контральто и меццо сопрано в чем разница
Контральто и меццо сопрано в чем разница
Классификация женских голосов
по немецкой системе Fach
Перевод статьи «Fach» из Википедии.
Это система сейчас считается наиболее удобной для певцов и театров, так как певца, чей голос подходит под параметры определенного фаха, чаще будут просить исполнять партии именного его типа голоса. Это также предотвращает попытки заставить певца петь партии, неудобные его голосу по объективным причинам. Оперные театры заводят списки певцов, имеющих определенные фахи, упрощая таким образом прослушивания для предстоящих постановок, ведь критерий поиска значительно сужается.
Ниже приведены список фахов, их диапазоны, а также партии, которые считаютя принадлежащими определенному типу. Также даны два названия фаха (первое наиболее часто употребляеся). Где это возможно дан ангилийский эквивалент названия фаха, однако не все типы имеют перевод. Нужно отметить, что некоторые партии могут успешно исполняться разными типами голосов, и некоторые певцы не подходят под эти шаблоны. Например, некоторые певицы поют как лирические колоратурные партии, так и драматические. Царица ночи написана для драматической колоратуры, но оттого, что такойголос редок, а тесситура очень высокая, чаще эту партию поют лирические колоратуры.
Английский перевод: Coloratura soprano or Lyric Coloratura soprano
Диапазон: от «до» первой октвавы до «фа» третьей.
Описание: Обычно, но не всегда, светлое высокое сопрано. Обычно певица имеет небольшой голос, которому не хватает полноты и полетности драматического. Требуется умение петь подвижно сложные мелодии в быстром темпе с хорошими верхними нотами. Многие имеют крайне высокие диапазон, (даже выше, чем «фа» в Царице ночи), но также есть певицы этого фаха, поющие не выше «ми-бемоль» третьей. Обычно певицы поющие драматический колоратурный репертуар также в состоянии петь в лирическом и наоборот: например, Joan Sutherland (из драматического в лирический), Lucia Popp, Diana Damrau, Natalie Dessay (из лирического в драматический).
Oscar, Un ballo in maschera (Giuseppe Verdi)
Tytania, A Midsummer Night’s Dream (Benjamin Britten)
Zerbinetta, Ariadne auf Naxos (Richard Strauss)
Olympia, Les contes d’Hoffman (Jacques Offenbach)
Adele, Die Fledermaus (Johann Strauss Jr.)
Adina, L’elisir d’amore (Gaetano Donizetti)
Marie, La fille du regiment (Gaetano Donizetti)
Amina, La sonnambula (Vincenzo Bellini)
Amenaide, Tancredi (Gioachino Rossini)
Elvira, I puritani (Vincenzo Bellini)
Kathleen Battle
Laura Claycomb
Natalie Dessay
Elizabeth Futral
Sumi Jo
Nellie Melba
Lina Pagliughi
Lily Pons
Lucia Popp
Mado Robin
Erna Sack
Luciana Serra
Beverly Sills
Rita Streich
Sarah Coburn
Немецкий вариант: Dramatischer Koloratursopran
Ангийский перевод: Dramatic coloratura soprano
Диапазон: от «до» первой октавы до «фа» третьей
Описание: То же, что и выше, но голос более драматический и густой. Обычно более тяжелый, но так же должен петь сложные мелодии в быстром движении и легко достигать крайних верхних нот («фа» третьей октавы в Царице ночи). Лучшими примерами этого фаха являются Maria Callas, Joan Sutherland и June Anderson. Этьо очень редкий фах, так как нужны толстые голосовые связки, позволяющие петь насыщенные верхние ноты, но в то же время это уменьшает подвижность голоса.
Donna Anna, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
The Queen of the Night, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
Konstanze, Die Entfuhrung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
Rosalinda, Die Fledermaus (Johann Strauss Jr.)
Semiramide, Semiramide (Gioachino Rossini)
Lucia, Lucia di Lammermoor (Gaetano Donizetti)
Fiordiligi, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Imogene, Il pirata (Vincenzo Bellini)
Norma, Norma (Vincenzo Bellini)
Leonora, Il trovatore (Giuseppe Verdi)
Violetta, La traviata (Giuseppe Verdi)
Maria, Maria Stuarda (Gaetano Donizetti)
Lady Macbeth, Macbeth (Giuseppe Verdi)
Odabella, Attila (Giuseppe Verdi)
Abigalle, Nabucco (Giuseppe Verdi)
Певицы:
June Anderson
Radmila Bakocevic
Maria Callas
Diana Damrau
Cristina Deutekom
Edita Gruberova
Caterina Mancini
Nelly Miricioiu
Edda Moser
Joan Sutherland
Luisa Tetrazzini
Роли:
Blondchen, Die Entfuhrung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
Despina, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Susanna, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
Zerlina, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
Belinda, Dido and Aeneas (Henry Purcell)
Adele, Die Fledermaus (Johann Strauss)
Sophie, Der Rosenkavalier (Richard Strauss)
Annchen, Der Freischutz (Carl Maria von Weber)
Barbara Bonney
Tania Buccini
Elisabeth Schumann
Dawn Upshaw
Немецкий вариант: Lyrischer Sopran
Ангийский перевод: Full Lyric Soprano
Диапазон: от «си-бемоля» малой до «до» третьей
Описание: наиболее универсальное сопрано, которой может петь легато, портаменто и имеет небольшую подвижность. Обычно имеет более нежную и насыщенную окарску, чем субретка, кто чаще имеет более кокетливую и «чирикающую» манеру пения. Наиболее часто встречающийся голос, хотя требуются чистота и лиризм в тембре. Это «основной» сопрановый голос, не имеющий таких качеств (и требований), как мощь, выносливость или подвижность. Тем не менее есть лирические сопрано, обладающие перечисленными характеристиками, позволяющими им петь более широкий спектр ролей.
Роли:
Mimi, La boheme (Giacomo Puccini)
Magda, La rondine (Giacomo Puccini)
Lauretta, Gianni Schicchi (Giacomo Puccini)
Liu, Turandot (Giacomo Puccini)
Pamina, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
Micaela, Carmen (Georges Bizet)
Marguerite, Faust (Charles Gounod)
Manon, Manon (Jules Massenet)
Antonia, Les contes d’Hoffmann (Jacques Offenbach)
La Contessa, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
Amelia Grimaldi, Simon Boccanegra (Giuseppe Verdi)
Thais, Thais (Jules Massenet)
Rusalka, Rusalka (Antonin Dvorak)
Tatyana, Eugene Onegin (Pyotr Ilyich Tchaikovsky)
Певицы:
Licia Albanese
Montserrat Caballe
Lisa della Casa
Victoria de los Angeles
Emma Eames
Renee Fleming
Mirella Freni
Angela Gheorghiu
Anna Netrebko
Elisabeth Schwarzkopf
Renata Scotto
Kiri Te Kanawa
Tarja Turunen
Немецкий вариант: Jugendlich Dramatischer Sopran
Английский перевод: Light dramatic soprano
Диапазон: от «ля» малой октавы до «до» третьей
Michèle Crider
Barbara Frittoli
Gundula Janowitz
Karita Mattila
Aprile Millo
Adrianne Pieczonka
Leontyne Price
Renata Tebaldi
Немецкий вариант: Dramatischer Sopran
Английский перевод: Full dramatic soprano
Диапазон: от ля малой октавы до до третьей.
Описание: густые, богатые обертонами голоса, которые слышны на фоне огромных оркестров, что требует большой выносливости. От драматических сопрано не требуют гибкости более легких голосов. Большинство драматических сопрано имеют темные, крепкие голоса, но встречаются и имеюшие лирические качества. В следующих примерах, тем не менее, подчеркиваются выносливость и объемность голоса. Сопрано, имеющие темные голоса, также могут заходить на территорию драматических меццо.
Роли:
Senta
Der fliegende Holländer (Richard Wagner)
Leonore, Fidelio (Ludwig van Beethoven)
Ariadne, Ariadne auf Naxos (Richard Strauss)
Gioconda, La Gioconda (Amilcare Ponchielli)
Santuzza, Cavalleria rusticana (Pietro Mascagni)
Hildegard Behrens
Helga Dernesch
Jane Eaglen
Andrea Gruber
Lotte Lehmann
Zinka Milanov
Leonie Rysanek
Elisabeth Rethberg
Rosa Ponselle
Deborah Voigt
Jessye Norman
Regine Crespin
Sylvia Sass
Eva Marton
Florence Austral
Germaine Lubin
Giannina Arangi-Lombardi
Gina Cigna
Вагнеровское сопрано
Немецкий вариант:Hochdramatischer Sopran
Английский перевод: Wagnerian soprano
Диапазон: от «соль» малой октавы до «до» третьей
Florence Austral
Inge Borkh
Ghena Dimitrova
Kirsten Flagstad
Johanna Gadski
Gertrude Grob-Prandl
Gwyneth Jones
Lilli Lehmann
Frida Leider
Birgit Nilsson
Lillian Nordica
Deborah Polaski
Helen Traubel
Eva Turner
Astrid Varnay
МЕЦЦО-СОПРАНО И КОНТРАЛЬТО
Cecilia Bartoli
Teresa Berganza
Sonia Ganassi
Vivica Genaux
Conchita Supervía
Marilyn Horne
Vesselina Kasarova
Joyce DiDonato
Cherubino, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
Octavian, Der Rosenkavalier (Richard Strauss)
The Composer, Ariadne auf Naxos (Richard Strauss)
Suzuki, Madama Butterfly (Giacomo Puccini)
Arianna, L’Arianna (Claudio Monteverdi)
Dorabella, Così fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
Carmen, Carmen (Georges Bizet)
Dido, Dido and Aeneas (Henry Purcell)
Sesto, La clemenza di Tito (Wolfgang Amadeus Mozart)
Певицы:
Janet Baker
Susan Graham
Risë Stevens
Anne-Sofie von Otter
Frederica von Stade
Tatiana Troyanos
Драматическое меццо-сопрано
Немецкий вариант: Dramatischer Mezzosopran
Английский перевод: Dramatic mezzo-soprano
Диапазон: от «соль» малой октавы до «си-бемоль» второй
Описание: драматические меццо часто имеют схожий с драматическими сопрано диапазон. Главное отличие в выносливости и удобной длч голоса тесситуре: меццо-сопрано удобнее петь в середине и внизу, переходя кверхним нотам только в кульминационные моменты партии. Многие драматические меццо с успехом поют партии драматических сопрано, написанные в более низкой тесситуре.
Роли:
The Sorceress, Dido and Aeneas (Henry Purcell)
Dalila, Samson et Dalila (Camille Saint-Saëns)
Amneris, Aida (Giuseppe Verdi)
Eboli, Don Carlo (Giuseppe Verdi)
Azucena, Il trovatore (Giuseppe Verdi)
Ortrud, Lohengrin (Richard Wagner)
Fricka, Das Rheingold, Die Walküre (Richard Wagner)
Певицы:
Grace Bumbry
Shirley Verrett
Fiorenza Cossotto
Fedora Barbieri
Christa Ludwig
Giulietta Simionato
Ebe Stignani
Dolora Zajick
Denyce Graves
Немецкий вариант: Dramatischer Alt
Английский перевод: Dramatic Contralto
Диапазон: от «фа» малой октавы до «фа» второй
Описание: голос похож на предыдущий, только ниже. Поет обычно в районе переключения грудного и головного регистров. Многие меццо пробовали силы в этих партиях, но у альтов это лучше получается, так как их голоса глубже и проникновеннее. Это очень редкий голос, отличающийся темным и богатым тембром.
Роли:
Erda, Der Ring des Nibelungen (Richard Wagner)
Ulrica, Un ballo in maschera (Giuseppe Verdi)
Florence, Albert Herring (Benjamin Britten)
Olga, Eugene Onegin (Pyotr Ilyich Tchaikovsky)
Marfa, Khovanshchina (Modest Mussorgsky)
Певицы:
Marian Anderson
Lili Chookasian
Maria von Ilosvay
Sigrid Onegin
Ewa Podles
Немецкий вариант: Tiefer Alt
Английский перевод: Low Contralto
Диапазон: от «ми» малой октавы до «ми» второй
Описание: самый низкий женский голос.
Gaea, Daphne (Richard Strauss)
Geneviève, Pelléas et Mélisande (Claude Debussy)
Die Kranke, Moses und Aron (Arnold Schoenberg)
Clara Butt
Kathleen Ferrier
Ernestine Schumann-Heink
Gisela Litz
Nathalie Stutzmann
Мэрайя Кери — сопрано. Адель — меццо. Уайнхаус — контральто. Типы женских голосов на эстраде
Разделение голосов на высокие и низкие — на сопрано и контральто — пришло из академического вокала. Там классификация очень четкая: она основана на диапазоне и тембре певца и на тесситуре произведения. В опере за определенным типом голоса закреплен характер персонажа. Главную героиню, скорее всего, будет исполнять сопрано. Антагонистку — контральто.
В эстрадном и джазовом пении канонов нет. Термины «сопрано», «меццо-сопрано» и «контральто» применяются более свободно и относятся только к вокальному диапазону. Поэтому исполнительница может хайпануть на песенке из четырех нот, а потом превратиться в диву с лирическими, сложными композициями.
Зачем определять тип голоса, если я не занимаюсь классическим вокалом?
— Чтобы найти подходящий репертуар, который поможет голосу раскрыться лучше.
— Чтобы подобрать правильные распевки и упражнения для развития голоса.
Разберемся с типами женских голосов на примерах.
Сопрано
Это самый высокий, легкий и звонкий женский голос. Певицам с сопрано удобнее всего петь в конце первой и во второй октаве.
Послушайте Мэрайю Кери:
Mariah Carey — My AllПодпевайте Ариане Гранде:
Ariana Grande — Dangerous Woman liveМеццо-сопрано
Такой голос звучит ярко и насыщенно и лучше всего раскрывается в первой октаве и в начале второй.
Adele — Someone like you (live at Royal Albert Hall)Насладитесь пением Бейонсе:
Beyoncé — Halo (Live at Show with David Letterman)Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.
Контральто
Самый низкий, чувственный и глубокий голос. Исполнительницам с контральто отлично удаются низкие ноты малой октавы.
Вспомните Эми Уайнхаус:
Amy Winehouse — Live at Porchester HallПослушайте Лану Дель Рей:
Lana Del Rey — Born To Die (Live at Poolside)Могу ли я сама понять, какой у меня голос?
— Да.
Полную характеристику даст только преподаватель вокала. Но примерно определить диапазон и классифицировать свой голос вы можете и сами.
Воспользуйтесь настоящим или онлайн-фортепиано. Немного распойтесь, а потом найдите нижнюю границу диапазона: начните с «до» (С) первой октавы и спускайтесь полутон за полутоном. Как только петь стало неудобно — остановитесь. Запишите самую низкую комфортную ноту. Потом пойте от «до» (С) первой октавы вверх. Самую высокую ноту, которая вам удалась, — запишите.
Все! Теперь сравните свои данные с данными таблицы.
Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.
Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.
Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.
Контральто и меццо сопрано в чем разница
Это система сейчас считается наиболее удобной для певцов и театров, так как певца, чей голос подходит под параметры определенного фаха, чаще будут просить исполнять партии именного его типа голоса. Это также предотвращает попытки заставить певца петь партии, неудобные его голосу по объективным причинам. Оперные театры заводят списки певцов, имеющих определенные фахи, упрощая таким образом прослушивания для предстоящих постановок, ведь критерий поиска значительно сужается.
Ниже приведены список фахов, их диапазоны, а также партии, которые считаютя принадлежащими определенному типу. Также даны два названия фаха (первое наиболее часто употребляеся). Где это возможно дан ангилийский эквивалент названия фаха, однако не все типы имеют перевод. Нужно отметить, что некоторые партии могут успешно исполняться разными типами голосов, и некоторые певцы не подходят под эти шаблоны. Например, некоторые певицы поют как лирические колоратурные партии, так и драматические. Царица ночи написана для драматической колоратуры, но оттого, что такойголос редок, а тесситура очень высокая, чаще эту партию поют лирические колоратуры.
Английский перевод: Coloratura soprano or Lyric Coloratura soprano
Диапазон: от «до» первой октвавы до «фа» третьей.
Описание: Обычно, но не всегда, светлое высокое сопрано. Обычно певица имеет небольшой голос, которому не хватает полноты и полетности драматического. Требуется умение петь подвижно сложные мелодии в быстром темпе с хорошими верхними нотами. Многие имеют крайне высокие диапазон, (даже выше, чем «фа» в Царице ночи), но также есть певицы этого фаха, поющие не выше «ми-бемоль» третьей. Обычно певицы поющие драматический колоратурный репертуар также в состоянии петь в лирическом и наоборот: например, Joan Sutherland (из драматического в лирический), Lucia Popp, Diana Damrau, Natalie Dessay (из лирического в драматический).
Oscar, Un ballo in maschera (Giuseppe Verdi)
Tytania, A Midsummer Night’s Dream (Benjamin Britten)
Zerbinetta, Ariadne auf Naxos (Richard Strauss)
Olympia, Les contes d’Hoffman (Jacques Offenbach)
Adele, Die Fledermaus (Johann Strauss Jr.)
Adina, L’elisir d’amore (Gaetano Donizetti)
Marie, La fille du regiment (Gaetano Donizetti)
Amina, La sonnambula (Vincenzo Bellini)
Amenaide, Tancredi (Gioachino Rossini)
Elvira, I puritani (Vincenzo Bellini)
Kathleen Battle
Laura Claycomb
Natalie Dessay
Elizabeth Futral
Sumi Jo
Nellie Melba
Lina Pagliughi
Lily Pons
Lucia Popp
Mado Robin
Erna Sack
Luciana Serra
Beverly Sills
Rita Streich
Sarah Coburn
Свойства профессионального вокала
Существуют 8 октав, в пределах которых певцы исполняют песни и арии. У каждого исполнителя есть свой диапазон — расстояние от нижних нот до верхних, которые он может спеть. Профессионально поставленный голос легко создает однородные звуки в пределах двух октав. Это считается хорошим диапазоном для музыкальной карьеры.
Различают полный диапазон — те ноты, что певец может взять, и рабочий — в котором ему комфортно петь. Важной характеристикой являются тембры певческих голосов, они бывают:
Имеет значение для исполнителя свойство полетности — такой голос слышно без микрофона. Она появляется при наличии в голосе высоких обертонов, которые придают плавность, чувственность. Еще одно качество оперного голоса — сила, ведь певец должен солировать на фоне музыки в исполнении оркестра.
Голосовой аппарат у мужчин и женщин работает в разных регистрах, производя однородные по тембру звуки. Женский голос обладает следующими регистрами:
В мужском исполнении музыковеды выделяют два регистра: грудной и фальцетный. Первый характеризуется богатым звучанием и находится внизу диапазона, а второй слабый и расположен вверху.
У профессионалов переходы между регистрами сглажены, а для естественности пения и взятия высоких или низких нот у певца должен иметься запас музыкальных и физиологических возможностей. Кроме того, мужские и женские певческие голоса делятся на группы.
Классификация голосов
Классифицировать типы певческих голосов можно по разным параметрам. Первые попытки осуществить это были сделаны в XII—XIII вв. Принятая в настоящее время характеристика певческих голосов сложилась в XIV в. с развитием многоголосного хорового пения. Именно тогда их разделили по полу исполнителя и диапазону. Вначале было 4 главных голоса, сопутствующих музыке, — по два мужских и женских (бас и тенор, сопрано и альт).
Усложнение репертуара привело к более подробной дифференциации голосов, впервые появившейся в итальянской оперной школе. В характеристике учитывались тональность, тембр, рабочий диапазон, тесситура (зона комфортного пения).
Женское пение
Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.
Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.
Отличия сопрано
Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:
Обладательницам сопрано композиторы готовят роли юных девушек или сказочных существ.
Особенности меццо-сопрано
Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.
Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.
Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.
Звучание контральто
Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.
Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.
Мужское исполнение
Специалисты разделяют вокал сильной половины человечества на теноровую, баритоновую и басовую группы. Это соответствует высокому, среднему и низкому регистрам. Каждая группа имеет более подробную градацию, которая учитывает тембр, звучание, легкость, особенности при взятии верхних и нижних нот диапазона.
В мире музыки не так давно произошло настоящее открытие, которому нет подражания, — это казахский исполнитель Димаш Кудайбергенов, работающий в 6 октавах.
Теноровая группа
Это популярный и красивый мужской голос, способный брать «королевскую до» в верхней октаве. Диапазон весьма широк и охватывает октавы от малой до второй. Отличительная черта теноров-солистов — сильный верхний регистр. В этой группе различают несколько высоких голосов:
Для теноров написано множество прекрасных классических оперных партий русскими и зарубежными композиторами: Гуно («Фауст»), Хосе («Кармен»), Принц («Любовь к трем апельсинам»). Знаменитые теноры — П. Доминго, М. Ланца, Э. Карузо, С. Лемешев, И. Козловский, Э. Паваротти, Л. Собинов.
Характеристика баритона
Средний мужской голос завораживает бархатистым звучанием, способностью демонстрировать драматический эмоциональный накал. Диапазон баритональных певческих голосов охватывает от ля большой октавы до следующей ля первой октавы. Баритон условно делится на следующие виды:
Баритональные партии не оставляют равнодушными — это Евгений Онегин в одноименной опере, Князь Игорь («Князь Игорь»), Андрей Болконский («Война и мир»), Алеко и Яго («Отелло»), Демон («Демон»). Знаменитые баритоны — Г. Прэй, Д. Хворостовский, Т. Хэмпсон, В. Скоробогатов, В. Петров.
Виды басов
Басовый голос имеет наибольшую амплитуду колебания звука, поэтому он может динамичнее обозначать контрасты при пении. Низкий голос у мужчин встречается очень редко, поэтому в церковно-хоровом пении такой вокал незаменим. Отличается редкой красотой, глубиной, насыщенностью звучания.
Басам покорны ноты в диапазоне от фа большой октавы до фа первой. Различают 4 вида басовых голосов:
Некоторые специалисты полагают уместным различать басовые голоса по тембру и выделяют баритональные, характерные, глубокие, комические.
Музыкальные партии композиторы создают специально с учетом особенностей звучания басовых голосов, ведь одни гудят подобно колоколам, другие слышатся жестко, третьи дают долгий раскат. По этой причине различны и персонажи, которых исполняют певцы, — это и величественные герои, и уважаемые отцы семейств, и смешные гротескные образы.
Известные партии — Сусанин («Иван Сусанин»), Мельник («Русалка»), Мороз («Снегурочка»), Морской царь и Варяжский гость («Садко»). Обладатели таких голосов — И. Петров, Ю. Статник, Ф. Шаляпин, Б. Штоколов, Жозе ван Дам.
Вокальные данные у детей
Голоса у детей звучат выше, чем у взрослых. Объясняется это тем, что голосовая мышца у ребенка до 11—13 лет окончательно не сформирована. По диапазону детский вокал классифицируют вне зависимости от пола ребенка:
Тонкий детский голос у мальчика называют дискантом, он делится на низкий, средний, высокий. В процессе мутации голосового аппарата вокальные данные у детей меняются и могут совсем исчезнуть.
Эксклюзив на сцене
Иногда певцы настолько профессиональны, что способны исполнять партии с разным характером. Такие голоса принято называть «абсолютными».
Например, известной певице Марии Каллас были подвластны все сопрановые партии — от драматических до колоратурных. Ее появление на сцене в изысканных нарядах и мехах вызывало сенсацию. Но такие возможности открываются только перед уникальными голосами с тщательной отработкой техники звука.
Определить тип голоса у начинающего певца практически невозможно, поскольку в ходе обучения меняются степень диапазона и тембр.