комната монтессори что это такое
Кто такая Монтессори?
Мария Монтессори – выдающийся итальянский врач, педагог, антрополог, создатель уникальной системы дошкольного воспитания, получившей широкое распространение в первой половине XX века. Проработав долгое время в учреждении для детей с ограниченными возможностями, Монтессори пришла к выводу, что многие из используемых методов воспитания можно успешно применять и в отношении здоровых детей. Разработанная ею программа обучения Монтессори не теряет своей актуальности уже более 100 лет.
Монтессори педагогика что это такое?
Монтессори была убеждена в том, что в каждом ребенке от рождения присутствует мощный внутренний ресурс, постепенное раскрытие которого будет способствовать становлению гармоничной личности. Необходимо лишь создать условия для самообучения и саморазвития ребенка. Классическая система Монтессори предполагает воспитание без принуждения, нацеленное на пробуждение естественного интереса ребенка к обучению и учитывающее его физиологические особенности и психические потребности. Для достижения поставленной задачи используется специально подготовленная среда – Монтессори-классы.
Что такое методика Монтессори?
Данная педагогическая система основывается на следующих принципах:
Особенности и отличия
Что такое Монтессори педагогика? Если сравнивать с традиционным обучением, то занятия по методу Монтессори отличаются отсутствием четкой организованности. Как правило, дети расходятся по классу и выбирают деятельность в соответствии со своими интересами. Педагог ничего не предлагает воспитанникам, а лишь наблюдает и изредка подходит, чтобы подсказать, как работать с тем или иным материалом. Еще одно весомое отличие – отсутствие программ обучения, стандартов и унифицированных требований. Каждый ребенок занимается в комфортном ему темпе и делает то, что ему нравится. Система Монтессори для самых маленьких характерна и тем, что в группу ходят дети разного возраста, поэтому старшие дети нередко заботятся о младших и выступают в роли учителей.
Периоды развития
По мнению Монтессори, развитие личности ребенка проходит три основных периода: первая стадия детства (0–6 лет), вторая стадия детства (6–12 лет), юность (12–18 лет). Первая стадия детства – важная жизненная фаза, так как именно в этот отрезок времени у детей наиболее интенсивно формируются личность и способности.
Сензитивные периоды
Сензитивные периоды – одно из важнейших научных открытий Марии Монтессори. Согласно данной теории, каждый ребенок от рождения и до семи лет проходит ряд этапов особой восприимчивости в психическом и физическом развитии, в каждый из которых он легко и быстро усваивает новые знания и умения. Важно, чтобы в эти промежутки времени, проходящие безвозвратно, дети имели возможность в полной мере развить в себе соответствующие навыки.
Монтессори выделила следующие сензитивные периоды:
Метод Монтессори что это такое? Повлиять извне на возникновение и длительность сензитивных периодов нельзя, что свидетельствует в пользу индивидуального подхода в обучении. Также необходимо помнить: если принуждать ребенка делать что-то вне рамок соответствующего периода (к примеру, учиться читать), то результаты будут низкими или же их не будет совсем.
Комната Монтессори что это такое?
Все пространство Монтессори-класса подразделяется на пять основных зон, в каждой из которых располагается свой тематический материал. Ребенок самостоятельно выбирает зону и решает чем конкретно он хочет заняться. Комната Монтессори что это такое? В зоне сенсорного развития дети учатся различать предметы по их характеристикам и признакам, здесь находятся предметы, предназначенные для развития зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти, тактильных ощущений. В математической зоне сгруппированы материалы, призванные научить счету, понятию количества. В зоне реальной жизни ребенок с помощью предметов обычной домашней обстановки и обихода получает бытовые навыки (погладить, постирать, одеть, почистить, отрезать и т.д.), развивает концентрацию внимания, крупную и мелкую моторику. В языковой зоне собрано все необходимое для обучения письму и чтению. В «комической» зоне дети знакомятся с окружающим миром, процессами и явлениями, культурой и традициями других народов.
Обучение по Монтессори Материалы и игрушки
Монтессори-материалы призваны помочь ребенку познать мир через органы чувств, развитие сенсорики и моторики. Все дидактические материалы можно условно поделить на несколько групп. Для детей раннего возраста предназначены пирамидки, погремушки, бусины, шнуровки, сенсорные мешочки, диски, простейшие пазлы, настенные и настольные модули. Для развития математических представлений подойдут тактильные цифры, дроби-кегли, числовые штанги, математические планшеты. Для обучения письму и чтению – металлические рамки-вкладыши, прописные и печатные шероховатые буквы, подвижный алфавит. Для обучения практическим навыкам система Монтессори предлагает воспользоваться функциональными игрушками: кухонные принадлежности, предметы обихода, рамки с пуговицами, застежками и кнопками. Для сенсорного развития можно использовать конструкторы-головоломки, тактильные таблички, вкусовые баночки, шумовые цилиндры, пособия «розовая башня» и «коричневая лестница». Для музыкального развития – шумовые игрушки, молоточки, гремелки.
Кто такой Монтессори педагог?
Цель взрослого состоит не в непосредственной передаче знаний и умений, а в поддержке стремления ребенка самостоятельно познать окружающий мир. Методика Монтессори что это? Воспитатель должен тщательно следить за своими действиями и воздерживаться от активного вмешательства. Особое внимание отводится вербальному общению: педагогу следует избегать лишних малопонятных слов и выражений, стараться доносить суть кратко и ясно, максимально используя мимику и жесты. Немалое значение имеют внешний вид и манера поведения воспитателя, так как для ребенка взрослый наставник является образцом для подражания.
Педагог Монтессори что это? Главное отличие педагога Монтессори от обычного педагога – нейтральное отношение к свободной деятельности подопечного. Воспитатель со стороны наблюдает за ребенком, делая для себя определенные пометки. Позже все записи подвергаются тщательному анализу, в результате которого определяются интересы и склонности ребенка. На основе полученных данных педагог корректирует пространственно-предметную среду, привносит новые элементы. Узнать обо всем этом подробнее можно, пройдя обучение на Монтессори педагога.
Монтессори дома, самостоятельно
Если задаться вопросом «Система Монтессори что это такое?», то наиболее закономерным ответом будет – «уникальный подход к воспитанию ребенка», который вполне можно попробовать реализовать в домашних условиях. Во-первых, необходимо потратить немного времени и сил на организацию пространства. Школа Монтессори что это такое? Это удобная, красивая мебель, подходящая по росту ребенку (стол для занятий, стул, шкафчик для вещей, короб для игрушек), различные предметы обихода, призванные научить его навыкам самообслуживания. Во-вторых, нужно купить в специализированном магазине дидактические Монтессори-материалы: рамки с пуговицами, застежками и кнопками, металлические рамки-вкладыши, тактильные цифры, сенсорные мешочки, настольные модули и т.д. Многое из этого можно изготовить самостоятельно из подручных материалов. В настоящее время в Интернете можно найти множество мастер-классов по изготовлению рамок, модулей, развивающих ковриков. В-третьих, в процессе обучения важно отталкиваться от основополагающих принципов Монтессори и не забывать о том, что взрослый ни в коем случае не должен активно вмешиваться в деятельность ребенка, а может лишь отозваться на просьбу о помощи.
Обратная сторона – за и против
Что такое система Монтессори? Одно из базисных понятий педагогической системы Монтессори – свобода выбора, которая трактуется как созидательное начало, порождающее индивидуальность. Стремление ребенка к независимости – обусловленный самой природой импульс роста. Но здесь прослеживается явное противоречие: хотя дети имеют право сами выбирать вид деятельности, они существенно ограничены предложенными воспитателями пособиями и игрушками, а также рядом строгих правил.
Все упражнения и дидактические материалы ориентированы на комплексное развитие аналитического мышления, моторики и логики, что является бесспорным плюсом. Вместе с тем творческим способностям и эмоциональной сфере ребенка уделяется недостаточное внимание. Отсутствуют сюжетно-ролевые игры, без которых важнейшие качества личности не получают должного развития.
Детская комната по системе Монтессори: как развить в ребёнке самостоятельность?
Порой я очень завидую своему ребёнку, ведь в настоящее время существует масса предложений.
Расскажем как грамотно организовать пространство для ребенка, чтобы оно стало толчком для развития его самостоятельности.
Порой я очень завидую своему ребёнку, ведь в настоящее время существует масса предложений по обустройству доступной и развивающей среды даже в однокомнатной квартире. Создать такую среду помогает система Марии Монтессори.
Система Марии Монтессори основана на создании такой обстановки для малыша, где бы он «получил пищу для детского ума», мог самостоятельно и без посторонней помощи выполнить ежедневные действия по самообслуживанию: достать и надеть одежду, накрыть на стол и убрать за собой посуду, помыть руки и почистить зубы, выбрать понравившуюся книгу и пролистать её. Это не столько для удобства, сколько для того, чтобы грамотно организованное пространство явилось толчком для развития самостоятельности.
Чем же мы можем помочь в становлении самостоятельности дошкольника и дополнить интерьер квартиры до звания Монтессори-среды?
Детская комната
Детскую комнату или детскую зону совсем не сложно обустроить, даже если ваш малыш никогда не занимался по данной системе, ведь Монтессори-среда сейчас создается интуитивно, на каком-то ментальном уровне.
Первое, что бросается в глаза в таких комнатах – это гармоничный интерьер в спокойных тонах без ярких детских обоев. Стоит отдать предпочтение пастельным цветам, деревянной мебели и натуральным тканям, прививая ребёнку гармоничный вкус с самого рождения.
Разнообразить цветовую гамму вам могут помочь наклейки на стенах, приклеенные вместе с ребёнком, или рисунки интерьерной краской, семейные фотографии, а также поделки, сделанные малышом – рисунки, гирлянды, гербарии, самостоятельно разработанные обучающие плакаты.
Для того, чтобы ребёнок видел мир открыто и без ограничений бортиками, мог самостоятельно залезть на кровать и спокойно слезть с нее, система Монтессори предлагает использовать низкие кровати или обыкновенный матрас, положенный прямо на пол.
Ребёнку, проживающему в среднестатистической квартире, все время приходится тянуться наверх. Это доставляет массу хлопот даже при таком простом занятии, как уборка игрушек или выбор книг для чтения.
Именно поэтому все полочки в среде, созданной для развития самостоятельности, висят низко, на уровне глаз ребёнка.
Стеллажи с игрушками, обыкновенно, имеют две раскладки: игрушки витринного расположения и всевозможные коробочки, корзинки для организации порядка, классификации игрушек и создания стимула к уборке. Ведь гораздо удобнее в отдельных ящиках хранить LEGO, фигурки животных и мягкие игрушки, чем искать сиюминутно необходимую малюсенькую фигурку кошки в большом контейнере.
Особенно важным и примечательным являются необычные книжные полки и стеллажи – они не только предлагают расположение книг на уровне роста ребёнка (может самостоятельно взять и так же легко поставить ее на место), но и предполагают расположение книг обложкой к зрителю, что облегчает выбор произведения. На таких полочках очень удобно делать подборку книг в соответствии с темами, которые вы изучаете: времена года, животные, птицы, насекомые, транспорт, растения, космос и планеты и т.п.
Отдельный шкаф для одежды порой организовать сложно. Вас спасет небольшой комод или отдельная напольная вешалка с минимальным комплектом базовой сезонной одежды. Такой открытый гардероб поможет ребёнку самостоятельно сделать выбор и решить, что надеть на прогулку, к примеру.
Стол и стул необходимо подобрать ребёнку, как только он научится самостоятельно сидеть. Это основа вашего образовательного и творческого уголка, ведь все занятия продуктивнее проводить за «рабочим местом».
Если выбор осуществить сложно, то стоит отталкиваться от стандартной маркировки дошкольной мебели, утвержденной стандартами.
Детская комната по Монтессори
от 23 февраля 2018
Во все времена дети жили в домах, удобных для взрослых. Даже детские комнаты всегда обустраивались так, чтобы родителям было легче и комфортнее ухаживать за ребенком. Малышам приходилось подстраиваться под эти реалии. Способствует ли такое положение дел развитию детей? К сожалению, нет. По мнению знаменитого педагога Марии Монтессори, детские помещения должны быть оборудованы в соответствии с потребностями детей, а не взрослых. Только так можно обеспечить условия, помогающие детям реализовать свой духовный, интеллектуальный, ментальный и физический потенциал.
Согласно учению Монтессори, ребенок рождается самостоятельной личностью с большими возможностями. Он изначально готов сам обучаться и развиваться. Задача взрослого — создать обстановку, помогающую его способностям раскрыться. Среда, в которой обитает малыш, должна быть адаптирована согласно его интересам и уровню развития.
Неважно, о чем идет речь: о группе детсада, классном кабинете или детской комнате — без специально подготовленной среды не обойтись. Задача взрослого — научить ребенка пользоваться ею. Дальше он всё сделает сам.
Как организовать детскую комнату, чтобы она соответствовала принципам Монтессори? Как превратить спальню ребенка в развивающую среду? Рассмотрим главные правила.
Принципы педагогики Монтессори, которых следует придерживаться при обустройстве детской
1. Свобода перемещения и простота. Детскую стоит оформить в минималистском ключе. Чем проще будут отделка, мебель и декор — тем лучше. Нужно уберечь органы чувств ребенка от излишней нагрузки. Помещение должно быть достаточно просторным. Необходимо оставить свободное пространство для обучения и игр. Поэтому из мебели стоит приобрести только самое необходимое.
2. Организованность. Хаос, избыток вещей и беспорядок (не только физический, но и визуальный) утомляют ребенка, мешают ему свободно мыслить и учиться. Необходимо организовать интерьер так, чтобы поддерживать порядок в комнате было легко и просто. У каждой вещи должно быть свое место.
3. Красота. Помещение должно быть минималистичным, но не пустым и не безжизненным. Эстетическая составляющая очень важна. Во-первых, необходимо формировать у ребенка чувство прекрасного. Во-вторых, красивые вещи привлекают детей, стимулируют у них интерес.
4. Следование за ребенком. Это значит, что именно его интересы должны быть поставлены во главу угла. Для декора стоит выбрать тему, которой увлечен малыш. Может быть, это будут животные, растения, транспорт или сказочные герои — главное, чтобы у крохи горели глаза. Создавая интерьер для ребенка постарше, обязательно нужно посоветоваться с ним при решении тех или иных вопросов (например, при подборе мебели, составлении плана комнаты и т.п.).
5. Свобода выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно выбирать одежду, книги, игрушки. Всё это следует расположить так, чтобы маленький хозяин не только видел предметы, но и мог без труда достать их. Именно поэтому мебель в детской по Монтессори преимущественно низкая и открытая (стеллажи). Для хранения одежды, которую ребенок будет выбирать сам, часто оборудуют мини-гардеробные.
Соответствие этому принципу вовсе не означает, что малышу должны быть доступны абсолютно все имеющиеся у него игрушки и предметы одежды. Чрезмерное обилие мешает маленьким детям делать выбор. Из одежды достаточно 3-4 комплектов. Из игрушек — столько, чтобы не стало скучно.
6. Независимость. Детскую следует обустроить так, чтобы ребенок мог довольно продолжительное время играть и заниматься самостоятельно.
Как уже было сказано, важные для ребенка предметы всегда должны быть в зоне доступа. Это касается игр, развивающих материалов, игрушек, книг, одежды и средств для уборки (это могут быть салфетка для вытирания пыли, щетка для уборки мусора с пола, корзинка для грязного белья). Важны и комфортные зоны для игр: например, мягкий безопасный коврик на полу, низкий столик, табурет. Кроме того, необходимо уделить пристальное внимание безопасности: закрыть розетки, спрятать провода, закрепить мебель, не оставлять в помещении ничего острого, хрупкого, мелкого и т.п.
Кстати. Если ребенок привыкает сам снимать предметы с полок (в том числе с относительно высоких) — это делает его ловким и проворным.
Дизайн детской по Монтессори
Цвет и отделка
Специалисты по педагогике Монтессори говорят, что пространство детских помещений должно «успокаивать душу и удовлетворять врожденное стремление к порядку». Поэтому лучший выбор для детской — это нейтральные цвета и материалы.
Детская комната по Монтессори должна быть светлой и легкой. Стены могут быть белыми, светло-бежевыми, светло-серыми. Если всё же хочется ввести цвет, лучше выбрать пастельный оттенок.
Одну из стен можно сделать в меру яркой, активной, выделив её обоями или цветной краской.
Очень важны безопасность и комфорт, поэтому керамическая плитка для пола точно не подойдет. Предпочтительнее деревянная доска, пробка, ковролин.
Мебель
1. Низкая кровать. Это одна из ключевых особенностей детских спален, спроектированных в соответствии с принципами и рекомендациями Марии Монтессори.
Очень низкое ложе (часто это просто матрас, лежащий на полу) позволяет даже самому маленькому крохе самостоятельно покидать спальное место и возвращаться на него. Монтессори считала эту возможность чрезвычайно важной для развития ребенка. На такие кровати переселяют детей уже через несколько недель после рождения.
Современный вариант — низкая кровать-домик. Считается, что модели с каркасом-домиком больше похожи на «правильные» детские кровати. Психологи говорят, что спальное место в «домике» создаёт у ребенка ощущение большей защищенности и безопасности. Кроватки с каркасом выглядят уютно и мило, к тому же они очень популярны в наши дни.
В детских по Монтессори нет ни традиционных кроваток с бортами, ни манежей. Эти предметы препятствуют формированию самостоятельности, независимости и познавательного интереса.
2. Низкая мебель для хранения: тумбы, стеллажи, напольные книжные полки.
3. Гардеробная в виде шкафа, клозета или небольшой открытой зоны с крючками, полочкой, штангой для плечиков и т.п.
4. Низкий детский столик и стульчик для занятий.
5. Низкие пуфы, табуреты, напольные подушки. Они нужны как для самостоятельной деятельности малыша, так и для совместных занятий с родителями.
Мама и папа должны находиться на одном уровне с малышом, поэтому занятия и игры часто проходят на полу. В таких обстоятельствах невысокие сидения и подушки — просто находка.
Аксессуары, наполнение, декор
Обязательно наличие зеркала, расположенного так, чтобы ребенок мог самостоятельно смотреться в него. Если это комната для малыша до года, зеркало часто вешают на стену прямо у пола. Кроха может заглядывать в него, сидя или лежа на животике.
Декор стен располагают на уровне глаз ребенка или чуть выше. Стены оформляют картинами, постерами, фотографиями.
Необходимо предусмотреть несколько сценариев освещения. У ребенка постарше должен быть доступ к управлению ими. Возможность контролировать и изменять освещение в своей спальне развивает в ребенке самостоятельность и независимость.
Детскую по Монтессори обычно оформляют такими предметами, как глобус, географическая карта, живые растения, милые коврики, матрешки, яркие счёты и игрушки-лабиринты, разноцветные флажные ленты, крупные декоративные буквы (настенные или настольные), оригинальные светильники и др.
Игры для детей и детского сада, развитие ребёнка дошкольного возраста, поделки и раскраски
Монтессори. Как обустроить детскую комнату?
Многие родители наслышаны о методике раннего развития Марии Монтессори, кто-то водит ребёнка в Монтессори сад, другие покупают Монтессори материал для домашних занятий или создают его своими руками. А как насчёт детской комнаты по принципам Монтессори? Ведь заманчиво воспитывать своего ребенка свободной и самостоятельной личностью с самого рождения. Все тонкости адаптации этой методики в семье мы подробно обсуждали в рамках он-лайн курса для родителей “Монтессори дома”.
Одним из основополагающих принципов Марии было создание развивающей среды для ребёнка. Я давно интересуюсь этой темой и наблюдаю, как родители из Америки и Австралии обустраивают безопасное развивающее пространство для своих детей. Поэтому написала большой обзор с фотографиями, в котом рассказываю:
Что особенного в Монтессори детской?
Вся мебель рассчитана на маленького человека. Не только привычные детские столы и столики, но и стеллажи, шкафы, картины и зеркала, тумбочки, книжные полки и кроватки желательно сделать низкими и доступными для малыша. Монтессори комнаты выглядят непривычно пустыми по сравнению с обычными детскими, потому что большинство предметов расположены низко.
Комната обустроенная мамой-педагогом Монтессори
Детский стол и стена для рисования
Детский стол и низкие полки
Пространство комнаты должно быть максимально безопасным. Здесь нет места вещам, за сохранностью которых нужно следить, также отсутствуют любые предметы, о которые можно сильно пораниться, зацепиться и упасть, поскользнуться.
Кроме того, Монтессори комнаты рекомендуется зонировать: место для сна, кормления, переодевания и активности.
А где спит малыш?
Зачастую, если позволяет пространство, родители создают 2 спальных места для детей первого года жизни и одно – для повзрослевшего ребёнка. Спальные места в таких комнатах – это низкие кровати или толстые матрасы.
Уютная низкая кроватка
Аккуратный матрас и росписи на стене
Отлично оформленная Монтессори кроватка
Зеркало у низкой кровати
Бордовый низкий мартас 🙂
Низкий матрас на подставке
Низкая кровать необходима для стимуляции ребенка к познавательной активности. Он скорее начнет ползать, потому что будет видеть, что происходит вокруг. Он попробует двинуться вслед за взрослыми и подползти к заинтересовавшему его предмету.
К тому же низкая кровать – это безопасность малыша, поскольку, научившись ползать, он не упадет. Ещё один плюс низкого спального места по методике Монтессори – это то, что ребенку не придётся отвыкать от кровати с бортиками. Он сможет легко привыкнуть к обычной большой кровати, не будет бояться и не упадет с неё.
Мы даже разработали такие кроватки для малышей и продаём их не только для домашнего использования, но и для детских садиков! Посмотреть и заказать можно по ссылочке.
Почему для малышей создают 2 спальных места?
На одной кроватке малыш спит ночью. Здесь в принципе нет ничего особенного, кроме того, что это спальное место низкое. А второй матрас создан для развития и активного наблюдения. Около него устанавливается зеркало, чтобы малыш мог видеть себя и наблюдать за своими движениями. А над матрасом подвешивают мобиль, который родители регулярно меняют (раз в 2-3 недели). Кроме того, рядом вещают или ставят картины или какие-то красивые иллюстрации. Игрушки здесь тоже находятся рядом, чтобы малыш мог сам доползти до них.
Классическая кроватка и зона для бодрствования
Низкая кровать и место для бодрствования
Низкая кровать и матрас с зеркалом (в левом углу)
Что такое Монтессори стеллаж или полки?
Монтессори родители обычно располагают игрушки в свободном доступе, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. В большинстве детских это открытый стеллаж, на котором размещаются игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Игрушки на полках периодически меняются в зависимости от интересов ребёнка.
Кроме того, малыш с раннего детства учится убирать за собой игрушки, ведь порядок на стеллаже – это так наглядно и понятно!
Огромный стеллаж. Тут есть, где развернуться 🙂
Небольшой стеллаж с игрушками и картинами
Белый лаконичный стеллаж
Полки с музыкальными инструментами
Небольшой стеллаж с книгами и игрушками
Монтессори стеллаж для деток постарше
Небольшой стеллаж с книгами
Стеллаж и картинки, которые весят на уровне ребёнка
Где хранится детская одежда?
Весь акцент на ребёнка, поэтому низкий шкаф идеально подходит. Если одежда всё же хранится в отдельном высоком шкафу, то в комнате выделяется зона переодевания. Здесь стоит низкий стул, на который малыш может вешать свою одежду, а обувь ставить рядом.
Низкий шкаф для одежды ребёнка
А ещё порой можно делают туалетный столик, чтобы малыш мог самостоятельно расчёсываться и смотреться в зеркало.
Туалетный столик для ребёнка
Стильный детский туалетный столик
Что такое зона активности?
Это то место, где ребёнок играет. Для малышей – это уютный коврик. Детям постарше обязательно нужен низкий столик и стул.
Зона активности в спальне малыша до года
Яркая спальня. Ребёнок играет на ковре
Аккуратный коврик в стиль комнаты
Уютное игровое пространство
Зона активности для детей постарше
Детский стол и стул
Низкий детский рабочий стол
А место для кормления – это как?
Наверное, Вы замечали в детских магазинах кресла-качалки для кормления? Так вот такое (или любое другое мягкое кресло) в самый раз подойдёт для проголодавшегося масика и его мамы. Со временем малыш привыкнет, что здесь они с мамой наедине в тишине и спокойствии. Он будет быстро успокаиваться и радоваться. А ещё в этом кресла мама может уютно пристраиваться и читать малышу сказки перед сном. Поэтому нередко рядом с местом для кормления располагают полки с книгами.
Кресло-качалка для мамы и рядом для малыша
Обычное винтажное кресло
А как решается вопрос с горшком?
Очень просто. Некоторые родители размещают горшок прямо в комнате. Рядом ставят корзинку для грязного белья. Малыш постепенно учится самостоятельно ходить на горшок, а также снимать запачканные штанишки и кидать в корзинку.
Горшок и корзинка для белья прямо в детской
Какими ещё в ещами дополняется Монтессори пространство?
В первую очередь картинами (репродукциями, детскими принтами, изображениями животных, алфавитами). Они воспитывают в ребёнке эстетический вкус. Для новорожденных зачастую выбирают черно-белые изображения. Эти контрастные цвета детский глаз различает в первую очередь.
Чёрно-белые контрастные изображения
Вещами ручной работы. Видя их, ребёнок учится воспринимать ценность ручного труда. К тому же такие вещи добавляют пространству тепла и уюта.
Ветка с птицами и винтажная картинка
Маленьким веником и тряпочкой. Малышам доставляет огромное удовольствием подражать взрослым. Именно так они учатся. Поэтому важно предоставить ребёнку собственные предметы для уборки. Глядишь, скоро научится убирать за собой рассыпанную из сенсорной коробки крупу 😉
Малыш старается убирать, как это делает мама
Детской игровой мебелью (кухней, домиком, сушилкой для белья и т.д.)
Деревянный домик для игр
Детская древянная кухня
Детская игровая мебель, доска для глажки
Детская сушилка для белья
Мольбертом. Известно, что рисование на вертикальной поверхности значительно отличается от рисования на горизонтальной. Это совершенно разные моторные навыки. Поэтому родители стараются найти место для мольберта, чтобы дать ребёнку возможность раскрывать свой творческий потенциал, а также развивать мелкую и крупную моторику.
Малыши активно рисуют на мольберте
Дерево или пластик?
Особенностью Монтессори пространства является экологичность, поскольку нет ничего более гармоничного и эстетически красивого, чем природа, поэтому Монтессори родители предпочитают натуральные материалы. Если мебель, то деревянная, если шторы, то хлопковые или льняные, если ковры, то плетёные из натуральных тканей.
Деревянный стеллаж – красота.
Стоит отметить, что классический Монтессори материал изготавливается из дерева или металла, ведь во времена Марии Монтессори о пластике даже не слышали. Сейчас есть множество качественных пластиковые игрушек, которые соответствуют принципам Монтессори педагогики, но всё же деревянные игрушки в приоритете.
Игрушки для малыша: ткань, дерево, пластик, каучук
Самостоятельность ребёнка и освобождении родителей?
Многие почему-то думают, что методика Монтессори помогает родителям снять с себя груз ответственности. Они говорят, мол, ребёнка оставляют наедине со своими проблемами. Он вынужден их решать самостоятельно. Нет. И ещё раз нет! Если родители не будут ребёнку всё показывать, он ничему не научится. Если не будут с ним рядом, он специально будет демонстрировать свою беспомощность.
В Монтессори всё продумано с тем, чтобы ребёнок мог пробовать свои силы и познавать свои возможности. Но это совсем не означает, что, научившись складывать игрушки в коробку, он будет вынужден всегда за собой убирать всё до последней игрушки. Равно как умение ребёнка читать не означает, что родители перестанут читать ему книжки.
Малыш старается самостоятельно выстроить башню
Наоборот, методика Монтессори предполагает, что ребёнок многим вещам учится именно у родителей. А родители всегда присутствуют рядом, показывают и рассказывают, открывают ему мир. Когда же малыш пробует что-то сделать сам, они стараются побыть в стороне, чтобы он всё-таки смог. Если ребёнок просит о помощи, они обязательно помогают.
Как мы воплотили Монтессори пространство в однокомнатной квартире?
О том, как мы пришли к методике Монтессори, я уже писала, здесь я расскажу, как мы продолжаем воплощать её в домашних условиях:
1. Прежде всего, мы решили, что в комнате не будет шкафов, комодов и вообще лишней мебели. Все вещи у нас хранятся в кладовой и большом шкафу в ванной. Чтобы кладовка не захламлялась, сезонные вещи мы вывозим в гараж. Это дало возможность создать на полу большое игровое пространство.
Отсутствие лишней мебели создаёт больше пространства для игр
2. Муж смастерил большой Монтессори стеллаж (похож на икеевский “Экспедит”). Здесь хранятся игрушки, книжки и материалы для занятий. Часть игрушек тоже на время уходит в кладовку.
Стеллаж помогает структурировать игрушки и даёт возможность выбора
3. Возле стеллажа на полу лежит удобный детский коврик, а рядом находятся метёлка, совок и мягкая варежка для втирания пыли.
Для чтения у нас есть удобное кресло-мешок.
Коврик для игр около стеллажа
4. Когда Сима была маленькая, у нас стоял спортивный уголок. Ксюша лазила по лестнице, а снизу мы стелили коврик и выкладывали Симу. Над ней вешали мобили. Рядом были игрушки и картинки. От сюда она могла выползать на пол. Также мы рано начали класть её на пол (не на покрывало, а именно на ламинат), чтобы она училась ползать. Кстати, учителем ползания у Симы была Ксюня. Именно она ей показывала технику и приёмы 🙂
Подвеска для ножек, чёрно-белы изображения, игрушки
Ползание прямо на полу с самого раннего возраста
5. Ещё мы часто меняли мобили , которые мастерили своими руками.
Это я написала не для хвастовства, а для примера: создать развивающую среду можно даже в однокомнатной квартире.
Надеюсь, эта статья поможет Вам создать самую правильную и уютную детскую комнату для Вашего ребёнка!
Если Вам понравился этот обзор, поделитесь им с друзьями в социальных сетях. Авось, кто-то из них ждёт ребёнка и как раз ломает голову над обустройством детской комнаты 😉
А ещё приглашаем Вас подписываться на обновления блога “Расти умным!” У нас много полезного и интересного для Ваших малышей!
P.S. Изображения взяты с блогов Мотессори-родителей, в том числе Sew Liberated и How we Montessori, а также из Pinterest. Коллекция фотографий собиралась более 1 года, поэтому ссылки утеряны. Если у Вас есть желание и потребность, ищите первоисточник через Google поиск по фотографиям.
Желаем Вам домашнего уюта и побольше детского смеха!
Мы подобрали ещё 5 интересных статей для Вас:
40 комментариев
Ух, как здорово написано! Так все подробно разложено “по полочкам”))
Я вот только вчера Жене заявила, что понятия не имею пока, как обустраивать детскую и до поры до времени браться за это не хочу, а тут такой материал!)
Вот теперь бегу за бумагой и карандашиком – буду зонировать комнату и придумывать всякие полезности!)))
Спасибо ребята за “пинок”!))
Класс! Я очень рада, что моя подборка будет полезной 😉 В своё время всё это стало для меня огромным открытием. Насколько, оказывается, можно продумать детскую именно под ребёнка! Было бы у нас побольше места, думаю, что мы бы ой как развернулись в этом направлении :)))
Столько фото.
Но на многих очень просторные комнаты…и есть где развернуться..Мне безумно нравятся решения с книгами – полочка, как в библиотеке, типа, стенда. Но вот зеркало зачем?
И где сейчас ваш спортивный уголок?
Зеркало нужно для совсем маленьких деток, чтобы они следили за своими движениями и познавали себя. Ведь для малышей до 6 месяцев вообще загадка, где пропадает нога, когда он её не видит. А тут есть постоянная зрительная стимуляция, ведь малыш всё время двигается.
Наш спортивный уголок сейчас находится в частном детском садике. Мы брали этот уголок у своей бабушки (руководителя садика), когда он был там без надобности, а дома вызывал интерес. Спустя год интерес к спортивному иголку пропал и мы решили освободить пространство для новой детской мебели. Вот сейчас планируем поставить туда мольберт, палатку для игр, а со временем столик со стульями.
У Вас очень полезный сайт. Вот как раз думала как все разложить, у нас куча игрушек, и нет порядка, ребенок постоянно требует что-то то достать. У нас еще проблема, ребенок один, просит очень много внимания, и никак не хочет играть одна. Вроде начинаю играть с ней, она увлекается, стараюсь делать свои дела, а она бежит за мной. Ей 1 год и 8. Я понимаю что она еще маленькая, но одна она совсем не хочет играть. У вас было такое?
Да, у нас такое было лет до 2-х. У малышей не развита усидчивость и фантазия. Фантазия начинает развиваться после 2,5 лет. Там начнётся придумывания и первые сны.
У нас 2 месяца назад случилось событие – приснился первый в жизни страшный сон, в котором Ксюша столкнулась с лающей собакой (она боится собак). Вот сейчас она начинает придумывать первые игры и рассказывать какие-то выдуманные сюжеты. Раньше она повторяла либо сказки, либо события из жизни.
А когда фантазия разовьется больше, малыш начнёт увлекаться своей игрой и даст Вам немного спокойствия. Конечно, когда их двое, они могут дать мне спокойствие на несколько минут, но всё равно они находятся почти всегда рядом: я на кухне – они здесь, я в комнату – они туда же, даже в кладовку за мной ходят :)))
Спасибо. Значит все нормально)))) Я стараюсь привлекать ее к своим делам. Т.е. мы вместе развешиваем белье, загружаем стиральную машинку, моем посуду. Раньше если что-то нужно было делать, организовывала досуг в той комнате где дела нужно было делать. В итоге вся квартира была игровым полем))
Сегодня почти организовала стеллаж, сразу стало так хорошо и ребенку и мне. Сразу стало видно, что лишнее, что можно дать потом. Круто.
“Сразу стало видно, что лишнее, что можно дать потом” – это да, очень наглядно, а главное “порционная” выдача игрушек вызывает больший интерес к каждой отдельной игрушке :)))
Хочется поделиться эмоциями. ))) Ребенок просто был в приятном удивлении, когда все игрушки стали доступны и не надо никого просить. Она носилась, переиграла со всеми игрушками. Сама убирала книжки, попросила ее об этом только пару раз, когда она бежала за новой. В общем мы довольны. Спасибо вашему сайту.
Как я рада, что Вашему малышу понравился стеллаж. Здорово! Значит, не зря проделана большая работа по написанию этой подборки. Ура.
Спасибо за то, что делитесь эмоциями!
Да и еще, хотела спросить. А обязательно активная зона должна быть в деткой или можно разделить. Зона для сна в отдельной комнате, а активная зона допустим в зале?
Думаю, что можно. Ведь малыш находится при Вас. А вы же не будете сидеть весь день в детской. Я думаю, что это даже логичнее – организовать активную зону там, где собирается вся семья.
Очень полезная и интересная статья. Я знакома с системой Монтессори, читала ее книгу. У вас получилась классная и всеобъемлющая подборка, а главное все наглядно и понятно написано. Мне бы тоже очень хотелось создать нечто похожее у нас дома, к сожалению стесненные жилищные условия, не дают в полной мере развернуться.
С удовольствием подписалась на ваш блог, перечитываю ваши статьи, очень интересно.
Приятно, что Вы стали нашим новым читателем 😉
А по поводу стеснённых условий – это да, проблема. Смотрю на эти интерьеры и мечтаю о частном доме. Вот, где можно развернуться в полной мере :)))
Спасибо за полезную информацию=). Хорошо, когда есть где развернуться и создать такую красоту! Правда мы тоже не растерялись в однокомнатной квартире. Что бы дети чувствовали, что у них есть свое пространстно, мы зонировали комнату на две части. Теперь пол комнаты детская. Хотя это только официально пол комнаты, на самом деле у нас одна большая детская=)
Знакомая ситуация 🙂
Из наших вещей в комнате остался диван и тумбочка. Так что мы тоже уже оказались в большой детской. Но ведь в этом есть свой плюс – мы продлеваем детство внутри себя :))))
Очень доступная и наглядная статья, а то многие только слышали, это ставшее сейчас очень “модным” слово, Монтессори, а до конца нет понимания, что же все-таки это такое.
Очень рада, что подборка вышла информативной. Постараюсь продолжить знакомить читателей с методикой Монтессори в такой же манере 🙂
Как-то нехорошо постить чужие фото без ссылок, нет? Например, немалая часть с замечательного блога http://www.howwemontessori.com/
К сожалению, я не могу давать ссылку под каждым фото, потому что подборка фотографий у меня собиралась больше года в папке на компьютере, и я просто не помню откуда каждое фото.
Вы не представляете, какая огромная работа проделана мной, чтобы Вы могли сидеть и просматривать эту статью и уличать меня в недобросовестности!
И ещё погуляйте, пожалуйста, по блогу, прежде чем предъявлять претензии, и оцените количество бесплатного материала, которое мы разрабатываем специально для Ваших детей и посчитайте, сколько авторских статей написано на этом блоге, сколько сделано качественных авторских фото, а потом предъявляйте претензии.
1. Мне кажется, давать ссылки на чужие материалы – это простая вежливость и правила хорошего тона (если не оставить в стороне вопросы об авторском праве, упоминание которого тут несколько сомнительно, потому что вы ничего не присваивали, а авторы, разместившие фото в интернете в открытом доступе и без водяных знаков, возможно, вполне не против). Ваша ситуация вполне понятна, но в таком случае вполне можно дать ссылки на те фото, источники которых известны, и написать уведомление-извинение о том, что, к сожалению, не на все фото вы их можете восстановить. Кстати, функция гугл-поиск по фотографиям позволяет в один-два клика найти источники многих фото.
См. пример французской статьи (там есть ссылки на пару из фото из вашей подборки): http://les-manele.blogspot.ru/2012/08/recreer-un-environnement-montessori-la.html
2. Я нигде не писала, что у вас плохой сайт. Меня он заинтересовал (и, конечно, спасибо вам за материалы), именно поэтому я не поленилась потратить время, чтобы проверить некоторые источники, зайти написать комментарий и поискать для вас ссылки. Я не веду никаких монтессори-сайтов или чего-либо подобного и никаким боком не заинтересована в том, чтобы вам портить репутацию.
Спасибо! По Вашему совету я добавила в свой пост немного вежливости.
Какой здоровский сайт создан Вами! Спасибо большое за Ваши труды.
Все здорово, кроме низкой кровати и матраса. У меня дочки во время сна “путешествуют” по всей кровати, то вдоль лягут, то поперек, то в углу. С такого низкого спального места можно запросто скатиться и всю ночь на полу проспать, а он холодный для сна все-таки, да как-то неудобно. А так все отлично продумано, написано доступно и интересно). Минимум мебели вообще радует).
Я не проверяла, как это спать детям на низкой кровати, но подозреваю, что малыши со временем привыкают… Честно, не знаю 🙂
Как вариант, использовать для сна обычную кровать, а для бодрствования – низкий матрац, как на этом фото: http://grow-clever.com/wp-content/uploads/2014/02/51bd8934d9127e25e5002329._w.540_s.fit_.jpg
Про минимум мебели – это точно радует 🙂 Лишняя мебель – лишняя пыль и громоздкость. Получается, не полезно для здоровья, да и какая-то скованность движений в ограниченном мебелью пространстве.
Замечательная подборка фото и примерчик обустройства в маленькой квартире! Какая вы молодчинка автор! Все – отправляю мужа мастерить такую же полочку! Спасибо!
Да-да! Обязательно отправляйте мужа мастерить полку! Она очень пригодится и порадует детей!
Доступность игрушек играет еще одну важную роль – ребенок их сам убирает на место, и приучается к порядку – у нас вот книги стоят в одном и том же месте и в фиолетовой корзинке лежат маленькие машинки и ребенок в 1 г. и 2 м. несет эти вещи на место, для меня это было очень удивительным. А по поводу того что многие пишут что у них вся комната (квартира) – одна детская, так это правильно, значит они хорошие родители. Не понимаю таких родителей, которые в 3-х комнатной квартире отдают ребенку 1 (самую маленькую) комнату и так сетую, что в зале разбросаны игрушки. Им двоим (взрослым) значит вся квартира, а ребенку (иногда – детям) 10 кв.м. А я таких родителей знаю!
Юлия, согласна с Вами на 100%. Детям в этом возрасте можно привить и любовь к порядку, и самостоятельность, и много других замечательных качеств. Вот только родители зачастую над этим не задумываются. А потом они будут жаловаться, что дети непослушные… У ребёнка, которому многое можно, но есть разумные объяснённые ограничения, есть желание и возможности быть послушным. А тот ребенок, которому постоянно что-то запрещают, ругаются и ограничивают его, будет делать всё поперёк и назло.
Доступ к игрушкам – один из способов воспитывать одновременно умение самостоятельно принимать решения и самостоятельно убирать за собой.
В обзоре я напиасла такую фразу “Также мы рано начали класть её на пол (не на покрывало, а именно на ламинат), чтобы она училась ползать”
Я не писала про плотный ковер, а именно про покрывало, поскольку под детскими ножками покрывало комкается и скользит, а это не лучший способ научить ребёнка ползать. А плотный не собирающийся в складки ковер вполне подойдёт и малышу 100% не будет холодно 🙂
Спасибо огромное за такй труд! А Ваш личный пример помог всё в голове разложить по полочкам, поскольку я не видела раньше фото с примененем системы Сонтессори в наших маленьких советских квартирах. Сразу в голове сложился паззл. Можно пару вопросов!
1. Из какого материала Ваш муж сделал стеллаж?
2. Нам скоро 7 месяцев. Имеет ли смысл уже сейчас делать шкафчик для одежды и рзвешать и рзложить туда используемую одежду?
Муж сделал стеллаж из МДФ. Заказал порезку на фирме, а дома мы его покрасили акриловой краской и собрали.
В 7 месяцев, как, в принципе, и в более старшем возрасте, можно выделить малышу стульчик для переодевания, куда можно вешать одежду, которую сейчас носит ребёнок. А шкафчик имеет смысл делать для ребёнка постарше или когда есть несколько детей, чтобы одежда висела аккуратнее. Мы пока пользуемся стульчиком.
Интересная статья! В статье сказано, что с низкой легче перейти к большой кровате без бортов…хотелось б узнать, до какого возраста спать на низкой кровате.
И чтобы вы посоветовали,какие нибудь книги или интересные сайты про монтессори?
На низкой кроватке можно спать, пока ребёнок не вырастет с этой низкой кроватки или матраца. Обычно дети вырастают из привычных деревянных кроваток в 5 лет. Вот, наверное до 5-6 лет можно спать на низкой кроватке. Сайты о Монтессори можно глянуть здесь: http://grow-clever.com/2013/07/montessori-blogi/ (правда, они в основном на английском языке). В рунете о методике Монтессори пишет ещё Ксения Краснова: http://kkrasnova.ru
Отличная статья! Спасибо огромное за ваш труд! Сыну сейчас почти год и 10 месяцев и мы хотим сделать для него свою комнату в двухкомнатной обычной квартире. Ваша статья ответила на все вопросы, которые у меня были 🙂 Еще раз, спасибо!!
Замечательная исчерпывающая и, к тому же, наглядная статья. Спасибо!
Сыну как раз годик и мы начали посещать занятия по системе Монтессори. Вот теперь думаю об организации пространства дома по этой методике 🙂