кому на руси жить хорошо что это
Кому на Руси жить хорошо
Часть первая
Пролог
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие —
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою —
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале – то скорей.
Идут – перекоряются!
Кричат – не образумятся!
А времечко не ждет.
За спором не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти. »
Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…
«Куда. » – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать – обнять!
На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел – умом раскидывал
И молвил наконец:
«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться —
Устали – не дойдем,
Присядем, – делать нечего.
До солнца отдохнем. »
Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка —
Пируют мужички!
Косушки [1] по три выпили,
Поели – и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, —
Кричат братаны Губины,
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров кричит: царю!
Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Немудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Гляди – уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, —
И всяк свое кричит!
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! – направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, —
И стон, и рев, и гул!
Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрепанный,
И наутек пошел!
За ним галчата малые
Вверху березы подняли
Противный, резкий писк.
А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? – не найдет!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать! [2]
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи желтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит и черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса —
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка —
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!
Сова – замоскворецкая
Княгиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…
Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймет!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят…
Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»
«Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день, —
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» —
Сказал угрюмый Пров.
«Да по ведру бы водочки», —
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
«Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку», —
Шутили мужики.
«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».
«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»
Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:
«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».
– А что ты дашь? —
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»
– А где, пичуга малая, —
Спросили братья Губины, —
Найдешь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? —
«Найти – найдете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».
– Скажи! —
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямехонько версту:
Придете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка.
Добудьте вы ее, —
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобраная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
«Эй! скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь – пустите птенчика!»
– Постой! мы люди бедные,
Идем в дорогу дальную, —
Ответил ей Пахом. —
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь – одежу старую
На нас заворожи!
– Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися! —
Потребовал Роман.
– Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися, —
Потребовал Демьян.
– Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася, —
Потребовал Лука.
– Не прели бы онученьки… —
Потребовали Губины…
А птичка им в ответ:
«Все скатерть самобраная
Чинить, стирать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти. »
Раскрыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил – и птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
Направился к дуплу.
За ним взвилася пеночка
И на лету прибавила:
«Смотрите, чур, одно!
Съестного сколько вынесет
Утроба – то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! – Молчком идут
Прямехонько, вернехонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку —
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли – и нашли
Ту скатерть самобраную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
Глядь – скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка
И спрятались опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Все появилось вдруг…
Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошел тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперед не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески,
На чести повести —
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ
Портрет Н. А. Некрасова, 1872: Wikipedia / Н. Н. Ге
Жемчужина творчества великого русского писателя Николая Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Краткое содержание произведения в общих чертах описывает, как жили крестьяне после отмены крепостного права, раскрывает взгляды Некрасова на проблемы русского общества.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание
Некрасов признавался, что на протяжении жизни слышал множество историй о судьбах обычных людей. Они в итоге легли в основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо». О чем повествует произведение, узнаете из краткого пересказа:
«Кому на Руси жить хорошо»: пролог
Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.
За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.
Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.
«Кому на Руси жить хорошо»: безуспешные поиски счастливца
Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?
Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом. И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу. Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.
Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:
На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.
«Ярмарка», 1910: Wikipedia / И. С. Куликов
Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется. Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами. Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.
В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.
Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной. Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок. Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.
«Кому на Руси жить хорошо»: кратко об истории Матрены Тимофеевны
Странники решают расспросить женщин: может, им хорошо живется? Их направляют к Матрене Тимофеевне Корчагиной: по слухам, «губернаторша» — та, кого они ищут. Но Матрена так не считает и в доказательство выкладывает свою историю:
Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.
Кто он — счастливый человек на Руси?
Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.
Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова. Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке. Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.
Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.
Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook
«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения
Какие мысли вложил в произведение Некрасов? «Кому на Руси жить хорошо» (краткое содержание произведения дает это понять) — дневник крестьянской жизни в пореформенный период. Глубину авторского замысла поможет понять аналитическая справка:
История создания
Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.
Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.
Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.
Суть и проблематика поэмы
Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:
Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.
Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.
Жанровая принадлежность поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов объединил лирику с эпосом, поэтому его логично идентифицировать как поэму:
Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Название произведения | Кому на Руси жить хорошо |
---|---|
Автор | Николай Некрасов |
Жанр | Поэма |
Год написания | 1876 – 1877 |
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Часть первая
Пролог
На дороге встречаются семь мужиков: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров:
У каждого из мужиков было свое дело, однако он быстро его забывает. Все внезапно задались вопросом:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Глава I. Поп
На дороге странникам встречаются простые люди. Однако к вечеру они видят попа, и объясняют ему цель своего путешествия. Поп, хотя он убежден, что роптать грешно, развенчивает миф о счастливой жизни священнослужителя: если представить счастье как «покой, богатство, честь», то попам недоступно ничто из вышеперечисленного. Грамоте они обучаются с детства, причем жесткими методами – выслужить сан не так-то просто! Он признается также, что любая привычка имеет свои пределы, и со спокойной душой хоронить, а также смотреть на плачущую семью невозможно.
Деревня уж не та, беднеет, помещики многие уехали в город, раскольников в его уделе нет, соответственно и податей мало. Земля неурожайная. А, кроме того, крестьянство постоянно хулит священнослужителей: о них складывают неприличные песни и присказки, в которых находится место не только для него самого, но и для всего его семейства. Мужики смущены последнему замечанию, пытаются оправдаться, что так воспитаны. Поп отвечает, что не хотел их упрекать. Уезжает. Мужики ругают Луку, который предположил, что попу на Руси вольготно живется.
Глава II. Сельская ярмонка
Странники идут через пустые деревни. Оказывается, все жители ушли в село Кузьминское, на «ярмонку» (ярмарку). Мужики решают взглянуть, ведь ярмарка – всегда праздник для простого люда, может, там счастливые встретятся.
В богатом и грязном Кузьминском легче найти пьяного, чем счастливого. Много нарядно одетых: красуются девушки, на них ворчит злобная старообрядица. Слышны хохот и крики. Странники становятся свидетелями драматичной истории: печальный старик стоит перед прилавком с обувью, он обещал внучке купить козлиные башмачки, но все деньги пропил. Ситуацию спасает некий «барин», собиратель фольклора, Павлуша Веретенников: сжалившись над пьяницей, он покупает ему обещанные башмачки.
Книгопродавцы-офени торгуют книжками, но хорошо продаются, увы, отнюдь не Гоголь и не Белинский. Офени обманом всучивают наивным деревенским мужикам портреты неизвестных «толстых» генералов.
Устроен и балаган-театр с
Петрушкою
C козою с барабанщицей
И не с простой шарманкою,
А с настоящей музыкой.
Мужики-странники смотрят постановку, пьют, ходят по ярмонке, а к вечеру покидают «бурливое» село.
Глава III. Пьяная ночь
Нет меры хмелю русскому.
А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Яким рассказывает Веретенникову и свою историю: как-то он купил лубочных картинок для сына, развесил по стенам, и так они самому ему нравились, что когда дом загорелся, он, забыв про иное имущество, кинулся спасать лубки. В это время сгорели все его деньги – 35 рублей.
Глава IV. Счастливые
Крестьянин Федосей советует странникам найти Ермилу Гирина: он единственный, кто действительно подходит под это описание. Он был простым мельником, но мельницу решили продать за долги. Ермила перекупает мельницу у купца Алтынникова, собрав задаток за час: простые люди сами несут честному мужику деньги. Через неделю он честно возвращает все до копейки, и обнаружив лишний рубль, долго ищет «заимодавца». Любовь народа Ермил заслужил, работая писарем:
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Вмешивается некий поп, утверждающий, что Ермила Гирин в данный момент сидит в остроге, поскольку он как-то связан с бунтом в деревне Столбняки. Что же случилось с ним, странники так и не узнают: поп уходит, обещая закончить рассказ при другой встрече.
Глава заканчивается поркой лакея с подагрой: обладатель «аристократической» болезни попался на воровстве. После наказания он стремительно убегает, как будто никогда ничем и не болел.
Глава V. Помещик
Странники встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева, румяного, щеголеватого мужчину лет шестидесяти. Он принимает их за грабителей, но те объясняют причину своего странствия. Теперь черед помещика рассказывать о своей «счастливой» жизни. Происходит он из старинных аристократических родов.
Жилось дворянам, говорит он, как у Христа за пазухой, и словно весь мир был добр к ним: не только люди, но и леса, поля, травы. Гаврила Афанасьич скучает по охоте: для него она была символом аристократического быта:
Нам жаль, что ты, Русь-матушка,
С охотою утратила
Свой рыцарский, воинственный,
Величественный вид!
Особенно ценны ему были, однако, «древнерусские» порядки:
Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот.
Помещик сетует, что с отменой крепостного права они лишись возможности самоуправства. Ни казнить, ни миловать теперь некого. Однако, уверяет Гаврила Афанасьич, он все же был любим своими крестьянами. На Пасху, рассказывает он, христосовалась вся его семья и «с последним мужиком», не брезговали. Помещик сентиментально тоскует об утерянной помещичьей Руси, об усадьбах, господских садах и процветающих деревнях. Теперь все иначе:
Усадьбы переводятся,
Взамен их распложаются
Питейные дома.
Немало в его рассказе и сословного: он не желает трудиться, словно немец, видя свое предназначение в поддержании дворянской чести, охоте и пирах. Он сокрушается, что не понимает теперешнего мироустройства, и не знает, как жить в эпоху перемен.
Даже странникам жаль помещика:
Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику.
Последыш (из второй части)
Мужики приходят на Волгу, наблюдают покос. Это крестьяне из деревни Большие Вахлаки во главе с бурмистром Власом. Вдруг с реки доносится музыка, крестьяне велят мужикам косить усерднее: это идет их помещик, самое главное – чтобы он был счастлив и доволен. Помещик (
Нос клювом, как у ястреба
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Самодур-Последыша придирается к сену, к смеху мужиков, пожалуй, его можно назвать счастливым: он умудрился окружить себя старым порядком, когда того уже не существует. Всем миром крестьяне пытаются сохранить легенду, они ждут смерти старика и мечтают о пойменных лугах.
Утятины уезжают, но через какое-то время до покоса доходит весть: князь умер! Увы, жители деревни Старые Вахлаки еще не знают, что родные Последыша забудут все обещания и зароки, и им предстоит долгая судебная тяжба с его наследниками.
Крестьянка (из третьей части)
Матрене хорошо жилось в родительском доме, но она взрослеет, и ее сватает Филипп Корчагин, печник. Молодые любят друг друга (муж бил ее всего один раз в жизни), и вполне счастливы вместе, однако, признает Матрена, то и было единственное кратковременное счастье в ее жизни: в семье мужа ее невзлюбили (
). Хорошие отношения у Матрены только с могучим дедом Савелием, бывшим каторжным. Он часто рассказывал женщине о своей жизни: помещик поручил немцу-управляющему Фогелю следить за своенравными крестьянами, тот заставил их работать днем и ночью. Восемнадцать лет они молчали, а потом убили Фогеля. Но это в прошлом, теперь Савелий учит Матрену терпеть:
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти
Ты — крепостная женщина!
Труд в семье свекра – рабский, муж на заработках. Все меняется, когда у нее рождается сын Демушка. Матрена не чает в нем души, но и это счастье мимолетно. Свекровь запрещает Матрене брать в поле ребенка: он мешает женщине работать. Она слушается, но дед Савельич не усмотрел за мальчиком, и его съедают свиньи. На судебном расследовании тело ребенка вскрывают, а после равнодушный лекарь пьет водку с попом и обедает. Горю Матрены нет предела и спустя десятилетия.
После Матрена прощает Савелия, который ушел в Песочный монастырь замаливать грех. Они встречаются на могиле Демушки, и женщина забирает старика жить к себе.
Спустя 20 лет после смерти Демушки, другого ее сына, Федота-пастушка, обвиняют в том, что тот овец волкам скармливает. Федот честно рассказал историю о раненой волчице, которая украла у него на пастбище овцу. Увидев, что животное уже померло, Федот сжалился и не стал отбирать добычу у страдающей волчицы. Крестьяне решают высечь его за провинность, но Матрена берет наказание на себя.
Несчастная Матрена рожает прямо в приемной, когда появляется губернаторша, Елена Александровна. Добрая женщина не только помогает крестьянке вернуть мужа, но даже становится крестной матерью ее новорожденному сыну и дает ему имя Лиодор. С тех самых пор Матрену и прозвали «Губернаторшей». Однако учитывая все пережитое женщиной, ее едва ли можно считать счастливой. Сама Тимофеевна говорит странникам, что среди русских женщин счастливых искать нет смысла:
«А то, что вы затеяли
Не дело — между бабами
Счастливую искать.
Пир — на весь мир (из четвёртой части)
Сергею Петровичу Боткину
Последняя часть посвящена празднованию «свободы» в селе Большие Вахлаки после смерти князя Утятина. Главные действующие лица — бурмистр Влас, псевдобурмистр Клим Яковлич, а также крестники Власа – семинаристы Григорий (Гриша) и Саввушка. Мужики-странники тоже присутствуют на пиру.
Эта часть поэмы – наименее сюжетная, но наиболее поэтичная, Некрасов включает в нее много сказовых и песенных текстов. На ночном пиру поют песни «Барщинная», «Горькая», «Голодная», «Солдатская» и другие. В сказе «Про холопа примерного – Якова верного» рассказывается о холопе Якове, который всю жизнь пресмыкался перед самодуром-барином и сносил его побои, как дар. Однако же барин забривает в солдаты его племянника, и Яков затаивает обиду: когда у помещика отнимаются ноги, он увозит и бросает его в лесном овраге, а сам вешается над ним. Поутру раскаявшегося барина находит охотник.
Странствующие богомольцы поддерживают завязавшийся разговор о грехах. Звучит история Ионы – фольклорная притча о разбойнике Кудеяре, которому для отпущения греха Бог повелел рубить вековой дуб. Однако могучее дерево поддается, лишь когда Кудеяр убивает пана Глуховского, похваляющегося своей жестокостью и беззаконием.
Мужик Игнатий Прохоров возражает, что разбойничий грех ничто в сравнении с грехом крестьянским: он рассказывает историю старосты Глеба, которому адмирал-вдовец подписал вольную вместе с остальными 8 тысячами крестьян. Но Глеба подкупает родственник, и завещание сжигают.
Под утро толпа расходится, крестник Власа Гриша остается один, и вспоминает известные ему «добрые» песни (звучат «Соленая», «Бурлаки»). По замыслу Некрасова, Григорий – воплощение нового «доброго» времени:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь
а потому и песни его – другие.
Если бы странники слышали песни семинариста и ведали, что звучит в его душе, то «быть бы им под родною крышею»: в нем они нашли бы счастливого человека, ведь пел он воплощение счастия народного!