утеря информации и субъективное искажение. На это есть масса причин. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения от выступающего.

Основными источниками приобретения человеком коммуникативных навыков являются жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и специальные научные методы. Все эти источники имеют для каждого из нас различную субъективную значимость, однако ведущая роль в любом случае принадлежит жизненному опыту.

Особое место в структуре жизненного опыта занимает опыт межличностного общения. К сфере жизненного опыта следует отнести также уровень совершенства профессиональной и бытовой деятельности, так как успешные трудовые операции коммуникативно значимы для формирования в повседневной культуре моделей коммуникативного поведения. Общая эрудиция также является одним необходимых компонентов коммуникативности. Под общей эрудицией понимается запас и систематизированных знаний гуманитарных, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *