конармия бабель о чем
Конармия
Мой первый гусь
Смерть Долгушова
Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча
Лютов завидует твердости и решительности бойцов, не испытывающих, подобно ему, ложной, как ему кажется, сентиментальности. Он хочет быть своим. Он пытается понять «правду» конармейцев, в том числе и «правду» их жестокости. Вот красный генерал рассказывает о том, как он рассчитался со своим бывшим барином Никитинским, у которого до революции пас свиней. Барин приставал к его жене Насте, и вот Матвей, став красным командиром, явился к нему в имение, чтобы отомстить за обиду. Он не стреляет в него сразу, хоть тот и просит об этом, а на глазах сумасшедшей жены Никитинского топчет его час или больше и таким образом, по его словам, сполна узнает жизнь. Он говорит: «Стрельбой от человека… только отделаться можно: стрельба — это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается».
Конармеец Балмашев в письме в редакцию газеты описывает случай, происшедший с ним в поезде, двигавшемся на Бердичев. На одной из станций бойцы пускают к себе в теплушку женщину с грудным дитем, якобы едущую на свидание с мужем. Однако в пути Балмашев начинает сомневаться в честности этой женщины, он подходит к ней, срывает с ребенка пеленки и обнаруживает под ними «добрый пудовик соли». Балмашев произносит пламенную обвинительную речь и выбрасывает мешочницу на ходу под откос. Видя же ее оставшейся невредимой, он снимает со стенки «верный винт» и убивает женщину, смыв «этот позор с лица трудовой земли и республики».
Письмо
Прищепа
У молодого кубанца Прищепы, бежавшего от белых, те в отместку убили родителей. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали, Прищепа возвращается в родную станицу. Он берет телегу и идет по домам собирать свои граммофоны, жбаны для кваса и расшитые матерью полотенца. В тех хатах, где он находит вещи матери или отца, Прищепа оставляет подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом. Расставив собранные вещи по местам, он запирается в отчем доме и двое суток пьет, плачет, поет и рубит шашкой столы. На третью ночь пламя занимается над его хатой. Прищепа выводит из стойла корову и убивает ее. Затем он вскакивает на коня, бросает в огонь прядь своих волос и исчезает.
Эскадронный Трунов
Эскадронный Трунов ищет офицеров среди пленных поляков. Он вытаскивает из кучи нарочно сброшенной поляками одежды офицерскую фуражку и надевает ее на голову пленного старика, утверждающего, что он не офицер. Фуражка ему впору, и Трунов закалывает пленного. Тут же к умирающему подбирается конармеец-мародер Андрюшка Восьмилетов и стягивает с него штаны. Прихватив еще два мундира, он направляется к обозу, но возмущенный Трунов приказывает ему оставить барахло, стреляет в Андрюшку, но промахивается. Чуть позже он вместе с Восьмилетовым вступает в бой с американскими аэропланами, пытаясь сбить их из пулемета, и оба погибают в этом бою.
История одной лошади
Страсть правит в художественном мире Бабеля. Для конармейца «конь — он друг… Конь — он отец…». Начдив Савицкий отобрал у командира первого эскадрона белого жеребца, и с тех пор Хлебников жаждет мести, ждет своего часа. Когда Савицкого смещают, он пишет в штаб армии прошение о возвращении ему лошади. Получив положительную резолюцию, Хлебников отправляется к опальному Савицкому и требует отдать ему лошадь, однако бывший начдив, угрожая револьвером, решительно отказывает. Хлебников снова ищет справедливости у начштаба, но тот гонит его от себя. В результате Хлебников пишет заявление, где выражает свою обиду на Коммунистическую партию, которая не может возвратить «его кровное», и через неделю демобилизуется как инвалид, имеющий шесть ранений.
Афонька Бида
Когда у Афоньки Биды убивают любимого коня, расстроенный конармеец надолго исчезает, и только грозный ропот в деревнях указывает на злой и хищный след разбоя Афоньки, добывающего себе коня. Только когда дивизия вступает в Берестечко, появляется наконец Афонька на рослом жеребце. Вместо левого глаза на его обуглившемся лице чудовищная розовая опухоль. В нем еще не остыл жар вольницы, и он крушит все вокруг себя.
Пан Аполек
У икон Новоградского костела своя история — «история неслыханной войны между могущественным телом католической церкви, с одной стороны, и беспечным богомазом — с другой», войны, длившейся три десятилетия. Эти иконы нарисованы юродивым художником паном Аполеком, который своим искусством произвел в святые простых людей. Ему, представившему диплом об окончании мюнхенской академии и свои картины на темы Священного писания («горящий пурпур мантий, блеск смарагдовых полей и цветистые покрывала, накинутые на равнины Палестины»), новоградским ксендзом была доверена роспись нового костела. Каково удивление приглашенных ксендзом именитых граждан, когда они узнают в апостоле Павле на расписанных стенах костела хромого выкреста Янека, а в Марии Магдалине — еврейскую девушку Эльку, дочь неведомых родителей и мать многих подзаборных детей. Художник, приглашенный на место Аполека, не решается замазать Эльку и хромого Янека. Рассказчик знакомится с паном Аполеком на кухне дома сбежавшего ксендза, и тот предлагает за пятьдесят марок сделать его портрет под видом блаженного Франциска. Еще он передает ему кощунственную историю о браке Иисуса и незнатной девицы Деборы, у которой от него родился первенец.
Гедали
Рабби
Лютову жаль этого разметанного вихрем революцией быта, с великим трудом пытающегося сохранить себя, он участвует в субботней вечерней трапезе во главе с мудрым рабби Моталэ Брацлавским, чей непокорный сын Илья «с лицом Спинозы, с могущественным лбом Спинозы» тоже здесь. Илья, как и рассказчик, воюет в Красной Армии, и вскоре ему суждено погибнуть. Рабби призывает гостя радоваться тому, что он жив, а не мертв, но Лютов с облегчением уходит на вокзал, где стоит агитпоезд Первой Конной, где его ждет сияние сотен огней, волшебный блеск радиостанции, упорный бег машин в типографии и недописанная статья в газету «Красный кавалерист».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Исаак Бабель — Конармия:
Краткое содержание
Переход через Збруч
Гражданская война, Первая конная армия Буденного. Идут бои с поляками.
Начдив шесть (начальник дивизии) Савицкий рапортует: Новоград-Волынск взят. Туда едет обоз. Вокруг маки, но солнце «как отрубленная голова», а воздух пахнет кровью. Переправа – через брод Збруча (приток Днестра). Рассказчик Лютов на постое упрекает за грязь хозяев-евреев – трех мужчин (один уже спит) и беременную женщину. Ночью еврейка будит его. Лютов лег не со спящим, а мертвым. Это ее отец. Он тщетно умолял поляков не убивать его на глазах у дочери. Она убеждена, что в целом мире нет человека прекрасней ее отца.
Костел в Новограде
Дом сбежавшего ксендза (католического священника). Лютов ждет военкома. Приходит Ромуальд, помощник ксендза. Лютов для всех «пан» или товарищ. Так льстит ему древняя Речь Посполитая. А он будто говорит ей: надменная Польша! Холопы взяли твои города. Времени князей и Пилсудского – конец. У ксендза – груды военной формы, а в алтаре – брошенное в спешке золото. Лютову противно лицемерие святоши, он бежит на свежий воздух.
Письмо
Мальчик Вася Курдюков приписан к Политотделу, к бригаде Павличенко, раздает газеты. Рассказчик пишет за него «письмо на родину». Сын сообщает маме, что он у Буденного. Кум Никон рубит «подлую шляхту», а Вася «великолепно» при нем живет. Помеха только голод и холод. Пусть мама пришлет посылку. А в ней кабанчика.
Начальник конзапаса
На деревне стоит стон. Конница травит (топчет) хлеб. Казаки силком меняют своих кляч на крестьянских лошадок. «Без лошади нет армии». Один мужик ищет сочувствия у бывшего циркача, а ныне начальника конского запаса Дьякова. Ему дали упавшую клячу. Дьяков хлыстом, как профессионал, заставляет клячу подняться. Мужику нечего возразить. Придется брать.
Пан Аполек
«Пан писарь» знакомится с иконописцем Аполеком, выкрестом Янеком. Он расписал костел святыми с лицами местных жителей. Себя в виде апостола Павла, гулящую еврейку Эльку – в образе Марии Магдалины. Почетные горожане, «баре», возмутились, а крестьянам, «холопам», грешникам, его иконы пришлись по вкусу. Они понятны народу.
Солнце Италии
Гедали
Житомир, канун субботы. Лютов, сам еврей, знакомится с евреем Гедали. Тот рад революции. Но почему и революция, и контрреволюция – убивают? Нужен Интернационал не просто холопов, а добрых людей.
Мой первый гусь
Казаки смеются над субтильным и «очкастым» Лютовым, хозяйка не хочет кормить. Он ломает шею хозяйкиному гусю. Вот и пища. Казаки одобряют: «Парень нам подходящий», не слюнтяй, а «братишка». Он ест с ними из одного котла. И читает статью Ленина. О недостатках на местах. Казаки кивают: правда. Ночью Лютов спит среди своих, и вспоминает убитого гуся.
Рабби
«Вечная жизнь суждена только матери». Она же – источник сострадания. Это слова старого еврея Гедали. У рабби Моталэ Лютов отвечает, что он из Одессы, стихотворец, и хочет радости. Скромно празднует со всеми субботу. Только юноша Илья, непокорный сын, отдельно от всех. А рядом – новый мир, агитпоезд Первой Конной армии, типография, и незаконченная статья на злобу дня для газеты «Красный кавалерист».
Путь в Броды
Начало боев под Бродами. «На Волыни нет больше пчел». Взводный Афонька Бида, друг Лютова, пчел одобряет: они, труженицы, и Христа на кресте не жалили. Он свой, плотник. Вокруг – мирная картина зреющих хлебов. Казаки поют о подъесауле и его коне Джигите. Верный конь донес хмельного хозяина до самого неба, но туда его не взяли… И тут стрельба. Поляки. И их много. Взвод бежит.
Учение о тачанке
Грищук после 5 лет германского плена шел к семье. И был мобилизован в Красную армию. Теперь он кучер в тачанке Лютова. «Армия из тачанок» несокрушима. Боевые – колонистские, немецкие. А местная власть ездит в заседательских, дребезжащих. Лютов ездит по еврейским местечкам, где когда-то кипела жизнь, деньги шли в рост, а паны влюблялись в евреек.
Смерть Долгушова
Броды в огне. Идут слухи, что начдива сместят. Полк Вытягайченко отступает, бросая казаков на произвол судьбы. Грищук правит тачанку к дороге. А там сидит тот, кто отбегался. Умирающий телефонист Долгушов. Он просит Лютова дать знать родным – и пристрелить. Но тот не смог. Зато смог Афонька Бида. Выстрел в рот – и нет Долгушова. Афонька не простил Лютову слюнтяйства. Так кончилась их дружба.
Комбриг два
Командарм Буденный принимает нового комбрига Колесникова. Прежний убит. Положение серьезное, отступать нельзя. Иначе – расстрел. И Колесников не подвел. Поляки были разбиты. Комбриг овеян геройским родством с уже легендарными Павличенко, Савицким, Книгой.
Сашка Христос
Смирный Сашка Коняев в прошлом – пастух. В городе он вместе с отчимом подцепил дурную болезнь. Дома – новое горе: после тифа умерли брат с сестрой. Потом Сашку взяли на войну, а тут грянула война другая – Гражданская. Он попал в отряд Буденного, бывшего вахмистра, и его братьев. Бился под Царицыным, Воронежем, на Донце. А теперь вот в обозе, и снова с Буденным.
Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча
Родом Матвей из Ставропольской губернии, до революции был пастухом старого барина Никитинского. И была у него жена Настя. Узнал Матвей, что барин на нее заглядывается – и попросил расчета. Барин отпустил, но с долгом за сломанное ярмо. Пять лет Матвей не мог с ним рассчитаться. Только в 1918 году смог. Выдал барин все ценности. А потом Матюша его растоптал (забил). Ведь «стрельбой до души не дойдешь».
Кладбище в Козине
Перед рассказчиком – старое еврейское кладбище. От него веет древностью и Востоком. Четыре поколения одной семьи лежат здесь. И в тишине будто звучат молитвы о беспощадности смерти.
Прищепа
История одной лошади
В свое время начдив Савицкий отнял у командира Колесникова белого коня. Взамен дал черную лошадку. Теперь, когда начдив смещен, Колесников требует коня назад. Савицкий с револьвером в руках гонит его со двора. Колесников ранен в самую душу. Какой с него теперь вояка. Командира демобилизуют. Лютову жаль: «Мы оба смотрели на мир, как на луг в мае, как на луг, по которому ходят женщины и кони».
Конкин
Под Белой Церковью Васька Конкин и Спирька Забутый сгоряча берут польский штаб. Двое против восьмерых. Но все удается. Пленник, старый генерал, отказался сдаться комиссару и коммунисту. Знал, что не пощадит. Но к Буденному его тоже не повели. Порубили «по-солдатски».
Берестечко
Сонное местечко, как болото. Больше всех здесь евреев, контрабандистов, фанатиков, притесняемых от века панами. Русский мужик в Берестечке живет деловито, хотя и бедно. Всем объявляют: «Вы власть. Нет панов». Рассказчик размышляет над контрастами: поодаль – графский замок, под ногами – обрывок письма времен Наполеона, а рядом – выборы Ревкома.
Соль
Пишет в редакцию солдат Никита Балмашев. Был у него тут в поезде случай. Разогнали мешочниц с дефицитом – солью, а одну гражданку с дитем взяли подвезти до мужа. Как же, смену растит казакам. А у нее в свертке – та же соль. Обманула она не солдата, а всю «Расею». А та огрызается, ей до Ленина дела нет. Балмашев сбросил ее с поезда, и добил выстрелом. Будет всем бабам наука.
Вечер
Редакция «Красного кавалериста» – это «Галин с бельмом, чахоточный Слинкин, Сычев с объеденными кишками». И Лютов. Газета – «динамитный шнур» в умы людей. А в быту – у каждого свое. Лютову тошно, Галин безответно влюблен в прачку. А та – в повара Василия. Много еще несознательности в народе.
Афонька Бида
У святого Валента
Казаки осквернили костел в Берестечке. Разграбили, выбросили мощи святого из раки, паскудничали в алтаре. Звонарь проклял их, а его слепая жена умолила Лютова вмешаться. Всех виновных отдали под трибунал.
Эскадронный Трунов
После налета американских аэропланов бойцы хоронят командира Пашку Трунова и Андрюшку Восьмилетова. Перед смертью у Лютова вышла с Труновым ссора. Поймали 10 переодетых офицеров. Двоих убили. Андрюшка мигом их обчистил. Трунов приказал ему сдать вещи, а Лютову –вымарать из списка имена убитых. Лютов отказался. Теперь Трунова нет и счеты все забыты.
Иваны
Дьякона Ивана Аггеева мобилизовали в Красную армию. А он из нее бежал. Прикинулся глухим. Казак Иван Акинфеев везет его в Ровно и то и дело стреляет над ухом, проверяя слух. Всем ясно, что дьякон живым не доедет. Лютову его жаль, а еще больше – убитого коня своего Лаврика.
Продолжение истории одной лошади
Хлебников написал Савицкому примирительное письмо. Мол, белого коня, которого ты у меня отнял, оставь себе для пользы дела мировой революции. Савицкий ответил, что нет под ним того коня, а товарищи убиты. Кто знает, доведется ли свидеться на земле.
Вдова
Командир Шевелев помирает. Рядом Сашка, баба его. Кучер Левка зарится на нее. Шевелев говорит последнюю волю: золото – Сашке, прочее имущество – матери в станицу, коня – полку. Сашка хочет себе все имущество. После похорон Левка берет Сашку силой. И куражится, что заставит материнскую долю отдать.
Замостье
Ситанец, ночь перед атакой на Замостье. Лютов и Волков на постое у старухи, которая не хочет их кормить. Лютов подпаливает хату – еда появляется на столе. А вот атака захлебнулась. Вдвоем с товарищем их вынес один конь.
Измена
Солдат революции Никита Балмашев пишет следователю Бурденко об измене. С двумя бойцами он попал в госпиталь. Здешний доктор Явейн – явный провокатор. Но не «отвоевалась, Первая Конная», нет! Все трое ринулись за правдой к товарищу Бойдерману. В пути, кажется, дрались с милицией. Все потому, что больно смотреть на измену, безразличие.
Чесники
Деревня Чесники, ждут сигнал к атаке. Начдив Павличенко медлит. Буденный вдохновляет казаков на бой. Нужна только победа. «Даешь Варшаву!» А перед боем Сашка, эскадронная дама, сводит свою кобылу с конем Дуплищева.
После боя
Песня
Постой в селе Будятичи. Хозяйка тайком от Лютова варит щи. С голодухи он с револьвером требует еды. Всех примиряет песней Сашка Христос. Под «Звезду полей» Лютов вспоминает 1919 год, заповедные и сытные места у станицы Кагальницкой. Там у охотника Сашка и выучился петь.
Сын рабби
Лютов вспоминает Житомир, празднование субботы с евреями. И сына рабби – непокорного Илью. Как оказалось, Илья – партийный. И после боя умирал под Ковелем. Лютов проводил в последний путь брата по крови и мировой революции.
Аргамак
Друзей среди казаков у рассказчика Лютова нет. Но нету и врагов. А тут проштрафился казак с Терека Пашка Тихомолов. Его коня Аргамака отдали Лютову. У Лютова появился враг, целых два: казак и его конь. Переупрямить коня он так и не сумел. Вернул хозяину. И перевелся в новый эскадрон. Подальше от Пашки.
Поцелуй
Будятичи под красными. Лютов живет в доме школьного учителя. От него защищает свою честь дочка старика, офицерская вдова Томилина. Обиженный Лютов объясняет: он – выпускник юридического факультета, интеллигентный человек. После бесед о революции и новой жизни женщина сдается на милость победителя. Но снова в бой, а с новой жизнью придется подождать.
Грищук
Кучер Грищук на редкость молчалив. Этому выучил его один германский фермер. Грищук попал к нему в работники из плена. Немец и слова не хотел ему сказать. А перед уходом обнял и отпустил.
Их было девять
Читательский дневник «Конармия» Бабеля
Сюжет
Рассказчик – молодой одесский еврей, выпускник юридического факультета Лютов. Он идет в революцию, потом на Гражданскую войну. При Первой Конной армии Буденного он – редактор газеты «Красный кавалерист», агитатор, и боец, как все. Идут бои с поляками. Лютов – свидетель зверств поляков над евреями («Переход через Збруч»), лицемерия церковников («Костел в Новограде», «Пан Аполек»), братоубийственной розни в одной семье («Письмо»), лютой ненависти к трусам и обманщикам («Иваны», «Соль»). При нем казаки разоряют мужиков ради войны («Начальник конзапаса»), а любовь становится товаром («Вдова»). Лютов пытается вступиться за побежденных («Их было девять», «У святого Валента»), описывает не только победы, но и поражения («Путь в Броды», «После боя»). Дает яркие типажи красноармейцев («Жизнеописание Павличенки»). Он хочет нового мира, а пока только старый, еврейский, русский, польский мир вокруг («Гедали»).
Отзыв
Откровенный рассказ о Гражданской войне глазами очевидца. Контраст цветущей природы и людских горя и ненависти, фанатизма, борьбы за идею через кровь. Тема братоубийственной войны, трагедии семьи, кризиса веры, смерти на каждом шагу, ожесточения. Автор объясняет причины гнева «холопов». Герой уверен, что светлое будущее – рядом, а жизнь – это цветущий луг. «Интернационал» добрых людей – вечная тема и нашего времени. Библейские мотивы, еврейские и христианские. Тема прекрасного в жизни: любовь женщины, природа, кони. Сочный язык с одесским колоритом, смелые сравнения и метафоры. Цикл учит оставаться человеком в испытаниях, ценить чужую жизнь, говорить горькую правду, бороться за личную и общую мечту.
Писатель под псевдонимом Лютов выступил главным героем-повествователем. Он рассказывает о том, что пережил в казачьих войсках, а также о произошедших событиях того времени.
Краткое содержание
«Конармия» — сборник рассказов, которые начали публиковаться в 1925 г. У них общая тема — Гражданская война начала XX столетия. Основой для создания сборника стали записи в дневнике писателя, сделанные во время его службы в Первой конной эскадре под предводительством Буденного. Список избранных рассказов:
Мой первый гусь
Казаки издеваются и смеются над интеллигентным Лютовым, а владелица постоя отказывает ему в еде. Когда он изголодался, то обращается к ней с требованием его накормить. Затем герой отправился на двор, где взял шпагу и зарубил гуся.
Лютов велел хозяйке пожарить его. Лишь после этого случая казаки начали считать рассказчика практически своим и перестали издеваться.
Смерть Долгушова
Подняв рубаху, Долгушов показывает свое ранение: разорванный живот и ползущие на колени кишки, можно даже увидеть биение сердца. Но Лютов не может решиться на убийство.
Жизнеописание Павличенки
Рассказчик завидует решимости и мужеству казаков, которые не испытывают, как он, ложной сентиментальности. Лютов пытается быть своим. Он хочет узнать «правду» бойцов и их жесткость к полякам.
Красноармейский командир поведал ему, как он рассчитался со своим бывшим помещиком Никитинским, у которого до переворота выпасал свиней. Хозяин приставал к его супруге Насте. И вот Павличенко, когда уже стал красным генералом, пришел к нему в усадьбу, чтобы поквитаться за все его деяния.
Он не выстрелил в него тут же, хоть барин и просил об этом, а на глазах доведенной до отчаяния супруги Никитинского топтал его час, получая при этом удовольствие.
История о соли
Бабель в рассказе «Соль» раскрывает судьбы простых красноармейцев. Краткое содержание «Конармии» — описание послереволюционной реальности.
Рассказчик получил письмо от бойца Балмашева, тот поведал ему о случае, который произошел в поезде. На одной из остановок красноармейцы взяли к себе девушку с малышом и устроили в вагоне. Но со временем у них начали появляться сомнения.
Потому Балмашев убирает пеленки, однако вместо ребенка видит обычный мешочек с солью. На него находит гнев, он обрушивается на девушку с обвинением, а после выкидывает ее из вагона. Несмотря на падение, женщина не пострадала. Тогда красноармеец взял винтовку и пристрелил ее, считая, что так избавился от позора трудовых людей.
Письмо Василия Курдюкова
Если читать «Письмо» Бабеля в кратком содержании, то можно заметить, что Исаак Эммануилович изображает не только взрослых красноармейцев, но и детей. В «Конармию» вошел рассказ, посвященный мальчику Василию Курдюкову, пишущему письмо своей маме.
Рассказ о Прищепе
Еще одно произведение сборника посвящено молодому человеку с Кубани Прищепе. Ему пришлось прятаться от белогвардейцев, убивших его родных. Когда из деревни выгнали врагов, Прищепа вернулся, однако все добро уже разграбили.
Тогда юноша снаряжает телегу и отправляется по дворам искать имущество. В домах, где у него получалось отыскать вещи, которые принадлежали его родным, Прищепа оставляет повешенных хозяев и собак над колодцами, а также испачканные пометом иконы.
Когда он все собрал, то установил вещи на свои места и закрылся в хате. Он беспробудно пьет несколько дней, рубит стулья саблей и орет песни. На третий день над его жилищем загорается огонь.
Прищепа отправляется в сарай, уводит корову, которая осталась от родителей, и стреляет в нее. Затем садится на лошадь и едет в неизвестном направлении.
История одной лошади
Для красноармейца лошадь — это самое важное, она и отец, и старший брат, и друг. Однажды начальник дивизии Савицкий забрал коня у главнокомандующего первой конной дивизией Хлебникова. С тех пор последний затаил обиду и ожидал подходящего случая, чтобы отомстить.
Когда Савицкий теряет свой ранг, он пишет прошение, чтобы ему отдали назад его коня. Получив согласие, Хлебников едет к Савицкому, но тот отказывается возвращать лошадь. Тогда он отправляется к новому начальнику штаба, однако там его прогоняют.
Хлебников пишет заявление о том, что его обидела Коммунистическая партия, ведь не может вернуть ему добро. Затем главный герой демобилизуется, поскольку имеет шесть ранений и является инвалидом.
Пан Аполек
Бабель в некоторых произведениях затрагивает церковную тематику. В «Конармии» рассказывается о богомазе Аполеке, которому поручили роспись новгородского костела. Живописец предъявляет диплом и ряд своих картин, после чего ксендз принимает сразу же его кандидатуру. Но когда Аполек сдал свою работу, наниматели были в ярости.
Художник на своих картинах возвел обычных людей в лик святых. В изображении св. Павла можно было увидеть лицо хромоного Янека, а Пресвятая Богородица сильно напоминала Эльку, женщину из еврейской семьи, мать большого количества подзаборных детей. Аполека выгнали, а вместо него взяли другого художника. Но тот не решился закрашивать творение чужих рук.
Лютов знакомится с опальным живописцем в имении сбежавшего ксендза. Во время первой встречи художник Аполек предлагает нарисовать его портрет в образе святого Франциска за 60 рублей. Кроме того, он пересказывает ему историю о том, как Христос женится на безродной женщине Деборе, которая затем родит ему сына.
Образы персонажей
Кирилл Лютов — основной персонаж всех рассказов. Он играет роль как повествователя, так и невольного участника описанных событий. Кроме того, это двойник Исаака Эммануиловича в «Конармии». Лютов — псевдоним писателя в те времена, когда он служил военным журналистом. Подробное описание образов:
«Конармия» является беспощадным и очень откровенным сборником. Книга знакомит читателя с суровой действительностью военного времени. В ее главах переплетаются героизм и жестокость, смешное и трагичное, правдоискательство и духовное неведение.