комьюнити менеджмент в соц сетях что это
Комьюнити-менеджмент в соцсетях
Что такое комьюнити-менеджмент
Единого понимания и методологической базы этого направления маркетинга в России еще не существует, и каждый вкладывает в это понятие что-то своё. Дословно с английского комьюнити-менеджер переводится, как «менеджер сообщества». Но нужно сразу обозначить, что под сообществом понимается группа людей, которая чем-то объединена (интересы, цели, хобби, проблемы, место проживания и др.), а не сообщество в соцсетях.
Главная идея комьюнити-менеджмента — создание общения, обмен полезной информацией между участниками сообщества, транслирование ценностей бренда и формирование чувства сопричастности к чему-то большему. Например, Nike формирует сообщество вокруг спорта и здорового образа жизни, а H&M — вокруг заботы об экологии.
Общие ценности не только объединяют людей с брендом (так утверждает 64% покупателей), но и помогают дольше сохранить их лояльность.
Создание сообщества может осуществляться на разных площадках: офлайн-мероприятия (фестивали, мастер-классы), закрытая email-рассылка, социальные сети и другое. В зависимости от выбранной площадки, сферы деятельности и бизнес-задач перечень обязанностей, инструментов и приемов комьюнити-менеджера будут отличаться.
Какие бизнес задачи решает комьюнити-менеджмент
Чем комьюнити-менеджмент отличается от SMM
В задачи SMMщика входит подготовка стратегии продвижения товара/услуги/бренда в социальных сетях, привлечение целевой аудитории. А в задачи комьюнити-менеджера – формирование из аудитории сообщества вокруг бренда/продукта/компании.
Поэтому не любой аккаунт в соцсетях является сообществом. Если людей объединяет только то, что они подписаны на одну группу в соцсети – это не сообщество, это просто аудитория. Назвать людей сообществом можно в том случае, когда между участниками есть плотные связи. Ярким примером могут быть тематические аккаунты в соцсетях, например, Филологическая Дева. Это не брендовое сообщество, где собраны люди, которые любят русский язык. Они не только потребялют контент, но и общаются между собой: обсуждают историю возникновения неологизмов, помогают друг другу в научных исследованиях (например, дипломная работа) и так далее.
Из брендовых аккаунтов примером наличия сообщества может быть, например, Церебро Таргет, где объединены люди, занимающиеся SMM. В аккаунте публикуют много общетематического контента, и подписчики активно общаются в комментариях между собой: делятся своим опытом, дают рекомендации по сегментации аудитории, работе с алгоритмической лентой во Вконтакте и др.
Комьюнити-менеджер – это человек, который хорошо знает целевую аудиторию бизнеса и объединяет ее вокруг бренда/продукта с помощью донесения идеалов и целей компании. Создать плотные связи между участниками сообщества, сформировать у них чувство сопричастности к чему-то большему, чувство общего стиля жизни – главная идея комьюнити-менеджмента.
Комьюнити-менеджер: кто он, что делает и зачем нужен
Если вы работаете в маркетинге, то наверняка выполняете хотя бы отдельные функции комьюнити-менеджера. Даже если не знаете об этом.
Продвигаю в соцсетях IT-проекты, помогаю строить сообщества. Объединяю и властвую. О сновательница Soyka Agency.
Партнёр, директор по SMM и комьюнити-менеджменту в Vinci PR (если честно, не люблю слово «директор» и всегда пишу «руководитель направлений», но это длинно и не одобряется редакциями).
Кто такой
комьюнити-менеджер
В России о комьюнити-менеджменте стали активно говорить последние несколько лет. Пионерами были разработчики игр, но сейчас комьюнити-менеджеров нанимают онлайн-школы, производители спорттоваров, организаторы событий, благотворительные проекты и даже девелоперы.
Комьюнити-менеджер — это специалист, который:
Как и во всех новых специальностях, точное описание функционала варьируется в зависимости от сферы деятельности компании. Например, в небольших компаниях задачи КМа часто пересекаются с задачами
SMM- и PR-специалистов, а в IT-компаниях — со специалистами службы поддержки.
Впрочем, в последние годы терминология и круг обязанностей КМов уточняется, так как индустрия естественным образом развивается изнутри: профессиональное сообщество публикует статьи и книги, проводит обучающие курсы и организует отраслевые события.
Почему
комьюнити-менеджмент
внезапно стал актуален?
На самом деле, не внезапно. Сами по себе сообщества стары как мир, и механики взаимодействия с ними тоже не новы. Раньше общением с комьюнити (это называлось также «организованные целевые группы») занимались пиарщики и маркетологи, позже — SMM-щики. В США профессии комьюнити-менеджера уже не один десяток лет. В России первые КМы появились в сфере онлайн-игр в 1990-е.
Впрочем, общее ускорение жизни, появление новых медиа и тотальный переход коммуникации в интернет повысили спрос на специалистов по комьюнити-менеджменту. Этому есть несколько причин:
Поскольку коммуникация стала не просто быстрой, а мгновенной, и объёмы информации увеличились до невероятных масштабов, бренды стали нанимать для работы с сообществами отдельных специалистов. Сейчас уже внутри команды комьюнити-менеджеров может быть своя специализация:
В игровых компаниях над одним крупным проектом легко могут работать пять-шесть комьюнити-менеджеров (в России и СНГ редко бывает больше десяти, но в США и Европе может быть и такое).
Рабочие инструменты КМа
В русскоязычной среде иногда говорят, что КМ работает в основном над удержанием аудитории. Это не совсем так. На разных стадиях развития сообщества КМ в разных пропорциях занимается привлечением, удержанием и возвращением аудитории, а также всегда способствует её продвижению по воронке продаж.
Инструменты для привлечения аудитории:
Инструменты для удержания:
Инструменты для возвращения:
Помните: пожар проще предупредить, чем потушить. А пользователей легче удержать, чем вернуть. Поэтому гораздо выгоднее с точки зрения временных, финансовых и эмоциональных затрат увеличивать время жизни членов сообщества, пока они еще активны. Для этого важно регулярно собирать детальную аналитику по сообществу. В этом помогут встроенные механизмы площадок, специальные внешние продукты, штатный отдел аналитики или просто ваши руки с эксель-табличками.
Вам точно это надо?
Если вы работаете в сфере маркетинга и коммуникаций, то понимать специфику работы с сообществами нужно обязательно. В конце концов, это ваша целевая аудитория, и комьюнити-менеджмент — один из способов работы с ней. Вполне вероятно, что вы будете использовать только некоторые инструменты из чемоданчика комьюнити-менеджера. Этого вполне достаточно, если у вас маленький или, наоборот, очень большой бизнес (скажем, вы печёте торты на заказ или владеете федеральной сетью супермаркетов). Как и всегда в маркетинге, инструменты выбираются, исходя из целей, задач и целевой аудитории.
Однако если вы решили, что комьюнити-менеджер вам все-таки нужен, помните: сообщество — это игра вдолгую. Начатое и заброшенное сообщество вредит бренду куда сильнее, чем отсутствие сообщества вообще.
Убедитесь, что у вашей компании есть ресурс на поддержку комьюнити: пользу оно начнет приносить не раньше, чем через шесть-девять месяцев. Столько времени нужно на раскачку. Впрочем, если вы пойдете по этому пути, то вам наверняка понравится: где, как не в сообществе, вы всегда найдете свежие идеи, едкую критику и те самые боли аудитории, связанные с вашим продуктом?
Профессия комьюнити-менеджера: что делает, какую пользу несет и как им стать
Рассказываем, кто такие комьюнити-менеджеры, какие задачи они выполняют и какую пользу бизнесу приносят. И почему растет спрос на комьюнити-менеджеров.
Комьюнити-менеджеры управляют сообществами. А сообщества — это группы людей, объединившихся вокруг идеи, продукта или бренда, люди с общими интересами.
Таким образом, комьюнити-менеджмент — комплекс действий для создания сообществ, управления и непрерывного привлечения новых участников.
Комьюнити-менеджер не обязательно работает только в интернете, работа с сообществами предполагает встречи и в офлайне: на конференциях, концертах и любых других мероприятиях.
В бизнесе сообщества разделяют на внешние: сообщество клиентов; и внутренние: сотрудники одной компании.
В обоих случаях бизнес налаживает конструктивный диалог с участниками сообщества, а сам комьюнити-менеджмент как раз направлен на развитие таких близких отношений с аудиторией.
Комьюнити-менеджмент
Для чего бизнесу комьюнити-менеджмент
С помощью комьюнити-менеджмента бизнес решает ряд разнообразных задач: укрепляет лояльность клиентов, привлекает спонсоров и партнеров, привлекает инвестиции, нанимает квалифицированных сотрудников и решает задачи, связанные c репутацией компании:
Все это помогает бизнесу больше зарабатывать и развивать продукты.
Что делает комьюнити-менеджер
Комьюнити-менеджер формирует сообщество вокруг бренда, продукта, идеи или проблемы. Он выявляет ценности бренда, разбирается в запросах целевой аудитории, помогает создать организационную схему сообщества, привлекает в сообщество новых участников, следит за настроением участников сообщества.
В компаниях, где нет отдельного комьюнити-менеджера, его роль часто выполняют:
Компании, которые осознали ценность комьюнити, все чаще нанимают отдельного специалиста для таких задач — комьюнити-менеджера.
Комьюнити-менеджер хорошо понимает аудиторию бренда: знает, что движет участниками сообщества, что им нравится, почему они участвуют в обсуждениях и чего ждут от бренда.
Разные комьюнити-менеджеры в течение дня выполняют совершенно разные задачи, но покажем типичный день специалиста.
Типичный план на день:
Ведущий комьюнити-менеджер Alternativa Games и руководитель проектов Compot
Ежедневные задачи комьюнити-менеджера сильно разнятся в зависимости от проекта. Но больше всего времени уходит все-таки на общение. Когда у тебя минимум пять площадок, тысячи пользователей, несколько десятков рабочих обсуждений в день — не обойтись только памятью и скоростью рук. Чтобы не потеряться в море каналов и задач, необходимы специальные знания и программы.
Какие знания и навыки нужны комьюнити-менеджеру
Комьюнити-менеджмент должен уметь налаживать дружбу, укреплять эмоциональную связь и доверительные отношения с окружающими. Поэтому для комьюнити-менеджера очень важны софт-скиллы:
Комьюнити-менеджер также должен иметь аналитические и организаторские способности.
Как оценивают эффективность работы комьюнити-менеджера
Эффективность комьюнити-менеджера оценивают по нескольким направлениям работы. Вот основные показатели:
В каких компаниях работают комьюнити-менеджеры
По нашим данным, спрос на комьюнити-менеджеров превышает предложение. В одном только телеграм-чате Compotchat еженедельно публикуются семь-десять вакансий комьюнити-менеджеров с вилкой зарплат 80–200 тысяч ₽.
Посты о свободном комьюнити-менеджере тоже пользуются популярностью среди работодателей.
Комьюнити-менеджеры в первую очередь необходимы игровому бизнесу и ИТ-компаниям, крупным брендам, государственным организациям (особенно муниципальным), девелоперским компаниям и НКО.
Навыки комьюнити-менеджера также помогают развивать хобби и решать идейные задачи:
Алина Халзагарова, автор этой статьи, два года строит команду волонтеров-текстовиков для некоммерческого музыкального фестиваля. В течение двух месяцев волонтеры готовят контент для поддержки любимых исполнителей. Все это они делают бесплатно и с удовольствием.
Чем комьюнити-менеджмент отличается от SMM и контент-менеджмента
В январе проект Compot провел флешмоб #КМнеСММ, чтобы привлечь внимание бизнеса и HR-специалистов к различиям этих профессий.
Кратко эти отличия можно описать так:
Контент-менеджер отвечает только за контент: планирует и создает публикации в разных форматах. Аналитика, работа с мнениями, организация активистов и фандрайзинг не входят в его задачи.
SMM-специалист занимается контентом, анализирует статистику и иногда работает с мнениями — но исключительно в интернете. Также он не занимается организацией встреч, общением с активистами, налаживанием крепких перекрестных связей и фандрайзингом.
Выше видим реальную вакансию, в которой HR-cпециалист путает SMM с комьюнити-менеджментом. В вакансии присутствуют отдельные задачи комьюнити-менеджмента: работать с лояльными участниками, работать с обратной связью. Но работа по вакансии лежит полностью в сфере SMM, без организационных задач, без работы в офлайне. Задача по вакансии — увеличивать аудиторию проекта инструментами социальных сетей. Задача комьюнити-менеджера — увеличивать количество активных участников проекта и создавать крепкие связи между ними, создавать нематериальную мотивацию соучастия.
Как стать комьюнити-менеджером: первые шаги
преподает на курсе Нетологии «Комьюнити-менеджер», работает в BlaBlaCar
« В комьюнити-менеджменте есть разные направления работы. В разных компаниях приоритетными могут быть SMM, ивенты, копирайтинг. Если у вас есть опыт хотя бы в одном из этих направлений, вам будет проще стать комьюнити-менеджером.
Когда я подавалась на позицию комьюнити-менеджера в BlaBlaCar, у меня не было прямого опыта работы, но я рассказывала о своем опыте в SMM, о своем travel-блоге, опыте организации игры КВН в универе, опыте проведения экскурсий для иностранцев, а еще — что была звеньевой на школьном турслёте.
Если кажется, что ваш опыт звучит наивно — это не страшно! Главное — чтобы он был соответствовал задачам».
С чего начать изучение комьюнити-менеджмента
В первую очередь, изучите как можно больше теории. Профессия комьюнити-менеджера в рунете все еще в стадии формирования, но практикующие коллеги из группы Russian Comunity Managers собрали базу полезных материалов о комьюнити-менеджменте.
Вступайте в профессиональные сообщества в Фейсбуке, ВКонтакте и Телеграме. Чтобы найти группы, пользуйтесь поиском в соцсетях. Группы и чаты помогут ориентироваться в тенденциях профессиональной сферы, заводить полезные знакомства и находить вакансии.
Попробуйте себя как волонтер в сфере, которая вам по душе. Работа в волонтерской команде — хороший опыт работы с сообществом, особенно если со временем вы будете выполнять задачи руководителя команды. Интересные варианты волонтерской работы в благотворительности есть на сайте «Душевная Москва».
Пройдите курс Нетологии «Комьюнити-менеджмент». На курсе преподают опытные практики, которые научат создавать и растить сообщества вокруг брендов. Это не только отличный первый шаг в профессию комьюнити-менеджера, но и способ повысить квалификацию, если вы уже работаете с сообществами.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Кто такой комьюнити-менеджер и чем он отличается от SMM-специалиста
Дмитрий Наумовец, руководитель службы коммуникации в соцсетях Яндекса, на открытой лекции Нетологии рассказал об основных аспектах работы с сообществами и необходимых навыках комьюнити-менеджера. Мы выбрали главное.
Чем SMM отличается от комьюнити-менеджмента
SMM расшифровывается как маркетинг в социальных сетях, то есть продвижение товара, услуги, бренда или компании в соцсетях. Всё, о чём должен думать сммщик — как продвинуть свой бренд через инструменты в социальных медиа: странички, сообщества, таргетинг, рекламу.
Комьюнити-менеджмент — формирование связей между людьми, у которых есть что-то общее: цели, интересы, взгляды, занятия, хобби, место жительства, пол, национальность, проблемы, обстоятельства. Главный скилл комьюнити-менеджера — способность устанавливать связи между людьми.
Например, платное размещение у Ольги Бузовой нельзя назвать комьюнити-менеджментом, потому что работа с сообществами — это, в первую очередь, создание чего-то своего. И это «своё» не обязательно должно быть в социальных сетях: можно организовать сообщество у себя на сайте, устраивать встречи в офлайне.
Комьюнити-менеджмент не ограничен социальными сетями и интернетом вообще
И для комьюнити-менеджера, и для сммщика очень важна обратная связь. Но для первого это один из главных аспектов работы: как только комьюнити-менеджер получает фидбек (комментарии, сообщения, отзывы), начинается работа с сообществом. Комьюнити-менеджер с этим человеком общается, вовлекает, приглашает и мотивирует участвовать в жизни сообщества.
Если посмотреть на пути взаимодействия, то очевидно, что работа с комьюнити и SMM — разные направления, у которых есть точки пересечения. Опыт с социальными медиа комьюнити менеджеры охотно используют в своей работе и наоборот.
Если сравнить эти два направления с домом, то SMM — это фасад, возле которого хочется фотографироваться. Он должен быть красивым и направлен вовне. Комьюнити-менеджмент — это сами коммуникации, всё, что даёт жизнь дому: электросеть, водоснабжение. И чтобы продать этот дом, нам нужен и красивый фасад, и рабочая инфраструктура. Поэтому зачастую самые удачные проекты получаются тогда, когда SMM и комьюнити-менеджмент работают в связке, либо обе эти должности умещаются в одном человеке.
Кто главнее: сммщик или комьюнити-менеджер?
Будет ли SMM-специалист подчиняться комьюнити-менеджеру или наоборот — зависит только от вас. Чем большее влияние вы захватите, тем больше вероятность, что другие будут работать на ваши цели. Единой схемы нет: главное, чтобы вы комфортно сосуществовали вместе и работали для общего блага компании.
У маркетинга в социальных медиа и комьюнити менеджеров одна цель — получить новых клиентов и увеличить вклад уже существующих. Дмитрия Наумовцев говорит, что большинство подразделений в любой компании должны двигаться именно к этой цели.
Но идут они разными путями.
Путь SMM — привлекать внимание. Сммщик обращается к более широкой аудитории, которая не ограничивается только сообществом компании: он может запустить таргетированную рекламу или разместить пост у блогера, и его сообщение увидят миллионы людей. При этом своего сообщества у него может и не быть, а коммуникация чаще односторонняя — сммщику не так важна обратная связь, для него в приоритете продажи и переходы на сайт, например.
Если smm-специалист не может обеспечить достаточное внимание к своей компании, то значит, он не справляется с задачей.
Путь комьюнити-менеджмента — выстраивать коммуникацию. Комьюнити-менеджеру важно выстроить такие связи между ядерной аудиторией, чтобы это работало на компанию: привлекать новых участников, увеличивать вклад старых в виде контента: рекомендаций, отзывов, постов. При этом он работает с более узкой аудиторией — активными пользователями, лояльными клиентами.
Ядерная аудитория — это те пользователи, которые фанатеют от продукта, работают над продуктом и хотят его улучшить.
Комьюнити-менеджер — недооцененная профессия
Разбираемся, как управлять комьюнити, где брать ответственных комьюнити-менеджеров и какие скиллы качать, чтобы собирать вокруг себя лояльную аудитори
«Комьюнити-менеджер» — название, которое сегодня чаще всего употребляется в отношении модераторов интернет-сообществ. Но говорить, что комьюнити-менеджментом занимаются только SMM-специалисты и администраторы групп в социальных сетях, — значит искусственно ограничивать очень широкое понятие. На самом деле многие из нас в том или ином виде работают с комьюнити: от старосты в школе и старшего по подъезду до руководителя департамента в компании и сотрудника, ответственного за PR. Именно поэтому работа с сообществами — главный тренд во многих областях, от HR до маркетинга.
«Определить боль»: как появились комьюнити-менеджеры
В России профессия комьюнити-менеджера раньше всего появилась в игровой отрасли. Индустрия стремительно развивалась, крупные проекты возникали один за другим, и требовалось быстрое включение игроков в новые игры. Так и появились специалисты, которые стали вводить новичков в курс происходящего. Делали комьюнити-менеджеры это, вдохновляясь примером зарубежных коллег.
На Западе, где важность работы с игроками осознали раньше, функции комьюнити-менеджеров в первую очередь выполняли специально внедренные со стороны разработчика игроки — они в режиме реального времени играли, имитируя пользовательский опыт и выясняя «боли» участников. Такие «подсадные игроки» на равных общались с другими пользователями, обсуждали их опыт и передавали информацию разработчику, который затем работал с отзывами и решал накопившиеся проблемы.
Собранная напрямую от пользователей информация также помогала понять, как и чем можно мотивировать пользователей ещё сильнее вовлекаться в игру. В итоге по следам таких разведывательных мероприятий рождались дуэли, турниры, чемпионаты, специальные квесты, распродажи и многие другие акции, стимулирующие активность игроков.
Естественно, этот опыт переняли и российские разработчики игр. А после эффективностью такой стратегии заинтересовались специалисты из других областей. Тут-то и стало понятно, что элементы комьюнити-менеджмента уже присутствуют практически во всех сферах, где есть люди. Важно просто научиться работать с этими элементами и понять, как масштабировать успех гейм-индустрии.
Эмпатия и эмоциональный интеллект: кто такой комьюнити-менеджер сейчас
Сейчас комьюнити-менеджером можно смело называть любого человека, который взаимодействует с сообществами — создаёт их, развивает, управляет ими. Большинство специалистов даже не подозревает, что занимается именно комьюнити-менеджментом: взять, к примеру, руководителя профессиональной ассоциации, или создателя благотворительной организации, собравшего вокруг себя толпу волонтёров, или даже HR-специалиста, постоянно работающего с сообществом сотрудников компании.
Даже классный руководитель в школе — комьюнити-менеджер. Чем целый класс учеников, группа родителей, коллектив учителей не сообщество? Благодаря классному руководителю все они вовлекаются в профильные (обучение) и непрофильные (экскурсии, походы в театр) процессы — это классическое управление комьюнити.
SMM и PR — тоже про управление сообществами, но не стоит думать, что работа комьюнити-менеджера ограничивается ответами на комментарии или написанием пресс-релизов. Строго говоря, комьюнити-менеджер может и не делать этого, его задачи более глобальны.
В первую очередь комьюнити-менеджером можно назвать того, кто в своей работе пользуется эмпатией и обладает высоким эмоциональным интеллектом. Это понимающий человек, который чувствует проблемы своего сообщества и включается в их решение. Он глубоко погружается в тему, вокруг которой строится комьюнити, помогает сообществу развиваться, мотивирует участников на дополнительную активность, при этом и сам проявляет инициативу.
Люди верят только людям: как возникает комьюнити
Стоит отдельно отметить, что комьюнити возникает только там, где есть неподдельный интерес к определенной теме или идее. Именно внутренняя причастность к чему-то объединяет единомышленников и заставляет их вовлекаться в жизнь сообщества, не думая о выгоде и потраченном времени.
Безусловно, когда комьюнити будет развито, когда процессы в нем будут автоматизированы, можно будет подумать о монетизации. Но это не первый, не второй и даже не третий шаг. Люди доверяют не сообществам как таковым, а людям в сообществах.
Поэтому сначала нужно дать участникам возможность бескорыстно насладиться полезностью друг друга и близостью к общей идее. Только потом, когда комьюнити станет неотъемлемой частью жизни пользователей, можно задуматься о каких-то продажах.
Пользователь может всё: отличительные черты комьюнити
Важный критерий комьюнити — вовлеченность пользователей. Любой участник сообщества может инициировать беседу, поддержать тему, запустить какие-то процессы. В отличие, например, от страницы бренда — там это невозможно: участники могут двигаться только в заданных администраторами рамках.
Хотя создать вокруг себя мощное комьюнити удается и некоторым брендам. Например, пользователи Apple, безгранично верящие, что техника любимой марки помогает людям и максимально упрощает жизнь, стали своего рода евангелистами прогресса. По сути, компании удалось бесплатно привлечь целую армию бренд-амбассадоров, которые постоянно «вербуют» новых участников этого комьюнити.
Однако перенять манеру Apple очень сложно. Для многих комьюнити цель более скромная — полная автоматизация процессов силами участников. Например, превращение в UGC-проект, где весь или почти весь контент генерируют пользователи. Или решение всех операционных задач комьюнити силами волонтеров, работающих на голом энтузиазме и не требующих за свой вклад никакой оплаты.
Кейсы: от пабликов до брендов
1. «Интернет-маркетинг от А до Я» — один из самых ярких примеров создания, развития и монетизации сообщества в индустрии маркетинга. На сегодняшний день оно объединяет 188 478 маркетеров, PR-специалистов, SMM-специалистов и прочих. Идеолог — маркетер Дмитрий Румянцев. Он создал комьюнити (номинально группу «ВКонтакте»), в котором хотел объединить всех специалистов в индустрии маркетинга для решения общих бизнес-задач и обсуждения самых актуальных и эффективных инструментов.
В сообществе статьи Дмитрия и статьи других участников сообщества публикуются на равных. Когда весь контент сформировался в прочный образовательный фундамент, на базе комьюнити появились коммерческие проекты. Один из самых успешных — конференция «Суровый питерский SMM».
2. Facebook — проект возник как платформа для сообщества студентов Гарвардского университета. Сделан продукт был очень просто, но из-за того, что это было чем-то абсолютно новым, к нему быстро стали присоединяться студенты других учебных заведений. В основном участников привлекала возможность быстро связываться с друзьями и напрямую знакомиться с симпатичными студентами и студентками, подойти к которым в реальности не хватает смелости. Сегодня Facebook — это платформа для миллионов сообществ и известная во всем мире компания, которая исповедует принципы комьюнити-менеджмента.
3. МДК — комьюнити, в котором контент генерируется самими пользователями. Это самое популярное сообщество «ВКонтакте» с более чем десятью миллионами подписчиков. Участников объединяют чувство юмора, интерес к информационной повестке и способность к самоиронии.
Сегодня МДК — это полноценное медиа, представленное не только пабликом «ВКонтакте», но и Telegram-каналом, и даже мобильным приложением. Кроме того, создатели смогли монетизировать свою идею и сделали это просто — на базе своего комьюнити они создали креативное агентство, которое создает для крупных брендов рекламные кампании, основанные, в первую очередь, на юморе.
4. « Один мой день» — основанное автором этой статьи сообщество в ЖЖ, развивавшееся с 2008 по 2014 годы. Оно функционирует и сейчас, но уже совершенно самостоятельно. В своё время, на пике его популярности, я зарабатывала очень приличные деньги.
Идея была проста: люди описывают один день своей жизни. Я взяла интересную идею, вдохновила на её реализацию людей, а они наполнили её жизнью. Это пример проекта, когда ты не платишь никому, но люди вписываются, потому что им интересно быть причастными. Если бы я не была комьюнити-менеджером (хоть и не знала тогда, что это так называется), то не смогла бы привлечь огромное количество партнеров, спонсоров, а главное — не смогла бы вовлечь участников, которые создавали и создают по сей день контент.
5. Nike + Run Club — один из моих любимых примеров сообщества, которое инициировал бренд. Бегуны не думают о Nike во время пробежки, они думают про бег, про маршрут, по которому бегут. Будучи участником сообщества, ты не должен Nike ничего. Ты должен себе. Ты находишься в группе людей, которые неравнодушны к бегу и хотят сделать вклад в его развитие. Бренд разделяет твои ценности, он становится для тебя партнером, с которым ты развиваешь культуру бега. Это же круто! Nike повышает лояльность и эмпатию своей аудитории, которая потом конвертируется в рекомендации друзьям и продажи соответственно.
Что имеем: источники знаний об управлении комьюнити
Есть несколько источников информации о комьюнити-менеджменте, которые я рекомендую изучить:
А кроме того, в Telegram есть комьюнити комьюнити-менеджеров 🙂 Присоединяйтесь!