комплексное банковское обслуживание физических лиц что такое
Комплексное банковское обслуживание физических лиц что такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информационное письмо Банка России от 23 июля 2021 г. № ИН-06-59/55 «О заключении договора комплексного банковского обслуживания, содержащего условие об одновременном заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора»
Данные практики реализуются в том числе при обращении клиентов в кредитную организацию для заключения договора комплексного банковского обслуживания посредством представления кредитными организациями таким клиентам формы документа, содержащей заранее установленное согласие клиента на заключение в рамках договора комплексного банковского обслуживания договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора, например, путем присоединения к регламентам о брокерском и депозитарном обслуживании. При этом клиенты не информируются о том, что договор комплексного банковского обслуживания является смешанным и включает в себя элементы договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора.
Наличие заранее установленного согласия может ввести клиента в заблуждение относительно заключаемого им договора комплексного банковского обслуживания и привести к нарушению его законных прав и интересов.
В частности, без надлежащего информирования кредитной организацией клиентов о составе предлагаемых услуг в рамках договора комплексного банковского обслуживания может быть заключен договор о брокерском обслуживании и депозитарный договор с клиентами, в отношении которых законодательством Российской Федерации и (или) трудовым договором установлены ограничения по владению ценными бумагами и приобретению финансовых инструментов.
Таким образом, ввиду наличия рисков неинформирования и/или ненадлежащего информирования клиентов о составе и характере приобретаемых ими финансовых услуг в рамках банковского обслуживания, а также в целях повышения доверия к финансовому рынку со стороны потребителей финансовых услуг, Банк России рекомендует исключить из деятельности кредитных организаций практику предложения клиентам договоров комплексного банковского обслуживания, содержащих заранее установленное кредитной организацией условие об одновременном заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора без получения на это отдельного согласия клиента.
В этой связи в случае, если подтверждение намерения клиента заключить договор комплексного банковского обслуживания осуществляется кредитной организацией посредством использования единой формы документа (в том числе с использованием дистанционных сервисов), Банк России рекомендует обеспечить предварительное уведомление клиента о наличии в договоре комплексного банковского обслуживания условий о заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора и предусмотреть возможность самостоятельного проставления клиентом отдельного согласия на заключение таких договоров в рамках указанного документа. При этом в наименование такого документа представляется целесообразным включать указание на наличие соответствующих условий.
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Первый заместитель Председателя Банка России | С.А. Швецов |
Обзор документа
Кредитным организациям рекомендуется исключить практику предложения клиентам договоров комплексного банковского обслуживания, содержащих заранее установленное условие об одновременном заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора, без получения на это отдельного согласия клиента.
Если намерение клиента заключить договор комплексного банковского обслуживания подтверждается единой формой документа, в т. ч. с использованием дистанционных сервисов, то нужно предварительно уведомить клиента о наличии в указанном договоре условий о заключении договора о брокерском обслуживании и депозитарного договора. Также следует предусмотреть возможность самостоятельного проставления клиентом отдельного согласия на заключение таких договоров в рамках указанного документа. При этом в наименование договора целесообразно включать указание на наличие соответствующих условий.
Комплексное банковское обслуживание
Комплексное банковское обслуживание (КБО) — услуга, предоставляемая рядом банков с целью сокращения издержек при обслуживании физических лиц. Услугами, предоставляемыми в рамках КБО, зачастую являются открытие и ведение счетов физических лиц, выпуск и обслуживание пластиковых карт, обслуживание с использованием различных систем дистанционного банковского обслуживания.
Характерной особенностью КБО является то, что в тексте заявления на присоединение к КБО не указаны все условия оказания услуг, но имеется отсылка к правилам (условиям), размещенным на сайте или офисах банка, с которыми клиенту необходимо ознакомиться самостоятельно. Также в случае обращения в офис банка по желанию клиента ему могут предоставить правила (условия) комплексного банковского обслуживания для ознакомления. Правила (условия) КБО являются неотъемлемой частью договора комплексного банковского обслуживания.
При заключении договора КБО необходимо внимательно ознакомиться с правилами обслуживания и стараться не допускать неоднозначности или недопонимания в тексте правил. Стоит обратить внимание на то, имеет ли право банк изменять условия оказания услуг без оповещения или согласия клиентов (например, изменять условия вкладов, обслуживания пластиковых карт или системы дистанционного обслуживания, вводить дополнительные комиссии за оказание услуг).
Оформление продуктов в банке, использующем систему комплексного банковского обслуживания, осуществляется посредством заявлений, а не договоров. При этом «заявление на открытие» имеет такую же юридическую силу, что и договор.
Средства, размещенные во вклады в рамках КБО, являются застрахованными в соответствии с законом «О страховании вкладов физических лиц» и будут компенсированы государством в установленных пределах в случае отзыва лицензии у банка. Однако следует сохранять все документы, подтверждающие внесение вклада, дополнительных взносов и совершение операций по частичному изъятию средств для упрощения процедуры подтверждения суммы страхового возмещения.
Банковское обслуживание: современные нюансы
Сегодня каждая российская организация прибегает к услугам банка. Да и у любого из нас в бумажнике всегда лежит одна-две, а то и больше банковских дебетовых карт. Что же такое банковское обслуживание и каким оно должно быть? Об этом мы сегодня и поговорим.
Итак, какие операции включает в себя банковское обслуживание? Это открытие и ведение счёта для юридического либо физического лица, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание, привлечение вкладов, операции с ценными бумагами. Любая из этих операций требует основания – специальной лицензии, которую выдаёт Банк России.
Бывает ли банковское обслуживание бесплатным?
Часть банковских услуг действительно носит бесплатный характер. Это не значит, что каждый банк делает целую ветвь своих услуг бесплатной – вовсе нет. Но он принимает решение, за какие операции с клиентов будет взиматься плата, а за какие – нет.
У платных банковских услуг есть ещё одно разделение – по стоимости. Они могут быть:
Так, львиная доля активных операций по размещению ресурсов – дорогостоящие. Пассивные же – скажем, выплата процентов вкладчикам – часто оказываются за чисто символическую плату.
Есть и другое разделение. Если операция требует большого труда сотрудников, банк повышает тариф на эту услугу. К примеру, обработать аккредитив будет стоить значительно дороже, чем отослать обычный денежный перевод.
Чем хорошо дистанционное банковское обслуживание?
Способ оказания услуг без личного посещения клиентом банка называют дистанционным. Такое обслуживание сегодня происходит:
Как показывает статистика, около 85% российских банков предоставляют своим клиентам возможности онлайн-обслуживания, 52% – поддерживают sms-сервис, а 27% – сервис мобильного банкинга (по данным исследования агентства MarkswebbRankandReport).
Как составляется заявление на банковское обслуживание?
Форма такого заявления у каждого банка – своя. Как правило, в таком заявлении необходимо указать:
После заполнения этой, достаточно краткой, анкеты, клиент выражает своё согласие с правилами банковского обслуживания, и ставит свою подпись. На этом все формальности заканчиваются, и Вы становитесь клиентом выбранного банка.
За что взимается банковская комиссия?
Комиссия – законный способ банка заработать. Как правило, банковские комиссии бывают:
Рассмотрим банковские комиссии на примере взятия кредита. Сегодня с заёмщиков обычно взимаются комиссии за такие операции:
Чтобы взятие комиссии не стало неприятным сюрпризом для клиента, все комиссионные операции заранее указываются в договоре.
Заранее изучайте правила банковского обслуживания
Пока Вы не стали клиентом банка, тщательно изучите условия предоставления услуг. Не поленитесь – распечатайте правила обслуживания нескольких банков и потратьте час-другой, сравнивая их. Нелишне заранее прикинуть, какие операции Вам понадобятся чаще, а какие – реже, и исследовать тарифы на самые актуальные для Вас услуги.
Можно также изучить онлайн-сервисы разных банков. Позволяют ли они пополнить счёт на мобильном телефоне, оплатить коммунальные услуги, осуществить быстрый перевод средств с карты на карту?
Наконец, ещё один актуальный вопрос – размещено ли в Вашем районе достаточно банкоматов для удалённого обслуживания клиентов? И где находится ближайшее отделение банка?
Ответив себе на все эти вопросы, Вы сможете выбрать самый удобный и экономичный для себя вариант. Желаем стать клиентом банка, достойного Вашего доверия!
Расчетно-кассовое обслуживание
Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) подразумевает спектр банковских услуг, предоставляемых по текущему используемому счету клиента или счетам. Расчетные услуги: безналичные переводы внутри банковской организации и на счета сторонних предприятий, международные переводы в государственной валюте и иностранных деньгах, выполнение регулярных платежей и иных списаний по указанию клиента, доступ к интернет-банкингу и применение разработанного для клиентов функционала. Кассовое обслуживание обеспечивает поступление зачислений на счет клиента внесением финансов через кассы отделений банков от самого клиента, физических/ юридических лиц, обналичивание денег со счета. В отделениях на кассах производят также прием и обмен валюты. Дополнительные услуги включают предоставление различного рода сведений, справок, выписок по счетам и произведенным операциям.
Обслуживание ВЭД и валютный контроль
Обслуживание внешнеэкономической деятельности и валютный контроль выполняет государство, финансовые организации, в том числе банки Российской Федерации, основываясь на существующих законах и правовых актах РФ и Банка России. Обслуживание ВЭД и валютный контроль по всем производимым операциям с валютой – привилегированный вид деятельности, включающий объединение в один комплекс мероприятий различных способов воздействия и прогнозирования изменений на рынке нац. валюты.
Валютный контроль способствует регуляции обращения национальной валюты, применяя различные методы. Финансовые организации выполняют контроль за расчетными операциями торговых экспортно-импортных отношений, следят за перемещением за границу валюты, выполняют проверку расчетов по обращению средств в иностранных перечислениях внутри России, контроль покупки-продажи валютных ценностей. Миграция валюты в крупных размерах запрещена, сделки подлежат преследованию и проверкам
Банковское обслуживание юридических лиц
Обслуживание юридических лиц – важнейший вид деятельности банковских структур. Будучи корпоративными клиентами финансовой организации, предприятия транспортируют собственные активы с использованием банковских счетов, оплачивая небольшие комиссионные средства за предоставленный сервис или фиксированную необременительную плату ежемесячно. Крупные предприятия представляют большой интерес для банка. Счета юридическим лицам нужны для хранения, движения средств и регистрации производимых мероприятий. Расчеты организации, равно как и счета, находятся в полной безопасности, анонимности, выполняются в строгом соответствии с нормами права РФ: закон «О банках и банковской деятельности», НПА Центрального банка РФ
Банковское обслуживание юридических лиц выполняется на основе договора, описывающего основные положения и базовые доступные услуги. С применением счета компании юридические лица выполняют операции с наличными средствами и безналичные платежи, время от времени производя бухгалтерскую сверку по запрашиваемым в банке выпискам. Обслуживанию подлежат рублевые и валютные счета. Нередко для платежей и расчетов применимы кассовые чеки и платежные поручения. Кассовая книжка предприятия использует для финансирования нужд фирмы и выдачу заработанных средств сотрудникам. В некоторых банках можно заказать услуги инкассации, использовать программы удаленного доступа.
Банковское обслуживание валютных операций
Эффективное банковское обслуживание валютных операций клиентов позволяет оперативно отслеживать состояние бизнеса, улучшать контроль за движением финансовых средств. Сервис по валютным операциям включает консультирование об изменениях курсов валют, анализ изменений на рынке, непосредственный дилинг на валютных рынках. Банковские учреждения предлагают особые условия для обслуживания валютных операций юридических лиц, корпоративных клиентов, помогая оптимизировать прибыль, уменьшить затраты.
Интернет-банкинг позволит мониторить изменения на счету, применять специально разработанный функционал по проведению валютных переводов по экспортно-импортным контрактам. Консультанты помогут компетентно подойти к вопросу составления внешнеэкономических договоров с договорными обязательствами в иностранной валюте. Сотрудники помогут сформировать ордерные заявки по разным валютным курсам (указанный клиентом, коммерческий, представленный банком, курс НБУ). Корпоративные клиенты обслуживаются по индивидуальным тарифным ставкам.
Банковское обслуживание ИП
Помочь индивидуальным предпринимателям проводить платежные операции, принимать платежи, создавая благоприятную среду для развития бизнеса, помогают банки. Банковское обслуживание ИП начинается с подписания договора и открытия счета предпринимателя на оказание ряда услуг, включающих, помимо основных проводок, работу с ценными бумагами, операции на валютном рынке, кредитование и консультирование.
Банковский счет ИП предназначен для хранения денежных поступлений и произведения расчетов по долгам. Банковские сотрудники предлагают упрощать работу со счетом, подключая регулярные платежи, в автоматическом режиме производя ряд операций по поступающим выпискам/счетам. Возможно использование чековой книжки, подключение пакетных услуг, многофункциональной онлайн системы клиент-банк.
Интернет-обслуживание
Интернет позволяет выполнять почти все операции, доступные в реальной жизни, существенно упрощая процедуру и сокращая время на ее выполнение. Так и интернет-обслуживание банковских клиентов (физических и юридических лиц, кредиторов, вкладчиков или просто пользователей) помогает в режиме онлайн совершать манипуляции с собственными счетами, отслеживать операции, изменения, формировать выписки и много другое без ограничения по времени. Круглосуточное обслуживание, расширяющийся функционал – основополагающие принципы работы интернет-банкинга.
Простые транзакции средств на счета продавцов товаров, услуг, коммунальных служб, открытие кредитов и депозитов, переводы за границу, приобретение и обмен валюты, заказ новых кредитных карт, блокирование собственных счетов, даже планирование поездок с возможностью оформления билетов здесь же на сайте банка – это лишь малая доза основных возможностей системы банковского интернет-обслуживания.
Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц
Банки предоставляют большое количество услуг клиентам, которыми могут быть как юридические, так и физические лица. Вторая группа является наиболее масштабной, поэтому к ее обслуживанию разрабатываются особые подходы. Физические лица имеют право открывать счета для осуществления любых денежных операций и переводов. С помощью финансовых учреждений осуществляется оплата:
Использование кредитных карт практически не ограничивается. На сегодняшний день у человека нет необходимости лично посещать офис компании, чтобы совершить необходимый платеж. Финансовые организации разрабатывают виртуальные сервисы, с помощью которых можно совершать выплаты по различным направлениям.
В банковские услуги входит также обмен иностранной валюты. В обслуживающем отделении всегда можно узнать стоимость рубля по отношению к определенной валюте. Клиент может оформить договор, в котором будут описываться условия осуществления регулярных платежей (по заданным тарифам). Такие возможности помогают экономить время и денежные средства посредством избавления от определенной ответственности.
Что такое расчетно-кассовое обслуживание физических лиц?
Расчетно-кассовое обслуживание – это целый комплекс услуг, которыми может пользоваться население, имеющее договор с банковской организацией. Людям предлагают не только разовые, но и регулярные перечисления, которые значительно упрощают повседневность каждого клиента. Это могут быть систематические выплаты по кредитным или налоговым обязательствам. Такие операции осуществляются автоматически и практически полностью исключают человеческий фактор.
Юридический сектор функционирует отдельно, поэтому руководство финансовой организации может концентрироваться на физических лицах, повышая уровень их обслуживания.
Особенности расчетно-кассового обслуживания физических лиц
Главной особенностью обслуживания данной клиентской группы является комплексность. Для каждого банка физические лица представляют большой интерес, особенно, в условиях высокой конкуренции. На сегодняшний день в структуру расчетно-кассового обслуживания входят не только реальные средства и методы осуществления операций. Различные виртуальные сервисы также относятся к данной категории, предоставляя клиентам большие возможности.
Безналичные расчеты включают следующие методы:
Клиент самостоятельно выбирает способ перечисления денежных средств на основе собственных предпочтений и специфики сложившейся ситуации. Каждый человек независимо от наличия счета может обратиться в банк, чтобы осуществить необходимую финансовую операцию. Банковская организация часто становится посредником между сотрудником и руководством предприятия, если речь идет о выдаче заработной платы или пенсии.
Большое внимание уделяется также вкладчикам, которые открывают депозитные счета. Комплекс мероприятий, который относится к данной сфере, направлен на повышение уровня финансового благополучия населения.
Про ДКБО
Я всегда очень плохо придумываю названия своих статей. Но статьи я пишу редко, а посты буду писать довольно часто (во всяком случае, собираюсь). Чтобы не ломать голову над тем, какие названия давать постам (короткие vs. развернутые, с юмором vs. строгие), я решила воспользоваться системой серии «Школа Гастронома» «Про…». Книги у них так и называются: «Про рыбу», «Про пироги», «Про салаты». Кстати, моя мечта – собрать все книги этой серии. Сдерживает одно: ставить их решительно некуда. Но о гастрономии мы поговорим как-нибудь потом, а пока позвольте представить вам свой первый пост из серии «Про»: «Про ДКБО».
ДКБО – это Договор о комплексном банковском обслуживании, основа основ во взаимоотношениях Банка с клиентами. Клиенты очень часто задают про него вопросы (даже в комментариях на мой первый пост), вот я и решила написать про ДКБО.
ДКБО был введен Альфа-Банком в 2003 году. Причем мы были первопроходцами, до нас в России договор именно о комплексном банковском обслуживании почти не использовался. Попытаюсь объяснить, в чем преимущества такого подхода.
Часто клиенты спрашивают, почему им не выдается на руки Договор в письменном виде. Причины одна: сама специфика ДКБО (он действительно комплексный!) делает это просто нерентабельным. Договор занимает около 60 страниц, в него часто вносятся изменения. Но его всегда можно скачать с нашего сайта, причем самую последнюю версию. Клиенты, для которых принципиально важно прочитать Договор, прежде чем подписаться о присоединении к нему, могут легко сделать это, заглянув на наш сайт. А клиенты, для которых этот вопрос не имеет значения, не будут читать и распечатку.
Пожалуй, наиболее часто клиенты возмущаются тем, что не имеют возможности оперативно узнавать об обновлениях ДКБО и особенно об изменении тарифов. Нет ничего проще, надо лишь оформить на сайте Альфа-Банка подписку на оповещение по электронной почте об изменениях в документах и тарифах (http://www.alfabank.ru/subscription/form/?sub_id=c-1).
Ну, вот, пожалуй, и все самое главное «про ДКБО».