комната мне нравится потому что в ней светло большая чистая

Комната мне нравится потому что в ней светло большая чистая

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.
Б) ошибка в построении сложного предложения2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

В предложении 2 причастный оборот неверно присоединен к слову «компьютер», хотя относится к слову «программист».

В предложении 4 определяемое слово: энциклопедии. Приложение: Жизни замечательных людей. Нужно согласовать приложение с определяемым словом (энциклопедии «Жизнь замечательных людей») либо убрать определяемое слово.

В предложении 5 подлежащие «те» требует при себе сказуемого во множественном числе.

В предложении 6 в качестве однородных членов выступают наречие «светло» и прилагательные «большая» и «чистая», что неверно. Чтобы оставить однородные члены, нужно использовать или 3 наречия или 3 прилагательных. Либо сделать так, чтобы наречие и прилагательные перестали быть однородными членами.

Предложение 8 является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».

Ответ: 28456
2 1 7 3 8 0 8

Источник

Комната мне нравится потому что в ней светло большая чистая

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.
Б) ошибка в построении сложного предложения2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

В предложении 2 причастный оборот неверно присоединен к слову «компьютер», хотя относится к слову «программист».

В предложении 4 определяемое слово: энциклопедии. Приложение: Жизни замечательных людей. Нужно согласовать приложение с определяемым словом (энциклопедии «Жизнь замечательных людей») либо убрать определяемое слово.

В предложении 5 подлежащие «те» требует при себе сказуемого во множественном числе.

В предложении 6 в качестве однородных членов выступают наречие «светло» и прилагательные «большая» и «чистая», что неверно. Чтобы оставить однородные члены, нужно использовать или 3 наречия или 3 прилагательных. Либо сделать так, чтобы наречие и прилагательные перестали быть однородными членами.

Предложение 8 является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».

Ответ: 28456
2 1 7 3 8 0 8

Источник

Синтаксические ошибки

Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: » Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая «.

Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: » Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату «.

Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: » Мальчик был лобастый, но серьезный «.

Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: » Тревога и тоска застыла в ее глазах «.

Нарушения в области однородных сказуемых:
а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: » Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца «;
б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: » Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход «; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: » Все очень ждут и переживают за солдат» ; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: » Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная «.

Неправильный выбор вводного слова: » Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка «.

Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: » По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль «.

Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.
— Отрыв причастного оборота от определяемого слова: » Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко «.
— Включение определяемого слова в состав причастного оборота: » У девочек устремленный взгляд в море «.

Нарушение правил построения причастного оборота.
— Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: » На картине изображена девочка, которая только вставшая «.
— Употребление причастного оборота вместо деепричастного: » И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали «.

Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом : » Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март «.

Объединение прямой речи и слов автора: » Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт «.

Употребление прямой речи без слов автора: » Девочки увидели баркас: «Папа! «.

Смешение прямой косвенной речи: » Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками «.

Ошибки при введении цитат: » К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек «.

Источник

Комната мне нравится потому что в ней светло большая чистая

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:
1.Cинтаксические ошибки (продолжение)
2.Космос и косметика
3.Перлы

Ошибки в односоставном предложении: :

    Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

    Использование деепричастного оборота в безличном предложении: » Увидев собаку, мне стало жаль ее «.

    Предложения с однородными членами: :

      Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: » Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая «.

      Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: » Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату «.

      Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: » Мальчик был лобастый, но серьезный «.

      Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: » В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда «.

      Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: » Тревога и тоска застыла в ее глазах «.

      Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

      Неправильный выбор вводного слова: » Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка «.

      Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: » По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль «.

      Предложения с обособленными членами:

      Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.
      — Отрыв причастного оборота от определяемого слова: » Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко «.
      — Включение определяемого слова в состав причастного оборота: » У девочек устремленный взгляд в море «.

      Нарушение правил построения причастного оборота.
      — Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: » На картине изображена девочка, которая только вставшая «.
      — Употребление причастного оборота вместо деепричастного: » И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали «.

      Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

      Объединение прямой речи и слов автора: » Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт «.

      Употребление прямой речи без слов автора: » Девочки увидели баркас: «Папа! «.

      Древнегреческое прилагательное kosmetikos [косметикос] имело значение « придающий красивый вид, украшающий », а сочетание слов kosmetikё technё [косметике техне:] или просто kosmetikё означало « искусство украшения ». Именно здесь и находятся истоки русских слов косметика и косметический.

      Источник

      Вариант 17

      Часть 1.

      Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

      Константин Философ (Кирилл) и Мефодий были создателями славянской письменности и славянской литургии, творцами первого литературного языка всех славян и первой славянской литературной традиции. Они способствовали консолидации и укреплению суверенитета ранних славянских государств. Старославянский (церковно-славянский) язык благодаря их деятельности превратился в один из трёх языков международного общения в Европе, наряду с греческим и латинским. Его первоначальная близость народно-разговорной славянской речи сделала возможным взаимопонимание между южными, западными и восточными славянами. Он занимал в Восточной Европе такое же положение, как классическая латынь в романском ареале. Уже в ранней славянской традиции слово осмысливалось в единстве теологобогословского, культурно-исторического и языковедческого подходов. Проблемы сущности языка решались в русле христианской онтологии и гносеологии.

      К концу IX века относится оригинальное стихотворное произведение (на старославянском языке) Константина Философа «Прогласъ». В нём слово (язык) понимается (______) величайшая духовная ценность. Оно толкуется как мощное средство этического созидания, духовного и эстетического совершенствования. Письменности приписывается способность увеличивать эффективность слова. Для понимания слов автор отстаивает необходимость их перевода на родной язык, подчёркивая, что независимость народа невозможна без своей письменности. Обладание своим словом выступает залогом духовного возвышения славян (отсюда славянская мифологема о близости слов «слово» и «славяне», т. е. «обладатели слова»).

      Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

      1) Текст ориентирован на специалистов в соответствующей научной сфере, поэтому характеризуется глубиной изложения информации, сложностью лексики — обилием терминов (литургия, латынь, теолого-богословский, культурно-исторический, онтология, гносеология языковедческий).

      2) Разговорная лексика, жаргонизмы в тексте отсутствуют.

      3) Текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется слабой выраженностью личной позиции автора.

      4) Выразительность, яркость, оригинальность изложения достигается включением эпитетов (литературный язык, славянские государства), метафор (Его первоначальная близость народно-разговорной славянской речи сделала возможным взаимопонимание между южными, западными и восточными славянами; Для понимания слов автор отстаивает необходимость их перевода на родной язык, подчёркивая, что независимость народа невозможна без своей письменности).

      5) Тематика статьи обусловила значительные включения в текст клише — канцеляризмов: они способствовали, благодаря их деятельности, слово осмысливалось, слово понимается, мощное средство, залогом душевного возвышения славян.

      Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в девятом (9) предложении текста. Запишите этот союз.

      Константин Философ (Кирилл) и Мефодий были создателями славянской письменности и славянской литургии, творцами первого литературного языка всех славян и первой славянской литературной традиции. Они способствовали консолидации и укреплению суверенитета ранних славянских государств. Старославянский (церковно-славянский) язык благодаря их деятельности превратился в один из трёх языков международного общения в Европе, наряду с греческим и латинским. Его первоначальная близость народно-разговорной славянской речи сделала возможным взаимопонимание между южными, западными и восточными славянами. Он занимал в Восточной Европе такое же положение, как классическая латынь в романском ареале. Уже в ранней славянской традиции слово осмысливалось в единстве теологобогословского, культурно-исторического и языковедческого подходов. Проблемы сущности языка решались в русле христианской онтологии и гносеологии.

      К концу IX века относится оригинальное стихотворное произведение (на старославянском языке) Константина Философа «Прогласъ». В нём слово (язык) понимается (______) величайшая духовная ценность. Оно толкуется как мощное средство этического созидания, духовного и эстетического совершенствования. Письменности приписывается способность увеличивать эффективность слова. Для понимания слов автор отстаивает необходимость их перевода на родной язык, подчёркивая, что независимость народа невозможна без своей письменности. Обладание своим словом выступает залогом духовного возвышения славян (отсюда славянская мифологема о близости слов «слово» и «славяне», т. е. «обладатели слова»).

      Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором (2) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

      1) Отличающийся большой физической силой и крепостью, могучий (о человеке, животном). М. человек. М. медведь.

      2) Чрезвычайно сильный по степени своего проявления, своего действия. М. натиск. М. порыв ветра.

      3) Большой величины, массивный, толстый. Мощный пласт угля.

      4) Способный выполнить большую работу за какое-то время; обладающий большой мощностью. Мощный двигатель.

      5) Хорошо развитый, жизнедеятельный, крепкий. Мощные всходы пшеницы.

      Константин Философ (Кирилл) и Мефодий были создателями славянской письменности и славянской литургии, творцами первого литературного языка всех славян и первой славянской литературной традиции. Они способствовали консолидации и укреплению суверенитета ранних славянских государств. Старославянский (церковно-славянский) язык благодаря их деятельности превратился в один из трёх языков международного общения в Европе, наряду с греческим и латинским. Его первоначальная близость народно-разговорной славянской речи сделала возможным взаимопонимание между южными, западными и восточными славянами. Он занимал в Восточной Европе такое же положение, как классическая латынь в романском ареале. Уже в ранней славянской традиции слово осмысливалось в единстве теологобогословского, культурно-исторического и языковедческого подходов. Проблемы сущности языка решались в русле христианской онтологии и гносеологии.

      К концу IX века относится оригинальное стихотворное произведение (на старославянском языке) Константина Философа «Прогласъ». В нём слово (язык) понимается (______) величайшая духовная ценность. Оно толкуется как мощное средство этического созидания, духовного и эстетического совершенствования. Письменности приписывается способность увеличивать эффективность слова. Для понимания слов автор отстаивает необходимость их перевода на родной язык, подчёркивая, что независимость народа невозможна без своей письменности. Обладание своим словом выступает залогом духовного возвышения славян (отсюда славянская мифологема о близости слов «слово» и «славяне», т. е. «обладатели слова»).

      В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

      В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

      1. Девушка сорвала с головы яркую беретку и небрежным движением ВСТРЯХНУЛА её — яркие брызги дождя разлетелись вокруг, переливаясь в лучах весеннего солнца.

      2. Все предприятия общественного питания обязаны ПРЕДОСТАВЛЯТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.

      3. В том случае, если АДРЕСАТ не приходит за почтовым переводом, посылкой, заказным письмом в течение пяти суток, почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.

      4. Чтобы приобрести не только воспитанного, но и ласкового и ИГРИСТОГО щенка, нужно сначала понаблюдать, удаётся ли заводчику создавать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.

      5. Люди никогда не должны забывать о существовании в мире непреходящих, ВЕЧНЫХ ценностей.

      Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

      Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим конкурентом?»

      В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

      Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

      ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
      А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.
      Б) ошибка в построении сложного предложения2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
      В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
      Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
      Д) ошибка в построении предложения с однородными членами5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
      6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.
      7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».
      8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
      9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

      Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

      Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

      1) заплатить, разгадать, утончённый

      2) далёкий, фразеологический, компонент

      3) экзаменатор, таинственно, энциклопедист

      4) одичать, вредители, развалиться (на части)

      5) утешение, лелеять (мечту), прикосновение

      Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

      1) испо…тишка, по…крался, на…строить

      2) в…бешённый, ра…ширение, во..хождение

      3) пре..писание, по..считать, на..кусить

      4) пр…ткнуться; пр..дирчивый, пр..вилегия

      5) пан…сламизм, супер…дея, суб…нспектор

      Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

      1) незатейл…вый, перестра..ваться

      2) алюмини…вый, зашпакл…вать

      3) магни…вый, вздраг…вать

      4) затверд…вать, доверч…вый

      5) забывч…вый, подпрыг…вать

      Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

      1) расстел…шь, слыш…мый

      2) продолж…шь, очист…вший

      3) скрюч…шься, верт…шь

      4) помож…шь, заслуж…нный

      5) леч…шься, управля…мый

      Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

      1) В станках, которые (не)предназначены для быстрого изготовления больших тиражей, отсутствует специальный механизм, который позволяет ускорять процесс печати.

      2) Преподавателю (не)удалось встретиться со своими учениками в конце недели.

      3) (Не)участвующие в игре ребята увлечённо следят за игрой одноклассников и громко выражают им свою поддержку.

      4) Силы врага лучше переоценить, чем (не)дооценить.

      5) Опустели аллеи старого парка, и уже (не)слышно оживлённого щебетания птиц.

      Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

      1) «(В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции», — подвёл профессор итог своим размышлениям по поводу высказывания любознательного, обладающего пытливым умом студента.

      2) Берёзки (КАК)БУДТО застыли в задумчивости на склоне холма, любуясь уносящей свои воды (В)ДАЛЬ рекой.

      3) Известно, что воробей (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня тратит очень много энергии и (ПО)ЭТОМУ не может голодать более двух суток.

      4) (ВО)КРУГ разливался духмяный аромат дикой малины, и ТАК(ЖЕ) чудесно, как ночью, звучали где-то в густой листве трели соловья.

      Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

      Стари(1)ые сосуды, изготовле(2)ые средневековыми ремесле(3)иками, были найдены археологами — нашими совреме(4)иками.

      Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

      1) А. А. Фет был не только тонким знатоком и творцом русской поэзии но и поэтом-переводчиком.

      2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток.

      3) Умение быстро и бесшумно взбираться на деревья ловко лазать по их кронам и ветвям входило в прошлом в обязательную подготовку воинов русских дружин.

      4) К ней подошёл коренастый черноволосый парень в спортивном костюме и что-то сказал ей.

      5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.

      Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

      Величественные белые птицы (1) опускаясь на воду (2) гордо изгибают шеи и (3) сложив прекрасные крылья (4) царственно плывут по блестящей глади озера.

      Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

      Между людьми (1) постоянно (2) происходит обмен знаниями, и ключом к получению этих знаний (3) конечно (4) является язык.

      Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

      Не лучше ли серьёзно и сосредоточенно подумать (1) о том (2) так ли мы распорядились победой (3) как следовало (4) так ли ладим жизнь (5) как мечталось в окопах нам и тем (6) кто не сядет с нами за праздничный стол.

      Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

      Константин давно готовился произнести решительное признание (1) но (2) когда он видел Веру (3) почему-то все подготовленные и много раз произнесённые наедине с самим собой слова (4) сразу улетучивались из его головы.

      Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

      (1) Вдоль побережий материков тянется их подводная окраина — материковая отмель, или шельф. (2) Ее глубины не превышают 200 м, а ширина может быть различной. (3) Шельф — важнейшее место промысла рыбы и других морепродуктов, а также полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа. (4) Ложе океана, подобно суше, имеет равнинные участки и горы, вершины которых иногда выступают над поверхностью океана в виде островов, а также впадины — желоба. (5) Средняя глубина Мирового океана — 3700 м; наибольшая — 11022 м в Марианском желобе, расположенном в Тихом океане. (6) Растительный и животный мир океанов и морей богат и разнообразен. (7) В их водах обитают самые крупные животные на Земном шаре — киты, тысячи видов рыб, морских водорослей, а также планктон — мельчайшие растительные и животные организмы.

      (1)Скажу «Таня» — и распахнётся что-то. (2)Словно откроешь утром плотные шторы — и свет ворвётся в дом.

      (3)С Таней мы знакомы с детского садика: ещё совсем крохами ходили в одну группу. (4)Но там я её не помню, а первое воспоминание такое. (5)Мы с папой гуляли в парке, и вдруг я услышал пронзительный, яркий крик: кто-то звал меня. (6)Оказывается, это какая-то девчонка меня окликала.

      (7)Впервые меня так радостно звали. (8)Она махала рукой и даже слегка подпрыгивала от радости, держась за руку своего папы.

      — Да это же Таня, ты с ней вместе в садик ходил!

      (10)Подумаешь, важность! (11)Стоит из-за этого так орать? (12)Даже при всём снисхождении к девчонкам мне показалась такая радость неприличной. (13)Хотя, конечно, и приятно.

      -(14)Это он стесняется, — громко сказал мой папа, оправдывая мою сдержанность.

      (15)С тех пор живёт в душе острое и яркое воспоминание: знойное лето, в сверкающих солнечных лучах горит поставленная на просвет сочная изумрудная листва. (16)Посредине аллеи словно взлетает девчонка в зелёном сиянии и мне рукою машет.

      (17)С Таней мы попали в один класс и проучились вместе десять лет.(18)Но так ни разу толком и не поговорили. (19)Я посматривал на неё с таким чувством. (20)Словно знал про неё какую-то тайну: вспоминал, как она меня тогда в парке звала.

      (21)Таня расцветала. (22)Большие, ясные глаза её сияли драгоценным карим цветом. (23)На щеке, у губы, у неё была родинка — очень милая, какая-то родная. (24)Родинка — смешное слово: будто бы Родина, только маленькая.

      (25)Таня стала прекрасной гимнасткой, занимала первые места на соревнованиях в нашем городе. (26)Правда, я так ни разу и не удосужился сходить на её выступления.

      (27)Я почему-то сразу зачислил Таню в категорию лучших девчонок: душевных, прекрасных, наделил её лучшими качествами — и потерял к ней всякий интерес. (28)В старших классах у меня возникли важные задачи: олимпиады по математике, подготовка в институт. (29)Потом я поступил в институт и на каникулах встречался с одноклассниками, видел Таню и даже как-то написал ей письмо.

      (30)В ту встречу мы с ней почему-то заговорили о листьях на деревьях, и тогда я нашёл стихотворение японского поэта о прожилках на листьях, о том, как он с детства любил эти прожилки рисовать и вот теперь с удивлением разглядывает их в старости. (31)Мне показалось, что Тане это будет интересно, и я ей это стихотворение переписал.

      (32)Потом я долго не приезжал домой, не видел её, только слышал, что она не выходит замуж, а все предложения отклоняет. (33)А потом вышла и работает сейчас тренером по гимнастике, маленьких девочек воспитывает в каком-то тихом городке.

      (34)Сейчас я почему-то часто о ней вспоминаю. (З5)Однажды учительница нам сказала на классном часе:

      — А сейчас перед вами выступит чемпионка нашего города по гимнастике.

      (36)И выскочила из-за двери Таня в трико и начала куролесить между рядами: ходить колесом, делать стойку на руках, а под конец уселась у доски на шпагат — с гордо отставленной головой. (37)Осанка у неё всегда была прекрасной.

      (38)А когда закончила скакать, отдышалась и запела песню — громко, ясно, высоким голосом, обводя всех своими драгоценными глазами. (39)Я подумал: Таня — настоящая красавица! (40)И отвёл глаза.

      (41) Почему-то мне казалось, что это всё Таня делает специально для меня.

      (42) Наверное, я страдал тогда манией величия, ведь я занимал первые места на олимпиадах по математике. (43)Теперь я знаю, что хорошие песни относятся очень лично к каждому:

      Хоть та земля теплей,

      Милей — запомни, журавлёнок, это слово!

      (44)Таня. (45)Так и осталась в детстве моём эта светлая тайна. (46)Почему она кричала так радостно тогда, когда увидела меня в парке?

      * Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род.в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

      Источник

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *