конспект урока кто что ест
Конспект урока по окружающему миру «Кто что ест?» 3 класс
Цель: познакомить с классификацией животных по типу питания.
— актуализировать знания о животном мире; организовать деятельность учащихся знакомству с группами животных по питанию и с цепями питания
— развивать эстетическое восприятие, речь, эмоциональную сферу и творческие способности учащихся;
-воспитывать бережное отношение к природе, умение и желание ее украшать и охранять, находить в природе источник вдохновения.
Предметные результаты: научатся классифицировать животных по способу питания; моделировать схемы цепей питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Познавательные : формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты: Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами; умение формулировать точку зрения и ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;
Оборудование: презентация, энциклопедии, конверты с карточками
Тема урока: Кто что ест
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Методы: критического мышления, частично-поисковый, проблемный, эвристический, интерактивный
Цель урока: знакомство учащихся с группами животных по питанию
организовать деятельность учащихся знакомству с группами животных по питанию и с цепями питания;
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать тему, цель урока;
развитие умения работы в группах
воспитание интереса и уважения к родному краю
Воспитание умения видеть прекрасное;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в группах, парах: воспитание уважения друг к другу.
Оборудование: ПК; мультимедийная презентация к уроку; карточки с картинками животных, цветные карандаши, энциклопедии.
1. Мотивационный этап.
— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Меня зовут Валиева Гульфина Гайфетдиновна.
— Дети, я вам желаю на уроке новых открытий.
2.Этап актуализации новых знаний по предложенной теме и осуществление первого действий
— Посмотрите на слайд, назовите одним словом, кто здесь изображён.
— Да животные. (На доску вешается слово животные)
— На какие группы эти животные делятся по своему строению тела и внешнему виду? (Ответы)
— Ещё какие группы есть?
— Да, групп животных по строению тела и внешности очень много.
3. Выявление затруднения
— Сегодня мы будем классифицировать животных по другому способу. По какому, узнаем, послушав произведение Николая Сладкова «Бежал ёжик по дорожке».
— Кем пообедал ёж? (Ответ)
— Какую ещё пищу ест ёж? (Ответ)
— Почему ёж испугался филина? (О.)
— А может ли филин питаться другой пищей, например: семенами ягод, травой? (О.)
— И так, по какому способу сегодня научимся группировать животных? (Ответы)
(Для развития и роста что необходимо животным?) ( Питание )
— Тема нашего урока «Кто что ест»
— Если остались незаполненные рамочки, не переживайте, в конце урока вы сможете их заполнить.
— Сейчас вы будете называть по одному понятию каждая группа, старайтесь не повторяться.
— Ребята, как вы думаете, мы все слова записали? (Нет)
4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
— Вот для того, чтобы больше узнать, выполним следующее задание.
— Надо найти в энциклопедии информацию о том, чем питается данное вам животное, и подготовиться сделать сообщение.
— Из жёлтого конверта достаньте картинку. Начинайте работу.
— Когда музыка закончится, вам надо остановить работу.
— Все группы справились?
— Хорошо. Сейчас слушайте внимательно загадку
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
— У какой команды есть такая картинка? Мы внимательно послушаем ваше сообщение.
— Как называются животные, которые питаются растительной пищей?
На доске: Растительноядные ( Вешаю слово и картинку)
Он летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Значит дождик далеко
Если же летает низко,
Это значит дождик близко . (Ласточка)
— У кого эта картинка
— Как называются животные, которые питаются насекомыми?
На доске: Насекомоядные
— Как называются животные, которые питаются другими животными?
Лесом катится клубок,
— Как называются животные, которые питаются и растениями и животными?
— Пришло время отдохнуть. Отдыхать будем с пользой.
— Когда я назову зверей (шагать)
6. Первичное закрепление нового знания
— Посмотрите на слайд. Как много животных. Все живые организмы связаны с теми, кто живёт рядом. Говорят, что они связаны в цепи питания.
Вот пример: В водоёмах растут водоросли, ими питаются рачки, рачков едят рыбки, а рыбками чайки, цапли.
— Получается такая цепь питания:
В начале цепи растения, затем травоядные, за ними идут хищники или всеядные.
7. Самостоятельная работа и проверка знаний по эталону.
— Мы с вами сейчас сами попробуем составить цепи питания.
— Откройте зелёный конвертик. Составьте из данных слов и стрелок схемы цепи питания.
3)Берёза – гусеница – дятел
4)трава – улитка – цапля
(Дети по одному с каждой команды выходят к доске и прикрепляют)
— Какой можно сделать вывод?
— Посмотрите на экран. Красиво в лесу? Почему?
— А теперь на миг представим, что в лесу исчезли все дятлы. К чему это приведёт?
— Люди боятся волков и думают, что они злые и истребили всех волков. К чему могут привести эти действия людей?
— Какой можно сделать вывод?
— Все живые организмы друг с другом связаны. Исчезновение представителя какой-то группы может привести к исчезновению других групп. Поэтому люди должны бережно относиться к природе, сохранять целостность
— Ребята, а сейчас применяя новые знания, дополните кластер новыми названиями групп.
— Какие понятия записали?
10. Подведение итогов урока
— Ребята, вам урок понравился?
— Оцените свою работу на уроке.
— Возьмите сейчас по одному грибочку, на обороте подпишите свою фамилию и раскрасьте кружочек в красный цвет, если ты считаешь свою работу на уроке успешной,
План-конспект урока В 3 классе по окружающему миру Тема урока: «Кто что ест?»
по окружающему миру
Тема урока: «Кто что ест?»
Конспект выполнила: Оруджова С.Д.
Предмет: Окружающий мир
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: Познакомить учащихся с цепью питания и ее составляющими
Узнают что такое цепь питания
Узнают какие животные относятся к травоядным, насекомоядным, всеядным, хищникам
Узнают о том как приспособились животные добывать пищу и защищаться от хищников
Научатся составлять цепь питания
Понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению;
Совершенствуют умение работать самостоятельно
принимать активное участие в работе на уроке
Совершенствуют навык концентрировать внимание и сосредотачиваться для решения поставленной задачи и поиска нового знания,
вести аккуратные записи
Совершенствуют умение взаимодействовать с учителем,
участвовать в обсуждении и взаимодействовать с учителем и одноклассниками
Чтение, биология, география, ботаника, зоология
Животные, цепь питания, всеядные, насекомоядные, травоядные, хищники
Презентация, раздаточный материал, наглядный материал, электронная доска, ноутбук
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. М.: Просвещение, 2008, 144 с.
Проверка рабочего места.
Психологическая установка на работу
Проверьте свою готовность к уроку: на парте должен быть учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь, пенал и дневник.
Отлично, приступаем к работе.
Самопроверка готовности к уроку
II. Актуализация знаний (8 мин)
О ком мы сегодня будем говорить?
Чтобы это узнать разгадайте кроссворд. ( на доску выводится кроссворд)
1) Глазищи, усищи,
Хвостище, ногтищи,
А моется всех чище. (Кот.)
На всех тельняшки. (Зебры.)
3) Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
4) Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями-
5) Кто зимой холодной
Злой, голодный? (волк)
6) Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
8) Кто один имеет рог?
Правильно мы поговорим о животных
Выполните задания следующие задания на карточках:
1) — Закончи предложения:
А) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются …………(дикими)
Б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются ………..(домашними)
2) Из перечисленных названий животных выдели группы:
Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.
3) Соедини стрелками названия животных с названием группы:
4) Приведи по 2-3 примера групп животных:
(Правильные ответы появляются на доске)
Проверяем правильность выполнения заданий
Разгадывают кроссворд, разгадывая загадки, заполняя словами определенные клеточки по вертикали
Актуализируют свои знания по пройдённому материалу и выполняют тестовые задания на карточках
III. Постановка проблемы. Подготовка к изучению нового материала
Как вы считаете, нужно ли еще что-то узнать про животных?
Перечислите признаки живых организмов
(Живые организмы дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)
Как вы считаете, что необходимо для роста и развития животных?
О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
( О том чем питаются животные)
Какую же цель мы поставим перед собой?
(Узнать чем питаются животные)
Верно! Тема нашего урока – «Кто что ест?»
Откройте в учебнике страницу 94
Отвечают на вопрос: нужно
Отвечают на вопрос используя знания полученный на прошлом уроке: живые организмы дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.
Отвечают на вопрос: питание
Формулируют тему и цель урока: узнать чем питаются животные
IV .Открытие нового знания (21 мин)
Посмотрите на доску. (на доске изображение коалы)
Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (коала)
Верно! Живут коалы в эвкалиптовых лесах Австралии. Они не могут, есть ничего кроме листьев эвкалипта.
Какие животные также питаются только растительной пищей?
(Корова, коза, панда, слон, кенгуру)
Как вы думаете, как можно назвать животных питающихся только растительной пищей?
Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.
Посмотрите на это животное. (на доске изображение жабы)
Верно! Жабы питаются насекомыми и их личинками, которых они ловят или в воздухе, или на поверхности почвы.
Какие животные также питаются только насекомыми?
(землеройка, крот, муравьед, лягушка)
Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?
Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называют насекомоядными.
Обратите внимание на это животное.
(на доске изображение рыси)
Кто изображён? (Рысь)
Верно! Рысь— свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев.
Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных?
Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными? (Хищники)
Верно! Животных, которые питающихся другими животными называют – хищники.
Скажите, а чем питаются эти животные?
(на доске изображение ежиков)
(Грибы, ягоды, лягушки)
В темное время суток ёж охотится на насекомых, мышей, лягушек, а также может полакомиться грибами, ягодами или стащить с огорода какой-нибудь овощ.
Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных и едят растительную пищу? (Енот, медведь, ворона, черепаха, мышь)
Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?( Всеядные)
Верно! Животных, таких животных называют – всеядные.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Зашумел листвою клен.
Чем же питаются животные?
(Животные питаются растениями и другими животными)
(…они связаны между собой в цепи питания)
Откройте учебник на странице 94 и посмотрите пример цепей питания
Эти цепи питания состоят из трех звеньев, посмотрите внимательно на каждое звено в первой и второй цепи питания, чем они похожи? (первое звено – растения, второе – растительноядные животные, третье – хищники)
Верно, давайте разберемся как связаны эти звенья:
В самом начале цепочки находятся растения, так как усваивают питательные вещества непосредственно из неживой природы.
Растениями питаются растительноядные животные. Это второе звено в цепи питания.
Обратите внимание на доску. На доске находятся 3 набора карточек с изображением различных животных и некоторых растений и деревьев, такие же наборы карточек лежат на ваших партах
На доске и на партах:
1 набор: мышь, трава, змея
2 набор: лиса, трава, заяц
3 набор: клен, синица, гусеница
Я вызову несколько человек к доске, ваша задача составить по одной цепи питания используя тот набор, который вам достанется
А остальные выполняют это задание на местах
( вызываю 3-х человек)
Посмотрите на доску проверьте себя и своих одноклассников, давайте посмотрим какие цепи питания у них получились?
1 ученик:(изображена цепь питания Трава-мышь-змея)
Первая цепь питания составлена, верно
Давайте поразмышляем, если из этой пищевой цепи мы уберем такой компонент как мышь что произойдет как вы думаете?
(Если исчезнет мышь то это приведет к тому что змее будет нечего есть и она умрет и а вскоре и все змеи совсем вымрут, а если змеи вымрут то другим животным например соколу тоже будет нечего есть)
Такая же работа проделывается с второй и третьей цепью питания
Исходя из этого какой вывод мы можем сделать?
(Нельзя убрать какой-нибудь компонент из цепи питания так как от этого пострадает другой компонент и цепь разрушится)
Мы обсудили чем питаются различные животные, как вы думаете прежде чем принять пищу, что нужно сделать животным?
Правильно, сейчас мы поговорим о том, как животные приспособились добывать себе пищу, а также защищаться от хищников. Откройте учебник на странице 95.
Как вы думаете, что помогает лисе охотиться?
(Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы)
А что помогает охотиться сове?
(Глаза, которые видят ночью и днем, мягкое оперение, которое делает ее бесшумной, острые когти и изогнутый клюв)
Мы можем сделать вывод, что хищники хорошо приспособлены к тому, что бы добывать себе еду
А как вы думаете, к чему хорошо приспособлены те, на кого охотятся хищники?
Как вы думаете что защищает зайца?
(Быстрые ноги и цвет шубки)
А знаете ли вы о таких насекомых, которые предупреждают хищников о том, что они не съедобны?
(Божьи коровки своим окрасом предупреждают о том что их нельзя есть)
Смотрят на изображение животного. Отвечают на вопрос учителя: коала
Отвечают на вопрос: корова, коза, панда, слон, кенгуру
Основываясь на материале из учебника, отвечают на вопрос: растительноядными
Смотрят на изображение животного. Отвечают на вопрос учителя: жаба
Отвечают на вопрос: землеройка, крот, муравьед, лягушка
Основываясь на материале из учебника, отвечают на вопрос: насекомоядные
Смотрят на изображение животного. Отвечают на вопрос учителя: рысь
Основываясь на материале из учебника, отвечают на вопрос: хищники
Отвечают на вопрос: Енот, медведь, ворона, черепаха, мышь
Основываясь на материале из учебника, отвечают на вопрос: всеядные
Выполняют движения, выполняют гимнастику для глаз и пальцев
Отвечают на вопрос: Животные питаются растениями и другими животными
Основываясь на материале из учебника, заканчивают мысль учителя, фразой: …они связаны между собой в цепи питания
Открывают учебник и рассматривают цепи питания
Сравнивают звенья в цепях питания и находит общий признак: первое звено – растения, второе – растительноядные животные, третье – хищники
Слушают инструкцию учителя
К доске выходят 3 человека и составляют по одной цепи питания, используя карточки на доске, остальные это делают на местах
Ученики составляют следующие цепи питания:
1 набор: трава-мышь-змея
2 набор: трава-заяц-лиса
3 набор: клен-гусенца-синица
Проверяют правильность выполнения работы
Вместе с учителем размышляют и отвечают на вопрос: Если исчезнет мышь то это приведет к тому что змее будет нечего есть и она умрет и а вскоре и все змеи совсем вымрут, а если змеи вымрут то другим животным например соколу тоже будет нечего есть. Исходя из ответа формируют вывод: Нельзя убрать какой-нибудь компонент из цепи питания так как от этого пострадает другой компонент и цепь разрушится
Отвечают на вопрос: добыть ее
Открывают учебник Отвечают на вопросы, используя учебник и имеющиеся знания: Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы Глаза, которые видят ночью и днем, мягкое оперение, которое делает ее бесшумной, острые когти и изогнутый клюв
Формулируют вывод вместе с учителем Отвечают на вопросы, используя учебник и имеющиеся знания: Защищаться Быстрые ноги и цвет шубки
Иголки Отвечают на вопрос и приводят примеры таких насекомых используя учебник или имеющиеся знания: Божьи коровки своим окрасом предупреждают о том что их нельзя есть
V . Закрепление нового материала (8 мин )
1) игра «Будь внимательней»
Правила: учитель называет животное, учащиеся называют, к какому способу питания относится это животное.
2) игра «Поменяй местами»
Правила: все ученики класса делятся на 6 команд. Каждой команде выдается карточка на который изображены 3 цепи питания, но в них допущены ошибки, для того что бы их исправить нужно обозначить цифрами каждый элемент цепи в правильном порядке. Та команда, которая первая справится с этим заданием победит
Подводятся итоги игры
1) называют по поднятию руки, к какому способу питания относится животное, которое назвал учитель.
2) делятся на 6 команд по 3 парты на каждом ряду. Выполняют задание на карточках
Команды закончившие выполнять задания поднимают руку и ждут, пока закончат остальные.
Давайте проверим, что мы узнали на уроке?
Животные и растения связаны между собой в?
В основе цепи питания находятся?
А заканчивается цепь?
Животных, которые питаются растительной пищей, называют?
Животных, которые питаются только насекомыми, называют?
Животных, которые питаются только насекомыми, называют?
Животных, которые питающихся другими животными называют?
Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы самооценки.
Кто поставил смайлик во всех колонках?
Знаю, что такое цепи питания
Умею составлятьцепи питания
Знаю как животные приспособлены к жизни
Информация о домашнем задании.
Отвечают на вопросы по итогам урока, договаривают фразы следующими словами:
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Кто что ест»
Окружающий мир 3 класс
Тип урока: открытие нового знания.
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие умения работать в индивидуально, парах, группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— развитие умения работать с информацией; развитие умения работать с текстом, извлекать информацию из текста;
— развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
— формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
— формировать умения оценивать свою деятельность;
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов: формировать понятие о пищевых цепях животных, о взаимоотношениях в природе.
Оборудование: учебник, тетрадь
Цель : познакомить с классификацией животных по типу питания.
Планируемые результаты : учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Оборудование: распечатки таблицы; карточки с заданиями; бумажные листы, цветные карандаши, ножницы для изготовления моделей.
II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
( Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)
— В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных.
1. Тело покрыто перьями.
2. Тело покрыто шерстью.
3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.
4. Два крыла, две ноги.
6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.
7. Развиваются из яиц.
8. Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком
1) Можно ли животных уголка живой природы, например черепаху, попугая, щегла, назвать домашними?
( Ответ. Они относятся к особой группе: декоративные животные.)
2) К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных.
( Ответ. Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.)
2. Фронтальный опрос
— Перечислите группы животных по их групповым признакам.
— Назовите представителей каждой из групп.
— Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.
III . Самоопределение к деятельности
— Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)
— А что необходимо для роста и развития животного? (Питание.)
Сегодня на уроке будем говорить о питании животных.
IV . Работа по теме урока
1. Беседа Питание животных
— Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Медведь, заяц, волк, стриж.
— Расскажите, чем питаются эти животные. (Ответ. Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой — почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.)
— Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)
— Чем еще питаются животные? (Растениями.)
— Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей.
— Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные.)
— А как называются животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные.)
— А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? (Они едят и растения, и животных.)
( Учитель рисует на доске схему.)
Хищники Растительноядные Насекомоядные Всеядные
— Приведите примеры животных разных групп.
( Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников называть примеры животных всех групп.)
Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.
Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось.
Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.
Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.
Работа по учебнику
Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено.
— Как вы думаете, почему? (Растениями питаются растительноядные животные.)
— Прочитайте в учебнике на с. 94—95 текст о цепях питания.
— С чего начинается цепь питания? (С растения.)
— Что идет во втором звене? (Растительноядное животное.)
— Что в третьем звене? (Насекомоядное или хищное животное.)
— Составьте свои примеры цепей питания.
Кто как приспособился
— Прочитайте в учебнике текст на с. 95—96.
— Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)
— Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.)
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
Чтоб не мерзли лапки.
VI . Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питания? (Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.)
— Прочитайте в первом столбике названия животных в первой строке.
— Во втором столбике прочитайте, чем они питаются.
— К какой группе относятся эти животные? (К группе насекомоядных.)
— Каким цветом нужно закрасить кружок? (Синим.)
— Прочитайте названия животных во второй строке.
— К какой группе относятся эти животные? (К группе хищных.)
— Каким цветом нужно закрасить кружок? (Красным.)
— Выполните остальные задания самостоятельно. (3 — всеядные (желтым), 4 —растительноядные (зеленым).)
( После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— А теперь выполните усложненное задание: приведите свои примеры животных, которые питаются разной пищей.
— Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать? (Растительноядных и хищных животных.)
— Каких животных мы называем растительноядными?
— Каких животных называем хищными?
— Запишите по три названия животных каждой группы. (После выполнения задания проводится проверка.)
— Прочитайте задание. Найдите приложение к данному заданию.
— Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков в цепях питания.
( После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Прочитайте задание. Составьте цепь питания: волк, дуб кабан.
— Что нужно написать в первом квадрате? (Дуб.)
— Почему кабан, а не волк? (Кабан относится к растительноядной группе животных.)
— Что запишем в последнем квадрате? (Волк; относится к хищникам.)
— Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.
— В последней строчке вам самим нужно подобрать три представителя для цепи питания и записать ее.
( После выполнения задания проводится проверка.)
— Прочитайте задание. Выполните его.
( После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Выполним усложненное задание: вспомните и запишите свои примеры животных.
( После выполнения задания проводится проверка.)
1. Работа в группах
— Изготовьте из бумаги модели цепей питания, представленных в учебнике, или составьте свои. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций, текста учебника на с. 94 и атласа-определителя. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
Доброе слово о хищниках
— Надо ли уничтожать хищных животных? (Ответы учеников.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 97.
— Почему необходимо беречь и охранять хищников? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о питании животных. Затем второй учащийся читает стихотворение.)
Все-все, все на свете,
И даже без хищников
Нужны все на свете!
Да, если мы с кем-то
А если нам кто-нибудь
— Почему цепи питания начинаются с растений? (Только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.)
— Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз? (Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные.)
Итак, животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
VIII . Подведение итогов урока
— На какие группы делятся животные по способу питания?
— Назовите животное и группу, представителем которой оно является.
1. Учебник: прочитать текст на с. 94—97, ответить на вопросы; раздела «Проверь себя» на с. 96.
2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 46).
Правда о волке, зайце, лисе и медведе
Не любили волка люди. И поделом: летом пастух то теленка в стаде не досчитается, то коровы. А зимой, бывало, серый разбойник ночью даже в деревню захаживал, овец таскал. Правда, если волков в округе немного и пищи им хватает, они близко к деревне не подойдут.
Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает. Здоровый-то тетерев от серого улетит. Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут. Поэтому волка называют санитаром леса.
Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длинные чуткие уши, быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение у него одно: вовремя услышать-увидеть опасность и задать стрекача. Помчится заяц во всю прыть да еще следы запутает — поди-ка распутай!
Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. Но иной раз длинноухий заяц за себя и постоять может. Вовремя заметит сову или филина — перевернется на спину, и тут уж не подходи — задние лапы у него сильные: ударит — не то что филину или сове, тут и собаке не поздоровится.
Теперь про лису. В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье — никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок — она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом — лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее раскопает.
Впрочем, хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз по соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка — курочки как не бывало.
Но частенько ругали хозяйки рыжую воровку напрасно. Им бы на следы посмотреть! И следы-то вовсе не лисьи. Тут другой зверь похозяйничал — гибкий и проворный хорек, тоже большой любитель курятинки. А подумали на лису: дескать, и как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая.
Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты. Мал ежик, а никто ему не страшен. Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.
Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворотит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Снова облепят — снова слижет. Все идет ему в пищу: и личинки, и стебли и корешки разных растений.
Особенно любит топтыгин ягоды. Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а сам даже чмокает и урчит от удовольствия. Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непременно пожалует: молодой овес для него тоже лакомство.