комплаенса что это медицина

Комплаенс в медицине: что это и как применяется?

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Мы привыкли, что термин «комплаенс» употребляется в деловой среде и обозначает соответствие компаний и их персон законодательным и этическим нормам в процессе бизнес-деятельности. Но комплаенс распространяется и на сферу медицины в коммуникациях между врачом и пациентом и предполагает добровольное, осознанное и правильное соблюдение вторым предписаний и назначенного режима лечения.

История становления комплаенс в медицине

До середины XX века в медицине преобладал принцип патернализма: врач прописывает схему терапии (лекарственные препараты, нелекарственные процедуры, соблюдение диеты, избавление от вредных привычек, добавление в образ жизни физической активности и т.д.) — пациент это все неукоснительно соблюдает. Авторитет медицинских работников был велик. Но со временем ситуация поменялась: участились случаи самостоятельного изменения людьми врачебных указаний, что обычно влекло за собой ухудшение их состояния здоровья.

В связи с этим в 1970-х годах и в медицинское сообщество пришло понятие комплаенса, ставшее неотъемлемой частью оценки эффективности лечебного процесса в ежедневной клинической практике и при проведении научных исследований. В российской системе здравоохранения о комплаенсе узнали пару десятилетий назад, переняв опыт зарубежной медицины.

Как работает медицинский комплаенс?

Если рекомендации врачей полноценно соблюдаются — можно говорить о высоком комплаенсе, если нарушаются — о низком. По данным американских медиков из-за низкой комплаентности каждый год погибает более 100 000 пациентов с различными заболеваниями. Также установлено, что около 10% всех случаев госпитализации связаны с несоблюдением назначений лечащего врача.

Но не следует перекладывать всю ответственность за комплаенс на пациента. Эффективная система соответствия в медицине подразумевает и осознанность врачей. Уровень комплаентности определяется комплексом следующих факторов:

Стоит иметь в виду, что приверженность к терапии снижается с течением времени, особенно при хронических заболеваниях. Практически половина всех пациентов, которым назначаются препараты для лечения хронических болезней на достаточно долгий или даже пожизненный срок, перестают их принимать уже через год в случае кажущейся низкой эффективности или плохой непереносимости, проявляющейся ухудшением самочувствия. Эта проблема остается актуальной и на текущем этапе развития мирового здравоохранения.

Способы повышения уровня комплаенс в медицине

Со стороны врачей попытаться повысить комплаентность пациента можно следующими несложными действиями:

На сегодняшний день, к сожалению, имеет место быть значительный разрыв между высоким уровнем медицинских знаний и неудовлетворительными показателями результатов лечения. Медицина добилась огромных достижений, но ни на статистике заболеваемости, ни на показателях смертности, ни на продолжительности жизни это глобальным образом не сказывается. Одна из весомых причин — некомплаентность пациентов, в основе которой лежит недостаток внимания к своему здоровью.

Для изменения текущей отрицательной статистики в лучшую сторону важно найти некую связь между врачами и пациентами, которые должны прилагать все усилия для достижения общей цели — повышения уровня комплаенса в медицине.

Источник

Комплаенс

А вы точно мне то, что надо укололи?

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Комплаенс — модное медицинское словечко, обозначающее что пациент добровольно и с радостью следует целебным предписаниям врача.

Происходит от английского «compliance» — согласие, соответствие, то есть приверженность лечению, комплаентность, податливость; ещё более трендовое слово «партисипативность» — участие пациента в процессе лечения и принятия решения.

Что это

Когда говорят, что «отсутствует комплаенс», это означает что пациент либо отказывается принимать препарат, либо забывает принять его, либо принимает не соблюдая назначенную дозу.

По результатам исследований, при лечении долгих и пожизненных болезней не более половины пациентов лечатся так, как сказал врач. Это ясно даёт понять, что не только врачи не волшебники, но и сами пациенты те ещё.

В последнее время наметился тренд на попытки увеличения комплаенса в беспросветной реальности нашей страны диких пациентов.

Как это работает

Учитывая менталитет, одним из ведущих методов по увеличению члена комплаенса может стать питие на брудершафт лекарств с братанием врача и пациента.
А если серьёзно, то сюда нужно добавить правильные методы борьбы вроде рациональной психотерапии и прочие годные способы.

Источник

Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспекты)

Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие) в медицине — это добровольное следование пациента предписанному ему режиму лечения. Приверженность лечению, то есть этот самый комплаенс, едина в четырех проявлениях:

Согласно проведенным масштабным исследованиям, долгосрочная приверженность пациентов любому лечению, независимо от заболевания, не превышает 50%. Например, для гипертонической болезни — 40%, для сахарного диабета и эпилепсии — 50%, при гиперлипидемии — 62%. При этом самостоятельная отмена гипотензивных препаратов происходит в 25% после 6 месяцев от начала приема. А как, резонно заметил отметил американский военный хирург полковник Эверетт Куп, даже самые эффективные препараты не будут работать у пациентов, которые их не принимают.

Исследования показывают, что трудности с приверженностью терапии могут возникнуть:

Так почему же пациенты не хотят лечиться и исполнять рекомендации так, как от них этого ждут врачи?

Существуют маркеры отсутствия приверженности лекарственной терапии:

Стоит отметить, что все трудности, по большому счету связаны с тремя основными причинами:

Стоит также упомянуть проблемы, связанные с органами здравоохранения и страховыми компаниями, например, когда вопрос касается льготного обеспечения и квот. Эти учреждения могут давить на врачей, но пациенты об этом не знают и считают, что именно врач препятствует их эффективному лечению. Ну а доктор не посвящает их в эти вопросы по понятным причинам.

Существует несколько методик оценки приверженности лечению:

Как мы видим, достоверно определить, в чем проблема с некомпенсирующимся пациентом, не подходит ли ему терапия или он просто не принимает лекарства, мы не можем. Но мы можем попытаться повысить приверженность лечению:

Таким образом, мы видим, что проблема приверженности огромна и трудно решаема. Говорить о ней можно очень долго, но без ее решения наивно ждать полной отдачи от лекарственной терапии. Хотя бы потому, что пациент может вообще не принимать препараты. Для ее решения нужны совместные усилия всех сторон лечебного процесса, как медиков, так и пациентов.

1. Д.С.Данилов. «Комплаенс в медицине», Кафедра психиатрии и медицинской психологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова.

Источник

Что такое комплаенс и для чего он нужен

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Что такое комплаенс

Комплаенс — это комплекс инициатив, направленный на предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение корпоративной бизнес-этики, основанной на соблюдении буквы закона.

Функции комплаенс-контроля

За последние несколько лет количество налоговых проверок в сфере малого и среднего бизнеса возросло многократно. На сегодняшний день спектр полномочий ФНС расширился до отслеживания денежных переводов физических лиц, и ожидать послабления предпринимателям от органов государственной власти не стоит. На фоне этого растет количество компаний, переводящих свой бизнес в «белый» сегмент, что сразу вызывает необходимость перестройки бизнес-процессов и логики функционирования компании.

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

В разных сегментах бизнеса нормальной практикой являются неформальные вознаграждения, подарки и другие способы поощрения менеджмента или иных лиц, принимающих решения, предлагающих более выгодные условия сотрудничества с клиентами фирмы. По сути своей, это является нарушением закона, которое может повлечь уголовное преследование руководящего состава и дальнейшие неблагоприятные последствия для самой организации.

В связи с этим многие компании озаботились вопросом удержания деятельности сотрудников в рамках правового поля. Именно в этих обстоятельствах комплаенс проявляет себя как наиболее эффективная стратегия. Он позволяет перераспределить информационные потоки и управленческие шаблоны таким образом, чтобы минимизировать риски для компании, вызванные некорректным поведением сотрудников, ответственных лиц и управляющих.

Это не только про внутренний регламент

Комплаенс не следует путать с внутренними правилами и распорядками компании. Режим, устанавливаемый в той или иной организации, обязательный к исполнению всеми её сотрудниками и управляющими — это не то, что подразумевается под данным термином.

Основная суть комплаенс — строгое следование компании нормам, установленным законодательными и регулирующими органами. Помимо законов это могут быть и отраслевые стандарты, не обязательные к исполнению. Хотя всё зависит от того, во сколько организация оценивает свою репутацию.

Во многих случаях крупные компании учреждают отдел или службу, отвечающую за комплаенс. В частности, это распространённая практика среди финансовых организаций как в России, так и за рубежом. В этой отрасли наиболее масштабно применяется институциональное регулирование — например, со стороны Центрального Банка. За строгое соответствие нормам в больших компаниях отвечают департаменты, а организации поменьше прибегают к помощи специалистов по соблюдению требований.

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Риски

Несоответствие регулятивным нормам и стандартам может повлечь ряд неблагоприятных событий и санкций. Если организация должна быть аккредитована некой второй стороной, то в случае проблем в области комплаенс аккредитация может быть отозвана. Например, интегратор, внедряющий по лицензии высокотехнологичный продукт, оказывается замешан в коррупционном скандале — тогда велика вероятность того, что вендор у такого интегратора отзовёт лицензию временно или навсегда.

Это не так критично, как, к примеру, серьёзные нарушения противопожарной безопасности на производственном предприятии или в местах массового скопления людей. Подобное может повлечь разбирательства с государственными органами надзора.

В общем и целом, комплаенс — это те правила, которые касаются вопросов сохранения репутации и активов бизнеса. Они помогают избежать проблем с регуляторами, ответственными за соблюдение чистоты ведения деловой активности хозяйствующими субъектами экономики.

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Функции внутреннего контроля и комплаенс

К комплаенс относятся не какие-то особые меры, выделенные законодательно в одноимённый комплекс требований. Отнюдь, комплаенс — понятие комплексное, в которое входят многие широко применяемые нормы регулирования. Например:

Пожалуй, самое распространённое обязательство любой работающей по закону организации. Оно заключается в том, что вы, как субъект, предоставляющий гражданам рабочие места, обязаны также позаботиться и о том, чтобы в процессе работы с вашими сотрудниками было всё в порядке. Их здоровье и жизнь должны быть в безопасности на время пребывания на территории вашей организации или в процессе выполнения рабочих обязанностей за её пределами.

В последнем случае есть нюансы и сложности, но в целом существует ряд мер, которые работодатель прямо или косвенно принимает, чтобы по возможности обеспечить охрану труда своего сотрудника даже дистанционно.

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Что касается работы на территории нанимателя, то в качестве примера можно привести такие простейшие элементы безопасности, как аптечка или дежурный сотрудник, способный оказать первую помощь.

Её соблюдение также критично и учитывается ещё до запуска в работу помещения, в отношении которого должны быть соблюдены данные меры. Прежде чем открыть свой офис или торговую площадь, посадить туда сотрудников или начать принимать клиентов, вы должны убедиться, а главное — убедить надзорные органы, в том, что помещение соответствует всем принятым государством нормам пожарной безопасности.

Необходимо наличие системы открытых аварийных выходов, указателей, пожарной сигнализации и системы пожаротушения, огнетушителя, планов эвакуации. Если мы говорим о производстве или фабрике по приготовлению пищи, то список становится гораздо длиннее стандартного.

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Очередь айти и маркетологов. Короче говоря — диджитала. Для всех нас является фактором дискомфорта, если выражаться прилично, не прибегая к фольклору, факт вступления в силу регламента о защите персональных данных граждан Евросоюза. Учитывая, что интернет — свободное пространство, в любом сервисе, который предоставляет онлайн-услуги вне зависимости от территориальной принадлежности клиента, может зарегистрироваться гражданин ЕС.

Так вот, наверняка многие помнят, как, начиная с весны 2017, многие сервисы «взбесились» и начали наперегонки присылать нам на почту уведомления о внесении изменений в пользовательское соглашение. Также на большинстве сайтов появились предупреждения о сборе cookie посетителей. Это и есть следствия принятия GDPR.

Несоблюдение положений регламента может повлечь многомиллионные штрафы в евро, что подстёгивает внимательно относиться к процедурам обработки персональных данных.

Где и как комплаенс-контроль внедряется в России

Регулирование

В нашей стране комплаенс-контроль внедряется в культуру ведения бизнеса не только со стороны государства в виде самих собой разумеющихся норм и законов, но и в рамках саморегулирования рыночных субъектов. То есть, в России с 2012 года действует отдельная Национальная Ассоциация Комплаенс.

Как сообщает сама Ассоциация, заделом для комплексного развития комплаенс-контроля в РФ послужила неблагоприятная ситуация на рынке. В момент перехода к рыночной экономике ситуация в национальном хозяйстве моментально откатилась к принципам диких джунглей. Длительное время в экономике царила бессистемность. Компании действовали без определённой стратегии, нарушали правила и стандарты. Многие столкнулись с проблемами ввиду погони за сверхприбылью и отсутствия элементарного планирования.

На определённом этапе компании стали заботиться об управлении рисками. Выделяют 3 типа:

Классификация на самом деле сложная и многоуровневая, но в этом списке приведены самые основные виды рисков, которые могут повлечь финансовые и репутационные потери экономических субъектов. Чтобы избежать подобного, управленцы более тщательно внедряют риск-менеджмент. Его частью является предмет статьи — комплаенс-контроль.

Верный способ избежать риска потери денег на рекламу — использовать автоматизацию контекстной рекламы Calltouch. Вы выбираете стратегию, а оптимизатор считает за вас: максимум конверсий для фиксированной средней цены и среднесуточного бюджета на группу компаний. Программа помогает достичь лучших результатов по рекламным кампаниям: цена на лиды уменьшается, а количество лидов и прибыль увеличиваются.

Оптимизатор

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Компании прибегают к комплексному подходу управления репутацией. Разрабатываются механизмы по соблюдению регулятивных норм и деловых стандартов.

В числе главных политик, к которым обращаются, компании можно назвать:

В частности, многие организации озабочены внедрением комплаенс в связи с активной работой с зарубежными партнёрами. Это критически важный аспект, так как в данном случае субъект подпадает под нормы международного права, бизнес-этики и стандартов ведения дел в своей сфере.

Тем не менее, законодательно закреплённого контроля и управления комплаенс в российской практике не встречается. Экономические агенты в этом вопросе вынуждены опираться на собственное понимание того, что может подразумеваться под этим термином. Дорожащие репутацией компании стараются учесть как можно больше факторов риска, и для них определение комплаенса шире, чем для остальных.

Хостинг провайдер для бизнеса

30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга

Инструмент автоматизации контекстной рекламы

Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%

Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок

Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Логистический партнер для бизнеса и частных лиц

Скидка 25% на перевозку и доставку от адреса

Примеры

Одним из ярчайших примеров внедрения контроля комплаенс в современной России является Сбербанк. Будучи флагманом инноваций в области финансовых услуг, он одним из первых на рынке внедрил данный подход сначала для топ-менеджмента, а затем и во всей структуре банковской сети.

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Как пишет Сбербанк у себя на сайте, благодаря освоению передовых подходов и технологий, организации удалось добиться больших успехов в следующих сферах:

Благодаря перечисленным результатам, Сбербанк был удостоен сертификатов

ISO 37001:2016 — «Менеджмент противодействия коррупции», а также ISO 19600:2014 — «Управление функцией комплаенс».

Еще одним примером внедрения в своей повседневной практике комплаенс-контроля является компания Билайн. В связи с тем, что ей как и Сбербанку, приходится работать с персональными данными пользователей, а также с финансами, вопрос безопасности и финансовой чистоты для нее приоритетен. Именно поэтому Билайн сделала упор на мониторинг следующих показателей:

Внедрение комплаенс-контроля в организации

Контроль в сфере комплаенс может быть индивидуальным для вашей организации, но в целом этот процесс выражается последовательностью общих действий, подходящих почти всем.

Источник

Комплаенса что это медицина

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия

Кафедра психиатрии и наркологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Побочные эффекты терапии и комплаенс больных депрессией

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2012;112(11-2): 77-85

Петрова Н. Н., Кучер Е. О. Побочные эффекты терапии и комплаенс больных депрессией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2012;112(11-2):77-85.
Petrova N N, Kucher E O. Treatment side effects and compliance in patients with depression. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2012;112(11-2):77-85.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия

комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия

Кафедра психиатрии и наркологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

Отказы от лечения у больных депрессией могут достигать 63% [18], причем по мере увеличения длительности приема препаратов нарастает частота несоблюдения схемы лекарственных назначений [13, 42].

Врачи нередко недооценивают частоту побочных эффектов [52, 55]. Показано, что врачи, назначая антидепрессанты, интересуются примерно у одного из пяти пациентов, насколько им помогли препараты, и только у одного из десяти, наблюдаются ли у них какие-либо нежелательные реакции [54, 59].

Отказ от приема препаратов может быть преднамеренным и непреднамеренным, скрытым и явным [41], полным или частичным, первичным или вторичным [7].

Непреднамеренное нарушение режима лечения может быть обусловлено сложностью схемы лечения, необходимостью принимать препараты несколько раз день, пожилым возрастом пациента, когнитивными нарушениями, психозом. Преднамеренный отказ от лечения может быть связан с улучшением состояния [7]. N. Col и соавт. [28] установили, что 50% пациентов с депрессией были убеждены в том, что они не нуждались в антидепрессантах, когда начали чувствовать себя лучше, или в том, что лекарственные препараты можно принимать, когда требуется. Как показала общественная кампания в Великобритании «Победим депрессию» [48], многие люди настороженно относились к приему антидепрессантов, поскольку были уверены в том, что индивиды с депрессией «должны брать себя в руки». Кроме того, более трех четвертей были убеждены в том, что лекарственные препараты вырабатывают привыкание.

Среди отказов от лечения следует различать отказы, имеющие место до начала лечения или первичные, они же, как правило, являются полными. Эта группа пациентов является наименее обследованной, так как они иногда вообще не обращаются за врачебной помощью [2]. Тем не менее есть сведения, что пациенты с полным отказом от лечения не составляют большинство [38]. Причинами полных отказов могут быть хорошее самочувствие, желание справиться с проблемой болезни самостоятельно, расхождение во мнениях с врачом, низкий уровень доверия к нему или недостаточность медицинской информации [49].

Есть мнение, что пациенты после предупреждения о возможных побочных эффектах терпимее относятся к их появлению и реже нарушают режим лечения, и чем большей информацией о лекарствах и их эффектах обладают пациенты, тем выше степень приверженности лечению [26, 40].

Предлагают различать ранние вторичные отказы, которые, как правило, связаны с нежелательными явлениями лекарственной терапии от поздних (возникающих при длительной терапии) отказов, которые имеют сложную природу и наиболее трудно поддаются коррекции [3].

Отказы от лечения могут быть скрытыми или явными. Oт ¼ [42] до ½ [29] пациентов не сообщают лечащему врачу о своем решении прервать лечение.

Причины нарушения комплаенса и их значение на сегодняшний день остаются достаточно дискуссионными. A. Mitchell и T. Selmens [42] выделяют несколько групп причин отказа от лечения у психических больных: 1) основные, 2) связанные с пациентом, 3) связанные с врачом, 4) связанные с заболеванием. На первое место среди причин преждевременного прекращения лечения выходят не побочные эффекты фармакотерапии, а улучшение состояния, наступающее в результате лечения и связанное с этим убеждение, что терапия уже не нужна. Среди других причин нарушения комплаенса называют отсутствие семейной поддержки, личностные психологические особенности, анозогнозию. Причиной нарушения комплаенса может быть также злоупотребление психоактивными веществами, например алкоголем [14]. Потеря доверия к врачу или ятрогения может в один день сменить комплаентность на нонкомплаентность [4].

Появление тех или иных побочных эффектов зависит от класса препарата, а препараты одного класса могут существенно различаться между собой по спектру побочных эффектов [12, 15]. Например, принято считать, что СИОЗС и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН) обладают лучшей переносимостью, чем «классические» трициклические антидепрессанты (ТЦА) [20]. Тем не менее и психиатры, и врачи других специальностей неоправданно часто прибегают к использованию антидепрессантов первого поколения в терапии депрессии, независимо от ее уровня, риска усиления социальной дезадаптации и чувства несостоятельности, и даже утяжеления симптоматики депрессии [11]. Наши наблюдения [16] показали, что у 42% пациентов внебольничной психиатрии лечение депрессии проводилось с применением ТЦА амитриптилина. Следует отметить, что часто причиной отказа от терапии ТЦА служат не угрожающие жизни состояния, а длительный дискомфорт вследствие тех или иных побочных эффектов. Например, сухость во рту вызывает проблемы гигиены полости рта, затрудняет ношение зубных протезов, гиперседация приводит к психомоторным и когнитивным нарушениям [45]. ТЦА хуже переносятся пациентами с уже имеющейся соматической или неврологической патологией [6].

Несмотря на то что СИОЗС лучше переносятся пациентами и реже вызывают отказы от лекарственной терапии, частота отдельных побочных эффектов при их применении достигает 75% [31]. Например, длительное использование СИОЗС может вызывать увеличение массы тела в среднем на 7-10 кг [24, 56], что в результате также нередко приводит к прекращению их приема и полному отказу в дальнейшем от этих препаратов. По мере накопления клинического опыта появляются новые сведения о ранее неизвестных эффектах СИОЗС [44]. Так, было показано, что при приеме СИОЗС плотность кости бедра у пожилых женщин снизилась на 0,82% по сравнению с 0,47% у тех, кто их не принимал [53].

В другом исследовании было показано снижение индекса плотности костной ткани на 3,9% в бедренных костях и на 5,9% в поясничном отделе позвоночника у пожилых мужчин, причем авторы объясняют это наличием серотониновых рецепторов в остеобластовых и остеокластовых ячейках [30]. Вопрос о большей комплаентности при приеме СИОЗС и СИОЗСН по сравнению с ТЦА остается дискуссионным. По данным А.С. Аведисовой и В.И. Бородина [1], СИОЗС в среднем вызывают на 25% меньше отказов от лечения по сравнению с ТЦА, а по данным B. Prince и соавт. [50], существенных различий между этими классами антидепрессантов нет.

Соблюдение режима терапии является необходимым условием эффективности лечения любого заболевания. Особую актуальность эта проблема представляет для пациентов с психическими расстройствами, в частности депрессией, которые должны получать поддерживающую терапию с целью предупреждения рецидива заболевания в течение длительного времени или даже пожизненно [17, 19, 21-23, 37, 46].

В связи со сказанным актуален вопрос адекватности оценки комплаенса, разработки методических основ исследования этой проблемы [34].

Материал и методы

Лекарственная терапия обследованных пациентов включала антидепрессанты либо в режиме монотерапии, либо в сочетании с нейролептиками различных классов, иногда в сочетании с транквилизаторами, ноотропными, сосудистыми и общеукрепляющими препаратами. В зависимости от особенностей фармакотерапии были выделены группы больных, получавших монотерапию антидепрессантами, антидепрессанты и типичные нейролептики, антидепрессанты и атипичные антипсихотики, антидепрессанты и комбинацию типичных и атипичных нейролептиков.

Данные, полученные при исследовании по шкале DAI-10, позволяют оценить субъективное отношение больного к лечению, отражают общие установки пациента, субъективное самочувствие и ожидания, осознание болезни. Максимальное количество баллов (10) соответствует абсолютной комплаентности.

Длительность заболевания, число и продолжительность госпитализаций, характеристики соблюдения режима лечения были оценены в условных баллах с целью их количественного анализа.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа.

Результаты и обсуждение

Выраженность депрессии в группах сравнения не превышала умеренной степени (18,0±0,8 балла по шкале НАМ-D).

Выраженность побочных эффектов у больных рекуррентным депрессивным расстройством составила 10,6±0,6 балла по UKU и была заметно меньше по сравнению с больными постшизофренической депрессией и органическим (аффективным) расстройством (14,2±1,6 и 14,8±0,9 балла соответственно, р комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Как видно из приведенных в табл. 1 данных, «психические» побочные эффекты были достоверно более выражены у больных постшизофренической депрессией и органическим (аффективным) расстройством по сравнению с больными рекуррентным депрессивным расстройством. Следует отметить, что выраженность «вегетативных» побочных эффектов в группах сравнения значимо не различалась при наличии тенденции к несколько большей их выраженности при органическом (аффективном) расстройстве.

Среди побочных эффектов со стороны психической сферы (в дальнейшем психические побочные эффекты) у пациентов с постшизофренической депрессией доминировали когнитивные расстройства в виде нарушения концентрации внимания, астения и гиперседация (сонливость). Если у пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством и постшизофренической депрессией увеличилась продолжительность сна, то у пациентов с органическим (аффективным) расстройством продолжительность и глубина сна, напротив, уменьшились, достоверно возросло количество сновидений. У пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством эмоциональная индифферентность была выражена меньше, чем в группах сравнения (табл. 2). комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Среди вегетативных побочных эффектов у пациентов всех групп наиболее выражены был симптомы сухости во рту (табл. 3). комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицинаПациенты с рекуррентным депрессивным расстройством достоверно меньше страдали от запоров, но чаще имели среди побочных эффектов тахикардию и усиленное потоотделение, чем пациенты с постшизофренической депрессией. Пациенты с постшизофренической депрессией достоверно чаще имели ортостатические нарушения, а пациенты с органическим (аффективным) расстройством чаще жаловались на нарушения зрения, сердцебиение и усиление потоотделения на фоне приема лекарств.

Неврологические (табл. 4) и другие побочные эффекты были представлены мало. комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина«Другие» жалобы, обусловленные побочным эффектом терапии, набрали 1,0 балл у пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством, 1,4 балла у пациентов с постшизофренической депрессией и 1,7 балла у пациентов с органическим (аффективным) расстройством. Преобладали жалобы на увеличение массы тела, снижение либидо, гипоменоррею и головные боли.

При анализе влияния особенностей фармакотерапии установлено, что побочные эффекты у больных рекуррентным депрессивным расстройством были более выражены при лечении антидепрессантами и атипичными нейролептиками, при этом достоверных различий в выраженности побочных эффектов при монотерапии антидепрессантами разных генераций не обнаружено (табл. 5). комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

У больных постшизофренической депрессией наиболее выраженные побочные эффекты были отмечены при терапии антидепрессантами и типичными нейролептиками, в том числе по сравнению с больными, получавшими сочетанную терапию типичными и атипичными нейролептиками.

У пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством, получавших монотерапию и комбинированную терапию антидепрессантами и типичными нейролептиками, побочные эффекты не различались. Различий в выраженности побочных эффектов в зависимости от класса антидепрессантов также не установлено.

Наибольшее неприятие у всех пациентов, независимо от заболевания, вызывает стигма, связанная с приемом психотропных лекарственных препаратов. В большей степени это характерно для больных параноидной шизофренией с постшизофренической депрессией. Пациенты с рекуррентным депрессивным расстройством и органическим (аффективным) расстройством в большей степени согласны переносить побочные эффекты лекарств и намерены соблюдать режим поддерживающей терапии по сравнению с больными постшизофренической депрессией. В целом пациенты с рекуррентным депрессивным расстройством и органическим (аффективным) расстройством субъективно лучше переносили назначенное лечение, чем пациенты с постшизофренической депрессией.

Уровень комплаенса в значительной степени зависел от выраженности побочных эффектов (табл. 7). комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицинаТак, например, у пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством и у пациентов с органическим (аффективным) расстройством, получавших лечение только антидепрессантами, выраженность побочных эффектов была меньше, а уровень комплаентности выше. У пациентов с постшизофренической депрессией, напротив, при терапии типичными нейролептиками, сопровождавшейся значительной выраженностью побочных эффектов, комплаентность была ниже.

Статистический анализ данных подтвердил, что наличие каких-либо побочных эффектов достоверно снижает уровень комплаенса у всех пациентов (табл. 8). комплаенса что это медицина. Смотреть фото комплаенса что это медицина. Смотреть картинку комплаенса что это медицина. Картинка про комплаенса что это медицина. Фото комплаенса что это медицина

Приведенные в табл. 8 результаты корреляционного анализа свидетельствуют о многофакторности комплаенса при различных вариантах депрессии. Так, уровень комплаенса снижается с увеличением частоты и длительности обострений независимо от вида психической патологии. Социальный статус опосредует комплаентность больных постшизофренической депрессией. Выраженность депрессии влияет на комплаенс больных рекуррентным депрессивным расстройством и постшизофренической депрессией, но не значима для больных органическим аффективным расстройством. Не выявлено зависимости уровня комплаенса пациентов от наличия микросоциальной поддержки.

Таким образом, больные депрессией в рамках разных психических заболеваний различаются по уровню комплаентности и по-разному оценивают «выгоду от лечения» (соотношение эффективности и побочных явлений). Больные рекуррентным депрессивным расстройством обнаруживают более высокий комплаенс, чем больные постшизофренической депрессией, и более низкий, чем больные органическим (аффективным) расстройством. Комплаенс больных депрессией является многофакторным феноменом, причем наблюдается своеобразие характера и соотношения факторов в зависимости от патологии. Одним из общих определяющих факторов приверженности терапии депрессии является субъективная оценка больными соотношения эффективности и побочных явлений терапии. Пациенты с рекуррентным депрессивным расстройством, как и пациенты с органическим (аффективным) расстройством в большей степени терпимы в отношении побочных эффектов лекарственной терапии при достаточной эффективности лечения и нацелены на прием поддерживающей терапии, чем больные параноидной шизофренией с постшизофренической депрессией. Комплаенс всех больных депрессией снижается при увеличении выраженности побочных эффектов лекарственной терапии, среди которых преобладают «психические» и «вегетативные» нежелательные явления. У больных рекуррентным депрессивным расстройством наиболее выраженные побочные эффекты и низкий уровень комплаенса наблюдаются при комбинированном лечении антидепрессантами и атипичными нейролептиками. Влияние побочных эффектов на комплаенс определяется в большей степени их выраженностью и субъективной переносимостью и в меньшей степени зависит от количества получаемых препаратов. Стигматизация, связанная с приемом психотропных препаратов, также обусловливает неприятие в отношении лекарственной терапии у всех больных депрессией, степень которого различается в зависимости от вида основного заболевания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *