конспект урока по технологии 5 класс казакевич что такое техносфера
Урок для 5 класса по предмету «Технология» на тему «Техносфера. Что такое потребительские блага»
Урок № 5-6. Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера). Что такое потребительские блага. Практическая работа №3. Составление списка производств нематериальных услуг.
Тип урока: « Урок открытия нового знания»
Цель урока : организовать деятельность обучающихся.
Дидактические средства обучения: учебник технологии; ПК; проектор; материалы ЭОР.
— Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.
формирование знаний о своей этнической принадлежности, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России.
— Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности-,
— развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией-,
— практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций’.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
5. Включение в систему знаний и повторение.
6. Рефлексия учебной деятельности
Дополнительный материал из учебника:
Подумайте, что окружает людей на улице и дома. Какие объекты созданы природой, а какие — человеком?
Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, создано природой и человеком. Люди преобразуют окружающий мир, создают искусственные объекты своими руками. Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготавливаемые и используемые человеком, называется техносферой.
К техносфере относятся здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты (рис. 1.2). Частью техносферы являются также выведенные и выращенные людьми объекты живой природы: домашние животные, культурные растения (рис. 1.3).
Техносфера — это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Подумайте, что необходимо человеку для жизни. Всё ли это материально и можно потрогать руками или попробовать на вкус?
У каждого человека имеются желания и потребности. Для удовлетворения потребностей существуют разнообразные блага.
Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.
Блага могут быть доступными в ограниченном и в неограниченном количестве. В ограниченном количестве доступны товары, услуги и некоторые природные ресурсы. Примером благ, доступных в неограниченном количестве, являются воздух и солнечный свет.
Блага также можно разделить на свободные (доступные, бесплатные) и экономические, которые можно получить за деньги или в обмен на другие блага.
Некоторые блага ошибочно кажутся бесплатными, например уличное освещение. На самом деле горожане за него платят. Часть своей заработной платы каждый работник отдаёт государству в виде налогов. Из этих средств и оплачивается городское освещение.
В жизни людей иногда встречается то, что они не хотят видеть. Такие объекты называются антиблагами или злом, например ураган, обвал дома, бешеные собаки, ядовитые змеи, испорченные продукты, обувь, которая жмёт, и т. п.
Антиблагами могут быть некоторые желаемые человеком объекты. Например, это слишком жирная, сладкая или острая пища, а также табак и алкоголь. Употребление табачных изделий и алкогольных напитков приводит к разрушению организма!
По форме проявления потребительские блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага — это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и многие другие необходимые и желаемые человеком предметы и вещи.
Материальные блага можно потрогать руками. По разнообразию и количеству такие блага являются наиболее значимыми потребностями людей.
Нематериальными благами называют услуги, которые людям оказывают. Такими услугами являются стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультации специалистов, лечение, обучение и др. (рис. 1.5). Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно осознать или ощутить лишь её результат.
К нематериальным благам относятся также обязательства, заключённые между людьми, например обязательство хорошо учиться, данное вами родителям.
Словарь: потребительские блага; материальные блага; нематериальные блага.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: 1. Что называется потребительскими благами? 2. Какие антиблага вы знаете? 3. Чем характеризуются нематериальные блага? Перечислите, какие конкретные нематериальные блага вы получали и получаете.
* ПОДУМАЙТЕ, чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей потребности.
Конспект урока по технологии «Что такое техносфера?» 5 класс
Интересный урок. Позновательные термины. Замечательная тема.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии «Что такое техносфера?» 5 класс»
Технологическая карта урока 5 класс, 2020г.
Учитель технологии и ИЗО: Суртаева В.И.
Тема урока: Что такое ТЕХНОСФЕРА?
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД (анализировать, сравнивать, систематизировать объекты живой и неживой природы).
Содержательная: Создать условие для понимания обучающимися различий объектов созданных природой и человеком.
Планируемые результаты урока:
Знать разницу между объектами живой и неживой природы;
Уметь самостоятельно сравнивать объекты живой и неживой природы;
Умения самостоятельно сравнивать способы и обнаруживать отклонения;
Выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
Вырабатывать навыки рациональной организации своего труда.
Уметь определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки;
Давать оценку своей работе.
Взаимодействовать с учителем;
Уметь работать в малых группах;
Прислушиваться к высказываниям одноклассников;
Уметь высказывать свою точку зрения.
Формирование у обучающихся мотивации к обучению;
Формирование у обучающихся интереса к процессу сравнения и систематизации объектов.
По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
По способу организации: фронтальный, индивидуальный.
По ведущему методу обучения: проблемный.
Средства обучения: компьютер, проектор, тетрадь, технологическая карта, инструменты (ручка, карандаш, линейка).
Стимулирует и мотивирует у учащихся интерес к уроку.
Обращает внимание на экран, проводит игру «цветовые кружочки»
Личностные: проявляют интерес к уроку.
Регулятивные: подготовка рабочего места.
Актуализация знаний и умений.
Организует проверку (повторение) пройденного материала:
— Что такое технология?
— Из каких слов образовано это слово?
— Какие виды технологий мы с вами уже знаем?
Отвечают на вопросы.
Личностные: Укрепляют ранее полученные знания.
Регулятивные: убеждаются в необходимости изучения чего-то нового.
Введение в тему урока, выявление проблемы, мотивация познавательной деятельности.
Словесный рассказ, постановка проблемных вопросов
Практический: составление таблицы
Подводит обучающихся к постановке проблемы.
Показывает отрывок из мультфильма. Задаёт наводящие вопросы.
— Где жил человек с самого начала?
— Как вы думаете, ему удобно было жить под деревом в куче листьев?
— А чем он занимался?
— С помощью чего он защищался от больших животных и добывал себе пищу?
— А где он стал жить позже?
— Как он называл свою пещеру?
Показывает слайд презентации. Наводит на размышления задавая вопросы.
— Что окружает людей на улице и дома?
— Какие из этих объекты созданы природой, а какие человеком?
— Как вы думаете, можно ли разделить на какие-то категории следующие объекты:
Просит проанализировать и разделить объекты на группы и записать в таблицу
Показывает слайд и предлагает обменяться тетрадками и сравнить результат с образцом
Показывает презентацию с картинками живой природы и техносферы и задаёт вопрос:
— Что мы видим на картинках?
Помогает проанализировать ответы
И дать названия столбцам с объектами
Подвожу к формулированию темы урока
Запишите тему урока в тетрадь.
Просит привести примеры неживых и живых объектов природы и объектов техносферы
Работа в тетрадях. Дополняет определение техносферы в тетради
Конспект урока по предмету: Технология, 5 класс по теме:«Техносфера и потребительские блага»
по предмету: Технология, 5 класс
по теме:«Техносфера и потребительские блага»
Составила: Кадацкая Татьяна Александровна,
Техносфера и потребительские блага
Дата проведения : 24.09.2020г
Тип урока : Урок «открытия» нового знания
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Формирование представления о техносфере и потребительских благах; формирование умения различать объекты природы и техносферы.
Проявление познавательных интересов в области техносферы и сферы природы как среды обитания человека и среды потребления; формирование ответственного отношения к объектам природы и техносферы.
Аргументированно защищать в устной форме результаты своей деятельности; согласовывать и координировать совместную познавательную деятельность с другими участниками, выявлять допущенные ошибки; формирование умения осуществлять мыслительную операцию анализа на материале урока.
Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, парная.
Необходимое техническое оборудование : учебник, информационный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийное оборудование, листы для самооценки.
Теоретические знания, получаемы детьми в ходе урока обучающимися
Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения их потребностей.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Нематериальные блага – услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и др. Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно лишь осознать или ощутить её результат.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2020.
Технологическая карта урока по технологии на тему «Что такое техносфера?» (5 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Всеволожский центр образования»
Технологическая карта урока 5 класс, 2020г.
Учитель технологии: Морозова Мария Евгеньевна
Тема урока: Что такое ТЕХНОСФЕРА?
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД (анализировать, сравнивать, систематизировать объекты живой и неживой природы).
Содержательная: Создать условие для понимания обучающимися различий объектов созданных природой и человеком.
Планируемые результаты урока:
Знать разницу между объектами живой и неживой природы;
Уметь самостоятельно сравнивать объекты живой и неживой природы;
Умения самостоятельно сравнивать способы и обнаруживать отклонения;
Выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
Вырабатывать навыки рациональной организации своего труда.
Уметь определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки;
Давать оценку своей работе.
Взаимодействовать с учителем;
Уметь работать в малых группах;
Прислушиваться к высказываниям одноклассников;
Уметь высказывать свою точку зрения.
Формирование у обучающихся мотивации к обучению;
Формирование у обучающихся интереса к процессу сравнения и систематизации объектов.
По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
По способу организации: фронтальный, индивидуальный.
По ведущему методу обучения: проблемный.
Средства обучения: компьютер, проектор, тетрадь, технологическая карта, инструменты (ручка, карандаш, линейка).
Стимулирует и мотивирует у учащихся интерес к уроку.
Обращает внимание на экран, проводит игру «цветовые кружочки»
Личностные: проявляют интерес к уроку.
Регулятивные: подготовка рабочего места.
Актуализация знаний и умений.
Организует проверку (повторение) пройденного материала:
— Что такое технология?
— Из каких слов образовано это слово?
— Какие виды технологий мы с вами уже знаем?
Отвечают на вопросы.
Личностные: Укрепляют ранее полученные знания.
Регулятивные: убеждаются в необходимости изучения чего-то нового.
Введение в тему урока, выявление проблемы, мотивация познавательной деятельности.
Словесный рассказ, постановка проблемных вопросов
Практический: составление таблицы
Подводит обучающихся к постановке проблемы.
Показывает отрывок из мультфильма. Задаёт наводящие вопросы.
— Где жил человек с самого начала?
— Как вы думаете, ему удобно было жить под деревом в куче листьев?
— А чем он занимался?
— С помощью чего он защищался от больших животных и добывал себе пищу?
— А где он стал жить позже?
— Как он называл свою пещеру?
Показывает слайд презентации. Наводит на размышления задавая вопросы.
— Что окружает людей на улице и дома?
— Какие из этих объекты созданы природой, а какие человеком?
— Как вы думаете, можно ли разделить на какие-то категории следующие объекты:
Просит проанализировать и разделить объекты на группы и записать в таблицу
Показывает слайд и предлагает обменяться тетрадками и сравнить результат с образцом
Показывает презентацию с картинками живой природы и техносферы и задаёт вопрос:
— Что мы видим на картинках?
Помогает проанализировать ответы
И дать названия столбцам с объектами
Подвожу к формулированию темы урока
Запишите тему урока в тетрадь.
Просит привести примеры неживых и живых объектов природы и объектов техносферы
Работа в тетрадях. Дополняет определение техносферы в тетради
Смотрят мультфильм, презентацию.
Отвечают на вопросы учителя.
Размышляют, отвечают на вопросы
Анализируют, чертят таблицу, заполняют.
Обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга
Смотрят презентацию, отвечают на вопрос
Записывают в тетрадь названия столбцов
Определяют тему урока.
Обсуждают с учителем.
Дают определение техносферы.
Обсуждают, с помощью наводящих вопросов приходим к нужному ответу.
Делают запись в тетради
Пробуждение интереса к уроку и получению новой информации.
Регулятивные: Формирование логического мышления, анализа объектов.
Проверка практической работы: таблица
Производит оценивание работ детей, сравнивая с образцом, выставляет оценку
— Что вам понравилось на уроке?
— Что интересного запомнили?
— Что-то новое узнали?
— Где пригодятся полученные на уроке знания и умения?
— Оцените свою работу на уроке?
— Оцените работу товарища по паре на уроке?
— Какие ошибки были допущены?
— Кружочки, выбранные вами в начале урока, оправдали себя? Не зря выбирали?
Просит заполнить таблицу с кружочками, сделать выводы.
Благодарит за работу, даёт домашнее задание
Продолжите заполнять таблицу объектами живой и неживой природы дома и на улице.
Отвечают на вопросы.
Демонстрируют свои таблицы (с исправлениями, если есть).
Дают оценку своей работы.
Оценивают своё настроение.
Личностные: Умение делать выводы.
Регулятивные: Оценивают свои работы и настроение.
Самооценка, оценка учителя.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1101345
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения их потребностей.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Нематериальные блага – услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и др. Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно лишь осознать или ощутить её результат.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все что нас окружает можно разделить на две группы. Это мир природы и рукотворный мир.
Мир природы – это всё, что появилось без участия человека. Это небо, солнце, луна и звёзды, дождь и снег, дикие животные и насекомые.
Всё, что относится к природе, существовало много столетий и будет существовать независимо от человека.
Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир изменения. И всё, что сделал человек – это уже рукотворный мир. Ваши учебники и тетрадки, школа и дом, компьютер и телефон созданы человеком.
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности.
* Потребности – это нужды человека в чем-либо. Они мотивируют его на активные действия.
Развиваясь, человек приобретает все новые потребности.
Человек испытывает потребность в пище. Он научился ловить рыбу, выращивать растения, печь хлеб.
Чтобы защититься от непогоды, диких зверей, человек строит себе жилища и постоянно совершенствует их.
Часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми – это техносфера.
Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его потребностей.
К техносфере относятся все здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты.
Используя природные ресурсы человек создаёт новые объекты.
Камни в горах, деревья в лесу, вода в реке – это мир природы. Но использование этих ресурсов человеком для своих потребностей: строительства жилья, получения электроэнергии на гидроэлектростанции уже относиться к техносфере.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, причём не всегда это влияние носит положительный характер.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей».
Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая. Это пища, вода, жилье, одежда.
На втором месте – это потребность в безопасности. Защита от болезней, врагов, преступности. Эти 2 основные потребности считается первичными у человека, то есть врождёнными. Далее следуют потребности вторичные, а именно приобретённые в процессе развития человека.
На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности, потребности в общении, дружбе, любви.
На четвёртом потребность в уважении – самоуважении, уважении другими и других.
На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии. Это духовный рос, самосовершенствование.
Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.
Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.
Эти блага могут быть доступны для человека в ограниченном и неограниченном количестве.
Примером благ потребляемых в неограниченном количестве является солнечный свет, воздух.
А вот товары, услуги, некоторые природные ресурсы могут быть доступны только в ограниченном количестве.
Иногда в жизни человека встречается то, что несёт ему вред или урон: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, бешённые собаки, испорченная еда и т.п. Эти явления называются антиблагами.
Не все, что необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или на вкус. Поэтому по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Зачеркните понятия, которые не относятся к благам человека (антиблага).
Правильный вариант ответа (понятия, которые должны быть зачёркнуты): фаст-фуд, ураган, пожар, эпидемия
Подсказка: Антиблаго –это всё, что несёт вред человеку. Даже то, что человек желает, но это ему так же наносит вред, является антиблагом.
Задание 6. Расставьте подписи к изображениям.
Пояснение: Материальные блага – это еда, напитки, одежда. Нематериальные блага – услуги, эти блага нельзя потрогать. Антиблаго – это то, что наносит вред человеку.