кон тики о чем
Кон-Тики
Норвегия, Великобритания, Дания, Германия, Швеция | 2012 г. | 109 мин. | история, биография, приключения
Рейтинг:
Кинопоиск 7,32 IMDb 7,2
Страна:
Норвегия, Великобритания, Дания, Германия, Швеция
Длительность:
Режиссер фильма «Кон-Тики»:
Актеры фильма «Кон-Тики»:
Содержание фильма «Кон-Тики»:
Исследователь Тур Хейердал пересек Тихий океан на плоту в 1947 году, пытаясь доказать, что южноамериканцы могли поселиться в Полинезии в доколумбовые времена…
В 1947 году мир охвачен волнением, когда молодой норвежский искатель приключений Тур Хейердал отправляется в удивительную экспедицию — путешествие протяженностью 4300 морских миль через Тихий океан на плоту Кон-Тики.
С тех пор, как он жил на Маркизских островах со своей женой Лив, Тор подозревал, что острова Южного моря были заселены древними южноамериканцами за тысячи миль к востоку. Несмотря на свою неспособность плавать и боязнь воды, Тор решает доказать свою теорию, совершив легендарное путешествие сам.
После повторения конструкции древнего плота из пробкового дерева Тор и пятеро других искателей приключений отправились в плавание из Перу. Единственное современное оборудование у них — радио, и они берут с собой попугая. Прирожденный лидер, Тор использует звезды и океанское течение, чтобы управлять плотом. После трех опасных месяцев в открытом море, столкнувшись с бушующими штормами, акулами и всеми опасностями, которые может встретить океан, измученный экипаж видит Полинезию и совершает триумфальную посадку. Пожертвовав всем ради своей миссии, даже женитьбой, успех экспедиции Кон-Тики оказывается горько-сладким для Тора.
Фото фильма «Кон-Тики»:
Кон-Тики
Обмолвился тут в разговоре с младшим поколением — «Кон-Тики», говорю, посмотрел.
Чё за контики — спрашивают?
Ну, как же, — говорю, — это знаменитый плот, на котором знаменитый Тур Хейердал…
А кто такой Тур Хейердал — спрашивают.
Так вот, уважаемое младшее поколение, Тур Хейердал — это величайший норвежский путешественник двадцатого века.
А «Кон-Тики» — это плот, на котором в 1947 году Тур и его команда отправились в абсолютно авантюрное плавание через Тихий океан, о чем впоследствии Туром была написана книга и снят документальный фильм.
Фильм в свое время получил Оскар, книга разошлась миллионными тиражами, а Тур стал знаменитым путешественником.
А сначала у Хейердала была теория и соответствующая научная работа о том, что Полинезия заселялась не из Азии (как всегда считалось), а из Южной Америки. Древние инки туда на плотах приплывали и заселялись. В теорию эту никто не верил, научный труд никто не публиковал, и чтобы доказать свою правоту, упрямый, более того, одержимый, и где-то даже безответственный Тур с группой товарищей-энтузиастов построили в Перу плот по рецептам древних инков и поплыли на нем через Тихий океан…
7000 километров. 101 день плавания. Навыками мореходства обладал лишь один член экспедиции, а сам Тур (сумасшедший!) даже не умел плавать…
Собственно, финал этой удивительной истории известен всем (за исключением младшего поколения), но подробности довольно интересны — штормы, штили, борьба со стихией, акулы, киты, морские болезни, панические настроения и бесконечная вера Тура в себя и в успех этой безумной затеи…
Значит ли всё вышесказанное, что фильм безусловно хорош?
Хорош, но не безусловно.
Мне, например, в этом художественном фильме не хватило как раз художественности. Какой-то он по-скандинавски сухой, буднично-сдержанный.
В картине есть драматические моменты, но их можно было бы развернуть, подольше подержать зрителей в напряжении; есть очень красивые кадры и сцены, но опять же зрителям не дают в полной мере насладиться этой красотой; не хватило межличностных отношений, не хватило драматургии, не хватило раскрытости персонажей.
Одним словом, как близкий к фактам рассказ о выдающемся путешествии-приключении, фильм хорош.
Фильм хорош, как биографический материал, как рассказ о неординарной личности Тура Хейердала. Но, как художественное произведение, увы, имеет ряд недостатков.
Что касается актерских работ — особых претензий нет.
Безусловно, ярче других выглядели актеры с трудными норвежскими фамилиями, сыгравшие Тура и товарища по имени Герман.
Кстати, эти персонажи получились наиболее полноценными и раскрытыми.
Эффектно выглядела вся команда в финале плавания — этакие суровые викинги.
Хороших слов заслуживает операторская работа. Прекрасные натурные съемки — океан в различных его проявлениях, морская фауна в ассортименте, снятая сверху, и снизу, и сбоку, тропические острова с белоснежно-песчаными пляжами
И если подвести итоги…
А мне кажется, несколько абзацев назад я их уже подвел (см. «фильм хорош, как биографический материал…» ).
Поэтому — the end и 7 баллов.
Кон-Тики. Рецензия
Путь из инков – в туамотуанцы
Проведя год в отрыве от цивилизации (но зато с молодой женой) на острове Фату-Хива (юг Французской Полинезии), Тур Хейердал приехал в Нью-Йорк известить мир о своём открытии. Тогда все считали, что Полинезию заселили выходцы из Азии (плыть ближе), а Хейердал был убеждён, что первыми туда приплыли древние перуанцы – из Южной Америки через весь Тихий океан…
Научный мир о такой публикации ничего не хочет слышать: у древних перуанцев не было кораблей – одни плоты. Хейердалу в шутку предлагают самому переплыть Тихий океан на плоту. Тур ухватывается за эту идею – и вот уже из перуанского порта на буксире вытягивают плот «Кон-Тики», сделанный исключительно из доступных древним перуанцам материалов. Буксировка заканчивается у начала попутного течения – и плот с шестью храбрыми норвежцами оказывается перед лицом безбрежного океана, бурь, голодных акул и изматывающего стодневного плавания.
Этот фильм разрабатывался более десяти лет людьми, которые были лично знакомы с Туром Хейердалом. Первоначальный сценарий написан с учётом советов и комментариев самого Тура (он умер в 2002-м). Славный итог – красочная приключенческая картина, визуально сравнимая с «Жизнью Пи» и «Изгоем», и заслуженная номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
«Кон-Тики» – созерцательный, завораживающий фильм, способный вместе с тем потрепать нервы (сцены с кашалотом и акулами пригвождают к креслу). Первые полчаса из ста двадцати минут уделены развёртыванию интриги: Тур продвигает свою теорию заселения Полинезии из Южной Америки, ищет средства, строит с командой плот. Всё это преподносится вскользь, но довольно увлекательно – с хорошими шутками, красивейшими панорамными видами и экзотическими местами. При этом география и фильма, и реальной жизни Тура Хейердала обширна, как у миссий Джеймса Бонда, – он в самом деле был космополитом – человеком мира, и местом действия в его истории становится весь мир.
Плавание занимает всё оставшееся время фильма: напряжённое, изматывающее, полное опасных и трепетных моментов, ожидания, тревог, отчаяния и побед.
Многие сцены в «Кон-Тики» перекликаются с впечатляющей «Жизнью Пи» – и здесь они не менее поразительны. Летучая рыба, киты, фосфоресцирующие существа и планктон производят здесь, пожалуй, даже более сильное впечатление, потому что кажутся документально снятыми, а не компьютерными. То, что Хейердал и его оператор снимали документальный фильм на ручную чёрно-белую камеру, делает происходящее на экране ещё более близким и осязаемым – популярный ныне у кинематографистов приём «мокьюментари» в данном случае не пришлось выдумывать: реальная жизнь Хейердала интереснее выдумки. (Документальный фильм о плавании, кстати, выиграл «Оскар» в 1951 году.)
Но самыми захватывающими моментами фильма являются сцены с акулами – вот где за путешественников испытываешь настоящий страх, и при виде утлого плота, вокруг которого вода бурлит от акул, становится не по себе.
К сожалению, зрелищная сторона картины намного превосходит драматическую. Режиссёры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг, создавшие мощный фильм про норвежских партизан «Макс Манус: Человек войны», здесь, видно, хотели снять путешествие «Кон-Тики» с документальной точностью. Этический аспект понятен: последний из участников плавания умер недавно (в 2009-м), и вся история свежа в памяти родственников и близких. Но пострадал аспект кинематографический: по части отношений между героями сценарий так стерилен и фрагментарен, что некоторые из шестерых путешественников даже не успевают запомниться к концу фильма. Между людьми на плоту не происходит, по сути, ни одной ссоры, и единственным конфликтом в «Кон-Тики» оказывается драматическое противостояние людей с природой – величественным Тихим океаном, его штормами и хищными обитателями.
А между тем, вся «команда» плота играет замечательно. Сам Хейердал в фильме напоминает глянцевую версию Райана Гослинга (его исполнил норвежский актёр Пол Сверре Валхейм Хаген). Есть ещё красавчик-радист, герой войны Турстейн (Якоб Офтебро) и бывший продавец холодильников, смело пошедший с Хейердалом – Герман Ватцингер (Андерс Баасмо Кристиансен). Ну и остальные. Они очень выразительны, но, к сожалению, их герои не раскрыты: радист, к примеру, за весь фильм произносит с десяток фраз и ничем не запоминается – передаёт себе сообщения, курит сигаретки, и всё.
Авторы «Кон-Тики» пробуют компенсировать сюжетную простоту, отсутствие внятных героев и конфликтов искусной кинематографической игрой – и им почти удаётся. Фильм так здорово снят, что смотреть его отнюдь не скучно. Моменты любования красотами Земли (неба, океана) сменяются напряжёнными сценами схваток с кашалотом, со штормом, с акулами. Между делом показано множество деталей плавания «Кон-Тики»: например, одним из научных результатов путешествия стало доказательство невозможности долго хранить кокосовые орехи при постоянной высокой влажности, – здесь это отражено, хоть и невзначай. Да и про само плавание многим зрителям, которым имя Хейердала едва знакомо, фильм дарит возможность многое узнать и буквально погрузиться в него.
Однако единственное, что оставляет после себя картина – запечатлевшиеся в памяти виды: зелёный остров, лазурная вода, синий простор, плеск солнца в тёплых волнах и одинокий плот с путешественниками посреди. В «Кон-Тики» есть грандиозный панорамный полёт камеры от плота в океане – за облака, в космос на земную орбиту, и оттуда – обратно, мимо облаков к дрейфующему плоту. Весь фильм воспринимается точно так же: дыхание захватило – а душу нет.
Вердикт: Захватывающая и красочная картина, визуально сравнимая с «Жизнью Пи» и «Изгоем», которая даёт почувствовать себя на плоту с Туром Хейердалом в плавании через Тихий океан. Созерцательно, атмосферно – но чересчур стерильно.
Тур Хейердал-младший: «Экипаж «Кон-Тики» утолял жажду рыбьей лимфой»
«Кон-Тики». Фото: kontikidefilm.com
Сегодня, 23 апреля, завершился IV Фестиваль норвежского кино, а открыл его фильм «Кон-Тики», попавший в Топ-5 номинантов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Картина основана на реальных событиях – она рассказывает о подвиге всемирно известного путешественника Тура Хейердала. Режиссерами картины выступили Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг («Бандитки» 2006 года). Они взяли за основу одноименный документальный фильм, снятый самим Хейердалом.
Великое плавание через Тихий океан было совершено на плоту, воссозданном по рисункам древних инков и сделанном в точности так, как его делали 1500 лет назад (из базальтового дерева без единого гвоздя).
Особенно стоит отметить игру актеров, в точности передавших атмосферу на судне во время плавания. Поначалу путешественники боролись с природой, но впоследствии поняли, что нужно ее принять, и тогда она будет помогать человеку.
Предпремьерный показ «Кон-Тики» зрители восприняли с восторгом. Кроме того, многие до сих пор помнят знаменитую книгу норвежца «Путешествие на «Кон-Тики», которая была переведена на 70 языков мира.
Кадр из фильма «Кон-Тики». Фото: kontikidefilm.com
Корреспондент M24.ru присутствовал на столичной премьере картины и принял участие в дискуссии со съемочной группой фильма и сыном Тура Хейердала.
— Как продвигалась работа над сценарием?
Сценарист Петтер Скавлан:
— Когда я работал над этим сценарием, мне представилась возможность, которая крайне редко выпадает сценаристу – большую часть работы я проделал в сотрудничестве с самим Туром Хейердалом.
Тур Хейердал умер в 2002 году, и у нас был еще целый год, когда мы могли обсуждать этот сценарий и говорить о том, что важно и что нет. Мы довольно быстро пришли к общему мнению, что это будет фильм не только о трех месяцах путешествия на плоту, а о 10 годах жизни Хейердала.
Фактически это фильм об истории любви, которая продолжалась 10 лет. Началась она на острове Фату-хива, когда ему пришла в голову идея путешествия. А закончилась спустя 10 лет разрывом отношений Тура и его жены. Таким образом, это не только история героя, это история о том, что за каждый успех приходится платить свою цену. Также это еще и рассказ о мужской дружбе.
— Какие моменты съемок было сложнее всего играть?
Актер Андерс Босму Кристиансен:
— С одной стороны – это прекрасное оплаченное путешествие, но с другой стороны актер должен вжиться в роль. Он находится на том же самом плоту и переживает все то же самое, что переживали герои путешествия.
Основной проблемой было то, что у норвежцев мало опыта с отдельными моментами кинопроизводства. В частности, в этом фильме большую роль играла компьютерная анимация и все, что связано с подводной жизнью. И нам было довольно сложно во время съемок представить, как наши движения будут соотноситься с тем, что потом будет прорисовано.
— Где проходили съемки этого фильма?
Продюсер Оге Оберге:
— В фильме не показано, насколько остро стоял вопрос пресной воды. Откуда ее добывали?
Продюсер Оге Оберге:
— У них был большой запас воды с собой изначально. Кроме того, у них была налажена система сбора дождевой воды.
Тур Хейердал-младший. Фото: kino35mm.ru
— В фильме в основном речь шла о людях-авантюристах, и многие молодые люди захотят проверить себя. Что вы об этом думаете?
Сценарист Петтер Скавлан:
— Я спросил у Тура незадолго до его смерти, какие эмоции должна испытывать публика при просмотре фильма. И он сказал, что хотел бы, чтобы публика чувствовала именно это. Молодые люди должны подвергать сомнению истины, которые им предлагают люди, наделенные авторитетом. И если вам говорят, что это невозможно, вы должны сами это проверить.
И мы, люди старшего поколения, выросли во времена, когда дети ездили на велосипедах без шлема, их не привязывали ремнями безопасности и не опекали с такой страшной силой, как сейчас.
— Команда «Кон-Тики» состояла из шести скандинавов: пять норвежцев и один швед. Но в более поздних экспедициях он набирал международный экипаж и плавал уже не под норвежским флагом, а под флагом ООН. Тем самым он хотел доказать, что люди совершенно разного происхождения, с совершенно разными корнями, разной национальности и религии могут, даже не зная языков, сотрудничать и вместе двигаться к цели. Это было для него очень ценно в экспедициях. Кстати, одним из постоянных членов экспедиций был русский ученый-медик Юрий Сенкевич.
— Насколько правдоподобно в фильме было передано эмоциональное напряжение членов команды? И насколько похожи актеры на реальных людей?
— Поскольку я лично знаю всю команду, которая плавала на «Кон-Тики», то могу сказать что отношения в международных экипажах были такие же хорошие, как и в первой команде. Я слышал от членов экипажа, что они были хорошими друзьями не только во время путешествия, но и в обычной жизни. А актеры, исполняющие роль моих родителей, делают это так хорошо, что для меня даже немного болезненно воспринимать их.
Актер Андерс Босму Кристиансен:
— Когда снимается фильм, нужно немного увеличить напряжение. Если основываться на книге и на документальном фильме, то с тем актером, которого я исполнял, произошли самые значительные изменения. На самом деле он был высокий, темноволосый чемпион Норвегии в спринтерском забеге на 100 метров. Но, как вы видели, мой герой отличается от него (смеется).
Нам захотелось, чтобы в картине появился представитель простого народа, который задавал бы вопросы: «А чем мы здесь занимаемся?» и «Не слишком ли это опасно?»
— Как норвежская публика восприняла фильм?
Продюсер Оге Оберге:
— Кто занимался компьютерной графикой?
Продюсер Оге Оберге:
Касательно компьютерной графики, мы поняли, что объем работ настолько велик, что нам нужно поручить ее нескольким компаниям. Мы провели переговоры с различными компаниями и в конце концов договорились с тремя шведскими. Одна (Important Looking Pirates) занималась акулами, другие отвечали за шторм и за красивые картины неба.
«Кон-Тики»: невероятная история Тура Хейердала
В конце апреля 1947 года жители Перу наблюдали удивительную картину: шестеро отважных путешественников во главе с Туром Хейердалом готовились пересечь Тихий океан на бальсовом плоту. «Кон-Тики» был завален мешками с провизией и инвентарем, корзинами и связками бананов.
В тот день у причала собрались корреспонденты местных газет, представители власти и обычные зеваки. Экспедицию окрестили «авантюрой» и «самым экстравагантным способом массового самоубийства». Когда плот оказался в 50 милях от берега в открытом океане, буксировавший его военный катер отчалил обратно, а путешественники отправились в неизведанное — к берегам Полинезии, навстречу опасным океанским течениям и штормовым ветрам.
Почти за семь десятилетий экспедиция обросла массой легенд и новых подробностей. Но настоящая история знаменитого путешествия, которое многих вдохновило на смелые поступки, все же сохранилась.
Как все начиналось
За 10 лет до начала всемирно известной экспедиции Тур Хейердал вместе с супругой посетили Маркизский архипелаг, где проводили очередное исследование. В Полинезии норвежский археолог впервые услышал о Тики — боге и вожде здешних племен.
Местный старец поведал историю божества, которое привело его предков на острова из большой страны, помогло пересечь океан и обосноваться на новой родине. Захватывающий рассказ, больше похожий на миф или легенду, поразил путешественника.
К своему удивлению, совсем скоро он нашел доказательства правоты рассказчика — гигантские изваяния Тики, напоминающие огромные статуи в Южной Америке. Во время изучения старинных архивов, музейных экспонатов и манускриптов Хейердал увидел рисунок плотов древних индейцев Южной Америки, который и стал началом великой авантюры.
Окончательная идея экспедиции была оформлена лишь в 1946 году. Археолог твердо решил доказать теорию заселения островных архипелагов по пути от латиноамериканского побережья к Полинезии. До великого открытия считалось, что кокосы, произрастающие на островном архипелаге, занесены из Южной Америки морской водой. Но у Хейердала была своя теория.
В Нью-Йорке он попытался заинтересовать идеей одного из ученых, но столкнулся с категоричным возражением. Научным сотрудникам теория показалась возмутительной и вызвала шквал негодования.
Когда путешественник попробовал объясниться, один из ученых с улыбкой ответил: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».
Отважная команда и строительство плота
Седьмым участником плавания и его талисманом стал южноафриканский попугай Лолита.
Изначально команда планировала построить плот из бальсовых деревьев, растущих на берегу Эквадора, как это делали древние инки. Но путешественники смогли найти подходящий материал лишь в глуби континента. Для строительства потребовалось 9 стволов огромных деревьев, с которых пришлось снять кору и сплавить до Лимы, столицы Перу.
Представители местной власти до конца не верили в успех экспедиции, однако успели заключить между собой пари, взяли автографы у экипажа и выделили портовый док и рабочих, которые активно участвовали в строительстве. Из больших стволов они выпилили бревна, ставшие основой плота. Поверх основания закрепили еще один слой древесины, но уже меньшего размера. Палубу застелили бамбуковыми циновками, а посредине соорудили хижину из банановых листьев.
Удивительно, но судно удалось построить без единого гвоздя, согласно традициям индейских племен. Руль и мачту выполнили из мангрового дерева, все составные части прочно скрепили веревками, а художник и участник экспедиции Эрик Хессельберг нарисовал на парусе изображение Кон-Тики — бога солнца, почитаемого древними инками.
Среди океанских просторов
С первых дней плавания «Кон-Тики» послушно двигался по океанскому течению. Благодаря прочности и отличному рулевому механизму проблем с управлением не возникало, а продуманное расписание вахт и распределение обязанностей обеспечили безопасность и благоприятную дружескую атмосферу.
В экспедиции Тур Хейердал начал снимать документальный фильм. Если кому-то из экипажа хотелось уединения, он мог на время пересесть в резиновую лодку, которую прочно прикрепили к плоту.
Все вопросы путешественники решали собственными силами или на общих собраниях. Хотя маршрут экспедиции проходил вдали от морских путей, а погода то и дело приносила штормовые ветра, плавание обошлось без серьезных происшествий. В пути команда потеряла лишь попугая, который упорхнул во время бури.
Участники экипажа готовили еду на примусе. Чтобы защитить прибор от повреждений, его хранили в деревянном ящике и убирали в хижину. Однажды на палубе случился пожар, но слаженная работа помогла вовремя справиться с огнем.
Часть команды питалась морепродуктами. Во время плавания на борт часто попадала летучая рыба и другие обитатели океана, а для приготовления полноценного обеда достаточно было на 20 минут закинуть удочку в открытое море.
Двое членов экипажа приняли участие в интересном эксперименте. Они отказались от свежей рыбы и питались сухими пайками, которые были разработаны для американских военных, но еще не опробованы. Для поддержания солевого баланса в организме участники экспедиции смешивали питьевую воду с морской, а запасы пресной воды пополняли во время тропических дождей.
Путешествие не обошлось без встречи с опасными жителями океанских глубин. Однажды китовая акула подплыла к судну настолько близко, что одному из членов экипажа пришлось использовать копье, чтобы спасти команду. Бывали случаи, когда плот окружали целые стаи кровожадных акул, но все обошлось.
Первая серьезная опасность подстерегла команду на половине пути. Плот пережил сразу две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьезные повреждения. Когда ветер утих, команде удалось восстановить поломку, покрепче связать бревна, которые сильно разошлись, и благополучно продолжить путь.
Заветная цель совсем близко
Основная сложность состояла в постоянной проверке узлов. Члены команды без труда ныряли под воду, но каждое погружение могло оказаться фатальным. Стаи акул, которые приплывали на запах крови пойманной и разделанной рыбы, часто окружали плот и не позволяли вовремя проверить механизм. Чтобы избежать опасной встречи, команда смастерила специальную корзину для ныряльщика. Как только акула появлялась в поле зрения, проверяющий мог спрятаться и подать знак экипажу, чтобы его вытянули на борт.
Шел 93-й день плавания, когда команда впервые увидела островки земли с кокосовыми зарослями, но вместе с хорошей новостью пришли неприятности. Вблизи архипелага Туамоту существовала вероятность наткнуться на опасные рифы, которые были практически не видны из-за небольшого размера. Во время прибоя члены экипажа старались как можно лучше разглядеть дно и островки кораллов.
На 97-й день команда встретила лодку местных жителей, которые помогли экипажу грести, а на 101-й день — в третий раз увидела землю. Выбиваясь из сил, мореплаватели причалили к коралловому атоллу Рароиа. К счастью, плот успешно выдержал встречу с рифами.
Так 7 августа 1947 года команда оказалась на уединенном острове архипелага Полинезия, преодолев путь в 6980 км. Неделю экипаж наслаждался роскошными кокосовыми пальмами и прозрачным океаном, пока на горизонте снова не показалась лодка местных жителей.
Путешествие длиной в 101 день закончилось. Каждый день отважные мореплаватели боролись со стихией, совершали невероятные открытия и встречались с опасными жителями океана.
Команда во главе с Туром Хейердалом доказала, что в мире нет ничего невозможного. Вопреки всему, экипаж отчаянных романтиков, смельчаков и первооткрывателей пересек Тихий океан на простом плоту, став настоящей сенсацией.
Триумфальное возвращение и мировая слава
После возвращения домой Тур Хейердал написал книгу «Путешествие на “Кон-Тики”», ставшую мировым бестселлером и переведенную на 70 языков. Документальный фильм «Кон-Тики», снятый Хейердалом во время путешествия, был удостоен премии «Оскар» в 1952 году. Позже, в 2012 году, на экран вышел художественный фильм «Кон-Тики», который был номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар».
Легендарный «Кон-Тики» по сей день хранится в одноименном музее в Осло. Удивительно, но плот прекрасно сохранился и даже выдержал длительную транспортировку на норвежском судне. Ученые уверены, что бальсовые бревна до сих пор могут держаться на воде и противостоять стихии.