конспирологический айсберг что это
Айсберг Темной Стороны Youtube
Ютуб часто бывает странным местом, куда любой человек может загрузить всё, что душе угодно. И совершенно бесплатно. Поэтому неудивительно, что в глубинах ютуба стали появляться авторы и видео произведения, которые можно назвать пугающими.
Недавно я решил погрузиться на темную сторону ютуба и записать про это ролик.
Для тех, кто предпочитает формат видео:
Когда готовил ролик, задался целью рассмотреть каналы по айсбергу, который нашёл на сайте реддит. Вот он:
Темная сторона ютуба
Темная сторона Ютуба. Что это значит? Для того, чтобы объяснить, расскажу немного про алгоритм ютуба. Когда вы смотрите видео, вскоре после этого, на главной странице станут появляться похожие видео. Если вы посмотрите на ютубе странное видео, алгоритм ютуба откроет вам дорогу на свою темную сторону. И чем больше вы будете увлекаться неоднозначным контентом, тем больше ютуб будет вам его рекомендовать. Так и возникло понятие темная сторона ютуба.
Поддельный экран защиты от пиратства
Некоторое время назад, интернет шутники встраивали в прохождение игр, внезапные заставки о нарушении анти пиратского закона. Чем вызывали неподдельное удивление пользователей. Поскольку известно, что на ютубе не запрещены записи игрового контента.
Зародился тренд на западе, но в свое время, эта тема очень нашумела даже в российском сегменте ютуба. Дело в странном контенте для детей. Общее название этого контента – elsagate в честь персонажа Эльзы из мультфильма Холодное сердце компании Дисней, он же Frozen на западе. Приставка gate относится с скандалам, например, Уотергейт на западе, когда президент Никсон попался на прослушке. Или с конспирологической теорией о сатанистком лобби семейства Клинтонов. О котором, кстати, по касательной упоминал Киану Ривз в одном из своих интервью.
Так вот, об elsagate, иногда его даже называли pedogate. На таких видео, фигурировали актеры в образе Эльзы и как ни странно, в костюме человека паука. Часто темами таких видео была беременность Эльзы от человека паука и дальнейший аборт. Получается совсем не детский контент, согласитесь. А также уколы, операции и расчлененка.
Они же зеленые обрубки. Это супер популярный любительский мультфильм, созданный Дэвидом Фёртом, который до сих пор выходит на его ютуб канале.
Абсолютно безумная рисовка и страшный сюжет, привлекли к анимационным сериям около миллиарда просмотров. Возможно, вы уже сталкивались с этими видео.
Don’t hug me I’m scared
Это короткие зарисовки с участием кукол, как в улице сезам, которые на первый взгляд кажутся вполне безобидными. Например, рассказывающими о пользе креативности. Но внезапно, видео ряд начинает сменяться на более мрачный, который вызывает у зрителя приступы ужаса.
безобидный с виду блокнот рассказывает о пользе креативности в жизни
Оригинал видео был загружен в 2013 году, но вскоре был удален из-за жалоб пользователей. Но благодаря многочисленным перезаливам, живет до сих пор. В нем можно увидеть кадры из мультфильма My Little Pony, переделенные под расчлененку. И все это под безобидную музыку, которая обращена к самим пользователям судя по тексту. У зрителей такая комбинация вызывала когнитивный диссонанс, что и послужило вирусному распространению этого противоречивого материала.
Happy Tree Friends
Думаю, что на постсоветском пространстве практически все видели этот только с виду безобидный мультсериал. В свое время, мне его дали посмотреть на диске друзья, когда у нас еще не было интернета. И для детского мозга, происходящее на экране, вызывало просто мозгосносящий эффект.
В коротких зарисовках участвуют милые зверушки, которые начинают делать нечто связанное с расчлененнком. Мультик сделан таким образом, чтобы максимально шокировать зрителя. Уверен, что некоторые были испуганы этим мультиком на всю жизнь.
Это ютуб канал, на котором выходят нарезки странных оповещений на телеканалах, записи которых, приобрели популярность на ютубе. Обычно в них можно увидеть обзор ночного неба или интересные научные факты. Звучит нормально, не так ли? Но смущает общий агрессивный стиль видео материала, странное звуковое сопровождения. А научные факты, внезапно могут смениться безумным лицом на экране, которое невольно заставляет пользователя выключить видео в приступе внезапно появившегося страха.
В короткой зарисовке, зеленый человечек похожий на рептилоида поёт веселую песенку о разрушительной природе человека. Песня повествует о том, что человек является животным, который рушит, не смотря на свою образованность, окружающую природу. На одном из таких видео, планета Земля из обычного своего цвета постепенно становится желтого, что может служить отсылкой об ухудшении экологии, а также об изменении климата.
Бен утонул это крипипаста, главным действующим лицом которой является персонаж Линк из Легенды о Зельде. Возможно, за внешнее сходство с мальчиком по имени Бен, который утонул.
В свое время, видео набрало огромную популярность из-за нового подхода в рассказе крипипаст, поскольку история сопровождалась геймплеем из игры Легенда о Зельде.
Эта инди игра, геймлей которой был залит на ютуб на канале petscope. По легенде, она должна была выйти на плей стейшн, но в продаже её толком никто не видел, поскольку они должны были состоятся в девяностых.
Славится она своим по настоящему жутким сюжетом. Все дело в том, что у игры есть двойное дно. Для обычного игрока – это игрушка чем-то напоминающая мультфильм про покемонов. Но если в главном меню ввести специальный чит код, тогда игра представляется с совершенно другой стороны, и пользователь может увидеть совершенно другую игру, сюжет которой, точно повергнет вас в пучину мракобесия.
А еще на темной стороне игры, можно услышать совершенно шизофренический саундтрек. Большей частью из-за него, игра привлекла столько внимания общественности.
Сомневался, стоит ли добавлять эту историю, но для полноты понимания айсберга, это нужно сделать. На видео, робот, одетый в женскую одежду напевает, как вы могли догадаться, фразу I feel fantasic. Но его голос, невольно вызывает такое чувство омерзения, что хочется резко выключить видео. А также фоном играет просто макабрическая музыка. Вокруг этого видео ходят разные легенды. Основная гласит о том, что видео выложил серийный убийца, который увлекался робототехникой. И он любил одевать поющего робота в одежду своих жертв.
Старая легенда из недр диб веба. На кадрах видно, как человек, лица которого полностью не видно, ест суп. За его спиной стоят люди, одетые в странные костюме чем-то отдаленно напоминающие телепузиков. Странность видео в том, что человек ест суп явно не по своей воли, а как будто его заставляют это делать. Позже, дотошные пользователи интернета, смогли разузнать, что это видео постановочное и сделал его один из американских продюсеров Реймонд Пёрси, чтобы раскрутить образ костюмов, в которые одеты якобы мучители на видео.
загадочные персонажи до сих пор будоражат ум пользователей интернета
Это видеопризнание, в котором автор оригинального видео, признается похищении некоему волтеру. Потом демонстрирует ванную комнату, в которой действительно находится связанная девушка. Обеспокоенные пользователи интернета, обратились в полицию по факту публикации видео. Позже выяснилось, что это неудачный розыгрыш и автор на самом деле никого не похищал.
Видео взято из ранней версии ютуба. Автор находит на ютубе пользователя с никнеймом username 666 из-за чего интерфейс ютуба превращается в какой-то ад и треш.
The Dawn is your Enemy
Рассвет твой враг – это телевизионная вставка на телеканале adult swim. Adult swim известный своим провокационным творчеством канал на территории США.
По легенде, заставка была создана в шутку для тех людей, которые слишком много сидели перед телевизором ночью. Или для тех, кто вставал слишком рано и включал телевизор.
Также по мотивам заставки была создана крипипаста, где заставка начинала двигаться, создавая еще более жуткий эффект.
Через некоторое время, канал немного изменил текст заставки созвучное the dawn is your frenemy. Что означает, рассвет твой заклятый враг.
Poppy это странный перфоманс, залитый на ютуб. Призванный обратить внимание на бессмысленность современной поп музыки.
Конспирологический айсберг что это
История игры Garry’s Mod начинается в 2004 году, в этом году вышла Half-Life2. Начинающему разработчику Гарри Ньюмену она очень понравилась и ему пришла идея создать компанию Facepunch Studios и начать разработку мода. Если хотите углубиться в историю GMOD’a то советую почитать это руководство. https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=1772022392
Bone Editor является инструментом в Garry’s Mod’e, позволяющий изменять кости игрокам и NPC, благодаря нему раньше снимались машинимы.
Gm_Construct это самая популярная карта в GMOD’e, которая сразу входит в комплект игры. Первоначально он был создан Гарри в 2005 году, когда карта начала обновляться во всех версиях Garry’s Mod, добавляя новые функции на карту. Карта была в финальном завершенном состоянии примерно в середине-конце 2012 года на версии gmod13, которой руководили High Voltage и различные группы создателей и помощников карты.
Это явление в игре, при котором аддон или проп вместо своих текстур обретает черно-розовые текстуры, в народе называемыми «Эмо» текстурами. Связано это с тем что игра не может найти текстуры, которые были заранее прописаны в коде аддона/пропа.
Это список игр которые добавляют свой контент в Garry’s Mod.
Вот сам список:
Age of Chivalry
Alien Swarm
Blade Symphony
Counter-Strike: Global Offensive
Counter-Strike: Source
D.I.P.R.I.P
Day of Defeat: Source
Dino D-Day
Dystopia
Fistful of Frags
G String Game
Half-Life 2
Half-Life 2: Deathmatch
Half-Life 2: Episode 1
Half-Life 2: Episode 2
Half-Life 2: Lost Coast
Half-Life Deathmatch: Source
Half-Life: Source
INFRA
Insurgency (Source Mod)
Left 4 Dead
Left 4 Dead 2
Nuclear Dawn
Pirates, Vikings, and Knights II
Portal
Portal 2
Team Fortress 2
The Stanley Parable
Zeno Clash (Model Pack)
Zombie Panic: Source
С появлением мультиплеера в Garry’s Mod’e началось создание огромного количества режимов, аддонов и серверов.
Аддоны это дополнения для игры, скачиваемые через мастерскую
STEAM. Раньше их можно было скачать через Toybox.
С появлением мультиплеера было создано множество режимов, вот некоторые из них.
И всякое множество интересных режимов, я привел только основные.
К сожалению информации я не нашел.
Гарри поместил Отца Григория в категорию Animals ради шутки.
Мистика с ней связана из-за легенды о смерти создателя и странных инцидентах на карте.
На данный момент мы не знаем как сейчас автор карты, так что вся история с суицидом и темных фигурах не более чем фейк.
Здесь говорится о том что Garry’s Mod настолько скатился, что в основном создатели серверов используют GMOD только для заработка. Автору нижеприведенного руководства не нравится что владельцы серверов берут космические деньги за пару пустяков. Ниже я приведу перевод части его руководства
«
Я просто почувствовал, что должен что-то сказать, потому что эта игра на данный момент стала совершенно ужасной со всей этой жадностью владельцев серверов, которые считают, что имеют на это право. Как, я уверен, все знают, Garry’s Mod больше не является расслабленной игрой, где все могут быть довольны друг другом, теперь это игра «заплати, чтобы выиграть» на любом сервере, на котором вы играете, независимо от того, что именно. Вы можете заплатить, чтобы стать администратором, получить предметы, запретить людей на некоторых серверах или даже получить запрет самому. Это просто стало схемой легкого получения денег, так как все дети с удовольствием пожирают владельцев серверов ♥♥♥♥♥♥♥♥ и заставляют своих родителей платить за ранги на серверах.
Это ачивка, для выполнения которой вам требуется поиграть на одном сервере с создателем Garry’s Mod’a. На данный момент ее получить невозможно (если не считать багов и эксплоитов), по причине которую я приводил в главе «Небо».
Из всех контент паков для Garry’s Mod’a, самым популярным является Counter-Strike: Source.
Toybox это самое легендарное явление во всем Garry’s Mod’e.Если говорить проще, то это та же мастерская STEAM, но для того чтобы скачать аддон, из игры не надо было выходить. Toybox был анонсирован 29 июля 2010 года (тогда называвшимся «Cloudscript») Гарри Ньюманом в его личном блоге.
Это сервера на которых играют только боты (фейковые игроки), для того чтобы был постоянный онлайн, и за счет которых происходит пиар сервера.
Речь идет о вредоносных аддонах, принцип действия которых заключается в рандомном подключении на DarkRP сервера, при том что вы запустили одиночную игру.
Ссылка на тред:
https://steamcommunity.com/app/4000/discussions/1/620712364038987005/
Дюпы это процесс сохранения построек игрока или спавна построек других игроков. Данный процесс происходит с помощью инструмента Дубликатор.
Это достижение суть которого заключается в том что вы играли в Garry’s Mod целый год, тоисть наиграть в нем 8760 часов. Данное достижение имеют 1,8% всех игроков в Garrys Mod.
Мертвые сервера, это сервера которые давно заброшены,на них нет онлайна, но они функционируют.
На удивление в Garry’s Mod’e есть фурри сервера. (Не особо люблю данное движение)
В Garry’s Mod’e есть забаненные аддоны, тоисть аддоны не особо хорошей тематики (Нацизм,Расизм,NSFW и т.д.).Чтобы их найти в мастерской нужно поставить галочку «Несовместимые Аддоны».
Не совсем понятно о чем речь, но по найденной информации это является мемом.
Для тех кто не знал, но у Facepunch помимо RUST’a и GMOD’a есть еще и другие игры. Такие как Clatter, Chippy и еще не вышедшая s&box.
У Garry’s Mod’a помимо страницы в STEAM’e есть еще и официальный сайт: https://gmod.facepunch.com/
К сожалению я информации не нашел
В мастерской STEAM есть карты с темной историей и секретами. Их можно найти по метке Conspiracy.
Если прописать act dance в консоль, то ваш персонаж начнет танцевать.
В мастерской есть карты, которые реалистично разрушаются, но единственный минус эти карты не для слабых пк. Их можно найти по метке phys.
S&box это новая игра от Facepunch. Можно считать это Garry’s Mod на SOURCE2. Дата выхода запланирована на вторую половина 2021 года.
В Garry’s Mod’e нету как такового лора. Его придумали игроки. Есть множество версий лора, но некоторые говорят что он заключается в том что комбайны окончательно захватили мир, а все происходящее вокруг это лишь симуляция.
В мастерской есть аддоны которые не требуют контента CSS или HL Ep 1,2.
Вроде как обычная карта, но она наполнена секретами. Я переведу часть треда посвященного этой карте.
«
Это руководство о том, как пройти карту sb_omen_v2, для сбитых с толку игроков.
ВНИМАНИЕ: это руководство сильно портит карту.
Изменить: 4/2/18
Меня проинформировали о правильных названиях планет, и руководство было обновлено соответствующим образом.
А теперь приступим.
Вы, вероятно, читаете это, потому что запутались и не знаете, что делать. Не бойся,ибо я здесь расскажу как пройти эту карту!
Примечание: детали слота могут быть неточными, просто переместите каждый артефакт в каждый слот, пока он не зафиксируется на месте.
ЧАСТЬ I: АРТЕФАКТЫ
На этой карте разбросано четыре артефакта, и каждый из них имеет решающее значение для финала. Этот сегмент поможет вам получить каждого из них.
1. Меркурий. В этом случае Меркурий находится над Землей и технически может быть классифицирован как самая высокая планета. Чтобы добраться до него, используйте летательный аппарат.
После того, как вы приземлились на Меркурий, найдите углубление на земле, которое кажется неуместным,и несколько раз ударьте ломом. Артефакт Меркурий должен быть раскрыт. Верните его на Землю и поместите в красный слот.
4. Марс
Марс, Красная планета и самый труднодоступный артефакт, если вы не готовы. Принесите побольше S.L.A.M.s.
Опять таки, используйте предпочитаемый вами способ передвижения, чтобы добраться до Марса. Как только вы прибудете, найдите Храм. Он должен быть на краю планеты, в пещере.
Как только вы войдете в храм, перенесите один из подвижных камней с правой стороны входа к кнопке слева через отверстие. Бросьте камень на кнопку, затем пройдите через новый-формированный центральный подъезд. Здесь все усложняется.
4.1.
Пройдите в левый проход, и как только вы найдете паркур, просто паркуйте, возьмите пирамиду и снова паркур с ней. Установите его в центральной комнате и достаньте S.L.A.M.s.
4.2.
Бросьте S.L.A.M., когда вы проходите в комнату с надгробием.Это не даст вам заблудиться на пути к поиску пирамид. Как только вы приедете, разбросайте по комнате несколько S.L.A.M.
4.3.
Пройдите назад, но не идите в центральную комнату. Сделайте объезд и вместо этого направляйтесь в другой коридор. В проходе кругового коридора сбросьте еще один S.L.A.M. Хватай пирамиду там,и найдите свой упавший S.L.A.M. Пройдите мимо, затем следуйте по своему следу к могиле, поместив пирамиду на любой пьедестал.
4.4.
Следуйте по своему следу обратно в центральную комнату, возьмите пирамиду, затем вернитесь к могиле, поместив пирамиду на другой алтарь. Подождите, пока сформируется лестница, затем спускайтесь по ней.
ЧАСТЬ II: ПОЛУЧЕНИЕ КОНЦОВКИ
После выполнения предыдущих шагов проследите за лучом света до уже пригодного для использования устройства над Землей.Войдите в портал, затем, как только вы снова сможете двигаться, сделайте шаг вперед к единственному видимому объекту. Как только вы приблизитесь, вы должны увидеть знак и логотип карты. Должен открыться белый дверной проем.
Поздравляю! Вы завершили карту! Вы можете войти в белый дверной проем, чтобы вернуться на главную карту.Надеюсь, это руководство было полезно для всех, кто запутался!
«
Это очень распространенный фейк, который заключается в том, что вам нужно спавнить кучу шариков и среди них должен был выпасть серый.
Bangclaw это вроде обычная DarkRP карта, но ходит легенда о том что в подземелье обитает непонятное существо и иногда если выключить фонарик в темноте, то можно услышать страшные звуки. Думаю этот эффект можно обьяснить как в случае с Singleplayer Effect.
Почему люди верят в теории заговора
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Теории заговора в СМИ
В начале мая 2020 года Никита Михалков, как обычно, появился в эфире «России 24». На канале выходит его авторская программа «Бесогон ТВ». Голос режиссера звучал тревожно. Как удалось узнать Михалкову, миллиардер Билл Гейтс под видом вакцин от коронавируса намерен вживить людям некие наночипы, чтобы управлять человечеством. А технология для этого грандиозного плана патентуется под номером 666, числом Антихриста. Налицо заговор. Похожий сюжет показали и на Первом канале, в эфире «Человек и Закон». Тоже Билл Гейтс, который стоит за эпидемией коронавируса и готовит мир к массовой чипизации.
Параллельно нашелся еще один «источник» коронавируса — вышки 5G, которые загадочным образом облучают людей. Эта теория — уже детище интернета, а не телевидения. Ее, например, транслировала у себя в инстаграме с 7 млн подписчиков ведущая и бывшая участница «Дом-2» Виктория Боня.
Темы заговоров в российских СМИ за последнее десятилетие стало в несколько раз больше.
Россиянам активно рассказывают про заговор историков против России, тайное мировое правительство и масонов, опасность ГМО и прививок, про то, что ВИЧ и СПИДа не существует, про плоскую Землю и что американцы не были на Луне. Теперь к этому добавились Билл Гейтс, вышки 5G и коронавирус.
История про Билла Гейтса и чипирование под видом вакцин от COVID-19 в США тоже неплохо разошлась — согласно последним опросам, в нее верят 44% членов Республиканской партии.
Термин «конспирология» означает то же, что и «теория заговора», только звучит более научно. Правда, конспирологами обладатели такой картины мира себя предпочитают не называть. Да и про заговоры говорят редко. Сейчас в моде слово «скептик».
Проблема в том, что у таких взглядов — порой наивных, порой странных, а порой диких — часто есть последствия. Одни люди думают, что вышки 5G реально распространяют коронавирус, и идут их сжигать. Другие отказываются прививать детей, причем настолько массово, что ВОЗ впервые включила это в список угроз здоровью человечества. С появлением вакцины от COVID-19 это может стать еще большей проблемой.
Серая зона между фактами и теорией заговора
Напрасно думать, что конспирология — это про каких-то других, не самых умных людей и точно не про вас и ваше окружение. Опрос ВЦИОМа от 2018 года показал: в тайное «мировое правительство» верит 67% россиян (в 2014 году их было 45%), из них 68% — с высшим образованием.
Теории заговора — это не одна цельная история, в которую можно либо верить, либо не верить. Скорее это множество интерпретаций отдельных фактов, каждая из которых может занимать любое место на шкале от явного абсурда до научных данных. Кто-то может считать невероятным порабощение человечества инопланетянами, но выступать против вакцинации — или наоборот.
Между научными фактами и явной теорией заговора существует большая серая зона, внутри которой для каждого из нас найдется вполне логичное объяснение мира, которое кому-то другому покажется конспирологическим.
На нашу картину мира влияют довольно древние настройки мозга и психики:
Недоверие к чужакам
Когда они начинают сбоить, например, на фоне стресса из-за внешних обстоятельств, мышление рискует стать более конспирологичным. Разберем, как это происходит.
Детектор намерений
Взгляните на видео:
Трудно не заметить здесь историю. Все потому, что мозг автоматически видит не просто геометрические фигуры, а персонажей и их намерения. Роб Бразертон, автор книги «Недоверчивые умы: чем нас привлекают теории заговора», назвал это когнитивное искажение детектором намерений.
Большинство из нас четко видит, что большой треугольник — явный абьюзер. В оригинальном исследовании, которое проводили в 1940-х годах, только один испытуемый описал увиденное в чисто геометрических терминах. Остальные говорили о людях, о персонажах.
В 2017 году с этой же анимацией провели другое исследование — люди, которые высоко оценивали способность фигурок к осознанным действиям, также были более склонны воспринимать мир как полный мотивов, намерений и верить в теории заговора.
Исследование самого Роба Бразертона двумя годами ранее было похожим. Испытуемым читали предложения, например, «Она наступила собаке на хвост», «Он спалил дом», «Она лопнула шарик». Предложения можно было понять двояко, в зависимости от намерения — наступила собаке на хвост специально или случайно, не заметив. И снова чем больше люди видели в этих действиях намерения, тем больше они верили в теории заговора.
Страх неопределенности
Колин Эллард, когнитивный нейробиолог и автор книги «Среда обитания» объясняет это эволюционным отбором. Информации вокруг слишком много, чтобы детально анализировать все элементы среднестатистической сцены. Мозг же, по сравнению с компьютером, обрабатывает данные очень медленно. За миллионы лет пришлось научиться предугадывать, что означает та или иная сцена, исходя из предыдущего опыта. Незнание вело к гибели.
Неопределенность вызывает у нас чувство дискомфорта.
Генератор историй
Нарратив — это набор историй, который помогает справиться с неизвестностью и сложностью мира. Из таких нарративов складывается наша картина мира. Долгое время источником нарративов были мифы и религиозные тексты. Позже к ним присоединилась светская культура: литература, искусство, кино. Одни и те же нарративы можно найти в библейских историях и в фильмах про супергероев. Эволюционно задача нарративов — не описать мир с научной точностью, а объяснить, что делать, чтобы избежать угроз и выжить.
Если факты противоречат нашей картине мира, то тем хуже для фактов.
Такие особенности мышления как распознавание закономерностей и поиск историй и делают нас восприимчивыми к теориям заговора. Рэйчел Рунелс, исследовательница теорий заговора, сформулировала это так: «Паттерны вместо шума. Нарративы вместо фактов».
Другая важная функция нарративов — они объединяют. Людей притягивают истории. Мы любим их слушать, мы любим их рассказывать. Более того, когда люди слушают или смотрят одну и ту же историю, их мозговая активность синхронизируется. На историях построена культура, вокруг них возникают ценности. Истории помогают нам учиться и определяют наши решения.
У людей есть потребности в осмыслении происходящего и в других людях. По словам Рунелс, людей объединяют значимые вопросы, такие как: «Почему я страдаю?». На этот вопрос можно ответить так: «Я страдаю, потому что мы все страдаем». Или так: «Причина моих страданий — я сам». Теории заговора предлагают другой нарратив: «Причина моих страданий — Они».
Недоверие к чужакам
«Они» означает «чужие». Этот нарратив хорошо резонирует с еще одним нашим древним страхом — вторжения, угрозы со стороны других. В социальной психологии есть гипотеза, что у нас сформировался специальный адаптивный механизм — «детектор опасных коалиций».
Во времена охотников-собирателей враждебные коалиции были частым явлением и представляли вполне реальную угрозу для выживания. Поэтому относиться с подозрением к чужакам или более сильным группам — вполне понятная стратегия. Наши предки научились улавливать социальные сигналы о потенциально опасных коалициях. Эту особенность человеческой психики и активируют теории заговора.
Одни боятся вторжения иммигрантов, другие — вторжения рептилоидов, третьи — вторжения наночипов Microsoft под видом вакцин. Этот же страх перед другими лежит в основе вечной темы еврейского заговора: «Сионистское оккупационное правительство», «Протоколы Сионских мудрецов» и средневековые байки о евреях, которые едят христианских младенцев.
Конспирологическое мышление в нестабильном мире
Теории заговора много говорят нам о тех, кто их транслирует. Не меньше они говорят и о нас самих — во что мы верим, в чем сомневаемся и чего боимся. Та же конспирология вокруг коронавируса не исключение. Здесь и слишком сложный глобальный мир, который трудно понять, и новые технологии, вызывающие тревогу, и, пожалуй, наш самый древний страх — болезни и смерти.
Как показало недавнее исследование, уровень тревоги и стресса у конкретного человека хорошо предсказывает его веру в теории заговора. Антипрививочники, согласно другому исследованию, больше беспокоятся о последствиях катастроф и болезней и склонны преувеличивать их масштаб.Люди в целом склонны думать, что у масштабного и громкого события должна быть масштабная причина. Роб Бразертон назвал это когнитивное искажение пропорциональностью.
Пандемия изменила привычный уклад жизни огромного числа людей: от бытовых привычек до финансовой стабильности, не говоря уже о рисках заразиться и умереть. И не каждый готов смириться с тем, что причина — это летучая мышь с китайского рынка и цепочка случайных событий. Ведь это значит, что мир слишком непредсказуем.
Теории заговора предлагают альтернативное объяснение. Например, такое, как у Никиты Михалкова: пандемия как спецоперация Билла Гейтса по чипированию населения планеты. По словам Ильи Яблокова, автора книги «Русская культура заговора», конспирологические теории «одновременно достаточно невероятны, чтобы объяснить всю нетипичность происходящего, и соответствуют картине мира людей, которые в них верят».
Конспирологические теории не просто соответствуют картине мира человека. Они органичны тому, как устроено человеческое мышление.
Субъект с конкретными намерениями и планами — организатор эпидемии — нам понятнее, чем череда не связанных друг с другом событий. Желательно, чтобы намерения были недобрыми — угрозу мы эволюционно распознаем гораздо лучше. Сам субъект должен быть «чужим», из другого лагеря. Классический кандидат — элита. Сильные «Они» — власть, корпорации — против слабых «нас». Лучше даже мировая, заокеанская элита. Наконец, «врага» надо знать в лицо, поэтому нужна персона. Билл Гейтс — как раз такой кандидат.
Конспирологический нарратив приводит в движение древние механизмы человеческой психики — распознавать намерения, избегать неопределенности, мыслить историями и с подозрением относиться к чужакам.
Чем люди более уязвимы психологически, социально и финансово, тем более привлекательной им покажется теория заговора.
Конспирологическое мышление связывают также с ощущением беспомощности. Команда ученых изучала, как люди воспринимают оптические иллюзии, суеверия, работу финансовых рынков и теории заговора. Чем меньше контроля над обстоятельствами ощущал человек, тем более вероятно он видел закономерности там, где их нет.
Политолог и автор книги «Теории заговора и люди, которые в них верят» Джозеф Усински сформулировал тезис так: «Теории заговора — удел проигравших».
Проигравшими Усински называет людей, которые:
не в силах влиять на обстоятельства своей жизни;
принадлежат к маргинализованной социальной группе;
не имеют полномочий и исключены из институтов власти.
Теории заговора дают ощущение безопасности и контроля над нестабильным и сложным миром.
Можно ли переубедить адепта теории заговора?
Человек, ставший адептом теории заговора, будет отстаивать ее до последнего. Тем сильнее, чем больше она затрагивает вопросы политики и устройства общества (большинство теорий заговора как раз такие). Дело в том, что включается еще один психологический механизм — смену политических убеждений мозг воспринимает как угрозу.
Самое интересное, что политические темы активировали совсем другие зоны мозга. У наиболее упрямых испытуемых были активны более древние подкорковые структуры: миндалевидное тело, отвечающее за реакции страха, и островковая доля, отвечающая за процессинг эмоций. Активна была и дефолт-система мозга — нейронная сеть, которая создает нарративы о мире, об отношениях с другими людьми и о самих себе.
Когда вы затрагиваете политические убеждения человека, вы провоцируете буквально физический страх — остаться наедине с непредсказуемым миром. Через свои убеждения человек чувствует принадлежность к какой-то, пусть и воображаемой, группе и не хочет быть из нее изгнанным.
Все это актуально и для конспирологического мышления, вся суть которого — помочь справиться со страхом неопределенности и сложности мира. Поэтому наивно думать, что сторонника теории заговора можно переубедить, просто логично изложив аргументы.
Рэйчел Рунелс справедливо отмечает, что разубеждение сторонников теорий заговора больше похоже на процесс обращения в другую веру. Здесь важны не столько факты и объяснения, сколько внутреннее, практически религиозное желание самого человека принять другую картину мира.
Реальные заговоры рано или поздно разоблачают. Теорию заговора доказать или опровергнуть невозможно, в нее можно только верить. Любые доказательства можно либо обернуть в свою пользу, либо просто проигнорировать.
Конспирологическое мышление устроено так: «Не дай фактам испортить хорошую историю».