коммуникативный дизайн что это такое
Коммуникационный дизайн
Коммуникационный дизайн стал одним из самых перспективных и быстро развивающихся направлений графического дизайна. Его цель – создание визуальных образов, на которых будет строиться коммуникация с потенциальным потребителем продукта или пользователем предлагаемой услуги. Коммуникативный дизайн рекламы направлен на продвижение продукции при одновременном решении двух задач: передаче информации о продукте и формировании к ней требуемого эмоционального отношения. Специалисты по этому направлению дизайна востребованы на предприятиях самых разных отраслей.
Что такое коммуникационный дизайн?
Коммуникативный дизайн – это создание изображений, направленных на передачу информации зрителю с одновременным формированием нужной эмоциональной реакции. Это только примерное определение, так как данное направление дизайна активно развивается и приобретает дополнительные возможности. Специалисты могут работать с самыми разными визуальными графическими средствами от логотипа до сайта или рекламного билборда.
От графического дизайна это направление отличает цель создания образов. Специалисты по этому направлению создают не просто нейтральный рисунок, а графическое сообщение, ориентированное на конкретную целевую аудиторию. Оно должно одновременно передать информацию и вызвать эмоциональный отклик у зрителя.
Это направление также можно назвать частью дизайна визуальной коммуникации. Зрительные образы проникают в сознание намного быстрее слов и помогают формировать нужное отношение к продвигаемому продукту или бренду. Коммуникативный дизайн быстро развивается, специалисты используют все новые инструменты и приемы для эффективного взаимодействия с целевой аудиторией.
Виды коммуникативного дизайна
Сферы коммуникативного дизайна продолжают расширяться. Можно перечислить несколько наиболее востребованных видов графической коммуникации:
Это только некоторые перспективные направления, продолжающие активно развиваться. Многие из них тесно связаны друг с другом.
Где обучают на коммуникативного дизайнера?
Графический коммуникативный дизайн становится востребованным у абитуриентов. Профильные программы обучения предусмотрены в ВШЭ, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, РГУ им. А. Н. Косыгина и в других крупных вузах. Абитуриенты поступают на программы бакалавриата с 4-летним сроком обучения, причем специальность может называться по-разному. В некоторых вузах есть общее направление «Дизайн», в котором абитуриент может выбрать направление «Информационно коммуникационные технологии в дизайне».
Чтобы освоить профессию и получить перспективную работу, специалист должен:
Специалист в области коммуникативного дизайна может работать в самых разных компаниях: это рекламные агентства, дизайнерские студии, креативные бюро и многое другое. Также он может работать на себя: фрилансеры создают индивидуальные проекты по заказу. Уровень зарплаты существенно отличается: в среднем для начинающего специалиста он составляет 40 тыс. рублей, а верхнего предела практически не существует.
Важно понимать, что недостаточно один раз получить диплом: впоследствии специалисту придется постоянно повышать квалификацию. Для этого можно проходить различные курсы, самостоятельно осваивать новые программы и совершенствовать навыки.
Где можно встретить примеры коммуникативного дизайна?
Коммуникативный продукт – это визуальный образ, в который заложено сообщение для определенной целевой аудитории. Примеры повсеместно встречаются в брендировании товаров и в рекламе:
Это только некоторые примеры сообщений, зашифрованных в графических образах. Коммуникационный дизайн повышает эффективность рекламы и делает товар более привлекательным для потребителя.
Что такое коммуникативный дизайн?
Материалы Пола Рэнда, Стивена Хеллера, Алексея Иванова и Matt Yow из FocusLab помогли определить следующие границы определения:
Коммуникационный дизайн (коммуникативный дизайн) – передача смыслов и чувств с помощью визуальных образов с целью разжечь желание к действию.
Суть коммуникационного дизайна чувственно и доступно, на мой взгляд, также хорошо раскрыл Пол Рэнд:
Цитата из эссе Пола Рэнда:
«Анализируя (разбивая сложный материал на простейшие компоненты по категориям «как», «зачем», «когда» и «где»), дизайнер формулирует задачу.
В связи с тем, что рекламное искусство в итоге направлено на зрителя и целью рекламы является воздействие на него, задача дизайнера оказывается двухчастной:
принять во внимание реакцию зрителя
и учесть собственные эстетические потребности.
Таким образом дизайнер должен найти средство коммуникации, общее для себя и зрителя (условие, о котором не думает живописец-станковист).»
(с) Пол Рэнд, Мысли о дизайне
Пол Рэнд — выдающийся американский арт-директор и дизайнер. Влияние Рэнда на индустрию дизайна огромно. Благодаря его работе в области рекламы и графики профессия дизайнера стала значимой и ценной для бизнеса, дизайнеры перестали восприниматься как обычные оформители.
Пол Рэнд стал известен благодаря работе над логотипами крупных компаний. Среди его клиентов IBM, UPS, Enron, Morningstar, Westinghouse, ABC, и проект Стива Джобса NeXT.
Коммуникативный дизайн: где учиться и кем работать?
Коммуникативный дизайн представляет собой определенный подход к проектированию, заложенный в учебно-методической работе. Предполагается обращение к потребителю, выразительность, информационность, актуальность. Дизайнер выступает коммуникатором между спроектированным им материалом и потребителем.
Почему «коммуникативный» дизайн
Предполагается связь, передача сообщения от одного человека к другому. Она подразумевает использование графических визуальных средств. Факультет коммуникативного дизайна занимается подготовкой специалистов, владеющих основами менеджмента, маркетинга, психологией общения. Чем занимаются выпускники?
Вам будет интересно: Ковалентная химическая связь. Типы химической связи: ковалентная связь
Специальность «коммуникативный дизайн» предполагает передачу графической информации рекламного характера. Искусство заключается не только в ее разработке, но и в грамотном расположении материала на транспорте, в витринах магазинов, на фасадах домов.
Страницы истории
Коммуникативный дизайн появился в конце прошлого века. Среди тех направлений, которые наиболее интересны в данной области в настоящее время, выделим суперграфику на современном транспорте, декорирование многоэтажных домов, оформление супермаркетов.
Особенности профиля
Вам будет интересно: Концептуальное проектирование: методы, средства, цели и задачи
Специальность «коммуникативный дизайн» предполагает владение не только методами графического дизайна, но и комплексом возможностей для визуального общения с клиентом. Это направление предполагает осознание профессионалом значимости коммуникабельности.
Как преподается в высшей школе коммуникативный дизайн? В БГУ, например, обучают студентов по программам, в рамках которых они знакомятся со всеми приемами, позволяющими привлекать в магазин покупателей, побуждать их к совершению покупок.
Отличительные черты
Чем выделяется коммуникативный дизайн? Профиль предполагает связь сразу нескольких специальностей. В нем сочетается реклама, компьютерный дизайн, полиграфическая сфера, веб-дизайн, промышленная графика, фотография. Эти инструменты в совокупности составляют особенность специальности, функционируют они на основе информационных технологий. Реклама в наши дни не является произведением искусства.
Коммуникативная функция дизайна заключается в быстром и эффективном продвижении определенной группы товаров на рынке.
Благодаря тому, что студенты приобретают навыки владения ИКТ, они способны с минимальными временными затратами проанализировать несколько вариантов, изменить составляющие, создать макет.
Сферы деятельности: особенности и отзывы
Заказчик знакомится с проектом на мониторе компьютера, при необходимости вносит изменения, дополнения. Именно в этом и заключается коммуникативный дизайн. Где работать выпускникам данного направления? Студенты, которые освоили основные графические программы, получившие диплом об окончании учебного заведения, могут трудоустраиваться в рекламные компании, полиграфические студии.
Какие требования предъявляются к абитуриентам, поступающим на направление «коммуникативный дизайн»? Отзывы свидетельствуют о том, что преподаватели особое внимание уделяют оценке художественных способностей абитуриентов. От владения навыками создания графического рисунка, демонстрации членам приемной комиссии заинтересованности в творческом подходе к созданию рекламных материалов зависит поступление в БГУ на бюджетной основе.
Какой вуз выбрать
В коммерческих институтах в приоритете компьютерные технологии, а в государственных вузах программы обучения выстраиваются на классическом преподавании графического дизайна.
Подходы к подготовке специалистов
В БГУ особое внимание уделяется «работе руками». В университет поступают ребята, закончившие художественные училища, школы искусств, имеющие навыки работы с карандашом. Применение компьютерных графических редакторов в государственных вузах начинается только с третьего-четвертого курса. Безусловно, за незначительный временной срок сложно приобрести профессиональные навыки компьютерного дизайна. Однако, благодаря подобному распределению программного курса, студенты БГУ «нарабатывают мозоли», вручную создавая графические изображения. В коммерческих учебных заведениях довольно много таких студентов, которые не имеют представления о том, как пользоваться карандашом при создании эскиза. Преподаватели вынуждены тратить огромное количество времени на то, чтобы привить им первоначальные умения и навыки. Для обучения с нуля идеальным помощником становится персональный компьютер. Именно поэтому в методике обучения графическому дизайну в коммерческом вузе преподают с первого курса информатику.
Первоначально студенты изучают устройство компьютера, знакомятся с оперативными системами, учатся работать с текстовым редактором. Далее изучается точечная (растовая) графика, разнообразные иллюстративные эффекты. К примеру, среди заданий, выполняемых студентами коммерческого учебного заведения, можно упомянуть совмещение двух изображений для получение определенного эффекта.
На следующем этапе студенты осваивают векторную графику. Это работа с логотипами, нестандартными шрифтами, создание оригинальных иллюстраций.
Третий семестр предполагает изучение студентами программ верстки. В курс включена работа с текстом, иллюстрациями. Четвертый семестр базируется на специализации будущего дизайнера. Предполагается изучение цветоделения, допечатной обработки материала, дизайна компьютерных сайтов. Есть и 3D-графика, являющаяся специфической дисциплиной, изучаемой в рамках факультатива.
Заключение
Отличаются и требования к процедуре поступления в коммерческих и государственных вузах. Претендент, подавший документы в государственное учебное заведение высшего звена, обязан пройти собеседование, в рамках которого он знакомит членов жюри со своими работами по живописи и рисунку, т.е. у поступающего должно быть портфолио с некоторым количеством готовых работ.
В процессе обсуждения материала, принесенного абитуриентом, он должен ответить на простые логичные вопросы, связанные с дизайном. По результатам собеседования комиссия делает вывод об уровне подготовки претендента по общехудожественным дисциплинам, целесообразности его зачисления в вуз на бюджетной основе. Средний конкурс в БГУ на данное направление составляет 3-4 человека на место. В более выгодном положении оказываются выпускники художественных училищ, ведь у них уже есть определенные профессиональные навыки.
Не художник: кто такой дизайнер коммуникаций, и какие задачи бизнеса он решает
Вы знаете про пасхалку в логотипе FedEx, известной логистической компании? Между буквами E и X аккуратно спрятана стрелка, которая символизирует скорость и точность их доставки. Таким образом компания использует уникальный и универсальный инструмент, чтобы тонко и ненавязчиво вызвать у людей подсознательные ассоциации, позволяющие быстро прийти к нужному для бизнеса выводу. Этот инструмент — коммуникационный дизайн.
Илья Соболев, коммуникационный дизайнер Инфомаксимум, кратко о том, как пришел в профессию, что считает здесь самым интересным, и почему вдохновляется промышленными постерами.
О профессии
Если идти от истоков, то коммуникационный дизайн — способ компании общаться с внешним миром. 70% информации человек получает, опираясь на визуальные источники — и это факт. И задача такого специалиста — правильно «упаковать» все ценности компании в графическое сообщение, которое будет легко и правильно считываться целевой аудиторией. Есть интересное наблюдение: то, что вы видите вокруг — продукт дизайна. Как вы со всем взаимодействуете — инструменты, т.е. технологии. А то, как вы это воспринимаете — коммуникации.
О моем пути
По профессии я разработчик, в теме диплома даже фигурирует процессная аналитика. Однако по специальности никогда не работал. Со школы увлекался темой видеопродакшена и motion-анимации, изучал разные графические редакторы. Терялся, страдал, а потом понял, что открыл для себя непростой, но очень интересный мир дизайна.
Во время учебы в вузе начал сопровождать соц.сетки как контентом, так и дизайном. Сначала свои проекты, потом знакомым, знакомым знакомых. Так и завертелось. Стали обращаться с заказами. Занимался всяким — от коллажей «Замени диван на Лондон» до оформления коммерческих предложений. Учился самостоятельно: литература, статьи, youtube, лекции и митапы местного design-сообщества. Пытался не только повторять, но и придумывать что-то свое. Мог не спать ночами, но не жаловался. Меня завораживал сам процесс. Постепенно пришел к мысли, что дизайн — это система со своими принципами, правилами и методиками, в которой картинки лишь эпизод.
Прошлых ошибок я не повторил и получил заветный оффер. Первое время было нелегко: изучал специфику всех ИТ-решений компании, экспериментировал с простыми задачками, без конца правил. Спустя какое-то время вышел на уровень, где уже мог полноценно работать. Однако случилось неожиданное: появилась важная задача, связанная с внутренним корпоративным сайтом. Собрать референсы, отрисовать в Figma, обсудить и согласовать — одна задача превратилась в ряд многих других. Времени на все не хватало, я вернулся к интерфейсам.
Перед началом «нерабочих дней» в штат приняли нового дизайнера, а мне поступило предложение вернуться к собственным наработкам и попробовать себя в коммуникационном дизайне. Решиться было непросто, я все еще хотел развиваться в интерфейсах, однако возможность развернуться и воплотить идеи в жизнь искушала. И я дал согласие.
В начале мы называли нашу область брендингом, однако чуть позже отказались от этого. Бренд-дизайн — это лишь часть философии коммуникационного дизайна, одно из ответвлений. И в нем нам было бы весьма тесно в дальнейшей работе.
О hard и soft skills
ТОП ресурсов, чтобы поучиться и вдохновиться
Быть коммуникационным дизайнером не равно быть художником. Он четко выполняет поставленные бизнесом задачи и «говорит» с аудиторией при помощи визуальных образов, а не концентрируется на собственном творчестве.
Коммуникативный дизайн: «С чем его едят»?
Коммуникативный дизайн – это сфера дизайна, главной задачей которой является передача человеку информации любого характера с помощью визуальных графический средств. Это может быть рекламное сообщение, товарный знак, WEB-сайт, или, к примеру, знак дорожного движения. Это что-то, что человек воспринимает на интуитивном уровне и моментально распознаёт. Хороший коммуникативный дизайн позволяет ориентироваться в Интернете и на улицах, в помещениях и в журналах.
Главная задача рекламы – познакомить клиента с преимуществами товара или услуги и вызвать желание приобрести новинку. Каждый человек уникален, и восприятие одного и того же предмета у всех разное, поэтому дизайнерам приходится использовать методы психологического подхода при создании рекламы. От их таланта и профессионализма зависит, насколько тот или иной продукт будет востребован. При разработке рекламы специалисты всегда учитывают следующие особенности:
Эти пять пунктов являются ключом к успеху. Если правильно подобрать их, то коммуникативный дизайн будет эффективным, а прибыль увеличится в разы.
Существует несколько наиболее популярных средств визуальной рекламы:
Дизайн визуальных коммуникаций должен быть ярким и примечательным. Главная задача состоит в том, чтобы потенциальный клиент запомнил её, и впоследствии приобрёл товар. Что касается визуальных коммуникаций отвечающих за безопасность, то здесь главным критерием является количество информации. Чем её меньше и чем она проще, тем легче человеку получить ответ на свой вопрос. Не стоит также забывать о таком понятии как маркировка. Она необходима для идентификации товара и доведения до потребителя необходимых данных.
Однако вернёмся непосредственно к товарам и услугам. Помимо качества самого продукта потребитель обращает внимание и на “обёртку”, и на известность бренда. Что касается современных тенденций в дизайне упаковок, то это:
Важно, чтобы упаковка “звала” купить продукты. Это может быть призывающая надпись или изображение, которое приглянется покупателю.
Потребителю всегда приятно, когда товар будто бы сделан исключительно для него: например, написано его имя или нарисован похожий человек. Привлекают также добрые и смешные изображения животных и детей. К наиболее известным товарам с подобным дизайном стоит отнести Coca-Cola, чай Brandbox Branding, конфеты Mousegraphics и детское питание “Сами с усами”.
В моде сейчас всё натуральное, поэтому люди скорее купят продукт на котором написано “без ГМО” или “Экологически чистый”. Дизайн в этом вопросе играет важную роль: важно создать упаковку в наиболее естественном и привлекательном виде. Например, использовать прозрачную ёмкость или крафтовые пакеты. Подходящие цвета – зелёный, белый и коричневый. Наиболее популярные бренды: косметика Ahhaproject, кофе Chad Roberts Design, вода Bon Aqua.
Все взрослые с теплотой вспоминают своё детство, поэтому продукты, которые производятся по старым рецептам, особенно популярны. Это относится и к упаковке. На территории стран СНГ для увеличения продаж на товарах обычно изображают советский быт или людей. В Европе отдают предпочтение упаковкам со старинным картами или с ботаническими книгами в стиле ретро. В Америке популярны плакаты 1960-70-ых гг.
Приглашаем в Центр художественной подготовки
В последнее время дизайнеры больше внимания уделяют форме и материалу, а не красочности и стилю упаковки. В моде минимализм, поэтому не надо использовать слишком много изображений и разномастных шрифтов.
Однако дизайн упаковки – это далеко не всё, что необходимо учесть при создании продукта. Важную роль играет и сам бренд, который состоит из логотипа, слогана, рекламы, репутации и роли, которую играет компания на рынке. При создании вышеперечисленных пунктов следует делать акцент на уникальности и неповторимости бренда. Важно дать понять потребителю, чем Ваш продукт лучше остальных и в чём его преимущества перед конкурентами. Также важно найти свою целевую аудиторию и создать логотип, который будет “лицом” бренда.
Ещё одна важная часть коммуникативного дизайна – это типографика (искусство оформления при помощи наборного текста, базирующееся на присущих языку правилах). Дизайнеры руководствуются следующими правилами: