консервативные взгляды что это значит

Консерватизм — это что такое

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

Консерватизм – идеология, которой свойственна приверженность традиционным ценностям и порядкам. Эта приверженность проявляется чаще всего в социальной и религиозной сфере, политике. Основная задача консерватизма и людей, его идеализирующих состоит в сохранении тех устоев и традиций общества, к которым они привыкли, в том числе, общественных институтов и принятых норм морали. Консерваторы являются противниками всего нового, но прежде всего, изобретений и реформ.

Из истории

Консерватор – это, прежде всего, англичанин, вечно спорящий о преимуществе той или иной партии, но при этом души не чающий в королевской семье. Идеология действительно зародилась на Туманном Альбионе. А в английский язык термин «conserve», означающий «сохранять», очевидно, проник из латинской лексики («conserve» – «сохраняю»). Английский консерватизм зародился во второй половине XVII. Примечательно, что сама идеология в Великобритании долгое время именовалась торизмом, а ее приверженцы именовали себя тори. Торизм не был стихийным явлением, он развивался поэтапно:

Важно! Британские консерваторы активно препятствовали проникновению представителей среднего класса в парламент, продолжительный период времени (почти весь XIX в) видели в аристократии и англиканской церкви единственный залог экономического здоровья нации. Тори выступали против того, чтобы аристократы занимались не приличествующими им видами деятельности, например, земледелием или торговлей, но были вынуждены признать свое поражение. Крупные магнаты из числа простых людей покупали земли лордов, а лорды все чаще вникали в дела коммерческие. Сохранить старый уклад не получалось.

Русские консерваторы

Основоположником английского консерватизма стал Эдмунд Берк. В Российской империи первым истинным консерватором считают Н. Карамзина, отрицавшего необходимость проведения реформ по европейским стандартам. Основой государственного и общественного строя Карамзин считал авторитаризм – личную власть государя. Подобно Карамзину против реформ выступили:

Позиции русских консерваторов были наиболее шаткими при реформаторе императоре Александре II, но при его приемнике Александре III консерватизм получил новый толчок к развитию. Во многом благодаря этому идейному движению в стране начались контрреформы. В XIX веке русские консерваторы, в числе которых были, прежде всего, славянофилы, представители нового для страны течения в философии и мысли, выступали за усиление позиций императорской семьи, сохранение обычаев и традиций, свойственных славянам, сохранение определенного бытового уклада, ритуалов, но прежде всего сословного деления. Но Карамзин и его последователи были лишь первыми, чей взгляд (мнение) на происходящие вещи дошел до наших дней. И до него в стране были те, кто не принимал ничего нового, стоит только вспомнить русских староверов. В 1705 г. при Петре I в Астрахани произошел бунт, официально поднятый теми, кто был против новых порядков. Бунтовщики боролись за позволение сохранить бороды и носить старую, привычную для них одежду.

Основные черты, свойственные консерватизму

Для идеологии, отдающей предпочтение всему старому и проверенному характерны следующие особенности проявления:

Важно! Реформы – это то, что чрезвычайно страшит консерваторов, во все исторические эпохи, не зависимо от направления рассматриваемого идеологического течения, консерваторы выступали за сохранение старого, пусть и в ущерб жизни людей.

В обычной жизни консерватизм проявляется, например, в стремлении покупать привычные вещи и предметы, даже если они морально и технически уже устарели.

Виды консерватизма

Явная приверженность консерваторов к старым традициям и обычаям, не помещала самой идеологии развиваться и десятилетия за десятилетием претерпевать значительные изменения. Уже спустя полвека после английской Реставрации старых добрых тори было не узнать. Кроме того, в разных странах консерватизм развивался по собственному пути, отсюда – появление множества его разновидностей, например:

Консерватизм, как идеологическое направление в политике, философии, социальном устройстве проповедует возврат к традиционным простым ценностям и обычаям. Современные консерваторы, конечно же, не требуют отказаться от машин и уйти жить в лес, не стричь растительность на лице и носить одежду прошлых веков, но, они выступают, например, за сохранение старой школы академического образования, протестуют против наделения правами сексуальных меньшинств.

Источник

КОНСЕРВАТИВНЫЙ

Полезное

Смотреть что такое «КОНСЕРВАТИВНЫЙ» в других словарях:

консервативный — реакционный, косный, закоснелый; рутинный, правый, охранительный, окостенелый, твердолобый, пуристический, рутинерский, затхлый, правильный, заскорузлый, домостроевский. Ant. прогрессивный, динамичный Словарь русских синонимов. консервативный… … Словарь синонимов

КОНСЕРВАТИВНЫЙ — КОНСЕРВАТИВНЫЙ, консервативная, консервативное; консервативен, консервативна, консервативно (лат. conservativus охранительный) (книжн.). Отстаивающий неизменность прошлого против всякой новизны прогресса. Консервативные взгляды. Он человек… … Толковый словарь Ушакова

КОНСЕРВАТИВНЫЙ — КОНСЕРВАТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. 1. Отстаивающий неизменность чего н. (политического строя, быта), противящийся каким н. нововведениям. Консервативные взгляды. К. политик. Консервативная партия (в Великобритании). 2. полн. О лечении:… … Толковый словарь Ожегова

консервативный — • жутко консервативный … Словарь русской идиоматики

консервативный — (лат. conservativus, от conservo сохранять) в медицине не связанный с хирургическим вмешательством (о методе лечения) … Большой медицинский словарь

Консервативный — I прил. 1. Сохраняющий старое, хорошо зарекомендовавшее себя. отт. Опирающийся на традиции, отстаивающий неизменность чего либо; традиционный. 2. Проявляющий враждебность по отношению к новому, прогрессивному. Ant: реформаторский II прил.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Консервативный — I прил. 1. Сохраняющий старое, хорошо зарекомендовавшее себя. отт. Опирающийся на традиции, отстаивающий неизменность чего либо; традиционный. 2. Проявляющий враждебность по отношению к новому, прогрессивному. Ant: реформаторский II прил.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

консервативный — консервативный, консервативная, консервативное, консервативные, консервативного, консервативной, консервативного, консервативных, консервативному, консервативной, консервативному, консервативным, консервативный, консервативную, консервативное,… … Формы слов

консервативный — прогрессивный либеральный мобильный реформаторский прогрессивный реформаторский либеральный мобильный … Словарь антонимов

Источник

Консерватизм

Понятие консерватизма в России, динамический консерватизм, идеология консерватизма

История консерватизма, идеи консерватизма, консерватизм в странах мира, принципы консерватизма, философия консерватизма,

Содержание

Содержание

Раздел 1. Понятие и сущность консерватизма.

Раздел 2. Консерватизм в Российской Федерации в 19-м веке.

Раздел 3. Идеи консерватизма в творчестве Ф.М. Достоевского.

Раздел 4. Своеобразие консервативных идей К.Н. Леонтьева.

Раздел 5. Консерватизм на современном этапе развития.

Раздел 6. Консерватизм в странах мира

Консерватизм — это направление в политике, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему необходимых улучшений и реформ

консерватизм – это приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому

консерватизм — это идеологическая ориентация и политическое движение, которое отстаивает сохранение традиционных ценностей и порядков.

Консерватизм — это принцип осмотрительности — общепринятый принцип бухгалтерского учета, предполагающий определенную степень осторожности в формировании суждений, необходимых в производстве расчетов в условиях

консерватизм — это совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого.

Понятие и сущность консерватизма

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков»

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (памфлеты Эдмунда Бёрка (1729-1797)). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму, требующему социального равенства. В список учредителей консерватизма, помимо Бёрка, входят француз, иезуит Жозеф де Местр (1753-1821) и австрийский канцлер Клеменс Меттерних (1773-1859)

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующих порядков.

Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; убеждение в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм, исчерпывающих на определенном этапе выполняемые ими функции.

Консерватизм в Российской Федерации в 19-м веке

Рассматривая становление и развитие консерватизма в Украине, нужно заметить, что она, являясь в рассматриваемый промежуток времени неотъемлемой частью единой Руси, по нашему мнению, не может рассматриваться самостоятельно, в отрыве от Российской Федерации. Поэтому мы будем рассматривать консерватизм в Российской Федерации, отмечая некоторые особенности его развития в Украине.

Вторая половина 18 века весьма существенна в социально-экономической жизни Российской Федерации. Именно тогда начинаются складываться капиталистические отношения, проявляются тенденции экономического развития, которые приведут к резким противоречиям с существующей общественно-политической системой.

В поиске новых средств политического воздействия на общество российское дворянство обращается к идее «просвещенческого абсолютизма». Особенно энергично оно насаждается в правлении Екатерины Второй. В 1767 году образуется «Комиссия о сочинении проекта нового Уложения». В ее состав вошли избранные депутаты от дворян, городов, правительственных учреждений, казаков, некоторых категорий лично свободных крестьян. Екатерина тщательно готовила созыв комиссии. Она пишет обширный «Наказ» для депутатов. Целью государства объявляется «общее благо», которое должно обеспечиваться мудрым правлением монарха. Однако в «Наказе» не ликвидируется сословный строй, не обеспечивается юридическое равенство граждан, свободу совести и свободу договоренности.

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

Само понятие «консерватизм» довольно многозначно. Многие ученые, исследователи характеризуют это направление по-разному, вкладывают свой особый смысл, наделяют его различными функциями. «Философский энциклопедический словарь» /М., 1989/ консерватизм определяет как «идейно-политическое учение, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития». Носителями идеологии консерватизма выступают различные общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих порядков. Характерные особенности консерватизма – враждебность и противодействие прогрессу, приверженность традиционному и устаревшему, /консерватизм в переводе с латинского – сохраняю/.

Распространено также т.н. «ситуационное» понимание консерватизма как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее значения и места в социально-историческом процессе. В консерватизме обнаруживаются сходные идейные установки: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка, несовершенство человеческой природы, убеждение в природном неравенстве людей, ограниченные возможности человеческого разума, необходимость классовой иерархии и др.

Консерватизм обозначает также философско-политическое понятие, при котором его носители выступают как против любых радикальных, левых течений, так и против крайне правых сил, пытающихся остановить прогрессивное развитие общества. Одна из важнейших функций консерватизма – социальная, которая имеет следующие характеристики:

— сохранение и бережное отношение к национальному менталитету, моральным традициям и нормам человечества;

— недопустимость вмешательства человека в ход исторического развития, насильственной ломки привычного образа жизни;

— трактовка общества как объективной реальности, которая имеет свою структуру и собственное развитие.

В современной научной литературе можно встретить и иную функцию консерватизма, которую можно назвать определенным типом или стилем мышления.

Теория консерватизма, ее основные положения были рассмотрены в работах Э. Берка /ХVIII в./. Он и его многочисленные последователи были убеждены, что социальный опыт передается из поколения в поколение, человек не может его сознательно прогнозировать и не в состоянии им поэтому управлять.

В Российской Федерации на протяжении всего ХIХ в. идеи консерватизма получили широкое распространение и прошли долгий путь от славянофильства к религиозно-этическому искательству. В философских и литературно-критических работах этого периода рассматривались и осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном /1812г./, восстанием декабристов /1825г./, отменой крепостного права /1861г./, проведением буржуазно-либеральных реформ /б0-70гг./. развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.

В первой половине ХIХ в. царское правительство пыталось разработать собственную идеологию, на основании которой воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал Уваров. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую «теорию официальной народности» /»самодержавие, православие, народность»/. Смысл ее состоял в противопоставлении дворянско-интеллигентской революционности и пассивности народных масс, наблюдавшейся с конца ХVIII в. Освободительные идеи представлялись как наносное явление, распространенное только среди «испорченной» части образованного общества. Пассивность крестьянства, его патриархальная набожность, стойкая вера в царя изображались в качестве «исконных» и «самобытных» черт народного характера. Уваров утверждал, что Россия «крепка единодушием беспримерным – здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу».

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

Виднейшие представители официальной науки, например, историк М.П. Погодин, были сторонниками «теории официальной народности» и в своих трудах восхваляли самобытную Российскую Федерацию и существующие порядки. Эта теория на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.

В 40-50-х гг. ХIХ в. идейные споры велись в основном о будущих путях развития Российской Федерации. Славянофилы выступали за самобытность Российской Федерации, которую они видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. Среди них своим значительным философским потенциалом выделялись И.В. Киреевский. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков. Они стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию.

Выступая с обоснованием самобытного, т.е. не буржуазного пути исторического развития Российской Федерации, славянофилы выдвинули оригинальное учение о соборности, объединении предприятий людей на основе высших духовных, религиозных ценностей – любви и свободы. Главные особенности Российской Федерации они усматривали в крестьянской общине и православной вере. Благодаря православию и общинности, доказывали славянофилы, в Российской Федерации все классы и сословия мирно уживутся друг с другом.

Реформы Петра I оценивались ими критически. Считалось, что они отклонили Российскую Федерацию с естественного пути развития, хотя не изменили ее внутренний строй и не уничтожили возможность возврата на прежний путь, который отвечает духовному складу славянских народов.

Славянофилы даже выдвинули лозунг «Царю – власть, народу – мнение». Исходя из нее, они выступали против всяческих инноваций в области государственного управления, особенно против основного Закона государства по западному образцу. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический /диалектический/ идеализм Гегеля и Канта.

Со славянофильством многие исследователи связывают начало самостоятельной философской мысли в Российской Федерации. Особенно интересны в связи с этим взгляды учредителей этого течения А.С. Хомякова /1804-1860/ и И.В. Киреевского /1806-1856/.

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

Для философского учения славянофилов основополагающим является понятие соборности, которое впервые вводится А.С. Хомяковым. Под соборностью он подразумевает особый род человеческой общности, который характеризуется свободой, любовью, верой. Алексей Степанович считал истинной христианской религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством.

Соборность, единство, свобода, любовь – вот ключевые и наиболее плодотворные философские идеи Хомякова.

И.В. Киреевский соборность определяет как подлинную социальность, носящую ненасильственный характер. Соборность, по его учению, лишь качество русской социально-культурной жизни, прообраз Царства Божия на земле.

В современной научной литературе, монографиях, коллективных исследованиях последних лет особый акцент делается на изучение социальных идеалов славянофилов. И Киреевский и Хомяков в качестве идеальной модели общественного устройства видели общину, которая рассматривалась ими единственное уцелевшее в русской истории социальное учреждение, в котором сохранились нравственность, как отдельного человека, так и общества в целом.

В теории славянофильства наиболее стройная и логически обоснованная концепция социального устройства общества принадлежит К.С. Аксакову, сыну известного писателя С.Т. Аксакова. Он сформулировал концепцию «земли и государства», в которой доказывал особенность исторического пути русского народа. В 1855г. Аксаков в своей записке «0 внутреннем состоянии Российской Федерации» изложил собственные взгляды на идеальное социальное устройство. Он был убежден, что следование им позволит избежать различного рода социальных бунтов, протестов, даже революций, которые вспыхивали в это время в Европе.

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

К.С. Аксаков считал, что единственной приемлемой для Российской Федерации формой государственного правления, соответствующей всему ходу русской истории, является монархия. Другие формы правления, включая демократию, допускают участие общества в решении политических вопросов, что противоречит характеру русского народа.

В Российской Федерации народ не рассматривает государя в качестве земного бога: он повинуется, но не боготворит своего царя. Государственная власть без вмешательства в нее народа может быть только неограниченной монархией. А невмешательство государства в свободу духа народа, народа – в действия государства и является основой жизни общества и государства.

Все последователи теории славянофильства считали, что в Российской Федерации ни в коем случае нельзя вводить институты власти, подобные западным, т.к. Россия располагает собственными политическими моделями.

Идеологи славянофильства ратовали за возрождение допетровского сословно-представительного строя, монархических и патриархальных нравов. В своем творчестве славянофилы зачастую идеализировали черты русского национального характера, образа жизни, верования. Они пытались вывести будущее Российской Федерации из прошлого, а не из настоящего, поэтому в их взглядах много утопического.

Философия славянофилов строилась на основе русского понимания христианства, воспитанного национальными особенностями русской духовной жизни. Своей философской системы как таковой они не выработали, но им удалось установить общий дух философского мышления в Российской Федерации. Ранние славянофилы выдвинули ряд принципиально новых идей, но целостной философской системы у них не было. Не удалось добиться успеха в этом деле, уже в 70- 80-е годы Х1Хв., также поздним славянофилам, в частности, Н.Я. Данилевскому. Он прославился своей книгой «Россия и Европа». Вслед за немецким историком Рюкертом, но ранее автора известной книги «Закат Европы» Шпенглера и других получивших широкую европейскую известность работ. Данилевский развивал концепцию культурно-исторических типов: общечеловеческой цивилизации нет, а есть определенные типы цивилизаций, их всего 10, среди которых выделяется своим будущим славянский историко-культурный тип. Поздние славянофилы были консерваторами и отказались от утопизма своих предшественников.

Под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, общественно-литературное движение б0-х годов ХIХв. А.А. Григорьеву и Ф.Н. Достоевскому была близка идея приоритета искусства – с учетом его органистической силы – над наукой. «Почва» для Достоевского – это родственное единение с русским народом. Быть с народом значит иметь в себе Христа, постоянные усилия, по своему моральному обновлению. Для Достоевского на первом плане стоит постижение последней правды человека, истоков действительно положительной личности. Именно поэтому Достоевский – мыслитель экзистенциального склада, путеводная звезда «экзистенциалиприоритетака, но в отличие от них он не профессиональный философ, а профессиональный писатель. Может быть, поэтому в творчестве Достоевского едва ли просматривается сколько-нибудь четко сформулированная теория философская.

Выступающий с позиций почвенничества А.А. Григорьев /1822-1864/ в целом признавал определяющее значение патриархальности и религиозных начал в русской жизни, но очень критично отзывался о романтическом мировоззрении классического славянофильства: «Славянофильство верило слепо, фанатически в неведомую ему самому сущность народной жизни, и вера вменена ему в заслугу»

В 60-90-е годы ХIХ веке, Россия встала на путь капиталистического развития.

В период после проведения либерально-буржуазных реформ 60-70-х гг. капиталистический строй утверждался во всех сферах общественно-политической и экономической жизни. Капиталистические отношения, как в городе, так и в деревне, переплетались с сильными пережитками крепостничества: осталось помещичье землевладение, полуфеодальные способы эксплуатации крестьян. Преобладал так называемый «прусский» тип капитализма в сельском хозяйстве, характеризующийся сохранением помещичьей собственности и постепенным превращением помещичьего землевладения в капиталистическое землевладение.

В связи с этими обстоятельствами и усложнением социальной структуры общественно-политическое развитие Российской Федерации во второй половине ХIХ века было наполнено острыми противоречиями. Эти противоречия в жизни пореформенной Российской Федерации нашли свое отражение в борьбе различных течений и направлений русской общественной мысли, в том числе и в области философии.

В это время в Российской Федерации, как и прежде, официально господствующим направлением общественной мысли было монархическое направление, оплотом которого были религиозная идеология и идеалистические течения в философии, т.н. «монархический лагерь». Оно основывалось на различных идеалистических учениях – от наиболее религиозных течений до позитивизма. По своим социальным истокам и сущности философский идеализм в Российской Федерации во вт. пол. ХIХ в. был выражением интересов господствующего класса – помещиков и либерально-монархической буржуазии. Несмотря на то, что российская буржуазия была относительно молодым классом и только укрепляла свои позиции, она не только не отличалась революционностью, но, наоборот, страшилась революционного пролетариата и искала союза с помещиками под эгидой самодержавия.

Поэтому одним из основных направлений философской мысли приверженцев консерватизма в Российской Федерации была борьба с революционно-демократическим и пролетарским движением, с материализмом.

В Российской Федерации во вт. пол. XIX в. в условиях зарождения и формирования капиталистических отношений приобретает консервативную функцию идеология классического либерализма. Переход от прошлого к настоящему идеологами консерватизма мыслился как стабилизация не подлежащей изменение социальной формы. Консерваторы объявляют социальной утопией возможность вмешательства субъекта в ход исторического процесса, скептически относятся к возможностям волевых решений социальных проблем.

Было бы поистине неблагодарной задачей защищать науку и ее свободу, с одной стороны, от революционных демократов и впоследствии большевиков, объявивших на нее монополию, а с другой – от подозрений правых консерваторов. Задача эта выпада на долю консервативных либералов, таких, например, как Чичерин или Катков. Катков был убежден, что революционное учение, несмотря на свою логическую обоснованность и стройность, ничего общего с наукой не имеет и что, напротив, распространение этих взглядов является последствием подавления научного мышления и научной свободы. В своей газете «Московские ведомости» /№ 205, 1866/ Катков писал: «Все эти лжеучения, все эти дурные направления родились и приобрели силу посреди общества, не знавшего ни науки, свободной, уважаемой и сильной, ни публичности в делах. «.

Под абсолютизмом Чичерин подразумевал самодержавие в Российской Федерации. Довольно резко отзывался он о демократической форме правления: «Всякий, кто не примыкает к общему течению или осмеливается подать голос против большинства, рискует поплатиться имуществом, и даже самою жизнью, ибо разъяренная толпа способна на все. Власть народа представляет владычество: возвышая массу, она понижает верхние слои и все подводит к однообразному, пошлому уровню».

Как показывает история философии, во второй половине XIX века русские философы-идеалисты того времени были идеологами правящих классов, стремившихся во что бы то ни стадо защитить и увековечить существующий порядок, искренне веря, что для Российской Федерации это единственный способ избежать социальных потрясений и кровопролития. Консервативные настроения присутствует в их творчестве, их трудах, их мыслях: они старались укрепить самодержавие, влияние церкви, упрочить религиозное мировоззрение.

Представители русской консервативной мысли в XIX веке, особенно во второй его половине, накопили богатейший материал к размышлению. Но в 1917 году в Российской Федерации произошла социалистическая революция, и развитие свободного философского процесса было прервано. Многие философы так и не приняли Октябрьскую революцию, не смогли смириться с существующим положением дел, и вынуждены были покинуть страну. И вообще, русская интеллигенция была объявлена «идеологически чуждым классом», и многие из них отправились в эмиграцию в целях собственной безопасности.

В то же время в социалистической Российской Федерации был насильственно положен конец бывшему многообразию философских систем. Соответствующие государственные органы позаботились о том, чтобы в стране возобладала, одна философская линия – марксистко-ленинская. В советской науке сложился весьма тенденциозный стереотип на творческое наследие таких общественных деятелей, как, например, Радищев, Герцен, Белинский, Чернышевский, и др. и явная переоценка мировой значимости их философских систем. Единственно верным и правильным считалось учение классиков марксизма-ленинизма и труды их последователей, отечественных государственных и общественных деятелей, которые издавались в стране многомиллионными тиражами.

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

Ими настоятельно предлагалось руководствоваться во всех сферах человеческой жизни. Всяческое инакомыслие попросту запрещалось и даже преследовалось. Само слово «консерватор» у нас в стране было синонимом слова «реакционер», и их самих, и их взгляды гневно клеймили в своих сочинениях как государственные лидеры, например, В.И. Ленин: «Антинародный характер российского идеализма, его идейный крах ярко проявляются и в политической эволюции его проповедников. Катков – Суворин – «веховцы», все это исторические этапы поворота русской буржуазии к защите реакции, к шовинизму и антисемитизму. » /, так и представители официальной науки, например, Л. Коган: «Российский идеализм, особенно в последней трети XIX века, был органически враждебен науке, всячески старался опорочить ее завоевания, ее материалистические выводы, использовать в своих интересах противоречия и трудности ее развития. При всем различии их взглядов, реакционер Данилевский и либерал Катков сходились в ненависти к дарвинизму»

В этом проявилась однобокость развития советских общественных наук, в выпячивании одних сторон философского процесса и абсолютном замалчивании других. Но ведь невозможно дать объективную оценку творчеству тех же самых Белинского, Чернышевского, Ленина и других, не зная мнения их оппонентов.

К сожалению, в Российской Федерации произведения представителей консервативного направления на долгие десятилетия оказались попросту забыты, их мысли, взгляды – не востребованы обществом. А ведь среди них были выдающиеся мыслители, ораторы, лидеры в своих профессиональных сферах, высокую оценку которым дал Н.О. Лосский: «Черта русской философии состоит именно в том, что множество лиц посвящают ей свои силы. Среди них. многие обладают большим литературным талантом, поражают своей богатой эрудицией. «.

Основной площадкой формирования идеологии современного российского консерватизма с 2005 года выступает Центр социально-консервативной политики (ЦСКП). В понимании экспертов ЦСКП, «консерватизм представляет собой не «репрессивную» идеологию, не апологетику государственного и нормативного порядка как само ценности, а есть идеология, признающая человеческую личность в ее подлинном достоинстве и значении. Именно антропологические основы консерватизма, апелляция к духовному пониманию сущности и предназначения человека являются тем центральным обстоятельством, в связи с которым стоят все иные аспекты идеологии консерватизма. Таким образом, при всей своей многозначности, привязанности к конкретно-историческим и культурным контекстам, в целом консерватизм от «не-консерватизма» отличает: признание существования вечных духовных оснований человеческого и общественного бытия, стремление к практической реализации требований к человеку, обществу и государству, вытекающих из признания существования их духовных оснований. Наиболее распространенное ныне определение консерватизма как идеологической позиции, признающей ценность исторического опыта в контексте современности и задач общественного развития, является в целом справедливым, но недостаточным.

Идеи консерватизма в творчестве Ф.М. Достоевского

Глубокие социальные изменения, происходившие в Российской Федерации в середине и второй половине ХIХ века, нашли свое отражение в художественном творчестве и мировоззрении крупнейшего русского писателя Федора Михайловича Достоевского 1821-1881.

Хотя сам Достоевский не был философом-профессионалом, открытая им постановка острых вопросов разрушения старого и становления нового уклада жизни имела значение для философии.

Философские взгляды Ф.М. Достоевского в настоящее время тем более требуют подробного анализа, что советская официальная наука считала их «глубоким заблуждением и реакционной стороной его мировоззрения» довольно продолжительное время.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в весьма своеобразной форме выразил противоречия своей эпохи. Письма молодого Достоевского говорят о его глубоком интересе к философии. Но в его философских воззрениях уже в то время сказалось влияние религиозно-мистических идей. Основу бытия он видел в Боге и «чистой духовности природы». Он считал, что человек – «противозаконное дитя» высшей духовности и не может познать разумом все Божественные творения – природу, душу, любовь и т.д., ведь это познается сердцем, а не умом, так как ум – способность материальная. Таким образом, искусство и философия для Достоевского – это высшее откровение.

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

Но вопреки этим религиозно-идеалистическим настроениям, в художественном творчестве писателя отчетливое сочувствие к «униженным и оскорбленным». Его гуманизм сформировался под влиянием просветительских и свободолюбивых традиций русской и мировой классической литературы. В этот период Достоевский проявлял интерес к утопическому социализму. В 50-60-е гг. ХIХ в. он делает поворот в сторону консерватизма и мистической философии, уповает на самодержавие и православие в Российской Федерации. Внутренняя противоречивость мировоззрения и творчества писателя зависела, прежде всего, от социального положения тех мелкобуржуазных слоев, на стороне которых были симпатии Достоевского и жизненную трагедию которых он так блестяще описал в своих произведениях.

Достоевский отвергал историческую роль революции, отрицал социализм как единственный реальный путь изменения существующих условий жизни. Поставленный перед свершившимся фактом развития капитализма в Российской Федерации после буржуазно-либеральных реформ 60-70-х годов и не сумевший его оценить, писатель искал выход в религиозно-нравственном совершенствовании личности. В центре внимания Достоевского – мыслителя стояли не столько проблемы гносеологии и онтологии, сколько вопросы этики, религии, эстетики и отчасти социологии. Как идеалист, он считал, что путь личного нравственного совершенствования ведет к изменению нравов общества. Для него не существовало научной теории развития природы и общества. Разуму отводилось последнее место, все надежды возлагались на чувство, на «сердце», на «живую божественную душу человека». Корень нравственности, по его мнению, зависит от веры в Бога и бессмертие души. Рост аморальности общества и преступности он связывал с атеизмом, философским материализмом.

Этика Достоевского, проповедавшего христианские идеи «совершенствования личности», была направлена против выдвигавшейся русскими революционными демократами теории активной роли социальной среды и необходимости ее преобразования для изменения взглядов людей, их нравственности. Он видел в этой теории ущемление свободы и значимости личности. Писатель пытался наметить путь нравственного перерождения личности при помощи «деятельной христианской любви». Станем сами лучше, тогда и среда изменится, – это смысл его возражений философам-материалистам.

Достоевский не принял капитализм со всей силой страсти художника и мыслителя, но, разочаровавшись в идеалах утопического социализма, не смог противопоставить буржуазной идеологии и морали ничего, кроме идей первоначального христианства.

Мировоззрение Достоевского в 60-70-х годах было проникнуто объективным идеализмом.

В 60-е годы он на страницах журналов «Время» и «Эпоха», которые издавал вместе со своим братом, пропагандировал теорию «почвенничества», своеобразную разновидность позднего славянофильства. Ее основной целью было примирение враждующих классов в Российской Федерации, возвращение интеллигенции в лоно самодержавия и православной веры, обоснование терпения, кротости. Свою теорию он формулировал следующим образом: «Быть на почве, быть с своим народом, значит веровать, что через этот-то именно народ и спасется все человечество и окончательная идея будет внесена в мир, и царство небесное в нем». Именно в отрыве от этой «почвы» видел Достоевский корни неверия, нигилизма, увлечения западными социалистическими теориями. Самым, пожалуй, неприятным для социал-демократов и их вождей в «почвенничестве» было отрицание научного социализма и яростные нападки на материализм, за что впоследствии теория была объявлена «реакционной».

Последователями «почвенничества» были сотрудники редакции журнала братьев Достоевских – Н.Н. Страхов и А.А. Григорьев, а в начале XX века – «веховцы». Идеи «почвенничества» нашли свое окончательное завершение в его последнем выступлении – в речи «О Пушкине» 1880. В обстановке назревания революционной ситуации он призывал интеллигенцию «смириться», чтобы излечить свою смятенную душу всемирной любовью, объединяющей человечество вокруг православного «народа-богоносца».

С Достоевского «Великий Инквизитор» в русской философии и литературе берет начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый художниками и мыслителями XX века. Этот жанр нередко требовал языка притчи, исповеди, проповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования, прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин.

На протяжении всего XX века глубокая внутренняя противоречивость мировоззрения и творчества Федора Михайловича Достоевского не раз приводила к диаметрально противоположным оценкам его наследия. Естественно, что консервативные идеи, его религиозность, неприятие теории о необходимости социалистической революции в Российской Федерации, отрицание материализма, вера в «божественную душу» человека и т.п. были абсолютно неприемлемы для революционных демократов, которые советской наукой именовались «передовыми людьми Российской Федерации» того времени. Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Писарев и др. в своих произведениях нещадно критиковали религиозно-идеалистическую философию, но в то же время высоко оценивали его как художника-реалиста.

Официальная советская наука, взяв на вооружение мысли В.И. Ленина, М. Горького, Луначарского, Ольминского и др., выступала против «достоевщины» – реакционных, на ее взгляд, идей философии Достоевского, осуждая его «глубокие заблуждения», резко высказывалась об экзистенциальной природе его творчества.

Религиозно-мистические идеи Достоевского подхватывали и поднимали на щит буржуазные либералы, реакционеры, церковники и прочие мракобесы. Они прикрывали свое презрение и ненависть к народу «учением» Достоевского, реакционные стороны которого они приспосабливали для борьбы с революцией, материализмом и атеизмом. Вслед за Мережковским и Розановым, «веховцы» представляли Достоевского богоискателем и богостроителем, проповедником всеобщей любви и страдания. Современные буржуазные идеалисты, теологи, теософы берут из наследия Достоевского все самое реакционное для своих философских систем, возрождающих мистические учения прошлого, – самое распространенное мнение пролетарской идеологии о философском наследии Достоевского.

«Прочие мракобесы», кстати, тоже были не во всем солидарны с теориями Достоевского, тоже указывали на «серьезные противоречия» в его творчестве.

Но, тем не менее, В.И. Ленин говорил, что «Достоевский действительно гениальный писатель, рассматривавший больные стороны современного ему общества», что «у него много противоречий, изломов, но одновременно – и живые картины действительности»

Художественное творчество Ф.М. Достоевского по праву вошло в золотой фонд русской и мировой культуры»

Своеобразие консервативных идей К.Н. Леонтьева

Константин Николаевич Леонтьев родился 13/25/ января 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в семье помещика. Отца потерял рано. Решающее влияние на судьбу будущего писателя оказала мать, которую отличала глубокая религиозность. С детства Леонтьева окружала обстановка скромного, но изящного быта. Вкус к прекрасному, замечательные тонкость и глубина религиозности матери, твердые монархические убеждения, разделяемые членами семьи, сыграли определяющую роль в формировании убеждений будущего мыслителя.

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

Незадолго до смерти его здесь разыскал В.В. Розанов, который любил «открывать» незаслуженно забытых писателей. Их переписка длилась почти год. Это дало впоследствии возможность Василию Розанову изложить мировоззрение Леонтьева в цикле журнальных статей под названием «Эстетическое отношение к истории» и опубликовать переписку с ним.

Еще при жизни творчество К.Н. Леонтьева вызывало жаркие споры. Как противники, так и сторонники его идей не могли простить ему его «негибкости», а по сути, твердой позиции, занимаемой в отстаивании своих взглядов. Интерпретации сложного творчества Константина Леонтьева грешила излишней публицистичностью, поверхностным подходом. Его считали последователем Н.Я. Данилевского, но с творчеством этого мыслителя писатель познакомился, когда его убеждения уже сформировались. С наиболее резкой критикой в адрес К.Н. Леонтьева выступил П.Н. Милюков. В своей известной лекции «Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев», вышедшей вскоре отдельной брошюрой, он назвал все творчество писателя реакционно-утопическим. Он полагал, что в основе умозаключений Леонтьева лежит национальность, что, медик по образованию, Леонтьев, прикладывая биологическую теорию развития организма к всемирной истории, склонен злоупотреблять метафорическими сопоставлениями. Леонтьева роднит с Данилевским подход к человеческой истории, полагал Милюков. Поэтому творчество Леонтьева наряду с творчеством Данилевского и Соловьева можно определить как разложение славянофильства.

Однако славянофилом Леонтьев никогда не был, а позиции неологизма резко критиковал. Многие современные ученые, исследователи его творчества причисляют Леонтьева к стану консерваторов за присутствие в его произведениях черт, характерных для данного течения. Во-первых, выражение необходимости сохранения доставшихся от предков традиций, негативное отношение к радикальному отрицанию ценностей и институтов, понимание общества как организма, а политических проблем как религиозных и моральных в своей основе. Во-вторых, неприятие идеи «естественных прав и свобод», «естественной доброты человека», «естественной гармонии интересов». /Так оценивает особенности консерватизма К.Н. Леонтьева в своей монографии «Основные идеи русской философии» Л.Г. Королева/.

Н.А. Бердяев в своем сочинении «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века» замечает, что в отличие от славянофилов, русских помещиков, просвещенных, гуманных, но очень вкорененных в почву, которую они еще чувствовали под ногами и не предполагали грядущих социальных катастроф, Леонтьев был уже захвачен катастрофическим чувством жизни. По иронии судьбы, замечает Бердяев, революционер Герцен и реакционер Леонтьев одинаково восстают против буржуазного мира и хотят ему противопоставить мир русский. Справедливо высоко оценивая творчество Леонтьева, Николай Бердяев пишет, что он во много раз выше Данилевского, что он один из самых блестящих русских умов, что «если Данилевского можно считать предшественником Шпенглера, то К. Леонтьев – предшественник Ницше».

консервативные взгляды что это значит. Смотреть фото консервативные взгляды что это значит. Смотреть картинку консервативные взгляды что это значит. Картинка про консервативные взгляды что это значит. Фото консервативные взгляды что это значит

Леонтьев был глубоко православным мыслителем. Основной пафос его трудов – это соотношение религии /в частности, православного христианства/ и личности, культуры и религии, роли личности в истории. Провозглашенные им идеи получили свое развитие в консервативной теории «русского византизма». Выход из исторической ситуации, сложившейся в Российской Федерации в середине XIX века, он видел в отстаивании национального «своеобычия», пропитанного, по его мнению, древне православным духом, и, прежде всего, суровой ортодоксальной аскетикой. В конфликте культуры и православия Леонтьев встал на сторону христианства и высказал однажды такую мысль: более или менее удачная проповедь христианства ведет к угасанию эстетики жизни на земле, т.е. к угасанию самой жизни.

К.Н. Леонтьев существенно дополнил теорию Н.Я. Данилевского пространственно-временной локализации культур законом о триедином процессе их развития и концепцией византизма. Эти его мысли были изложены в работе «Византизм и славянство». Европа уже имела свою, почти оформившуюся, государственность и не нуждалась в духовном опыте Византии. Политические и социальные основы умирающей империи перенимали простые и неискушенные в государственном строительстве восточнославянские племена. Писатель в работе подробно формулирует закон о триедином процессе развития и упадка культур:

1. «Первичная простота». т.е. неразвитость и дискретность;

2. Пора «цветущей сложности», обособления и разнообразия форм;

3. Упадок некогда ярких красок и обыденность причудливых ранее форм.

Историософская концепция К.Н. Леонтьева очень проста по своей сути. В среднем, по его мысли, исторический срок развития народов – тысяча двести дет. Срок этот и делится на три периода: первоначальной простоты, цветущей сложности и вторичного у простительного смешения. Деление всей истории на три периода очень условно, поскольку уместить все многообразие событий в него очень сложно, вернее, практически невозможно. С.Н. Булгаков отмечал, что Константин Леонтьев был недостаточно образован и знал «сравнительно мало с тем, что требовала сила его ума», но что сама историософская концепция, несмотря на ее крайне упрощенный биологический характер, не была лишена последовательности и проницательности. Если в природе нет места моральному моменту, значит, его не должно быть и в диалектике исторического развития. Моральное же начало вносится в историю свыше промыслом Божиим. Писатель делает из этого вывод: эгалитарный процесс, в природе разрушителен: форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающий материи разбежаться.

Для Леонтьева в анализе русской истории основным было то, что в Российской Федерации издревле первейшей обязанностью человека считались заботы о душе. Стремление к совершенствованию своего внутреннего, духовного мира, в отличие от европейского устроения внешнего, материального положения человека – вот главная национально-психологическая особенность Российской Федерации. По мнению мыслителя, в Российской Федерации сильны три вещи: православие, родовое самодержавие и сельский поземельный мир /община/. Более всего его смущало среди российских особенностей исторического развития стремление принимать все в готовом виде. Получив во владение византийское наследство, Россия не собиралась его менять или приспосабливать осмысленно к своим национальным условиям и обстоятельствам.

Привычки к преобразованиям не вырабатывалось, как и практических навыков, их осуществления. Это стало роковым обстоятельством в ее последующей исторической судьбе. Стремясь доказать это анализом исторического развития Европы. Леонтьев не просто констатирует факты, а обосновывает необходимость индивидуального, своеобразного пути Российской Федерации. Не будучи поклонником славянства, он считал, византизм движущей силой исторического развития Российской Федерации. Византизм есть особого рода культура, имеющая свои отличительные признаки, свои начала, свои последствия.

Для сохранения национального своеобразия Российской Федерации необходимы не только коренные внешнеполитические изменения, но и внутриполитические. Они должны привести к появлению «особого стиля культурной государственности». К.Н. Леонтьев выступал против национального нигилизма, предупреждая об опасности денационализации культуры и владычества одного всемирного культурного стиля как гибельного для человечества, ведь отрыв от национальных истоков грозит потерей народной самобытности.

Консерватизм на современном этапе развития

В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения: традиционалистское, либералистское и неконсервативное (или либерал консервативное). Они тесно переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции, собственные истоки и создавая неоднородное, сложно структурное целое, которое обозначают понятием «современный консерватизм».

Традиционалистское течение консерватизма, которое исторически было первым, начало консерватизму, связывают с такими именами, как Э.Берк (1729-1797), Ж. де Местр (1753-1821), Л. де Бональд (1754-1840). В 20-м веке главным провозвестником этого направления стал Р. Керк, опубликовавший в 1953 году книгу «Консервативное мышление». Родину консерватизма, как политической идеологии, ставшей определенной реакцией на идеи Просвещения и французской буржуазной революции, явилась Англия. Именно здесь в 1790 году вышла в свет книга Э. Берка «Размышления о революции во Франции». К отцам-основателям консерватизма относят также Л. де Бональда и Ж. де Местра, своеобразных классиков феодально-аристократического консерватизма. Для Э. Берка, отпрыска скромного ирландского законника, были характерны двойственность и несогласованность феодально-аристократических и буржуазных компонентов системы его политических взглядов, что, впрочем, его не очень беспокоило. Более того, именно благодаря противоречиям и неувязкам многие положения Берка могут быть истолкованы очень широко и в разных контекстах найти поддержку у более широких социальных групп.

В политическую идеологию консерватизма вошли многие категории, разработанные этими мыслителями. Одной из важнейших в ней является понятие «естественная аристократия», в которую включаются, по Берку, не только дворяне, но и богатые коммерсанты, образованные люди, законники, ученые, артисты. Богатство по соображениям разума и политики заслуживает привилегированного общественного положения. В противном случае возможны «рецидивы революции».

В 20-м веке Р. Керк, развивая традиционалистские принципы, писал, что в революционные эпохи люди бывают, увлечены новизной, но затем они устают от нее и их тянет к старым принципам. История трактуется им как циклический процесс. Поэтому на определенном витке консервативный порядок возвращается вновь. Период после второй мировой войны рассматривался им как наиболее благоприятный для консерваторов. На них легло бремя ответственности за судьбы христианской цивилизации, и они в силах справиться с этой задачей. Великие консерваторы, по убеждению Керприоритетророки и критики, но отнюдь не реформаторы. Утверждается, что поскольку природа человека неисправимо повреждена, то мир нельзя улучшить посредством политической деятельности.

Консерваторы-традиционалисты стремятся обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авторитету и религии. Социальную и экономическую проблематику они не редко переводят в религиозно-этическую плоскость. Так, в 80-е годы Р. Керк выделил следующие принципы традиционалистского консерватизма: веру в порядок более высокого уровня, чем человеческая способность приспосабливаться, и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в религиозные понятия. Важным союзником традиционалистского консерватизма выступают в последние десятилетия «новые правые».

Либералистское течение в консерватизме, по мнению его представителей, наследует классическую либеральную традицию 18-19 вв. как единственно подлинную. Либерализм с этих позиций призван, с одной стороны, воспринять и продолжить стремление к свободе, сложившееся в прошлые эпохи, а с другой стороны исключить распространение социалистических идей, получивших широкое распространение на Западе с середины 19 в., вызванных экономическим подъемом послевоенных лет. Ведущие представители либерализма Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Гилдер, И. Кристол, Л. Бауэр доказывают, что эрозия свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности, что необходимо возрождение классической традиции либералистского индивидуализма и свободной рыночной экономики.

Либерализмы выступили защитниками традиционных принципов свободного предпринимательства, требования порядка и законности, выдвинули аргументы против идеи государства всеобщего благоденствия и связали их с идеей «универсального морального закона«. Корень многих современных зол, по мнению в нарушении естественных, богом данных принципов, свободного предпринимательства и свободного рынка, в первую очередь со стороны государства.

При этом они подчеркивают, что естественные права — права «негативные». По их мнению, в 20-м веке марксизм и социал-демократия извратили подлинную концепцию прав человека. Они утвердили в сознании так называемые «позитивные права»: право на труд, на отдых, крышу над головой, право на справедливую заработную плату и т.п.

Либерализмы повсюду выступали за минимальную социальную политику государства, позволяющую лишь разряжать опасную социальную напряженность, и призывали правительство опираться исключительно на рынок в реализации и осуществлении своих программ. При этом значительную часть ответственности за программу помощи бедным считается целесообразным переложить на местные органы власти и промежуточные общественные институты: семью, церковь, школу, благотворительные организации, благотворительность и пожертвования со стороны богатых и т.п.

Либерализмы убеждены в том, что основой общественной свободы служит частная собственность, что необходимы социальная иерархия и признание в качестве единого возможного только «нравственного равенства», что уважение и вера в традиции народа являются существенной чертой государственной политики. Правые интеллектуалы лейбористского образца обладали колоссальным успехом в 80-е годы в Британии, Европе, Японии, США. Вместе с тем следует иметь в виду коренное различие социального содержания политических идей классического либерализма и современного либерализма.

Для классического либерализма принцип laissez faire подразумевает борьбу за права и свободы, которых было лишено третье сословие. Для либерализма это требование означает требование защиты и охраны достигнутых привилегий, частных интересов и собственности от идущих снизу требований демократических реформ.

Предполагалось, что не только экономика, но социальные отношения, духовное состояние общества имеют некий автоматически действующий стабилизатор, заключенный в самой системе. Кризис подорвал эти иллюзии. Неоконсерватизм, по мнению одного из его ведущих представителей в Республики Германии Г. Рормозера, вновь и вновь воссоздается кризисом современного общества.

Его порождают ослабление моральных устоев человеческого общества и кризис выживания, в условиях которых он предстает как один из механизмов сохранения системы. Неоконсерватизм исходит из идеи свободы рыночных отношений в экономике, но категорически против перенесения подобных принципов в политическую сферу и потому представляется и как наследник и как критик либерализма. В его политической доктрине выделяется ряд центральных положений: приоритетность подчинения индивида государству и обеспечение политической и духовной общности нации, готовность использовать в своих отношениях с противником, в крайнем случае, и весьма, радикальные средства. Полемизируя с либералами, неоконсерваторы обвиняют их в том, что те выдвигают политические лозунги чисто декларативного характера, не осуществимые в реальной жизни. Они считают, что в условиях нарастания манипуляторных возможностей средств массовой информации воля большинства не может быть последним аргументом в политике, ее нельзя абсолютизировать.

Основное содержание кризиса они увидели в неуправляемости государства, идущей от непослушания граждан, развращенных либерализмом, и в кризисе управления, проистекающей от бездействия властей, поскольку неприятие адекватных решений приводит к перерастанию социальных конфликтов в политические. В условиях, когда, по мнению неоконсерваторов, требуется более активная и ясная политика, эффективной и приемлемой может стать модель элитарной, или ограниченной, демократии.

Консерватизм в странах мира

В зависимости от страны, курс и цели консервативных партий разнятся. Как консерваторы, так и либералы выступают за частную собственность, в оппозицию коммунистам, социалистам и политической партии зелёных, поддерживающим общественную собственность и внедрение законов, требующих социальной ответственности со стороны собственников.

Главным образом, разногласия между консерваторами и либералами возникают на почве вопросов общественной значимости. Консерваторы не принимают несоответствующее социальным нормам поведение. Долгое время консервативные политической партии боролись за ограничение права голоса не христиан, женщин и представителей других рас. Современные консервативные политической партии часто противопоставляют себя либералам и лейбористам. Для Соединённых Штатов употребление термина «консервативный» является специфичным.

и Соединённое Королевство, сумели сохранить жизнеспособные консервативные политической партии в 1980-х.

В таких же странах, как Австралия, Германия, Израиль,

Италия, Япония, Мальта, Новая Зеландия,

Испания и США, консервативных политических партий не было, хотя существовали политической партии правого толка — христианские демократы или либералы. В Канаде, Ирландии и Португалии политической партии правых это Прогрессивно-консервативная политическая партия Канады, Финна Файл и Прогрессивные демократы в Ирландии, и Социал-демократическая политическая партия Португалии. С тех пор Швейцарская народная политическая партия примкнула к правым радикалам и больше не считается консервативной.

Клаус фон Байме, разработавший метод классификации политических партий, обнаружил, что ни одну современную политическую партию на Западе нельзя считать консервативной, хотя коммунистические и прокоммунистические политической партии имели много сходных черт с консерватизмом. В объединенной либералами и радикалами Италии во время Рисорджименто именно либералы, а не консерваторы образовали политическую партию правых. В 1980 в Нидерландах консерваторы объединились в Христианскую демократическую политическую партию. Консерватизм в Австрии, Федеративной Республики Германии, Португалии и Испании был видоизменён и включён в фашизм или крайне правое течение. В 1940 году все японские политической партии объединены в единую фашистскую политическую партию. После окончания войны японские консерваторы сразу вернулись в политику, но большинство из них были освобождены от государственной деятельности.

Отсутствие консерватизма в Австралии и Соединенных Штатах Луис Харц считал результатом того, что их колонии считаются частью либеральной либо радикальной Великобритании. Хотя Харц утверждал, что на англоязычную Канаду оказывалось незначительное консервативное влияние, более поздние исследователи заявляли, что именно отвергавшие американскую революцию распространили идеологию тори в Канаде.

Харц объяснял консерватизм в Квебеке и Латинской Америке как результат первых поселений в виде феодальных общин. Американский писатель-консерватор Рассел Кирк предположил, что консерватизм был распространен в США и представил американскую революцию в качестве «консервативной».

В течение длительного времени консервативная элита правила латиноамериканским народом. В большей степени это было достигнуто с помощью контроля и поддержки институтов гражданского общества, церкви и вооружённых сил, чем партий. Обычно церковь освобождалась от уплаты налогов, а церковнослужители были защищены от правового преследования. Там, где консервативные политической партии были ослаблены либо не существовали, консерваторы все больше полагались на военную диктатуру в качестве предпочтительной формы правления. Однако те страны, в которых элита сумела найти поддержку консервативным политическим партиям в обществе, пришли к политической стабильности. Чили, Колумбийская республика и республика Венесуэла — примеры стран с сильными консервативными партиями. В Аргентине, Бразилии, Сальвадоре и Перуанская республика консерватизм не существовал совсем. После классовой борьбы в 1858—1863 консервативная политическая партия республики Венесуэлы перестала существовать. Чилийская консервативная политическая партия — Национальная политическая партия — была распущена после военного переворота в 1973 и не возродилась даже после репатриации к демократии.

Консервативный Национальный союз управлялся альянсом бизнес-элиты, состоящей из англоязычных канадцев, и католической церкви провинции Квебек в период с 1936 по 1960. Это время, именуемое «Великой тьмой», завершилось Тихой революцией, и политическая партия окончательно распалась.

Основанная в 1991 году Демократическая политическая партия Албании стала ведущей политической партией после парламентских выборов в Албании в 2005 году. Она является наблюдателем Европейской народной политической партии и полноправным членом Международного демократического союза и Центристского демократического интернационала. Политическая партия пришла к власти в 1992 году, впервые в истории демократической Албании.

Созданная в 1945 году как Христианская народная политическая партия, политическая партия христианских демократов и фламандцев доминировала в политике послевоенной Бельгии. В 1999 году поддержка политической партии ослабела, что отодвинуло ее на четвертое место.

Оказывая поддержку конституционной монархии, политическая партия отвергала власть республиканцев. После Второй мировой войны ей удалось вступить в Объединенный национальный фронт, который с свою очередь пришел к власти на основе антикоммунизма и ультранационализма. Однако полученные в поддержку политической партии голоса были аннулированы, что подтолкнуло народников к созданию расширенной политической партии под руководством генерала Александроса Папагоса. Консерваторы выступали против диктаторства лидеров крайне правых политических партий, и в попытке свержения диктатуры они образовали политическую партию «Новая власть народа». Новая политическая партия ставила перед собой следующие задачи: не допустить турецкой политики экспансионизма на Кипре, возродить и укрепить демократию, установить в стране сильное правительство.

Консервативная народная политическая партия Дании была основана в 1915 году. На выборах в 2005 политическая партия выиграла 18 из 179 мест в парламенте и стала младшим партнёром в коалиции либералов.

Основанная в 1926 году как консервативная политическая партия, в 1929 году Независимая политическая партия Исландии приняла свое нынешнее название. С момента образования Независимая политическая партия приобрела поддержку приблизительно 40 % населения. Совмещая либеральную и консервативную направленность и поддерживая национализацию, она выступала против классовых конфликтов. Находясь в оппозиции в течение почти десятилетия, она приняла экономический либерализм и участвовала в протекционной политике государства. В отличие от других скандинавских консерваторов (и либералов), её опорой всегда был рабочий класс.

Канадские консерваторы образовались из политической партии (тори), покинувшей США после американской революции. Этих консерваторов, занявших ключевые посты в административных и судебных учреждениях, называли Семейным сговором в Онтарио и Клика Шато, в Квебеке. Они укрепили существовавшее в течение первых трех десятилетий XIX века социально-экономическое и политическое расслоение, обрели большую поддержку предпринимателей, церковной элиты в Онтарио и чуть меньшую в Квебеке. Джон А. Макдональд был превосходным лидером движения за объединение предприятий провинций и во время пребывания премьер-министром смог соединить англоговорящую протестантскую олигархию и католическое сословие Квебека и сохранить их консервативный союз.

Консерваторы совмещали идеи торизма и экономического либерализма. Они выступали за активистское правительство и государственное вмешательство в экономику. Положение элиты обязывало оказывать поддержку менее зажиточным классам. С 1942 по 2003 год политическая партия была известна как Прогрессивно-консервативная политическая партия Канады, в 2003 году произошло её слияние с Канадским союзом, и оформилась новая Консервативная политическая партия Канады.

Колумбийская консервативная политическая партия была основана в 1849 году и обязана своим появлением правительству Франциско де Пауло Сантандера. В то время как термин «либералы» использовался для описания политических сил Колумбийской республики в целом, консерваторы стали говорить о себе как о консервативных либералах, а своих оппонентов называли «красные либералы». С 1860-х годов и по настоящее время политическая партия выступала в поддержку сильного централизованного правительства, католической церкви, особенно в её роли защитника священности семейных уз, и была против отделения церкви от государства. Политика политической партии была направлена на равенство всех людей, право владения частной собственностью и противостояние диктатуре. Консервативная политическая партия республики Колумбия являлась второй по величине политической партией после либеральной.

В 1914 году сформировалась самая влиятельная политическая партия Люксембурга, Христианско-народная социальная политическая партия. Изначально она считалась «правой», но в 1945 обрела нынешнее название. В XX веке она занимала ведущее место в политике Люксембурга, и имело наибольшее количество членов.

Консервативная политическая партия Норвегии сформировалась благодаря правящей верхушке политических деятелей и зажиточных торговцев. Целью политической партии была борьба с популистской властью народа либералов. С установлением парламентской формы правления в 1884 году политическая партия потеряла власть. В 1889 году сформировалось первое парламентское правительство, и только в 1930-х годах власть сосредоточилась в руках главной партии — лейбористов.

В США консерватизм включал в себя широкое разнообразие политических направлений, как то: финансовый, экономический, социальный, либеральный, религиозный консерватизм.

Современный американский консерватизм относит свое наследие к англо-ирландскому политику и философу Эдмунду Бёрку. Президент США Авраам Линкольн писал, что консерватизм — это приверженность старому и проверенному против нового и непознанного. Рональд Уилсон Рейган, самопровозглашенный консерватор, 40-й президент США, воспринимался как символ американского консерватизма.

После Второй мировой войны голлисты оказывали поддержку французским консерваторам, выдвигая националистические лозунги, как то: верность традициям, порядку и объединение предприятий страны. Со времени Второй мировой войны консерватизм оставался главной политической силой во Франции. Необычен тот факт, что французская форма консерватизма сформировалась вокруг личности Шарля де Голля, и была схожа с традициями бонапартизма.

Голлизм во Франции перетек в Cоюз за народное движение. А само слово «консервативный» стало ругательным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *