компас что это для детей
Детям про стороны света. Как ориентироваться на местности
Объяснить детям то, как мы ориентируемся в пространстве и какие общепринятые термины связаны с этим процессом, бывает непросто. Но это очень важный момент, который в обязательном порядке каждый родитель должен рассмотреть со своим малышом. Попробуем детально раскрыть этот вопрос в статье.
Для начала давайте вместе прочитаем удивительно интересное стихотворение и подумаем, о чем оно.
Страны света
В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад
Братья эти-страны света,
Ну, а дом их – вся планета.
СЕВЕР — белый властелин,
Царь снегов, морозов, льдин,
Он на глобусе вверху,
Насылает нам пургу.
ЮГ, его горячий брат,
Солнцу ласковому рад.
Но лишь вниз на полюс съедет,
Тут же вмиг заледенеет.
Справа брат ВОСТОК живет,
Там, где солнышко встает.
Ну, а ЗАПАД — брат ютится
Там, где солнце спать ложится.
(М. Погарский, А. Щепин)
Догадались ли вы, о каких таких братьях идет речь? Кто они, что они обозначают, зачем они нужны? Все верно, это стороны света. И придуманы они были для того, чтобы мы могли ориентироваться в пространстве, на местности.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями, кликнув по кнопочкам соц.сетей. Так и мне вы скажите «спасибо»!
Конспект занятия по теме «Компас»
Павленко Айгуль Минниаксановна
Конспект занятия по теме «Компас»
Конспект занятия по теме «Компас»
Цель: Формирование представлений об ориентировании. Ознакомление с компасом, его строением.
Задачи:
Познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться.
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.
Оборудование и материалы:
Компасы (по количеству детей, карта, глобус, планшет, презентация.
Ход занятия:
Мотивация, проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, всего есть четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Вероятно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. Напротив востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.
Можно ориентироваться по солнцу, по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях. (Показ слайдов)
Послушайте стихотворение
В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад
Братья эти-страны света,
Царь снегов, морозов, льдин,
Он на глобусе вверху,
Насылает нам пургу.
Дети показывают север, находят карточку со знаково-символическим
изображением севера и вместе с воспитателем, выделив пространственное положение севера, прикрепляют ее на карте.
Юг, его горячий брат,
Солнцу ласковому рад.
Но лишь вниз на полюс съедет,
Тут же вмиг заледенеет.
Дети выполняют аналогичные действия, выделяя также пространственное
Справа брат Восток живет,
Там, где солнышко встает.
Там, где солнце спать ложится.
Воспитатель: А теперь представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения).
Воспитатель: Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компас (слайд презентации). И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.
Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас. Сначала послушаем рассказ одного мальчика.
Чтение рассказа.
А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой. Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.
Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.
-Нужное направление подсказал мне компас.
Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая, я бы от радости выше деревьев прыгал.
-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.
-Все ясно,- сказал я, Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места, где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде север, я пойду в этом направлении.
Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т. е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны, ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых, днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет, тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку поместили на острие, расположенное в середине картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.
Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море.
Физкультминутка:
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас, определяют части света.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания.
Нужно пойти на север, на юг, на восток, на запад.
Воспитатель: Теперь выполним более сложные задания. Заранее положить несколько предметов в разных местах на площадке и нескольким детям по очереди дать задание найти предмет, сопровождая командами: игрушка находится в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.
Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы детям:
Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили с вами и что нового вы для себя узнали?
• Что такое компас, как он выглядит, опишите его.
• Для чего используется компас?
• Куда показывает стрелка?
• Какие четыре стороны света вы знаете?
• Где по отношению к северу находится запад и восток?
Конспект логопедического занятия по теме «Мебель» ПРОГУЛКА В МЕБЕЛЬНЫЙ МАГАЗИН Цели: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; правила поведения.
Конспект занятия «На полянке» по теме «Насекомые» Конспект НОД в средней группе на тему: «На полянке» (по теме насекомые) составила Юсупова Патимат Магомедовна 05.05.18 г. Сертолово Ленинградская.
Конспект занятия по теме «Елочка из бумаги» Цель: Научить делать елочку из бумаги. Закрепить умения и навыки в работе с бумагой. Задачи: 1. Закрепление ранее полученных умений и навыков.
Конспект занятия по теме «Водный транспорт» Конспект занятия по теме: «Водный транспорт» Цели. Образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Водный транспорт»;.
Мастер-класс по изготовлению поделки из гофрокартона «Компас» Предлагаю вашему вниманию поделку из гафрокартона вместе с детьми «компас». ля изготовления понадобится гафрокартон разный цветов, порезанный.
Конспект занятия по математике по теме «Задачи» Тема: «Задачи» Цель: Продолжать учить детей составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание. Ход занятия 1. Организационный.
Конспект занятия по теме «Насекомые» (средняя группа) Знакомство с окружающим. Средняя группа. Тема: «Насекомые». Программные задачи. 1. Расширить представление детей о разных насекомых. 2.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КОМПАС»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Компасы (несколько штук), карта звездного неба, глобус.
Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас, какие четыре стороны света существуют.
Сначала послушаем рассказ.
Воспитатель читает детям рассказ.
А я не испугалась, а даже очень обрадовалась, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.
Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.
-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились- спросила я папу.
-Нужное направление подсказал мне компас.
-Расскажи про эту волшебную коробочку- попросила я папу.
-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.
Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море
Физкультминутка: «Море волнуется раз…..»
Воспитатель задает вопросы детям п о тексту:
Что вы знаете про компас?
Для чего используется компас?
Какие четыре стороны света вы знаете?
Теперь давайте рассмотрим наш компас. Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети вместе с воспитателем рассматривают компас, определяют части света.
А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться.
Сначала выполнить простые задания. Нужно пойти на север, на юг( на восток, на запад). Как мы определили, где запад, где восток, где юг?
Список использованной литературы:
1.Программа развития и обучения детей в детском саду под редакцией Васильевой
Дидактический материал «Что такое компас и для чего он служит?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое компас и для чего он служит?
Компас – это уникальный инструмент для ориентирования на местности. Благодаря компасу человек способен определить, где находятся каждая из сторон света: север, юг, запад и восток.
Появился он очень давно, где-то между IV и VI веками. Это изобретение устроено очень просто: как правило, компас круглой формы с магнитной стрелкой внутри, которая свободно вращается вертикально и по кругу. Запомните: стрелка компаса всегда указывает на север. А, как только ты определишь, где находится север, сможешь определить, в какой стороне находятся юг, запад и восток.
До появления компаса человек мог разобраться в направлении, только ориентируясь на солнце и звезды на ясном ночном небе.
И только этот уникальный инструмент стал главным помощником путешественников давних времен. Компас и сейчас является неотъемлемой и незаменимой вещью для многих сфер жизнедеятельности современного человека.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1229779
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
НОД «Компас» для детей старшего дошкольного возраста
Оксана Руднева
НОД «Компас» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширять и систематизировать знания детей о магните, его свойствах,
развивать познавательную активность в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей.
— Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
— Формировать умения приобретать знания посредством проведения
— Вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
— Развивать умение делать выводы.
— Развивать познавательную активность, речь, любознательность.
— Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: пиратская треуголка, бинокль, карта – схема, изображение
планеты – магнит, компас, сундук с монетами, шоколадные монеты в виде российского рубля, тарелки одноразовые, вода, пенопласт размером 4*4см, стрелки из металла с красным наконечником, магниты.
Воспитатель в пиратской треуголке смотрит в бинокль и наводит взгляд на
детей.
— Свистать всех ко мне!
— Ребята, сегодня мы с вами не просто дети и воспитатель, а самые настоящие пираты!
Мы выходим в море прямо сейчас! Вы рады? (Ответы детей)
— Но сначала нам нужно пройти испытание. Мы с вами должны найти вещь, без которой в море выходить нельзя. Вы готовы? (Ответы детей).
— Скажите, а как мы е будем искать? (ответы детей).
— Ребята, эту вещь мы будем искать по карте. Вот она!
Воспитатель, вместе с детьми открывает карту и рассматривает е.
— От места, где стоишь….ребята, это откуда? (Ответы детей)
— Отсюда, где мы с вами стоим, совершенно верно! Иди на Север….пока не
увидишь…. Погодите, а где Север? Там, где белые медведи или жирафы? (Ответы
детей).
— Но как мы узнаем, где этот Север? (Ответы детей).
— По компасу!
— Компас – это прибор, который помогает морякам и лтчикам определять, в каком направлении они плывут или летят. Наша планета похожа на очень большой магнит,у которого два полюса: Северный и Южный. (Показ на изображение).
А в компасе есть крутящаяся стрелка, она намагничена, поэтому одним концом она притягивается к Северу, а другим к Югу. Скажите, а вы взяли компас? (Ответы детей).
— Не расстраивайтесь, мы сделаем сами компас! Для этого нам понадобятся тарелочки, стрелочки, вода, магниты и пенопласт. Давайте стрелочки красным
наконечником приложим к магниту и оставим в стороне. Теперь мы возьмм тарелочки и нальм в них воду. Вернмся к нашим стрелочкам и уберм от магнита, берм пенопласт и стрелочку кладм на середину квадрата. А теперь, аккуратно опускаем пенопласт в воду, и смотрим, что будет. (Дети выполняют инструкции воспитателя).
— Ну что, ребята, теперь нам понятно куда идти и где находится Север?
(Ответы детей).
— Ура! Ну что, пойдм искать нужную нам вещь? (Ответы детей).
По указаниям на карте проходим по помещению и в указанном месте
— Ух ты, так это же настоящий сундук! Давайте его откроем и посмотрим, какие сокровища в нм спрятаны! (Дети открывают сундук, а в нм лежат монеты и сверху компас).
— Так это же настоящий компас! А давайте сверим настоящий компас с нашими, самодельными. (Дети сверяют и приходят к выводу, что стрелочка компаса совпадает со стрелочкой самодельной).
Ребята, в сундуке что – то ещ было. Давайте посмотрим. (Смотрят и находят монеты).
— Смотрите, это же настоящие пиратские монеты, но мне кажется, что тут есть и другие монеты. Да это же наши рубли! Я так думаю, что их можно взять себе на память, пираты не обидятся. (Дети берут себе шоколадные монеты в виде
Воспитатель смотрит на время и в бинокль.
— Ой, ребята, пока мы с вами проходили испытание, наш корабль ушл в море…. Как думаете, наше приключение на суше было интересным? (Ответы детей).
— Что вы сегодня узнали? (Ответы детей).
— С какими затруднениями вы столкнулись? (ответы детей).
— Что вам понравилось? (Ответы детей).
— Отлично! Теперь, когда вы знаете, что можно самостоятельно изготовить компас, вы обязательно попадте на корабль и отправитесь в морское путешествие!
Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.
Развивающий уголок для детей старшего дошкольного возраста оздание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают.
Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.
Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.
Интегрированное занятие по ПДД (для детей старшего дошкольного возраста) Интегрированное занятие по ПДД (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: формировать навыки осознанного поведения на улице в повседневной.
Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Стихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.
Стихи ко Дню России для детей старшего дошкольного возраста 1. Я люблю свою Россию. Я люблю ее простор. Где ветра под небом синим, Развевают триколор. Где поля, моря и горы И бескрайние леса. Это.
Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.