кондак что это значит

Кондак что это значит

Чем отличается кондак от икоса?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте. При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

кондак что это значит. Смотреть фото кондак что это значит. Смотреть картинку кондак что это значит. Картинка про кондак что это значит. Фото кондак что это значит

При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна

Источник

Что такое кондак?

Во время службы в храме верующие с трепетом вслушиваются в песнопения, которые исполняются с клироса. И немногие знают, что называются краткие песнопения — кондак и тропарь.

Кондак – это двух- или трехстрофное песнопение, которое повторяется в каноне во время литургии и вечерни. Если тропарь очень кратко говорит о том, какой праздник прославляется в данный день и восхваляет его, то кондак дает разъяснение исторических и богословских причин воспеваемого события, персоны или праздника. Таким образом, в богослужении тропарь упоминает о событии, а кондак рассказывает о нем.

Происхождение и история кондака

Это слово пришло в русский язык из греческого и переводится, как палочка, на которую наворачивался свиток с нанесенными надписями.

В современном богослужении кондаки не имеют много места по сравнению с канонами. Это всего 2-3 строфы, рассказывающие о каком-то событии. Но по значимости тропари и кондаки – наиважнейшая и наидревнейшая часть молитвенного строя.

В древности, в 5-8 веках, когда еще не было канонов, кондак занимал основное место в суточном богослужении. В те времена он состоял не из 2-3 строф, а в десятки раз больше. Он представлял собой поэтическое произведение, состоящее из 20-30 стихов и являющееся в своем роде богословской поэмой. Поэма от начала до конца рассказывала о каком-то событии, или о лице, раскрывала его мотивы, подвиг и значение. Такой изначальный кондак состоял из нескольких разделов – вступление, основная часть, припев.

Исторически появление кондаков связано с именем преподобного Романа Сладкопевца, жившего в 5-6 веке. Он служил псаломщиком в Святой Софии в Константинополе. И не имел никаких особых талантов. Однажды он не смог исполнить псалом, после чего горячо молился Богородице, чтобы она помогла ему и дала возможность воспевать Господа.

После таких горячих молитв молодому мужчине приснился сон. Богородица дала ему в руки свиток и велела его проглотить. Роман так и сделал, после чего проснулся и обнаружил, что у него открылся совершенно невероятный певческий голос. Но это был не единственный подарок Богородицы искреннему псаломщику. Он еще обрел дар стихосложения. И первым произведением, которое он написал, был кондак Рождества:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог

Это настолько замечательно, что и по сей день, спустя 16 веков, мы поем этот кондак, восхищаясь глубине и законченности этого произведения.

После этого св. Роман стал развивать свой талант, написав великое множество кондаков о самых разных событиях в истории христианства. Они были основой всего богослужения.

Но, спустя века, со временем, кондаки стали вытесняться канонами. Ведь кондаки были произвольно написанными песнопениями, на вольную тему. А каноны имели строгую структуру и были приурочены к библейским песням. И с упорядочением богослужений, когда все стало «по канонам», кондаки были сокращены до современного вида в 1-2 строфы.

Но это ничуть не умаляет их значения во время службы. Их также знают и любят православные христиане, также поют хвалебные песни всем Небесным силам, прославляя их и моля о милости и прощении грехов.

Источник

У православных молитв есть разные названия — что они означают?

Зачем верующим столько разных молитв?

Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.

Что такое акафист?

Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».

Что такое канон?

Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.

Что такое ирмос?

Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.

Что такое тропарь?

Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.

Что такое кондак?

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.

Что такое икос?

Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).

Что такое стихира?

Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).

Что такое кафизма?

Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.

Источник

Кондак

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента) – неболь­шое пес­но­пе­ние (в одну-две строфы), в парал­лель тро­парю рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность празд­ника.

Тро­парь празд­ника рас­кры­вает его сущ­ность и вос­пе­вает его. Тро­парь, посвя­щен­ный свя­тому, рас­кры­вает осо­бен­но­сти подвига свя­того, про­слав­ляет его житие и свя­тость. Кондак, вос­пе­вая то же собы­тие или то же свя­щен­ное лицо, допол­няет, раз­ви­вает основ­ную тему тро­паря.

Это можно наглядно уви­деть, срав­ни­вая тро­парь и кондак кон­крет­ного празд­ника. При­ве­дём пример тро­паря и кондака Пасхи:

Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси, Без­смертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Побе­ди­тель, Христе Боже, жена́м миро­но­си­цам веща́вый: Радуй­теся!, и Твоим апо­сто­лом мир да́руяй, падшим подая́й вос­кре­се­ние.

В каноне поме­ща­ется после 6‑й песни и сопро­вож­да­ется икосом.

Древ­ние кондаки – мно­го­строф­ные (ок. 20–30) поэмы. Строфы объ­еди­ня­лись единым рефре­ном и единым мет­ри­че­ским сло­же­нием. Первая строфа явля­лась вступ­ле­нием, послед­няя – обоб­ще­нием нази­да­тель­ного харак­тера. Строфы читал кано­нарх, рефрен пел народ.

Осно­во­по­лож­ни­ком конда­ков явля­ется Роман Слад­ко­пе­вец (556г.), непре­взой­ден­ный автор боль­шин­ства конда­ков…

«Осно­ва­те­лем такого рода цер­ков­ной песни счи­та­ется прп. Роман Слад­ко­пе­вец (VI в.), сириец, певец Кон­стан­ти­но­поль­ской св. Софии, и первым конда­ком его, по пре­да­нию, спетым по осо­бому небес­ному вдох­но­ве­нию, был кондак на Рож­де­ство Хри­стово «Дева днесь», – разъ­яс­няет М. Ска­бал­ла­но­вич. – К этому кондаку при­ло­жены 24 икоса с тем же заклю­че­нием, что в кондаке: «Отроча младо Пре­веч­ный Бог», име­ю­щие акро­стих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (сми­рен­ного Романа гимн); число 24 соот­вет­ствует коли­че­ству букв греч. алфа­вита и имеет соот­вет­ствие в пс. 118, состо­я­щем из 22 отде­лов, начи­на­ю­щихся по порядку всеми бук­вами еврей­ского алфа­вита. Еще более соот­вет­ствуют постро­е­нию этого псалма кондак и икосы Бла­го­ве­ще­нию, состав­ля­ю­щие так назы­ва­е­мый ака­фист, рас­по­ло­жен­ные по алфа­виту и при­пи­сы­ва­е­мые раз­ными иссле­до­ва­те­лями то прп. Роману, то пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поль­скому Сергию I (610–638 г.), то его рефе­рен­да­рию и диа­кону св. Софии Геор­гию Писиде».

С VIII в. кондак как жанр вытес­ня­ется кано­ном. Число строф кондака сокра­ща­ется. В совре­мен­ном бого­слу­же­нии сохра­ни­лись две строфы, назы­ва­е­мые конда­ком и икосом, кото­рые чита­ются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак чита­ется на часах. Исклю­че­ние состав­ляет сохра­нив­шийся полным кондак, кото­рый поется и чита­ется при отпе­ва­нии свя­щен­ника или архи­ерея.

Конда­ками также назы­ва­ются строфы ака­фи­ста.

«Кондак, в его тепе­реш­нем облике и объеме – неболь­шое пес­но­пе­ние в одну-две строфы, очень похо­жее на тро­парь и даже у рус­ских поемое по тро­пар­ной мело­дии и поме­ща­е­мое после 6‑ой или после 3‑ей песни канона. Оно повто­ря­ется и на литур­гии, и на пове­че­рии. Совсем иное пред­став­лял собою кондак по своему про­ис­хож­де­нию и древ­нему упо­треб­ле­нию. Исто­рия его поучи­тельна, хотя и не вполне еще изу­чена.

Самое слово «кондак» – κόντάκιον неко­то­рые про­из­во­дят от κόνταζ (как его умень­ши­тель­ное) – «копье»; но веро­ят­нее про­из­во­дить его от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента, назы­вав­шийся ίλητάριον. Сбор­ники та­ких «конда­ков» назы­ва­ются конда­ка­ри­ями.

Но если в наших совре­мен­ных бого­слу­жеб­ных книгах это пес­но­пе­ние зани­мает самое скром­ное место и теря­ется в обшир­ных песнях канона, то в древ­но­сти, до появ­ле­ния кано­нов, кондак зани­мал совер­шенно исклю­чи­тель­ное место в суточ­ном и годич­ном бого­слу­же­нии. Он вовсе не огра­ни­чи­вался одной стро­фой, а пред­став­лял собою само­сто­я­тель­ное и боль­шое поэ­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, так сказ., целую бого­слов­скую поэму. Древ­ний кондак в его клас­си­че­ском облике – это цепь из 20–30 строф, посте­пенно раз­ви­ва­ю­щих одну общую тему. В этой поэме надо раз­ли­чать сле­ду­ю­щие состав­ные части: началь­ная строфа, κουκούλιον, напи­сан­ная одним, необыч­ным для всего про­из­ве­де­ния, раз­ме­ром; икосы, числом чаще всего 24, напи­сан­ные одним общим для всех их раз­ме­ром; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот явля­ется послед­ней фразой всту­пи­тель­ной строфы, «кукуля». Ини­ци­алы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акро­стих, «крае­гра­не­сио». Икос, οίκος, по-гре­че­ски значит «дом». Как пока­зало науч­ное иссле­до­ва­ние, кондаки пер­во­на­чально про­ис­хож­де­ния сирий­ского; а по-сирий­ски «Deth» – дом – может озна­чать и строфа; точно также, как по-ита­льян­ски «Stanza» значит и строфа и ком­ната. Таким обра­зом, весь кондак фигу­рально упо­доб­ля­ется боль­шой постройке, чер­тогу, постро­ен­ному по осо­бому плану с мно­же­ством отдель­ных комнат.

Пре­да­ние свя­зы­вает про­ис­хож­де­ние конда­ков с именем преп. Романа Слад­ко­певца, совре­мен­ника импер. Ана­ста­сия I (491–518). Этот поэт был, пови­ди­мому, про­ис­хож­де­ния сирий­ского, родом из Верита (Бей­рута). Кондаки его пред­став­ляют сложно постро­ен­ную бого­слов­скую поэму. И дей­стви­тельно, кондаки Романа Слад­ко­певца во многом схожи с про­по­ве­дями. Так как их содер­жа­ние не было свя­зано ни с какой зара­нее данной темой, как это потом слу­чи­лось с кано­нами, при­вя­зан­ными по содер­жа­нию своих песен биб­лей­ским, то кондаки поз­во­ляли их автору сво­бодно раз­ви­вать свою тему. Твор­че­ское даро­ва­ние поэта сво­бодно созда­вало образы, раз­ви­вало основ­ную мысль празд­ника или жития дан­ного свя­того, бого­слов­ство­вало в стихах.

Со вре­ме­нем, под вли­я­нием вхо­див­шего в обиход канона, тоже литур­ги­че­ской поэмы, но уже с зара­нее дан­ными рам­ками для каждой песни, при­уро­чен­ными к песням биб­лей­ским, кондак посте­пенно стал усту­пать место новому облику цер­ков­ного пес­но­твор­че­ства и был им почти совер­шенно вытес­нен».

Наш тепе­реш­ний кондак, как уже ска­зано, мало чем отли­ча­ется от тро­паря. Дей­стви­тельно, при беглом на него взгляде, он, также как и тро­парь, гово­рит о данном празд­нике или святом. Это и неуди­ви­тельно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», кото­рая дает только основ­ную тему, а все ее раз­ви­тие, весь бого­слов­ский и поэ­ти­че­ский узор исчез из вни­ма­ния совре­мен­ных бого­моль­цев. Но все же при более вни­ма­тель­ном срав­не­нии можно заме­тить и неко­то­рое раз­ли­чие. Как ука­зы­вает Ска­бал­ла­но­вич, кондак дает обычно другую сто­рону празд­ну­е­мого собы­тия, чем тро­парь: если тро­парь дает кар­тину внеш­ней сто­роны собы­тия, то кондак – внут­рен­ней или наобо­рот; кроме того, кондак это собы­тие изоб­ра­жает полнее. При­ме­ром могут послу­жить кондаки и тро­пари Рож­де­ства Хри­стова, Кре­ще­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния.

Самые позд­ние по про­ис­хож­де­нию кондаки, это – кондаки и икосы вос­крес­ные. О них упо­ми­на­ется только в руко­пи­сях XI в., а нынеш­него своего места они не имеют в неко­то­рых руко­пи­сях и XVI в., как гово­рит Ска­бал­ла­но­вич. Этих вос­крес­ных конда­ков нет еще в Евер­ге­ти­дском уставе и в Сту­дий­ском. Их заме­нял тогда или кондак свя­того минеи, или седа­лен».

Источник

КОНДАК

кондак м. Короткое песнопение на тему праздника (в православном богослужении).

Кондак (κονδάκια, κοντακια) — собственно пергаментный лист или свиток, исписанный с обеих сторон. Впоследствии словом К. стали обозначать особую группу церковных песнопений, особенность которых состоит в том, что в чинопоследованиях в честь того или иного святого или праздника такое песнопение содержит в себе тему всего чинопоследования. Название К. получило такой смысл, по объяснению Марка Ефесского, со времени одного из наиболее замечательных составителей К. — Романа Сладкопевца (см.); ему явилась во сне Богоматерь и дала съесть свиток, после чего он составил первый свой К. в честь св. Девы, который поется в праздник Рождества Христова: «Дева днесь пресущественного рождает». Н. Б-в.

1) центральный жанр ранневизантийской церковной гимнографии, род поэмы на религиозный сюжет. Форма К. сложилась к VI в., расцвета достигла в творчестве Романа Сладкопевца; была вытеснена получившим широкое распространение в VIII—IX вв. жанром канона (2). Обычно К. имеет от 18 до 24 строф, объединенных одинаковым количеством слогов, одинаковым метрическим рисунком, однотипным синтаксическим членением, рефреном; первые буквы строф слагаются в акростих. Метрика К. основана на изосиллабизме и тяготеет к регулярности тоники. Для К. обычно наглядное изображение воспеваемого события, иногда обмен репликами со стороны действующих лиц (напр., Марии и Гавриила в сцене Благовещения). Наряду с этим встречаются прямые обращения к слушателям, восклицания, риторические вопросы, обычные для техники диатрибы и христианской проповеди.

2) В позднейшем обиходе — короткое православное песнопение на тему праздника, обычно реликт бывшего К. (в 1-м значении); входит в состав акафиста и канона.

Аверинцев С. С., Поэтика ранневизант. литературы, М., 1977 (указатель).

КОНДА́К, а́, ч.

Коротка церковна пісня, що славить Бога, Богородицю або святих.

Пішов він [Заєць] до Микити, Той, бач, мав його навчити Тропарів і кондаків (І. Франко);

Дід Андрій завернув у село, розпочинаючи акафіста далі від того кондака, на якім зупинився, розмовляючи з козаком (А. Чайковський);

Доокола дві тисячі літ кипить життя, все змінилося, само обличчя землі стало іншим, а тропарі й кондаки співають усе на тих же вісім гласів (Г. Хоткевич);

Богослужби, воскресний канон, тропарі, кондаки, церковні книги – усе те треба було знати добре (Б. Лепкий).

Литература : Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, «1961.

H. Д. Успенский.

[від грец. κόνδας — кілок (сувій із текстом гімну спочатку намотували на кілок) ]

— одна з жанрових форм християнської гімнографії. Виникнення його пов’язується з діяльністю візант. христ. поета Романа Солодкоспівця (помер бл. 560), К. якого були зразками для східнослов’ян. авторів. Об’єднує невеликі за обсягом твори, тема яких визначається змістом бібл. чи агіографічної (див. Житійна література) розповіді про героїв і події, що їм присвячена відповідна церк. відправа. Імена героїв вводяться до тексту в формі звертань. К. часто будується на метафор. порівнянні або алегор. переосмисленні літ. сюжету. Як піснеспів К. входить до акафісту, де має однакове закінчення-рефрен «аллилуя!», тематично пов’язується і чергується з ікосом. У східнослов’ян. л-рах К. інтенсивно розвивався впродовж 12 — 18 ст.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *