кому что принадлежит соедини названия
Олимпиадные задания по литературному чтению (3 класс)
Олимпиада по литературному чтению для 3 класса.
Ф.И. ____________________________________________________ класс 3 «___»
1. Ответь на вопросы.
Как называется русский героический эпос? _________________________________________
Кто автор «Лесной газеты». ______________________________________________________
Кто отправил письмо «на деревню дедушке»? ______________________________________
Кому принадлежит петушок из чистого золота? _____________________________________
«Она пела свою весёлую песенку не замечая львёнка, потому что глаза у неё были закрыты от удовольствия». Кто пел песенку?_______________________________________________
2. Соедините имя автора с произведением, которое он написал.
Братья Гримм; а) «Кот в сапогах»;
В. Гауф; б) «Волшебник Изумрудного города»;
Ш. Перро; в) «Храбрый портняжка»;
П. Ершов; г) «Карлик Нос»;
А. Волков. д) «Конёк-горбунок».
3. Вспомните, героям какой сказки понадобились указанные предметы. Соедините линией название предмета и название сказки.
Зонтик; а) «Дикие лебеди»;
Санки; б) «Стойкий оловянный солдатик»;
Скорлупа грецкого ореха; в) «Оле-Лукойе»;
Крапива; г) «Снежная королева»;
Бумажный кораблик. д) «Дюймовочка».
4. Соедини начало и конец каждой пословицы.
У семи нянек кулаками не машут.
С кем поведешься, на том и провалишься.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
После драки дитя без глазу.
Чем хвалишься, от того и наберёшься.
5. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:
6. Раскрой переносный смысл каждого высказывания.
Бабушка надвое сказала. ________________________________________________________
Остаться у разбитого корыта. ____________________________________________________
Чует кошка, чьё сало съела. ______________________________________________________
Сколько верёвочке ни виться, а конец будет. _______________________________________
7. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…__________________________________________________
Когда в товарищах согласья нет,_________________________________________________
Б) Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны.
О каком времени года идет речь в текстах? А _____________ Б ______________
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
9. Объясните значение слов:
вешние (звоны) — _____________________________________________________________
10. У А.С. Пушкина есть такие строки:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
Какие краски осени назвал поэт? _________________________________________________
1. Ответь на вопросы.
Как называется русский героический эпос? былина
Кто автор «Лесной газеты»? Виталий Бианки
Кто отправил письмо «на деревню дедушке»? Ванька Жуков
Кому принадлежит петушок из чистого золота? царь Дадон
«Она пела свою весёлую песенку не замечая львёнка, потому что глаза у неё были закрыты от удовольствия». Кто пел песенку? Черепаха
2. Соедините имя автора с произведением, которое он написал.
Братья Гримм в) «Храбрый портняжка»
В. Гауф г) «Карлик Нос»
Ш. Перро а) «Кот в сапогах»
П. Ершов д) «Конёк-горбунок»
А. Волков б) «Волшебник Изумрудного города»
3. Вспомните, героям какой сказки понадобились указанные предметы. Соедините линией название предмета и название сказки.
Зонтик в) «Оле-Лукойе»
Санки г) «Снежная королева»
Скорлупа грецкого ореха д) «Дюймовочка»
Крапива а) «Дикие лебеди»
Бумажный кораблик б) «Стойкий оловянный солдатик»
4. Соедини начало и конец каждой пословицы.
У семи нянек дитя без глазу.
С кем поведешься, от того и наберёшься.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
После драки кулаками не машут.
Чем хвалишься, на том и провалишься.
5. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:
6. Раскрой переносный смысл каждого высказывания.
Чует кошка, чье мясо съела. Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это.
7. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь… всё в музыканты не годитесь. ( Квартет)
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. ( Лебедь, Щука и Рак)
Б) Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны.
О каком времени года идет речь в текстах? А осень Б весна
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
9. Объясните значение слов:
амбар — строение для хранения зерна, муки, припасов.
обоз — сборище путевых, кладных повозок.
подвода — грузовая конная повозка.
вешние (звоны) — весенние.
10. У А.С. Пушкина есть такие строки:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
Какие краски осени назвал поэт? Багрец – красный, золото – жёлтый.
Дидактическая игра «Чьи это вещи?» для детей младшего дошкольного возраста
Татьяна Мельниченко
Дидактическая игра «Чьи это вещи?» для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Чьи это вещи?» направлена на развитие гендерного воспитания для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: учить детей различать принадлежность вещей для взрослых и для детей, умение в своей речи употреблять обобщающее слово «семья», развивать речь, внимание, мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.
Материал:карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, детей (девочки, мальчика и младенца, карточки с предметами их гардероба, аксессуаров, предметов быта, игрушек, прочих вещей личного пользования и тд.
Воспитатель показывает детям пять карточек, на которых изображены члены семьи, и просит малышей назвать, кто изображён на них.
Воспитатель говорит, что это семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи, обращая внимание детей на большое количество разных вещей.
После рассматривания предметных карточек, воспитатель предлагает детям разложить вещи и предметы по своим определённым шкафам.Например: платье для мамы кладём на полку в мамин шкаф, мужские туфли в папин шкаф и тд.
После выполнения задания, взрослый просит сказать, как называются вещи, которые лежат в шкафах у каждого члена семьи.
После того, как дети освоят игру, можно её усложнить.Например: в папин шкаф поместить платье мамы и попросить детей найти лишнее.
«Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая.
Дидактическая игра «Живая неделя» для детей младшего дошкольного возраста по ФЭМП Авторская дидактическая игра «Живая неделя» За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Среди всего многообразия.
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Собери картинку» Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Собери картинку» (цикл «Делаем своими руками для детей») Материалы: хозяйственные.
Дидактическая игра «Яблочки-цветочки» для детей младшего дошкольного возраста Экспертная карта электронного образовательного ресурса (ЭОР) Авторо, должность Название Возрастная категория Задачи Содержание Возможности.
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» для.
Дидактическая игра «Веселые медвежата» для детей младшего дошкольного возраста Познание сенсорных эталонов начинается с раннего возраста. Это восприятие явлений и предметов, окружающие ребенка. Он познает,сравнивает,подбирает. Я.
Дидактическая игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Кто что носит» Дидактическая игра «Кто что носит?» по теме «Одежда» предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста с целью закрепления.
Викторина по литературному чтению
Задания литературной викторины для 1 класса (разминка)
За каждый верный ответ – 1 балл
1. Отгадайте загадки:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота. (Айболит)
Весел он, как балалайка,
А зовут его … (Незнайка)
В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку? (Дюймовочка)
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали. (Дуремар)
2. Выбери правильный ответ
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко,
Звали песика.
3. Сказочный аттракцион. Кому принадлежат сказочные вещи?
– Хрустальная туфелька. (Золушке)
– Цветик-семицетик. (Девочке Жене)
– Разбитое корыто. (Старухе)
В какой сказке умели говорить печка, яблонька, речка? (Гуси-лебеди)
Какое животное обнаружило пустой теремок? (Мышка)
У кого была ледяная избушка, в какой сказке? (У лисы)
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это… (Репка)
Как звали девочку, которая попала в домик медведей, в какой сказке? (Машенька)
Из чего была речка, берега которой укрыли братца Иванушку и сестрицу Аленушку? (Молочные реки, кисельные берега)
Кто не влез в теремок? (Медведь)
Кто встретился колобку по дороге? (Заяц, Волк, Медведь, Лиса)
Что отвечала Лиса, когда ее пытались выгнать из домика Зайчика? (Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам)
Какие слова приговаривал Волк, когда ловил рыбу в проруби? (Ловись, рыбка, большая и маленькая)
5. Какие волшебные средства были у сказочных героев? (нарисовать)
У Снежной королевы
У Кощея Бессмертного
Соедини пары слов в столбиках:
Курочка Ряба колобок
Задания литературной викторины (письменно) – (ответы)
5. Какие волшебные средства были у сказочных героев? (нарисовать)
– У Снежной королевы. (Волшебное зеркало)
– У Кощея Бессмертного. (Яйцо с иглой)
6.Соедини пары слов в столбиках:
Курочка Ряба колобок
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-609936
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Викторина «По дорогам сказок»
МОУ «Ястребовская средняя общеобразовательная школа»
Цель: выявить степень знания сказок.
Развивать смекалку, находчивость, терпение и выдержку.
Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки.
Прививать любовь к сказкам
С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам, так из поколения к поколению. И даже когда вы вырастите и станете совсем взрослыми, и у вас тоже будут дети, вы тоже будете им рассказывать сказки свои любимые, знакомые с детства.
-Угадай, из какой сказки реплика?
2. Конкурс «Угадай сказочного героя».
-Угадать по описанию героя сказки.
4. Конкурс «Волшебные предметы »
-Кому принадлежат эти предметы?
5.Конкурс «Название сказки»
-Соедини слова, чтобы получилось название сказки
-Кто быстрее ответит на 5 вопросов
1) Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл (колобок)
9) Дурачина ты, простофиля. (сказка о рыбаке и рыбке)
10) Спи, глазок, спи другой (Хаврошечка)
11) Пошла лиса домой несолоно хлебавши.
На этом у них и дружба кончилась. (Лиса и журавль)
Видит, чудо там растёт
2. Не в санях, не на коне,
Мчится баба на метле,
Хитрая и злая. Кто она такая?
Кто её перехитрил, братца кто освободил? (сестрица баба Яга)
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Но коварному злодею кто – то голову срубил (муха, комарик, паук)
4.Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг придачу.
Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача (золотая рыбка)
5. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.
6.Он всегда живёт всех выше, у него есть дом на крыше
Если ляжешь быстро спать, ты с ним можешь поболтать (Карлсон)
7.Укатился он из дома по дороге незнакомой.
Это самый непослушный, говорливый, простодушный.
Ты его узнал, дружок? Он румяный ………(колобок)
8. Всех грязнуль очистит быстро, всех нерях умоет чисто.
9.Лечит всех зверей подряд, лечит взрослых и ребят.
К вам спешит, когда болит, добрый доктор (Айболит)
10. С Пятачком он ходит в гости, любит мёд, варенье просит.
Это кто, скажите вслух! Медвежонок …(Вини-Пух)
11. Такое лишь в сказке волшебной случается
Карета из тыквы большой получается!
В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,
Со сказочным принцем знакомится ….( Золушка)
Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл.
Скоро подкачу к вам.
Емеля, приходи за водой. Засиделась в проруби.
Простое яичко уже снесла.
Спасите! Нас съел серый волк
1) Золотой ключик (Буратино)
2) Туфелька (Золушке)
3) Игла (смерть Кащея)
4) Горошина (королеве)
5) Бумажный кораблик (стойкому оловянному солдатику)
6) Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)
7) Термометр (доктору Айболиту)
8) зеркальце (королеве)
9) яйцо (курочке Рябе)
10) мыло ( Мойдодыру)
11) Воздушный шарик (Вини – пуху)
Солдат старуха топор.
Брат сестра баба Яга.
Петух курочка кузнец.
Зеркало яблоко царица
Что несла Красная шапочка бабушке? (пирожок и горшочек масла)
Зачем пошла падчерица в зимний лес в сказке 12 месяцев? (за подснежниками)
Как называл себя Карлсон? (мужчина в полном рассвете сил)
Что нёс Вини – пух в подарок Ослику? (шарик)
Кто первый поселился в теремке? (мышка)
Сказочная хитрюга. (лиса)
За кого держалась внучка? (за бабку)
Из чего фея сделала карету для Золушки? (из тыквы)
Кто любит сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? ( Вини – пух)
Сказочная замарашка. (Золушка)
Подружка 7 гномов. (Белоснежка)
Кто такой Елисей? (королевич)
Как звали поросёнка, который любил трудиться? (Наф наф)
Сказочные существа, живущие в лесу. (эльфы)
Сколько лет черепахе Тортиле? (300)
Этот персонаж занимался торговлей пиявок. (Дуремар)
Растаявшая внучка. (Снегурочка)
Мальчик – луковичка. (Чипполино)
В кого превратился братец Иванушка? (в козлёночка)
Жилище бабы Яги. (избушка) Сколько шоколада просил слон? (6-7 пудов)
Какая избушка была у зайчика? ( лубяная)
Чем пожертвовала Русалочка, чтобы увидеть принца (голосом)
Что всегда побеждает в сказках? (добро)
Конёк – Горбунок Ракета
Золотой петушок Радиолокатор
Чудо зеркало Телевизор
Перо жар птицы Прожектор
Сани, которые едут сами Аэросани
Клубок ниток Компас
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-413106
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как выбрать название для бизнеса
Чтобы конкуренты не потащили в суд
Один мой знакомый открыл ресторан, а регистрировать название не стал: не до того, надо строить ресторанную империю.
Через пару лет у него дошли руки и до товарного знака. И тут началось.
Оказалось, что за два года конкуренты из разных городов уже подали на регистрацию очень похожие знаки. Если они узнают о рестораторе и подадут в суд, ему придется заплатить компенсацию — до пяти миллионов рублей за каждый знак. Столько суды обычно не взыскивают, но 500—700 тысяч — нормальная практика. А еще на кону полтора миллиона рублей, вложенных в рекламу, дизайн интерьеров и сайт. Если название заставят поменять, все это придется переделывать.
Сейчас я веду для него регистрацию четырех знаков вместо одного: в надежде, что хотя бы один пройдет экспертизу Роспатента.
Предпринимателю не стоило тянуть с регистрацией знака. Но более серьезная и менее очевидная ошибка — в неудачном названии. Чтобы не раскрывать название ресторана, назовем его «Дуэльпицца». Роспатент сказал, что «пицца» — неохраняемый элемент, «дуэль» уже зарегистрирован. Слитное написание сути не меняет: всем понятно, что это два разных слова. Кроме того, дуэль — это схватка со смертельным исходом, поэтому такое название для ресторана аморально и портит аппетит.
Давайте разбираться, что все это значит. Поделим названия для бизнеса на категории и посмотрим, что там с аморальностью. Но сначала немного матчасти, чтобы дальше было понятнее.
Основные понятия
Товарный знак, он же торговая марка или бренд, — это слова или изображения, зарегистрированные в Роспатенте. В качестве товарных знаков регистрируют названия компаний и отдельных продуктов, слоганы и логотипы. Цель регистрации — получить федеральную монополию на обозначение и не дать получить ее другим. Это нужно для того, чтобы покупатели различали компании и товары, а предприниматели не несли ущерба от подделок.
Знак регистрируют, если он соответствует требованиям закона и не повторяет уже зарегистрированные знаки. Он действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Компенсация за нарушение права на товарный знак — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Сходство до степени смешения — это значит, что разные обозначения настолько похожи, что покупатель может их перепутать. Роспатент старается этого не допускать, поэтому следит, чтобы новые товарные знаки не были слишком похожи на старые.
В эту категорию входят названия, которые лучше не использовать. Их точно не получится зарегистрировать и защитить.
В первую очередь это обозначения, которые, по мнению Роспатента, противоречат общественным интересам, принципам гуманности и нормам морали. Кроме того, опасно использовать названия произведений искусства или цитаты из них, имена персонажей. А за некоторые названия могут даже оштрафовать.
Общественным интересам противоречат названия, которые обманчиво намекают на связь с государством: включают в себя слова «российский», «федеральный», «государственный» или их части. Например, название «Госкредит» можно зарегистрировать как товарный знак, только если Минюст даст добро. А он этого не сделает, если среди учредителей компании нет государства.
С таким названием можно не дойти и до Роспатента. Сначала компанию регистрирует налоговая, а она тоже фильтрует «государственность». Но даже если что-то пропускает, то потом может передумать и заставить сменить название через суд. Например, компанию «Рос-дон М» заставили переименовываться за корень «рос».
Гуманности противоречат названия, которые слишком сильно контрастируют с продуктом или тем, что делает компания. Например, Роспатент не зарегистрирует название «Исповедальная» для водки, «Долгожитель» для пива или «Незнайка собирает друзей» для похоронного бюро.
По нормам морали не пройдут названия, которые ассоциируются с ругательствами, даже с самыми мягкими. Например, Bledina или «Ёшкин кот».
Названия произведений, имена персонажей и цитаты защищает авторское право. Даже если как-то получится зарегистрировать название с отсылкой к произведению, правообладатель может не оценить это и взыскать компенсацию через суд.
Проблемы могут возникнуть, даже если это простое совпадение: у компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» ушло пять лет на то, чтобы доказать, что персонаж Успенского тут ни при чем. Фамилия Чебурашкин была еще у их деда, который появился на свет намного раньше самого Чебурашки.
Еще опаснее использовать в названиях прилагательные в превосходной степени: «лучший», «первый», «номер один». ФАС может решить, что это не соответствует действительности, и оштрафовать компанию на 500 тысяч рублей.
Указательные названия прямо указывают на товары или услуги: например, «Сапоги» для магазина сапог. Монополизировать и защитить такие названия не получится. Роспатент считает их неохраняемыми элементами и не регистрирует как товарные знаки.
Владелец магазина «Сапоги» не может продать франшизу или запретить кому-то открыть на соседней улице магазин с похожим названием. Но у таких названий есть и плюсы: покупатели сразу понимают, что внутри, и никто не сможет обвинить предпринимателя в том, что он использует чужой товарный знак.
Указательные названия подходят магазинам, которые не планируют расширяться или выделяться за счет брендинга. Если у вас ларек с шаурмой или ремонтом обуви, можно просто назваться по виду деятельности и ничего не регистрировать.
Но здесь тоже есть обо что споткнуться. Шаг в сторону — и, казалось бы, указательное название превращается в чей-то товарный знак. Один мой знакомый назвал магазин детской одежды «Детским миром», потому что решил, что это распространенное название и ни у кого не может быть на него монополии. Через пять лет настоящий «Детский мир» объяснил, что это не так. Пришлось переименовываться, чтобы избежать суда.
Я советую своим клиентам не мудрить. Если не планируете регистрировать товарный знак, называйте ремонт обуви «Ремонтом обуви», а не «Вселенной обуви и ремонта».
Описательные названия указывают на свойства товара: красивый, хороший, вкусный, дешевый. Они не обладают различительной способностью: кто угодно может называть свою одежду красивой, а еду вкусной. По такому названию покупатель не отличит одного производителя от другого. Поэтому зарегистрировать их как товарные знаки тоже не выйдет.
В лучшем случае описательное название можно зарегистрировать в составе логотипа, при этом само название выделят неохраняемым элементом. Логотип будет защищен, но название с другой графикой сможет использовать кто угодно.
Например, марка «Русский продукт» зарегистрирована разными компаниями в разных графических исполнениях.
Описательное название получится зарегистрировать как товарный знак, только если доказать, что его уже так долго и широко используют, что оно приобрело различительную способность. Но особо полагаться на это не стоит. Например, «Макдональдс» не смог доказать известность бургера Big Tasty и получил отказ. С другой стороны, логотип «Много мебели» все-таки зарегистрировали как товарный знак вместе с названием.
В законе нет четкого описания известности, поэтому эксперты Роспатента сами решают, насколько известно название. Подходы разных экспертов могут отличаться, поэтому регистрация описательного названия — это лотерея. Как и указательное, такое название стоит выбирать, только если вы не против, чтобы его использовали другие компании.
С третьего уровня надежности начинаются довольно сильные названия, которые можно защитить регистрацией в Роспатенте.
Ассоциативное название намекает на суть продукта, но напрямую его не называет и не описывает свойства. Если получается придумать такое название, то оно здорово помогает выделиться среди конкурентов. Но хорошее ассоциативное название придумать сложно: всегда остается риск, что Роспатент все-таки посчитает его указательным или описательным и выделит в неохраняемый элемент.
Еще сильнее семантически нейтральные названия. Они никак не указывают на товары или их свойства, поэтому охраняются сами по себе, вне зависимости от графического исполнения. У нейтральных названий нет рисков отказа, которые есть у описательных, указательных и ассоциативных.
Вариант нейтрального названия — географическое. Оно считается нейтральным, если между продуктом и местом нет никакой связи. У покупателя не должно возникнуть и мысли, что продукт там производят или могут производить. Иначе Роспатент может отказать в регистрации.
Например, предприниматель из Челябинска подал на регистрацию название «Жамбон де пари» для колбасы. Роспатент отказал в регистрации товарного знака, потому что это название — транскрипция французского «Jambon de Paris», что означает «Ветчина из Парижа». Такое название может создать у потребителя ложное представление о том, что продукт производят во Франции, а не в Челябинске. К тому же перевод указывает еще и на конкретный вид товара — ветчину.
При этом «Везувий» для кафе и «Атакама» для обогревателей прошли регистрацию без проблем: их посчитали семантически нейтральными.
Выдуманные названия — самый надежный вариант. Среди юристов и экспертов их еще называют фантазийными. Выдуманного слова нет в словарях, поэтому маловероятно, что кто-то уже защитил его товарным знаком. Оно не указывает на товары и свойства продукта, поэтому зарегистрировать его проще других. С точки зрения бизнеса такое название хорошо выделяет компанию среди конкурентов.
Исключения — это аббревиатуры и акронимы. Они тоже часто выглядят как выдуманные, но, по мнению Роспатента, не обладают различительной способностью и не могут быть зарегистрированы как товарные знаки.
Даже если аббревиатура компании становится настолько известной, что приобретает различительную способность, защитить ее тяжело. Например, BMW и KFC смогли это сделать далеко не сразу и не во всех странах.
Акронимы — это чаще всего что-то из советского наследия вроде Тяжметпромстроя и Оптторга. С ними проблема в том, что эксперты обычно расценивают части названий как указание на продукты или их описание. Поэтому зарегистрировать подобный акроним получается только вместе с логотипом — отдельно он охраняться не будет.
А вот если придумать акроним, который выглядит выдуманным словом, то его, скорее всего, зарегистрируют без проблем. Например, Yandex — это акроним от фразы «Yet ANother inDEXer» — «Еще один индексатор».
Как выбрать название для бизнеса
Процесс обычно такой: предприниматель придумывает несколько названий, отсеивает плохие, проверяет занятые, а из оставшихся выбирает какое-то одно — сам или с помощью юриста. Посмотрим, как это выглядит.
Скажем, мы продаем плюшевых медведей. Нам нужно придумать название для бирок на медведях и вывески на магазине. Мы хотим, чтобы название отличало нас от конкурентов, — возможно, потом мы даже будем продавать франшизу. После консилиума с женой и котом у нас появилось 10 вариантов. Мы прогнали их по уровням надежности — осталось четыре. Вот их уже надо проверять.
Варианты названий для магазинов плюшевых медведей
Название | Комментарий | Вердикт |
---|---|---|
«Лучшие медведи № 1» | Нарушает закон о рекламе | 👎👎👎 |
«Красивые медведи» «Плюшевые медведи» Plush Bear | Названия описывают свойства товара. Если кто-то захочет стать нашим конкурентом, название не поможет с ним бороться. Английский язык сути не меняет | 👎👎 |
«Медвежатник» | Бойко, но на уголовном жаргоне так называют воров, которые взламывают сейфы. Эксперт может решить, что для игрушки название аморально | 👎👎 |
Плюшмедторг | Зарегистрируют только с логотипом, отдельно от него охраняться не будет. А логотипа у нас еще нет | 👎 |
«Медведи Братьев Чичкановых» «Вежливые мишутки» «Вежливые мишки» «Барни» | Названия выглядят нейтральными или выдуманными. С ними можно работать, но нужно проверить, не опередили ли нас, — а уже потом выбирать из оставшихся вариантов | 🔎 |
«Лучшие медведи № 1»: нарушает закон о рекламе. 👎👎👎
«Красивые медведи», «Плюшевые медведи», Plush Bear: названия описывают свойства товара. Если кто-то захочет стать нашим конкурентом, название не поможет с ним бороться. Английский язык сути не меняет. 👎👎
«Медвежатник»: бойко, но на уголовном жаргоне так называют воров, которые взламывают сейфы. Эксперт может решить, что для игрушки название аморально. 👎👎
Плюшмедторг: зарегистрируют только с логотипом, отдельно от него охраняться не будет. А логотипа у нас еще нет. 👎
«Медведи Братьев Чичкановых», «Вежливые мишутки», «Вежливые мишки», «Барни»: названия выглядят нейтральными или выдуманными. С ними можно работать, но нужно проверить, не опередили ли нас, — а уже потом выбирать из оставшихся вариантов. 🔎
Как проверить название
Проверять названия надежнее всего в официальной базе Роспатента. Один поиск по товарным знакам стоит 59 рублей, по заявкам — 295 рублей.
Чтобы сэкономить, можно начать с бесплатных баз. Они показывают меньше данных, но все, что есть там, есть и в базе Роспатента. Если бесплатная база покажет, что название уже занято, за его проверку можно не платить.
стоит поиск по заявкам на регистрацию товарных знаков в базе Роспатента
Я обычно пользуюсь условно-бесплатной базой linkmark.ru. Результаты поиска по базе совпадают с базой Роспатента, но в бесплатной версии не показывают поданные заявки. Может оказаться так, что наших мишек уже кто-то регистрирует, а мы об этом не узнаем. Но поиск по заявкам здесь стоит дороже, чем в Роспатенте: 500 рублей за запрос.
После бесплатного поиска остается два варианта названия: «Медвежонок Барни» и «Медведи братьев Чичкановых». Теперь стоит заплатить и прогнать их по заявкам в базе Роспатента.
Но без опыта интерпретировать результаты сложно. Возьмем того же «Барни». Кажется, что «Балми» — это совсем другое название, а на самом деле тут очевидное сходство до степени смешения по фонетическому признаку. А, скажем, «Банни» вполне может пройти, потому что это не вымышленное имя, а «Кролик» в переводе с английского.
Из-за таких нюансов товарные знаки — это отдельная специализация юристов. Какие-то названия можно отсеять и самому, но в конце лучше все-таки проконсультироваться со специалистом: это надежнее всего.
Если компания работает под чужим товарным знаком
Представьте: ваша компания работает несколько лет, зарабатывает деньги, открывает новые точки. И тут, как мой знакомый с сетью ресторанов, вы проверяете свое название и выясняете, что такой товарный знак уже есть. Вот что нужно делать дальше.
Дату начала работы вашей компании и сам факт работы устанавливает суд. К сожалению, раз вы не зарегистрировали знак, по умолчанию вы не правы и вынуждены доказывать обратное. Придется доказывать, что вы действительно продавали товары под спорным названием. Помогут любые документы, которые имеют отношение к работе: например, договоры с контрагентами и на размещение рекламы, договоры на регистрацию доменов. Чем больше таких доказательств вы принесете в суд, тем больше шансов, что решение будет в вашу пользу.
Но решения выносят разные: все зависит от суда и обстоятельств дела. В базе судебных решений больше шести тысяч дел по таким спорам, и за каждым из дел стоят чьи-то деньги, время и нервы.
Например, с маникюрного салона из Новосибирска суд взыскал 600 тысяч рублей за нарушение права на товарный знак, хотя он начал работать раньше даты приоритета. Спор дошел до Верховного суда, но тот не испытал жалости.
А автосервис из Тулы прошел несколько инстанций и все-таки отстоял свое название. Теперь ему предстоит аннулировать чужой знак через Палату по патентным спорам или арбитражный суд. Это непростой процесс, достойный отдельной статьи, но, по крайней мере, автосервису не пришлось платить компенсацию.
Если правообладатель знака подал на него заявку раньше, чем вы начали работать, придется менять название. В этом случае шансов отстоять его нет: если дело дойдет до суда, он может заставить вас выплатить компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей — а название все равно поменять.
За последний год я видел больше сотни похожих ситуаций. Какие-то вытягивали юристы, где-то предпринимателям везло, а где-то все кончалось печально. Например, с цветочного ларька в Кирове за нарушение права на товарный знак суд взыскал 500 тысяч.
Если очень не хочется менять название
Единственная альтернатива — доработать название, чтобы оно перестало походить на зарегистрированное до степени смешения. Но этот вариант для тех, кто готов рискнуть: отличается знак или нет, все равно решает эксперт Роспатента.
При доработке точно не подойдут элементы со слабой различительной способностью или вообще без нее: местоимения, цифры, описательные прилагательные. Бесполезно писать название другим шрифтом или латиницей вместо кириллицы. Ничего не даст плюс и минус в конце названия или слитное написание вместо раздельного. Знаки проверяют и на графическое и фонетическое сходство. Если уже зарегистрирован «Ромашка и Василек», то Romashka & Vasilek и «Ромашка-Василек» пролетают: они хоть и пишутся по-разному, но звучат одинаково.
Чтобы не получить отказ, выбирайте совершенно другие варианты названий. Например, добавьте необычное существительное или прилагательное.
В любом случае, если дело дошло до суда, ищите хорошего юриста. Интеллектуальная собственность — это не та область, где можно обойтись бесплатными консультациями и шаблонами из интернета.
А еще лучше — проверяйте названия сразу и не доводите до суда. Ну не такие это деньги, чесслово.
Про выбор названия пока все. В следующий раз будет про собственно регистрацию товарного знака: что дает, сколько стоит, как не выйти в окно от предварительного отказа Роспатента. Не переключайтесь.
Кратко: как выбрать название для бизнеса
Спасибо за топовую статью
> По нормам морали не пройдут названия, которые ассоциируются с ругательствами, даже с самыми мягкими. Например, Bledina или «Ёшкин кот».
Всё отлично регистрируется:
«Ёшкин кот» (Свидетельства: № 239633 и № 417483)
«Ёшкина коровка» (Свидетельство: № 547274)
«Ядрёна Матрёна» (Свидетельства: № 424478 и № 353852)
«Ядрёна копоть» (Свидетельства: № 339662 и № 695728)
«Ядрён бидон» (Свидетельство: № 392035)
Алексей, два знака «Ешкин кот», которые вы привели, с 2011 года не действуют. В 2001 году их тогда приняли, да, но за 20 лет практика изменилась и полагаться на знак 2001 года я бы не стал. Тем более, что в 2014 году была подана новая заявка на «Ешкин кот» 2014705816 и ему отказали. По «Bledina» — да, вы правы, международный знак есть и он действует. Но едва ли национальная российская заявка с таким названием прошла бы регистрацию.
В целом, тут история в том, что заигрывания с названиями «на грани» — это всегда очень спорная и слабо предсказуемая история. Та же сеть доставок суши «ЁбиДоёби» уже третий год пытается зарегистрировать свое название, но пока что у них так и не получилось.
Алексей, а в нашем городе Йошкар-Оле есть товарный знак «Йошкин кот»
Ирина, привет, землячка)
Алексей, спасибо за статью!
Тоже буду ждать статью про регистрацию в Роспатенте)
У нас экипировочный центр спортивный товаров для туризма- альпинизма «Штурм», существуем более 10 лет. Но недавно обнаружили тренажерный зал, открытый совсем недавно под таким же названием.Правомерна ли будет наша притензия, на то чтобы зал изменил название, поскольку оно занято?
Ирина, если у вас есть товарный знак, а в товарном знаке в перечне товаров и услуг есть 41 класс МКТУ с указанием услуг клубов, фитнес-центров или предоставления спортивного оборудования, то да, правомерна.
Интересно будет почитать про регистрацию в Роспатенте.
Скажите, правильно ли я понял, что откажут в регистрации любых аббревиатур, в том числе с расшифровкой?
Например, «OTS4» (расшифровка oil treatment system of the 4th generation).
Получается, выпуская продукт под таким названием, я защитил себя от возможных атак конкурентов с этой стороны?
Влияет ли наличие логотипа?
Вопрос про аббревиатуры достаточно интересный и непростой.
Не существует общего правила о том, что любые аббревиатуры нельзя регистрировать.
Роспатент в руководстве для экспертов выделяет отдельно «общепринятые аббревиатуры и сокращения» и «сочетания букв, не имеющие словесного характера».
«Общепринятые аббревиатуры и сокращения» — это те сокращения, которые есть в словарях: «пищепром», «ООО», «кг». Их нельзя использовать как товарные знаки, потому что они не обладают различительной способностью и их может использовать кто угодно. Зато можно нарисовать логотип со словом «пищепром» и зарегистрировать этот логотип как товарный знак. В таком случае будет охраняться именно Ваша картинка, а само слово «пищепром» будет неохраняемым элементом товарного знака, в другой графике его сможет использовать и регистрировать кто угодно.
«Сочетания букв, не имеющие словесного характера» — это «обозначения, состоящие исключительно из согласных звуков (ТПР, ЧВФД), а также обозначения, в которых после букв содержатся точки (Т.Е.Н., I.D.N.S.).». От аббревиатур отличаются тем, что у этих сочетаний нет общеизвестных расшифровок.
Ваш случай с «OTS4» ближе ко второму. У Вас есть гласная буква, у слова «OTS» нет общепринятой расшифровки, как у аббревиатуры, поэтому кажется, что можно регистрировать. Но стоит знать, что «отсутствие различительной способности» всё-таки оценочный критерий, поэтому один эксперт Роспатента может зарегистрировать товарный знак «OTS4», а другой сочтет, что даже несмотря на наличие гласной в начале, «OTS4» не выглядит как слово, поэтому в регистрации нужно отказать.
Если Вам нужно регистрировать «OTS4», то я бы сделал упор на то, что «OTS4» читается как «отсфор», и поэтому различительная способность есть. Кроме этого я предложил бы подавать на регистрацию «OTS4» логотипом: тогда мы в любом случае зарегистрировали бы товарный знак, вопрос был бы только в том, получится ли сделать так, чтобы само слово «OTS4» признали охраняемым.
Расшифровка «oil treatment system of the 4th generation» никак не влияет на регистрацию. Эта расшифровка указывает на продукт, различительной способностью не обладает, будет неохраняемым элементом, поэтому что она есть, что её нет, без разницы. Хотя всё-таки немного она вредит: если Вы напишете на логотипе «OTS4 — oil treatment system of the 4th generation» то весь перечень МКТУ вам порежут до собственно систем очистки масла и того, что именно с этим связано. Это сделают, потому что расшифровка указывает на конкретные товары, и продавать одни товары под названиями других товаров нельзя. Нельзя продавать кефир под логотипом с надписью «молоко».
Из-за этого через несколько лет, когда Вы решите продавать под брендом «OTS4» другие товары для автомобилей, не связанные с системами очистки масла, Вам придется регистрировать этот же товарный знак на другие классы МКТУ, но уже без расшифровки «oil treatment system of the 4th generation». Поэтому расшифровки лучше убирать.
«Получается, выпуская продукт под таким названием, я защитил себя от возможных атак конкурентов с этой стороны?»
Спорный вопрос. Далеко не факт, что Ваше «OTS4» можно считать самостоятельным элементом, подлежащим охране. Но если его все-таки кто-то сможет зарегистрировать, по причинам, описанным выше, и этот кто-то будете не Вы, то может возникнуть неловкий момент.
Еще есть нюанс в том, что неохраняемые аббревиатуры в качестве названий могут в итоге всё-таки создать путаницу на рынке.
Например, сейчас у меня стоит задача от завода: нужно придумать, как сделать так, чтобы их аббревиатурные названия изделий зарегистрировали как товарные знаки. Они много лет выпускали изделия под названиями в духе «Т4А9-0.9» и довыпускались до того, что названия их изделий стали включать в заявки на госзакупки. И получается ситуация, что хочет, например, госпредприятие закупить продукцию этого завода и пишет в госзакупках, мол, поставьте нам изделие «Т4А9-0.9», пять штук. Название завода поставщика почему-то там указывать нельзя, а марку изделия можно. Тут как тут появляется конкурирующий завод на госзакупку, и говорит предприятию, мол, держите, вот мы тоже выпускаем изделие «Т4А9-0.9», пять штук и на сто рублей дешевле. В итоге получается, что наш завод не продает продукцию туда, куда планировали, а госпредприятие получает продукцию от другого завода не того качества, на которое рассчитывали. Счастлив только конкурирующий завод, который вовремя подсуетился.
Мораль истории в том, что если бы с самого начала завод назвал бы изделие не «Т4А9-0.9» а например, «розовый гусь», то этой ситуации сейчас бы не возникло.
В общем, если собираетесь использовать в бизнесе название «OTS4», то стоит зарегистрировать его вместе с логотипом, или зарегистрировать «OTSFOUR». Если только начинаете бизнес, не уверены, что дело пойдет и не хотите тратиться на товарный знак, то назовите товар «Murzin Oil Treatment System». Это самые беспроигрышные варианты, на мой взгляд.