контемпорари арт что это такое

Современное искусство

Современным искусством, или актуальным искусством (англ. contemporary art ) принято называть новейшие течения и направления в искусстве, которые образовались и стали развиваться со второй половины XX века вплоть до наших дней. Наряду с художественными практиками этот термин описывает критику, философию, теорию и образование, кураторскую и галерейную деятельность, тематические публикации. Современное искусство выросло из постмодернистских традиций, поднимающих вопросы авторства произведения, оригинальности картины или объекта, а также субъективности художника. В контексте терминологии современного искусства стоит различать modern art – стиль модерн, который развивался на протяжении 1850-1950 гг, и последующий за ним период contemporary art, который также переводится с английского как « современное искусство », однако некоторые искусствоведы более четким определением считают словосочетание «актуальное искусство».

Современное искусство, искусство наших дней подразумевает не только широкий культурный диалог, но и расширенные контекстные рамки, в которых работают художники. Они затрагивают такие темы, как культурная и личная идентичность, национальная принадлежность, ценности определенных сообществ. Для современного искусства характерны глобальность, эклектичность, разнообразие, нетривиальные материалы картин и объектов и отсутствие единой идеологии. Ниже мы представляем списки самых ярких направлений и художественных стилей актуального искусства по десятилетиям:

1950-е годы : абстрактный экспрессионизм, теория цветового поля, авангардное движение КОБРА, группа Гутай, лирический абстракционизм, нонконформизм, ташизм, ситуационизм, венская школа фантастического реализма.

1960-е годы : фигуративный экспрессионизм, группа Art&Language, фигуративисты Bay Area, концептуализм, общество Fluxus, хэпеннинг, кинетическое искусство, минимализм, нео-дадаизм, американский лирический абстракционизм, новый реализм, оп-арт, поп-арт, психоделическое искусство.

1970-е годы : Arte Povera, боди арт, голографическое искусство, инсталляция, ленд-арт, движение Lowbrow, фотореализм, постминимализм, «дикий» стиль, видео арт.

1980-е годы : граффити, фрактальное искусство, постмодернизм, неоконцептуализм, неоэкспрессионизм, трансавангард, искусство видеоинсталляции, нео-поп-арт.

1990-е годы : максимализм, арт-интервенция, био-арт, интернет-арт, группы «Молодцые немецкие художники» и «Молодые британские художники», «Новая европейская живопись».

2000-е годы : китч, метамодернизм, стрит-арт, стакизм, движение Такаси Мураками Superflat, движение «Новая эстетика», пассионизм, неоготика, гибридное искусство.

Разнообразие современных течений в искусстве свидетельствует о том, что новейшие художественные направления и движения во многом следуют за техническим прогрессом. Еще одна яркая черта современного искусства – его непосредственная и тесная связь со структурами и институциями культурной оценки такими, как галереи, музеи, биеннале, художественные ярмарки.

Известные работы современного искусства :
«Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (обложка альбома группы Битлз), Питер Блейк, 1967
«Хлебников», Ансельм Кифер, 1990
«Щенок», Джефф Кунс, 1992
«Вот», Эрик Булатов, 2001
«Овальный Будда», Такаси Мураками, 2008

Знаменитые художники 21 века, работающие в различных направлениях современного искусства : Джефф Кунс, Такаси Мураками, Ансельм Кифер, Бэнкси, Герхард Рихтер, Яёи Кусама, Питер Блейк, Люсьен Фрейд, Эрик Булатов, Марина Абрамович.

Источник

Современное искусство: что это такое и как разобраться в нем

Современное искусство завораживает, притягивает и отталкивает: все сразу. Чтобы разобраться в нем, для начала надо понять, а что же такое «современное искусство»? Что скрывается под таким уже привычным термином?

Казалось бы, нет ничего проще – все то искусство, которое происходит вокруг нас сейчас, и есть современное. И да, и нет одновременно.

Что называют современным искусством в России и на Западе

В России современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.

Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.

У нас в стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать, что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.

Но, в любом случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому стоит немного поговорить о нем.

Во всем виноваты импрессионисты

Из самого названия «современное искусство» понятно, что это искусство, идущее в ногу со временем, отражающее действительность. Но у каждой эпохи свое настоящее. С 60-х годов XIX века, когда начал развиваться технический прогресс, художникам стало тесно в рамках классических традиций и эталонов. Тогда и произошло зарождение современного искусства.

Все началось с Эдуарда Мане и его картины «Завтрак на траве», которая в 1863 году просто шокировала публику и стала предтечей многих новых направлений в искусстве, объединившихся в дальнейшем в одно название – модернизм. Художники активно искали новые способы реализаций своих замыслов.

Модернизм

Первым направлением модернизма оказался импрессионизм – воплощение мимолетных впечатлений, переход от изображения реальных объектов к чувствам и, затем, идеям. К импрессионистам относятся Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега и другие.

Далее появляются футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, абстракционизм. Все направления можно сравнить с одной большой необычной семьей – каждое имеет свой индивидуальный характер, но при этом объединены одним общим глубинным фундаментом.

В целом, эпоха модернизма, продолжающаяся вплоть до 1960-х годов, – это новый взгляд на общество и на роль творческой личности в нем. Художникам хотелось отразить свое отношение к современному миру, преобразить его и даже выдумать новый.

Сотворить заново!

Ребята-модернисты всегда были рисковыми людьми и ходили на грани эстетически приемлемого. В своем творчестве они использовали разные методы, которые мы наблюдаем и по сей день в современном искусстве:

Постмодернизм и contemporary art

В конце 60-х годов XX века в России современное искусство продолжилось с привкусом постмодерна, а на Западе пришло contemporary art.

В этот период появляются аудио и видео технологии, потом компьютеры, а в 90-х годах начал захватывать власть интернет. Вместе с новыми технологиями появляются и новые направления, соответствующие эпохе – концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, хеппенинг, перфоманс.

Сегодня современное искусство поражает многообразием видов, порой даже шокирующих, о которых будет сказано далее. А пока разберемся в другом.

Как понять современное искусство простому человеку?

Художники – это совесть общества. Они привлекают внимание на разные проблемы: социальные, политические, экологические, психологические, бытовые и показывают мир таким, каким его мыслят.

Если исходить из того, что современное искусство – это самовыражение автора и его ощущение настоящего мира, то понять его несложно. Нет правильного и неправильного понимания. Любой зритель – соавтор и может дополнить произведение своим толкованием, принять его или нет.

Есть авторы-исследователи, которые выражают в работах результаты своих исследований социальных процессов. Для понимания их работ лучше, конечно, знать мысль и суть (можно почитать табличку с объяснением), и хоть немного знать теорию.

Есть авторы, которые выражают самого себя, свои эмоции, чувства и переживания. Здесь полный расчет не на ум, а на чувства и ощущения зрителя. И таких художников большинство.

Нет прямого ответа на вопрос: как понять современное искусство. Стойте, всматривайтесь, вглядывайтесь, вдумывайтесь. Чем сложнее сегодня, тем проще завтра.

Как разобраться в современном искусстве?

Очень просто – надо всего лишь начать изучать историю искусств, ходить на лекции, коих сейчас великое множество, и тогда современное искусство не будет казаться пугающим и непонятным. Не ленитесь быть любознательным, ведь современное искусство уже никуда не денется. Нам с ним жить.

Зачем нам эти знания?

Можно спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.

Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.

Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

А осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и социальными экспериментами.

Он легко отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.

Виды современного искусства

А теперь, как и было обещано, многообразие видов современного искусства (contemporary art) во всей красе.

Граффити и обратное граффити

Если для простого граффити нужны чистые стены, чтобы рисовать баллончиками с красками, то для обратного граффити (Reverse Graffiti) наоборот – чем грязнее, тем лучше. Авторы используют моющие средства, а иногда и моющие машины для удаления грязи, рисуя шедевры.

Рисование на грязных машинах

То же, что и обратное граффити на грязных стенах, только на машинах. После такого и машину мыть уже не хочется.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Картины, написанные собственным телом

Вместо кисти может пригодиться любая часть тела.

Жидкости тела (органические)

Некоторые экстравагантные авторы не чураются использовать кровь и мочу для создания своих отвратительных мрачных шедевров.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Мани-арт

Для аппликаций и поделок в ход идут любые купюры, которые не жалко.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Резьба по книгам

Из старых книг с помощью пинцетов, щипчиков, скальпелей, клея и других приспособлений, художники создают потрясающие пейзажи.

Боди-арт иллюзии

Тело человека используется в качестве объекта творчества. Но теперь это не просто картинки, а настоящие раны и реальные хищники.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Тени в искусстве

Свет падает на сооружение из всевозможных предметов, а отбрасываемая тень, например женской фигуры, это и есть произведение искусства. Бывают даже цветные тени из-за цветного стекла.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Анаморфоз

Из специально искаженного изображения появляется правильное при взгляде под определенным углом. Многие уличные художники так имитируют ямы, трещины на земле и стенах.

Акционизм

Вовлечение произведения в действие, т. е. в акцию. Часто художник сам становится участником действия.

Хеппенинг

Акционизм с участием зрителей без всякого сценария. И куда все это заведет не понятно.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Перфоманс

Акционизм с участием зрителей по прописанному сценарию.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Фотореализм

Слайд фотопленки проецируется на холст, и получается произведение большого размера с фотографической точностью.

Реди-мейд

Это когда обычный готовый объект, например унитаз, помещают на пьедестал и под стекло.

Инсталляция

Композиции из различных материалов разных размеров: от миниатюрных до занимающих огромные залы.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Статья о современном искусстве на Википедии.

Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни. В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.

Спасибо, Дмитрий, за уточнение. Действительно так и есть.

Ваш комментарий Отменить ответ

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Мистический Сергиев Посад. Паломничество в Лавру

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Мятущийся гений Фёдор Гладков

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Всеволод Гаршин. Грустный гений

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Мистический Петербург. Взгляд на город через призму Вечности

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Чюрлёнис. Симфония жизни и смерти

Чюрлёнис прожил всего тридцать пять лет, но интенсивность его жизни была.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Художник Анатолий Константинов. Думать о вечном и творить вечное

Старорусский художник Анатолий Константинов искренне любит свою малую Родину.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Елена Гуро. Вглядываясь в жизнь

Художница и поэтесса Елена Гуро была существом нежным и возвышенным. Ее взор.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы

Мало кто сегодня знает роман Федора Гладкова «Цемент». А ведь это книга.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Мятущийся гений Фёдор Гладков

В наши дни популярный в Советском Союзе писатель Фёдор Гладков стал жертвой.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Всеволод Гаршин. Грустный гений

Это был честный, скромный и хрустально чистый человек. Нечто солнечное и тёплое.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Ладислав Клима. В бездне свободы

Ладислав Клима – выдающийся чешский писатель, поэт и философ. Первый.

Источник

Научитесь видеть прекрасное в двух мазках, или зачем нам современное искусство

Что такое современное искусство, как научиться его понимать, и почему не каждая «странная» картина — это contemporary art: беседуем с молодым искусствоведом.

Открываете очередной номер случайного журнала, сидя где-нибудь в салоне самолета или в кафе, натыкаетесь на новости об очередной сделке на аукционе, где картина «известного современного художника» сошла с лота за несколько миллионов долларов, и впадаете в ступор? Недоумению вашему нет предела, ведь картину привычной картиной и не назовешь: пара мазков, четыре точки, а то и вообще изрезанное полотно. Как это можно объяснить? Помочь разобраться в этой непростой ситуации с радостью вызвался молодой специалист, искусствовед, научный сотрудник Музея Модерна в Самаре, Ирина Свиридова.

контемпорари арт что это такое. Смотреть фото контемпорари арт что это такое. Смотреть картинку контемпорари арт что это такое. Картинка про контемпорари арт что это такое. Фото контемпорари арт что это такое

Чтобы понять предмет, нужно определиться терминологически. И в связи с этим возникает вопрос: что, по-твоему, есть современное искусство?

Те, кто начинают заниматься искусством, рано или поздно в результате приходят к современности. Я сейчас буду немного занудной, и скажу, что мы будем говорить не о современном искусстве, а о contemporary art, потому что современное искусство – это то, что начинается с 60-х годов 19 века, с импрессионизма. Это уход от классической традиции, классических эталонов. А вот то, что сейчас происходит, — это contemporary art.

Мы живем в определенное время, и следовало бы жить в своем времени. Нам постоянно в университете твердили о том, что нужно слушать свою музыку, т.е музыку нашего времени, нужно читать свою литературу, чтобы не жить в прошлом, а знать, что происходит здесь и сейчас. Так же и с визуальным искусством.

И все же, что такое современное искусство?

Если говорить конкретно об определении, то это очень сложный вопрос. И я над этим думаю уже достаточно долго. Я бы сказала, что не только современное искусство, а в принципе искусство по стандартной формулировке – это отражение действительности в художественных образах. Т.е. это действительность, которую мы переживаем, но поданная через интерпретацию художника.

А как понять современное искусство обычному человеку? Зачастую такой человек приходит на выставку и видит, например, мусор. И не понимает, что это и как воспринимать? Приходит ли это с опытом или этому нужно учиться?

На самом деле, касаясь современного искусства, мы вступаем на достаточно скользкую дорожку, потому что сейчас искусства очень много. Если раньше всегда было одно какое-то направление, например, барокко, и ведущие художники писали именно в этом стиле, то сейчас такого потокового направления нет. И каждый человек, художник, пытается выразить себя по-особенному. Он пытается сделать то, чего до него не делали.

Я думаю, сейчас можно выделить два направления: это художники-исследователи (как раз именно такое после 70-х годов 20-го века и появилось), которые изучают социальные процессы, и результаты своих исследований они показывают в своем творчестве. И чтобы понять это направление искусства, нужно знать теоретическую базу. Автор выражает какую-то мысль, обычно она каким-то образом обоснована, и эту мысль нужно знать, чтобы понять суть происходящего.

И второе направление – это те художники, которые выражают свои эмоции, себя самого, свои чувства, переживания. И здесь уже нет никакой теоретической базы. Здесь все рассчитано на эмоции, т.е. то, как человек не мозгом, а чувствами это воспримет. Искусство ради искусства.

Что заставляет людей замирать перед произведением искусства?

В музее, где я работаю (Музей Модерна, Самара) несколько лет назад была выставка «Мир искусства» (это такая большая группа русских художников начала 20-го века). На эту выставку привезли большую скульптуру Врубеля, и есть даже видео, где показано, как одна пожилая дама минут десять стоит перед этой скульптурой. Она ее обходила, смотрела, как будто находилась в активном диалоге со скульптурой, и это вошло в архив нашего музея. Я считаю, что человек – это такой сгусток из воспоминаний, эмоций, знаний, из всего, что происходит вокруг него. Если человек замирает перед каким-то произведением, то он резонирует вместе с ним. Он находит в этом что-то созвучное его состоянию в данный момент. Если это касается современного искусства, то обычно это нечто невыразимое. Почему-то…почему-то хочется стоять и чувствовать, что это твое. Но есть еще один вариант: у каждого человека есть чувство внутренней гармонии, причем гармонии и формы, и цвета. Поэтому, скорее всего, человеку что-то кажется гармоничным в произведении, и это влияет на него.

Существует категория людей, утверждающих, что ходить на выставки современного искусства – это пустая трата времени и денег. Что специалист может ответить на эти реплики?

Я отвечу просто: изучайте историю искусства! Для обычных людей, которые так говорят, искусство заканчивается на Шишкине и Айвазовском. Того же Малевича они знают, но совершенно не понимают. Им необходимо, во-первых, понять то, что сейчас искусство отличается от творчества художников-реалистов 19-го века. Нужно принять для себя тот факт, что актуальное искусство — странное, пугающее, непонятное, есть и будет, и потом начать его изучать. В любом случае, все заключается в знании, и если у человека есть представления об истории искусства, то он более спокойно будет относиться к современным художественным процессам и будет хотя бы пытаться их понять. И это единственный совет, который я вообще могу дать таким людям.

Чем руководствуются художники, когда называют свои картины?

Я думаю, опять же, представлением, — что он хотел сказать в этом произведении. Вот есть какая-то мысль, и он выражает ее в художественном образе. Иногда мысль не умещается в этом образе, и тогда она распространяется и на название тоже. Реальность достаточно проста и более тривиальна. Иногда название придумывается где-то за несколько часов до открытия выставки.

Почему чьи-то картины, на которых изображена пара пятен или мазков, могут стоить миллионы, а чьи-то нет?

Да, это вопрос, который волнует многих. Обычно говорят — да мой пятилетний сын так же нарисует! Как раз в середине 20-го века встает проблема взаимоотношения творения и творца: это произведение — искусство, поэтому я художник. Или вот я назвал себя художником, и поэтому все, что я делаю – это искусство? И сейчас очень много зависит от личности художника. Это человек, которого критик, по сути, назвал художником, значит все, что он делает, является искусством. Любой человек может намалевать картину, но это не продастся, потому что сам человек не известен в арт-обществе.

Важным является творческий метод художника и то, насколько новаторским он оказывается. Допустим, Джексон Поллок с его абстрактным экспрессионизмом и техникой разбрызгивания краски. Он стал первым, вошел в историю, стал одним из самых знаменитых художников XX века, и как раз его работы продаются за баснословные деньги. Как, впрочем, и творчество Марка Ротко, которого обычно любят вспоминать «жители» социальных сетей. Все эти авангардные художники имели классическое образование, но они на этом не остановились, а пошли дальше, разрабатывали свое видение искусства. Если кто-то захочет повторить творческий метод Ротко или Малевича, то это уже, конечно, котироваться на арт-рынке не будет, потому что «такое уже видели».

Но ведь кто-то в арт-общество попадет, начиная с таких картин? Это что, везение?

Сейчас многое зависит от интерпретаторов и трансляторов, ими обычно становятся частные галереи, которые собирают вокруг себя художников. Они их часто выставляют, и обществу преподносят как настоящих мастеров. Так как галерист — профессионал в своем деле, то у обычных людей не должно возникнуть сомнения в таланте выбранного художника. Для такого искусства — лаконичного, непонятного, с виду простого — необходимо попасть в тренд. Искусство живет и развивается вместе с обществом, оно отвечает на запросы сегодняшнего дня. Если мы видим на картине круг и прямоугольник, то, скорее всего, только так возможно выразить все то, что происходит в современном художнику мире.

Как наткнуться на такого критика, который скажет, что это искусство?

Есть критики, которые сделали себе имя в арт-сообществе. Они уважаемы, к их мнению прислушиваются. Обычно достаточно много говорят и пишут, поэтому главное услышать. И его мнение многое решает. Но достаточно сложный процесс – сделать из человека художника. Например, Ротко все равно связан с абстракционизмом, и он стал одним из таких главных людей своего направления. Его заметил какой-то галерист, который начал выставлять, продвигать и продавать. Я думаю, что по большой части решает человек, который дает теоретическое обоснование. Талант тоже решает многое в современном искусстве. Это должно быть новаторским, новым словом в искусстве, еще одним шажком.

Как сегодня доносить сложный язык искусства до ленивого зрителя? И какие способы существуют?

А зачем? Я не понимаю, зачем всем людям любить искусство? Все знают, что есть литература, но не все любят читать или не любят определенный жанр. Самое важное, как мне кажется, это сделать так, чтобы человек именно принял искусство. Сейчас очень много холивара: зачем все это, это не нужно! Это нужно, потому что является отражением нашей современной жизни. Человек может не любить, и ничего страшного в этом не будет. На самом деле, мой не очень большой опыт показал, что доносить информацию можно лекциями. Читать информацию можно спокойно и в Интернете, но людям интересно послушать такого человека, который будет говорить простым языком, легко. Я постоянно шучу и обычно не говорю то, что мне неинтересно. Современное искусство требует знаний. Оно закодировано, и чтобы понять, нужно знать язык, код. И без этого никуда. Ленивым — только ходить на лекции, вот все, что могу посоветовать.

Любая система со временем претерпевает какие-либо изменения. Какой скачок ждет современное искусство, и как ты представляешь его в будущем?

Занимается ли сам искусствовед творчеством?

Обычно да. У меня подруга, с которой мы все 6 лет обучения прошли вместе, — художник. Ей это интересно и так она выражает свое отношение к миру. Лично мне это не то чтобы неинтересно, я просто не хочу идти в творчество. Я хочу заниматься теорией и критикой!

Будни российского искусствоведа. Какие они?

Искусствоведов сейчас много и они везде. Занимаются самой разной деятельностью. Я — научный сотрудник музея, поэтому в мои обязанности входит организация выставок. Я такой некий культурный менеджер. Пишу тексты, лекции. И лекции — это достаточно удачный проект, который город действительно поддержал. На каждую лекцию приходит около 20 человек и больше, чтобы просто послушать про искусство. Готовлюсь к этим лекциям, нахожу интересную информацию, чтобы простым языком донести до посетителей. Но в голове сейчас бюрократические штуки, потому что вся документация музея — одна сплошная бешеная отчетность. Это то, что сильнее всего мешает работе.

Ты, как молодой специалист, уже столкнулась с какими-либо проблемами. Что ты можешь выделить в категорию проблем на твоем месте работы?

Первое, что мне хотелось бы выделить, — это бюрократический аппарат. Если делать какое-то мероприятие, то обычно, когда ты доходишь до него сквозь экономистов, юристов и так далее, то от этого художественного проекта ничего не остается. Но сможем ли мы победить сейчас эту бюрократию? — вряд ли. Нужно пытаться абстрагироваться от этого. Второе — сейчас музеи, как и кинотеатры, должны зарабатывать. Очень плохая тенденция. Здесь музей направлен не на просвещение, а на рейтинги. И есть не явная, но достаточно сильная конкуренция между музеями. Это я считаю очень неправильным. Нужно создавать в городе такую культурную среду, чтобы человек выбирал не между музеями, а между, допустим, музеем и торговым центром. Очень хочется, чтобы люди больше проводили время, познавая что-то. Я нахожусь в этой среде, и знаю, что и где происходит, но до большинства людей не доходит эта информация. Мне кажется необходимым создание единой платформы, сайта, где будут сконцентрирована вся информация обо всех музеях города.

И, в-третьих, устойчивый стереотип, что музей — мертвое скучное место. Современный музей – это пространство, в котором можно интересно проводить время. Например, у нас большинство проектов направлено на молодую публику. Нужно доносить, что музеи — это нескучно, интересно, и даже «развлекательнее», чем кинотеатры. Наверно, это три главные проблемы.

Обложка: Смитсоновский музей американского искусства/©Wikimedia Commons.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *