конспект урока что изучает экономика

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 9. Экономика, экономическая наука

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов

Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.

Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.

Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:

Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения

Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд

Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.

2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.

3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.

4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.

Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Вопросы экономики как науки следующие:

У экономической науки следующие функции:

Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни

Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий

Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны

Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше

Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений

Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей

Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений

Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.

Стадии общественного производства

В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.

Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.

Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре фактора производства:

2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.

4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.

5. Информация (знания)

В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Источник

Конспект урока по экономике в 10 классе «Что изучает экономика»

Тема: Что изучает экономика.

Цель: Объяснить учащимся насколько важно изучение экономической теории.

Дома: §1, п.1; задача1, написать эссе на тему: «Нужны ли мне экономические знания? »

Цена путеводителя (руб. за одну шт.)

Стоимость доставки (руб.)

Доставка бесплатно, если сумма заказа превышает 2000 руб.

Доставка бесплатно, если сумма заказа превышает 4000 руб.

Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки с доставкой?

Понятия экономика в буквальном и широком смысле слова. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей.

Два значения слова экономика

Что изучает микроэкономика и макроэкономика.

Что необходимо для урока экономики.

I . Учитель: Прежде чем изучать предмет надо определить, что означает слово экономика и зачем вообще необходимо её изучать, где она вам может пригодиться. Ответив на эти вопросы, вы для себя сможете определить, на каком уровне вам будет нужен данный предмет, возможно, именно для вас он будет просто интересен.

В русском языке слово экономика имеет два значения. Во- первых это способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Вообще слово экономика древнегреческое и в переводе означает – искусство ведения домашнего хозяйства. Синонимом значения «экономика»- является – хозяйство. Следовательно, первое значение слова экономика можно рассматривать как хозяйство страны.

Во- вторых, экономика обозначает науку, которая исследует как люди, используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

Поскольку экономика изучает поведение людей, то она должна относиться к категории общественных наук, но в данной науке применяются математические методы исследования, поэтому здесь достаточно много вычислений, графиков, диаграмм.

В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируют свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства.

Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, отдельных фирм, рынки факторов производства, отраслевые, региональные рынки, проблему внешних эффектов. При этом масштабы объекта изучения могут быть мелкими и очень крупными. Объектами изучения микроэкономики могут быть рынки велосипедов, пшеницы, рынок капитала, электроэнергетики.

Макроэкономика изучает экономику страны как единое целое. Объектами изучения макроэкономики являются проблемы безработицы по всей стране, экономический рост, инфляция, международная торговля, государственный бюджет, денежное обращение.

Микро и макроэкономика связаны между собой. Выводы которые могут быть сделаны на микроуровне используются в государственном масштабе и наоборот государственные решения макроэкономического уровня влияют на ситуацию в каждой семье, на каждом предприятии.

II . Выполнение бинарного теста 1. ( отвечаем устно, объяснить почему )

Экономика как наука рассматривает проблему эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. ( да )

Проблема безработицы изучается макроэкономикой. ( да)

Микроэкономика рассматривает экономические явления в целом. (нет, по отдельности)

Экономическая наука выполняет познавательную функцию, то есть с её помощью изучается жизнь общества. ( да )

III. Решение задачи.

В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трёх городах России (по данным на начало 2010 года).

Источник

Конспект урока по обществознанию по теме: «Что такое экономика»

Урок обществознания в 8 классе.

«ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА».

Цели и задачи урока:

Дать понятие «экономика». Показать, что экономика является одной из сфер общества;

Углубить у учащихся представление о том, как при ограниченности ресурсов необходимо удовлетворять потребности человека, воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактический материал: Презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные термины и понятия: экономика, ресурсы, производство, деньги, отрасль, предприятии, распределение.

Благодаря этой сфере происходит удовлетворение потребностей человека и общества в целом

(дети приводят примеры )

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Учитель ставит проблему перед учащимися:

« На каком уровне каждому современному человеку необходимо знать экономику»

На уроке мы вспомним об экономической сфере жизни общества, научимся анализировать данный текст.

— Запишите тему урока в тетрадь.

Актуализация личного опыта учащихся

— Дайте определение понятия экономика.

— Где и когда вы уже встречались с этим понятием.

( на экране показываю изображение Аристотеля)

3. Изучение нового материала.

Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населению. Всем этим занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука.

— экономика – это способ ведения хозяйства. направленный на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества:

-это наука, исследующая законы, по которым люди взаимодействуют в процессе ведения хозяйства

-это наука об использовании людми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления

Главные вопросы экономики – это вопросы, которые стоят не только перед экономической наукой, но и перед каждым человеком, который собирается стать предпринимателем:

-Для кого производить

-с помощью каких средств

( ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ РАЗБИРАЮТСЯ В ФОРМЕ БЕСЕДЫ )

Деньги – это символ и главная движущая сила экономики.

Под их наличие или отсутствие выстраиваются наши желания, потребности, интересы. Наличие денег делает нас довольными, а их отсутствие ведет к неудовлетворению, а порой к отчаянию и преступлению.

Много неприятностей доставляет нам инфляция, цены могут расти, а заработная плата нет. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

— С какой целью человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги? (удовлетворить свои потребности)

2 ФОРМИРУЕМ ПОНЯТИЕ – факторы производства:

Самостоятельная работа с таблицей

-работа с новыми понятиями

В структуру экономики входят те, кто выполняет функции производства, распределения, обмена, потребления или помогает их выполнению.

Работа с учебником (стр. 67)

4. Закрепление изученного материала.

1) Работа с основными понятиями.

Что такое экономика?

Перечислите факторы производства.

Почему предпринимательские способности так же относят к факторам производства?

Какое отношение к экономической сфере имеют данные пословицы и поговорки?

2). Работа с пословицами.

Слайд пословицы на экране

Какое отношение к экономической сфере жизни общества имеют данные пословицы и поговорки.

Горька работа, да сладок хлеб.

Под лежачий камень вода не течет.

За один раз дерева не срубишь.

3) Применение полученных знаний.

— Где и когда вы сможете использовать знания полученные сегодня на уроке? (при выборе профессии, в случае занятия предпринимательской деятельностью, при решении экономически задач).

Подведение итогов урока.

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

Номер материала: ДБ-1300035

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России

Время чтения: 3 минуты

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

конспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономика

Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок обществознания по теме «Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука», 11 класс

Тема: Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука.

Обучающая – сформировать представление учащихся об экономике; изучить главные вопросы экономики, потребности, выбор и альтернативная стоимость, ограниченные ресурсы.

Развивающая – умения учащихся анализировать полученную информацию и выделять главное, развитие памяти, внимания, расширение экономического кругозора.

Форма обучения : фронтальная

Форма организации обучения : лекция

Тип урока : сообщение новых знаний с применением информационных технологий

— по способу передачи и восприятия – лекция с элементами беседы

— по способу познавательной деятельности учащихся – восприятие и осмысление новых знаний

Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка внешнего состояния кабинета. Проверка готовности к уроку: наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей. Проверка посещаемости по журналу. Проверка рабочей позы и внешнего вида учеников.

Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала

Учащиеся получают информацию об изучении новой темы. Записывается тема урока. Для усвоения материала необходимо знать, что такое экономика, главные вопросы экономики, потребности, выбор и альтернативная стоимость, ограниченность ресурсов.

Усвоение новых знаний

Записывается план урока на доске и в тетрадях:

Экономика как наука и хозяйство

Потребности и ресурсы

Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость

Ограниченность ресурсов и производственные возможности

В тетрадях учащиеся записывают конспект по вопросам, обозначенным в лекции. Примерная информация, которая должна быть отражена в конспектах:

Вопрос 1. «Экономика как наука и хозяйство»

Эконспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономикаконспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономикакономика

(учащиеся записывают определение в тетради)

Субъект экономики – тот, кто осуществляет хозяйственную деятельность (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство) (учащиеся записывают определение в тетради).

Объект экономики – хозяйственная деятельность человека по удовлетворению его потребностей (учащиеся записывают определение в тетради).

Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

1. Экономическая деятельность – это производство, рас­пределение, обмен и потребление благ и услуг.

производство (процесс создания экономиче­ских благ и услуг);

распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производ­стве);

обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой про­дукт);

потребление (стадия ис­пользования (предметы длительного поль­зования) или уничтожения (продоволь­ствие) продукта).

Материальное производство (произ­водство матери­альных благ и материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание))

Нематериальное производство (производ­ство нема­териаль­ных благ и нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

Экономика как наука

основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);

предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэконо­мический и макроэкономически й.

Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, вы­бора, альтернативной стои­мости, цены, изме­нения спроса и предложения отдельных товаров на отдель­ных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство

Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодо­ления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство

Экономика лежит в основе жизнедеятельности общества, каждого его члена и тесно связана с другими науками: социо­логией, культурологией, политологией, историей, пра­воведением.

Вопрос 2. «Потребности и ресурсы»

Конечной целью функционирования любой экономики является удовлетворение потребностей общества и индивида. Производство благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, происходит в условиях ограниченности ресурсов, что порождает проблему выбора в экономике. Поэтому в экономической науке такие понятия, как экономические потребности, ресурсы, выбор являются базовыми экономическими понятиями.

Экономические потребности традиционно рассматриваются как недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности также можно определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Потребности – необходимость человека в чем-либо, обеспечивающая его существование (учащиеся записывают определение в тетради).

Индивидуальное Д/З: найти классификацию потребностей и их представителей (классификация потребностей по Маслоу) и продемонстрировать.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (учащиеся записывают определение в тетради).

Одни из них имеются почти в неограниченных масштабах (воздух), другие – в ограниченном размере и называются экономическими благами (вещи, услуги).

Экономические блага делятся на:

долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.д.);

взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). К субститутам относят многие потребительские товары и производственные ресурсы, услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино-театр-цирк);

настоящие и будущие;

прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Вопрос: «Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?» (выслушиваются ответы учащихся).

Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.

В экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов (учащиеся записывают определение в тетради).

Вопрос 3. «Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость»

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов порождает проблему экономического выборавыбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах (учащиеся записывают определение в тетради).

( Пример : вам необходимо уехать в Москву. Вы можете поехать поездом 8 часов за 200 рублей, либо самолетом 2 часа за 350 рублей. В зависимости от того сколько денежных средств у вас имеется и как быстро вам необходимо оказаться в Москве, вы выберете лучший для вас вариант).

(учащиеся записывают основное в тетради)

В экономической теории предполагается, что хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство – уровня народного благосостояния.

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен не только подсчитать будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными издержками , издержками упущенных возможностей (неполученный доход) (учащиеся записывают определение в тетради).

Пример: выпускник школы выбрал учёбу в институте вместо работы. Значит, в данном случае альтернативной стоимостью будет работа. Студент платит за обучение 45$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$ в месяц. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость – это величина зарплаты, которую не получит студент, т.е. 100$ в месяц; упущенная выгода равна 100 + 45 = 145$).

Вопрос 4. «Ограниченность ресурсов и производственные возможности»

Экономические ресурсы – это средства, которые используются для производства экономических благ и имеются в ограниченном количестве (учащиеся записывают определение в тетради).

Экономические ресурсы подразделяются на:

б) инвестиционные ресурсы, т.е. искусственные средства производства. К ним можно отнести сырье, материалы, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь. Эти ресурсы также ограничены в силу того, что они являются продуктом человеческого труда.

Безграничные человеческие потребности наталкиваются на ограниченные возможности их удовлетворения. В этом состоит основная проблема экономики.

Пконспект урока что изучает экономика. Смотреть фото конспект урока что изучает экономика. Смотреть картинку конспект урока что изучает экономика. Картинка про конспект урока что изучает экономика. Фото конспект урока что изучает экономикароизводственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии (учащиеся записывают определение в тетради).

Графически совокупность альтернативных вариантов использования имеющихся ресурсов можно отобразить в виде кривой производственных возможностей ( кривой трансформации ).

Кривая производственных возможностей показывает максимальные объемы производства тех или иных материальных благ при эффективном использовании имеющихся ресурсов (учащиеся записывают определение в тетради).

Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.

Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке.

Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.

Закрепление нового материала.

Проведение устного опроса:

Что такое экономика, и на какие разделы она делится?

Какие три основных вопроса существуют в экономике?

Какая главная проблема экономики?

Студент получает стипендию в размере 15$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость = 100$; упущенная выгода равна 100 – 15 = 85$).

Отказавшись от работы столяром с зарплатой 300 тысяч рублей в месяц или учебы в колледже с оплатой 90 тысяч рублей в месяц, Ваня поступил работать токарем за 250 тысяч рублей в месяц. Каковы альтернативная стоимость и упущенная выгода его решения? (альтернативная стоимость равна max (-90, 300) = 300 (тыс. р.); упущенная выгода равна 300 – 250 = 50 (тыс. р.)).

Что показывает КВП?

Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании.

Таким образом, мы изучили тему «Экономика как наука и хозяйство», познакомились с главными вопросами экономики, узнали, какие бывают потребности и блага, как они влияют на выбор и альтернативную стоимость, рассмотрели понятие «ограниченность ресурсов» и выявили главную проблему экономики и способы ее решения.

Выставляются отметки за активное участие в классный журнал.

Предлагается следующее домашнее задание:

Учить основные термины и понятия по теме.

Найти классификацию потребностей и их представителей (классификаторов), привести примеры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *