контрибуция что стало с чагиной
Контрибуция (2015), Сюжет.
Пермь. 1918 год. От взрывов и от шума выбитых стекол в своей пастели просыпается следователь милиции Андрей Мурзин. Его дама, Вера, начинает верещать от ужаса и ему приходится ее успокаивать. Вскоре они собирают вещи и пытаются сбежать из города. Однако Мурзин понимает, что белые уже в городе и ему приходится расстаться с Верой. Он обещает, что вернется за ней. Город был взят среднесибирским белогвардейским корпусом, под командованием генерала Анатолия Пепеляева.
Генерал устраивается в бывшем здании милиции и обсуждает состояние корпуса со своими советниками. Оказывается, состояние войск весьма плачевное. Не хватает боеприпасов, провизии, лошадей, бензина. Другими словами дальнейшее наступление на Вятку невозможно. Но по приказу верховного правителя адмирала Колчака наступать нужно. Решение этой проблемы предлагает капитан Шамардин. Он говорит, что можно купить все необходимое для армии, а деньги попросить у местных купцов, банкиров и промышленников. Генералу такая идея приходится по нраву, и он приказывает устроить ему встречу с вышеназванными людьми. Также он приказывает освободить подвалы здания от заключенных.
Составляются списки преступников, которых в скором времени расстреляют. Этот список за подписью Пепеляева вывешивается на всеобщее обозрение. Вера видит в нем имя своего любимого. Она идет на прием к Пепеляеву, с которым ее связывает общее прошлое. Он просит ее подождать, а сам идет на встречу с зажиточными пермяками. На встрече миллионщики рады видеть своего освободителя, но когда они понимают, зачем именно они здесь собрались, их настроение сразу меняется. Пепеляев вкратце рассказывает им о планах наступления на Москву, а после сообщает, что для оснащения армии ему нужно 700 тысяч рублей золотом. Получается, что каждый из них должен принести 116 700 рублей. Срок он им дает до завтра, до 9 утра.
Пепеляев принимает в своем кабинете Веру. Из их разговора становится понятно, что в прошлом они были обручены, но во время суматохи Андрей нашел ее в Петрограде, а Анатолий нет. Вера просит помиловать Андрея, который оказался в расстрельных списках, но Анатолий отказывает ей. Поздно вечером к генералу приходит вдова Чагина, которая была на встрече. В качестве платы она приносит алмаз «звезда Анона», который стоит 65 тысяч. После вопроса, когда она принесет остальное, вдова полностью обнажилась перед генералом. Анатолий сказал, что это не стоит 51 700 и Чагиной пришлось уйти.
Следующим утром в штаб генерала привели ювелира, который оценил бриллиант в 65-66 тысяч рублей. После в зал вошли купцы и промышленники. Пепеляев показал им футляр и сказал, что там находится драгоценный камень, стоимостью в 65 тысяч, который ему вручила госпожа Чагина. Он обещал показать его им, если они будут так же щедры, как и она. Однако купцы и промышленники не принесли деньги. Они пытались отделаться товарами для армии, на которые генерал и так имел полное право.
Пепеляев приказал отправить всех в подвал, кроме Чагиной, которая принесла хоть, что-то. Он также решил показать бриллиант присутствующим, но когда он открыл коробочку, она была пуста. Прейдя в ярость, генерал приказал никого не выпускать из комнаты и сделал другие распоряжения по обеспечению безопасности драгоценного камня. После тщательного осмотра помещения было решено начать обыск. Для обыска Чагиной, генерал распорядился пригласить Веру. Однако и после этого камень так и не был найден. В это время на улицу выводили заключенных для расстрела. Среди них был и Андрей.
В последнюю минуту перед расстрелом, Максимова вызывают к генералу. Анатолий объясняет ему ситуацию и ставит ему задачу найти бриллиант до 9 часов вечера. В случае удачи его с женой отпустят. Андрей приступает к расследованию. Первым делом он выясняет, что бриллиант был похищен из футляра, благодаря отвлекающему маневру. Ему рассказывают, что утром солдат принес дрова к печи и бросил их довольно громко. В результате этого все отвлеклись от коробочки. Также Мурзин попросил пригласить сумасшедшего с улицы, который слишком активно привлекал к себе внимание.
Сумасшедший рассказал, что видел, как из их окна вылетала душа. После проверки окна оказалось, что бумага, которой была заклеена форточка, разорвана. Мурзин распорядился просеивать снег под окном. После нашли солдатскую форму. Стало ясно, что сообщником вора был ювелир, который и устроил отвлекающий маневр с дровами. После обыска генерала, капитана и госпожи Чагиной, Мурзин решил показать свое достоинство, но генерал осек его тем, что приказал расстрелять Веру. Мурзину пришлось извиниться и продолжать поиски бриллианта. В портфеле Шамардина следователь нашел голубиное перо и поэтому распорядился прекратить просеивать снег.
Мурзин обвинил в краже бриллианта капитана. Тот выхватил свой револьвер и смог сбежать через окно. Расследование продолжилось, вскоре следователь вынудил Чагину на признание. Она сказала, что на самом деле она сирота и из приюта ее забрал ее брат – Шамардин. Вместе они занимались мелкими кражами, но вскоре брата поймали и отправили на каторгу, а она приехала в Пермь, где и вышла замуж за Чагина. Мурзин спросил у купцов и промышленников, с кем из них у Чагиной была связь. Он сказал им, что банда Шамардина скорее всего сейчас грабит их дома. Оказалось, что связь была у всех. Ко всем домам были направлены отряды солдат, а Мурзин вместе с Пепеляевыв и Верой отправился к дому Чагиной, где на голубятне и нашел пропавший камень. В конце фильма Пепеляев отпускает Андрея и Веру.
Краткое содержание и чем закончился фильм «Контрибуция»
«Контрибуция» — фильм российского производства, снятый по мотивам повести с таким же названием. Автор повести — Леонид Юзефович, автор кинокартины, режиссер — Сергей Снежкин.
Во время работы на картиной Снежкин и Юзефович не нашли общего языка, что повлияло и на судьбу фильма, он вышел позже назначенного срока, а фамилии обоих создателей, по их же просьбе, были убраны из субтитров.
Над фильмом не только работали талантливые писатель и режиссер, но и актерский состав получился по-настоящему звездным. В фильме снялись такие известные лица как Елизавета Боярская, Максим Матвеев («Стиляги», «Анна Каренина»), Надежда Толубеева («Питер. Лето. Любовь»), Илья Носков («Азазель», «Настоящая любовь»), Евгений Дятлов («Батальон», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты») и другие яркие актеры российского кинематографа.
В итоге, фильм вышел 17 марта 2016 года и был очень высоко оценен как зрителями, так и кинокритиками.
Основной сюжет
Действия разворачивается в 1918 году, в городе Пермь. Основой конфликта становится противостояние белогвардейцев и красногвардейцев. Глобальный конфликт политического характера раскрывается при детальном рассмотрении частной истории — классический «любовный треугольник». Вера — девушка, которая была обручена в прошлом с белогвардейским генералом Анатолием Пепеляевым, сейчас у нее отношения с красноармейцем Андреем Мурзиным, который работает на должности следователя.
Город занимает Пепеляев и арестовывает Мурзина, Вера, конечно, отправляется к своему бывшему жениху, чтобы уговорить отпустить ее возлюбленного, но оскорбленный в личных чувствах Анатолий категорически отказывается.
Колчак дает четкое указание белогвардейской армии двигаться вперед, но у армии Пепеляева не хватает ресурсов на продолжения боя, поэтому он требует у местных содержательных жителей предоставить к утру внушительную сумму. Вечером лишь одна вдова Чагина, которая приносит драгоценный бриллиант, но даже его не хватает, чтобы покрыть запрошенную сумму.
На утра происходит общий сбор Пепеляева со всей зажиточной частью города, но никто из миллионщиков не желает платить. Анатолий достает футляр с драгоценность от вдовы, чтобы показать остальным пример, но бриллианта в коробочке не оказывается.
Анатолий решается на отчаянный шаг — он вызывает Андрея и предлагает ему свободу с Верой в обмен на его услуги следователя. Иными словами, Мурзину нужно в ближайшие часы по горячим следам отыскать драгоценность.
Таким образом, перед нами классическая детективная история: несколько людей с разными мотивами для совершенному преступления оказывается в закрытом пространстве. Теперь методов размышлений и логических цепочек следователю предстоит раскрыть дело, не покидая место совершения преступления.
Чем заканчивается фильм
Жанр фильма — исторический детектив. Соответственно, именно история с пропавшей драгоценность и находится в центре композиции. Сможет ли детектив Мурзин найти бриллиант и обрести счастье с любимой, или ему придется погибнуть на расстреле от рук белогвардейцев?
Андрей проводит допрос всех присутствующих миллионеров и отмечает интересные факты, которые помогают ему в расследовании: во-первых, он выясняет, что утром солдат очень громко принес дрова к камину, во-вторых, он слышит слова местного сумасшедшего о том, что утром тот видел дух, выходящий через окно этой комнаты. Выясняется, что сохранность окна повреждена. Таким образом, бриллиант был выкраден во время отвлекающего маневра с дровами и выкинут через окно в снег.
Осталось лишь выяснить, кто же утроил все это представление. Наконец, Мурзин выясняет, что вдова Чагина изначально подготовила этот план для обогащения. Она рассказывает всю свою история: она росла в детдоме детдоме, откуда через некоторое время ее забрал старший брат, родителей они оба не видели. Когда выпустились из приюта, стали заниматься мелкими кражами, так и выживали первое время. На этом ремесле они хорошо набили руку.
В Перми девушка встретилась с Чагиным и стала его женой, теперь после его смерти — она единственная наследница его богатств, чем и собирается воспользоваться, однако уйти из этого города, не поживившись напоследок, она не может.
У них с братом целая банда воришек, и пока все богачи города собрались в одном месте, более того, Анатолий не выпускает никого из них, члены их с братом шайки обчищают дома миллионеров.
Конец фильма счастливый: справедливость и любовь победили. Отряд солдат был тут же отправлен в дома миллионеров, и вся банда во главе с Чагиной и ее братом арестованы, а Андрей с Верой получили обещанную Мурзиным свободу.
Интересные факты
Фильм не просто так имеет заголовок исторического детектива: для создания костюмов персонажей и обстановки того времени были привлечены историки. Совместная работа съемочной группы и специалистов привела в точнейшему воспроизведению декораций и одежды.
Действия фильма происходят зимой. Согласно погодным сводкам в 1918 года погода была очень морозной, и снега была очень много. Погода времени съемок не совпала с нужной, поэтому пришлось заказывать и завозить дополнительный снег на съемочные площадки.
Критики о фильме
Ранее было упомянуто, что критики весьма дружелюбно и положительно встретили картину. Например, Михаил Трофименков даже сравнил «Контрибуцию» с «Омерзительной восьмеркой» Квентина Тарантино, вышедшей на полгода раньше. Такую параллель кинокритик провел из-за схожести обстоятельств (зима, замкнутое пространство), взаимоотношения персонажей (в обеих картинах герои плохо знакомы друг с другом, а из-за неразрешимой тайны каждый относится к соседу с подозрением) и жанру (детектив). Помимо явной внешней схожести, Трофименков отмечает и тот факт, что оба фильма стали так называемой «свежей кровью» для кинематографа своих стран. Тарантино меняет привычный взгляд на голливудское кино, Снежкин позволяет вольности при работе с классической «ленинградской школой».
Игорь Шнуренко и Татьяна Москвина в разных выражениях отмечают тот факт, что картина значительно отходит от первоисточника. Причем, в большей степени это достигнуто благодарю большему драматизму и лиризму, чем в повести Юзефовича. Однако этот факт не ставится критиками в упрек режиссеру фильма, напротив, они хвалят Снежкин за смелость. Такой прием позволил сделать «Контрибуцию» — живой, настоящей картиной реальной жизни, а не лишь ее репродукцией.
Контрибуция (2015). Часть 2
Ну и дебилка, массара-а-а-кш.
Ну и тут приводят альтер-эго сценариста.
От него Мурзин узнает, что ровно в 13:15, когда зазвонил колокол, из окна «вылетела душа». Итак, детектив сливается, едва начавшись. Мурзин тут же понимает, что камень далеко не мог упасть и приказывает просеять снег. И делает все это так, как будто Шерлок решил говорить с хреновой стилизацией и постоянно прерывая слова, чтобы вспомнить текст. Или, скорее, затянуть хронометраж. После этого приказывает штабс-ротмистру принѣсти ему чаю съ лимономъ и коньяка в нумера! Смешать, но не взбалтывать! Ему еще раскрывать главного злодея супербосса!
От такого хамства у белого офицерья едет крыша, и когда Мурзин работает кэпом, объясняя штаб-ротмистру, как надо обыскать особняк и найти пропавшего истопника, генерала снова клинит. Он изволить оратЪ на ротмистра.
А когда господину недошерлоку приносят чайЪ, купцы обижаются и устраивают клоунаду, тоже делая заказы. Вы все-таки не верили, что сценарий писали в провинциальном КВНе? Каменский, оборзев, даже требует гуся.
Генерал изволить опять оратЪ и обещает всем вместо гуся лещей. Больших и жирных. В подтверждение чего палитЪ господамЪ купцамЪ по ногамЪ изЪ наганаЪ.
Но мой лимитъ на фейсъ-палмы пока исчерпанъ. Все же я считаю, что надо было задуматься о ядерной бомбе и белом постапокалипсисе.
В общем, вместо того, чтобы обыскать Чагину, сыщик предлагает обыскать Шамардина и Пепеляева, который стояли у стола, как он это выяснил благодаря телепатии, никого не спрашивая. Генерал вполне логично для его психотипа начинает раздеваться. Но порадовать нас исподним не решается, сняв только мундир. Что за избирательность для суперсыщика? Требую раздеть генеральца до самых кучерявыхъ мудей! Только полная провѣрка, только хардкоръ! И тогда в компенсацию Мурзин приказывает прилюдно раздеть Чагину.
Но неудовлетворенный Мурзин приказывает ей начать танцевать, чтобы камень выпал из корсета!
Генерала от этого прет.
Играют вообще все плохо, дико переигрывая, как в любительском театре. Из играющих можно выделить разве что Боярскую в роли Боярской, Шамардина и Пепеляева. У которого, конечно, не получился псих, но он хотя бы в образе как-то держался и на него было не так отвратительно смотреть. Вера вообще заслуживает Анти-Оскара.
Один из двух шикарных ретро-корсетов, пошитых специально на заказ для Елизаветы Боярской мастером по дореволюционным корсетам, отработал свое только на кинопробах, поскольку режиссер с оператором во время съемок решили, что в сцене соблазнения белья не должно быть вообще.
P. S. Режиссер Сергей Снежкин вписал несколько человек из съемочной группы в расстрельные списки генерала Пепеляева
Рецензия на фильм «Контрибуция»: Расследование ценою в жизнь
17 марта 2016 года в прокат выходит «Контрибуция» Сергея Снежкина – фильм многослойный и неоднозначный: детектив переплетается в нем с психологической драмой, перипетии любовного треугольника оттеняются роковыми событиями исторической катастрофы. Вместе с тем «Контрибуция» – увлекательная, захватывающая с первых же кадров картина с динамичным сюжетом и выразительной актерской игрой.
В начальных титрах лаконично и просто обозначается место и время действия: «Пермь, 1918 год». Братоубийственная гражданская война, охватившая огромную страну вслед за Мировой войной и революцией, – одна из самых страшных и драматичных страниц нашей истории. Эта тема сама по себе вызывает мощные эмоции, усиливающиеся по мере погружения в атмосферу фильма, чему способствует найденное авторами визуальное решение. В первых же кадрах «Контрибуции» демонстрируется интерьер старинного особняка, убранный алыми транспарантами с революционными лозунгами. Создатели фильма уделили особое внимание декорациям – все-таки главные события происходят в комнате, которую героям запрещено покидать. Созданное художником Владимиром Южаковым замкнутое пространство обретает пронзительную выразительность благодаря деликатной работе оператора Сергея Мачильского: мебель, картины, лепнина, обои, предметы быта – каждая мелочь незаметно диктует настроение, помогая создать тягостную атмосферу, добавляя действию особенного шика.
В этом маленьком мирке роскоши в стиле «модерн», на островке былого богатства, окруженного пылающим огнем революции, встретились представители купечества и белогвардейского движения… и те, и другие скоро исчезнут в новой стране. Специально сшитые костюмы помогают актерам обрести необходимую стать и воплотить характеры своих персонажей. Гражданская война отразилась в противостоянии характеров: одни цепляются за исчезающие традиции, другие – радостно принимают новые порядки, третьи – пытаются приспособиться под сиюминутно меняющуюся ситуацию… И каждый считает себя правым. Это противостояние и динамичное действие привлекают основное внимание зрителя.
Видимое спокойствие первой сцены фильма, разворачивающейся в облюбованном революционерами особняке, прерывается активным действием. Тишину утра разбивают оглушительные взрывы и следующий за ними женский крик: беспокойное время вырывает пару влюбленных из хрупкого рая, заставляя бежать. Юная Верочка и «красный» следователь Андрей Мурзин не успевают покинуть Пермь, взятую Среднесибирским белогвардейским корпусом под командованием Анатолия Пепеляева – бывшего возлюбленного Верочки. Девушка, словно Россия, «любовью гимназистки влюбилась» в революцию и забыла прежние обещания.
Основному детективному действию, разворачивающемуся в комнате, предшествует обстоятельная экспозиция с представлением героев, драматичным эпизодом расстрела, чувственной сценой соблазнения, становящейся завязкой основной сюжетной линии. Молодой генерал Пепеляев не поддается чарам богатой вдовы Чагиной: отказывая в личной симпатии, он принимает от нее в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день бриллиант неожиданно пропадает, и для его поисков генерал привлекает приговоренного к смерти следователя Мурзина, которому в награду за возвращение пропажи обещает помилование.
Сюжет ленты основан на одноименной повести Леонида Юзефовича, существенно переработанной и интерпретированной Сергеем Снежкиным. Детектив тесно переплетается с психологической драмой: расследование становится поводом для выяснения личных отношений. Герои постоянно находятся перед необходимостью совершать непростой моральный выбор. Для воплощения тонкой и напряженной драмы был собран яркий актерский состав, перед которым встала ответственная задача: выразительная система в фильме выстроена так, что любая фальшь, неудача или ошибка артистов способна уничтожить работу всех других членов съемочной группы. Любые интерьерные детали стали бы бессмысленными, костюмы – нелепыми, поведение персонажей – нелогичным и смешным, а сами характеры – плоскими и неправдоподобными. К чести режиссера Сергея Снежкина и всего исполнительского ансамбля «Контрибуции», высокий уровень и мощная выразительность актерских работ оказались одной из главных удач ленты.
Максим Матвеев воплотил сложный характер молодого, импульсивного, страстного, но при этом способного контролировать свои эмоции жесткого генерала. Ему тяжело пережить неверность любимой, и уж вовсе невозможно простить ей предательство Родины. В его системе ценностей невеста белого генерала должна умереть, но не дать поцелуя красному перебежчику. Наибольшей выразительности Матвеев достигает в паузах, демонстрируя богатую палитру возможностей: он часто отвечает своим собеседникам не словами или жестами, а лишь взглядом – вопросительным, насмешливым, равнодушным, снисходительным, сочувственным или пытливым. На паузах строит свою игру и Елизавета Боярская, исполнившая роль вдовы Чагиной – богатой, властной, еще молодой и красивой дамы, с достоинством переносящей унизительные обстоятельства следствия и в редких случаях открывающей свою ранимость. Чагина воплощает смятение целого сословия, переживающего неуверенность в завтрашнем дне, но продолжающего искать пути выхода из сложнейших ситуаций. Актерской супружеской паре блестяще удалось передать разницу в возрасте своих персонажей: Боярская на три года моложе Матвеева, и при этом она убедительно исполняет роль искушенной, зрелой женщины, а Пепеляев, воплощенный ее супругом, выглядит очень молодым человеком, довольно смущенным, старательно прикрывающим свою юность за высоким статусом.
Ведет персонажей по пути расследования Мурзин в исполнении Ильи Носкова, который вернулся к историческому детективу после прославившей его роли Фандорина в фильме «Азазель». Илья Носков представил следователя Мурзина как человека сдержанного на эмоции, рационального, со стойкостью переносящего тяжелые испытания судьбы: расставание с любимой, заточение, приговор к расстрелу, унижение и, наконец, непростое расследование, от которого зависит его жизнь. Носков аккуратно, пунктиром, посредством сдержанной мимики обозначает внутреннее напряжение, физические страдания и переживания, терзающие Мурзина.
Самое уязвимое звено в актерском ансамбле – молодая Надежда Толубеева, воплотившая истеричную, руководимую эмоциями юную Верочку. В поведении этой героини отразилось состояние всей страны, находящейся в нестабильном, неуправляемом состоянии. Пока все остальные герои старательно контролируют свое негодование и ведут себя как сдержанные, зрелые, разумные люди, Верочка руководствуется чувствами и совершает необдуманные поступки. Ее персонаж в импульсивном, неровном исполнении Толубеевой резко контрастирует с окружением, другими героями и, таким образом, вызывает скорей отторжение, чем сочувствие.
В фильме нет ярко выраженных отрицательных персонажей: все – жертвы страшной трагедии, охватившей страну. В «Контрибуции» представлен лишь небольшой эпизод, в котором тесно переплелись судьбы столь разных людей. В финале становится грустно расставаться с главными героями, которые успели полюбиться. Интересно узнать о каждом из них больше, проследить за дальнейшей судьбой и, главное, хочется, чтобы они были счастливы, а для начала – просто выжили в страшной мясорубке гражданской войны. Картина «Контрибуция» захватывает внимание, очаровывает красотой, увлекает сюжетом, но главное – практически все персонажи вызывают сопереживание. В пробуждении этого ключевого свойства души и заключается главная победа создателей «Контрибуции».
Рецензия на вышедший в прокат исторический детектив «Контрибуция»
В кинотеатрах идет фильм «Контрибуция», от которого последовательно открестился сначала автор литературной основы Леонид Юзефович, а затем от прокатной версии картины – и режиссер Сергей Снежкин.
Стол, стулья и диван в кабинете генерала Пепеляева зрители могут увидеть и в фильме Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе
От близкого разрыва снаряда вылетают окна огромной спальни, обставленной с функциональной роскошью порностудии. Двое спящих на кровати под малиновым балдахином просыпаются, молодая женщина в одних панталонах вскакивает и начинает оглушительно орать, одновременно подпрыгивая на матрасе, спиной к окнам, взрывам: источнику опасности. Мужчина садится и, поеживаясь, буднично говорит о том, что по уставу боевые действия не ведутся при температуре ниже минус двадцати пяти. Женщина забирается с головой под одеяло. «Одеяло тебя не защитит», – резонно замечает мужчина и тоже залезает под него. Пара занимается сексом под грохот канонады, мебель в комнате трясется, в процессе на кровать обрушивается балдахин.
Вероятно, это самый нелепый зачин, который мне когда-либо приходилось видеть в кино.
Фильм Сергея Снежкина «Контрибуция» снят по мотивам одноименной повести Леонида Юзефовича. Писатель поначалу принял участие в работе над сценарием, но позже попросил убрать свое имя из титров. Наверное, я могу причислить себя к давним поклонникам Юзефовича, но «Контрибуцию», признаться, до сего момента не читала. Прочла уже после просмотра фильма, его полной режиссерской версии, и за это, наверное, следует сказать кинематографистам спасибо. К сожалению, лишь только за это.
Небольшая, но изящная и энергичная повесть сделана в излюбленном жанре Юзефовича – локальная, частная история (здесь – детективная) на фоне истории глобальной. Идет Гражданская война, Средне-Сибирский корпус генерала Пепеляева, двадцатисемилетнего, одного из самых молодых среди белых военачальников, стремительным ударом берет Пермь. Корпус измотан боями и походами, не хватает элементарного: провианта, фуража, обмундирования. Пепеляев собирает уцелевших купцов-миллионщиков Перми и предлагает им помочь своим освободителям. Купцы жадничают, Пепеляев настаивает на «контрибуции». Под его давлением коммерсанты раскошеливаются, один из купцов в качестве взноса отдает редкую драгоценность (у Юзефовича – платиновый перстень с бриллиантами).
Режиссер Сергей Снежкин вписал несколько человек из съемочной группы в расстрельные списки генерала Пепеляева
Сразу после оценки драгоценности она пропадает прямо из каминной губернаторского особняка, где генерал разговаривал с купцами. Пепеляев приказывает привести захваченного при штурме красного следователя Мурзина, из образованных рабочих, и предлагает тому сделку – найти драгоценность в обмен на его жизнь и жизни его четырех товарищей. Разворачивается классический детективный сюжет поиска пропавшей вещи в ограниченном пространстве при нескольких свидетелях, решенный в повести со старорежимной церемонностью, в которую вторгаются реалии русской смуты.
Бюджет фильма составил 124 млн рублей, кассовые сборы за первый уик-энд – 2,4 млн рублей
«Контрибуция» стала первой ласточкой обновленного «Ленфильма», этим релизом студия, надо полагать, заявляет о направлении своей будущей деятельности. Сознавать это патриоту Северной столицы особенно печально, поскольку на картине лежит налет такой густой провинциальности, который не перебить даже присутствием общепризнанных национальных звезд вроде Елизаветы Боярской или ее супруга Максима Матвеева (генерал Пепеляев). Артисты действительно стараются хоть как-то вытянуть беспомощный сюжет (хотя Надежда Толубеева лучше бы старалась поменьше, ко второму часу фильма от каждого появления ее героини попросту начинает болеть голова). Но парадокс в том, что в устах русского актера, тем более актера небесталанного, любой текст усиливает свои изначальные свойства, и если хорошая реплика начинает звенеть смыслом, то дурацкий текст, будучи произнесен, выглядит зачастую уже совершенно идиотически. Здесь же глухота сценаристов в отношении русского языка и его бытования иной раз кажется просто запредельной; например, на вопрос Пепеляева – Верочке о ее муже: «Что он с тобой сделал?» – та ничтоже сумняшеся отвечает: «Он сделал меня женщиной».
Следователь Мурзин в исполнении Ильи Носкова
Также при всех симпатиях довольно странно выглядит выбор Елизаветы Боярской, знаменитой своей ролью гражданской жены Колчака – Анны Тимиревой в фильме «Адмиралъ», на роль героини пермской истории того же периода: создается странный эффект дежавю, как будто Тимирева из Омска перенеслась в Пермь и строит куры уже не Колчаку, а его подчиненному Пепеляеву.
Конфликт между автором литературной основы и режиссером в кинематографической практике принято считать рядовым, язык и изобразительные средства двух родственных искусств принципиально отличаются, но в данном случае просто диву даешься – как можно было настолько испортить хорошую вещь. Повесть Юзефовича – говорю по свежему впечатлению – невероятно легко переводится на язык кино; читая, ты проигрываешь перед глазами впечатляющий визуальный ряд: белый лед Камы с черными точками бегущих людей, казаков, поначалу осторожно направляющих лошадей с берегового склона, затем скачущих за уходящими красными, вымершие, заснеженные улицы губернского города, по которым едут победители, суматоху в отделении красной милиции: кто-то жжет документы, кто-то уже сигает в окно и уходит огородами. Ритм повествования то летит, то замирает, камера всматривается в незнакомых пока героев, рисует их образы то мелкими деталями, то вспышками характеров.
В киноверсии «Контрибуции», вместо того чтобы показать героев и атмосферу, в которой они существуют, о них бесконечно рассказывают – другие персонажи, они сами. В кадре катастрофически недостает молчания.
Премьера «Контрибуции» состоялась 17 марта
Крайне неудачным видится киношный ход перевоплощения следователя Мурзина с его суровой и человечной правдой, с его простонародной честью и смекалкой рабочего человека, который у Юзефовича на равных противопоставлен военному интеллигенту и в общем-то тоже демократу Пепеляеву, в перебежчика из недавно господствующего класса: прием из ряда «можно выступать против белых, но лучше делать это в хорошем пальто и николаевской бородке». В более общем смысле это, конечно, политический симптом: Россия начала XXI века через свой масскульт почему-то хочет мыслить себя исключительно наследницей белых офицеров и волей случая угодивших на сторону «краснопузых» мальчиков из хороших семей, а также барышень Серебряного века – и то, что барышни орут как оглашенные и «тыкают» чужому уже мужчине, офицеры не умеют носить мундир и связать двух слов, а самыми красноречивыми в компании оказываются бывший каторжник и его сестрица-парвеню – никого не смущает. Выглядит это нелепой попыткой общества и его акынов аннексировать именно ту часть истории, которая нам принадлежит не вполне, а от остальной, не менее на самом деле значимой ее части, той, что про рабочего Мурзина, в котором сам «мужицкий генерал» Пепеляев чувствует родственную душу – отказаться подчистую. Попытка совершенно провальная, и ни к чему, кроме подобных фильму «Контрибуция» провалов – художественных или идейных, она, кажется, привести не может.
Уже после выхода фильма на экраны стало известно, что режиссер Сергей Снежкин также потребовал убрать свое имя из титров сокращенной прокатной версии, которая и идет в кинотеатрах страны; если она еще хуже режиссерской, то тут остается только руками развести.