концепция экспозиции это что
Концепция экспозиции краеведческого музея: проблемы, ориентиры, лайфхаки
Концепция музея — документ, раскрывающий основную задачу самого музея, его социальную роль, схему работы с сообществом. Это документ, который описывает алгоритмы жизни музея, его потенциал и вектор развития, темы и принципы устройства основной экспозиции, временных выставок, социокультурных проектов, лекционных и образовательных программ. Иногда в концепцию входят способы выстраивания базовых маркетинговых стратегий и бюджетирование.
Концепция экспозиции — это в первую очередь уникальная идея экспозиции, зонирование, методы взаимодействия с аудиторией и способы визуальных решений.
Концепция может охватывать очень много тем, но в обязательном порядке должна отвечать на следующие вопросы.
Почему ответить на простые вопросы, приведенные выше, часто бывает так трудно? Потому что «классическая» для постсоветского пространства модель краеведческого музея была сформирована в другое время, когда некоторые вопросы не задавали, поскольку они еще не назрели, а некоторые — потому что ответ был уже определен «генеральной линией партии» или, наоборот, не поддерживался ею.
«О чем рассказываемая нами история?» Советской краеведческой экспозиции этот вопрос и правда был не всегда важен. «Как о чем? О том, что у нас в крае есть». В итоге посетитель, переходя из зала в зал, как будто прыгает из одного учебника в другой. Сначала — учебник природоведения (раздел «Природа края»), потом учебник истории Средних веков, затем — уголок с горшками, прялками и национальными костюмами. За этим, как правило, сразу случаются Гражданская и Великая Отечественная война, а потом (если повезет) — стройки 1950−1960-х — и на этом все заканчивается.
Почему это зонирование именно такое, почему оно везде одинаковое и почему разделы этой экспозиции очень мало связаны друг с другом? Потому что эта модель краеведческого музея разработана в советскую эпоху и была удобной для того, чтобы выполнять несколько задач.
Сегодня практика универсалистского музея, «склеенного» из нескольких учебников, не работает. Почему не работает, можно долго теоретизировать, мы скажем о двух самых простых и очевидных вещах.
1. Вопрос идентичности перестал быть умозрительным вопросом патриотизма и национальной гордости, у него появились вполне конкретные экономические аспекты. Сегодня экономическая ситуация в регионах, работающих с идентичностью через культуру и не работающих, может драматически отличаться (здесь можно посмотреть несколько кейсов). А разговор об идентичности — это разговор не из позиции «Что здесь было в XIX веке?», а из позиции «Кто мы сейчас и как это обусловлено тем, что здесь было в XIX веке?». Работающий на идентичность музей – это музей настоящего, а не прошлого, а такое «переворачивание времени» предполагает совсем другие экспозиционные модели.
2. Мы запутались, как сейчас эпоха, web 3.0 4.0 или еще какая-то. Но точно знаем, что сегодня библейская модель повествования (т.е. авторитетное сообщение неких фактов, не подлежащих обсуждению и сомнению) не работает. Работают системы с «открытым кодом», который пользователь может, как минимум, настраивать под себя, а лучше – строить на него основе собственные миры. Музей не только должен объяснить, почему он описывает именно такую картину мира, но и показать, зачем нам сегодня вообще знать то, что нам предлагается узнать. Кем это делает нас сегодня? Какое будущее мы можем смоделировать, опираясь на эти факты?
Как конкретно учет этих двух вещей меняет устройство экспозиции? Об этом можно говорить долго, и поэтому, чтобы не запутаться, выделим три ключа.
Концепция экспозиции это что
Проектирование музейной экспозиции
Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, ди- зайнеров, музейных педагогов, инженеров. В связи с этим составны- ми частями проектирования экспозиции являются: 1) научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; 2) художественное проекти- рование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; 3) техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств. Научное проектирование включает 3 этапа: разработка научной концепции, тематической структуры и тематико-экспозиционного плана.
1) Научная концепция – первый и важнейший этап проектирова- ния, раскрывающий экспозиционный замысел и дающий общее пред- ставление о будущей экспозиции. В научной концепции выбирается и обосновывается тема и главная идея экспозиции, общая тематиче- ская структура и принципы построения крупных разделов и комплексов. Научная концепция включает: 1. Определение ведущих идей современных направлений науки, отбор которых должен явиться стержнем предстоящей экспози- ции и составить основные разделы тематической структуры.
2. Обоснование данной работы, постановка ее целей и задач, опре- деление условий и реальных возможностей ее осуществления (площадь экспозиции, финансовые затраты). 3. Краткий обзор существующих в стране и за рубежом экспозиций по данной или сходной тематике, их структуры и принципы построения. 4. Анализ и характеристика предметной базы экспозиции: наличие фондовых материалов, коллекций по теме, привлечение материа- ла из других музеев, реальные возможности комплектования ос- новного и научно-вспомогательного фондов для проектируемой экспозиции. 5. Обоснование принципов построения экспозиции с точки зрения удовлетворения запросов и интересов различных групп посети- телей, предполагаемая эффективность создаваемой экспозиции, возможность проведения экскурсионной и лекционной работы в экспозиции. 6. Выбор метода проектирования, предложения и рекомендации к художественному проектированию. Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных раз- делов и крупно габаритных экспонатов – диорам, образцов техники, макетов и т.д.
2) Тематическая структура (тематико-структурный план – ТСП). Следующий этап научного проектирования состоит в разра- ботке тематической структуры. Тематическая структура – документ, который служит основанием для определения последовательности экспозиционных разделов, тем и комплексов и установления маршру- та по экспозиции. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов. Тема- тическая структура оформляется в тематико-структурный план (ТСП) – документ, который составляется одновременно с подбором экспози- ционного материала и определяет содержание и тематическую струк- туру проектируемой экспозиции. ТСП включает 3 пункта: ведущие тексты, обобщенный перечень экспонатов или их групп с краткой характеристикой, указания на дополнительное комплектование (например, в процессе полевой практики, изыскания в других хранилищах и др.). В зарубежной практике тематико-структурному плану соответ- ствует краткий план-проспект экспозиции – экспозиционный (выставочный) бриф, который разрабатывает сформированная проектная группа. Такая группа включает представителей разных му- зейных подразделений: фондов (хранителя, консерватора); подразде- ления программ, адресованных публике (сотрудников, курирующих подготовку экспозиции, дизайн, образование, издания, маркетинг); администрации (сотрудников, занимающихся финансами, безопасно- стью, обслуживаем посетителей). Смысл проектных команд состоит в их направленности на разработку и воплощение конкретного проекта (бюджет и график работы, бриф).
Бриф – это важный документ, который направляет весь процесс организации экспозиции до ее открытия. План-проспект (экспозиционный бриф) определяет цели создания экспозиции; ожи- даемые впечатления посетителя; поэлементное описание экспозиции, включающее 1) коммуникативные задачи каждого элемента экспози- ции, 2) возможные коммуникативные средства решения этих задач, 3) матрицы движения потока посетителей, 4) эскизы будущей экспо- зиции, рисующие «атмосферу» экспозиции. После одобрения плана-проспекта руководством каждый член проектной группы начи- нает заниматься своей специальной областью: подготовкой сопрово- дительного текста, отбором экспонатов и подготовкой их для показа, планами маркетинга, мерами безопасности, переговорами о предоставлении экспонатов на временное хранение.
3) Тематико-экспозиционный план (ТЭП). На третьем этапе научного проектирования разрабатывается на основе тематико- структурного плана и отобранного экспозиционного материала про- изводится составление основного документа, завершающего процесс научного проектирования – тематико-экспозиционного плана. Этот план представляет собой творческий исследовательский труд, в котором в соответствии с тематикой особо выделяются экспозици- онные комплексы, состоящие из конкретных музейных экспонатов со всеми присущими им научными характеристиками. ТЭП включает следующие пункты: наименования разделов, тем, подием, комплек- сов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспозиционных материа- лов, входящих в комплекс; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размеры; указание мест хранения материалов и их шифра; примечания по художествен- ному проектированию экспозиции. В итоге создается электронный вариант экспозиции, учитывающий все требования тематической структуры и музейного дизайна (См. приложение). Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая «пробная» экспози- ция, или раскладка. Она состоит в том, что предназначенные для экспонирования материалы раскладываются, развешиваются, расставляются в заданном пространстве в соответствии с тематиче- ской структурой. Это позволяет выяснить зрительную совместимость экспонатов, уточнить композицию комплекса, оптимальную нагрузку стен, витрин. В настоящее время широко внедрено в музейную прак- тику компьютерное моделирование экспозиционных комплексов, тем, разделов, залов. Современный тематико-экспозиционный план экспозиции зачас- тую сопровождает сценарий – литературное изложение содержания экспозиции с усиленным эмоциональным воздействием на посетите- лей. Целесообразным считается применение сценария при проекти- ровании экспозиций с нетрадиционной тематикой, а также особенно в детских музеях.
В этой главе особое внимание необходимо уделить изучению концепции и тематико-экспозиционного плана музея истории Томского государственного педагогического университета, данных в приложении.
1. Определение научной концепции. 2. Определение тематико-структурного и тематико- экспозиционного планов. 3. Какова структура тематико-экспозиционного плана? 4. Что такое бриф? 5. Чем обусловлена необходимость введения сценария?
Концепция выставки
Проведение экспозиций получило широкую популярность уже давно. Концепция выставки является первым этапом подготовки мероприятия. Это информационный посыл, который должен быть как в организационной, послевыставочной деятельности, так и в дизайне экспозиционных стендов и в поведении персонала.
С концепцией выставки напрямую связана и концепция стенда, которая является главным элементом оформления площадки, где будет проходить мероприятие. После формирования главной идеи выставки нужно заняться сооружением стендов, осуществить их монтаж и выполнить все поставленные цели на мероприятии.
Создание концепции экспонирования в выставке
Разработка любой задумки или идеи состоит из нескольких стадий и включает в себя выполнение следующих процессов:
Задачи и цели экспонирования у каждой компании разные. Если, к примеру, компания была создана недавно, то участие в таком мероприятии станет идеальной возможностью для рекламирования её среди потенциальных клиентов.
Для фирмы, которая уже имеет многолетний опыт, – это отличный шанс получить новую клиентскую аудиторию или сформировать деловые контакты с выгодными партнерами.
Для предприятия, которое в ближайшем будущем хочет увеличить свое производство, экспозиция станет оптимальной площадкой для поиска новых вкладчиков и спонсоров. Ведущие бизнесмены используют эти мероприятия для получения подробной информации о потенциальных конкурентах, об их товарах или услугах.
Участие в экспозиции может помочь в расширении круга связей с общественностью и стать важным инструментом для создания фирменного имиджа.
Таким образом, при создании концепции выставочного мероприятия необходимо учитывать множество факторов, без которых эффективное проведение любой выставки невозможно. Важную роль в получении оптимального результата играет оформление стенда и подбор выставочной площадки. Если придерживаться всех требований к организации такого рода мероприятия, желаемый эффект для компании обеспечен.
Ещё интересные ссылки на статьи
Читайте интересную подборку статей и полезной информации.
Научная концепция экспозиции.
«Под научной концепцией мы понимаем целостное обобщенное понимание задачмузея в области экспозиционной работы и систему основных тем, идей и проблем,раскрываемых в экспозиции. Научная концепция формирует идейно-теоретическоесодержание экспозиции и определяет направление его трактовки, как научной, так ихудожественной»[29]
Отличительными чертами проекта являются:
2. Ориентированность на широкую аудиторию
3. Научно-популярное изложение информации
В первую очередь стоит определить местоположение планируемой экспозиции. Согласно задумке это новое здание, либо соответствующее требованиям существующее.
Рядом с главным входом будет находиться небольшой стенд с отображением временной шкалы, на которой будут отображены личности, внесшие свой вклад в исследование звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры. Экспозиция призвана показать историю развития звукозаписывающей аппаратуры и пробудить интерес подрастающего поколения к изучению звуковых явлений. Подобная деятельность поможет приобрести новые знания и помочь с профориентацией.
Помимо стандартного экспонирования необходимо обратить особое внимание на процесс создания дружелюбной и запоминающейся атмосферы. Наиболее эффективными и простыми способами создания необходимого впечатления будут являться те, которые используются в любой экспозиции, но могут быть видоизменены, не затрагивая при этом их сути. В список таких аспектов экспозиции включен свет, цвет и фактура поверхностей. Помимо информации, размещенной на стендах в каждом зале, посетитель будет на подсознательном уровне понимать течение времени и временные рамки данного зала. Достичь этого поможет использование ассоциаций цветовой гаммы зала с кино и фото искусством. Однако стоит заранее отметить отсутствие строгого соблюдения временных рамок при принятии решения о декоративном оформлении зала, так как больше внимания будет уделено ассоциативному ряду.
Первый зал охватывает временной промежуток с IXвека по XIX. Здесь будут представлены первые устройства для записи и воспроизведения звука – механические музыкальные инструменты. В качестве экспонатов будут размещены:
1. Уменьшенная копия карильона.
2. Несколько музыкальных шкатулок
Данный зал демонстрирует зарождение технологии записи звука. Для ознакомления с выдающимися личностями этого периода необходимо установить информационный стенд слева от входа в зал. На нем будет дана общая информация, характеризующая данный период. Рядом с каждым экспонатом будут размещены краткие информационные стенды с описанием личностей, которые были причастны к изобретению того или иного экспоната. Зал будет оформлен в медно-серебряных тонах. Как и во всех последующих залах, оформление будет меняться в зависимости от временных рамок и выставляемых экспонатов. Основная концепция такого оформления –ассоциативность и образ. Когда речь заходит о шарманках или музыкальных шкатулках сразу же вспоминается цвет материалов, из которых они изготовлены. Как правило, это цвет дерева, меди и железа. Отсюда следует цветовая гамма данного зала.
Второй зал посвящен механической записи и охватывает временные рамки с середины XIXдо начала XXвека. Слева от входа в зал находится стенд с общей информацией данного периода. По примеру предыдущего зала рядом с каждым экспонатом размещается информация об истории его создания. В данном зале основная цветовая гамма будет черно-белой. Именно этот временной период запоминается как «черно-белый», из-за чего подобный монохромный стиль сможет отлично подчеркнуть настроение времени изобретения экспонатов. Отличным декоративным решением станет эффект потертости фотографии, примененный на стены. Свет должен быть нейтрально-белых оттенков.
Третий зал посвящен электромеханической записи и охватывает временной период с первой четверти до половины XXвека. Декоративный стиль данного зала будет похож на оформление предыдущего за исключением цветовой гаммы. Бывшие ранее монохромными поверхности, приобретут небольшой коричнево-желтый оттенок и эффект выцветания.
3. «Говорящая бумага»
Четвертый зал – магнитная запись. Временные рамки ограничены периодом с конца XIX по третью четверть XXвека. Данный зал сменит стиль оформления с черно-белого на цветной. Его отличительной чертой будет декорирование элементов экспозиции в стиле «ретро». Цветовая гамма станет более мягкой, сместившись в сторону теплого оранжевого. Залакированное дерево станет отличным материалом для изготовления стендов и оформления стен. Свет так же будет соответствовать цветовой гамме зала.
3. Аналоговый многодорожечный магнитофон
4. Набор компакт-кассет.
Пятый зал объединяет периоды изобретения лазерной или же оптической записи и магнитооптической записи. Цветовая гамма данного зала будет выполнена в слабых голубых тонах. Оформление поверхностей будет выполнено в приглушенных цветах с эффектом увеличенной резкости.
1. Набор звуковых комплект-дисков
3. Super Audio CD диски
5. Hi-MD версии минидисков
Шестой зал посвящен записи звука на цифровые носители и охватывает период с конца XXвека по настоящее время. В данном зале не будет физических экспонатов, вся экспозиция будет находиться в виртуальной среде, которая будет транслироваться на экран при помощи проектора. В этом зале будут проигрываться научно-популярные лекции о форматах сжатия и кодирования аудио сигнала. Например: отличие MP3 от WAV и прочих расширений аудио файла, что такое «Война громкостей», что такое бинауральный слух, почему изменяется звук гудка поезда при его приближении, что такое эхо, принципы эхолокации. Данный зал является последним в списке экспозиционных. Данный зал представляет современность, что означает насыщенные цвета в оформлении. При умелом использовании прогрессивных цветовых решений зал станет отражением современных тенденций. Освещение нейтрально-белое.
Седьмой зал ориентирован на сувенирную составляющую и способен выполнять задачи площадки для проведения занятий со школьниками и студентами. Здесь будут размещены несколько персональных компьютеров с установленным программным обеспечением для обработки и микширования звука. При обычном функционировании выставки посетители, следую размещенной инструкции, сделать запись своего голоса и применить к нему различные эффекты в реальном времени при помощи нескольких кликов компьютерной мыши. Это станет хорошим интерактивным элементом. Помимо этого, если полученный результат понравится посетителям, у них появится возможность записать записанную дорожку на отдельный CDдиск и забрать с собой в качестве сувенира.
Основные положения.
1. Необходимость формирования научной концепции обусловлена формированием новой экспозиции.
2. Основу экспозиции составят подлинные музейные предметы, полученные путем приема.
3. Планируемая экспозиция предназначена для широких слоев населения, школьников старших и младших классов, студентов.
4. Целью экспозиции является ознакомление посетителей с процессом развития звукозаписи в мире, повышение уровня образования, содействие в профориентации школьников.
5. Для достижения поставленных целей необходимо использовать современные музейные технологии для решения следующих задач: отметить вклад в развитие устройств записи и воспроизведения звука историческими личностями, сфокусировать внимание посетителей на стандартах качества современной звукозаписывающей индустрии, познакомить их с процессом создания звукового оформления и музыки.
6. В основу научной концепции положены современные представления об основных исторических этапах развития устройств записи и воспроизведения звука.
7. Научная концепция и художественное решение основывается на следующих принципах: современности, хронологический принцип, принцип сохранности существующих исторических ценностей.
8. Экспозиция должна сочетать в себе научную достоверность и художественную выразительность.
9. Посетители должны иметь полное представление по всем тематическим разделам.
10. Экспозиция создается на базе широкого применения современных музейных технологий, которые позволяют избежать загруженности экспозиционного пространства.
11. При создании экспозиции планируется использование мультимедийных и компьютерных технологий для увеличения интерактивной составляющей.
Тематическая структура экспозиции.Помещения разделяются на зону приема посетителей, экспозиционное пространство, специальные залы и служебные помещения.
Зона приема посетителей представляет собой парадный вход в вестибюль музея, гардероб на 100 мест, комнату охраны, билетную кассу, сувенирные киоски, санитарно-техническое помещение.
В экспозиционных залах будет отражена история становления и развития устройств записи и воспроизведения звука в экспонатах и сведениях об исторических личностях, внесших свой вклад.
Последний зал является специальным. Он будет отведен для внеклассной педагогической деятельности, работы кружков и проведения лекций.
Таким образом, при изучении основных положений по формированию нового музейного пространства, исследовании рекомендаций о последовательности и способах реализации необходимых условий и составлении научной концепции планируемой экспозиции, формируется четкий образ планируемого музея. Благодаря этому становится возможным сформировать наиболее эффективный план действий по реализации данного проекта, учесть финансовые аспекты.
Заключение
Исследование темы дипломной работы позволило разработать концепцию первого музея звука на территории республики Татарстан, исследовать теоретическую базу для создания постоянной экспозиции нового музея, оценить эффективность действующих аналогичных проектов, изучить сущность понятия «музейная экспозиция» и ее виды, исследовать и выявить основные проблемы при работе с акустикой помещений, выделить этапы разработки экспозиции.
Нам удалось выяснить, что музейная экспозиция является целенаправленной и научно обоснованной демонстрацией музейных предметов, организованных композиционно.
Было выявлено три вида музейных выставок: тематический, фондовый и отчетный; шесть типов музейных экспозиций: созерцательный, тематический, средовой, интерактивный и прикладной; три принципа построения музейной экспозиции: принцип научности, предметности и универсальности.
Мы пришли к выводу, что знание основ акустики и акустических свойств различных материалов способно помочь в работе с аудио источниками, снизить уровень шума в помещении и положительно сказаться на здоровье и удовлетворенности посетителей.
Было установлено 3 типа построения выставочных пространств: прямая последовательность, матричная и открытая.
Нами рассмотрены музеи аналогичной направленности, выявлены и проанализированы выгодные решения, рассмотрены альтернативные методы экспонирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что концепция современной музейной экспозиции строится в первую очередь на новизне и популяризации специализированных направлений, которые ранее были недоступны для широкой аудитории. В то же время, благодаря этому происходит повышение уровня образованности населения, сохраняются памятники истории.
Составление научной документации при проектировании экспозиции
Министерство культуры и национальной политики
Национальный музей Республики Башкортостан
Составление научной документации при проектировании экспозиции
Методическое пособие
заместитель генерального директора
Национального музея Республики
Уфа – 2006
Музейная экспозиция есть целенаправленная, основанная на четких идейных, научных и художественных принципах демонстрация музейных предметов в соответствии с поставленной темой. Поэтому создание экспозиции – сложный процесс, в котором участвуют все отделы музея.
Подготовка музейной экспозиции проходит обычно в две стадии: проектирование и осуществление экспозиции. Проект экспозиции должен быть ее прообразом, то есть давать конкретное наглядное представление о содержании и облике. Проект обычно состоит из трех основных частей, органически связанных между собой:
— научный проект (концепция, расширенная тематическая структура, тематико-экспозиционный план);
— художественный (или архитектурно-художественный) проект;
— технический и рабочий проект.
Вместе с тем проект экспозиции должен заключать в себе комплект определенной документации. Каждый из разработанных проектных документов рецензируется и обсуждается на Ученом Совете при директоре музея, а затем хранится в научном музейном архиве.
Работа над экспозицией начинается с определения темы. Тема же будущей экспозиции определяется задачами, поставленными перед музеем в соответствии с его годовыми и перспективными планами. Но приступить к непосредственной работе над музейной экспозицией можно лишь при наличии:
— собрания музейных предметов на тему экспозиции;
— автора (или авторского коллектива), ориентирующегося в проблематике темы, имеющего общее представление о фондах музея, знакомого с основными положениями методики экспозиционной работы;
— помещения, предназначенного для экспозиции.
Научная концепция экспозиции (НК)
Это документ, который составляется на первом этапе научного проектирования экспозиции. В НК выявляется специфическое место данного музея или данной экспозиции в музейной сети страны, республики, края, дается обоснование необходимости построения новой экспозиции и анализ истории экспонирования данной темы.
Кроме того, в научной концепции:
— дается обоснование тематической структуры, намечаются ее основные разделы. Вместе с характеристикой экспозиционной площади (планы залов прилагаются к документу) указывается топографическое размещение на ней залов экспозиции;
— дается по возможности подробная характеристика материалов по теме и экспозиции, выявляются (в общей форме) необходимость дополнительного комплектования;
— определяются методы показа (будут ли введены в тематическую экспозицию ансамбли – интерьеры, коллекционный систематический показ);
— по возможности, указываются ведущие крупногабаритные экспонаты повышенной аттрактивности (например, диорамы);
— формулируются требования к архитектурно-художественному решению экспозиции (облик каждого зала, его доминанта, характер оформления, освещение, возможность введения декоративных элементов, особые меры для обеспечения сохранности и др.);
— намечаются технические средства и устройства (озвучание, кино, полиэкран, голография и др.).
Научная концепция, таким образом, дает первое, самое общее представление будущей экспозиции. В научной концепции музейный сотрудник вместе с художником должны определить общие и специфические требования к художественному проекту будущей экспозиции.
Смысл этих требований в том, чтобы проектировщик максимально учитывали конкретные условия проектирования в данном музее.
Расширенная тематическая структура (РТС)
Следующим этапом научного проектирования экспозиции является разработка расширенной тематической структуры, то есть дальнейшее осмысление тематики в специфических музейных формах.
В проектном документе «Расширенная тематическая структура экспозиции» (оформление данного документа с титульным листом подобно научной концепции) должны быть сформулированы все разделы, темы и подтемы будущей экспозиции. Работа над РТС обычно идет одновременно с подбором материалов, поэтому в РТС перечисляются группы музейных предметов и других экспозиционных материалов, которые предполагается экспонировать.
Оформляется тематическая структура в виде документа по схеме: