композиция речи что такое
План – основа композиции. Назначение планов и их виды
По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Микротемный план – предельная детализация отдельных вопросов.
Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация – Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное.
Составные элементы композиции. Начало, развертывание и завершение речи
После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение.
От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише – ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами…
Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало – полдела». Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий.
Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, т.к. руководствуются разными мотивами: интерес к теме, обязанность присутствия и т.д.
Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается теория вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.
Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи – то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте – прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего». (Аристотель. Риторика). Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.
Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него (предмет речи), он должен перейти к центральному этапу своего выступления – к основной части.
Главная часть – самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Главная часть – наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация.
В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти – «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление.
Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции. Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала.
Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический (или исторический) метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы.
При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно (пример – вузовские лекции). Хронологический (исторический) метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии (аналогия – это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей) целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным.
Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно.
Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.
Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики. Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении (споре, дискуссии) каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле.
Закон противоречия (непротиворечия) гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными».
Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано.
Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее».
В ораторской речи для убеждения слушателей используются аргументы-доводы в обоснование каких-либо положений. Аргументы делятся на два вида: 1.Аргументы к существу дела. 2.Аргументы к человеку: аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к личности, аргумент к тщеславию, аргумент к жалости… Цель привлечения таких аргументов – воздействовать на слушателя эмоционально.
«Конец речи, – писал А.Ф.Кони, – должен закруглить её, то есть связать с началом; конец – разрешение всей речи …Он должен быть таким, чтобы слушатели поняли, что дальше говорить нечего».
Основные задачи заключительной части выступления можно определить следующим образом:
1)суммировать и подытожить материал, изложенный в лекции ( суммирующее заключение ). Говорящему следовало вернуться к важнейшим положениям основной части и построить заключение как напоминание о них.
2)усилить впечатление, произведенное выступлением и закрепить в сознании слушателей его основные положения.
3)поставить перед аудиторией конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения.
Апеллирующее заключение – способ «эмоционально покинуть речевую ситуацию». Такое заключение предполагает прямое обращение к чувствам слушателей. Часто оно используется в практике адвокатских речей.
Типологизирующее заключение – это заключение, которое ставит сообщение в перспективу, т.е. оно дает слушателям ещё один шанс понять сообщение, углубить представление о предмете, показать его с новой неожиданной стороны, прогнозировать результаты сообщения.
Заключение должно быть сжатым, кратким. Оно подготавливается всем предыдущим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью, стилистических диссонансов.
Некоторые приемы построения заключения:
1. Краткое повторение основных проблем и выводов + приём отрицания.
2. Обобщение сказанного и постановка задач.
3. Прием указания перспектив.
4. Иллюстративная концовка.
5. Лозунг-призыв мощно воздействует на аудиторию, если он созвучен её настроению или контрастен ему.
Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять, призывать к активной деятельности.
Композиция речи что такое
§ 1. Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь — это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики — дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и навыков. Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к ведению коммуникации — вопрос жизни и смерти для нашего общества. Большинство насильственных действий, начиная с разгрома ларьков и кончая гражданскими войнами — это, как правило, печальный итог нежелания и неумения вести грамотный диалог.
Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки — воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно-значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.
В последнее время появилось несколько учебных пособий по риторике, предназначенных для обучения речи на разных уровнях. Однако практически все они включают в основном теоретические размышления о свойствах и признаках публичной речи, особенностях восприятия и понимания речи, речевом этикете и стилях речи, структуре массовой коммуникации и т. п. В отличие от них настоящее пособие ставит целью последовательное описание шагов человека, готовящегося произнести ответственную публичную речь, то есть стремится дать развернутую инструкцию для начинающих ораторов. Такой исключительно практической ориентацией и обусловлен отбор и расположение учебного материала. Вместе с тем считаем, что эта ориентация не должна сказываться на научном уровне материала, а описание последовательности шагов, совершаемых оратором при создании речи, ни в коем случае не должно заменяться произвольными и случайно подобранными замечаниями типа «10 (или другое количество) правил (советов) ведения дискуссии (создания эффективной речи)».
§ 2. Знакомство с риторикой, как и с любым другим предметом, следует начать с выяснения того, что является ее предметом, что она должна изучать, чем отличается от других предметов. Вопрос этот не такой простой, поскольку в современной науке разными авторами риторике приписывается совершенно не одинаковое содержание. В частности, в некоторых учебниках и хрестоматиях всё (или по крайней мере, большая часть) содержание риторики сводится к описанию средств выражения (тропов, фигур, стилистических средств и т. п.). На неправомерность такого подхода указывал еще Н.Ф. Кошанский: «Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым — значит блистать риторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются. Это называется декламация. Она не заслуживает имени красноречия, ибо холодна для слушателей и тягостна для самого декламатора, но часто поддерживается мыслию будущих успехов, а иногда мечтою жалкого самолюбия.»[48, 10] [1]
Попробуем же определить содержание риторики, опираясь на научную традицию, восходящую к трактатам Аристотеля и Цицерона.
Первое известное определение риторики было дано в Древней Греции, где ее описывали «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.»[6, 19] Такой взгляд на риторику как науку о формах и методах речевого воздействия на аудиторию разрабатывался и последовательно излагался в трактатах Исократа, Гермагора, Аполлодора. Другой подход дает нам римская традиция, считавшая риторику наукой о «хорошей речи», причем в это определение вкладывалось как требование убедительности речи, так и внимание к выражению, к словесному оформлению. Дальнейшая судьба риторики связана с усилением этой тенденции — на первое место выходит интерес к форме, красивость выражения становится основным мерилом практики. Распространенным представлением о риторике как о напыщенном «внешне красивом, но малосодержательном произведении речи» мы обязаны этой ветви риторической практики. Именно тогда появилось выражение «пустая риторика» и выработалось устойчивое негативное отношение к этому термину.
Однако сегодня стало ясно, что виновато не слово, не наука: все зависит от того содержания, которое мы вкладываем в это слово и которым занимаемся, изучая науку. Риторика нужна нашему обществу не как наука об украшении речи, а как дисциплина, помогающая научиться разумно выражать свои мысли, воздействовать на аудиторию при помощи речи. Поэтому совершенно очевидно, что современная риторика должна вернуться в целом к греческому толкованию предмета, решительно поставить форму на службу содержанию, ведь только в этом случае она сможет справиться с теми важными задачами, которые ставит перед ней время. Именно с таких позиций дает определение риторики А.К. Авеличев: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта.»[2, 10] Это определение мы и возьмем за основу дальнейшей работы.
§ 3. Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения. Действительно, несмотря на то, что в целом система работы над судебной речью совпадает с системой работы над политической речью, обвинительная речь прокурора не похожа на митинговую речь, а проповедь создается не так, как академическая лекция. Как писал Н.Ф. Кошанский: «Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. — Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель.»[47, 8]
Все многообразие частных риторик объединяется в две ветви — гомилетику и ораторику.(см. об этом: [91]) Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия оратора на аудиторию. К ней относятся церковное и академическое красноречие. В последнее время сюда же стали относить пропаганду в средствах массовой информации. Так, выступая с курсом лекций, преподаватель не обязан каждый раз сообщать задачу своего курса, показывать важность изучаемого предмета и т. п. Достаточно сделать это на первой лекции. Каждая следующая лекция вносит нечто свое в решение общей проблемы, является фрагментом в общей картине, создаваемой выступающим.
Композиция речи и её составляющие
Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает
«составление, сочинение». В современном литературном языке оно имеет несколько значений:
— строение, соотношение и взаимное расположение частей;
— произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное и неоднородное по своему составу;
— теория сочинения музыкальных произведений;
— материал, полученный в результате комбинирования разнородных
В ораторском искусстве композиция – это закономерное и мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, организация материала, расположение его в определённой системе. В теории наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура».
Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей речи нарушается, то её эффективность снижается, а иногда сводится к нулю.
Элементарное понимание речи – это перевод следующих друг за другом и воспринимаемых слухом предложений на собственный мыслительный язык.
Запутанное, сложное, бессистемное, непоследовательное изложение воспринимается с трудом, так как за ним трудно следить, и, как правило, оно не вызывает большого интереса. При этом, из-за неправильности построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удаётся реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.
Способностью чётко строить композицию в совершенстве владел, например, И. П. Павлов. Современники учёного вспоминают, что даже самые сложные теории он излагал просто и убедительно благодаря чёткому построению выступления.
Составные элементы композиции.
Зачин.
Особенности зачина определяются, во-первых, самой темой выступления и аудиторией, во-вторых, необходимостью привлечения внимания слушателей.
Зачин указывает также, в каком ключе будет произнесена речь. Текст зачина должен мобилизовать слушателей к восприятию, вводя их в речь, и даёт концентрированную информацию о направлении речи.
Чаще всего речь начинается с этикетных формул, например, эмоциональная речь может начинаться с приветствия, и таким образом оратор подчёркивает своё расположение к слушателям, а это в свою очередь не может не вызвать у них ответного дружеского чувства и внимания.
Нужно подготовить слушателей к восприятию данной темы, привлечь их внимание. А для этого первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны.
Оригинальное начало не только привлекает внимание, но и даёт интеллектуальный и эмоциональный ключ к пониманию последующего изложения. Итак, зачин – это начальная часть ораторской речи, основные функции которой – контактоустанавливающая и проспективная, то есть установление контакта со слушателями и создание представления о теме и направлении речи.
Вступление.
Второй элемент ораторской речи – вступление. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Оно вводит слушателей в сущность выступления и психологически подготавливает их к восприятию речи. Опытные ораторы рекомендуют начать речь с интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.
Можно привести немало примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов.
Оригинальность вступления, его сила, действующая на слушателей, во многом зависит от того, какие приёмы в нём использованы оратором. Но для этого необходимо много работать, думать, искать.
Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом оратору необходимо учитывать и состав аудитории, и степень её подготовленности. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал.
Хорошо продуманное вступление ещё не обеспечивает общего успеха речи оратора. Нередко случается, что заинтересовав слушателей оригинальным началом, он теряет постепенно их внимание. Последнее может ослабеть, угаснуть и пропасть. В связи с этим перед оратором стоит ещё одна важная проблема – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В этом плане основная, главная часть выступления оказывается наиболее ответственной. Приёмы могут быть различны. Оратор пользуется логическими формами аргументации: дедукцией, индукцией и аналогией, которые отличаются друг от друга смысловой направленностью и характером следования компонентов доказательства.
Дедукция– это логический переход от общего знания к частному, подведение частного случая под общее правило. При этом впоследствии из общего положения, под которое подведён какой-либо факт, выводится надлежащее заключение в отношении этого конкретного факта.
Индукция– обобщение, возникающее на анализе эмпирического опытного материала, базирующегося на опыте. Рассуждение индивидуального типа строится, опираясь на конкретные данные с целью обобщения, то есть форма изложения от единичных и менее общих положений к общим положениям и выводам. Вероятно, сам вывод должен быть очевиден и прост. Дабы не утомлять слушателей чрезмерной сложностью вывода какого-либо результата, оратор должен наиболее понятным языком растолковать аудитории суть освещаемого вопроса. И при этом логическая цепочка его высказываний должна иметь строго определённые начало и конец и желательно как можно меньше промежуточных звеньев, чтобы слушатель не потерялся и сохранил внимание.
По способам тематического развёртывания речи можно выделить несколько типов композиции.
При последовательной композиции изложение идёт по восходящей линии, от одного тематического блока к другому. Одна тема переходит в другую, которая развивает предыдущую. Каждая из них является исходной для разъяснения последующей мысли. В результате раскрывается основная идея, которая определяет цель выступления. Этот способ расположения материала связан, как правило, с хронологическим или историческим описанием.
При концентрической композиции основная идея речи формулируется в её начале, хотя в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, конкретизируется. Обрастает всё новыми и новыми фактами, идеями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её.
При параллельной композиции темы разграничены, каждой из них отводится своя область речи, своё пространство высказываний. Наблюдается редкое их размежевание, дифференциация, неожиданный переход от одной темы к другой. Возможно наличие тем с большим смысловым разбросом вопросов. Тем не менее все они объединены одной отчётливо просматривающейся идеей.
В смешанной композиции построения речи наблюдаются все вышеупомянутые типы композиционного приёма. От их удачного сочетания зависит успешность выступления. В смешанном варианте несколько тем могут быть связаны последовательно, другие – параллельно и, переливаясь, они могут придать весьма контрастный вид речи, что конечно всегда возбуждало внимание слушателя.
Приёмы привлечения внимания аудитории
Публичное выступление имеет некоторые специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Как бы не интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестаёт слушать.
Заключение.
Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость говорит: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.
Заключение
И даже зная, не всегда они находят в себе смелость, ответственность и упорство, необходимые для решения такого рода задач. И даже находя, далеко не всегда владеют искусством такого тонкого и действенного слова. Одной из важнейших задач воспитания современной функциональной культуры речи является овладение умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения, прежде всего применительно к практически непосредственно актуальным сферам и ситуациям. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.
Композиция всегда будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Интересные, захватывающие речи – это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи.
Список используемой литературы
1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, М.: Изд-во «Феникс» 1998.
2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.: Издательство «Высшая школа», 1988.
3. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М.: Изд-во МГУ, 1992.
4. Максимов В. И. Русский язык и культура речи. Москва, М.: «Гардарики», 2001.