комплексная наладка ас 1 категории сложности что это
Комплексная наладка ас 1 категории сложности что это
Одним из самых трудных для восприятия и применения на практике специалистами сметчиками является сборник «Государственные (Федеральные) элементные сметные нормы на пусконаладочные работы» сборник №2 на «Автоматизированные системы управления». Трудности по составлению сметной документации заключаются в том, что как правило, большинство специалистов по сметному ценообразованию получили строительное образование, которое не дает достаточных знаний по технологии проектирования и монтажа автоматизированных систем управления. Специалист не может квалифицированно оценить объемы информации и соответственно посчитать объемы работ (каналы, количество функций) и рассчитать коэффициенты, влияющие на трудозатраты (стоимость) персонала выполняющего пусконаладочные работы.
8.1 Общие положения
8.1.1 Пусконаладочные работы по системам автоматизации — это комплекс работ по проверке, включению и настройке измерительных систем и систем управления процессами в технологическом оборудовании, установке (агрегате, цехе и т.п.), обеспечивающих получение конечного продукта, предусмотренного технологическим регламентом.
8.1.3 Пусконаладочные работы по системам автоматизации проводят в соответствии с решениями и нормами, предусмотренными проектной и рабочей документацией, технологическим регламентом (производственной инструкцией), эксплуатационной документацией на технические и программные средства систем автоматизации предприятий-изготовителей и разработчиков, требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Следует обратить особое внимание, что ПНР — это не проверка отдельных элементов на работоспособность, эти мероприятия (проверка) выполняются при монтажных работах. Задача монтажников установить исправное оборудование и проверить его работоспособность. ПНР – это наладка системы – исправной системы до параметров, указанных в технической документации (программа на ПНР и указаний, прописанных в разделах проекта стадия ПД и РД). Эти требования указаны в статье 34 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Цель данной статьи указать на типичные ошибки, встречающиеся при составлении смет на автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Эти ошибки основаны на невнимательном, поверхностном изучении проектной и рабочей документации, нормативно-технической документации, в том числе по сметному нормированию, и непонимание технических и технологических процессов, происходящих в период пусконаладочных работ по доведению до работоспособного состояния данных систем.
Главной и основной ошибкой при составлении сметной документации на пусконаладочные работы является отсутствие утвержденной застройщиком (заказчиком) рабочей документации, с учетом проекта производства работ (ППР), отсутствие утвержденных программ и графика выполнения работы. Причиной данной ситуация является нехватка обязательных требований в нормативных документах к проектной документации о необходимости проведения ПНР и, следовательно, разработки программы на эти работы (нет обязательных указаний в ПП РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», что в проекте необходимо указать о проведении ПНР).
Разберем часто встречающиеся ошибки:
1. В практике, часто встречается, что сметчики применяют расценки из сборника 2. «Автоматизированные системы управления» неправомерно, в нарушение пункта 1.2.1 технической части ФЕРп 81-05-02-2001, особенно это касается, когда необходимо сделать сметы на автоматизированные системы охраной и пожарной сигнализации.
ФЕРп сборника №2 отдела 1 не предназначены для определения затрат:
• по прецизионным поточным анализаторам физико-химических свойств сред и продуктов, обращающихся в технологическом процессе: рефрактометрам, хроматографам, октанометрам и другим аналогичным анализаторам единичного применения;
• по комплексам программно-технических средств вычислительных центров экономической или иной информации, не связанной с технологическими процессами;
• по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи (оповещения) системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации и др., затраты на которые определяются по ФЕРм сборника №10 «Оборудование связи».
В случае с составлением смет по системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации, необходимо обратится к технической части сборника №10 «Оборудование связи ФЕРм 81-03-10-2017».
В пункте 1.10.115. указанно:
• в сметных нормах сборника №10 отдела 8 раздела 1 не учтены затраты на испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ (автоматизированное рабочее место) в целом, определяемые по ГЭСНп сборника №2 – по нормам для систем I категории технической сложности (табл. 02-01-001).
Как перефразировать, расшифровать данное утверждение, указанное в технической части сборника №10 «Оборудование связи»:
В данном месте у специалистов сметчиков и специалистов КИПиА появляется «сдвиг сознания» или недопонимание технических формулировок, указанных в сметных нормативах. Эти противоречия обусловлены неточностью технических понятий для специалистов сметчиков (указания в технических частях сборника №10 «Оборудования связи» и сборника №2 «Автоматизированные системы управления»).
В чем заключаются данные противоречия?
а) Сборник №2 запрещает выполнять расчет трудозатрат (стоимости) на ПНР пожарно-охранной сигнализации.
б) Сборник №10 указывает, что затраты на испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ (автоматизированное рабочее место) в целом, определяемые по ГЭСНп сборника 2 – по нормам для систем I категорий технической сложности (табл. 02-01-001).
Какой из этого можно сделать вывод: расчет трудозатрат (стоимости) на ПНР на ОПС можно выполнять исходя из требований технической части сборника 10 на основании сметных нормативов, указанных в сборнике №2. Формальное условие, что автоматизированные системы в своем составе имеют АРМ и(или) программируемую логическую станцию.
На небольших ОПС, в которых применяются блок контроля и управления, не предусмотрена установка «программируемой логической станции», следовательно, на данную систему для расчета затрат на испытания не применяется сборник 2 по АСУ ТП.
В данном контексте со мной будут не согласны специалисты по КИПиА, но хочется им в этом возразить, сметные нормативы указывают путь по расчету трудозатрат на производство ПНР, а не указывают методику их выполнять. В правилах сметного нормирования мы не указываем специалистам по КИПиА как надо проектировать системы автоматизации, как надо их налаживать и испытывать, мы, сметчики, по своим нормативам рассчитываем трудозатраты, влияющие на стоимость данных работ.
1.1. Самые большие ошибки, следовательно, неправильный расчет трудозатрат (стоимости) при составлении локальных сметных расчетов по сборнику 2, по первому разделу бывают при определении объемов работ.
В большинстве случаев, специалисты сметного нормирования, рядовые и опытные сметчики неправильно определяют количество каналов связи. В технической части, пункт 1.2.7 указанно определение канала связи:
«Канал связи формирования входных и выходных сигналов (далее – канал)» включает совокупность технических средств и линий связи, обеспечивающих преобразование, обработку и передачу информации для использования в системе.
Все эти ошибки (неправильные расчеты каналов связи) является нарушением требований пунктов 2.2.11.1 и 2.2.11.2 технической части ФЕРп 81-05-02-2001, а именно, неправильное определения группы каналов связи, указанных в приложения 2.4.
Соответственно на данные ошибки специалист сметного нормирования (эксперт) должен сделать замечания: объемы работ, указанные в сметах (смете) на пусконаладочные работы не подтверждены проектными решениями. Нарушением требований пункта 3.9 и 4.1 МДС 81.35-2004 года «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Количество канало определено с нарушением требований пункта 2.2.11.1 и 2.2.11.2 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.
Каждая отдельная подсистема имеет свою категорию сложности, которую определяют по приложению 2.1. технической части сборника №2. Поэтому, затраты времени (стоимость работ) на производство комплекса работ одного технологического цикла пусконаладочных работ по вводу в эксплуатацию АСУ ТП по сложным системам, которые в своем составе имеют подсистемы с разной категорией технической сложности, определяются применением к соответствующей базовой расценке для системы I категории технической (РI) сложности коэффициента сложности (С), рассчитываемого по формуле:
C = ( 1 + 0,313 × К II общ / К общ ) × ( 1 + 0,566 × К III общ / К общ )
В этом случае базовая расценка для сложной системы рассчитывается по формуле:
в технической части — это формула №2.
Соответственно на данные ошибки специалистов сметного нормирования эксперт делает следующие замечания: не рассчитан коэффициент сложности системы С, согласно требованиям пункта 2.2.2. технической части ФЕРп 81-05-02-2001. Не правильно определена базовая расценка.
1.3. Как правило сметчики необоснованно назначают на сложную систему наивысшую II или III категорию сложности по одному признаку, который имеется в какой-то подсистеме, без расчета коэффициента С.
Отсутствие таких указаний будет основанием указать на ошибки в локальном сметном расчете: не верно определены категории сложности отдельных подсистем, с нарушением приложения 2.1 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.
1.5. При составлении сметных расчетов на АСУ ТП, часто повторяющаяся ошибка в локальных расчетах по отделу 1 (расчет объемов и стоимости работ по определению каналов связи), заключается в том, что специалисты сметчики и монтажники рассматривают систему автоматизации не в комплексе, а отдельными элементами, блоками (подсистемами) и составляют локальные сметы на каждую подсистему отдельно.
В технической части №2 сборника в пункте 2.2.9 указанно:
Не допускается, при определении затрат, искусственное, вопреки проекту, разделение автоматизированной системы на отдельные системы измерения, контуры управления (регулирования), подсистемы.
Например: для централизованной системы оперативного диспетчерского управления вентиляцией и кондиционированием воздуха, включающей несколько подсистем приточно-вытяжной вентиляции, затраты определяются в целом для централизованной системы управления; при необходимости, затраты для отдельных подсистем определяются в рамках общей стоимости в целом по системе с учетом количества каналов, относимых к подсистемам.
Искусственное разделение системы на подсистемы в общем проекте будет основанием указать на ошибки: нарушение пункта 2.2.9 технической части ФЕРп 81-05-02-2001. Не допускается при определении затрат, искусственное, вопреки проекту, разделение автоматизированной системы на отдельные системы измерения, контуры управления (регулирования), подсистемы.
1.6. При сдаче работ и составлении исполнительной документации, работы по наладке АСУ ТП, можно закрывать справки формы КС-2 по процентам согласно таблице, указанной в приложении 2.3 технической части ФЕРп 81-05-02-2001 и примечания к данному приложению:
Комплексная наладка АС
Комплексная наладка АС
Процесс приведения в соответствие с требованиями ТЗ и проектной документации функций АС, их количественных и (или) качественных характеристик, а также выявления и устранения недостатков в действиях систем. Комплексная наладка АС заключается в отработке информационного взаимодействия АС с внешними объектами.
Комплексная наладка АС
Процесс приведения в соответствие с требованиями ТЗ и проектной документации функций АС, их количественных и (или) качественных характеристик, а также выявления и устранения недостатков в действиях систем. Комплексная наладка АС заключается в отработке информационного взаимодействия АС с внешними объектами.
Полезное
Смотреть что такое «Комплексная наладка АС» в других словарях:
КОМПЛЕКСНАЯ НАЛАДКА — 6.7.4. КОМПЛЕКСНАЯ НАЛАДКА Часть ПНР по доведению параметров настройки приборов и средств автоматизации до значений, при которых системы автоматизации могут быть использованы в эксплуатации ² Источник: РМ 4 239 91: Системы автоматизации. Словарь… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Комплексная наладка АСУ ТП — Поводится при устойчивом технологическом процессе; включает режимную наладку. Обеспечивает выполнение требований технического задания к АСУ ТП в полном объеме Источник: РД 34.35.414 91: Правила организации пусконаладочных работ по АСУ ТП на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
комплексная наладка систем — 3.11 комплексная наладка систем: Испытание и регулировка всех систем вентиляции и кондиционирования воздуха при их одновременной работе в автоматическом режиме с целью достижения соответствия проектным показателям фактических показателей по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
комплексная наладка системы — 3.8 комплексная наладка системы : Проверка работы системы под нагрузкой и регулировка ее параметров с целью доведения фактических показателей работы системы до показателей, заданных проектной и (или) рабочей документацией. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО НОСТРОЙ 2.24.2-2011: Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Вентиляция и кондиционирование. Испытание и наладка систем вентиляции и кондиционирование воздуха — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.24.2 2011: Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Вентиляция и кондиционирование. Испытание и наладка систем вентиляции и кондиционирование воздуха: 3.1 балансовое уравнение (баланс): Определение оптимальной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ФЕРп 81-05-2001-И2: Изменения, которые вносятся в государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы — Терминология ФЕРп 81 05 2001 И2: Изменения, которые вносятся в государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы: Автоматизированная система АС 1. Система, состоящая из персонала и комплекса средств… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГЭСНп 81-05-2001-И2: Изменения, которые вносятся в государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы — Терминология ГЭСНп 81 05 2001 И2: Изменения, которые вносятся в государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы: Автоматизированная система АС 1. Система, состоящая из персонала и комплекса… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РД 34.35.414-91: Правила организации пусконаладочных работ по АСУ ТП на тепловых электростанциях — Терминология РД 34.35.414 91: Правила организации пусконаладочных работ по АСУ ТП на тепловых электростанциях: Автоматизированный контроль и учет дефектов монтажа, отказов систем, выполнения графика, оформление актов приемки и т.п. Задача АСУ ТП … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РМ 4-239-91: Системы автоматизации. Словарь-справочник по терминам. Пособие к СНиП 3.05.07-85 — Терминология РМ 4 239 91: Системы автоматизации. Словарь справочник по терминам. Пособие к СНиП 3.05.07 85: 4.2. АВТОМАТИЗАЦИЯ 1. Внедрение автоматических средств для реализации процессов СТИСО 2382/1 Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО НОСТРОЙ 2.15.10-2011: Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Системы охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля управления доступом, системы охранные телевизионные. Монтажные, пусконаладочные работы и сдача в эксплуатацию — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.15.10 2011: Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Системы охранно пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля управления доступом, системы охранные телевизионные.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
О комплексной наладке автоматизированных систем управления технологическими процессами
Комплексная наладка АСУ ТП включает отладку, комплекса программ управления автоматизированных систем с целью проверки общего алгоритма функционирования системы. При этом контролируется информационная стыковка программ, проверяется состояние информационной базы после исполнения каждой программы, а также взаимодействие программ в реальном масштабе времени и отработка качества решения функциональных задач управления.
При комплексной наладке АСУ ТП необходимо участие специалистов по каждой программе от разработчика АСУ ТП, программирующей организации и подразделения по техническому обслуживанию АСУ ТП, от заказчика. Для проведения работ по комплексной наладке автоматизированных систем разрабатывают программу, которую утверждает заказчик. На основании этой программы заказчик издает приказ о порядке проведения наладочных работ.
Завершением работ по комплексной наладке являются, предварительные испытания системы на работоспособность, в результате которых определяются качественные и количественные характеристики решения отдельных задач, комплексного функционирования подсистем, выполнения функций всей системой. Предварительные испытания системы оформляются актом, который служит основанием для передачи АСУ ТП в опытно-промышленную эксплуатацию.
Опытно-промышленная эксплуатация АСУ ТП вызвана необходимостью приработки аппаратуры управления, освоения оперативным персоналом приемов управления технологическим процессом с помощью средств АСУ ТП, отработки эксплуатационным персоналом методов обслуживания технических средств и математического обеспечения системы. Продолжительность опытно-промышленной эксплуатации автоматизированных систем — 1—3 мес. Увеличение этого срока в соответствии с ГОСТ 20913—75 должно быть обосновано и согласовано с министерством заказчика.
Программа опытно-промышленной эксплуатации автоматизированных систем, составленная и утвержденная разработчиком, заказчиком и монтажно-наладочной организацией, предусматривает следующие работы:
При проведении опытно-промышленной эксплуатации автоматизированных систем разработчик и организации-соисполнители получают права (по согласованию с заказчиком) на проведение технических и технологических экспериментов, отключение тех или иных устройств АСУ ТП и технологического оборудования с целью получения данных для определения качественных и количественных показателей функционирования. Данные опытно-промышленной эксплуатации регистрируют в журналах по установленной форме. В других журналах записывают замечания оперативного и эксплуатационного персонала по эксплуатационным характеристикам системы, удобству расположения органов управления и средств представления информации, связи оператора с другими пунктами управления, обеспеченности АСУ ТП сервисной аппаратурой, ЗИП, необходимой документацией.
Данные для оценки характеристик надежности автоматизированных систем фиксируют в таблицах отказов, содержащих такие графы, как дата и время отказа, тип устройства, наименование отказа, его внешний признак, причина, длительность устранения, дата и время включения устройства после ремонта.
Материалы опытно-промышленной эксплуатации систем управления технологическими процессами изучаются и обрабатываются, а полученные результаты оформляются протоколом, который является обязательным документом при представлении АСУ ТП на приемосдаточные испытания. Протокол утверждают разработчик, заказчик и организации-исполнители работ.
Приемосдаточные испытания АСУ ТП предусматривают проверку системы на соответствие требованиям технических условий (ГОСТ 20913—75). Для проведения испытаний заказчик создает комиссию, состав и ранг которой определены общим положением о порядке приемки и оценки законченных научно-технических разработок, утвержденным постановлением ГК СМ СССР по науке и технике № 370 от 18.08.69 г.
На приемосдаточные испытания разработчик АСУ ТП представляет в комплекте с системой техническое задание, технико-экономическое обоснование, протокол опытно-промышленной эксплуатации, программу и методику проведения приемосдаточных испытаний, эксплуатационную документацию систем управления технологическими процессами.
По требованию комиссии дополнительно могут быть представлены технический проект системы, рабочие чертежи, материалы опытно-промышленной эксплуатации. Результаты отдельных испытаний оформляются протоколами, а по окончании приемосдаточных испытаний систем управления технологическими процессами составляется акт, в котором указывается:
В акте указывается также на целесообразность (нецелесообразность) передачи АСУ ТП в промышленную эксплуатацию. В приложении к акту приводится перечень недостатков и замечаний систем автоматического управления, подлежащих устранению до сдачи системы в промышленную эксплуатацию, дается оценка научно-технического уровня системы.
Промышленная эксплуатация АСУ ТП включает: обслуживание системы в нормальном режиме эксплуатации; выполнение ремонтных и наладочных работ систем автоматического управления; выполнение профилактических работ и периодических поверок; выполнение работ по функциональному развитию системы; хранение документации, ЗИП, приборов и материалов; инструктаж оперативного и эксплуатационного персонала систем автоматического управления; накопление и обобщение опыта эксплуатации.
Промышленную эксплуатацию систем автоматического управления организует заказчик.
Сдача АСУ ТП государственной комиссии (внутриведомственной) предусматривает испытания системы после ее промышленной эксплуатации в течение 3—6 мес. При проведении испытаний комиссии предъявляют всю документацию приемосдаточных испытаний и дополнительно: рабочие журналы промышленной эксплуатации; акт приемосдаточных испытаний; патентный формуляр; результаты определения показателей технико-экономической эффективности и надежности системы.
Испытания систем промышленной автоматизации проводятся с обязательным участием разработчика, соисполнителей и заказчика. Результаты работы государственной комиссии оформляются актами.
Подготовка кадров предусматривает обучение и повышение технического уровня оперативного и эксплуатационного персонала систем промышленной автоматизации, а также персонала смежных служб.
Оперативный персонал систем промышленной автоматизации проходит общую подготовку по изучению струи- туры АСУ ТП принципов ее работы, решения отдельных задач управления, представления промежуточных и выходных результатов, их использования в оперативном управлении технологическим процессом.
Эксплуатационный персонал систем промышленной автоматизации глубоко изучает весь комплекс технических средств, внешнее математическое обеспечение, функциональные связи, органы контроля, настройки, управления. В организации подбора и подготовки кадров принимает участие разработчик АСУ ХП и предприятие-заказчик.
Разработчик промышленных систем управления разрабатывает требования по обеспечению кадрами, создаваемых АСУ ТП, а также программы обучения оперативного и эксплуатационного персонала. Предприятие-заказчик организует обучение кадров путем заключения отдельных договоров или соглашений с разработчиком АСУ ТП. Подготовку инженерно-технических работников для эксплуатации АСУ ТП проводят отраслевые министерства при методической помощи Минприбора и Минвуза СССР.
Анализ функционирования программируемых логических контроллеров (ПЛК) предусматривает получение объективных данных о качестве функционирования созданной АСУ ТП и реальном эффекте от использования системы при ее промышленной эксплуатации.
Работу производит. Разработчик АСУ ТП, которому предоставляется возможность проведения экспериментов по согласованным с заказчиком программам по предварительному обследованию, экспериментально-статистическому исследованию системы, анализу полученных результатов и разработке рекомендаций и заключительных материалов обследования.
Предварительное обследование промышленных систем управления включает работы по изучению исходных материалов, ознакомлению с особенностями функционирования системы, составлению программы сбора экспериментальных данных.
Экспериментально-статистические исследования промышленных систем управления предполагают сбор экспериментальных данных для определения технико-экономической эффективности АСУ ТП, ее функционально-алгоритмической полноты, социально психологической подготовленности и эксплуатационной надежности. При анализе полученных результатов данные экспериментальных исследований обрабатываются по утвержденным методикам для определения соответствующих характеристик.
Разработка рекомендаций и заключительных материалов обследования промышленных систем управления включает обобщение результатов выполненного анализа, разработку предложений по совершенствованию технического, информационного, программного и организационного обеспечений, требований па модернизации технологического процесса, реконструкции оборудования, и др.
Результаты работ оформляются научно-техническим отчетом и техническим заключением по анализу функционирования, которые используются, для: