комплекс иокасты что это

Комплекс иокасты и его жертвы

Популярный в середине прошлого века остроумец Эмиль Кроткий утверждал, что «брак — это мирное сосуществование двух нервных систем». Однако, написав это, он явно забыл о существовании во многих семьях не только пресловутых тещ, но и свекровей, нередко делающих это «сосуществование» далеко не мирным…

Марианна вышла замуж на последнем курсе университета. Её избранник — типичный «ботаник» в очках: умница, кандидат в аспирантуру — Святослав привлек её своей несовременной скромностью, воспитанностью и… наличием жилплощади в Москве. Марианна была жительницей отдаленного Подмосковья, и ей «светила карьера» учительницы в какой-нибудь сельской школе.

Ну а сам Святослав, оказывавший девушке последние два года знаки внимания, так бы и застрял на стадии «застенчивого ухаживания», если бы не решительность Марианны. Она сама однажды затащила Славика в отдел ЗАГС подавать соответствующее заявление.

Вот только и не подозревала девушка, какой будет реакция матери Святослава на этот неожиданный «сюрприз».

Зинаида Александровна, родительница Святослава, просто отказалась принимать участие в свадебном праздничном застолье и даже поначалу принципиально не захотела общаться с Марианной, которая начала жить в её с сыном в трёхкомнатной квартире как бы «на птичьих правах», без регистрации.

Зинаида Александровна почти месяц не разговаривала с новоявленной невесткой. А когда этот «медовый месяц», испорченный целой «бочкой дёгтя», подошёл к концу, она всё-таки сменила гнев на милость, соизволив начать обмениваться фразами с «нахалкой», прибравшей к своим рукам её Славика.

Да, именно так она характеризовала этот брачный поступок «нахрапистой провинциалки».

Последующие месяцы у матери Святослава всё чаще и чаще стали проявляться «частнособственнические инстинкты». Зинаида Александровна буквально ревновала своего Славусю к Марианне. Она во всем усматривала «чёрные замыслы» и «подвохи» своей невестке. И всё чаще и чаще пускалась в выяснения с ней отношений.

Но не это было самым обидным и страшным для Марианны. Больше всего её мучило то, что вроде бы искренне и пылко любящий её Святослав всегда, практически в любом спорном вопросе, становился на сторону своей матери.

«Мирное сосуществование двух нервных систем» достаточно быстро превратилось в разрушение всех трёх нервных систем этого стрессогенного семейного треугольника.

Источник

Эдипов комплекс: взгляд на родителей
Часть 3. Взгляд на мать: комплекс Иокасты

Получается во всем виноват отец?

В развязке пьесы мы узнаем новые подробности, когда приходит некий Пастух, которого узнает Вестник:

Неожиданная развязка! Мы думали, что это отец виновен во всем! Но отец только приказал «связать лодыжки и велел на недоступную скалу забросить», а мать передала младенца пастуху и «велела умертвить»! Воистину, как гласит русская поговорка: Муж и жена – одна сатана.

Но в эпилоге трагедии мы узнаем от некого Домочадца как Иокаста отреагировала на сообщение подробностей Пастухом:

Узнайте ж, как несчастная страдала:
К постели брачной ринулась она
И волосы обеими руками
Рвала. И, дверь захлопнув, стала звать
Уже давно скончавшегося Лая;
Упоминала первенца, которым
Был муж ее убит; и то, как сыну
Досталась мать для страшных порождений.

«Стала звать уже давно скончавшегося Лая, упоминала первенца, которым был муж ее убит» – вот такая любовь! Как говорится: в любви – третий лишний.

“Царь Эдип” – древнегреческая драма, которая должна была занять почетное место на полках истории драматургии, получила второе рождение благодаря Фрейду и одноименному понятию Эдипов комплекс им введенному. Мы знаем эту трагедию, со слов Фрейда, как историю отцеубийства и инцеста. Но, если перечитать пьесу внимательно – можно увидеть, что это история про великую любовь Иокасты к Лаю и безжалостность к своему собственному сыну, которого положили на алтарь этой любви.

Отношения Фрейда с отцом мы разобрали в статье Комплекс Лая. Как там было описано, отец Фрейда был достаточно жесток с домочадцами. При таком отношении дети растут, как правило, подавленными, безынициативными, не способными к достижениям. Это никак нельзя сказать об основателе психоанализа Зигмунде Фрейде. Откуда он черпал поддержку? На кого опирался? Вот как сам Фрейд это объясняет:

«Человек, который был безусловным фаворитом своей матери, на всю жизнь сохраняет чувство победителя, ту уверенность в успехе, которая часто настоящий успех и приносит.»
(Полное собрание сочинений, том 4)

Мать Фрейда очень любила своего Сиги, которого называла золотым, и верила в его великое будущее. Вот что об этом рассказывает сам Фрейд:

«Я вспоминаю, что в детстве мне часто рассказывали, что при моем рождении какая-то старуха-крестьянка предсказала моей матери, что она подарила жизнь великому человеку.»
(“Толкование сновидений”. Фрейд)

В это предсказание поверила его мать и всегда создавала для своего любимого «золотого Сиги» особые условия:

«В подростковом возрасте Фрейд даже ужинал в кабинете, чтобы не отрывать времени от занятий. У него была керосиновая лампа для личного пользования, тогда как в других спальнях имелись лишь свечи.
Иллюстрацией того уважения, которое питали к нему и его занятиям в семье, является грустный факт, приведенный сестрой Фрейда. Когда сестре исполнилось восемь лет, мать, обладавшая музыкальным дарованием, решила, что дочери пора научиться игре на фортепьяно, и хотя инструмент находился довольно далеко от кабинета, его звуки так сильно мешали занятиям молодого студента, что он настоял, чтобы фортепьяно убрали; и его действительно убрали. В связи с этим никто в семье не получил мало-мальски сносного музыкального образования.»
(“Жизнь и творения Зигмунда Фрейда”. Эрнест Джонс)

Такое сочетание любви матери и жесткости отца породило настойчивый дух мальчика в борьбе против отца и устоев общества вообще, в результате чего и был создан психоанализ. Для того, чтобы ребенок достиг в жизни многого – его нужно соответствующим образом травмировать и поддерживать.

Мать для Фрейда – символ материнства. Фрейд был «ослеплен» любовью матери. В своих психоаналитических концепциях Фрейд много внимания уделяет беспомощности и зависимости ребенка от матери. Но Фрейд не обращает внимание на темную сторону материнства.

комплекс иокасты что это. Смотреть фото комплекс иокасты что это. Смотреть картинку комплекс иокасты что это. Картинка про комплекс иокасты что это. Фото комплекс иокасты что это

Без помощи матери ребенок умер бы, без ее любви стал бы психически неполноценным. Мать – та, кто дарит жизнь и от кого зависит жизнь ребенка. Она также может лишить жизни, отказавшись выполнять свои материнские функции. Символом этих противоречивых качеств матери является индуистская богиня Кали – создательница и разрушительница жизни (Фромм, 1959).

Игнорирование данной темы в психоаналитической литературе является проявлением всеобщего сопротивления признанию, что влечение матери к убийству, несомненно, самая ужасная реальность, с которой нам приходится сталкиваться (Расковский и Расковский, 1968).

До сих пор психоаналитики были заняты исключительно пониманием психопатологии детей. Неспособность диагностировать патологию матерей проистекает из идеализации материнства со стороны общества и нежелания даже предположить, что у материнства может быть темная сторона. (Уэлдон, 1988).

Темная сторона матери, прежде всего, рождается из самой сути материнства, прежде всего из самой репродуктивной функции женщины. Токсикоз первого триместра невозможно объяснить иначе, как бессознательным конфликтом между тем, чтобы иметь ребенка, и страха перед чужим внутри себя.

Принято идеализировать беременность, но невозможно отрицать, что это тяжелая ноша в самом буквальном смысле этого слова, оказывающая нередко разрушающее воздействие на организм женщины.

Пресловутую капризность беременных объясняют тем, что организм женщины требует нужные для питания плода продукты. Но когда беременная женщина будит ночью мужа и гонит его в магазин, это невозможно объяснить иначе, как гневом на мужа за то, в какое положение он ее поставил.

Расплатой за прямохождение человека, повлекшее изменение таза, являются мучительные роды. Это сознательный подвиг женщины, который в своем следствии не может не иметь амбивалентных чувств по отношению к ребенку, виновнику этих страданий. Это не экзистенциальная амбивалентность, когда говорят, любовь соседствует с ненавистью. Ужас и боль пережитых родов не может не оставить след и не очернить ненавистью отношение матери к ребенку.

Парадокс заключается в том, что кесарево сечение не решает проблему. Это объясняют тем, что окситоцин, вырабатываемый гипоталамусом для стимуляции сокращений матки, не вырабатывается в достаточном количестве при отсутствии родовых схваток. Окситоцин имеет много функций и, кроме всего прочего, его называют гормоном любви, которого и не хватает матери, произведшей на свет своего ребенка без схваток.

А любви матери новорожденного потребуется много. Требуется не только вы́носить плод, но и выноси́ть младенца, выносить его крики и постоянную потребность во внимании, с любовью очищать его от испражнений и выносить бессонные ночи, когда у него режутся зубки.

Послеродовая депрессия является очень часто следствием того, что мать не выдерживает этого испытания, отворачиваясь от младенца. У современных эмансипированных женщин, привыкших к свободе и независимости, послеродовая депрессия может также возникнуть в результате ощущения ограниченности былой свободы, ограниченной привязанностью ребенка.

Трудно представить, как же мать может любить своего ребенка, пережив все это.

Но мне известны любящие, достаточно хорошие матери (Винникотт). В чем их секрет? В осознании ненависти в адрес своего ребенка.

Те мои пациентки, которые родили и воспитывали ребенка в процессе психоанализа, осознавая ненависть к своему ребенку, могли лучше справляться со своей агрессией в его адрес, чем те матери, которые пытались быть идеальными. Как говориться, шило в мешке не утаишь. Когда осознаешь, что появляется агрессия – ее можно корректировать в своем поведении.

Падения младенцев с пеленальных столиков, вылитые чашки с кипятком, оставленные на краю стола, весь этот недосмотр со стороны матерей, который называют преступной халатностью, – нельзя объяснить иначе, как подавленной ненавистью в адрес ребенка.

комплекс иокасты что это. Смотреть фото комплекс иокасты что это. Смотреть картинку комплекс иокасты что это. Картинка про комплекс иокасты что это. Фото комплекс иокасты что это

Ведь иногда ребенка хочется убить.

Именно это ужасное желание породило сказки о злых мачехах и ведьмах – сосредоточия ненависти к детям (архетип плохой матери). Сказка использует механизм проекции, приписывая все плохие чувства чужой плохой женщине (см. также Наши кошмары первых дней жизни).

Общепринятым считается, что ребенок – это плод любви. В биологическом смысле это несомненно так. Но с точки зрения отношений – в любви – третий лишний. Это и образует пресловутый любовный треугольник, который психоаналитики называют триангулярным. Не все родители могут впустить чужака в свой мир, особенно когда он незваный побочный продукт любви.

Но, нередко, даже желанный ребенок оказывается разменной монетой в играх родителей. В греческом мифе о Медее рассказывается история о матери, убившей своих детей из мести мужу за измену.

Чаще бывает наоборот, что женщина пытается рождением ребенка удержать изменяющего ей с другой женщиной мужа. Если муж, все равно уходит, все что остается брошенной женщине – это ненавидеть мужа и этого, зря рожденного, ребенка.

Также, детей нередко рожают для получения социальных благ, например, квартиры по социальной программе или «детских денег», конечно, не признаваясь себе в этом. Часто второй или третий ребенок рождается из страха и жадности: вдруг с первым что-то случится или потому, что у матери было три ребенка, или, просто потому, что все рожают, и я хочу.

Мать должна иметь столько детей, сколько сможет любить. Но часто бывают случаи, когда мать может любить только мальчика или девочку, только старшего или младшего, или только умершего. Так появляются лишние дети, в адрес которых трудно скрыть ненависть.

В том или ином случае, такое отношение к ребенку подтверждает концепцию Фрейда о кастрационном комплексе у женщин, в соответствии с которым – рождение ребенка для женщины является только замещением желания заполучить недостающий пенис. Такие женщины относятся к ребенку как к игрушке-фаллоимитатору, которую можно использовать для собственного удовольствия, а можно и выбросить за ненадобностью.

Но если бы Фрейд был прав в отношении распространенности кастрационного комплекса у женщин на все 100% – мир людей погрузился бы во тьму ненавидящих друг друга существ.

Фрейд, читая “Царя Эдипа” Софокла, не захотел увидеть, что это мать Эдипа велела его умертвить. Это очень долго оказывалось незамеченным. Только в 1961 г. Стюарт публикует статью “Преступления Иокасты”. А в 1987 г. Рудницкий обращает внимание на следующий эпизод пьесы, когда свидетелем финала оказывается некий Домочадец:

А как сам Эдип, перенесший все эти ужасные признания, справился со своими чувствами?

Источник

Легенды, мифы и комплексы

Проявления человеческой сексуальности мифологизировались во всех культурах. Легенды и мифы в сфере секса, отражая сферу бессознательного, порождают сексуальные комплексы, которые всегда окрашены негативными переживаниями: страхом, тревогой, неуверенностью, чувством неполноценности, греховности и т.п.

Рассмотрим основные сексуальные комплексы.

Состоит в патологической ревности к объекту любви. К этому комплексу наиболее часто предрасположены лица с недостаточно высокой самооценкой, провоцирующей страх быть осмеянным, потерять собственное достоинство. Патологическая ревность порождает подозрительность вплоть до бредовой трактовки ситуации. Комплекс часто проявляется при злоупотреблении алкоголем.

Комплекс Дон Жуана

Состоит в эгоистической манипуляции сексуальным партнером. Стендаль писал: «Дон Жуан отвергает все обязанности, связывающие его с другими людьми. На великом рынке жизни это недобросовестный покупатель, который всегда берет и никогда не платит».

Увеличение количества сексуальных контактов в данном случае рассматривается как череда «побед» и служит повышению самооценки, укрепляет самоуважение. Главными стимулами являются фактор новизны и внешние атрибуты «победы». «Дон Жуан» боится длительных связей и глубоких чувств.

Сексуальность вне телесности, когда отношение к женщине оторвано от действительности, излишне возвышено и романтично. Для этого типа мужчин характерно отношение к женщине как матери, в адрес которой недопустимы и предосудительны не только сексуальные деяния, но даже эротические помыслы.

Комплекс Алисы в стране чудес

Состоит в фетишизации факта девственности, целомудрия, непорочности. Комплекс : чаще проявляется на фоне увлеченности какими-либо религиозными теориями.

Проявления комплекса могут сопровождаться психопатологическими симптомами.

Комплекс страха закрывающихся дверей

Описан у женщин после 40 лет, характеризуется все более возрастающим страхом старения и утраты женской привлекательности. Такая женщина стремится выглядеть моложе, направив все усилия на то, чтобы спровоцировать внимание, знаки обожания, ухаживания со стороны мужчин, обычно значительно моложе ее по возрасту. Внешности, нарядам, украшениям придается непомерно большое значение.

В основе этого комплекса лежит чувство неуверенности в себе как в личности.

Проявляется в ожидании женщиной того героя, который как в сказке выведет ее из серой будничной жизни в мир ярких красок, приключений, богатства и радости. Мечты о необыкновенном, красивом, богатом, умном, сильном мужчине свойственны для раннего периода созревания, но у некоторых они могут сохраняться всю жизнь. Таким женщинам свойственна пассивность: они ждут, когда чудо произойдет без их фактического участия. Надо только дождаться! Реальная действительность расценивается ими как временный этап в их жизни.

Состоит в специфическом отношении к мужчинам, которые рассматриваются только как участники процесса деторождения. Как мы помним, женщины-воительницы (амазонки) достаточно обходились без мужчин и в мирное, и в военное время и только изредка вступали с ними в короткие связи в целях продолжения рода.

Бессознательное стремление взрослого человека пребывать в детстве: его пугают самостоятельность и ответственность за себя и за свою жизнь. В сексуальном партнере он ищет «отца» или «мать», чтобы переложить на них решение собственных проблем. Комплексу подвержены незрелые, инфантильные личности.

Проявляется в патологической привязанности матери к сыну, обусловленной глубинными сексуальными мотивами. Такая мать «во имя сына» отказывается от личной жизни, окружает его излишней заботой и любовью.

Бессознательный страх подвергнуться оскоплению, т. е. лишиться сути, основного признака мужественности. В его основе лежит, по мнению психоаналитиков, глубинный страх наказания ребенка отцом за нежные чувства по отношению к матери. У девочек эти механизмы определяют «зависть» к пенису и ощущение себя неполноценными в сравнении с мужчинами.

Разновидность комплекса неполноценности, когда человек уверен в своей физической непривлекательности, безобразности и даже уродстве.

Комплекс может определять изменение поведенчес­ких реакций, самоизоляцию, аутизм.

Комплекс малого (недостаточного) члена

Вариант проявления идей малоценности у мужчин, основанный на широко распространенном мифе о сексуальных преимуществах мужчины с крупным пенисом. Миф поддерживается бессознательными блоками, связанными с глубинным символическим отождествлением фаллоса и позиции власти, господства, силы. Фиксация происходит в детстве при сравнении себя с отцом. Зачас­тую комплекс малого члена невротизирует личность муж­чины и определяет его неуверенность в себе.
Эдипов комплекс

Основополагающее положение ортодоксального психоанализа, основанное на древнегреческом мифе об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей мате­ри, не зная того, что они его родители. В основе комплек­са лежит влечение мальчика к своей матери и ненависть к отцу, как сопернику. Будучи неосознаваемым, комплекс Эдипа может определять неудачи и проблемы во взаи­моотношениях взрослого мужчины с женщинами.

Является по своей сути женским вариантом Эдипова комплекса (см. выше).

Комплекс расплаты за онанизм

Диагностика сексуальных дисфункций

Классификация сексуальных дисфункций

В данное время не существует единой, общепри­нятой классификации сексуальных расстройств. Известно, что сексуальные дисфункции бывают индивидуальные, например, такие как нарушения течения полового акта, нарушения оргазма или либидо; и обоюдные, например, такие как сексуальная дисгармония и др. Кроме этого существуют различные сексуальные девиации, включающие в себя сексуальные отклонения и сексуальные извращения.

Терапия и коррекция сексуальных дисфункций

Психотерапевтические методы и методики

Психотерапия играет часто ведущую роль в сек­сологическом лечении. Она может быть как основным методом лечения, так и вспомогательным На­правления, методы, методики и техники психотерапии разнообразны и выбираются специалистом в зависимо­сти от его профессиональных воззрений и предпочтений. Единой психотерапевтической концепции до сих пор не существует.

К. Имелинский (1986) выделил четыре основных на­правления (концепции) психотерапии, использующий различные механизмы устранения сексуальных рас­стройств в ходе лечения:

1. Интрапсихические концепции, представленные немалочисленными психоаналитическими и неопсихоаналитическими направлениями. Согласно этим концеп­циям основную роль в возникновении расстройств адап­тации играют впечатления и переживания раннего детства, а механизмы возникновения как расстройств, так и изменений, происходящих в ходе психотерапии, ос­новываются на процессах, протекающих в бессознатель­ной сфере личности.

2. Экзистенциальные концепции (антропологические, гуманистические, феноменологические) делают акцент на осознаваемые механизмы, связанные с бытием человека.

3. Бихевиоральные концепции обращают особое внимание на формы поведения человека, основанные на различных способах обучения.

4. Концепции взаимодействия основное внимание уделяют не процессам, происходящим в каждом инди­виде, а процессам взаимодействия (коммуникации) меж­ду людьми. Именно в них они усматривают основные механизмы, приводящие к развитию расстройств взаим­ной адаптации.

Секс-терапия

Метод коррекции сексуальных нарушений, разработанный У.Мастерсом и В.Джонсон, получил большое распространение в сексологической практике под названием «сексуальная терапия».

Метод состоит в работе врача с партнерской пары, которая выполняет ряд специфических эротических упражнений, направленных на редукцию патологического симптома у одного из партнеров, называемого «носителем симптома».

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия при сексуальных дисфункциях в любом случае должна быть частью комплексной лечебной программы, т.е. восстановление функционирования пациента на всех трех уровнях: социальном, психологическом и биологическом.

Чаще всего при лечении применяются такие лекарственные препараты, как: средства, оказывающие возбуждающее действие, психотропные средства, витамины, гормональные препараты и т.д. Кроме этого, активно используют вспомогательные методы (физиотерапия, лечебная физкультура, специальные диеты и т.д.)

Методы и методики древних восточных культур

1. Циркуляция энергии

«. Творя любовь с партнером, будьте восприимчивы и вы сможете почувствовать, как ручейки энергии стру­ятся по спине, вдоль рук и ног. Вы можете усилить это пе­реживание, представив, как кончики пальцев излучают лучики голубого света».

Дыхание

Всем нам хорошо известна восточная мудрость: «Дыхание есть жизнь», но в суете будней мы часто забываем об этом. А между тем, если быть внимательными то мож­но заметить, что дыхание напрямую зависит от пси­хического состояния, в котором находится человек. Ког­да он испытывает беспокойство, тревогу или страх, его дыхание прерывисто, ему не хватает воздуха. Когда же он расслаблен и спокоен, то дышит медленно и глубоко. «При уменьшении частоты дыхания увеличивается жиз­ненная энергия, при увеличении скорости дыхания жиз­ненная энергия уменьшается» (Черанда Самхита).

Этот закон хорошо известен психологам: они заметили, что, оказывается, каждый человек думает и говорите той же скоростью, с которой дышит. Поэтому-то во время сексуальных контактов не рекомендуется отвлекаться на размышления и разговоры: слова и мысли сбивая дыха­ние, препятствуют концентрации сексуальной энергии в паре.

4. Преданность, служение, поклонение

Согласно Тантре, истинная любовь предполагает абсо­лютную преданность, основанную на желании совместной духовной эволюции. Преданность предполагает абсолют­ное доверие, правдивость влюбленных друг с другом и самих с собой.

Поклонение, согласно Тантре, является Духом Люб­ви, и поэтому мужчина и женщина должны всегда стре­миться почтить свое божественное происхождение.

Искусный массаж как нельзя лучше помогает гармони­зации настроения пары. Любопытно, что месторасположе­ние энергетических центров, описанных в даосистских и тантрических текстах, и эрогенных зон, выявленных запад­ными учеными-сексологами, часто совпадает.

Тантрическое учение придает обонянию большое зна­чение, полагая, что запахи обладают способностью сти­мулировать творческое отношение человека к жизни и ук­реплять его дух. У каждого человека есть свой, харак­терный только для него запах. Он меняется вместе с настроением, так же, как походка или интонация. Запах тела непосредственно связан с тем, как питается человек. Те, кто регулярно употребляют в пищу лук или чеснок, могут заметить, что запах этих продуктов пронизывает ды­хание, пот и половые секреции. Точно так же отличаются запахи тела у любителя мясных блюд, вегетарианца или курильщика.

Запах женщины меняется в зависимости от дня ме­сячного цикла и от степени сексуального возбуждения. Запах мужчины также зависит от многих причин: от вне­запных сильных эмоций (страха), от физической на­грузки, сексуального возбуждения или, наоборот, от воз­держания.

Думается, один из больших недостатков противоза­чаточных таблеток состоит в том, что они лишают тело женщины ее естественного запаха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *