контроль маржинальности что это
Что такое маржа и как ее рассчитать
Разбираемся в терминах маржа, маржинальность и наценка, чтобы больше никогда не путать их, а также учимся грамотно управлять финансами
Разбираться в финансовых терминах полезно не только стартаперам и предпринимателям. Знание матчасти здорово облегчает жизнь студентам, самозанятым, всем неравнодушным и интересующимся.
В статье мы предлагаем разобраться с терминологией, закрепить ее формулами и рассмотреть на примерах, чем отличаются маржа, маржинальность и наценка.
Отличие маржи от маржинальности
Маржу и маржинальность легко перепутать, но это разные понятия.
Маржа показывает разницу между выручкой и затратами на переменные расходы. Она выражается в рублях и позволяет увидеть, какая сумма остается у компании после продажи товара или услуги за вычетом расходов.
Выручка – это сумма, которую получают при продаже. Допустим, продали торты на 10 тысяч рублей или запчасти на 3 млн рублей.
Переменные расходы – это расходы на то, что связано с производством и продажей, обычно от них зависят объемы реализации. Если переменные расходы больше, то выручка выше, и наоборот. К переменным можно отнести затраты на исходные материалы, упаковку, зарплату менеджеров и курьеров, которые получают проценты от продаж.
А вот траты на аренду помещений и оборудования, интернет, электричество, отопление, воду, зарплату сотрудникам, не имеющим отношения к продажам, – относятся к постоянным расходам, от них выручка не зависит.
Представим, что вы продаете свечи ручной работы в соцсетях. За день вы продали свечей на 7 тысяч рублей – это и есть ваша выручка.
Расчет маржи по формуле будет выглядеть следующим образом:
Маржа = выручка – стоимость материалов – стоимость упаковки – стоимость доставки – проценты менеджеру
Давайте посчитаем маржу по формуле за сентябрь:
Выручка с продажи свечей – 150 тысяч рублей.
Переменные расходы – 70 тысяч рублей.
Маржа = 150 000 – 70 000 = 80 000 рублей.
Теперь посчитаем маржу за октябрь:
Выручка с продажи свечей – 220 тысяч рублей.
Переменные расходы – 115 тысяч рублей.
Маржа = 220 000 – 115 000 = 105 000 рублей.
В октябре маржа выросла почти в полтора раза. Это хорошо или плохо? Иными словами, можно ли по марже судить об успехе компании?
Для оценки эффективности есть еще один термин.
Маржинальность – это простая формула отношения маржи к выручке. Она выражается в процентах. С ее помощью удобно проводить сравнения, строить графики и отслеживать динамику продаж.
Итак, сравним показатели за два месяца.
Сентябрь: 80 000 / 150 000 х 100% = 53%
Октябрь: 105 / 220 000 х 100% = 48%
Несмотря на рост выручки, маржинальность упала. Это значит, что вместе с выручкой сильно выросли и переменные расходы. Возможно, стоит оптимизировать траты, чтобы сделать работу эффективнее.
Могут ли маржа и маржинальность быть отрицательными?
Да. Например, маржа будет отрицательной, если вы продадите товар ниже суммы переменных расходов.
Важно: максимальное значение маржинальности – 100%
Бизнес по производству свечей и никакой другой не может быть маржинальным более чем на 100%.
Отличие маржинальности от наценки
Для начала разберемся в терминологии.
Наценка – это способ получить прибыль посредством надбавки. Например, вы испекли печенье, потратив на него 200 рублей, а продаете за 500, с наценкой в 300 рублей. Выразить наценку можно не только в рублях, но и в процентах, и рассчитать по формуле как отношение маржи к переменным расходам (или, иными словами, к себестоимости).
У наценки нет максимального значения, потому что накинуть на себестоимость товара вы можете любую сумму. Это зависит от ситуации на рынке и спроса на ваш товар. Обычно, если товар редкий и пользующийся высоким спросом, наценка выше.
Рассмотрим различия между наценкой и маржинальностью.
Вернемся к примеру со свечами, где за сентябрь выручка составила 150 тысяч рублей, переменные расходы (или себестоимость) – 70 тысяч рублей, маржа – 80 тысяч рублей.
Посчитаем наценку: 80 000 / 70 000 х 100% = 114% – то есть с каждого вложенного в товар или услугу рубля мы получаем 114% прибыли.
Посчитаем маржинальность: 80 000 / 150 000 х 100% = 53% – то есть каждый рубль выручки приносит компании 53% дохода.
Использование показателей в жизни
Торговая наценка позволяет увидеть, сколько денег вы заработаете, но не гарантирует высокой прибыли. Например, можно сделать высокую наценку, но все равно уходить в минус из-за большого количества расходов.
Маржинальность является более емким показателем и позволяет:
Рассмотрим на примере компании с хенд-мейд свечами. Допустим, вы увеличили выручку и маржу, каждый месяц получаете больше, чем в предыдущий, а маржинальность при этом не растет. Это говорит о том, что вы теряете много денег на переменных расходах.
Например, выросла стоимость материалов и услуг курьера, а вы не заметили этого. Подкорректируйте эти моменты, чтобы ваша прибыль росла вместе с выручкой.
Кроме работы внутри компании, вы можете сравнивать показатели маржинальности конкурентов. Еще на этапе запуска это позволит вам рассчитать возможную прибыль и оценить свою эффективность относительно других.
Также маржинальность используется при расчете точки безубыточности.
Точка безубыточности – граница, переходя которую компания выходит в ноль. Рассчитывается по формуле как отношение постоянных расходов к маржинальности и выражается в рублях.
Допустим, постоянные расходы для производства свечей составляют 20 тысяч рублей. Тогда точка безубыточности равна 20 000 / 53% х 100% = 37 736 рублей.
Значит, как только выручка составит 37 736 рублей, компания перекроет постоянные расходы и начнет выходить в плюс. Лучше, если это случится ближе к началу месяца.
Предприниматели могут изучить список товаров с высокой маржинальностью. То есть те, которые гарантирую высокую прибыль. К ним относят цветы, косметику, безалкогольные напитки.
Для оценки эффективности зачастую также используют рентабельность. Она рассчитывается как отношение прибыли к интересующим нас ресурсам и показывает, насколько эффективно они используются.
Как контролировать маржинальность товаров
Пример со свечами, который мы рассматривали, очень простой. Сделать подсчеты для такого бизнеса можно в Excel или на листе бумаги.
В случаях, когда речь идет о крупных компаниях или производстве, используются специальные программы, которые автоматизируют процесс.
Лучше следить за маржинальностью ежемесячно, сравнивая показатели и делая выводы. Это позволит держать компанию под контролем, видеть, какие товары продаются лучше и вовремя корректировать слабые моменты.
Маржинальность бизнеса простыми словами
Маржа и маржинальность — два экономических показателя, без которых невозможно осуществлять продажи. Только грамотно определив их, руководитель может принять решение — какое направление в развитии предпринимательства является правильным, верным.
Маржинальность и маржа — что это?
Понятие «маржа» в переводе с английского margin означает «прибыль». Поэтому, если говорить о том, что такое маржинальность бизнеса простыми словами, то под этим термином специалисты понимают запас в стоимости товара или предлагаемых услугах. Именно он позволяет бизнесмену не только покрыть расходы, которые несет руководитель фирмы, но и получить маржинальную прибыль.
Другими словами, маржинальность — показатель рентабельности реализуемой продукции, который определяется числовым выражением — маржой.
Что показывает маржинальность?
Маржинальность услуги, товара или иного проекта — это разница между стоимостью готовой продукции и себестоимостью, то есть затратами на их производство. Кроме того, она показывает прибыль, полученную при реализации единицы товара, и коэффициент прибыли. Показатель определяет, как работает компания: эффективно или нет.
Товары можно разделить на три крупные категории:
Каждый руководитель должен вести постоянный мониторинг маржинальности. Это позволит оценить — успешна ли предпринимательская деятельность. Ведь если из года в год подтверждается высокая маржинальность, то это является лучшим подтверждением эффективности бизнес-стратегии.
Как рассчитать?
Подсчет маржи — это способ получить актуальную информацию о том, как работает компания. Если руководитель будет знать этот показатель, то не возникнет сложностей, чтобы оценить размер чистой прибыли с реализации товаров или услуг.
Расчет маржинального показателя важен для тех бизнесменов, которые открывают предприятие или продвигают на рынок новый продукт. Благодаря этой информации можно сделать прогноз реальной выручки при реализации товаров.
Чтобы рассчитать маржинальность, можно использовать разные формулы. Чтобы оценить маржу в денежном эквиваленте, подходит следующая формула:
М — маржинальность;
Ц — стоимость продукции;
СТ — себестоимость.
Для расчета маржи в процентном соотношении применяется следующая формула:
При расшифровке показателей следует учитывать следующие элементы:
● ОП — объем продаж;
● М — маржинальность;
● Ц — стоимость продукции;
● СТ — себестоимость.
Абсолютную маржу можно рассчитать, если применять формулу:
МА — абсолютная маржа;
РС — цена реализации товара в розницу;
ЗЦ — закупочная цена.
Существуют и прочие формулы, которые позволяют рассчитать относительную, валовую маржу, которые необходимо знать каждому предпринимателю.
Анализ показателей
Полученные данные руководитель компании может использовать, чтобы сформировать грамотную и высокоэффективную маркетинговую стратегию. Это нужно для того, чтобы увеличить товарооборот за счет увеличения уровня продаж.
Анализ маржи способствует подбору оптимальной ценовой политики, а также сделать прогноз возможных рисков. Эффективен этот метод и в том плане, что позволяет найти разницу между переменными и постоянными затратами фирмы, а также рассчитать последствия для компании, если будет скорректирован объем производства продукции.
Маржинальный анализ — инструмент, который позволяет совершать финансовое планирование. Главная цель его применения — увеличение стоимости предприятия.
С помощью анализа можно установить:
Какую рентабельность можно считать хорошей? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как в российской практике нет точных результатов исследований. Зарубежные исследования, напротив, указывают на то, что этот показатель должен равняться 20−25%. Но оптимальным размером маржи будет считаться 10% рентабельность.
Анализ маржи проходит в 3 этапа:
Можно ли контролировать показатели рентабельности? Очень сложно, однако каждый предприниматель может автоматизировать процесс контроля, что упростит анализ.
Какие товары имеют самую высокую маржу?
Продукция, пользующаяся у потребителей повышенным спросом и представлена на рынке в ограниченном количестве, будет обеспечивать продавцу максимальную прибыль. Такие изделия не залеживаются на складе, так как реализуются в краткие сроки. Очень часто при повышенном спросе образуется дефицит, поэтому такие категории можно причислить к «высокомаржинальным».
Максимальная стоимость продукта, если учитывать современные реалии рынка, устанавливается продавцом. Однако не стоит преднамеренно завышать стоимость — она будет нивелировать покупательский спрос.
Товар, если он характеризуется как высокомаржинальный, — изделия, без которых простой человек не может обойтись в повседневной жизни, несмотря на социальный статус, доходы, прочие финансовые показатели. Тоже самое можно говорить о сфере услуг — еда пользуется спросом независимо от времени года, экономической ситуации, поэтому общепиты работают даже при тяжелых ситуациях.
Сюда относятся следующие позиции:
Маржинальность бизнеса — показатель, позволяющий предпринимателю отслеживать динамичные изменения прибыльности компании. Поэтому так важно анализировать ситуацию, чтобы не допустить ухода маржи ниже среднего.
Анализ маржинальности: какие направления и товары приносят больше денег
Автор: Екатерина Жуленева, финансовый директор компании Нескучные Финансы
Давайте представим, что кондитер Вася Ягодкин каждый месяц продает сто тортов с малиной и сто со смородиной. Малиновые приносят ему 50 000 рублей, а смородиновые — всего 30 000 рублей. Кажется, что выгоднее забить на смородину и продавать только малиновые тортики. Идея норм, но сначала стоит кое-что посчитать.
Прежде чем избавляться от смородиновых тортиков, считаем, сколько денег у Ягодкина уходит на производство, и видим: на малиновые уходит 40 000 рублей, а на смородиновые — 10 000 рублей. Теперь нам нужно посмотреть, сколько денег остается после вычета расходов на производство, у Васи такой расклад:
малиновые торты — 10 000 рублей;
смородиновые — 20 000 рублей.
И посчитаем то же самое в процентах:
Хоть малиновые тортики приносят больше выручки, печь их дороже, и в итоге денег с них остается гораздо меньше, чем после продажи смородиновых. Получается, забить на смородиновые торты и продавать только малиновые — такая себе идея.
То, что мы посчитали в рублях, по-финансовому называется маржинальной прибылью — это разница между выручкой и переменными расходами, а в процентах — маржинальностью. Маржинальность показывает, какой товар выгоднее производить и продавать (в нашем примере — смородиновые тортики), какое направление бизнеса пора закрыть и куда вложить деньги, чтобы их стало больше.
В этой статье научим считать маржинальную прибыль, на ее основе рассчитывать маржинальность и анализировать всё это.
Что такое маржинальная прибыль и как ее посчитать
Маржинальная прибыль показывает, сколько денег остается у компании после расходов на производство, например:
если кондитер печет тортики, его маржинальная прибыль покажет, сколько денег останется после покупки ингредиентов для торта, оплаты своей работы и расходов на коммунальные платежи именно для этого тортика, например, электроэнергии для работы духовки;
если компания строит бани, ее маржинальная прибыль покажет, сколько денег остается после оплаты труда строителей, закупки дерева, печей для бань и прочего;
если парикмахер окрашивает волосы, его маржинальная прибыль покажет, сколько денег остается после покупки краски, перчаток, воротничка для окрашивания, оплаты работы и воды.
Считают маржинальную прибыль по простой формуле:
выручка − переменные расходы
Переменные расходы — это те, что напрямую зависят от выручки: если меняется количество заказов, пропорционально меняются и переменные расходы. Например, если в кондитерской заказывают малиновый торт, покупается мука, сахар, малина и прочее, оплачивается электроэнергия для печи и работа кондитера на сдельной оплате, а если торт не заказывают, то не покупается и не оплачивается — это и есть переменные расходы.
Давайте еще раз посчитаем на другом примере. Допустим, парикмахер делает сложное окрашивание и для это покупает два вида краски, перчатки, воротник и маску для волос, а еще тратится на воду и свет — всё на 2000 рублей. Клиентка за окрашивание платит 7500 рублей, тогда:
маржинальная прибыль парикмахера = 7500 − 2000
Сама по себе маржинальная прибыль мало что нам говорит: ну остается у парикмахера после расходов на краску 5500 рублей, ну хорошо, прекрасно, замечательно. Да. Но настоящая сила этого показателя — в сравнении, то есть анализе.
В чем разница между маржинальной прибылью, маржинальностью и маржой
Прежде чем переходить к анализу, нужно разобраться с терминами.
В теме маржинальности есть два показателя: маржинальная прибыль и маржинальность, но еще есть маржа, рентабельность по марже и коэффициент маржинальной прибыли и коэффициент маржи — всё это специально придумали, чтобы запутать предпринимателей. Сейчас распутаемся.
Показатель
Как считается
Пример расчета
Маржинальная прибыль — это выручка за минусом переменных расходов. Показывает, сколько денег остается у компании после покупки всех нужных штук для выполнения заказа.
Выручка – переменные расходы
Переменные расходы — 40 000 ₽
60 000 – 40 000 = 20 000 ₽
Маржинальность — маржинальная прибыль в процентах. Показывает отношение маржинальной прибыли к выручке за определенный период. Чтобы рассчитать маржинальность, нужно знать маржинальную прибыль.
Маржинальная прибыль / выручку * 100%
Маржинальная прибыль — 20 000 ₽
20 000 / 60 000 * 100% = 33,3%
Маржа — сокращенное название маржинальной прибыли. То есть, абсолютно то же самое.
Маржинальность — это тоже самое, что маржинальная прибыль, но в процентах. И если маржинальная прибыль показывает, сколько рублей выручки остается у предпринимателя после оплаты расходов на производство товара, то маржинальность показывает, какой процент выручки остается.
Рентабельность по маржинальной прибыли, рентабельность по марже, коэффициент маржинальной прибыли, коэффициент маржи – альтернативные названия маржинальности. Просто другие словечки, которые обозначают всё ту же маржинальность
Фишка тут вот, в чем: маржинальная прибыль может быть одинаковой у разных по выгодности направлений.
Вид торта
Выручка
Маржинальная прибыль
Маржинальность
Например, и малиновые, и смородинные торты приносят по 20 000 рублей маржинальной прибыли. Но, чтобы получить 20 000 рублей с малиновых тортов, кондитеру нужно продать их на 50 000 рублей, а смородиновых — всего на 30 000 рублей. Вот эту разницу и показывает маржинальность.
Распутались. В итоге у нас осталось два показателя: маржинальная прибыль и маржинальность. Их и будем анализировать.
Способ 1. Анализ маржинальной прибыли: проверяем, не убыточный ли бизнес
Чтобы рассчитать маржинальную прибыль, берут всю выручку компании и отнимают все переменные расходы:
С маржинальной прибылью такая история: тут нет единой нормы для всех компаний. Нужно смотреть динамику и оценивать: растет ли маржинальная прибыль от месяца к месяцу, остается на одном уровне или падает?
В апреле и мае маржинальная прибыль упала, значит, нужно искать проблему в высоких переменных расходах или низкой цене.
Хорошо, если маржинальная прибыль растет от месяца к месяцу, а если падает, нужно искать проблему:
в слишком высоких переменных расходах. Возможно, в январе всё было ок, а в марте поставщики подняли цены, и теперь компании не выгодно с ними работать;
в низкой цене. Из-за низкой цены на товар у компании тоже может падать маржинальная прибыль. Например, в январе продавали по обычной цене, а в марте устроили акцию и дали большую скидку: расходы не изменились, но снизилась цена и маржинальная прибыль упала;
одновременно в высоких расходах и низкой цене. А, может быть и так, что расходы выросли, компания стала получать меньше денег и решила устроить распродажу, чтобы увеличить объем продаж. В итоге, скидка и высокие расходы сожрали почти всю маржинальную прибыль.
Как определитесь с проблемой, сможете подобрать решение: сменить поставщика, повысить цены или сделать и то, и другое.
А, чтобы по маржинальной прибыли понять, не убыточна ли компания, её сравнивают с постоянными расходами — это те, что не зависят от количества продаж и объема производства, например, зарплаты, аренда офиса, реклама.
Чтобы понять, не убыточна ли компания, от маржинальной прибыли отнимают постоянные расходы и анализируют результат.
Тут возможны три варианта:
Вариант
Что значит
Что делать
Маржинальная прибыль равна постоянным расходам ⚖️
Компания работает в ноль
Резать постоянные расходы или повышать маржинальную прибыль
Маржинальная прибыль ниже постоянных расходов ⬇️
Компания работает в убыток (вангуем, у нее есть кредиты)
Резать постоянные расходы или повышать маржинальную прибыль
Маржинальная прибыль больше постоянных расходов ⬆️
Всё хорошо, вы восхитительны, а компания получает прибыль
Кроме этого, маржинальную прибыль используют в расчетах маржинальности.
Способ 2. Анализ маржинальности: ищем самое выгодное направление
Чтобы узнать, какое направление выгоднее, считают маржинальность каждого по отдельности, а затем сравнивают показатели друг с другом.
Допустим, у кондитера Ягодкина есть три точки, в которых он продает десерты: Альфа, Бета и Гамма. Выручка в точках отличается:
Альфа приносит 580 000 рублей в месяц;
Бетта — 760 000 рублей;
Гамма — 780 000 рублей.
Гамма выглядит лучше всех, но мы уже знаем, что нельзя смотреть только на выручку, поэтому посчитаем маржинальность по каждой точке.
Что такое маржинальность и как ее считают?
Конечной целью деятельности любого коммерческого предприятия является прибыль. Для ее увеличения владелец бизнеса должен иметь четкое представление, какие виды производимых им товаров пользуются спросом, а какая продукция не востребована и ее производство не рентабельно. Для этого рассчитывается показатель маржинальности.
Маржинальность: простыми словами
Что такое маржинальность? Корни слова от русифицированного «маржа», поскольку в переводе с английского «margin» означает – прибыль, разница, преимущество. Маржинальность это многогранное понятие в зависимости от той сферы, которой касается.
Например, в сделках на бирже этот термин используется при проведении спекулятивных операций с использованием капитала, предоставляемого под залог определенной суммы – маржи. О марже на рынке форекс я подробно писал здесь.
В банковском секторе ей принято считать разницу между ставками по депозитным вкладам и кредитам. В любом банке ставка по кредитам выше ставок по депозитам (порой — намного), что и является основным бизнесом банков.
В предприятиях сферы торговли под ней понимают разницу между ценой реализации товара и закупочной стоимостью. Для производственных компаний маржинальностью считается разница между прибылью от продаж и переменными затратами. Таким образом, в случае компаний маржинальность это показатель, характеризующий выгоду, получаемую предприятием от реализации товаров.
Расчет маржинальности
Рассчитать показатель можно в абсолютном и относительном выражении. В первом случае получаем значение в рублях или других денежных единицах, а во втором – в процентах.
Расчет маржинальности особенно важен на этапе планирования производства, для расчета запуска новых линеек товара. Он является основополагающим для определения безубыточности, т.е. для вычисления объема продукции, которую предприятию необходимо реализовать для покрытия переменных и постоянных затрат.
Таким образом, расчет главным образом касается двух категорий людей:
Нормального показателя не существует, хотя понятно: чем больше — тем лучше. Во многом он зависит от сферы деятельности, населенного пункта, в котором работает предприятие, а также экономических и политических факторов. Зависит и от размера компании: на маленький капитал нередко проще получить больше прибыли, хотя понижение себестоимости товара обычно требует больших объемов выпуска. Однако много товара сложнее продать…
В России самым доходным бизнесом принято считать предприятия нефтегазовой отрасли. Но, если рассмотреть компании данного сегмента с точки зрения маржинальности, то средний возврат на активы Газпрома за последние 10 лет составляет всего 8%, в то время как у Яндекса – 20%.
Среди компаний, входящих в индекс S&P 500, самые высокие значения у предприятий технологической сферы. Лидером среди IT-компаний является Apple с показателем 30%.
Отличие от других экономических показателей
Прибыль предприятия – это итоговый показатель, отражающий результат деятельности по всем направлениям. При расчете учитываются инвестиции, доходы/расходы от финансовых операций (банковские вклады, курсовые разницы) и прочая деятельность компании. О видах прибыли читайте здесь. Маржинальность же отражает только размер выгоды, полученной предприятием от реализации основной продукции.
Доход представляет собой увеличение прибыли, полученное после операций с активами. При расчете маржинальности активы компании не затрагиваются: в ее основе лежат выручка и себестоимость. Доход очень емкое понятие с более чем десятком разновидностей – все варианты я постарался рассмотреть тут.
Рентабельность, в отличие от маржинальности, отражает прибыль, полученную с каждого отдельного актива, т.е. сколько копеек прибыли предприятие получит с каждого рубля, вложенного куда-либо. Поэтому ее можно разделить на несколько видов. Маржинальность же рассматривает обобщенный параметр в виде себестоимости и показывает разницу между ней и ценой реализации товара.
Формула маржинальности
Из-за многозначности термина маржинальность, формула для ее расчета может иметь несколько видов. Как говорилось выше, в случае компаний мы имеем дело с разницей между выручкой от продаж и себестоимостью.
Для предприятий сферы торговли используется следующее выражение:
Часто маржинальность единицы реализуемого товара путают с торговой наценкой. Действительно, при расчете в абсолютном значении эти показатели имеют одинаковую формулу:
Однако в относительном выражении показатели имеют отличия в расчете. Формула маржинальности единицы товара:
М = (Ц – С)/Ц
Торговая наценка определяется по формуле:
Т = (Ц – С)/С
Маржинальность может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Первый случай говорит о получении предприятием прибыли от продаж. Однако иногда компании намеренно реализуют товары по цене ниже себестоимости (закупки). Например, для привлечения большего числа покупателей магазин проводит акции или устанавливает большие скидки на некоторые товары. За счет увеличения числа клиентов увеличится объем реализации другой продукции, реализуемой без уценки, что в итоге принесет магазину прибыль.
Маржинальность товара
Показатель маржинальности товара (синоним маржинальности) используется внутренними пользователями финансовой отчетности для выявления линеек в производстве, не приносящих прибыли. В открытом доступе найти подобные данные практически невозможно.
Различные категории товаров имеют разный показатель прибыли. Самая низкая маржинальность у продуктов первой необходимости – хлеб, молоко, детское питание и т.д. Это изделия массового потребления, пользующиеся стабильным спросом. Однако и конкуренция тут велика, так что доход от реализации достигается за счет большого товарооборота. Маржинальность таких товаров составляет до 20%.
К товарам со средней маржинальностью относятся изделия, которые также востребованы на рынке, но не являются продукцией первой необходимости – бытовая техника, смартфоны, деликатесы и т.п. В данной группе товаров маржинальность составляет до 100%.
Самая высокая маржинальность у брендовых и премиальных товаров и услуг, а также у изделий, в которых нет ежедневной потребности. Например, меховые изделия, ювелирные украшения, люксовая косметика. В данной категории разница между себестоимостью и ценой продажи может быть в несколько раз.
Если мы рассмотрим в качестве товара ценные бумаги, то увидим похожую картину. По самым известным ликвидным бумагам (акциям Сбербанка, Газпрома и т.д.) российские брокеры могут позволить себе лишь небольшую наценку, поскольку у инвестора всегда есть возможность воспользоваться услугами другой брокерской компании. Брокеры в этом случае могут поднять свою прибыль, лишь мотивируя своих клиентов совершать большее количество сделок (увеличив товарооборот).
Однако с падением популярности ценных бумаг (акции второго эшелона и ниже) ситуация меняется. Их покупают реже, причем одновременно возрастает разрыв между ценой спроса и предложением. Следовательно, брокер может не просто брать комиссию между двумя участниками сделки, а пробовать самостоятельно купить неликвидную бумагу относительно дешево и перепродать ее с высокой маржинальностью, получив уже не комиссию, а всю прибыль целиком. Она может быть очень велика, но есть сложность найти клиента и риск его отказа, после чего бумагу будет крайне трудно продать. Примерно так же обстоят дела у ювелирного магазина в небольшом и небогатом городке.
▲ И еще один момент: инфляция. Числа выше касаются «нормальной» экономики с инфляцией не более нескольких процентов в год. Если же цены удваиваются каждый месяц, то деньги резко падают в цене, а маржинальность всех товаров взлетает до небес.
Маржинальность продаж
Для оценки эффективности развития предприятия рассчитывают коэффициент маржинальности продаж, который характеризует темп роста доходов в отчетном периоде к предыдущему периоду.
Коэффициент определяется по формуле:
К = [(Вт – Вп)/Вп] × 100, где
Рассчитаем показатель для ПАО «Магнит» по отчетности за 2019 год, в тыс. руб.
К = [(1 368 705 394 – 1 237 015 457)/ 1 237 015 457] × 100% = 10,6%
Прирост выручки ПАО «Магнит» составил 10,6%. Стоит учитывать, что увеличение коэффициента не обязательно связано с успешной деятельностью или эффективной работой руководства бизнеса: как говорилось выше, заметный прирост показателя может произойти благодаря инфляции.
Для сравнения рассчитаем маржинальность продаж для Mail.ru Group за 2019 год (млн. руб.)
К = [(96 231 – 66 105)/66 105] × 100% = 45,6%
Прирост выручки Mail.ru Group в 2019 году составил 45,6%. Такой большой прирост представитель правления Д. Гришин объяснил увеличением выручки с рекламной деятельности и платежей за социальные сети пользователей.
Заключение
Положительная маржинальность говорит о том, что цена какого-то изделия выше, чем затраты на его изготовление. Чем выше показатель, тем больше операционной прибыли получает компания. Используется он при установлении цены на товары и услуги.
Для увеличения маржинальности товара можно:
Однако следует помнить, что это не единственный показатель, определяющий результативность бизнеса. Иногда высокая маржинальность является компенсацией за низкую оборачиваемость вложенных в производство средств.
Например, в брендовом магазине одежды цены значительно выше, а покупательский спрос ниже, чем на вещевом рынке. При этом затраты на содержание бутика в разы превышают содержание небольшого торгового павильона. Чтобы компенсировать высокие расходы, владельцу дорогого магазина приходится устанавливать большую наценку. Собственники недорогих магазинчиков обеспечивают низкие цены на единицу продукции, но получают большую доходность за счета быстрой оборачиваемости товара и капитала.