контейнирование в психологии что это

Контейнирование эмоций

Что такое контейнирование в психотерапии?

Контейнирование — это способность выдерживать сильные эмоции и чувства.

В психотерапии контейнирование работает таким образом:

Клиента переполняют различные эмоции и чувства, такие как злость, страх, паника, чувство вины. Психотерапевт принимает все эти эмоции, трансформирует их более понятные и возвращает их клиенту.

При этом сам психотерапевт не разрушается под натиском этих эмоций, он транслирует клиенту уверенность в том, что все его чувства естественны и нормальны.

Психотерапевт выступает в роли контейнера.

Процесс контейнирования эмоций в психотерапии наглядно показан на данной картинке:

Прекрасно показан процесс, как психолог помогает клиенту подпитываться своими же собственными бурными чувствами. Психолог сконтейнировал чувства клиента и отдал их в трансформированном виде. И теперь в этом виде эти чувства являются «лечебными», ресурсными, наполняющими.

Контейнирование — навык из детства

Способность не разрушаться от собственных эмоций тренируется у малыша с помощью родителей.

Если ребенок пришел в эмоциональное возбуждение, то значимый взрослый объясняет ему, что происходит с ним, успокаивая малыша.

контейнирование в психологии что это. Смотреть фото контейнирование в психологии что это. Смотреть картинку контейнирование в психологии что это. Картинка про контейнирование в психологии что это. Фото контейнирование в психологии что это

Главная задача мамы: показать ребенку те чувства, которые он переживает. Показать в объективной и безопасной форме. Быть контейнером для малыша.

Представим ситуацию, когда малыш упал и разбил коленку. В идеальном варианте мама скажет: «Тебе больно. Ты расстроился, что так быстро бежал и упал. Скоро пройдет, давай подуем на коленку».

В не идеальном варианте мама скажет: «Я же тебе говорила, что не стоит бегать! Это потому что ты меня не слушаешься!». В этом случае мама неосознанно транслирует своему ребенку, что выражать свои чувства опасно! Мама их не принимает, а заставляет чувствовать вину за их выражение.

Или: «Вот какая дорога не хорошая! Неровная и с ямами. Заставила нашего малыша плакать, давай ее ударим, вот она какая плохая!». Тут мама неосознанно показывает ребенку способ, чтобы успокоиться, надо сразу найти виноватого. Если у тебя сложно переносимые чувства, то, значит, кто-то виноват.

Или: «Ты чего плачешь? Мальчики не плачут! Ерунда какая, просто царапина, а ты ревешь!»

Последние 3 высказывания мамы не учат ребенка разобраться со своими чувствами. Они, скорее всего, подавляются, остаются не замеченными. Здесь мама не являлась тем спасительным контейнером, который нужен малышу.

Когда такой ребенок вырастет, у него могут быть проблемы с самоконтейнированием, т.е. самостоятельным контейнированием своих чувств.

Ему будет сложно выдерживать бурные, сложные, болезненные чувства. Он по привычке будет их подавлять, пугаться их, испытывать вину.

Также, задача мамы быть «устойчивым» контейнером:

контейнирование в психологии что это. Смотреть фото контейнирование в психологии что это. Смотреть картинку контейнирование в психологии что это. Картинка про контейнирование в психологии что это. Фото контейнирование в психологии что это

Случай, когда дочка рассказывает маме о потерянных ключах, а мама впадает в ужас, представляя, как грабители попадают в дом. И мама сама рассыпалась в своих страхах, не говоря уже о том, что должна была сама выступить в роли контейнера для дочки.

Научиться самоконтейнированию

Хорошая новость: можно научиться самому создавать для себя контейнер!

Для этого можно попробовать использовать родителей, друзей, если уверены, что они смогут выдержать ваши чувства.

Но самый надежный способ — пойти в психотерапию.

Через отношения с психотерапевтом клиент учится контейнировать собственные переживания.

В будущем он приобретет способность выполнять функцию контейнирования самостоятельно.

В начале терапии клиент приходит совершенно дезориентированным в своих чувствах и эмоциях. Он считает их разрушающими, сложно переживаемыми, нередко испытывает чувство вины за данные эмоции.

В процессе терапии клиент учится самостоятельно распознавать свои чувства, принимать их и, самое главное — выдерживать их.

Источник

Контейнирование эмоций у детей и взрослых с точки зрения психоаналитиков

контейнирование в психологии что это. Смотреть фото контейнирование в психологии что это. Смотреть картинку контейнирование в психологии что это. Картинка про контейнирование в психологии что это. Фото контейнирование в психологии что это

Каждый день и взрослые люди, и маленькие дети испытывают массу самых разных положительных и отрицательных эмоций. Такое положение вещей является абсолютной нормой, ведь без чувств наша жизнь была бы пресной, серой и совершенно неинтересной. Вот только далеко не всегда человек, особенно тот, который только начинает свой жизненный путь, может с этими эмоциями справиться. Если же вовремя не взять под контроль собственные эмоции, то они, как говорил один восточный мудрец, становятся необузданными лошадями, которые несут своего хозяина галопом.

Одним из самых распространенных, эффективных и популярных способов научиться управлять своими чувствами является контейнирование эмоций. Данная методика подходит не только детям, но и взрослым. Благодаря контейнированию чувств можно в любом возрасте обрести способность не разрушать самого себя из-за тех или иных переживаний и негативных эмоций.

Что такое контейнирование эмоций? В чем заключается суть этой методики? Какие способы контейнирования эмоций существуют? В сегодняшней статье обсудим эти вопросы и поговорим об контейнировании эмоций у взрослых и детей!

Контейнирование эмоций: что это такое?

Термин «контейнирование эмоций» впервые был использован Бионом Уилфредом, английским психоаналитиком и последователем известного психолога Карла Густава Юнга. Британец, взяв за основу предложенную Юнгом модель отношений между родителями и ребенком, доказал, что ребенок не может самостоятельно справиться со своими эмоциями, поэтому нуждается в помощи того человека, который поможет ему справиться с эмоциональными всплесками. На бессознательном уровне малыш «отдает» своим родителям все тревожащие и беспокоящие его переживания. Мама и/или папа становятся тем самым «контейнером» для эмоций своего ребенка.

Контейнирование является одной из базовых психологических концепций. Существует несколько точек зрения, благодаря которым можно изучить эту методику с самых разных сторон. Рассмотрим мнения таких известных специалистов, как Патрик Кейсмент и Дональд Винникотт.

Контейнирование эмоций с точки зрения психоаналитика Патрика Кейсмента

Патрик Кейсмент утверждает, что контейнирование эмоций – это психологическая концепция, суть которой заключается в том, что один человек, умеющий управлять своими эмоциями, принимать эмоций другого человека и не отвечать на них напрямую, исходя из своих собственных чувств, становится «контейнером» для этого другого человека и помогает ему разобраться с переполняющими его чувствами без каких-либо негативных последствий эмоционального характера.

Любому ребенку, по словам мистера Кейсмента, нужны значимые для него взрослые люди (родители, тетя, дядя, бабушка, дедушка, старший брат, старшая сестра и т.д.), которые способны справиться со всеми теми эмоциональными проблемами, с которыми малыш пока справиться не может, так как его психика еще не способна решать подобные вопросы. Чаще всего ребенку необходима помощь понимающего его взрослого тогда, когда он испытывает злость, раздражение, гнев, зависть или ненависть.

Контейнирование эмоций с точки зрения детского психоаналитика Дональда Винникотта

Контейнирование чувств – это психологическая методика, благодаря которой ребенок учится понимать свои эмоции и образовывать представления мыслительного характера. Умеющий разбираться в своих чувствах малыш будет толерантно относиться не только к окружающим его людям, но и к самому себе.

Детский психоаналитик и педиатр британского происхождения Дональд Винникотт называл процесс контейнирования эмоций холдингом (в переводе с английского «удерживать», «держать»).

Ребенок, взаимодействуя с родителем, постепенно становится обладателем своего собственного мыслительного механизма, благодаря которому он все больше и больше теряет зависимость от матери и/или отца. Если этот процесс происходит естественно и правильно, то ребенок со временем научится самостоятельно справляться со своими эмоциями и будет без проблем контейнировать их.

Если же процесс развития ребенка идет ложным путем, то мама, не понимая, что случилось с её малышом и почему он испытывает такие сильные эмоции, начинает, исходя из своих собственных негативных эмоций, реагировать тревожно. Между тревожной мамой и переживающим негативную эмоцию ребенком устанавливается слишком большая эмоциональная дистанция, из-за которой ребенок не может «передать» родительнице свои переживания. Мама же не может стать «контейнером» для своего ребенка, не может принять в себя его эмоции, оказать нужную поддержку малышу, объяснить маленькому человечку, что с ним происходит, и научить его правильно реагировать на ту или иную жизненную ситуацию.

В чем заключается суть методики контейнирования эмоций?

Психоаналитик Патрик Кейсмент утверждает, что суть методики контейнирования эмоций заключается в том, что обладающий способностью контейнировать собственные эмоции человек отвечает нуждающемуся в его понимании и поддержке эмоционально нестабильному индивиду не напрямую из своих собственных эмоций. Как это понять? Приведем наглядный пример.

Мистера А разозлил мистер Б. Если мистер Б не умеет контролировать и контейнировать свои эмоции, то он в ответ начнет кричать на мистера А, бросит своему оппоненту какую-то обидную реплику, скажет колкость или выдаст любую другую основанную на чувстве злости эмоциональную реакцию негативного характера.

Если же мистер Б умеет контейнировать свои эмоции, то он попробует разобраться в себе и понять, что происходит вокруг него. Мистер Б начнет размышлять над своей возникшей из-за мистера А эмоцией и будет искать правильные ответы на вопросы о том, почему он испытывает эту эмоцию, откуда она к нему пришла, почему она вызвала у него ту или иную реакцию и т.д.

Контейнирование эмоций – это способность не только размышлять над своими эмоциями и изучать природу их происхождения, но и способность спокойно и без проявления излишней эмоциональности выдерживать влияние самых разных видов психической энергии (не только эмоций, но и напряженных инстинктивных импульсов).

С помещенными в «контейнер» эмоциями можно совершать разные действия: хранить их там какое-то время, размещать в совершенно другом порядке, трансформировать во что-то более ценное и полезное, удалять и т.д. Эмоции можно сравнить с водой, а их контейнирование – с помещением этой самой воды в бутылку. Находящуюся в бутылке воду, в отличие от просто воды, можно выпить, вылить, перенести из одного места в другое, отдать, продать, выбросить, оставить в холодильнике и т.д.

Контейнирование эмоций позволяет человеку, обладающему способностью понимать свои чувства, контролировать свою собственную психическую энергию и разумно управлять ею.

контейнирование в психологии что это. Смотреть фото контейнирование в психологии что это. Смотреть картинку контейнирование в психологии что это. Картинка про контейнирование в психологии что это. Фото контейнирование в психологии что это

Контейнирование эмоций у взрослых

Контейнирование эмоций у взрослых – это способность, благодаря которой взрослый человек умеет разбираться и в своих, и в чужих эмоциях. Такого человека можно сравнить с трансформатором: сначала он принимает в себя (становится «контейнером») те или иные тяжело переносимые эмоции негативного характера, а затем возвращает их в том измененном виде, в котором они будут пригодны для усвоения.

Если в детстве такая способность не была сформирована матерью и/или отцом, то взрослый человек может сформировать её самостоятельно, став своим собственным альтернативным родителем. Или же вы можете научиться контейнировать эмоции во взрослом возрасте, став на некоторое время «родителем» для того человека, который нуждается в вашей помощи и поддержке.

Построить здоровые и гармоничные отношения с родителями, второй половинкой, детьми, родственниками, друзьями, коллегами, соседями и другими окружающими вас людьми без контейнирования эмоций довольно-таки сложно, так как вы не сможете понять, что именно ваш собеседник хочет вам сказать. Благодаря же контейнированию вы сможете, минуя естественную для большинства людей молниеносную реакцию на форму выражения, уловить истинный и не завуалированный негативными эмоциями посыл вашего визави.

Контейнирование эмоций необходимо тогда, когда один человек слишком взволнован и находится в плену своих эмоций. Если такой эмоциональный индивид встретит на своем пути человека, который умеет, не разрушая самого себя, трансформировать чужие эмоции и возвращать их собеседнику в удобоваримом виде, то он получит необходимую ему поддержку и истинное утешение. И не имеет никакого значения тот факт, что бурно выражаемые эмоции и чувства касаются не трансформатора, а кого-то третьего, который в данный момент времени находится в каком-то совершенно другом месте.

Контейнировать чужие эмоции может лишь тот взрослый человек, который умеет управлять своими собственными чувствами. Если в детстве у ребенка не сформировался правильный мыслительный механизм, то его способность к контейнированию во взрослом возрасте будет недостаточной.

Избыточная же способность к контейнированию эмоций у взрослого человека возникает тогда, когда испытывающий сильные негативные эмоции индивид обращается непосредственно к чувствам человека-«контейнера». Очень часто в таких ситуациях контейнирующий эмоции человек на бессознательном уровне путает процесс контейнирования с той или иной формой ответной реакции на проявления чувств обуреваемого сильными эмоциями индивида.

Помещенная в «контейнер» эмоция, которая в той или иной момент времени показалась человеку-«контейнеру» неуместной для выражения, рано или поздно будет выражена тем или иным образом. Контейнирующий эмоции взрослый человек прекрасно понимает, что закон сохранения энергии никто не отменял, поэтому эмоция обязана найти свое выражение: другому человеку ли, в другом ли месте, или в любой другой импонирующий трансформатору способ.

Если же находящаяся в «контейнере» эмоция остается в нем длительный период времени, то данный процесс будет не контейнированием, а сдерживанием, которое довольно-таки негативно влияет на психическое и физическое здоровье индивида.

Основные способы контейнирования взрослых эмоций

Способность контейнирования эмоций можно приобрести в любом возрасте. Существует два основных способа сделать это: повышение чувства собственного достоинства и работа с телом.

Повышение чувства собственного достоинства и собственной ценности позволит человеку не только начать испытывать без каких-либо угрызений совести и чувства вины те эмоции, которые в нем рождаются, но и разбираться в их истоках. Умеющий контейнировать эмоции человек всегда ищет истинный посыл своих эмоций, а не идет у них на поводу и не бросается в омут с головой.

Данный способ научит вас распознавать собственные чувства и эмоции, понимать их, трансформировать и отпускать. Попросите помощи у родителей, родственников, друзей или знакомых, но предварительно убедитесь в том, что люди, к которым вы обращаетесь за помощью, обладают достаточным количеством собственных ресурсов и могут вам отдать часть своей энергии. Если же таких людей в вашем окружении нет, то есть смысл обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Работа с телом – второй способ научиться контейнировать эмоции. Так как любая эмоция – это возбуждение нервной системы, то отлично подойдут те телесные практики, которые способствуют нормализации общего состояния физического тела и психики.

Специалисты советуют для начала научиться регулировать свое эмоциональное состояние через дыхание, так как данная практика может использоваться ситуационно и именно в тот момент времени, когда эмоция захлестывает человека и заставляет его терять над собой контроль. Стоит обратить внимание и на такие практики, как цигун, медитация, йога, аскезы и т.д. Выбирая практику, всегда учитывайте свои индивидуальные характеристики, иначе можно не только не научиться контейнировать эмоции, но и заставить свой организм испытать нервное перенапряжение.

Контейнирование эмоций у детей

Жизнь маленьких детей насыщена самыми разными событиями. Некоторые из этих событий воспринимаются детьми достаточно спокойно, другие же вызывают у них массу эмоций. Часто родители, видя, что их малыш бьется в истерике, не знают, как правильно реагировать на это. Они не понимают, что именно нужно сделать, чтобы успокоить малыша. Многие мамы и папы предпочитают оставлять своих детей наедине с их негативными эмоциями и переживаниями, не осознавая, что отрицание, сдерживание и подавление эмоций негативно влияют на детскую психику и попросту травмируют её.

Контейнирование эмоций у детей – это психологическая техника, которая поможет научить ребенка осознавать собственные эмоции, принимать их, трансформировать и отпускать. Чтобы ребенок во взрослом возрасте умел контролировать свои чувства, родителям нужно научить его называть эмоции своими именами и на собственном примере показать, что проговаривание эмоций – это полезная и нужная привычка, которая пригодится в любом возрасте.

Суть контейнирования эмоций у ребенка заключается в том, что родителю необходимо на некоторое время стать «контейнером» для эмоций и чувств малыша: помочь ребенку разобраться в испытуемых им эмоциях и пережить их, успокоить малыша, выслушать его и объяснить ему простыми словами, какие именно эмоции он испытывает в текущий момент времени. Как это сделать? Рассмотрим на наглядном примере из жизни.

Во время прогулки пятилетняя Кира упала и травмировалась. Девочке не только больно, но и страшно. Что же будет делать её мама?

• Вариант №1. Мама неспешно подходит к дочке и начинает на неё кричать. Она обвиняет девочку во всех смертных грехах и утверждает, что все произошло только из-за того, что Кира её не слушалась. Через минут 20, когда эмоции поутихнут и женщина успокоится, она начнет жалеть ребенка, но за это время малышка не только успеет обидеться на родительницу, но и будет пребывать в плохом настроении весь день.

• Вариант №2. Маму настолько испугало падение ребенка, что она хватает девочку в охапку, быстро несет её домой, обрабатывает раны и все время накручивает себя. У Киры не только остается страх, но она начинает постепенно осознавать, что окружающий мир – это ужасное и опасное место, населенное такими же ужасными и опасными людьми.

• Вариант №3. Мама жалеет Киру, внимательно и аккуратно осматривает рану, общается с девочкой спокойным и мягким голосом и задает ей наводящие вопросы. Она не обвиняет дочку и не занимается констатацией очевидных фактов. Мама переводит эмоции малышки в совершенно другое русло: она не внушает ребенку чувство вины или страха, а всеми возможными способами демонстрирует дочери свою любовь и понимание. Когда ребенок видит, что родитель сочувствует ему и понимает его, то негативные детские эмоции бесследно исчезают.

Если мама будет действовать так, как описано в первом и втором вариантах, то негативные эмоции останутся внутри ребенка и будут негативно влиять на его еще неокрепшую психику. В третьем же варианте мама применила технику контейнирования эмоций, поэтому у малышки не осталось никакого негатива.

Поведенческий психотерапевт и психиатр Сергей Кистенев утверждает, что контейнирование детских эмоций – это не только акт передачи негативных эмоций ребенка родителю, но и прекрасная возможность научить малыша брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.

Начиная с трех-пяти лет, ребенок активно взаимодействует с другими детьми, поэтому он должен понимать, что его могут обидеть, разозлить, вывести из себя или просто несправедливо с ним поступить. Малышу нужно учиться самостоятельно переживать свои эмоции и нести ответственность за совершаемые им действия.

контейнирование в психологии что это. Смотреть фото контейнирование в психологии что это. Смотреть картинку контейнирование в психологии что это. Картинка про контейнирование в психологии что это. Фото контейнирование в психологии что это

Техника контейнирования детских эмоций

Данная техника идеально подходит для развития у родителя и ребенка способности правильно переживать сильные эмоции негативного характера. Чтобы контейнировать эмоции сильно расстроенного, обиженного, злого или раздраженного ребенка, который бьется в истерике и громко плачет, родителю необходимо выполнить следующие пошаговые действия.

• Шаг №1. Сохраняйте полное спокойствие. Конструктивный диалог с малышом возможен только в спокойном состоянии. Многим родителям сложно сохранять невозмутимый и спокойный настрой, когда их ребенок начинает кричать и плакать, но сделать это просто необходимо.

• Шаг №2. Продемонстрируйте ребенку полное принятие. Не читайте ребенку нравоучений, не воспитывайте его, не обвиняйте и не успокаивайте. Просто сядьте рядом с малышом, прижмите его к себе, погладьте по головке, возьмите на руки и т.д.

Ничего не говорите ребенку. Малыш должен почувствовать ваше присутствие и понять, что вы не только полностью принимаете его таким, каким он есть, но и сочувствуете ему.

• Шаг №3. Объясните ребенку сложившуюся ситуацию. Родителю необходимо не только успокоить малыша, но и научиться задавать ему правильные вопросы, ответы на которые помогут ребенку понять, что именно произошло и как нужно реагировать.

Многие дети сами начинают рассказывать о том, что с ними произошло. Вам нужно помочь малышу правильно определить его состояние. Сделать это помогут следующие вопросы: «Ты испугался?», «Ты раздражен?», «Тебе стыдно?», «Ты в замешательстве?», «Тебе обидно?», «Тебе неловко?» и т.д. Задавая вопросы малышу, не забывайте делать ненавязчивый акцент именно на эмоциях и чувствах ребенка.

• Шаг №4. Продемонстрируйте малышу ваше понимание ситуации. Если ребенок услышит, что родитель понимает его чувства без каких-либо обвинений и упреков, то сможет успокоиться и довериться маме или папе. Родителю же необходимо показать малышу связь между его эмоциями и сложившейся ситуацией. «Ты сердишься, так как произошло…», «Ты расстроен, потому что…», «Тебе стыдно из-за…» и т.д.

Не только родитель, но и ребенок должен осознавать, почему он испытал те или иные негативные эмоции. Основная причина эмоционального взрыва должна быть продемонстрирована малышу без каких-либо купюр.

• Шаг №5. Научите ребенка брать ответственность за действия и поступки. Ребенка необходимо научить ответственности за его же действия. Объясните малышу, что все его эмоции зависят только от него самого, а не от сложившихся обстоятельств или родителей, родственников, соседей, друзей, учителей и других окружающих его людей.

Как только ребенок успокоится и поймет, почему он испытал ту или иную негативную эмоцию, родителю следует деликатно подтолкнуть ребенка к решению возникшей проблемы: «Давай подумаем с тобой, что необходимо делать, чтобы в будущем подобная ситуация не повторилась в твоей жизни».

Если ребенок еще слишком маленький, то родителю следует предложить ему несколько вариантов решения проблемы. Из предложенных вариантов ребенок выберет тот, который подходит ему лучше всего. Не решайте за вашего малыша, иначе он так и не научится самостоятельно принимать важные решения во взрослой жизни и нести за них полную ответственность.

Ребенку постарше следует предоставить возможность разобраться во всем самому. Чтобы убедиться в том, что ваш ребенок сделал правильный выбор, ненавязчиво поинтересуйтесь у него, какие выводы он сделал и какие уроки из сложившейся ситуации он извлек.

Источник

«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?

Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их — родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.

контейнирование в психологии что это. Смотреть фото контейнирование в психологии что это. Смотреть картинку контейнирование в психологии что это. Картинка про контейнирование в психологии что это. Фото контейнирование в психологии что это

контейнирование в психологии что это. Смотреть фото контейнирование в психологии что это. Смотреть картинку контейнирование в психологии что это. Картинка про контейнирование в психологии что это. Фото контейнирование в психологии что это

Неожиданно для меня, но такой сложный психологический термин, как «контейнирование», всё чаще встречается не только в разговорах коллег, но и в обсуждениях родителей. Одна мама другой советует в чате: «Тебе просто нужно ребенка контейнировать, и будет легче», вторая отвечает «Да я вроде бы так и делаю». Возможно, новое иностранное слово отражает что-то важное, чему пока не нашлось адекватной замены в русском языке?

Что же это такое? Под «контейнированием» в психоаналитической психологии понимают способность к выдерживанию различных видов психических содержаний, таких как эмоции, напряжение, инстинктивные порывы и импульсы. Своих содержаний и чужих.

Этот термин используют для описания отношений между ребенком и матерью, пациентом и психоаналитиком, личностью и обществом, то есть там, где один может удерживать, оберегать, включать, впускать в себя психические содержания другого. Там, где отношения не на равных, где есть «принимающий» и «отдающий». Известнейший психолог Карл Юнг говорил, что во многих отношениях есть Содержащий и Содержимое. В равных отношениях мы становимся друг для друга и содержащими и содержимым одновременно. Пример — символ свадебных колец: в той части, где они пересекаются, они друг друга и содержат, и одновременно являются содержанием друг для друга.

контейнирование в психологии что это. Смотреть фото контейнирование в психологии что это. Смотреть картинку контейнирование в психологии что это. Картинка про контейнирование в психологии что это. Фото контейнирование в психологии что это

Понять и вернуть

Термин «контейнирование» появился в психоаналитической литературе благодаря британскому психоаналитику У. Биону (1897−1979), который предложил модель отношений, основываясь на идеях — «контейнер-контейнируемое». В основе этой модели лежат представления о том, что младенец не в состоянии справиться со своими эмоциями, переживаниями, и ему нужен человек, который поможет пережить неконтролируемые, пугающие, непонятные состояния, поэтому он неосознанно отдаёт эти переживания в мир, ожидая, что кто-то примет их и сделает что-нибудь, а потом обьяснит, что же можно с этим поделать.

Обычно рядом со страдающим ребёнком находится мать или отец, которые становятся приёмниками, контейнерами, и пытаются разобраться, что же это такое они получили от малыша и что с этим можно сделать. После чего они возвращают это ребёнку — уже в понятной для него форме. Например, младенцу очень плохо, он кричит от возмущения и беспомощности. Его родитель догадывается, что у младенца, похоже, болит животик. Например, они догадывается потому, что младенец прижимает ножки к животу, а у родителей есть уже опыт, с этим связанный, или проснувшаяся интуиция. Мама или папа переваривают, «контейнируют» происходящее, и берут ребёнка на руки, прижимая его живот к своему тёплому животу, или делают легкий массаж животика, или еще какие-то действия, чтобы младенцу стало легче. И говорят ему и самим себе:
«Похоже, что у тебя разболелся животик, тебе больно и ты не знаешь, что с этим поделать. Сейчас я сделаю то-то и то-то, и тебе станет полегче». Младенец постепенно успокаивается, и понимает, что с помощью взрослых его непереносимое состояние может быть изменено — и станет полегче.

Это и называется «контейнирование»:
1. Младенец «отдаёт» родителю непереносимое.
2. Родитель принимает.
3. Родитель пытается понять и придумать способ помощи.
4. Родитель помогает.
5. Родитель формулирует происходящее словами (этот пункт не всегда осуществляется).
6. Ребенок успокаивается и понимает, что непереносимое состояние можно изменить.
7. Ребенок постепенно приобретает знания, как с этими состояниями справляться без помощи родителя.

Что происходит, если родители такой способностью не обладают или обладают недостаточно? А может быть, у них самих так много разных трудных непонятных состояний, с которыми они сами не справляются? Тогда родителям приходится довольно трудно, а ребёнку ещё труднее.

Взрослые люди с годами волей-неволей, с помощью жизненного опыта, находят хоть какие-то способы выживать в этом мире с самими собой и со своими состояниями. Они знают, кто и что может их привести в чувство: другие люди, звонок другу, психотерапевт, еда, спорт, алкоголь, сон, просто лежание на диване, слёзы. А у ребёнка пока таких возможностей нет. Ну кроме слез, которые скорее изматывают, а не приносят облегчение. Со всеми своими трудностями он может справиться только с помощью близкого человека. И при его постоянном отсутствии или непонимании близкими его состояний, младенец, а позже ребёнок, а дальше — взрослый человек, так и остаётся в сложных, непонятных самому себе состояниях и страдает.

контейнирование в психологии что это. Смотреть фото контейнирование в психологии что это. Смотреть картинку контейнирование в психологии что это. Картинка про контейнирование в психологии что это. Фото контейнирование в психологии что это

Если не получается?

Например, мама не понимает, почему малыш плачет, и сама реагирует на плач ребёнка интенсивной тревогой. Тогда она как будто не в состоянии забрать, принять переживания малыша, и между ними появляется эмоциональная дистанция. А малыш, наоборот, получает и чувствует дополнительную мамину тревогу, и вместо того, чтобы успокоиться от присутствия близкого человека, начинает переживать ещё сильнее — и, конечно, же, и ему самому, и маме не понятно — от чего. То есть суммируются его тревога + мамина тревога — и все в семье в полном ужасе.

«Понимающая мать способна переживать чувство ужаса, с которым ребенок пытается справиться…, но при этом сохранять уравновешенность» (Bion 1959, p. 103). Давайте будем честны, что не все такие устойчивые Родители нам достались в детстве, и возможно, мы сами не настолько устойчивые Родители. Что может помочь нам и ребёнку? В те моменты, когда вы как родители не выдерживаете происходящее с ребёнком, вам стоит позаботиться о том, чтобы рядом был кто-то более устойчивый, сумел поддержать, удержать, «контейнировать» ребёнка, а лучше и маму. Прекрасно, если такой человек есть среди близких людей и родственников, готов постоянно быть на подхвате, когда тревога или другие сложные состояния накрывают вас. А если таких людей нет, то именно это и делают профессиональные психологи, психотерапевты. Нужна ли ребёнку или родителям такая помощь постоянно? Это что же, недополучил в детстве, и теперь всю жизнь бегать «контейнироваться»? При постоянном принятии, объяснении, успокоении, контейнировании в человека должна встроиться функция самоконтейнирования, то есть появится навык справляться со своими состояниями самостоятельно и даже, возможно, помогать другим, в том числе своим детям. Можно ли это развить за одну встречу со специалистом? А как вы думаете? Но привести себя в порядок на какое-то время в отдельной сложной ситуации можно и за одну встречу. То есть, если не получилось эту способность обрести в детстве с помощью родителей, можно ее развивать и доращивать с помощью специалистов по психическим содержаниям.

Читайте также:

Фото: bogdanhoda, fizkes, Cherries/Shutterstock

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *