комьюнити что это значит в жизни человека
Не только соль просить: как PropTech помогает строить соседские комьюнити
Об эксперте: Дарья Воронова, генеральный директор «Домиленд».
Среди городских жителей сегодня мало кто знает своих соседей по именам. Мы все уже успели привыкнуть к такому положению дел, обозначив зоной комфорта только квадратные метры собственной квартиры, но, как показывает мировая практика, наступает новый тренд.
Переосмысливаем традиции
В широком смысле комьюнити — это группа людей со схожими интересами и целями, которые живут в одном регионе или имеют общее происхождение. В районе с развитым комьюнити вы увидите следующую картину: ухоженная территория, жители, которые лично знают друг друга, эффективно используемые общие пространства, активно развивающийся малый бизнес и т.д. Звучит как утопия, но во многих городах жилые кварталы уже выглядят примерно так.
Столетиями люди строили города по принципу смешанной застройки: коммерческие и жилые кварталы находились на одной территории. Все старались строить так, чтобы горожанин мог максимально быстро добраться из дома до работы, с работы — в ресторан, из ресторана — в гости. И все это, по возможности, пешком. Люди хорошо знали соседей просто потому, что гораздо больше времени проводили в одном и том же районе. Однако после Второй мировой войны резко выстрелившая автомобильная промышленность и развитый общественный транспорт подарили нам возможность активно передвигаться по городу. Пространства начали делить. Есть спальные районы, а есть — шумный центр, где сосредоточена вся торговля, весь бизнес. В итоге, когда вы тратите на дорогу больше часа в день, вам просто некогда участвовать в жизни своего комьюнити. Местные сообщества стали разрушаться.
Из удобных пространств для людей города превратились в промышленно-деловые центры, где приходится не только работать, но и жить. Конечно, у этих перемен появились противники — основоположники «нового урбанизма» Андрес Дуэни и Элизабет Платер-Зиберк. «Новый урбанизм» предлагает смешанную квартальную застройку с пешеходной доступностью всех необходимых для жизни объектов: жилых домов, деловых центров, развлекательных комплексов и т.д. При таком планировании пространства в центре внимания оказывается человек и его потребности, а не бесконечное производство и получение прибыли. Вместе с идеями нового урбанизма возвращались и комьюнити. На рубеже 1970-80-х годов эти каноны стали массово внедряться в практику городского планирования в США и других стран. Так, например, по принципам нового урбанизма был построен жилой район Якриборг на юго-западе Швеции и некоторые городские районы на юге Флориды в США.
В городах, спроектированных по канонам нового урбанизма, конечно, очень развиты горизонтальные комьюнити. Ведь чем меньше человеку нужно покидать свой район, тем сильнее он будет вовлечен в жизнь местного сообщества. Он постоянно встречает одних и тех же людей, вместе с ними решает вопросы использования общих пространств, участвует в развитии локального бизнеса. Поэтому в районах, вдохновленных идеями Дуэни, априори будут крепкие горизонтальные комьюнити.
Но не стоит ждать, пока городские планировщики в вашем городе увлекутся «новым урбанизмом», чтобы воспользоваться преимуществами жизни в сообществе. Развивать идеи добрососедства в цифровую эпоху гораздо проще, чем строить новые районы.
Зачем нам знать соседей: преимущества комьюнити для жителей и для города
Горизонтальные комьюнити имеют ряд конкретных преимуществ.
Получается, что горизонтальное комьюнити — это саморегулирующаяся система, которая позволяет участникам жить в благоустроенном и безопасном районе. В таких кварталах будет активно развиваться малый бизнес, будет приятно жить и легко строить полезные социальные связи.
Комьюнити в российских реалиях
Сегодня, когда в России стали появляться современные жилые комплексы с общими пространствами, стало понятно, что нам не хватает горизонтальных комьюнити и культуры общения с соседями. Как корректно решать вопросы использования спортзала или внутреннего двора? Есть ли смысл обращаться к управляющей компании от сообщества жителей, а не поодиночке? Как не допустить превращения красивого фасада, построенного в едином стиле, в нагромождение дизайнов?
Постепенно люди начинают осознавать себя частью квартального комьюнити и пытаются организовать сообщества самостоятельно. Но для этого им нужны корректные цифровые инструменты.
Управляющие компании сегодня предпочитают коммуникацию с жителями посредством мобильных приложений — это удобно и практично. В приложениях можно легко оплатить коммунальные услуги, заказать пропуск на территорию, арендовать парковочное место, заказать воду. Однако все эти опции подразумевают общение жителей с УК, а не друг с другом. Чтобы заполнить этот пробел, необходимо сместить фокус на c2c-коммуникацию: формат взаимодействия жителей с жителями.
Платформа, которая может стать местом для формирования горизонтального соседского комьюнити, уже существует в формате цифровой доски объявлений для жителей своего дома или даже подъезда. При этом публиковать посты могут только авторизованные пользователи приложения, а все объявления проходят модерацию. Так комьюнити остается безопасным, туда не смогут проникнуть мошенники или рекламные боты. Пример такой закрытой платформы — американская социальная сеть Nextdoor, приложением которой пользуется каждая четвертая семья в США. Пользователи могут выбирать аудиторию своих постов — от объявлений на весь район или двор ЖК до точечных сообщений для соседей по лестнице. Участники могут не только что-то продавать или покупать, но и, например, познакомить детей в одной доме, попросить выгулять собаку или найти няню.
Еще один удобный технический инструмент для функционирования комьюнити — платформа для малого бизнеса, которая позволяет локальным предпринимателям общаться с жителями района. Через подобное приложение можно, например, анонсировать открытие кофейни, вести онлайн-запись, принимать заказы на доставку, сообщать об акциях и спецпредложениях. Так постепенно формируется локальная инфраструктура: «свой город внутри большого города».
С помощью цифровых инструментов для создания комьюнити можно также проводить общие собрания собственников онлайн. Электронное голосование позволяет принимать решения, касающиеся всего дома. Это значительно увеличивает эффективность таких собраний, а также сокращает вероятность подтасовки голосов. Пользователи будут всегда в курсе обсуждаемых и принимаемых решений, могут проголосовать, но не обязаны приходить на долгие и неудобные собрания.
Задача PropTech-сервисов сейчас — разработать цифровые платформы, позволяющие застройщикам формировать комьюнити будущих жителей еще на этапе строительства дома, управляющим организациям — эффективно использовать ресурсы, а жителям — жить в комфортном благоустроенном сообществе.
Как и зачем создавать комьюнити для брендов
Что такое комьюнити бренда, как его построить, а главное — зачем. Мы подробно изучили вопрос, приплюсовали свой опыт и делимся с вами.
Объединение пользователей вокруг продукта может стать для бизнеса самой выигрышной концепцией продвижения — это не требует большого бюджета и формирует постоянно расширяющийся круг лояльных покупателей.
Если вы правильно донесёте свои идеалы и цели до аудитории, то благодарные пользователи сделают для продвижения вашего дела едва ли не больше, чем вся реклама, которая стоит гораздо дороже создания «клуба по интересам».
Главная идея комьюнити — общение людей, обмен полезной информацией, чувство сопричастности к чему-то большему, создание общего стиля жизни. Для бренда создание такого сообщества — это возможность донести свои ценности и идеи до потребителя и получить лояльную аудиторию.
Отдельные покупатели впоследствии могут превратиться в адвокатов бренда — они будут советовать вашу продукцию друзьям и отмечать вас в социальных сетях. В 21 веке эффект «сарафанного радио» работает так же отлично, как и 100 лет назад.
Современные комьюнити брендов существуют как в офлайне, так и в онлайне. Например, супермаркет «Город-Сад» не только общается с клиентами через социальные сети, формируя сообщество любителей здорового образа жизни, но и проводит каждую неделю бесплатные встречи с экспертами ЗОЖ в лектории магазина.
Комьюнити укрепляет лояльность покупателя к бренду. Среди единомышленников человек может найти новых знакомых, друзей и компанию для совместного досуга — происходит интеграция бренда в жизнь клиента.
Представьте историю пары, которая познакомилась, придя на тренировку Fitmost Only, организованную сервисом специально для своих подписчиков, — бренд и комьюнити вокруг него стали началом новой главы в жизни этих людей.
Сообщество помогает донести цели бренда до лояльной аудитории и найти новых клиентов, которым принципы проекта окажутся близки. Например, бренд украшений The Giving Keys, продающий изделия в виде ключей с мотивирующими надписями, борется с бездомностью и привлекает бездомных к производству украшений, помогая встать на ноги.
Бренд рассказывает о своей миссии в соцсетях, а по тегу #thegivingkeys единомышленники делятся информацией по теме. Многим пользователям соцсетей хотелось бы участвовать в благотворительных проектах, но они уверены, что это требует больших вложений средств и времени.
Увидев посты бренда The Giving Keys, потенциальный клиент сразу считывает главную идею — помогать другим легко. Он понимает, что купив украшение, реализует свою давнюю идею сделать добро другому.
Мы выделили несколько важных составляющих комьюнити, без которых у бренда вряд ли получится создать сообщество.
Прежде всего нужно понять, какие социальные сети популярны среди целевой аудитории, а затем определить цели — для чего нужно сообщество, чем оно заинтересует вашу целевую аудиторию.
Например, вы хотите поделиться идеей осознанного подхода к природе, а клиенты будут рады видеть в социальных сетях посты про способы сделать мир лучше и получать скидки или подарки за использование многоразовых термочашек вместо одноразовых стаканчиков, как это делает «Город-сад».
Информация в аккаунте должна быть максимально полезной, клиент в идеале должен захотеть поделиться ей со своими друзьями.
Далее необходимо сформировать неповторимый и узнаваемый TOV бренда, который будет близок клиентам, и понять, какая информация поможет представить его концепцию в социальных сетях. Все изображения и тексты в ваших аккаунтах должны ассоциироваться у пользователя с настроением и посылом бренда.
Ваше комьюнити со временем будет расширяться, в нем будут появляться пользователи, которые сочувствуют бренду, но еще не совершили ни одной покупки.
Нужно понять, какая именно информация побудит аудиторию купить товар или воспользоваться услугой бренда, ведь по статистике Vision Critical, «около 40% пользователей социальных сетей хотя бы раз совершали покупку после прочтения публикации о продукте или услуге в ленте новостей».
Для удержания внимания членов комьюнити важно грамотное взаимодействие с аудиторией в социальных сетях. Можно публиковать в официальном аккаунте бренда отзывы, фотографии клиентов, чтобы аудитория чувствовала обратную связь, и её доверие к продуктам марки росло.
Комьюнити-менеджер: кто он, что делает и зачем нужен
Если вы работаете в маркетинге, то наверняка выполняете хотя бы отдельные функции комьюнити-менеджера. Даже если не знаете об этом.
Продвигаю в соцсетях IT-проекты, помогаю строить сообщества. Объединяю и властвую. О сновательница Soyka Agency.
Партнёр, директор по SMM и комьюнити-менеджменту в Vinci PR (если честно, не люблю слово «директор» и всегда пишу «руководитель направлений», но это длинно и не одобряется редакциями).
Кто такой
комьюнити-менеджер
В России о комьюнити-менеджменте стали активно говорить последние несколько лет. Пионерами были разработчики игр, но сейчас комьюнити-менеджеров нанимают онлайн-школы, производители спорттоваров, организаторы событий, благотворительные проекты и даже девелоперы.
Комьюнити-менеджер — это специалист, который:
Как и во всех новых специальностях, точное описание функционала варьируется в зависимости от сферы деятельности компании. Например, в небольших компаниях задачи КМа часто пересекаются с задачами
SMM- и PR-специалистов, а в IT-компаниях — со специалистами службы поддержки.
Впрочем, в последние годы терминология и круг обязанностей КМов уточняется, так как индустрия естественным образом развивается изнутри: профессиональное сообщество публикует статьи и книги, проводит обучающие курсы и организует отраслевые события.
Почему
комьюнити-менеджмент
внезапно стал актуален?
На самом деле, не внезапно. Сами по себе сообщества стары как мир, и механики взаимодействия с ними тоже не новы. Раньше общением с комьюнити (это называлось также «организованные целевые группы») занимались пиарщики и маркетологи, позже — SMM-щики. В США профессии комьюнити-менеджера уже не один десяток лет. В России первые КМы появились в сфере онлайн-игр в 1990-е.
Впрочем, общее ускорение жизни, появление новых медиа и тотальный переход коммуникации в интернет повысили спрос на специалистов по комьюнити-менеджменту. Этому есть несколько причин:
Поскольку коммуникация стала не просто быстрой, а мгновенной, и объёмы информации увеличились до невероятных масштабов, бренды стали нанимать для работы с сообществами отдельных специалистов. Сейчас уже внутри команды комьюнити-менеджеров может быть своя специализация:
В игровых компаниях над одним крупным проектом легко могут работать пять-шесть комьюнити-менеджеров (в России и СНГ редко бывает больше десяти, но в США и Европе может быть и такое).
Рабочие инструменты КМа
В русскоязычной среде иногда говорят, что КМ работает в основном над удержанием аудитории. Это не совсем так. На разных стадиях развития сообщества КМ в разных пропорциях занимается привлечением, удержанием и возвращением аудитории, а также всегда способствует её продвижению по воронке продаж.
Инструменты для привлечения аудитории:
Инструменты для удержания:
Инструменты для возвращения:
Помните: пожар проще предупредить, чем потушить. А пользователей легче удержать, чем вернуть. Поэтому гораздо выгоднее с точки зрения временных, финансовых и эмоциональных затрат увеличивать время жизни членов сообщества, пока они еще активны. Для этого важно регулярно собирать детальную аналитику по сообществу. В этом помогут встроенные механизмы площадок, специальные внешние продукты, штатный отдел аналитики или просто ваши руки с эксель-табличками.
Вам точно это надо?
Если вы работаете в сфере маркетинга и коммуникаций, то понимать специфику работы с сообществами нужно обязательно. В конце концов, это ваша целевая аудитория, и комьюнити-менеджмент — один из способов работы с ней. Вполне вероятно, что вы будете использовать только некоторые инструменты из чемоданчика комьюнити-менеджера. Этого вполне достаточно, если у вас маленький или, наоборот, очень большой бизнес (скажем, вы печёте торты на заказ или владеете федеральной сетью супермаркетов). Как и всегда в маркетинге, инструменты выбираются, исходя из целей, задач и целевой аудитории.
Однако если вы решили, что комьюнити-менеджер вам все-таки нужен, помните: сообщество — это игра вдолгую. Начатое и заброшенное сообщество вредит бренду куда сильнее, чем отсутствие сообщества вообще.
Убедитесь, что у вашей компании есть ресурс на поддержку комьюнити: пользу оно начнет приносить не раньше, чем через шесть-девять месяцев. Столько времени нужно на раскачку. Впрочем, если вы пойдете по этому пути, то вам наверняка понравится: где, как не в сообществе, вы всегда найдете свежие идеи, едкую критику и те самые боли аудитории, связанные с вашим продуктом?
Зачем участвовать в жизни комьюнити и как это помогает профессиональному росту?
Участвовать в жизни какого-нибудь профессионального сообщества здорово по нескольким причинам: там можно обсудить работу, попросить совета, найти единомышленников, а то и друзей, прокачать спикерские и организаторские навыки, и, в конце концов, это просто интересно.
Я уже несколько лет занимаюсь организацией мероприятий GDG (Google Developer Group), поэтому могу рассказать много интересного о внутренней кухне сообщества, организации конференций и, конечно, о том, как это помогает в профессиональном развитии.
Предыстория
У меня всё началось так: в 2014 году я заинтересовался мобильной разработкой (до этого разрабатывал бэкенд на C#). У меня был смартфон на Android, так что выбор пал на разработку под Android, и я стал активно изучать Java. А как можно быстро разобраться в технологии? Взять и поучаствовать в каком-нибудь хакатоне, когда у тебя есть цель и нужно быстро выдать результат. Мои друзья как раз собирались на хакатон в Минск, и я поехал с ними.
Среди организаторов хакатона были ребята из GDG Minsk. Сначала я думал, что они работают в Google, но потом узнал, что они просто увлекаются Google-технологиями и организовали комьюнити, которое помогает другим их изучать.
Зачем людям быть частью сообщества? Комьюнити – это просто один из инструментов, который помогает тебе развиваться. В первую очередь, сообщества дают возможность наладить связи. Для меня нетворкинг – это вообще основная цель мероприятий. Ты знакомишься с новыми людьми, вы что-то обсуждаете. Потом, когда нужно что-то спросить, ты знаешь, к кому обратиться, или хотя бы в какой чат написать. И тебе скорее всего помогут, потому что у вас общие интересы, похожие проблемы. Комьюнити – это инструмент социализации, так как дает людям повод собраться, обсудить что-то важное и интересное. «Давайте просто соберемся и поболтаем» – ну такое. А когда есть более менее конкретная тема или интересный гость – другое дело.
Узнав о GDG и о том, какие мероприятия они проводят, я начал выяснять, почему у нас, в Нижнем Новгороде (тогда я жил там) нет ничего подобного. Почему все хакатоны, в которых я участвовал, проходили где угодно, но не в нашем городе? На самом деле в Нижнем конечно проходили какие-то мероприятия, но, как мне казалось, не очень заметные, и я решил, что нужно что-то с этим делать. У меня были свои локальные цели – я хотел развиваться, прокачивать свои навыки, и глобально хотелось поднять статус Нижнего Новгорода как IT-города, где проходит много разных мероприятий, куда приезжают известные спикеры, не только из России, но и из других стран. И я подумал: «А почему бы не открыть у нас чаптер GDG?»
Оказалось, ничего сложного в том, чтобы стартовать, нет. Вот что нужно сделать:
1) оставить заявку на открытие чаптера на официальном сайте GDG,
2) дождаться, пока с тобой свяжется региональный менеджер из Google, который курирует комьюнити в России. Вы созваниваетесь, тебя спрашивают где работаешь, какой опыт, почему тебе интересно развивать сообщество. Интервью пройти не сложно: просто должно быть понятно, что ты готов проявлять инициативу и что-то делать. Как, когда и на какую тему проводить мероприятие, всегда остается на усмотрение локальных лидеров комьюнити. Главное что-то делать. Если сообщество открыто, но неактивно, то есть очень долго ничего не происходит, его закрывают.
Я запустил нижегородское отделение GDG в мае 2015 года. Тогда в России было около 10 чаптеров, точно не помню уже, сейчас, кстати, уже 33. Можно сказать, я один из самых старых лидеров. Причем на момент открытия я не был экспертом в какой-то из Google-технологий. К тому времени я разрабатывал под Android около года, и то занимался этим только в свободное время.
Организатор комьюнити не обязан быть крутым экспертом: не обязательно выступать на мероприятиях самому, всегда можно пригласить опытных спикеров со стороны. Лидер сообщества – это, скорее, человек, который может собрать всех в одном месте, организовать доклад, зарядить энергией. Важно, чтобы тебе нравились технологии, по которым ты делаешь мероприятия, тогда, во-первых, тебе будет в удовольствие это делать, во-вторых, будет помогать развиваться семимильными шагами. Например, мне очень импонировали продукты Google, и чем больше я о них узнавал, тем больше они мне нравились.
А около года назад я переехал в Москву и подключился к развитию GDG Moscow.
Внутренняя кухня: где брать темы, спикеров, бюджеты
Жизнь комьюнити устроена так: вы собираетесь на митапах, знакомитесь, потом общение перемещается в чаты – там постоянно обсуждаются какие-то темы. Через некоторое время вы снова встречаетесь на мероприятиях, и если кому-то интересно, он потихоньку вливается и начинает тоже что-то делать. Кто-то становится спикером, кто-то подключается к организации.
Главные вопросы, которые стоят перед организатором, – это что проводить, на какую тему, где брать спикеров и бюджет. Расскажу обо всем по порядку на примере того, как это устроено в нашем сообществе:
Темы и форматы
Есть официальные рамки, которые Google установил для GDG: мероприятия нужно проводить не реже, чем раз в три месяца. Но если ты хочешь, чтобы комьюнити развивалось, чтобы о нем узнавали, конечно, нужно что-то делать чаще. В Нижнем Новгороде мы старались проводить хотя бы одно мероприятие в месяц. В Москве тоже стараемся не опускать эту планку, но пока не всегда получается. Особенно сейчас, в наступившую эпоху самоизоляции, когда оффлайн мероприятия остаются недостижимой мечтой. Жизь комьюнити на текущий момент полностью переместилась в сеть, например, скоро (а именно 13-го мая) мы совместно с GDG SPB проводим совместный онлайн митап про будущее мобильной разработки. Добро пожаловать, как говорится 🙂
А если посмотреть на картину в целом, не учитывая текущую сложную ситуацию, поводов для митапов много. Проходит какое-нибудь глобальное событие (например, Google I/O или Android Dev Summit), запускается новый продукт или выходит новая версия чего-то. Всё это – поводы собраться. Можно вместе посмотреть трансляцию, а потом обсудить её. Можно пригласить эксперта, который побывал на глобальном мероприятии, и расспросить его. Можно просто обсудить опыт работы с продуктом: какие есть возможности, подводные камни.
Или, например, запрос возникает со стороны участников комьюнити: «Давайте сделаем митап по такой-то технологии». И мы берем и делаем. Если тема оказывается востребованной, через какое-то время можно встретиться снова – это уже будет серия митапов. Так у нас было с Go – мы делали по митапу каждые два месяца.
GDG – международное комьюнити. Поэтому, когда не знаешь, что бы такого сделать, можно подсмотреть, что происходит в других локациях, и взять какие-то идеи себе. Ты попадаешь, можно сказать, в большую семью, где всегда можно обратиться за помощью.
Есть глобальные программы, которые придумывают в Google, составляют гайды и потом предлагают локальным комьюнити ими воспользоваться. Тогда мероприятие проходит сразу по всему миру. Например, есть тип воркшопов StudyJam – их готовят специалисты из Google. По такой системе мы проводили Android StudyJam, Cloud StudyJam, Flutter StudyJam. В апреле я собирался провести Firebase StudyJam, причем прямо в московском офисе Google, но COVID немного спутал мои планы. Но я верю, что скоро все наладится, и я обязательно проведу его.
Форматы мероприятий могут быть разными: митапы, мастер-классы, хакатоны, совместные просмотры онлайн-трансляций, большие конференции. Здесь всё зависит только от нас.
Спикеры
Где брать спикеров? Тут несколько путей. Во-первых, их можно растить внутри комьюнити: находить тех, кому интересно выступать, отслушивать их, давать обратную связь. Они будут тренироваться на локальных митапах, а потом можно и на конференции выходить.
Во-вторых, есть уже опытные спикеры, и их тоже можно приглашать. Позвать известного и востребованного спикера довольно сложно, так его время расписано на много месяцев вперед. Очень большую роль тут играют личные знакомства. Если человек тебя знает, он скорее согласится выступить, чем тот, с кем ты незнаком. Поэтому так важно налаживание связей.
И, кстати, именно сейчас, позвать известного спикера на свой митап гораздо проще, именно потому, что жизнь переместилась в онлайн. Например, на ближайшем ивенте, про который я говорил выше, одним из гостей будет Матвей Мальков из Google UK, вытащить его выступить оффлайн было бы, я полагаю, гораздо сложнее.
Еще одна отличная возможность познакомиться со спикерами и завязать контакты – поездка на какую-нибудь крупную международную конференцию, типа Google I/O. Там можно поймать известного спикера на afterparty и понетворкать. А потом спустя какое-то время после конференции, написать ему: «Привет! Помнишь меня? Мы с тобой пили пиво на I/O. Я тут мероприятие делаю, не хочешь приехать?» И часто эксперты соглашаются – личные знакомства спасают. Главное – приглашать спикеров заблаговременно, например, за полгода.
Ну и конечно, можно самому стать спикером – так случилось со мной.
Бюджеты
Развитие комьюнити – волонтерская деятельность. За нее никто не платит. Есть только бенефиты в виде полезных контактов, свага и иногда поездок на мероприятия. Но понятно, что совсем без денег хорошее мероприятие не проведешь – не привезешь спикера, не покормишь людей. Поэтому, например, можно попросить денег у Google – написать: «Я хочу провести вот такую штуку, дайте немножко денег», прислать план и смету. Google выделяет бюджеты, но, как правило, не большие – необходимый минимум.
Так что, если хочешь провести какое-то большое мероприятие, стоит искать партнеров – связываться с IT-компаниями, рассказывать о комьюнити и предлагать провести что-нибудь вместе. Ты приезжаешь в компанию и спрашиваешь: «Какие технологии вам интересны? Давайте с вас – спикер, площадка и печеньки, а с нас – еще один спикер и аудитория». Партнерские мероприятия всегда делать легче, и хорошо, когда это выгодно всем: компания может показать себя, рассказать о своих проектах, люди могут узнать что-то новое и поесть печенек, спикеры – выступить, поделиться знаниями.
Когда я стал развивать GDG в Нижнем, через какое-то время знал лично всех HR и DevRel во всех нижегородских компаниях. Сейчас я в Москве и тоже налаживаю контакты, но тут этот процесс будет не таким быстрым – компаний гораздо больше. И опять же, в Москве, в отличие от других российских городов, есть офис Google, и можно проводить митапы там.
Что делает лидер сообщества: на примере организации DevFest
Первое большое мероприятие GDG в Нижнем я организовывал в одиночку. Это была конференция DevFest примерно на сто человек. Все проходило на площадке отеля, там была необходимая аппаратура, кейтеринг, и дело было только за поиском спикеров и продвижением мероприятия.
А на следующий год в команде организаторов было уже четыре человека, и мы решили организовать DevFest побольше, на 500 человек. Мы делали все сами, вплоть до настройки аппаратуры и раскладывания печенек по тарелкам. Кстати, именно в том году в Нижнем Новгороде появился EPAM, и у нас был спикер из минского офиса компании. 500 человек собрать не получилось, но пришло больше 300 разработчиков.
С каждым годом масштаб увеличивался. В 2019 году мой последний нижегородский DevFest проходил два дня и собрал больше 500 разработчиков, 23 спикера, причем часть из них была из-за рубежа. И все это происходило при поддержке 13 IT-компаний. В день мероприятия сами мы почти ничего не делали на площадке, все делали подрядчики.
Вот что обычно нужно сделать организаторам
Подготовка начинается за несколько месяцев до мероприятия. Вам нужно определиться с датами, начать переписку со спикерами, подготовить партнерские предложения, начать искать площадку. Как правило, эти вещи делаются «в фоне» и не отнимают много сил.
Самое веселое начинается за пару месяцев до конференции, когда нужно анонсировать программу, изготовить рекламные материалы, решать проблемы с партнерами. Ты сидишь на основной работе, пишешь код, а в голове: «Вечером нужно еще вот это сделать, с тем связаться, почему спикерам никак не дают визу, на площадке закрыли под свои нужды половину стендовой зоны, которую ты уже продал партнерам, что же делать?» В общем, чем ближе к конференции, тем сложнее. Особенно, когда у тебя мало опыта и это не твоя основная работа.
Как комьюнити помогло мне
Я трачу довольно много времени и сил на развитие сообщества – постоянно либо готовлю доклады, либо как-то участвую в организации мероприятий. На это уходит почти всё свободное время, но оно того стоит. Вот небольшой список того, что дало мне участие в жизни комьюнити:
Я познакомился с кучей интересных людей, и мне всегда есть к кому обратиться
Благодаря комьюнити у меня случилось огромное количество знакомств в России и за ее пределами. Потихоньку на митапах, конференциях связи налаживаются. Я был на нескольких Google I/O, как я уже говорил выше, – и там для меня главной задачей всегда было не послушать доклады (они потом всё равно появятся на YouTube), а общаться, знакомиться, налаживать связи. А еще я всегда знаю, к кому обратиться, если у меня возникают технические вопросы. Иногда могу напрямую что-нибудь спросить у человека, который разрабатывает продукт, которым я пользуюсь, – это ценно.
Я нашел область работы по душе
Участие в комьюнити помогло мне определиться с направлением, которым я сейчас занимаюсь, – это Flutter. Если бы не GDG, благодаря которому я узнавал о новых продуктах Google, я, может быть, никогда бы не узнал об этой технологии. А теперь это моя основная работа – я Flutter-разработчик, и недавно стал официально развивать эту компетенцию в EPAM.
Во время конференции часто что-то идет не по плану, ломается. Ситуацию может усугубить только то, что ты на своей же конференции еще и спикер. То есть тебе нужно выступать с докладом, а к тебе подбегают и говорят: «Электричество отключилось, бойлеры не работают, кофемашины встали». И ты бежишь искать электрика. Одного такого опыта мне хватило, чтобы понять, что я никогда на своих конференциях выступать с докладом не буду.
Обычно за неделю до конференции ты думаешь: «Всё, я никогда больше этим заниматься не стану». А потом мероприятие проходит, и ты получаешь огромный заряд. Люди подходят, благодарят, интересуются, когда еще будут мероприятия, говорят: «Вот, раньше у нас такого не было, а теперь есть, и это круто». И ты думаешь: «Как классно-то! Нужно готовиться к следующей конференции».
Мероприятия GDG в Нижнем Новгороде, пока я был организатором там, посетили больше 2000 человек. Активных участников комьюнити, которые регулярно ходят на митапы, пишут в чатах, которых ты уже узнаешь, – порядка 50-100. Мне кажется, в IT-тусовке в Нижнем нет человека, который не знает про GDG. В Москве пока с этим сложнее, так как гораздо больше IT-компаний, сообществ, мероприятий. Но я активно работаю над визибилити, и надеюсь скоро больше людей будут знать о нашем комьюнити и приходить к нам на ивенты.
У меня появились новые хобби (которые, правда, связаны с работой)
Если бы не комьюнити, я, может быть, никогда бы не стал спикером. Потому что не знал бы, что так можно и это не так уж сложно – нужно просто брать и пробовать выступать. Митапы, которые организуешь сам, – хорошая возможность потренировать навык публичных выступлений. Я начинал со своих митапов, потом выступил на своей же конференции, потом – на конференциях в других городах и так потихоньку добрался до международных.
Совсем недавно я представлял Россию на Flutter Europe, до этого выступал на Mobius, TechTrain, DartUP, Rolling Scopes, нашем ITsubbotnik в Москве, на DevFest в нескольких городах и странах. Сейчас готовлюсь к следующему сезону, надеюсь, что конференции смогут вернуться в оффлайн, так как мне кажется онлайн мероприятия, при всей их прелести, не дают такого погружения как оффлайн.
Еще я участвую в качестве ведущего в двух подкастах – Mobile People Talks и Flutter Dev Podcast. Mobile People Talks мы запустили с коллегами из EPAM, сначала сами разговаривали в эфирах, а начиная со второго сезона стали звать гостей. Например, недавно к нам приходила Катя Петрова из «Подлодки», еще был создатель Kotlin Андрей Бреслав. Быть ведущим подкаста – интересный опыт: пока готовишься к выпуску, общаешься с гостем, узнаешь много нового. Каждый наш выпуск прослушали от 500 до 2000 человек из России, Украины, Беларуси и многих других стран.
Я стал увереннее в себе
Когда много работаешь с партнерами, подрядчиками, спикерами, начинаешь уверенее чувствовать себя в общении с людьми. И потом, очень греет обратная связь после мероприятий – когда подходят и говорят «спасибо» или пишут. Когда задают вопросы после докладов и подолгу не отпускают – для меня это самый главный показатель, что всё удалось. И ты сразу чувствуешь себя лучше и понимаешь, что всё было не зря.
Вот на какие комьюнити и конференции я советую обратить внимание мобильным разработчикам:
Google Developers Group