комплаенс функции что это

Комплаенс: просто о сложном

комплаенс функции что это. Смотреть фото комплаенс функции что это. Смотреть картинку комплаенс функции что это. Картинка про комплаенс функции что это. Фото комплаенс функции что это

Комплаенс (compliance) в переводе с английского означает «соблюдение соответствия». Применительно к бизнесу термин «комплаенс» – это способность действовать в соответствии с регулятивным порядком, набором правил.

Комплаенс – система, обеспечивающая выявление и ликвидацию рисков несоответствия деятельности организаций и граждан нормам законодательства, установленным регулятивным правилам и стандартам, рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения норм, касающихся бизнес-деятельности.

Комплаенс – это часть системы управления, организующая контроль управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:

Комплаенс в российском законодательстве

Система регулируется перечнем документов государственного уровня.

Федеральные законы:

Отдельные статьи Уголовного, Налогового кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях.

Подзаконные акты:

Указы Президента РФ:

Акты органов исполнительной власти субъектов РФ:

Локальные нормативные акты:

Функция комплаенс на предприятии

Развитие функции комплаенс в организации складывается из следующих ее этапов:

Если рассматривать эти этапы становления более подробно, можно выделить ряд характерных для каждого из них положений:

Этап

Текущая ситуация

Что сделать, чтобы перейти к следующему этапу

— Комплаенс-функция только начинает свое формирование;

— В компании нет ответственного сотрудника;

— При срабатывании комплаенс-риска компания приостанавливает свою деятельность и всеми силами пытается справиться с угрозой или нивелировать последствия

— Очертить карту рисков;

— Назначить ответственных сотрудников

— Компания начинает осознавать периметр систематически срабатываемых рисков;

— Функция возложена на юридический отдел / службу безопасности и бухгалтерию;

— Цикличные риски минимизированы (но не исключены полностью);

— Импульсивные риски продолжают срабатывать с разной степенью убыточности для компании

— Выделить и обучить ответственного сотрудника (комплаенс-офицера);

— Доработать карту рисков с учетом импульсных и репутационных рисков;

— Запустить процесс формирования этического комплаенса

— Генеральный директор и топ-менеджмент прошли курсы по комплаенсу;

— Появился комплаенс-офицер – специальный сотрудник с четко описанным регламентом работы и целевыми задачами;

— Комплаенс-функция описывается в регламентах работы смежных подразделений и в основных документах компании;

— Периметр рисков включает в себя не только цикличные риски, но и импульсные риски. Компания начинает задумываться над имиджевыми рисками;

— Формируются задатки этического комплаенса

— Автоматизировать функцию комплаенса;

— Использовать системный дью-дилидженс стратегических и тактических решений;

— В комплаенс-функцию заложить механизмы дальнейшего саморазвития

— Комплаенс-подразделение насчитывает 4-6 человек;

— Рутинные комплаенс-процессы автоматизированы;

— Комплаенс-функция принимает участие в стратегических решениях компании;

— Весь периметр рисков подконтрольный и прогнозируемый;

— Комплаенс-функция превентивно предупреждает срабатывание всех направлений рисков;

— Систематически проводится обучение для сотрудников компании, мониторится реализация норм комплаенс;

— В комплаенс-функцию заложены механизмы дальнейшего самостоятельного развития

— Системный, сторонний мониторинг функции комплаенс с целью подтверждения правильности вектора ее развития;

— Функция автоматизирована, играет огромную роль в принятии решений

Источник

Комплаенс: построение эффективной системы в компании

комплаенс функции что это. Смотреть фото комплаенс функции что это. Смотреть картинку комплаенс функции что это. Картинка про комплаенс функции что это. Фото комплаенс функции что это

Организация комплаенса

Обычно функции комплаенса выполняет правовой департамент. Однако, по мнению Таута, лучше организовывать самостоятельную комплаенс-функцию, имеющую прямое подчинение главе компании. «На мой взгляд, это является идеологически более верным решением, учитывая функцию комплаенса как суперконтроллера всех бизнес-процессов и принимаемых решений в компании, что требует максимально возможной независимости от внутренних юристов и руководителей иных направлений. В этом варианте формально комплаенс-офицер или комплаенс-директор может подчиняться генеральному директору, но фактически у него должна быть возможность рапортовать напрямую совету директоров и аудиторскому комитету», – говорит Таут.

Некоторые компании отдают комплаенс-функции и его отдельные задачи на аутсорсинг. «В этом случае проверку проводит независимый консультант, который как минимум имеет незамыленный взгляд. Более того, привлечение такого консультанта позволяет использовать накопленный им опыт и багаж знаний, которые получены при выполнении подобных задач у других клиентов», – отметил партнер Capital Legal Services Capital Legal Services Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Павел Карпунин. С ним согласна юрист петербургской корпоративной практики Пепеляев Групп Пепеляев Групп Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Елена Рыбальченко: «Аутсорсеры не предвзяты и не имеют личных оценок по отношению к персоналу или его отдельным членам. Они работают на результат». А руководитель налоговой практики Capital Legal Services Capital Legal Services Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Анастасия Кузьмина уверена: «Собственник бизнеса лучше слышит мнение о риске со стороны, чем от штатного юриста, который является неотъемлемой частью компании». При этом все эксперты настаивают: аутсорсинг без вовлечения сотрудников клиента не будет эффективен.

К минусам исполнения комплаенс-функции на аутсорсинге старший юрист корпоративной практики Capital Legal Services Capital Legal Services Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Анна Хохлова относит слабую вовлеченность такого специалиста в обычную деятельность компании. Юрист ЮФ Надмитов, Иванов и Партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Делгира Ходжаева выделила среди минусов необходимость передавать конфиденциальную информацию и персональные данные сторонней организации и отсутствие механизмов контроля за проводимыми комплаенс-процедурами. Кроме того, на такую систему будет сложно сослаться при взаимодействии с госорганами. «Давно сложился подход, что обязанности по выполнению требований российского законодательства не могут быть переложены на контрагента по договору. Поэтому при выявлении того или иного нарушения и при наличии аутсорсинговой системы госорган может сделать вывод, что генеральный директор компании не поручил никому соответствующих функций и не обеспечил контроля. Это повлечёт целый ряд негативных последствий вплоть до уголовной ответственности», – сообщила Михеенкова.

Автоматизация комплаенса

Так как качественный комплаенс – это непрерывный контроль бизнес-процессов, большая часть такого контроля может быть автоматизирована. Самое очевидное направление для автоматизации – проверка и утверждение контрагентов. «Большинство крупных компаний на сегодняшний день уже внедрили те или иные решения, которые в автоматическом режиме собирают информацию о контрагентах и делают ее поверхностный анализ на предмет антикоррупционных и санкционных рисков. Существует несколько стандартизированных решений на рынке, но чаще компании предпочитают дорабатывать их и создавать уникальные системы, которые совместимы с их внутренним документооборотом», – говорит партнер практики Compliance Baker McKenzie Эдуард Бекещенко. Поэтому руководитель налоговой практики юркомпании BMS Law Firm Денис Зайцев сравнил комплаенс с управленческим учетом: он тоже подлежит весьма точной настройке в зависимости от конкретной ситуации, объема и нетипичности операций и процессов.

Часто при автоматизации комплаенса используется технология блокчейн. «Ее преимущества состоят в том, что данные, внесенные в цепочку блоков, не могут быть удалены с момента внесения. Поэтому они используются как метод доказательства соответствия процессов нормативным требованиям. Также регуляторы могут в режиме реального времени получать доступ к внутреннему блокчейну организации для просмотра информации», – рассказал управляющий партнер ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Александр Надмитов.

Адаптация и обучение сотрудников

«Обучение сотрудников предполагает участие квалифицированных преподавателей, а также применение современных методик и учебных материалов, адаптированных к конкретной сфере производства», – говорит адвокат МКА «Постанюк и Партнеры» Владимир Постанюк. Поэтому эксперты рекомендуют размещать в открытом бесперебойном доступе для каждого сотрудника правила и требования комплаенс-системы, а затем проводить обязательные периодические тестирования.

По мнению Бекещенко, лучше всего работники и бизнес-партнеры воспринимают и усваивают правила комплаенса тогда, когда удается донести, какие последствия несоблюдения могут быть лично для них. «Реальные истории об ответственности физлиц, особенно уголовной, заставляют присутствующих на комплаенс-тренингах отложить телефоны и начать очень внимательно слушать. Но страх – это не единственный двигатель прогресса. Большинству людей приятно быть хорошими и честными, особенно если они видят, что это ценится и обеспечивает устойчивый рост компании и их собственный», – говорит старший юрист практики комплаенс Baker McKenzie Екатерина Кобрин.

Специфика в компаниях с госучастием

По словам Постанюка, на крупных предприятиях, в том числе со значительной долей государственного участия, комплаенс внедряется с большей эффективностью, чем на предприятиях среднего и малого бизнеса. При этом в компаниях с госучастием необходимо учитывать не только национальные и международные стандарты комплаенса, предназначенные для корпоративного сектора, но и отраслевое регулирование, практику контрольно-надзорных мероприятий и прокурорского надзора в отношении аналогичных компаний сектора. По мнению Хохловой, такие компании несут больше антимонопольных рисков в силу специфики своего положения, следовательно, для них обязательна система антимонопольного комплаенса. Зайцев считает, что в компаниях с госучастием особо востребованным может быть антикоррупционный комплаенс. С ним согласен Постанюк, который объясняет востребованность этого вида комплаенса масштабами финансирования деятельности и достаточно низкой мотивацией управляющего персонала в плане осуществления контрольных функций по сравнению с коммерческими организациями. «Кроме того, особое внимание необходимо уделять предотвращению конфликта интересов, а также воспрепятствованию использования служебного положения в личных целях», – говорит Постанюк.

Приходите! У нас интересно, полезно и весело.

А вот какие еще мероприятия мы запланировали на май:

Расписание всех запланированных конференций – по ссылке. Там же можно приобрести билеты и материалы с прошедших мероприятий.

Источник

Комплаенс для «чайников»

Как всем известно, слепая или полуслепая погоня за сверхприбылью привела к раздуванию «мыльных пузырей», которые в определенный момент полопались. После чего как регуляторы, так и органы управления компаний всерьез обратились к функции управления рисками. И если ранее последнее во многих компаниях сводилось к консультативной функции, то теперь она становится все в большей степени контрольной, когда не только устанавливаются стандарты работы, но и осуществляется надзор за надлежащим исполнением политик и процедур.

Между тем современные практики различают несколько видов рисков – финансовые, операционные и бизнес-риски. Далее можно осуществить их сегментацию, где в числе финансовых выделяются риски ликвидности и кредитные риски, в числе операционных – риски систем и персонала, в числе бизнес-рисков – риски стратегий и репутации. Безусловно, это не исчерпывающий перечень, а указанные риски поддаются более детальной классификации. Но, так или иначе, всех их объединяет одно – они несут финансовые потери, в числе которых как упущенная прибыль в результате недостаточного развития бизнеса, так и прямые финансовые издержки.

Многие управленцы задумываются о прямых издержках, поскольку зачастую расстаться сложнее с тем, что уже имеешь, чем с тем, что может быть заработано в будущем. А потому контроль бизнес-рисков, в частности репутационных, получил свое развитие в последнюю очередь. С другой стороны, если рассмотреть данный риск под увеличительным стеклом, то мы увидим, что он может обойтись гораздо дороже остальных.

Причины и следствия

Теперь отстранимся от предыдущей сюжетной линии и обратимся к реализовавшимся рискам, иными словами проблемам, которые возникли на предприятиях вследствие наступления определенных событий. Проблемы бывают различных масштабов, а информацию о наиболее крупных из них нам очень часто удается видеть на первых страницах деловой прессы, а также иных СМИ. При этом традиционно многих интересует, что произойдет с прямыми виновниками этих событий, но при этом не все задумываются, какие меры были предприняты в отношении того персонала, чье бездействие или недостаточный профессионализм привели к потерям.

Практически любое происшествие в организации означает, что контроль в той или иной сфере не налажен или это сделано не должным образом. Соответственно, виноват не только тот, кто допустил нарушение, но также и тот, кто не предпринял всех необходимых мер для того, чтобы этого не произошло. Это может говорить об отсутствии или недостаточной эффективности превентивных механизмов, которые должны противодействовать образованию неблагоприятных ситуаций.

Часто контрольные функции «настраиваются» так называемым реактивным методом: выявленные в результате некоего события недочеты системы исправляются «заплатками» – в виде авторизации платежей, «принципа четырех глаз» и т. п. Далее всем заинтересованным лицам – акционерам, кредиторам, инвесторам, контрагентам и другим – сообщают, что виновные найдены и меры приняты. И этот цикл может повторяться до тех пор, пока в компании не будет внедрено управление рисками, которое направлено на заблаговременное их предупреждение.

Собственно, эффективное управление рисками строится на трех китах: «выявление» (умение идентифицировать риски), «предупреждение» (контроль рисков) и «реагирование» (умение правильным образом действовать в определенных ситуациях). Любые контрольные функции имеют своей целью снижение вероятности возникновения любого риска и / или смягчение последствий его реализации. Минимизация последствий часто выражается в том, что сотрудники организации знают, что они будут делать при реализации риска и как они продолжат свою деятельность.

Управление рисками потери деловой репутации

Положительную репутацию формирует как отсутствие общеизвестных связанных с лицом неблагоприятных случаев, возникших по его вине или в результате упущений в его деятельности, так и деяния, направленные на следование правовым и культурным нормам.

Как уже говорилось, на данном этапе развития экономики настало время думать о рисках потери деловой репутации, а также выстраивать систему управления рисками, которая сводится к их выявлению, предупреждению и реагированию.

В этой связи необходимо предпринимать комплексные меры по разработке механизмов, при помощи которых можно свести к минимуму риск вовлечения компании в процессы, которые могут обернуться для нее не только финансовыми потерями, но и потерей доверия со стороны общества в лице регулирующих органов, инвесторов, партнеров, акционеров, клиентов и т. д. Идея создания одного из таких механизмов возникла сравнительно недавно и получила название «комплаенс».

В последние несколько лет этот термин получает все большее распространение в российском бизнес сообществе. Само слово комплаенс является русской производной от английского compliance, что означает «соответствие». Деятельность комплаенс в организации сводится к обязанности соответствовать внутренним политикам и процедурам организации, которые разрабатываются с учетом местного законодательства и ведущих международных практик.

Управление репутационными рисками в компании реализуется путем разработки внутренних документов и создания условий, в которых все сотрудники и прочие лица, работающие от имени организации, будут вести себя в соответствии с высокими профессиональными и этическими стандартами по отношению как к внешним, так и внутренним участникам рынка. Таким образом, компания приобретает и поддерживает свою репутацию достойного участника рынка, работа с которым не несет дополнительных рисков.

Практика иностранных компаний

В мировой практике финансовых институтов найдется немало случаев, когда вследствие упущений в сфере комплаенс организация теряла своих клиентов, контрагентов и терпела значительные убытки. Именно поэтому политика комплаенс проводится в иностранных организациях уже не первый год, причем речь идет не только о финансовых организациях, но и о производственных предприятиях, медицине, торговле, государственных органах и многих других сферах.

Во многих юрисдикциях и в различных финансовых институтах понятие комплаенс включает разные направления, такие как инвестиционный комплаенс (регулирующий вопросы «правильной» и «честной» продажи инвестиционных продуктов), налоговый комплаенс (регулирующий вопросы максимального соблюдения налогового законодательства), принципы справедливого отношения к клиентам (Treat Customer Fairly) и справедливого кредитования (Fair Lending Policy), использования персональных данных и т. д. Большое количество политик разного рода, которые зависят от специфики деятельности конкретной финансовой организации, влечет за собой различие в толковании и содержательном наполнении функции комплаенс в различных юрисдикциях и организациях.

Основные политики комплаенс

Существует ряд стандартных политик, которые независимо от географии и / или специфики деятельности в той или иной степени традиционно применяются в большинстве организаций:

1. Кодекс корпоративной этики (кодекс корпоративного поведения) – как правило, это достаточно общий документ, который затрагивает практически все аспекты деятельности организации. В нем говорится о морально-этических принципах, стандартах поведения, приоритетах организации и обязанностях сотрудников.

2. Политика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма тем или иным образом реализована во всех финансовых и многих нефинансовых организациях развитых и развивающихся стран. Она препятствует проникновению преступно нажитых доходов в легальный сектор экономики и предупреждает финансирование терроризма. На сегодняшний день это один из самых главных инструментов борьбы с легализацией теневых доходов и основывается на нормах международного права и рекомендациях международных групп.

3. Политика принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия – ее функция заключается в том, чтобы разграничить понятия «подарок» и «взятка» / «откат» или, иными словами, обозначить черту, после которой подарок становится подношением с целью получения возможности манипулирования должностным лицом в своих интересах. Наличие таких политик особенно актуально в странах, где национальными традициями диктуется необходимость такого рода взаимодействия с регулирующими органами, партнерами и контрагентами. Политика, как правило, не запрещает дарения, а ограничивает их стоимость и внедряет процедуры по осуществлению соответствующего контроля.

4. Политика сообщений о нарушениях этических стандартов существует в большинстве западных организаций и регулирует порядок и способы сообщения о нарушениях сотрудниками банка (с правом на анонимность), а также порядок последующего расследования и документирования этих нарушений. Стоит отметить, что качественная реализация данной функции является одним из самых эффективных способов борьбы с нарушениями внутри компании.

5. Политика, регулирующая конфликт интересов, задает этические стандарты поведения сотрудников при возникновении конфликта интересов, а именно в случаях, когда: интересы сотрудника могут противоречить интересам компании; интересы одного клиента могут противоречить интересам другого клиента и т. д. В частности, на работников накладывается обязательство способствовать выявлению и предупреждению случаев возникновения конфликта интересов, а также декларируется, что интересы компании должны всегда ставиться выше личных интересов ее отдельных сотрудников.

6. Политика контроля покупок ценных бумаг сотрудниками устанавливает порядок контроля операций на рынке ценных бумаг сотрудниками финансовых организаций. В частности, в ней могут устанавливаться ограничения на покупку ценных бумаг определенных компаний (как правило, тех, с которыми данная финансовая организация в этот момент проводит какую-либо сделку), запрещаться «короткие» продажи ценных бумаг, а также регламентироваться специальные порядки согласования операций сотрудников на рынке ценных бумаг с должностными лицами компании. Основной смысл данной политики состоит в том, чтобы с ее помощью избежать нецелевого использования рабочего времени, служебной информации в целях личного обогащения, обезопаситься от упреков в неэтичном поведении сотрудников на рынке ценных бумаг (market timing).

7. Политика «Китайской стены» необходима для разграничения информационного поля в деятельности организации, как правило финансового сектора, с целью предотвращения конфликтов интересов и создания условий для честной конкуренции. Эта политика реализуется практически во всех передовых инвестиционных компаниях, где особенно актуально такое разграничение, поскольку обладание непубличной информацией о чьем-либо финансовом состоянии, инвестиционных планах, дополнительных эмиссиях может повлечь ее использование, например сотрудниками иного подразделения в целях извлечения дополнительной прибыли. Возведение данного информационного барьера позволяет организации не только предотвращать возникновение конфликта интересов, но и обслуживать всех клиентов без ограничения.

8. Политика взаимодействия с регулирующими органами. Вопрос эффективного и правильного взаимодействия с регулирующими органами является весьма актуальным на сегодняшний день, поскольку даже весьма законопослушные организации сталкиваются в такой ситуации с рядом практических сложностей.

9. Политика конфиденциальности информации регулирует неразглашение данных о клиентах и их операциях. Она подразумевает не только формирование общей культуры обращения с клиентскими данными, но и организацию хранения и соблюдение определенных стандартов при обработке персональных данных. Выделяют также и другие политики, такие как политика должного изучения клиентов, контрагентов и поставщиков товаров / услуг; принципы приема и обработки жалоб; политика обучения персонала и иные внутренние документы. При этом каждая организация, в силу задач, установленных высшим руководством, акционерами и кредиторами, может реализовывать дополнительные процессы в этой области, создавая при этом свою уникальную структуру комплаенс-контроля.

Общие принципы комплаенс

В мировой практике финансовых институтов найдется немало случаев, когда вследствие упущений в сфере комплаенс организация теряла своих клиентов, контрагентов и терпела значительные потери. Именно поэтому политика комплаенс проводится в иностранных организациях уже не первый год. Наличие одних лишь вышеперечисленных политик в организации совсем не означает, что она в полной мере приложила все усилия для соблюдения законодательства и минимизации правовых и репутационных рисков. Необходимо правильно выстраивать рабочий процесс таким образом, чтобы все потенциальные проблемы отслеживались и решались в режиме реального времени.

Существует несколько общих принципов, соблюдение которых необходимо для эффективного построения функции:

В то же время важно понимать, что существует некая грань, после которой функция комплаенс не только минимизирует риски, но и ограничивает бизнес. Следует определять сферы, где риски комплаенс присутствуют в наименьшей степени и где организация не может позволить себе осуществлять деятельность. Правильное обозначение этой грани, без ее смещения в ту или иную сторону, способствует наиболее эффективной организации рабочего процесса, без конфликтов с остальными подразделениями и с минимизацией риска. При этом необходимо отслеживать рыночные тенденции и изменения законодательства для своевременной корректировки этой грани.

Работая в соответствии с указанными выше аспектами, организации выстраивают не только надежный комплаенс-процесс, снижая свои репутационные риски, но и одновременно облегчают себе работу с международными контрагентами, поскольку в числе требований при установлении партнерских отношений все чаще встречается наличие политик и организации процесса комплаенс, соответствующего ведущим мировым практикам.

Если говорить о нашем рынке, то в связи с интеграцией российского бизнеса в мировую экономику очевидна необходимость в надлежащем отражении ведущих мировых комплаенс-практик в политиках и процедурах местных организаций. Должное соблюдение основных принципов комплаенс и их эффективная реализация ведут к установлению принципа справедливости в отношениях между участниками рынка, минимизации правовых и репутационных рисков, а также напрямую влияют на успех и целостность самой организации и на благополучие ее персонала, что в итоге повышает эффективность бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *