концепт съемки что это
Что такое концептуальное фото и с чем его едят?
Концептуальное искусство на слуху. Если фотограф хочет поставить себя выше коллег, зарабатывающих на жизнь свадебной или портретной съемкой, он говорит, что занимается концептуальной фотографией. Сама формулировка вызывает уважение, и многим неловко спросить оратора: «Постой! А что же такое концептуальная фотография?» Как водится, не все то искусство, что называют концептуальным фото.
В самом понятии нет ничего сложного. В основе концептуального искусства – мысль или концепт. Жанр может быть любым, но фотограф не старается поймать удачный ракурс или момент, он не сохраняет память о событии и не делает красивый портрет. Он рассказывает зрителю историю и выражает мысль. Концептуальное фото не стоит путать с репортажной или документальной съемкой, в которой тоже есть сюжет. Работая над концептом, фотограф не остается бесстрастным свидетелем и не пытается запечатлеть объективную реальность. Он передает зрителю собственное видение.
Как узнать концептуальное фото
Если вы не разбираетесь в истории искусства и не понимаете тонких замыслов, но все-таки хотите ориентироваться в концептуальном фото, вооружитесь упрощенными «приметами» этого направления. Первая: концептуальное фото не делает ставки на эмоциональный отклик. Оно интеллектуальное. Вторая: посыл не лежит на поверхности, нужно всмотреться в изображение и подумать над замыслом фотографа. И третья: в кадре нет ничего случайного или лишнего. Концептуальные снимки могут казаться небрежными, снятыми «жестом руки», но на самом деле цветовая гамма, свет и композиция тщательно выверены. Если всего этого нет – гоните в шею «концептуального фотографа», он просто любитель пускать пыль в глаза! 🙂
Примеры потрясающих концептуальных фотографий
Фотография способна заменить тысячи слов и описаний, четко показывая и передавая в себе главную суть происходящего. Цель концептуальной фотографии передать сообщение обществу, показать главную идею и донести определенную мысль. Идея в концептуальной фотографии, является важнейшим фактором. И в случае с концептуальной фотографией сначала возникает идея, которая потом находит свое воплощение в образах, жестах и знаках.
Большинство фотографов, работающих в жанре концептуальной фотографиями, в самом начале работы пытаются установить главные приоритеты и определить все основополагающие моменты, которые им понадобятся в процессе работы. Затем создается определенный сюжет, после самой съемки, изображение проходит очень детальную и качественную обработку. Зачастую, именно благодаря обработке образ получается завершенным, оригинальным и цепляющим. То есть, объединяет в себе все самые важны черты концептуальной фотографии. Концептуальным фотографам необходимо много терпения, чтобы получить точную картину того, что они имели в виду. Многие мастера прибегают к использованию всевозможных графических эффектов и дорисовке необходимых деталей. Таким образом, концептуальная фотография представляет собой что-то абстрактное, фотографию, граничащую с живописью.
Очень часто освещение может играть очень важную роль в ваших фотографиях. Постарайтесь поэкспериментировать с освещением, попробовать разные варианты, поиграть с предметами съемки, и с размещением осветительных приборов. Это действительно важно, для абсолютной свободы выражения вашего стиля и вашего мнения. Многие концептуальные фотографы пытаются передать и донести до общественного сознания важные социальные вопросы через свои фотографии. Многие пытаются шутить и делать забавные снимки. Во многом тематика концептуальных снимков зависит от социального, политического и экономического положения той страны, гражданином которой является автор. Вопросы, которые, как правило, затрагиваются в изображениях, это вопросы здорового образа жизни и злоупотребление алкоголем, права женщин, использование детского труда, свобода и т.д. В этой статье мы покажем вам прекрасные концептуальные фотографии – креативные и необычные идей, которые могут вдохновить и вас на создание фотографических шедевров «со смыслом». Надеюсь, что данные фотографии помогут вам в творческом развитии и создании чего-то своего. Возможно, когда-нибудь и ваши фотографии появятся в наших статьях, в качестве примеров для будущих фотографов.
Концептуальная фотография: работа
модели, подготовка и импровизация
Слово «концептуальный» ассоциируется с чем-то заумным и сложным для понимания. Кому-то это направление близко, кому-то — нет, многие просто не очень понимают это направление искусства. Вячеслав Иванов — концептуальный фотограф. Нам очень понравились его оригинальные фотопроекты, и мы решили побеседовать с ним, чтобы найти ключ к пониманию такого интересного направления как концептуализм.
— Вячеслав, прежде всего, расскажите, пожалуйста, о фотографии, которая заняла третье место в номинации «Концептуальная фотография» на конкурсе 35AWARDS. Как она была сделана?
— Ох! На этот вопрос я не могу найти простого и понятного ответа. На самом деле, нет никакой особенной истории создания этой фотографии, которой стоило бы поделиться. Идея, хорошая подготовка, отличная работа модели и импровизация.
— Поражает, как много у вас самых разных серий и идей. Как вы развиваете свое воображение?
— Практикой. Прежде всего — практикой. Чем больше я использую различные художественные приемы, реализую свои мысли, тем больше развиваюсь сам. Заимствую элементы других видов искусств: музыки, танца, литературы (как в случае с фотографией, которая заняла третье место). И еще я стараюсь отстраниться от просмотра фотографий других авторов. Не смотрю разные фото-паблики в социальных сетях, особенно ленту инстаграм (улыбается). «Насмотренность» хороша на старте, но в какой-то момент она начинает мешать. Лучше выключить телефон и почитать книгу или сходить в музей.
— Как вы понимаете термин «концептуальный»?
— Для себя я вкладываю в этот термин больше философский смысл. Где внутренняя форма важнее формы внешней. Где мысль важнее технической (выставленного света) и, даже, художественной (необычайно интересной композиции) реализации. Не важно, насколько красива при этом, например, сама фотография или интересен фильм.
— Вы учились на фотографа? Проходили курсы? Или освоили фотографию на практике?
— Я немного учился фотографии еще будучи школьником. Тогда это была исключительно пленка. Учился заряжать пленку с закрытыми глазами, проявлять и печатать. Каким-то основам композиции. Возможно поэтому я не испытываю никакого трепета к пленочной фотографии (улыбается). Хотя тот самый фотоаппарат, а это была Смена 8М, у меня сохранился и я иногда им пользуюсь даже сейчас. Что касается художественной стороны вопроса, то нет, я нигде не учился.
— Расскажите о сериях, которыми вы особенно гордитесь. В чем их основная мысль?
— Особенная серия, которой я горжусь (я бы, на самом деле, не употреблял это слово по отношению к себе), пожалуй, the thought of solitude. Размышления об одиночестве человека в мире вещей и обществе потребления. О взаимосвязи с окружающей средой. О сопротивлении такому «прогрессу» человечества.
Фото из серии: Pack of cards
— Многие со скепсисом относятся к артхаусному кино, концептуальной фотографии и другим новым направлениям в искусстве. Что нужно знать о современном искусстве, чтобы немного больше его понимать?
— Как ни странно звучит, но нужно просто больше смотреть (не ленты публикаций в социальных сетях), читать и слушать и таким образом развивать свое понимание в разных направлениях искусства. Особенно важно понимать, что подавляющие большинство так называемой концептуальной фотографии ею на самом деле не является (улыбается). Ну обязательно, хотя бы немного, познакомится с историей искусств.
Фото из серии: Quite a stranger
Концептуальная фотография как самостоятельный жанр фото искусства
Профессиональные фотографии способны без слов и описаний передать зрителю главную идею происходящего, вызвать конкретные эмоции и донести определенную мысль. О том как создаются концептуальные фотографии и что это такое поговорим в нашем разделе на Фотопоиске.
В этой статье мы желаем вдохновить вас на создание настоящих шедевров со смыслом. Возможно, ваши работы в дальнейшем вдохновят нас на написание новой статьи о фотографии.
Фотография, которая исследует сама себя в разрезе того как она функционирует, и как взаимодействует вместе со зрителем, называется концептуальной фотографией.
Чаще всего такие фотопроекты работают в диалоге с историей искусства и с историей фотографии.
Предметом искусства в этом случае является рефлексия, стремление фотографии разобраться в своем внутреннем мире, то есть в изображении как искусстве или фотографии как медиа, в том, как зритель ее понимает, что он видит и как реагирует на увиденное в сюжете, как он взаимодействует с ней.
Бывают такие случаи, когда концептуальная фотография затрагивает сразу несколько волнующих тем и междисциплинарные зоны, анализируя близкие современному искусству темы и вопросы.
Самыми популярными тематиками при создании концептуального изображения являются такие темы как:
— социальные вопросы,
— политика,
— экономика страны,
— гражданские проблемы общества,
— внутренний мир человека,
— влияние человека на окружающий мир,
— вопросы здорового образа жизни,
— права женщин,
— использование детского труда,
— последствия от алко- или нарко-зависимости, игромании и т.д.
Современные фотографы могут затронуть самые разнообразные темы, которые одним изображением передают проблемы всего общества, народа или целой страны. Идея концептуальной фотографии занимает ведущее место в построении композиции снимка. И в случае с концептуальным изображением вначале формируется идея, которая потом воплощается в жестах, знаках, образах и сюжете.
Далее идет сам процесс съемки и обработка полученного материала. Чаще всего, именно этот этап становится основным при создании концептуального фото. Здесь автору потребуется мастерство высшего уровня и много терпения, чтобы получить именно ту картину, что он задумал перед съемкой.
Многие фотографы вовремя обработки фотоснимков добавляют недостающие эффекты, предметы или объекты на снимок, дорисовывают некоторые детали. Таким образом, концептуальная фотография в какой-то степени граничит с живописью.
Философский подход к реальности или концептуальное фото
Концептуальная фотография — это особенный вид фотоискуства позволяющий фотохудожнику максимально самовыразиться через воплощение собственных взглядов на окружающий мир в неординарных, инновационных композициях и сюжетах своих творений. Как бы странно не звучало, но это направление не ставит на первое место технические параметры съемки и сочетание используемого инвентаря, идея – вот то, что двигает фотографа-концептуалиста к созданию очередного детища. Концептуальное фото расказывает историю, через которую ее создатель пытается передать свое видение.
Предлагаю вашему вниманию подборку именно таких фотографий. Большинство из них вызывает у зрителей самые разные эмоции, но об этом поговорим при непосредственном их просмотре.
Возможность обмена информацией в электронном виде сделала общение между людьми намного проще и комфортне, но все же с рукописным письмом, пахнущим чернилами мы получаем частичку чего-то более важного и дорогого чем информация, изложенная в нем, особенно если это письмо от дорогого нам человека. Создается впечатление, что вместе с конвертом почтальон приносит нам еле уловимое прикосновение того человека, который адресовал его нам. Реклама выполненная по заказу Почты Австралии более чем наглядно иллюстрирует эту мысль.
Почта Австралии: Объятия
Иногда авторы пытаются сочетать в своих фотографиях противоположные, казалось бы, вещи. Так, например, следующая работа является превосходным примером почти фантастической идеи автора о жидком огне.
Вот такой вид имел бы огонь, если бы он был сделан из воды
Следующий снимок это реклама для Olympus. Превосходно подана идея цели создания фотоаппарата как такового: «замораживать» время. Ведь фотографируя мир вокруг нас мы храним дорогие мгновения жизни как бы в замороженом виде. Даже глубоко пожилые люди могут открыть свои альбомы и в который раз просмотреть детские снимки, на которых оны все были еще малышами.
Реклама Olympus: Орел – действие замороженное камерой
Следующая работа иллюстрирует навыки автора в использовании Photoshop и исполнена в юмористической форме для рекламы товара (чипсов), подчеркивая его особенность и уникальность.
Просыпайся с каждым укусом
Пожалуй многим студентам и тем кто уже прошел этот непростой и яркий отрезок жизни знакомо состояние усталости крайней формы, когда во время чтения книги или конспекта казалось что буквы словно высыпаются из страниц. Вот как бы это выглядило в реальной жизни.
Следующий концептуальный снимок в высшей степени пропитан поэтично-мечтательной идеей автора о текучести воображения и креативности мышления. Он как бы сам создает свой мир. Столь впечатляющей идеей можно только восхищаться.
Создай свой мир сам
Фотоснимок этой просто суперской кружки является прототипом аналогичных кружек Canon. Кофейная кружка-объектив это аксессуар который тяжело не полюбить.
Для настоящего профессионала
Неоднозначный концептуальный снимок, напоминающий что и король и пешка находятся в одинаковой зависимости и по окончанию игры отправляются в одну коробку.
Что наша жизнь, игра…
Творческий полет фантазии и мастерство исполнения этого концепта достойны восхищения, хоть и вызывают противоречивые эмоции.
Думаю что Вам не хотелось бы оказаться на месте этих виноградинок. На их «лицах» застыл неподдельный ужас, хотя в общем фото выглядит довольно весело и даже трогательно. Впечатляющее внимание к деталям и очень умело выполненная концепция.
Здесь заключена отличная идея. Просто следуйте зову своего сердца.
Это пожалуй самый непринужденный и искренний концепт на тему особенностей общения близких людей раскиданных по всему миру. Ведь порой приходится часами а то и сутками лететь или ехать к родному человеку ради того, чтобы осуществить хотя бы такой простой жест как рукопожатие.
Международное рукопожатие – пример фотографий без пределов
Следующая реклама выполнена по заказу Polident Denture Care. Она гласит о том, что кусая яблоко в протезах его твердость вы ощущаете как киви. В разных вариантах в ней изображается персик, сахарный тростник или другие неожиданные наполнители, но везда с мягкой серцевинкой.
Любовь это процесс познания
Человеческие эмоции сложны. Любовь – это лучшее/худшее чувство, которое появляется у человека. Оно может быть таким разным временами, что вы никогда не можете быть уверенным в том, что вы знаете о нём все. Интересно, можно было бы выучить все о любви и сложностях человеческих чувств из книг? Простота, краски и объект этой фотографии моментально цепляет глаз.
Эта забавная концепция восприятия такого простого и казалось бы заурядного продукта как яйца, поражает свежестью идеи и легким, юмористическим окрасом. Особое умиление вызывает мимика и выражение глаз на каждом лице-яйце.
Если предыдущие концептуальные фото интриговали и смешили, то эта работа прямо таки пугает своей реалистичностью и поражающим вниманием к деталям.
Реклама для компании Toyo ловко и креативно применила образ осьминога для иллюстрации своего слогана.
Шины Toyo: осьминог
У всех бывают тяжелые дни, когда чуствуешь себя абсолютно выбитым из колеи, и неправильным кажется даже восприятие самого себя. Этот концепт просто и ярко демонстрирует как можно использовать самые обычные предметы для мощьного сообщения.
Очень оригинальная идея. Прекрасно сопоставлено спокойствие на лице женщины и резвые лошади, в образе которых развеваются кончики ее волос. Идея отображает контрастность состояния тела и мысли.
Эскадрон моих мыслей шальных
Слушать не значит слышать
Следующая работа,- реклама зоопарка Сафари,- содержит в себе поразительно емкую концепцию и приятно удивляет прекрасным визуальным исполнением полностью соответствующим слогану.
“Слейся” – слоган зоопарка Сафари
Прекрасно воссозданая идея желания самореализации.
Еще один пример одушетворения продуктов питания. Очень емкая и креативная задумка подкреплена качественным исполнением.
Концепт похож на предыдущий, но уже с позитивным посылом. В этой рекламе ожившее молоко символизирует положительный эффект, оказываемый на сердце и тело человека.
Сила в каждой капле
Бренность человеческого тела и безысходность потерь близких, родных людей, половинок символизирует эта пара вишен.
Восхитительная детализированная инсталляция города, построенного из пепла обычной сигареты.
Город которого нет
Как не странно, но этот концепт подчеркивает мысль, которая и без того часто проскакивает в наших головах: жизнь трудна. Помидор в самом соку так аппетитно выглядит поблескивая каплями воды, но ведь его помыли чтобы сьесть…
Эта, на первый взгляд непринужденная композиция иллюстрирует неумолимый бег времени и бессилие человека перед этим размеренным процесом.
Общественная реклама от FEMA описывает простую и парадоксально доступную программу сокращения и борьбы с последствиями стихийных бедствий. При всей простоте заявленой идеи типографика кирпичами просто ошеломляет.
Сократить эффекты бедствия
И на прощание немножко юмора: вот так вот выглядел бы ваш язык, будь у него личная жизнь.