коммунистические политические взгляды что это
Социалистические политические взгляды – это приоритет человека
Политика нынче так сложна, что люди поневоле путаются. Одно понятно: чего хотят капиталисты. Это мы на своей жизни ощущаем. А что такое социалистические политические взгляды? Это когда человек желает вернуть прошлое или стремится в будущее? Чего хочет их приверженец? Давайте разберемся.
Определение
Мы как люди образованные обратимся к словарям. Там указано, что социалистические политические взгляды — это учения, в основу которых положен марксизм. История этого течения довольно длительная. Некоторые специалисты считают, что социализм является обратной стороной капитализма. Правда, Маркс об этом не писал. Но нельзя отрицать, что возникли рассматриваемые идеи в глубинах капиталистического общества. Это было в те времена, когда эксплуатация рабочего человека считалась нормой. Люди тяжко трудились «на дядю» за малую плату. Естественно, они были недовольны своей судьбой. Вот тут и стали возникать социалистические политические взгляды. Это целое направление в общественном мировоззрении, направленное на установление иного строя. Во главу угла течения был поставлен труженик, его права. Социалисты высказывали идеи о более справедливом устройстве жизни. Они касались глубоких основ общества. При капитализме средства производства принадлежат горстке людей. Остальные свободны от таковых тягот. Социалистические политические взгляды это полностью отрицают.
Из истории вопроса
Посмотрим на нашу действительность. Она в корне отличается от того, что испытывали наши предки, жившие в девятнадцатом веке, когда стал утверждаться капитализм. На людей рабочих никто не обращал внимания. Они реально трудились за гроши. Во многих странах не имели прав. То есть принятие важных решений проходило без учета их мнения. Кроме того, детей никто не учил. Капиталисты старались наживаться на их труде. Бесправие процветало в обществе.
Невозможно представить, что значит «социалистические политические взгляды», если не понять, откуда они произошли. Нашлись прогрессивные умы, которые задумались о положении труженика. Человек своими руками создает богатства, а сам ничего не имеет. Такое положение казалось несправедливым. Нужны были перемены. Поэтому социалисты стали бороться за права всех членов общества. Это был трудный, постепенный, изобилующий сложностями процесс. Но он привел ко всем известным результатам. Социалистические политические взгляды со временем получили развитие и поддержку людей.
Развитие
Общество не стоит на месте. Сторонники капитализма поняли, что невозможно задавить социалистические политические взгляды. Это все равно что отказаться от воздуха. Идеи, овладевая массами, как говорил классик, живут и развиваются самостоятельно. Пришлось смириться с переменами. Рабочие получили права. Это отражалось в основных законах стран. Теперь уже во всех государствах существуют социалисты. Они выступают за то, чтобы власти заботились о гражданах, независимо от их материального положения. Каждый должен получать самое необходимое, иметь возможность реализовать свои способности. Причем капитализм, с которым соревновался социализм, никуда не делся. Наоборот, он нынче завоевал весь мир. Только несколько стран провозглашают официально отличную от него идеологию. А на деле экономика их строится по капиталистическим правилам. Идеи срослись между собой. Теперь социалисты прекрасно работают в общем политическом поле. Они продвигают собственные идеи, завоевывают поддержку избирателей.
Социалисты-утописты
Скажем несколько слов о мечтах и развалившемся СССР. Без этого невозможно полностью понять, что такое социалистические политические взгляды. Ведь «половина мира» десятилетиями жила в другом обществе, конфронтационном капитализму. Люди исповедовали и иные взгляды, у них были свои мечты и устремления. Миру о них поведали социалисты-утописты. Они были уверены, что возможно создать мир всеобщего благоденствия. В нем каждый человек получал бы все, что ему требуется, а отдавал людям свои способности и таланты. Это общество — мечта.
В реальности такового не смогли построить. Не станем анализировать причины провала. Ученые написали на эту тему множество трудов, но так и не пришли к общепризнанным выводам. Социализм же остался мечтой тех, кто неравнодушен к людям, желает каждого наделить счастливой судьбой. Во многих прогрессивных странах политики читают труды Карла Маркса, пытаясь понять, чем он так мил народу. Другие ищут в них зерна нового общества, время которого уже пришло. Об этом, кстати, говорит развивающийся на наших глазах мировой кризис.
Заключение
Чтобы разбираться в политике, не обманываться, внимая речам лидеров, необходимо понимать, чем социализм отличается от иных устройств общества. Это теория, которая считает, что государство должно заботиться о каждом гражданине, а не только об имущем классе. На самом деле такой строй более прогрессивен, так как позволяет личности развиваться во всех направлениях. Но пока мы живем в другом мире, который нас обкрадывает. И дело не только в деньгах. Капитализм отбирает у человека шанс реализовать способности, которые невозможно монетизировать. Не верите? Проверьте!
Что такое коммунизм: суть идеологии и политика, военный коммунизм
Коммунизм – от латинского communis – «общий». Общественный строй, идеей которого является общая собственность и социальное равенство. Главный принцип коммунизма: «Каждый – по способностям, каждому – по потребностям!».
В отличие от социализма коммунизм нацелен на то, чтобы общими были не только средства производства, но и результат труда. При социализме государство не исключает денежных и рыночных отношений, при коммунизме же они считаются пережитком прошлого.
Основоположники идей коммунизма
Подобная ситуация сложилась в связи с развитием промышленного производства и быстрым ростом числа наемных рабочих.
В то время немецкий философ, писатель и экономист Карл Маркс и его единомышленник историк и предприниматель Фридрих Энгельс создали первую международную партию «Союз коммунистов» и составили «Манифест коммунистической партии», в котором объявили, что гибель капитализма необратима.
Карл Маркс. Источник: Википедия
Они описали, как следует пошагово перейти к новой, коммунистической общественной формации.
«Манифест коммунистической партии». Источник: Википедия
Так, идея коммунизма заключалась не в том, чтобы разрешить конфликт между пролетариатом и буржуазией, а в том, чтобы устранить буржуазию как класс в принципе.
В дальнейшем идеология, которая была принята в 1920-х годах в СССР, получила название «марксизм-ленинизм». По мнению последователей, Владимир Ленин развил учение Маркса и воплотил его в жизнь.
Суть коммунизма
Они утверждали, что в будущем будет навсегда покончено с несправедливостью и эксплуатацией труда, а каждый гражданин сможет внести личный вклад в управление государством. Прийти к этому предлагалось такими методами:
Частная собственность должна быть устранена как явление;
Вся собственность будет находиться в общем пользовании;
Общественные интересы – выше личных;
Формирование у человека установок на бескорыстный труд в противовес заинтересованности в деньгах.
Еще одной идеей коммунизма являлось формирование «нового» человека. Большое внимание уделялось идеологическому воспитанию молодежи. Юноши и девушки должны были принимать основные коммунистические взгляды и следовать им в повседневной жизни.
Образование предлагалось сделать бесплатным, а религия должна быть исключена из жизни общества.
Военный коммунизм
Военным коммунизмом называлась внутренняя экономическая практика Советского государства в 1918-1921 годах в период Гражданской войны.
Чертами военного коммунизма была национализация банков и промышленности, запрет частной торговли, монополия государства на сельскохозяйственные продукты, принудительная трудовая повинность, введение налога на хлеб и другие продукты для крестьян – продразверстка.
«Своеобразный «военный коммунизм» состоял в том, что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих», – объяснял позже Ленин.
Коммунизм — что это такое: суть и примеры с позиции экономики
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Коммунизм — это политическая и экономическая идеология, которая противопоставляет себя либеральной демократии и капитализму, отстаивая вместо этого бесклассовую систему, в которой средства производства находятся в коллективной собственности, а частная собственность отсутствует или сильно урезана. О том в чем суть коммунизма с точки зрения экономики поговорим в сегодняшней статье.
Содержание статьи:
Что такое коммунизм и его происхождение
Коммунизм — это политическая и экономическая идеология, которая противопоставляет себя либеральной демократии и капитализму, отстаивая вместо этого бесклассовую систему, в которой средства производства находятся в коллективной собственности, а частная собственность отсутствует или сильно урезана.
«Коммунизм» — это общий термин, охватывающий целый ряд идеологий. Современное употребление этого термина произошло от Виктора д’Опэ, французского аристократа 18-го века, который выступал за жизнь в «коммунах», в которых все имущество было бы разделено, и «все могли извлекать выгоду из труда каждого». Однако идея вряд ли была новой даже в то время: Книга Деяний описывает христианские общины первого века, владевшие общей собственностью в соответствии с системой, известной как койнония, которая вдохновила более поздние религиозные группы, такие как английские «диггеры» 17-го века, отказаться от частной собственности.
Манифест Коммунистической партии
Современная коммунистическая идеология начала развиваться во время Французской революции, и ее основополагающий трактат, «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, был опубликован в 1848 году. Эта брошюра отвергла христианское направление прежних коммунистических философий, изложив материалистический и — как утверждают ее сторонники — научный анализ истории и будущей траектории человеческого общества. «История существовавшего до сих пор общества, — писали Маркс и Энгельс, — это история классовой борьбы».
В «Манифесте Коммунистической партии» Французская революция была представлена как важный исторический поворотный момент, когда «буржуазия» — купеческий класс, который находился в процессе консолидации контроля над «средствами производства» — перевернула феодальную структуру власти и положила начало современной капиталистической эпохи. Эта революция заменила средневековую классовую борьбу, которая противопоставляла дворянство крепостным, современной борьбой, которая противопоставляла буржуазных владельцев капитала «пролетариату», рабочему классу, продающему свой труд за заработную плату.
В «Коммунистическом манифесте» и более поздних работах Маркс, Энгельс и их последователи защищали (и предсказывали как исторически неизбежную) глобальную пролетарскую революцию, которая возвестит сначала эру социализма, а затем коммунизма. Этот заключительный этап человеческого развития ознаменовал бы конец классовой борьбы и, следовательно, истории: все люди будут жить в социальном равновесии, без классовых различий, семейных структур, религии или собственности. Государство тоже «зачахнет». Экономика будет функционировать, как гласит популярный марксистский лозунг, «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Коммунизм в СССР
Теории Маркса и Энгельса так и останутся теориями и не будут проверены в реальном мире вплоть до их смерти. В 1917 году, во время Первой мировой войны, восстание в России свергло царя и спровоцировало гражданскую войну, в результате которой в 1922 году к власти пришла группа (партия большевиков) радикальных марксистов во главе с Владимиром Лениным. Большевики основали Советский Союз на территории бывшей Российской Империи и попытался претворить коммунистическую теорию в жизнь.
До большевистской революции Ленин разработал марксистскую теорию авангардизма, в которой утверждалось, что сплоченная группа политически просвещенных элит необходима для перехода на более высокие стадии экономической и политической эволюции: социализм и, наконец, коммунизм. Ленин умер вскоре после окончания гражданской войны, но «диктатура пролетариата» во главе с его преемником Иосифом Сталиным будет проводить жестокие этнические и идеологические чистки, а также насильственную коллективизацию сельского хозяйства. Десятки миллионов человек погибли во время правления Сталина, с 1922 по 1952 год, не говоря уже о десятках миллионов, погибших в результате войны с нацистской Германией. Споры о правлении Сталина и его методах идут до сих пор и существует также большое количество его сторонников, которые считают его одним из величайших руководителей в российской истории. И действительно экономический рост СССР тех лет заслуживает внимания (по крайней мере «на цифрах»).
Советское государство не исчезло, а превратилось в мощный однопартийный институт, запрещавший инакомыслие и занимавший «командные высоты» экономики. Сельское хозяйство, банковская система и промышленное производство подлежали квотам и регулированию цен, изложенным в серии пятилетних планов («пятилеток»). Эта система централизованного планирования обеспечила быструю индустриализацию, и с 1950 по 1965 год рост советского валового внутреннего продукта (ВВП) опережал рост ВВП США. Однако в целом советская экономика росла гораздо медленнее, чем ее капиталистические демократические аналоги.
Слабые потребительские расходы были особым тормозом для роста. Упор центральных плановиков на тяжелую промышленность привел к хроническому недопроизводству потребительских товаров, а длинные очереди в продовольственных магазинах с недостаточным количеством товаров были неотъемлемой частью советской жизни даже в периоды относительного процветания. Процветающие черные и теневые рынки — названные некоторыми учеными «второй экономикой» — удовлетворял спрос на сигареты, шампунь, спиртные напитки, сахар, молоко и особенно престижные товары, такие как джинсы, контрабандой ввезенные с Запада. Хотя эти рынки были незаконными, они были необходимы для функционирования партии: они устраняли дефицит, который, если его не контролировать, грозил спровоцировать новую большевистскую революцию. Эти рынки стали партийным пропагандистам козлом отпущения за нехватку средств, и набили карманы партийных чиновников, которые либо брали взятки, либо сами богатели, управляя операциями на черном рынке.
Советский Союз распался в 1991 году после стремления реформировать экономическую и политическую систему и предоставить больше возможностей для частного предпринимательства и свободы слова. Эти реформы, известные как «перестройка» и «гласность», соответственно, не остановили экономический спад, который пережил Советский Союз в 1980-х годах, и, возможно, ускорили конец коммунистического государства, ослабив его контроль над источниками инакомыслия.
Коммунизм в Китае
В 1949 году, после более чем 20-летней войны с Китайской националистической партией и Имперской Японией, Коммунистическая партия Мао Цзэдуна получила контроль над Китаем и сформировала второе по величине марксистско-ленинское государство в мире. Мао объединил страну с Советским Союзом, но советская политика десталинизации и «мирное сосуществование» с капиталистическим Западом привела к дипломатическому расколу с Китаем в 1956 году.
После смерти Мао Дэн Сяопин провел серию рыночных реформ, которые остались в силе при его преемниках. США начали нормализовать отношения с Китаем, когда президент Никсон посетил его в 1972 году, до смерти Мао. Коммунистическая партия Китая остается у власти, руководя преимущественно капиталистической системой, хотя государственные предприятия продолжают составлять значительную часть экономики. Свобода выражения мнений значительно ограничена, выборы запрещены (за исключением бывшей британской колонии Гонконг, где кандидаты должны быть одобрены партией, а право голоса строго контролируется), и значимая оппозиция партии не допускается.
1991 год
Год ознаменовал распад Советского Союза и окончание холодной войны между СССР и Соединенными Штатами.
Холодная война
США вышли из Второй мировой войны богатой и мощной в военном отношении державой мира. Как либеральная демократия, которая только что победила фашистские диктатуры на двух театрах, страна — если не весь ее народ — чувствовала исключительность и историческую цель. То же самое справедливо и для победителя в войне — Советского Союза, за тем исключением что в политике и экономике доминировал коммунизм. Две державы быстро разделили Европу на сферы политического и экономического влияния: Уинстон Черчилль назвал эту разделительную линию «железным занавесом».
Ближе всего к прямому военному конфликту с Советским Союзом США подошли к кубинскому (карибскому) кризису 1962 года. Однако США вели длительную горячую войну во Вьетнаме, в которой их военные поддерживали южновьетнамские силы, сражавшиеся с поддерживаемой Китаем и Советским Союзом армией Северного Вьетнама и южновьетнамскими коммунистическими партизанами. США вышли из войны, и Вьетнам был объединен под властью коммунистов в 1975 году.
В конечном счете, холодная война закончилась распадом Советского Союза в 1991 году.
Коммунизм потерпел неудачу по нескольким причинам, в том числе из-за отсутствия у граждан стимула для получения прибыли, провала централизованного планирования и влияния власти, захваченной таким небольшим количеством людей, которые затем использовали ее и играли в систему.
Почему коммунизм проиграл капитализму?
Несмотря на обширное изучение причин провала коммунизма, исследователи выявили несколько общих факторов, которые способствовали его упадку.
Первый — это отсутствие у граждан стимулов производить продукцию с целью получения прибыли. Стимул для получения прибыли ведет к конкуренции и инновациям в обществе. Но идеальный гражданин в коммунистическом обществе был бескорыстно предан общественным делам и редко останавливался, чтобы думать о своем благополучии. «В любое время и во всех вопросах член партии должен в первую очередь учитывать интересы партии в целом и ставить их во главу угла, а во вторую очередь ставить личные вопросы и интересы», — написал Лю Шаоци, второй председатель Народной Республики Китай.
Вторая причина провала коммунизма заключалась в присущей системе неэффективности, такой как централизованное планирование. Эта форма планирования требует агрегирования и синтеза огромных объемов данных на детальном уровне. Поскольку все проекты планировались централизованно, эта форма планирования также была сложной. В некоторых случаях данные о росте были сфальсифицированы или подвержены ошибкам, чтобы привести факты в соответствие с запланированной статистикой и создать иллюзию прогресса.
Концентрация власти в руках немногих избранных также порождает неэффективность и, как это ни парадоксально, дает им стимулы для игры с системой в своих интересах и сохранения своей власти. Коррупция и лень стали характерными чертами этой системы, а слежка, подобная той, которая была характерна для восточногерманских и советских обществ, была обычным явлением. Это также лишало трудолюбивых людей стимулов. В конечном результате страдает вся экономика.
Резюме
А на этом сегодня все про коммунизм и его суть с точки зрения экономики. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Коммунизм как политическая идеология и социальная доктрина
Коммунизм (от латинского communis – общий) – это идеология, направленная на создание бесклассового, безгосударственного общества, основанного на совместной собственности на средства производства. Его можно рассматривать как ответвление от более широкого социалистического движения. Это общественно-экономическая формация, в основе которой лежит общественная собственность на основные средства производства.
С точки зрения теоретиков коммунизма, это учение способно преодолеть взаимную изоляцию труда и сделать возможной свободную самореализацию человека в материальном и духовном производстве. Конечная цель коммунизма – создать условия для всестороннего развития каждого человека и общества в целом. Концепция коммунизма наиболее развита в марксизме.
Сами теоретики коммунизма не могут дать единого определения коммунизма. Согласно Энгельсу, коммунизм – учение об условиях освобождения пролетариата. По мнению Мао Цзедуна, коммунизм – это прочная идеология пролетариата и одновременно новый общественный строй.
Также коммунизм имеет следующие значения:
Марксисты описывали ранние формы человеческих социальных организаций как примитивный коммунизм. Однако коммунизм как политическая цель – предполагаемая форма социальной организации будущего.
Коммунизм как идеология
Коммунистическая идеология стала основой деятельности коммунистических партий всего мира в ХХ в. Игнорируя конкретные особенности коммунистического воображения, коммунистические партии сосредоточили своё внимание на вопросе захвата власти и движущих силах революционной борьбы.
Сначала они были нацелены на вооружённый захват власти пролетариатом. Затем подавляющее большинство коммунистических партий отказалось от вооружённого восстания и перешли на легитимные способы борьбы. После Второй мировой войны коммунистические партии легально пришли к власти в Восточной Европе. До конца 1950 г. большинство коммунистических партий мира рассматривали советскую структуру как модель коммунистического общества.
Коммунизм основан на системе взглядов, отстаивающих следующие ценности:
Теоретики объясняют революцию по-разному. Например, Китайская революция была вовлечена в военный конфликт между китайскими красными войсками и китайскими националистами. Революция во Вьетнаме характеризовалась партизанской войной между севером и югом. В результате Кубинской революции к власти пришли представители партизанского движения, собравшиеся вокруг Фиделя Кастро и Че Гевары.
Независимо от конкретной формы, коммунистическая революция имела тенденцию заменять «эксплуататорский класс» в качестве господствующего класса и создавать общество без классовых разделений, что теоретически было бы предвестником последней стадии – коммунизма.
Коммунисты используют определённую символику. Серп и молот – это символ международного рабочего движения, использующего идею коммунизма (и так называемой диктатуры пролетариата).
Коммунизм – это концепция, которая относится как к прошлому (ранний общинный коммунизм), так и к будущему. Идеология коммунизма ставит целью построение высокоразвитого общества со своими классами, товарно-финансовыми отношениями и достижениями (свобода человека, экономические выгоды, высокая культура и др.).
Понятие равенства людей при коммунизме
Равенство людей при коммунизме не означает нивелирование различий между людьми. Напротив, согласно первоначальной теории, коммунистическое равенство состоит в том, что оно является условием развития индивидуальности всех членов общества.
Общество одинаково для всех создаёт условия для всестороннего развития способностей и талантов, поднимает каждого на более высокую ступень человеческой культуры. Такой уровень развития членов общества позволит им заниматься любой деятельностью. Это не только результат, но и условие общественного производства, развития деятельности, способа бытия человека.
Коммунистическое общество понимается как общество умных, здоровых, творческих, универсально развитых личностей, уровень общей культуры которых позволит в процессе своей жизни с лёгкостью осваивать новые виды деятельности и переходить от одного вида интересной для них общественно-необходимой деятельности к другому. В этом по мнению теоретиков коммунизма состоит преодоление противоречий между универсальной сущностью человека и ограниченным односторонним существованием человеческих индивидов в классовом обществе.
Теория перехода от социализма к коммунизму
Советские социологи предлагали сложную теорию перехода от социализма к коммунизму. Программа перехода к коммунизму предполагала следующие меры:
Однако после того, как Никита Хрущёв был отстранён от должности, программа перехода застопорилась. Появилось понятие «развитый социализм», и переход к коммунизму был отложен на неопределённый срок. С 1960-х годов наблюдается распространение «научной фантастики», описывающей будущее коммунистическое общество в СССР (например, в романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» или «Час быка»).
Коммунизм как политическая доктрина
Коммунизм обозначает разнообразные политические движения, борющиеся за установление, с одной стороны, бесклассового и безгосударственного общества, а с другой – против капиталистической эксплуатации и экономического отчуждения класса пролетариата.
Среди коммунистов существует значительное количество интерпретаций, двумя главными из них являются марксизм и анархизм. Первое разделение в коммунистическом движении произошло между марксизмом и анархизмом во время Первого Интернационала (1864-1876 гг.). Тогда идеи коммунизма стали неразрывно связываться с учением Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Во времена I, II, III Интернационала доминировало убеждение, что коммунизм – это общественно-экономическая формация, которая приходит на смену капитализму. Первой фазой коммунизма является социализм. На этапе социально-экономической зрелости социалистического общества происходит постепенный переход к коммунизму.
В ХХ в., особенно после Октябрьской революции 1917 г. в России, влияние на мировой политический порядок имели больше марксисты, чем анархисты (непосредственно через «Манифест коммунистической партии» или опосредованно – через марксизм-ленинизм). Вместе с созданием СССР и так называемого «социалистического лагеря» (особенно с победой сталинизма), утверждается режим государственного коммунизма, противоречащего принципам и задачам коммунизма.
Классовая борьба играет центральную роль в марксизме. Согласно этой теории, установление коммунизма соответствует концу любой классовой борьбы, а классовое разделение людей исчезает.
В различных сферах политической жизни коммунизм всегда рассматривается как крайняя позиция. При традиционном линейном делении на левых и правых он помещается в крайнее левое положение, поэтому рассматривается как тенденция более радикальная, чем социализм. Таким образом, он является полярным противником правых доктрин, особенно крайне правых (фашизма).
Некоторые исследователи, однако, отмечают, что это деление слишком упрощено, и на практике крайние политические позиции схожи между собой. При таком расположении некоторые варианты коммунизма имеют много общих черт (например, антииндивидуализм, антиэлитизм) с ультраправыми идеологиями. И коммунизм, и фашизм противопоставляются либерализму с его индивидуализмом.
Коммунизм как государственный строй
Коммунизм также является названием политической и экономической системы, введённой в странах, где к власти пришли коммунисты. Такие государства назывались коммунистическими и противопоставлялись либеральным демократиям с рыночной экономикой.
Сами коммунисты чаще всего называли государства, в которых они правили, социалистическими государствами. Они указали, что коммунизм как бесклассовая система – это цель, которую необходимо преследовать. Согласно марксистской доктрине, государство должно было исчезнуть с достижением коммунизма. Позже, однако, коммунистические активисты переосмыслили указания Маркса, указав, что при коммунизме государство только изменит свой характер. Оно будет характеризоваться гораздо более высокой формой организации и не будет отчуждаться от общества.
В начальный период коммунисты указывали, что формой правления в социалистических странах была диктатура пролетариата. С 1970-х гг. эту систему называли реальным социализмом. Официальными названиями социалистических государств чаще всего были: социалистическая республика, республика или народная демократия.
Коммунистические государства не имели единой формы. В таких странах власть чаще всего осуществляла коммунистическая партия. Была однопартийная система или гегемонистская партийная система. Структуры доминирующей партии были тесно связаны со структурами государства. Экономика контролировалась централизованно. Частные предприятия были ликвидированы, а их имущество национализировано.
Коммунистические партии осуществляли принудительную коллективизацию села, полностью проведённую в СССР в 1929-1934 гг. и в КНР (система народных коммун). Был введён принудительный труд. Официальная идеология в странах, где правили коммунисты, была одной из разновидностей коммунистической идеологии (марксизм-ленинизм, сталинизм, маоизм).
Велось идеологическое классовое противостояние. Свобода слова и СМИ была ограничена. Также существовала официальная политика секуляризации (государственного атеизма, преследования клира и верующих). Гражданам был запрещён свободный выезд за границу. При этом в большинстве коммунистических стран (СССР, Китай, Северная Корея и др.) жители могли свободно перемещаться по стране и менять место жительства.
Коммунистические партии
Коммунистические партии – это общее название марксистских политических организаций в ряде стран мира. Коммунистические партии возникли в середине XIX в. в связи с тем, что наёмные рабочие стали основным классом, а коммунистическое мировоззрение было идеологически обосновано.
Рабочее движение до Карла Маркса и Фридриха Энгельса носило только местный характер. Идеология Маркса была направлена на создание нового общества, в котором рабочий класс не истёк бы кровью. Для этого вожди пролетариата должны были превратить рабочих в организованную силу.
Коммунистические партии были созданы для подготовки и осуществления революционных изменений, которые привели бы их страны к обществу, основанному на плановой коллективизации.
В 1903 году Ленин разработал теорию о том, что рабочий класс Коммунистической партии был высшей формой революционной организации и составлял основу Коммунистической партии. С тех пор во многих странах мира появлялись коммунистические партии, считающие себя «защитниками интересов трудящихся в борьбе за социальный прогресс, демократию и мир». В определённые периоды они создавали свои собственные международные организации и осуществляли другие виды сотрудничества.
Течения
В коммунистическом движении существует множество течений, в том числе:
Различные ответвления советских (которые критики называют сталинизмом) и маоистских интерпретаций марксизма-ленинизма образуют особую ветвь коммунизма, которая, в отличие от других, была основным направлением коммунизма в мировой политике на протяжении большей части XX века. Троцкизм как конкурирующее течение не был столь популярен. В начале XXI в. коммунистическая идеология и коммунистические партии преобладали в следующих странах: Китае, Северной Корее, Лаосе, Вьетнаме, Непале и др.
Ранние этапы становления коммунистических идей
Первые коммунистические идеи провозглашались ещё в античной Греции, в частности – в произведениях Платона и Аристотеля.
Платон, выступая против софистов, отстаивал идею всеобщего блага в государстве. Ради общественного блага в идеальном государстве Платона запрещена частная собственность.
Аристотель в сочинении «Политика» критиковал и отстаивал необходимость частной собственности. При этом он выдвинул не менее важную для становления коммунизма идею снятия общественного разделения труда по возрастному признаку, а также идею того, что общество должно создавать условия каждому гражданину для универсального развития.
Раннее христианство также выдвигало круг идей, имевших значение для становления коммунизма. В какой-то мере христианство первоначально было религией рабов, стремящихся к уничтожению своего рабского положения. Поэтому равенство людей в раннем христианстве трактовалось как равенство перед Богом.
Современное понимание коммунизма имеет свои корни в гуманистических идеях представителей французского просвещения. Французские просветители, в частности Ж. Ж. Руссо пришли к пониманию неравенства людей как неравенства собственности. Общая гуманистическая направленность идей, которые развивали просветители, выкристаллизовалась в лозунге французской буржуазной революции «Свобода, равенство, братство».
Эти идеи оказали значительное влияние на становление французского социализма, который был важной ступенью становления теории коммунизма. Критика общества частной собственности является неотъемлемой частью развития коммунистических идей. Коммунизм был идейным выражением исторической необходимости преодоления частной собственности на средства производства. На первых порах он выступает как распространение отношений частной собственности на всё общество.
Анри Сен-Симон выдвигал идею общества, управляемого на началах разума, развития науки и промышленности. Он выдвинул идею о том, что политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и процессами производства, то есть выдвигает мысль о необходимости отмены государства. По Сен-Симону, промышленное производство (и, соответственно, промышленный труд) является основой общественного богатства и общественного развития. Он выступает за господство промышленников и улучшения положения рабочих.
Шарлю Фурье первому принадлежит мысль, что в обществе степень эмансипации женщины является естественным мерилом общей эмансипации общества. Весь предыдущий ход истории он делит на четыре ступени:
Последняя совпадает у него с буржуазным обществом. Фурье критиковал цивилизацию. По его мнению, цивилизация представляет собой сложную лицемерную форму существования всяком порока, она практикует варварство и является источником бедности.
Роберт Оуэн высказывал коммунистические идеи, но попытался адаптировать их под условия полноценной жизни и развития рабочих Нью-Ланарка. Оуэн видел основу будущих общественных преобразований в прогрессе технологий, которые служат лишь для обогащения единиц и порабощения трудящихся масс. По его мнению, их можно использовать для обогащения всего общества. Такое использование и общественная собственность позволят создать условия, где люди будут работать ради общего благосостояния. По мнению Оуэна, на пути дальнейшего развития общества стоят частная собственность, религия и существующая форма брака. Он также внёс вклад в развитие рабочего движения в Англии.
Марксизм
Дальнейшее развитие коммунизма как идейного течения нужно рассматривать в контексте марксизма. Карл Маркс развивал современное понимание коммунизма начиная с критики коммунизма и последовательного её проведения.
Маркс критически переосмыслил утопический «грубый и непродуманный коммунизм». Для такого грубого коммунизма общность – это общность имущества, а равенство – равенство заработной платы, в то время как общество выступает в отношении отдельных членов как капиталист, обладающий общественным богатством на основе частной собственности.
По мнению Маркса, такая отмена частной собственности в пределах идей грубого коммунизма не является её преодолением. Именно поэтому такой коммунизм, как последовательное выражение частной собственности, отрицает личность человека и пытается абстрагироваться от всего, чем люди не могут обладать на основе частной собственности.
Постоянно стремясь к обогащению, капитал развивает средства производства, и создаёт материальные предпосылки для развития богатой индивидуальности, других общественных отношений может быть одинаково всесторонняя и в своем производстве, и в своем потреблении. Эти материальные элементы являются условием того, что труд будет выступать как полное развитие универсальной деятельности каждого человека.
Становление коммунизма, по мнению Маркса, является возвращением человека к самому себе как человеку общественному. Именно поэтому преодоление частной собственности понимается как преодоление отчуждённого характера труда, то есть – общественного разделения труда.
Большевизм
К концу XIX в. коммунизм в царской России приобрёл характер, отличный от марксизма в остальной Европе. Первой крупной фигурой в русской марксистской мысли был Георгий Плеханов, более поздний критик Ленина и большевиков и сторонник демократической формы социализма. Работы Плеханова были основаны на предположении, что России, менее урбанизированной и индустриализированной, чем Западной Европе, нужно гораздо больше лет, чтобы подготовиться к пролетарской революции. Ему также должен предшествовать период демократии.
В 1898 г. была основана Социал-демократическая рабочая партия России (РСДПР). В 1903 г. она распалась на две фракции:
Христианский коммунизм
Христианский коммунизм – одна из форм религиозного коммунизма основанная на христианстве. Эти богословские и политические течения основаны на мнении, что учение Иисуса Христа должно заставить христиан поддерживать коммунизм как общественный строй. Хотя не существует единого мнения, когда зародился христианский коммунизм, многие христианские коммунисты утверждают, что есть доказательства из Библии о том, что первые христиане (в том числе и Апостолы) создали собственное небольшое коммунистическое общество в первые годы после смерти и воскресения Иисуса Христа.
Христианский коммунизм можно рассматривать как радикальную форму христианского социализма. Христианские коммунисты могут не соглашаться с различными идеями марксизма, но, как и марксисты, они считают, что капитализм поощряет отрицательные аспекты человеческой природы. Капитализм, по их мнению, вытесняет ценности милосердия, доброты, справедливости в пользу жадности, эгоизма и слепого честолюбия.
Еврокоммунизм
В 1970-1980-х гг. еврокоммунизм начал использоваться для обозначения политики западноевропейских коммунистических партий, которые стремились порвать с традицией некритической и безоговорочной поддержки Советского Союза. Это были умеренные, реформистские коммунистические партии Западной Европы. Они не поддержали СССР в его антигуманной и захватнической политике.
Такие партии были политически активны и оказали значительное избирательный электорат в таких странах как:
Критика коммунизма
Многие писатели, общественные и политические активисты, мировые лидеры, журналисты и др., критиковали коммунистические режимы и коммунистическую идеологию. Среди них:
Некоторые, как Стефан Куртуа, заходят так далеко в своей критике, что приписывают все нарушения прав человека и предполагаемые десятки миллионов смертей в течение XX в. коммунистическим режимам в этих странах. Некоторые авторы считают правление Сталина в Советском Союзе, Мао Цзэдуна в Китае и Пол Пота в Камбодже ключевым аргументом против коммунизма (и марксизма в частности).
По разным оценкам, за семь десятилетий лишь в результате гражданских войн, а также кампаний террора и голода, организованных коммунистами, было убито не менее 90 миллионов человек, или почти 5% населения стран, находящихся под частичным или полным контролем коммунистов.
Прямая критика марксизма относится к действующей теории ценностей или к предсказаниям Маркса. Однако, поскольку коммунистические партии вне Варшавского договора (в Западной Европе, Азии, Латинской Америке и Африке) различаются идеологически, критика, применимая к одной стороне, может не иметь отношения к другой.
Почти все коммунистические партии поддерживают вмешательство государства для достижения экономического равенства и сокращения (или отмены) классовой системы, основанной на богатстве. На философском уровне коммунизм лучше всего сочетается с либертарианством. Либертарианцы являются последовательными противниками коммунизма, и большая часть их критики основана на убеждении, что вмешательство государства снижает финансовую инициативу и предпринимательство, что приводит к появлению немотивированной, неэффективной и бесполезной рабочей силы. Либертарианские социалисты, с другой стороны, выступают за коммунизм, но против государственного вмешательства.
Многие исследователи считают, что коммунизм был альтернативной религией или псевдорелигией с официально написанными писаниями (сочинениями Маркса и Энгельса) и требованием слепой веры со стороны сторонников идеологии.