композиция романа что делать чернышевского
Композиция романа что делать чернышевского
«ЧТО ДЕЛАТЬ?» КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
Чернышевский сам в третьей главе («Предисловие») разъясняет смысл этого приёма: «Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца её, прикрыл их туманом». Такое начало позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, которой автор «забрасывал удочку с приманкой эффектности», с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры, сбить её с толку обычными приёмами авантюрного романа.
В дальнейшем изложении Чернышевский пародирует подобные романы, заявляя: «Я пишу без уловок и потому вперёд говорю: трескучего столкновения не будет, всё развяжется без бурь, без громов и молний».
Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».
Особенно велико значение четвёртого сна Веры Павловны. В нём в аллегорической форме, в смене картин, рисуется прошлое, настоящее и будущее человечества. В четвёртом сне Веры Павловны снова появляется революция, «сестра своих сестёр, невеста своих женихов». Она говорит о равенстве, братстве, свободе, о том, что «нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины», рассказывает о том, как будет устроена жизнь людей и каким станет человек при социализме.
Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал огромное уважение, и требовал от него вдумчивого, пристального, подлинно проницательного отношения к рассказу о «новых людях».
Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чём по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.
«Что делать?»: краткое содержание и анализ произведения
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
Галерея сильных и волевых персонажей представлена в произведении «Что делать?». Краткое содержание позволит получить общее представление об этом многоплановом романе. Какие темы и идеи раскрыты в «Что делать?» Краткое содержание по главам с подробным анализом читайте в статье.
«Что делать?»: краткое содержание
Роман «Что делать?» Чернышевский создал в период с 1862 по 1863 год. Выбрав направление социологического реализма, автор создал утопию, которая тем не менее покорила читателей и продолжает привлекать внимание новых поколений. Краткое содержание «Что делать?» таково:
Начало истории
Однажды в петербургской гостинице находят записку, которую оставил постоялец. Он пишет, что вскоре станет известен в связи с Литейным мостом, но что в происшествии никого не следует винить. Позднее выяснится, что в ту ночь на мосту кто-то выстрелил в себя — из воды вытащили фуражку с дырой от пули.
Тем же утром на даче на Каменном острове молодой даме Вере Павловне служанка приносит письмо. После его прочтения героиня безутешно рыдает, даже пришедшему молодому человеку не удается ее успокоить. Она твердит, что оба они теперь в крови.
Завязка
После вступления автор романа «Что делать?» рассказывает историю главной героини Веры Павловны. Девушка росла в хорошей семье, но ее мать искренне считала, что для девушки главное — успешно выйти замуж, а потому постоянно подбирала дочери подходящие партии. Для Веры Павловны невыносимой была мысль выйти замуж по воле родителей, но выхода она не находила.
Решение пришло случайно, когда к ее брату пригласили учителя Дмитрия Сергеевича Лопухова. Вера познакомилась с ним, начала общаться и вскоре поделилась своими бедами. Дмитрий нашел оригинальный способ ее спасти — сделал девушке предложение.
После этого события Вера увидела необычный сон: будто бы ее выпустили из подвала, после чего с ней беседовала удивительная красавица. Девушка пообещала помогать всем, кто оказался в такой же ситуации, как ранее она сама.
Развитие сюжета
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
Семейная жизнь Лопуховых оказалась необычной. Вместе они жили как друзья, но не как супруги, чем сильно удивляли квартирную хозяйку. Однако их все устраивало. Дмитрий работал, а Вера занялась открытием швейной мастерской. Туда она пригласила девушек, которые нуждались в собственном источнике дохода.
Главная героиня видит второй сон — поле с колосьями и грязью. Последняя стала символом заботы о насущном, и именно на ее основе растут колосья.
К Лопуховым часто приходит Александр Кирсанов — друг и сокурсник Дмитрия. Вере Павловне нравится с ним общаться, а потому она удивляется и обижается, когда Александр внезапно пропадает. Молодой человек влюбляется в жену друга и предпочитает это скрывать. Но Вера также испытывает к нему нежные чувства и не знает, что с этим делать. В третьем сне неведомая женщина объясняет ей ее чувства.
Кульминация и развязка
Как же разрешить такую ситуацию достойно? Лопухов находит выход и инсценирует самоубийство. О том, что это подлог, Вера узнает от человека по фамилии Рахметов, который также был другом их семьи. Успокоенная этим сообщением героиня становится супругой Кирсанова.
Брак оказывается похожим на предыдущий, только в нем присутствует любовь между супругами. Вера Павловна занимается швейными мастерскими, чувствует поддержку мужа. В четвертом вещем сне она видит, как жили женщины в разные века. Все это время они оставались рабынями, собственностью мужчин, но теперь могут достичь свободы и равноправия.
Описывая краткое содержание романа «Что делать?», невозможно не упомянуть оригинальную концовку произведения. Среди людей, которых принимают у себя Кирсановы, оказывается чета Бьюмонт. Екатерина Васильевна, которая раньше была знакома с Александром, приходит в гости с мужем Чарльзом, который оказывается Лопуховым.
«Что делать?»: анализ произведения
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
О любви и не только поведал в своем романе Чернышевский. «Что делать?» затрагивает социальную, экономическую и философскую стороны жизни, отношения отцов и детей, просвещение, значение силы воли. Есть на страницах романа даже революционные намеки. Проводя анализ произведения, важно обратить внимание на следующие аспекты:
«Что делать?»: история создания
К работе над романом автор приступил в декабре 1862 года, а закончил его в апреле 1863 года. Тогда его арестовали за радикальные взгляды, писатель находился в Петропавловской крепости. Роман продуман как ответ тургеневскому опусу «Отцы и дети», а потому в некоторых моментах произведения схожи.
Чтобы провести цензуру, Чернышевский обрамил политические подтексты и социальную тематику в любовный контекст, добавил в качестве сюжетной линии сны главной героини. Поэтому роман напечатал «Современник», но вскоре произведение запретили. Повторное разрешение на публикацию выдано только в 1905 году.
Роман «Что делать?»: тема
Неординарный и запутанный сюжет романа отражает мотивы, актуальные для русской литературы XIX века. На основе описанных ситуаций читатель поразмышлять о:
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
После интригующего начала тематика раскрывается через призму жизни Веры Павловны. На ее примере видим важность вопросов любви и брака, в особенности для женщин, чье мнение в те времена зачастую не учитывалось вовсе. Идея о равноправном труде представлена в истории создания главной героиней швейных мастерских. Вопросы дружбы, взаимоуважения и понимания остаются в центре внимания автора и читателя в течение всего повествования.
Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом
С помощью необычного подхода к композиции автор раскрыл сразу несколько тем и завуалировал запрещенные мотивы. В начале создается впечатление, что задача автора — описать любовную историю. Но это лишь маска, призванная скрыть социально-политическую составляющую романа. Последняя раскрывается в описании сновидений Веры Павловны.
Автор нанизывает эпизоды, раскрывая постепенно главные мотивы поведения героев и основную тему произведения. Интересен прием, который связан с появлением образа Лопухова в начале и в конце. Это формирует обрамление истории.
Жанр «Что делать?»: роман-утопия
Это произведение определяют как роман с несколькими сюжетными линиями и открытой центральной проблемой. В нем переплетаются любовный, философский, социально-политический жанр и утопия. Направление, в котором создано произведение, — реализм.
Актуален ли сейчас роман «Что делать?» Краткое содержание позволяет с уверенностью дать утвердительный ответ на этот вопрос. Несмотря на минувшие годы и реформы, которые произошли в обществе, мы все еще движемся в сторону описанной Чернышевским утопии. Поэтому полезно знакомиться с такими произведениями и делать выводы для развития собственной жизни.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Композиция романа «Что делать?». «Старые» и «новые» люди
Урок 15. Русская литература 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Композиция романа «Что делать?». «Старые» и «новые» люди»
Сегодня на уроке мы:
– Определим особенности композиции романа Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?».
– Узнаем, что такое грязь реальная и грязь фантастическая.
– Разберёмся, чем особенный человек отличается от нового человека.
– Выясним, чем интересны сны Веры Павловны.
На прошлом уроке мы не раз говорили о том, что Николай Гаврилович Чернышевский написал необычный роман с удивительной судьбой. Как же устроен этот роман?
Роман «Что делать?» состоит из 6 крупных глав, которые разбиты на части. В названии каждой из 6 глав отражена тема этой главы.
Например, первая глава называется «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», а пятая – «Новые лица и развязка».
Перед основными шестью главами есть ещё три небольших дополнительных главы. В первых двух дополнительных главах содержится «хитрость романистов» – эффектные сцены. А третья главка – это предисловие, в котором писатель обращается к публике, и за эти эффектные сцены извиняется.
Но данное предисловие – это только начало общения писателя и читателя. Можно сказать, что в основе композиции романа два сюжета: явный и скрытый. Первым сюжетом является семейно-психологический. Это история любви и замужеств Веры Павловны Розальской. Второй сюжет – политико-публицистический. Он раскрывается в лирических отступлениях, снах Веры Павловны, диалогах с «проницательным читателем», «Похвальном слове Марье Алексеевне» и так далее.
Диалог с читателем и лирические отступления – ключевые особенности романа Чернышевского. Более того, писатель выводит особенный тип «проницательного читателя». Кто же он такой, этот «проницательный читатель»? И правда ли он проницателен?
«Проницательный читатель» – это мишень для насмешек писателя. Он часть той публики, которая считает себя умной и уверена, что точно знает все авторские идеи наперёд.
Интересно, что «проницательный читатель» только мужского пола. «Читательница слишком умна, чтобы надоедать своей догадливостью», – заявляет Чернышевский. Пишет он и о добрых, сильных, умных читателях, которых появляется всё больше. С ними объясняться автор тоже смысла не видит. Итак, «проницательный читатель» – личность карикатурная.
Зачем нужен «проницательный читатель» Чернышевскому?
Обращение к проницательному читателю позволяет Чернышевскому оставаться публицистом. Писатель таким образом высмеивает старые порядки и косность мышления. И этой сатирой Чернышевский привлекает внимание умного, вдумчивого читателя, своего единомышленника. Вместе с этим, он раскрывает и поясняет свои взгляды и социальную теорию.
Художественное время в романе тоже интересно. Роман существует одновременно в трёх временных пластах: настоящем, прошлом и будущем. Прошлое и будущее резко противопоставлены друг другу. Прошлое предстаёт в мрачном свете. Это невежество, бедность, социальное неравенство. Будущее – это полные света и счастья футуристические картины из четвёртого сна Веры Павловны.
Настоящее – это переломное время. В нём живут и так называемые «старые люди», которые принадлежат прошлому. В настоящем действуют и «новые люди», которые созидают светлое будущее. И в настоящем же появляется фигура «особенного человека» – революционера, который должен сломать существующий «старый порядок».
Прошлое, настоящее и будущее сменяются и в снах Веры Павловны. Эти сны являются очень важными элементами композиции романа «Что делать?». О чём они?
В первом сне Вера Павловна видит себя парализованной и запертой в душном подвале. Её освобождает и исцеляет женщина, которая просит называть себя любовью к людям. Любовь к людям даёт Верочке цель жизни – освобождать таких же несчастных девушек, какой была сама Вера Павловна.
Чернышевский в этом коротком сне показывает движение женщины от жуткого прошлого к светлому будущему, в котором Вера веселится с освобождёнными девушками. И чтобы этого светлого будущего достичь, Вера Павловна должна трудиться в настоящем, освобождая других.
Сны Веры Павловны – это причудливое переплетение иносказания и бытовых реалий. Ярче всего это проявляется во втором сне, который начинается как притча. Интересно, что притчи – это особенность духовной литературы. Сын священника, бывший семинарист и идеолог революции Чернышевский для учебника социализма использовал методы религиозной литературы. Именно во втором сне появляются понятия «грязь реальная» и «грязь фантастическая». Что же это такое? Это образы, которые Чернышевский использует для людей прошлого.
«Грязь реальная» – это среда простых обывателей, которые вынуждены бороться с нищетой. Борьба за выживание их озлобляет и делает жестокими, но они трудятся и приносят пользу обществу. Такие люди могут стать ответственными, добрыми и нравственными гражданами, если им дать возможность жить, а не выживать. Марья Алексеевна, мать Верочки, невежественная и жестокая женщина. Но благодаря её труду и появляется «здоровый колос» – Вера Павловна, которая относится к «новым людям».
Другое дело «грязь фантастическая». Это среда праздных, богатых господ, все блага которым достались только по праву рождения. От них нет никакой пользы для общества. Выходец из этой среды – Серж. Он от природы человек не глупый и хороший, ничем не уступающий «новым людям», но совершенно неспособный заниматься делом.
Как вы думаете, тип «нового человека» – выдумка писателя или результат его наблюдений?
Считается, что Чернышевский взял в качестве основы для романа историю своих знакомых. Врач Чернышевского Пётр Иванович Боков женился на своей ученице Марии Обручевой, чтобы вызволить её из дома. Но спустя несколько лет Мария полюбила другого человека. Известного учёного-физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Таким образом, прототипом Лопухова называют Бокова, прототипом Кирсанова – Сеченова, а прототипом Веры Павловны – Марию Обручеву. В качестве второго прототипа Верочки указывают жену писателя Ольгу Сократовну Чернышевскую.
В мемуарах она писала: «Верочка (Вера Павловна) – я, Лопухов взят с Бокова».
Интересны слова и самого писателя. «Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова». Чернышевский выступает здесь как писатель-реалист. Он не изобретает тип «нового человека», а описывает его.
Есть в романе ещё один важный герой, который вовсе не является основным действующим лицом романа. Но тем не менее, он очень важен. Это «особенный человек» Рахметов. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; это цвет лучших людей, это двигатель двигателей, это соль соли земли».
Рахметов по происхождению дворянин. Но именно он в романе становится символом революции. Рахметов – вождь, за которым последуют «новые люди». Рахметов фанатично служит делу революции. Настолько, что идёт в бурлаки, чтобы испытать себя и постичь всю тяжесть жизни трудового народа.
Именно простому народу посвящены все его мысли. В романе есть характерный эпизод, когда Рахметов упрекает Веру Павловну в том, что после самоубийства мужа она хотела уехать, оставив мастерскую на другого человека. «Вы разрушали благосостояние пятидесяти человек, вы вредили делу человечества, изменяли делу прогресса», – говорит он.
Рахметов – титаническая личность, даже бесстрашные люди «чувствовали перед ним по временам некоторую трусоватость».
В его образе есть черты религиозного подвижника. Например, он подвергает себя различным испытаниям, аскезе. Рахметов даёт обет безбрачия, словно монах. Только монах служит Богу, а Рахметов посвятил себя делу революции. «Я во сне вижу его, окружённого сияньем», – сказала спасённая Рахметовым дама. То есть, в образе ангела или святого.
Интересно, что и у Рахметова есть прототип – саратовский дворянин Павел Бахметев. Он был учеником Чернышевского в Саратовской гимназии. Увлечение революционными идеями, работа бурлаком, заграничная поездка – всё эти эпизоды не выдуманы писателем, а повторяют биографию Бахметева. Бахметев встретился в Лондоне с Александром Герценом и отдал ему деньги от продажи своего имения на нужды революции и издание журнала. В романе так же Рахметов отдаёт деньги философу Фейербаху на издание его трудов, популярных среди революционно настроенной молодёжи.
Рассуждая о героях Чернышевского, нельзя не отметить ещё один факт. Роман Чернышевского полемизирует с романом Тургенева «Отцы и дети». Их разделяет почти год. Тургеневский роман вышел раньше. В нём новые люди либо высокомерны и мрачны, как Базаров, либо смешны и никчёмны, как Ситников и Кукшина. У Чернышевского «новые люди» добры, веселы, благородны. Идеи Базарова терпят крах, а герои Чернышевского живут в благополучии и радостном ожидании счастливого будущего.
Картины этого будущего можно увидеть в четвёртом сне Веры Павловны. В нём Вера Павловна путешествует по историческим эпохам от древних языческих времён к далёкому будущему. Она видит, как со временем меняется роль женщины в обществе. Финальная точка путешествия Веры Павловны сквозь время – это будущее, которое должны построить «новые люди». А каким Чернышевский видит будущее?
Счастливым. Писатель создаёт утопию. В ней люди живут во дворцах из хрусталя, чугуна и алюминия. Они превратили пустыни в зелёные сады, охотно работают и развлекаются. Живут в полном достатке и не знают проблем. Интересы и желания людей совпадают. Социального расслоения не существует. И личность, и общество достигают абсолютной гармонии.
Интересно, что четвёртый сон Веры Павловны в XX веке стал идеалом, к которому должно идти советское общество. И сам роман Чернышевского называли учебником жизни. Но возможно ли построить счастливое общество по этому учебнику? Вряд ли. Уже современники писателя указывали на то, что его идеал слишком оторван от действительности.
Например, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал: «Читая роман Чернышевского «Что делать?», я пришёл к заключению, что ошибка его заключалась именно в том, что он чересчур задался практическими идеалами. Кто знает, будет ли оно так! И можно ли назвать указываемые в романе формы жизни окончательными? Ведь и Фурье был великий мыслитель, а вся прикладная часть его теории оказывается более или менее несостоятельною, и остаются только неумирающие общие положения».
Особенности жанра романа Чернышевского «Что делать?»
Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие — “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
Краткий анализ
— Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.
– В произведении можно выделить две главные темы — любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.
— Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа — жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.
– Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей — романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.
Жанровое и идейное своеобразие романа Чернышевского “Что делать?”
Николай Гаврилович Чернышевский создал художественно-публицистический роман “Что делать?” – произведение своеобразного жанра, в котором писатель попытался раскрыть непреходящие проблемы русской литературы. Выявлению замысла писателя оказывают содействие сновидения героини – Веры Павловны, потому что роман из-за цензуры, установленной в то время, был написан в аллегорической, иносказательной форме.
Автор в бесчисленных публицистических отступлениях растолковывает свои собственные воззрения на окружающее его общество,
значение литературы в выработке общественной точки зрения. Считается, что произведение Чернышевского “Что делать?” принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета придает ему черты детективной повести, подробное жизнеописание Веры Павловны вносит элементы бытовой драмы, а из-за рыхлости сюжета, который то и дело прерывается пространными рассуждениями автора, роман трудно втиснуть в рамки какой-либо привычной схемы.
Местами автор пытается увлечь читателя скрупулезным – и безумно скучным – подсчетом прибыли, которую
получали изображенные им кооперативные швейные мастерские, или же усваивает себе возвышенный тон, и тогда на протяжении нескольких страниц роман напоминает поэму в прозе. Нередко автор, подобно суфлеру, врывается в повествование и упорно требует отчета у своих читателей: дескать, все ли им понятно? И сам же злорадным тоном отвечает: нет, добрейшая публика, ничего-то ты не усвоила!
Если подойти к вопросу о жанровом своеобразии этого сочинения с юмором – точнее, с “черным юмором”, – то определить его можно примерно так: это лирико-бытовая фантазия с элементами трагифарса на тему наилучшего благоустройства личной и общественной жизни, написанная автором в тюрьме с благими пожеланиями тем, кто пойдет по его стопам…
Действительно, трудно говорить об этом произведении серьезно, если принимать во внимание все его чудовищные недостатки. Автор и его герои говорят нелепым, топорным и невразумительным языком. Главные персонажи ведут себя неестественно, но они, словно куклы, послушны воле автора, который может заставить их делать все, что ему угодно.
Наиболее удачен в романе – и в этом нет ничего странного – образ злой, жадной и невежественной Марьи Алексеевны, матери Верочки. С ее цельным характером ничего не может поделать ни сам автор, ни его герои. Это наводит на мысль о том, что даже у Чернышевского не было особых трудностей в изображении этой фигуры, ведь женщины, подобные Марье Алексеевне, встречаются в жизни сплошь и рядом.
Совсем другое дело – “новый тип” человека. Автор предупреждает нас, что такие люди есть, хотя их еще мало. Но Чернышевскому явно хочется, чтобы их было больше, вот он и пересаливает, наделяя их сверхчеловеческой выдержкой и ангельской добротой…
Трудно судить объективно об идейном своеобразии книги, отвратительно написанной. Однако ни один русский писатель не может похвастаться таким успехом, какой выпал тогда на долю автора “Что делать?”. Секрет ее успеха – в ее моральном воздействии на общество.
Особенно много нападок вызвала проповедь свободной любви, отрицание ревности, основанной на дурном чувстве собственности. Однако половая распущенность процветала как раз среди представителей правого консервативного лагеря – среди гвардейских офицеров, праздных помещиков, важных чиновников, а вовсе не в кругах аскетически настроенной революционной интеллигенции. Проповедь свободы любви в романе Чернышевского означает проповедь искренности чувства и ценности любви как единственного оправдания отношений между мужчиной и женщиной. Прекращение любви с одной из сторон есть прекращение смысла отношений. Тема свободы любви не имела у Чернышевского ничего общего с темой оправдания беспорядочных половых связей.
Чернышевский восстает против всякого социального насилия над человеческими чувствами, им движет любовь к свободе, уважение к искренности чувства.
И все-таки типичный читатель едва ли удовлетворится аналогичными пояснениями и не уразумеет, отчего ему подобает отыскивать добродетели и достоинства в скверно сочиненной книжке. Многим знакомо минутное высказывание Е. Евтушенко: “Поэт в России – больше, чем поэт!” Да, возможно, было бы прекрасно, когда бы всякий в России делал свое дело.
История создания
Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.
Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.
В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.
Н. Чернышевский раскрыл несколько тем
, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют
проблемы
“Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.
Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.
Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.
Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом — швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.
Особенности жанра романа Чернышевского «Что делать?»
Особенности жанра романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Роман как ведущий жанр в русской литературе середины XIX в. (Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой). Особенности русского романа: внимание к проблеме личности, сосредоточенность на нравственно-этических проблемах, широкий социальный фон, развитой психологизм.
1. Все перечисленные черты присущи роману «Что делать?». В центре романа – образы «новых людей», в первую очередь образ Веры Павловны. Автор прослеживает становление и развитие личности Веры Павловны, формирование ее самосознания, поиск и обретение личного счастья. Основная проблематика романа – идейно-нравственная, связанная с утверждением философии и этики «новых людей». В романе достаточно полно представлен социально-бытовой уклад жизни (особенно в главах «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе» и «Первая любовь и законный брак»). Характеры главных героев, особенно Веры Павловны, раскрываются автором при помощи изображения их внутреннего мира, то есть психологически.
2. Жанровое своеобразие романа «Что делать?»:
а) «Что делать?» – прежде всего социальный роман, для него чрезвычайно существенна проблема взаимосвязей личности и общества. Внешне он строится как роман любовный, но, во-первых, в истории любви Веры Павловны подчеркнута именно связь личности и условий жизни, а во-вторых, сама проблема любви является для Чернышевского частью более широкой проблемы – положение женщины в обществе: каким оно было, каково оно сейчас и каким должно и может быть;
б) в романе «Что делать?» есть и черты семейно-бытового романа: в нем подробно прослеживается бытовое устройство семейной жизни Лопуховых, Кирсановых, Бьюмонтов, вплоть до расположения комнат, характера повседневных занятий, еды и т.п. Эта сторона жизни была важна Чернышевскому потому, что в проблеме эмансипации женщины семейно-бытовой уклад играет очень существенную роль: только с его изменением женщина может почувствовать себя равноправной и свободной;
в) в свое произведение Чернышевский вводит элементы утопического романа. Утопия – изображение счастливой и лишенной внутренних противоречий жизни людей, как правило, в более или менее отдаленном будущем. Такую утопическую картину представляет большая часть «Четвертого сна Веры Павловны», в которой Чернышевский подробно, вплоть до самых мелких деталей (дворцы из стекла и алюминия, мебель, посуда, зимние сады, характер труда и отдыха), рисует картину будущей счастливой жизни человечества. Утопические картины этого рода важны для Чернышевского с двух точек зрения: во-первых, они дают ему возможность выразить свой социально-нравственный идеал в наглядной форме, а во- вторых, призваны убедить читателя, что новые общественные отношения действительно возможны и достижимы;
г) роман Чернышевского можно охарактеризовать и как публицистический, поскольку, во-первых, он посвящен актуальным проблемам современности («женский вопрос», становление и развитие разночинной интеллигенции, проблема переустройства общественного строя в России), а во-вторых, в нем автор не раз впрямую высказывается по поводу этих актуальных проблем, обращается к читателю с призывами и т.п.
Итак, жанровое своеобразие романа Чернышевского определяют как общие черты русского романа (психологизм, идейно-нравственная проблематика и т.п.), так и оригинальное сочетание в одном произведении жанровых особенностей, присущих разным видам романа.
Здесь искали:
Композиция
В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы
. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.
Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.