контрольные цифры приема в 2021 году что это
Фальков: В 2021/2022 учебном году число бюджетных мест вырастет на 9%
Какие направление в авангарде? В первую очередь увеличение бюджетных мест коснется специальностей, задействованных в области цифровой экономики. Так, число бюджетных мест увеличится по математике и механике, компьютерным и информационным наукам, информатике, информационной безопасности, электронике, радиотехнике. По этим направлениям появится 73,8 тысячи дополнительных бюджетных мест, что на 18% больше, чем в 2020 году. Важно: речь идет и бакалавриата, и о специалитете, и о магистратуре.
Больше мест дадут и педагогическим специальностям. Число бюджетных мест здесь вырастет на 75,6 тысяч.
Одним из приоритетов в сегодняшней ситуации стала подготовка квалифицированных медицинских кадров. Не ответить на запрос нельзя: вузы, подведомственные Минздраву, получат 43,4 мест. Это на 20 % больше, чем в 2020 году.
Вузам культуры и искусств, подведомственным Минкультуры, выделено 8,2 тысячи бюджетных мест, что также больше показателей 2020 года.
Напомним: уже с этого года Минобрнауки распределяет места по новой методике. Сначала ведомство рассчитывает общие контрольные цифры приема (КЦП) по укрупненным группам специальностей и направлений, учитывая потребности регионов в кадрах. Потом вносят предложения так называемые центры ответственности: отраслевые министерства, госкорпорации «Роскосмос», «Росатом», ассоциации вузов. После свои объёмы КЦП формируют в регионах. Потом все сводится вместе и получается максимально объективная картина.
Алла Калинина, врио ректора Волгоградского госуниверситета:
— В этом году в ВолГУ повышенный интерес абитуриентов к образовательным программам магистратуры IT-профиля. Среди направлений бакалавриата также высок интерес к направлениям, связанным с IT и информационной безопасностью: «Информационные системы и технологии», «Программная инженерия», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Информационная безопасность». Особой популярностью пользуются новые специальности, на которые в ВолГУ в этом году впервые выделены бюджетные места: «Судебная и прокурорская деятельность», «Радиоэлектронные системы и комплексы». Неожиданно очень большое количество заявления о приеме буквально с первых дней было подано на направление «История». И, конечно, стоит отметить направления, на которые уже поданы согласия о зачислении от абитуриентов, поступающих без вступительных испытаний (победители и призеры олимпиад из перечня Минобрнауки РФ): «Журналистика», «Лингвистика», «Филология».
Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета:
— В последнее время общий вектор развития высшего образования направлен на регионы. Университет должен не только соответствовать региональной повестке, но и определять развитие местной экономики. Томский регион, прежде всего, нуждается в приращении фундаментальных и прикладных специалистов. Именно поэтому в бакалавриате ТГУ в этом году появились дополнительные места по таким направлениям как физика, информационные системы и технологии, программная инженерия, инноватика. Это позволит нам расширить подготовку специалистов способных создавать новые технологии и продукты, необходимые для того, чтобы вывести Россию на новый технологический уровень. Отмечу, что на дополнительные бюджетные места могут претендовать не только граждане РФ, но и ребята из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Беларуси, а также наши соотечественники, проживающие за рубежом.
Контрольные цифры приема в 2021 году что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 15 октября 2021 г. № 1750 “Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства. ” (документ не вступил в силу)
В соответствии с частью 21 статьи 83 и частью 4 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
2. Установить, что контрольные цифры приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023/24 учебный год устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в 2022 году Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, на основании общих объемов контрольных цифр приема, утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации соответственно.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 261 «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 11, ст. 1145);
пункт 45 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. N 601 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 21, ст. 2563);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 56 «О внесении изменений в Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 5, ст. 540);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 636 «О внесении изменений в Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 19, ст. 3013).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 31 января 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 октября 2021 г. N 1750
Правила
установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
I. Общие положения
2. Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям:
3. Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям в рамках утвержденного соответственно Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации общего объема контрольных цифр приема.
II. Порядок определения общего объема контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования
До утверждения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации общих объемов контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования они подлежат рассмотрению на заседании Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам планирования и распределения контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования и установления квоты приема на целевое обучение, образованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1302 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам планирования и распределения контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования и установления квоты приема на целевое обучение».
5. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации определяют общий объем контрольных цифр приема в целях обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики, а также создания условий для развития научных школ в профессиональном образовании с учетом предложений:
6. Предложения, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, формируются с учетом потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определяемой в соответствии с методикой, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации, а также с учетом стратегических ориентиров развития сферы образования и возможностей образовательных организаций.
Указанные предложения согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
8. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации до 1 сентября предшествующего года формирует и направляет:
Проект контрольных цифр приема, включающий в себя проект контрольных цифр приема в области искусств, перед направлением в центры ответственности и Министерство культуры Российской Федерации подлежит рассмотрению на заседании Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам планирования и распределения контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования и установления квоты приема на целевое обучение.
9. Центры ответственности на основе анализа полученных данных направляют до 1 октября предшествующего года в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации предложения о корректировке проекта контрольных цифр приема.
10. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направляет до 5 октября предшествующего года в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение скорректированный с учетом предложений центров ответственности проект контрольных цифр приема.
11. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют до 5 ноября предшествующего года в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации предложения о корректировке проекта контрольных цифр приема.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, представляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации предложения о контрольных цифрах приема, согласованные соответственно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерством экономического развития Российской Федерации.
12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направляет до 7 ноября предшествующего года скорректированный с учетом предложений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации проект контрольных цифр приема центрам ответственности на повторное рассмотрение.
13. Центры ответственности представляют до 15 ноября предшествующего года в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации итоговые предложения о контрольных цифрах приема для утверждения общего объема контрольных цифр приема в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.
III. Особенности определения общего объема контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств
14. Министерство культуры Российской Федерации до 1 августа предшествующего года формирует и направляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации детализированные в отношении каждого субъекта Российской Федерации аналитические материалы об объеме контрольных цифр приема для обучения по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за 2 года, предшествующие году, на который определяется общий объем контрольных цифр приема для обучения по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств, и о прогнозируемом объеме контрольных цифр приема для обучения по этим образовательным программам на год, на который определяется общий объем контрольных цифр приема для обучения по таким образовательным программам.
15. Министерство культуры Российской Федерации на основании проекта контрольных цифр приема в области искусств, направленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, осуществляет корректировку проекта контрольных цифр приема в области искусств.
16. Министерство культуры Российской Федерации направляет до 5 октября предшествующего года в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение скорректированный проект контрольных цифр приема в области искусств.
17. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют до 5 ноября предшествующего года в Министерство культуры Российской Федерации предложения о корректировке проекта контрольных цифр приема в области искусств.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, представляют в Министерство культуры Российской Федерации предложения о контрольных цифрах приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств, согласованные соответственно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерством экономического развития Российской Федерации.
18. Министерство культуры Российской Федерации с учетом предложений субъектов Российской Федерации формирует в срок до 15 ноября предшествующего года итоговые предложения о контрольных цифрах приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств с разбивкой по субъектам Российской Федерации для утверждения общего объема контрольных цифр приема в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил.
IV. Порядок проведения конкурса и установления контрольных цифр приема
19. Контрольные цифры приема распределяются путем проведения Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации конкурсов в году, предшествующем очередному финансовому году, и устанавливаются образовательным организациям по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательным программам высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения на учебный год, начинающийся в очередном финансовом году.
20. Конкурс по распределению контрольных цифр приема по профессиям и специальностям и (или) укрупненным группам профессий и специальностей для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета проводится в порядке, утверждаемом Министерством просвещения Российской Федерации.
Конкурс по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета проводится в порядке, утверждаемом Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Конкурс по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, проводится в порядке, утверждаемом Министерством культуры Российской Федерации.
Указанные порядки включают требования к объявлению о проведении конкурса и срокам его проведения, показатели деятельности образовательных организаций, по результатам оценки которых принимается решение о распределении контрольных цифр приема, методику проведения конкурса и критерии принятия решения о распределении контрольных цифр приема.
21. Проведение конкурса осуществляется созданными Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации конкурсными комиссиями на основании заявок, поданных образовательными организациями.
22. Контрольные цифры приема, распределенные в результате проведения конкурсов, устанавливаются приказами Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации до 30 апреля года, в котором проводились конкурсы.
Обзор документа
С 31 января 2022 г. для ссузов и вузов вводятся новые правила установления контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) их укрупненным группам для обучения за счет федерального бюджета. Они заменят правила 2019 г.
Дополнительно определят контрольные цифры по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Определены особенности определения контрольных цифр по программам высшего образования в области искусств.
Бюджетные места в университетах распределят по-новому
Хотите бесплатно учиться по хорошей специальности – поступайте в региональные вузы
Для будущих бакалавров правительство предусматривает 57% бюджетных мест. Фото PhotoXPress.ru
Министерство науки и высшего образования разработает новые правила распределения контрольных цифр приема, новую модель планируется применить в 2021–2022 учебном году. Как сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, количество бюджетных мест вырастет в высших учебных заведениях всех субъектов. «Мы сейчас заканчиваем разработку соответствующего порядка распределения бюджетных мест. Методика будет обнародована до 1 марта, вот буквально в последних числах февраля», – успел сообщить он журналистам. Предполагается, что в методике расчета эксперты учтут не только нынешние тенденции рынка труда, но и предполагаемые изменения в этой сфере.
Как известно, основным регламентирующим документом, которым руководствуются абитуриенты при поступлении в вуз, являются правила приема. В установленные сроки учебные заведения обязаны разместить их на своих сайтах. Разумеется, после того как эти правила появляются, это не означает, что они будут выполнены точь-в-точь, как было запланировано. Отнюдь! Вуз предполагает, студент располагает. А он может и не занять даже приятную для кошелька свободную бюджетную нишу. Как рассказывает ректор высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, сегодня студенты могут даже пойти на платное образование, только чтобы попасть в тот вуз и на ту специальность, которую они запланировали.
Следующий момент заключается в том, что наряду с традиционными направлениями подготовки, набор на которые осуществляется уже не первый год, в правила приема включаются также и новые специальности, которые вузы стараются утвердить в вышестоящих инстанциях вплоть до начала приемной кампании. В большинстве случаев это удается, но иногда случается промах. Поэтому не факт, что впоследствии на ранее продекларированные специальности будет осуществлен набор. И при этом не надо еще забывать, что контрольные цифры приема спускаются сверху по укрупненным специальностям. Как их «дробят» вузы – это их дело.
В последние годы разработчики контрольных цифр приема, формируя их, исходили из таких принципов, как сохранение доступности высшего образования для выпускников школ и бакалавриата, сокращение образовательных программ по заочной форме обучения, постепенный уход от невостребованных специальностей и др.
Для выпускников школ, поступающих на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета, поддерживался уровень доступности в пределах 57%. Для граждан, поступающих на обучение по образовательным программам магистратуры, – на уровне 20%. Плюс в последние годы нужно было еще подбросить бюджетные средства по специальностям СПО в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
Плюс правительство стремилось поддержать регионы. В прошлом году, например, оно слегка расширило возможности целевого набора. Если раньше квоты целевого приема устанавливались учредителями вузов, то с прошлого года такие квоты для обучения за счет средств федерального бюджета устанавливаются правительством Российской Федерации, а для обучения за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов – органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления. Эти цифры приема на целевой набор формируются исходя из потребностей экономики регионов в конкретных специалистах по конкретным отраслям. Это все было до последнего времени. Похоже, что все это будет сохранено, но добавится кое-что еще.
Вот то, что уже анонсировано. Контрольные цифры приема в вузы на бюджетной основе могут вырасти с 2021 года, до 2024 года на это потратят порядка 70 млрд руб., об этом сказал вице-премьер РФ Татьяна Голикова. «Мы предполагаем такое увеличение уже с 2021 учебного года. Сначала это будут порядка 18,8 тыс. бюджетных мест, потом эта цифра будет резко возрастать. По словам Татьяны Голиковой, в 2021 году в регионы на эти цели планируется направить 2,5 млрд руб., потом – 11,2 млрд, 22 млрд руб. До 2024 года включительно эта сумма составит порядка 70 млрд руб. Приоритетно увеличение контрольных цифр пойдет в региональные вузы.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.