контракт boot что это

Нетрадиционные формы финансирования

Проектное финансирование в развивающихся странах базируется в большинстве случаев на концессионных соглашениях типа ВОТ, BOOT (Build, own, operate, transfer).

Основными объектами таких схем финансирования являются проекты в области строительства и модернизации объектов тепло- и электроэнергетики, аграрного и /юрожного комплекса. Отличительной особенностью таких проектов является высокая капиталоемкость, низкая эффективность и большой срок окупаемости, что делает их мало-привлекательными для коммерческих банков.

Поэтому в энергетике с 90-х годов широко применяется схема финансирования, которая называется перфоманс-контрактинг (performance contracting). В отличие от концессионных схем, где заказчиком является государство, в данной схеме заказчиком (например, с российской стороны) может выступать крупное коммерческое или муниципальное предприятие, желающее реализовать проект строительства или модернизации теплоэлектростанции или муниципального коммунального хозяйства. В этом случае в контракте между заказчиком (российским предприятием) и контрактором (иностранной, специализирующейся на выполнении таких

проектов компанией) предусматриваются обязательства контрактора по строительству, привлечению и организации финансирования, приобретению всего оборудования, введению объекта в строй и его эксплуатации в течение оговоренного срока. По истечении установленного срока и получения контрактором доходов от эксплуатации объекта в размере, покрывающем его расходы и обеспечивающем получение оговоренной прибыли, объект передается в собственность заказчика (рис. 8).

Перфоманс-контрактинг (энергетика, строительство, сельское хозяйство)

Соглашение о контрактанте Контрактор (Виз нес-план) Заказчик > (иностранная компания) (компания, реализующая

Рис. 8. Схема финансирования типа перфоманс-контрактинг (performance contracting)

Источник

19. Типовые контракты в инжиниринге (9)

19. Типовые контракты в инжиниринге (9)

Подрядный контракт на отдельные виды работ, по которому одна сторона, подрядчик, обязуется выполнить по заданию другой стороны, заказчика, определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работы и оплатить ее. Например, контракт между заказчиком и подрядчиком на строительство объекта по заданному проекту.

PMC-контракт, предусматривающий участие подрядчика в качестве менеджера проекта или управляющего проекта, с оставлением заказчику функции поиска, на основе торга подрядчиков и заключения с ними договоров. Аббревиатура названия контракта образована от англ. Project Management Contract / Контракт на управление проектом.

EPC-контракт, предусматривающий ответственность подрядчика за проектирование, комплектацию и строительство объекта. Аббревиатура названия контракта образована от англ. Engineering – Procurement – Construction / Проектируй – Поставляй – Построй.

ЕРС+F-контракт (контракт «под ключ с финансированием» или с организацией финансирования) в нескольких вариантах:

– подрядчик – организатор финансирования, заказчик – заемщик;

– финансирование подрядчика вне зависимости от эффективности проекта;

– финансирование подрядчика с учетом эффективности работы проекта.

Buy-back-контракт – сервисный контракт с правом выкупа будущей продукции (с финансированием под будущую продукцию).

ЕРС+М-контракт на создание объекта и управление проектом (как правило, включает поставки и инжиниринг – ЕРС + Мanagement). Аббревиатура названия контракта образована от англ. Engineering – Procurement – Construction – Management / Проектируй – Поставляй – Построй – Управляй.

Ряд распространенных форм контрактов увязывает проведение подрядных работ с передачей заказчиком прав пользования необходимыми для реализации проекта активами (рис. 19.0.1). Среди них:

Контракт аренды / Передача общественных услуг / Концессия. Предполагает создание активов с правом последующей аренды и эксплуатации активов проекта. Право собственности на активы, как правило, не передается.

ВОТ / ВООТ-контракт / Концессия. Предпологает передачу права собственности на активы на ограниченный период. Аббревиатура названия контракта образована от англ. Build – Own – Operate – Transfer / Построй – Владей – Эксплуатируй – Передай.

BOO-контракт / Концессия. Предполагает передачу права собственности на активы проектной компании на условиях лицензионного соглашения. Аббревиатура названия контракта образована от англ. Build – Own – Operate / Построй – Владей – Эксплуатируй.

Рис. 19.0.1. Типология контрактов на исполнение работ

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5. Проектный метод в инжиниринге

Тренинг «Большие Контракты. Финальные переговоры о цене»

От автора Деньги, доходы, продажи необходимы для любого бизнеса так же, как для человека необходим воздух, чтобы дышать. Некоторые так и называют деньги – «воздухом» или «кислородом». К сожалению, на многих производственных предприятиях, а также в бизнесах, оказывающих

«Большие контракты»

«Большие контракты» Книги, аннотация которых была приведена выше, – от «Построения отдела продаж» до «Как загубить собственный бизнес» – рассчитаны в первую очередь на руководителей и собственников бизнеса. С точки зрения высших руководителей Компании, далеко не

Тренинг «Большие контракты. Финальные переговоры о цене»

Тренинг «Большие контракты. Финальные переговоры о цене» Адрес: г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, вл. 40/12, деловой центр «Новь», корп. 8. Ст. м. «Комсомольская», «Красносельская», «Бауманская». Тел.: 8 (495) 249-49-00, 8 (800) 100-18-16. Сайт: www.fif.ru. Е-mail: moscow@fif.ru Тренинг переговоров и

1.3. Типовые проблемы управления персоналом

1.3. Типовые проблемы управления персоналом Рис. 1.3.1. Основные слагаемые проблем управления персоналом Проблема – это отклонение от требуемого состояния. Найти факт отклонения – значит уже начать решать проблему. Выделим аспекты рассмотрения слагаемых проблем (рис. 1.3.1)

Тренинг «Большие контракты. Финальные переговоры о цене»

Тренинг «Большие контракты. Финальные переговоры о цене» Тренинг переговоров и продаж продвинутого профессионального уровня. Рассчитан прежде всего на опытных переговорщиков, руководителей продаж, директоров и собственников компаний – на тех, у кого за плечами

56 ОПЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ

56 ОПЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ 1. Право на льготную покупку акций пред–ставляет собой специфический финансовый ин–струмент, необходимость введения которого изначально была вызвана естественным жела–нием акционеров избежать возможной потери степени контроля и снижения доли

Типовые документы

Типовые документы И последняя задача в данной части, которую вам необходимо решить, – собрать все типовые документы, которые вы используете в компании. Если вы ничего не используете – это повод задуматься, какие документы нужны.К типовым относятся: шаблоны, чек-листы,

«Большие контракты»

«Большие контракты» Книги, аннотация которых была приведена выше, рассчитаны в первую очередь на руководителей и собственников бизнеса. С точки зрения высших руководителей Компании, далеко не факт, что эти книги стоит рекомендовать к прочтению рядовым сотрудникам

Тренинг «Большие контракты. Финальные переговоры о цене»

Тренинг «Большие контракты. Финальные переговоры о цене» Тренинг переговоров и продаж продвинутого профессионального уровня. Рассчитан прежде всего на опытных переговорщиков, руководителей продаж, директоров и собственников Компаний. На тех, у кого за плечами –

Типовые проблемы бизнеса

Типовые проблемы бизнеса Любой бизнес сталкивается со множеством разных проблем, но все они сводятся к трем типовым: нехватка денег, нехватка времени и нехватка хороших сотрудников на ключевых постах.Все эти вопросы в компании не решаются потому, что они неверно

Источник

Преимущества и недостатки контрактов, сочетающих в себе различные виды работ и отношения собственности (BOOT, BBO, BOT, BTO, BOO, DB, DBO..)

«Приобретение – строительство – эксплуатация» (BBO – Buy – BuildOperate):

Передача государственного имущества частной и государственной структуре на условиях контракта, согласно которому имущество должно быть модернизировано и эксплуатироваться определенный период времени. Государственный контроль осуществляется на протяжении действия контракта о передаче имущества.

«Строительствовладениеэксплуатация» (BOOBuild – Own – Operate):

Частный сектор финансирует, строит, владеет и эксплуатирует сооружение или оказывает услугу на основе пожизненного владения или аренды.

Особенность данных арендных отношений заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату.

Это наиболее распространенная форма участия частного сектора в энергетическом секторе во многих странах мира. По проекту BOO местные органы государственного управления (или организация распределяющая электроэнергию) может иметь или не иметь долгосрочный договор купли-продажи энергомощностей по согласованной цене от оператора проекта.

«Строительствовладение – эксплуатацияпередача» (BOOTBuild – Own – Operate – Transfer)

Структура частного сектора получает франшизу на финансирование, формирование, построение и эксплуатацию сооружения (а также на взимание платы за использование) на определенный период, по истечении которого право собственности возвращается государству.

«Строительство – эксплуатация – передача» (BOT – Build – OperateTransfer):

Частный сектор проектирует, финансирует и строит новое сооружение на основе долгосрочного концессионного соглашения и эксплуатирует его в период действия этого соглашения.

«Строительство – передача – эксплуатация» (ВТО – Build – Transfer – Build)

Частный сектор проектирует, финансирует и строит новое сооружение на основе долгосрочного концессионного соглашения и передается государственному сектору. Эксплуатацию осуществляет частный сектор.

Компания частного сектора получает франшизу на финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию арендуемого сооружения (а также и взимание платы с потребителей услуги) на период аренды, внося рентную плату.

«Проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация» (DBFO –Design – Build – FinanceOperate):

Частный сектор проектирует, финансирует, строити эксплуатирует новое сооружение на основе и в период долгосрочной аренды. Частный сектор передает новое сооружение государственному сектору по истечении аренды.

«Проектирование – строительство – владение – управление – передача» (DBOOT – Design – Build – Own – Operate – Transfer):

Особенностью соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 33 ; Нарушение авторских прав

Источник

Контракт boot что это

контракт boot что это. Смотреть фото контракт boot что это. Смотреть картинку контракт boot что это. Картинка про контракт boot что это. Фото контракт boot что это

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

контракт boot что это. Смотреть фото контракт boot что это. Смотреть картинку контракт boot что это. Картинка про контракт boot что это. Фото контракт boot что это

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Переходя от типологии видов публично-частного партнерства к характеристике отдельных моделей ПЧП следует подчеркнуть, что под моделью в данном случае понимается апробированный и доказавший свою жизнеспособность в мировой практике способ структурирования ПЧП, представляющий собой ни что иное, как устоявшуюся систему распределения функций и, соответственно, рисков между публичным и частным партнером (project delivery system). О каких функциях в данном случае идет речь? Именуя модели ПЧП (BOOT, BTO, BOO и пр.), обычно имеют в виду функции частного партнера, к которым чаще всего относят:
– проектирование (design);
– строительство (construction);
– реконструкцию (rehabilitation);
– финансирование (fnancing);
– владение на праве собственности (ownership);
– управление (management);
– эксплуатацию (operation);
– техническое обслуживание (maintenance);
– передачу права владения и пользования (leasing);
– передачу права собственности (transfer).
Далее перечислим наиболее распространенные модели публично-частного партнерства, располагая их, большей частью, в порядке убывания рисков и функциональной нагрузки на частного партнера.

Operation & Maintenance («эксплуатация и обслуживание»). В рамках контрактов O&M публичный сектор передает частному партнеру как функцию оказания услуг, так и функцию управления используемым для этого объектом инфраструктуры, что позволяет повысить эффективность и технологичность операционных процессов. Частный партнер получает вознаграждение либо в фиксированном размере (fxed fee), либо в плавающей форме, когда размер оплаты зависит от достижения указанных в контракте показателей и целей (incentive basis). Подобные контракты могут быть использованы для осуществления партнером всего комплекса функций предприятия, объекта инфраструктуры и оказания соответствующих профильных услуг.

Несмотря на то что данная структура отношений всегда относится к публично-частным партнерствам, следует заметить, что в отечественной системе координат она гораздо ближе к публичным закупкам: передача двух функций (эксплуатации и управления) без каких-либо квалифицирующих признаков ПЧП (распределение рисков, долгосрочность проекта) вполне может быть реализована посредством государственного заказа.
То же самое можно сказать о часто упоминаемых в числе ПЧП моделях типа «проектирование-строительство» (design & build, D&B), «участие в финансировании» (fnance only), «право на эксплуатацию» (operation license)*(81), а также еще одной традиционно относимой к ПЧП модели – модели лизинга (аренды).
Affermage/leasing*(82) (аффермаж/аренда). Посредством аффермажа/аренды объекта инфраструктуры*(83) частный партнер получает контроль над денежными потоками, генерируемыми данным активом, в обмен на фиксированную арендную плату, а также обязательство по эксплуатации и техническому обслуживанию (а иногда и ремонту) объекта. В данном случае, в отличие от механизма O&M, коммерческий риск переходит на частного партнера, который может оптимизировать расходы на обслуживание и эксплуатацию, управлять качеством и, тем самым, контролировать риски рентабельности предприятия. При этом капитальные улучшение и расширение производства остается обязанностью арендодателя. Данная модель подходит для ограниченного круга объектов, генерирующих прибыль от оказания публичных услуг, и часто используется в таких секторах, как транспорт и водоснабжение.

Интегрированные модели (ВОТ). Указанные выше варианты структурирования инфраструктурных проектов иногда называются простыми, не интегрированными моделями ПЧП, в противовес более сложным, интегрированным механизмам, включающим проектирование, строительство и долгосрочную эксплуатацию отдельного объекта инфраструктуры или группы активов. Данные интегрированные механизмы предполагают передачу комплекса рисков и ответственности и уже без сомнения могут быть отнесены к публично-частным партнерствам. Иногда данные механизмы в силу их комплексности называют проектами «под ключ» (turnkey) или моделями типа «строительство-эксплуатация-передача» (BOT models).

Следует уточнить, что под аббревиатурой BOT следует понимать именно группу интегрированных проектов ПЧП, предполагающих передачу частному партнеру комплекса функций, включающих как создание объекта, так и его эксплуатацию. При этом для обозначения проектов типа «строительство-передача-эксплуатация» и «строительство-владение-эксплуатация-передача» следует использовать соответствующие им термины «build-transfer-operate» (BTO) и «build-own-operate-transfer» (BOOT). Следует не согласиться с бытующим подходом, что BOT предполагает частную собственность на объект ПЧП в течение срока действия соглашения*(85): BOT – это лишь общее наименование описанной выше группы моделей, соотносящейся с терминами BOOT и BTO как род и вид.

Иногда по отношению к моделям BOT используется также термин (D) BOMT (Design)-Build-Operate-Maintain-Transfer – «(проектирование)-строительство-эксплуатация-обслуживание-передача». Как и в случае с BOT, BOMT не следует ассоциировать с конкретной моделью организации ПЧП, скорее, данным понятием обозначается тип соглашений, в которых акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.
Разновидностью конструкций BOT являются также модели (D) ROT (Design)-Rehabilitate-Operate-Transfer – «(проектирование)-реконструкция-управление-передача» и (D) BROT (Design)-Build-Rehabilitate-Operate-Transfer – «(проектирование)-строительство-реконструкция-управление-передача», которая предусматривает не строительство нового, а реконструкцию уже существующего объекта, либо и то и другое по отношению к разным объектам ПЧП. Таким образом, частный инвестор восстанавливает (реконструирует) существующий объект, затем осуществляет его эксплуатацию на протяжении установленного срока, принимая на себя связанные с этим риски, после чего объект возвращает государству.

Конкретными видами моделей типа BOT/ROT являются (D) ВТО (Design)-Build-Transfer-Operate – «(проектирование)-строительство-передача-эксплуатация» и (D) RTO (Design)-Rehabilitate-Transfer-Operate – «(проектирование)-реконструкция-передача-эксплуатация», когда частный партнер финансирует и строит/реконструирует объект и после завершения строительства передает право собственности на него публичному партнеру. Затем публичный партнер передает объект частному партнеру во владение и пользование на определенный, как правило длительный, срок. Во время такой своеобразной аренды частный партнер владеет объектом и имеет возможность обеспечить возврат средств за счет платежей конечных пользователей (концессии) или платежей публичного партнера (КЖЦ). Именно модель BTO/RTO предусмотрена Федеральным законом «О концессионных соглашениях» в качестве базовой для российских концессий. В соответствии с п. 1 ст. 3 данного закона концессионное соглашение такого рода предполагает, что одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Очень похожа на DBTO модель DBO (Design-Build-Operate – «проектирование-строительство-эксплуатация») или «модель оператора», также предусматривающая ответственность частного партнера за проектирование, строительство и эксплуатацию инфраструктурного объекта. Однако, поскольку создание объекта в этом случае финансируется публичным партнером, данная модель в большей степени, нежели DBTO, тяготеет к публичным закупкам и может рассматриваться как разновидность ПЧП с большой натяжкой*(87).
Существует также ряд схожих с BTO моделей, в которых объект передается частному партнеру в аренду на срок действия соглашения о ПЧП. По сути, данные модели – нечто среднее между BTO и арендой/аффермажем, которые были описаны выше.

Так, существует модель BLOT (Build-Lease-Operate-Transfer – «строительство-аренда-эксплуатация-передача»), предусматривающая получение частным партнером под обязательство о внесении арендной платы определенного права (концессии) на финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию арендуемого инфраструктурного объекта, включая взимание платы с потребителей услуг, в течение определенного периода аренды.

В случае если вместо строительства требуется реконструкция объекта инфраструктуры, применяется модель RTL (Rehabilitate-Lease-Transfer – «реконструкция-аренда-передача») – частный инвестор реконструирует существующий объект, а затем арендует его у публичного собственника на оговоренный в контракте срок, принимая на себя все связанные с эксплуатацией риски, по истечении срока действия проектного соглашения объект ПЧП возвращается публичному партнеру.
Кроме того, иногда используют модель LROT (Lease-Renovate-Operate-Transfer – «аренда-модернизация/ремонт-эксплуатация-передача»), которая применяется к объектам, нуждающимся в модернизации. В этом случае частный партнер выплачивает арендные платежи публичному партнеру и обязуется привести объект в надлежащее состояние. В обмен на это частному партнеру предоставляется концессия на управление объектом в течение ограниченного периода времени и право взимать плату за пользование объектом с конечных потребителей.

Кроме того, для обозначения построенных на публичной собственности и аренде моделей ПЧП используется термин LDO (Lease-Develop-Operate – «аренда-развитие-эксплуатация»), которым именуется модель, предусматривающая предоставление публичным партнером частному партнеру (концессионеру) права аренды для управления и дальнейшего развития (расширения, усовершенствования) существующего объекта ПЧП. Данный механизм используется как для эксплуатации существующих, так и для целей создания и модернизации новых инфраструктурных объектов. Таким образом, частный партнер осуществляет инвестиции для совершенствования существующего или вновь создаваемого объекта с расчетом, что в последующем данный объем инвестиций окупится при положительном уровне рентабельности.

В отличие от моделей типа BTO/RTO, модель (D) BOOT (Design) – Build-Own-Operate-Transfer – «(проектирование) – строительство – владение – эксплуатация – передача» предусматривает получение частным партнером прав на финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию сооружения, включая взимание платы за использование, в течение определенного периода, по истечении которого право собственности возвращается государству; в этом случае частный партнер получает не только правомочие пользования, но и владения инфраструктурным объектом в течение указанного периода.
Иногда встречается также понятие обратного BOOT, при котором государство финансирует и возводит объект, а затем передает его в доверительное управление частному партнеру, который по истечении времени может выкупить его в свою собственность.

Модификацией модели BOOT являются также (D) BOO (Design)-Build-Own-Operate – «(проектирование) – строительство – владение – эксплуатация»), при котором право собственности на объект остается за концессионером на постоянной основе. Нередко данную модель отказываются использовать в силу ее сходства с приватизацией. В действительности проблема соотношения BOO с приватизацией возникает лишь в случае с передачей частному партнеру уже готового объекта ПЧП, не нуждающегося в строительстве или реконструкции. В последнем же случае следует говорить о создании частным партнером нового объекта, который не может быть объектом приватизации*(91). Именно такой подход отражен в ст. 12 проекта Модельного закона СНГ «О публично-частном партнерстве», согласно которой соглашением о ПЧП может быть предусмотрено поступление построенного или реконструированного объекта ПЧП в собственность частного партнера без обязательства последующей передачи его в собственность публичного партнера.

Также похожа на приватизацию модель BBO (Buy-Build-Operate – «покупка-строительство-эксплуатация»), которая предусматривает изначальную возмездную передачу (продажу) публичного имущества частному партнеру на условиях модернизации этого имущества и его эксплуатации в течение определенного периода времени, при этом публичный партнер сохраняет права контроля в течение всего срока действия соглашения о ПЧП. Таким образом, задача BBO – восстановление или расширение существующего объекта, продаваемого частному партнеру, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления данным имуществом.

Также на развивающихся рынках часто используется такой механизм, как форфейтинг. Суть этого механизма заключается в том, что частный партнер осуществляет строительство инфраструктурного объекта, самостоятельно привлекая свой или заемный капитал, а по завершении строительства отдает этот объект в аренду государственному или коммунальному предприятию. Этот механизм часто используется в странах, где частному партнеру сложно управлять инфраструктурными объектами в связи с несовершенной тарифной политикой, непониманием методов и процедур реализации государством контрольных функций, высоким уровнем коррупции и т.п.

На форфейтинг очень похожа модель BLTM (Build-Lease-Transfer-Maintain – «строительство – аренда – передача – обслуживание»), в рамках которой инфраструктурный объект проектируется, финансируется и создается частным партнером и затем отдается в аренду публичному партнеру на заранее определенный срок и за определенную плату*(94).
C публично-частными партнерствами типа BOT схожи используемые в ряде стран модели DBFO, DBFM, DBFT (DBF), при этом данные модели практически всегда используются в контексте КЖЦ, когда возврат инвестиций частного партнера происходит не за счет взимания платежей с потребителей инфраструктуры, а за счет регулярных отчислений, производимых публичным партнером.

В случае с DBFO (Design-Build-Finance-Operate – «проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация») частный партнер осуществляет проектирование, финансирование, строительство и эксплуатацию нового инфраструктурного объекта, собственником которого может быть как частный, так и публичный партнер. По истечении обозначенного в проектном соглашении срока частный партнер передает указанный объект публичному партнеру. Модель DBFM (Design-Build-Finance-Mantain – «проектирование – строительство – финансирование – обслуживание») предполагает несколько более широкое, нежели в DBFO, участие частного партнера в эксплуатации объекта за счет того, что частный партнер осуществляет также обслуживание объекта ПЧП.

Модели DBF (Design-Build-Finance – «проектирование-строительство-финансирование») и DBFT (Design-Build-Finance-Transfer – «проектирование – строительство – финансирование – передача») являются модификациями DBFO, в которых функции оператора объекта инфраструктуры берет на себя публичный партнер, принимающий объект после его создания или реконструкции.

Механизмы BOT предоставляют участникам проекта целый ряд преимуществ. Во-первых, у частного партнера появляется возможность учесть при проектировании все особенности оборудования и материалов, которые им же будут использоваться в дальнейшем при строительстве объекта, что естественным образом способствует экономии издержек на последующих этапах строительства и эксплуатации. Во-вторых, такой подход позволяет учесть все особенности проектирования и строительства объекта при разработке детального плана обслуживания инфраструктуры: частный партнер знает все особенности объекта, что также позволяет ему избежать непредвиденных затрат на эксплуатационной стадии проекта. В-третьих, участие одного частного партнера во всех стадиях жизненного цикла объекта позволяет экономить на эксплуатационных расходах, а также избежать тех политических и экономических проблем, которые возникают от года к году при расчете бюджетных расходов на обслуживание объекта – такой подход позволяет отойти от практики «латания дыр» в пользу более рационального и экономичного механизма своевременного обслуживания и обновления системы в течение всего срока ее службы.
Все механизмы BOT можно, в свою очередь, подразделить на контракты жизненного цикла и концессии. При этом концессии являются наиболее обременительными для частного партнера, поскольку вместе с возможностью взимать плату с потребителей публичной услуги на концессионера возлагается риск возврата инвестиций без значительного участия публичного партнера в финансировании частного партнера.

В литературе и руководствах по публично-частным партнерствам зачастую указывается, что данные модели являются вариантами структурирования концессий. Действительно, каждая из представленных структур может быть использована в концессии, однако ничто в данных моделях не указывает, как правило, на то, что риск возврата инвестиций лежит на частном партнере и последний получает право взимать вознаграждение за публичную услугу с ее потребителей, в чем и состоит суть концессионного механизма. Напротив, данные модели могут в равной степени использоваться в проектах КЖЦ и других публично-частных партнерствах, не предполагающих возврат инвестиций за счет пользователей инфраструктуры.

Оригинальной модификацией КЖЦ следует признать механизм TIF (Tax Increment Financing – «финансирование за счет прироста налогов»), предполагающий оплату затрат инвестора на создание инфраструктуры из бюджета за счет налогов в бюджеты всех уровней, поступающих от реализации инвестиционного проекта после окончания строительства и ввода объектов инфраструктуры в эксплуатацию. Этот механизм активно используется в США для развития локальных проектов на ограниченной территории. В России TIF никогда не применялся, хотя некоторое время назад в Государственную Думу РФ вносился законопроект, предполагающий возможность его реализации на региональном уровне. Предполагается, что за счет улучшения инфраструктуры субъекта Российской Федерации бюджет региона получит увеличение налогооблагаемой базы и из увеличившихся поступлений в бюджет будет компенсировать инвестору его затраты на соответствующий инфраструктурный проект. Идея ввести TIF появилась после того, как президент потребовал найти приемлемую модель для регионов по строительству и реконструкции инфраструктуры за счет инвесторов, но с последующей компенсацией их расходов за счет дополнительных доходов бюджетной системы, полученных вследствие развития такой территории.

В качестве особой, корпоративной разновидности моделей ПЧП можно признать также использовавшуюся в Великобритании во второй половине 2000 годов модель LABV (Local Asset-Backed Vehicle – «компания по управлению муниципальными активами»). Данная модель предполагает объединение в рамках одной компании публичного и одного или нескольких частных партнеров с целью развития территорий муниципальных образований: «Публичный партнер вносит в качестве вклада в уставной капитал компании имущество в виде объектов недвижимости и земель, представляющих интерес для инвесторов. Указанное имущество снимается с баланса муниципалитетов (т.е. переходит в собственность компании), что облегчает впоследствии получение займов под его залог. Доля частного партнера представлена денежными средствами. Особенностью модели LABV является то, что созданию компании предшествует разработка комплексного долгосрочного плана развития территорий, в соответствии с которым она в дальнейшем ведет свою деятельность. Еще одной отличительной чертой LABV служит то, что она позволяет получать доход как частному, так и публичному партнеру. Половина дохода при этом, как правило, реинвестируется, остальная часть распределяется согласно долям в уставном капитале».

Как правило, перечисление моделей ПЧП заканчивают полуприватизацией и приватизацией, перелагающей все риски дальнейшего содержания и эксплуатации объекта инфраструктуры на частного партнера. Последнее позволяет нам не относить данные модели к публично-частным партнерствам в узком смысле и воздержаться от их дальнейшего описания в рамках данной книги.

Не вдаваясь в особенности структурирования каждой из представленных моделей, хотелось бы отметить, что общая и наиболее значимая цель соглашения о ПЧП состоит в структурировании отношений партнеров таким образом, чтобы риски несла та сторона, которая способна контролировать их наилучшим образом, чтобы конкретные функции возлагались на партнера, имеющего навыки и компетенцию реализовать данные функции наиболее эффективным образом. Говоря о функциях частного партнера, нельзя при этом забывать, что успех проекта зависит от позиции публичного партнера, от того, насколько успешно он выполняет возложенные на него задачи – участие в управлении публично-частным партнерством, регулирование и контроль качества и сроков реализации проекта.

Не существует стандартной или оптимальной/идеальной модели, соответствующей всем потребностям отдельно взятого проекта – каждая модель нуждается в адаптации и «настройке» в соответствии с особенностями конкретного проекта, объекта инфраструктуры и окружающей социально-культурной, экономической и политической ситуацией, не говоря уже о технических и технологических особенностях проекта, а также степени зрелости национального рынка ПЧП. Можно лишь отметить, что концессии как таковые больше подходят для зрелого рынка ПЧП, тогда как модели PFI и BOO соответствуют уровню и развивающегося рынка, не накопившего достаточный опыт реализации ПЧП-проектов*(99).
От чего же зависит выбор конкретной модели ПЧП и какую роль в этом выборе должно играть государство? Обычно вид договора, который заключается в рамках публично-частного партнерства, определяется органом, который принимает решение об осуществлении проекта, руководствуясь утвержденными на высшем уровне (как правило, правительством) руководствами и инструкциями. Так, в соответствии со ст. 6 Закона о ГЧП Киргизии участие частного партнера в проектах ГЧП может быть в различных формах в зависимости от вида инфраструктурного объекта или инфраструктурных услуг, их отраслевой принадлежности, цели проекта ГЧП и договоренностей сторон соглашения о ГЧП. Инструкции по применению форм участия частного партнера в проектах ГЧП (или моделей ГЧП) разрабатываются и утверждаются уполномоченным государственным органом. Согласно ст. 35 Закона о ГЧП Молдовы в процессе анализа технико-экономического обоснования проекта государственный партнер обязан выявить риски, связанные с осуществлением частно-государственного партнерства; основные виды рисков и порядок их распределения утверждаются Министерством экономики Молдовы. При этом в случае, если с инициативой о реализации проекта ПЧП выступает частный субъект (unsolicited proposals), ничто не мешает ему рассчитать эффективную структуру отношений и предложить публичному партнеру конкретную, наиболее приемлемую модель ПЧП.

Как видим, формы, типы, виды и модели публично-частного партнерства, объединяемые рядом признаков – таких, как долгосрочность проекта, публичные задачи и объекты партнерства, объединение ресурсов частного и публичного партнеров и распределение рисков между ними, тем не менее, отличаются значительным разнообразием. Данное разнообразие обусловлено множественностью и спецификой тех задач, которые ставятся перед инфраструктурными проектами, спецификой самих инфраструктурных объектов и рынка инвестиций, который определяет баланс между целями проекта и ожиданиями частного инвестора.

Эта особенность публично-частного партнерства диктует необходимость создания рамочного правового регулирования, определяющего лишь общие правовые и институциональные рамки, гарантии выполнения государственных задач, соблюдения прав и законных интересов частного сектора, а также поддержание здорового уровня конкуренции. Как правильно подчеркивает О.И. Лысихина, правовая форма осуществления государственно-частного партнерства должна в идеале отвечать двум основным требованиям: обеспечить для инвестора привлекательность, безопасность вложения средств в государственную собственность и реализовать основную цель проекта, а именно развить ту сферу, которая стратегически важна для государства.

Законодательство должно стимулировать инвестиции в публичную инфраструктуру и обеспечивать стабильность в реализации инфраструктурных проектов, не создавая препятствий в использовании таких моделей и механизмов сотрудничества, которые в наибольшей степени соответствуют объективным особенностям проекта, интересам публичного и частного партнеров, финансирующих организаций и пользователей инфраструктуры.

Таким образом, обнаруживается потребность в создании такого механизма правового регулирования, который бы не создавал препятствий в применении всего многообразия моделей публично-частного партнерства, чтобы ни у государства, ни у муниципального образования не возникало проблем с выбором наиболее подходящей модели. Как еще будет сказано далее в § 1 главы 3, в настоящее время в России на федеральном уровне спектр возможных типов и моделей ПЧП ограничен концессиями и КЖЦ (соглашениями о ПЧП) на основе государственной собственности (только по типу BTO), что явно следует признать недостаточным. De lege ferenda законодатель при подготовке закона об основах ГЧП стоит перед выбором – перечислять все возможные виды ПЧП, устанавливать юридические рамки их реализации (такой подход применяется в настоящий момент в России, Таджикистане, Молдове, Южной Корее и др.) или отказаться от подобного перечисления и сводить правовые рамки к минимуму (практика Киргизии, Украины и др.). В условиях сложившейся правовой традиции и особенностей российской правовой системы, как и правовых систем большинства других стран СНГ, в частности, когда субъекты РФ и местные органы власти не вправе каким-либо образом вмешиваться в гражданско-правовое регулирование публично-частных партнерств, мы бы рекомендовали отечественному законодателю установить основные ориентиры, позволяющие использовать, по меньшей мере, перечисленные выше общепринятые модели ПЧП, а в лучшем случае и вовсе оставить возможность для использования любых иных договорных механизмов, прямо не противоречащих федеральному закону.

Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты (под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелёвой). – “Инфотропик Медиа”, 2015 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *