концепция стоимости капитала подразумевает что

Глава 8. Концепции капитала и поддержания капитала

Глава 8. Концепции капитала и поддержания капитала

Текст, включенный в главу 8, был перенесен из Концептуальных основ финансовой отчетности, выпущенных в 2010 году, в неизменном виде. Данный текст первоначально являлся частью Концепции подготовки и представления финансовой отчетности, выпущенной в 1989 году.

8.1 Финансовая концепция капитала используется большинством организаций при подготовке финансовой отчетности. Согласно концепции финансового капитала, подразумевающей под капиталом инвестированные денежные средства или инвестированную покупательную способность, капитал отождествляется с чистыми активами или собственным капиталом организации. Согласно концепции физического капитала, подразумевающей под капиталом операционную способность, капиталом считается производственная мощность организации, основанная, например, на количестве выпускаемых в день единиц продукции.

8.2 Выбор организацией соответствующей концепции капитала должен основываться на потребностях пользователей финансовой отчетности. Таким образом, следует принять концепцию финансового капитала, если пользователей финансовой отчетности беспокоит, прежде всего, поддержание номинальной величины инвестированного капитала или покупательной способности инвестированного капитала. Однако, если пользователи интересуются, прежде всего, операционной способностью организации, необходимо использовать концепцию физического капитала. Выбранная концепция указывает на цель, которая должна быть достигнута при определении прибыли, даже несмотря на возможное наличие сложностей, связанных с оценкой, при применении такой концепции.

Концепции поддержания капитала и определение прибыли

8.3 Концепции капитала в пункте 8.1 обусловливают следующие концепции поддержания капитала:

(a) Поддержание финансового капитала. Согласно данной концепции прибыль зарабатывается исключительно в том случае, если финансовая (или денежная) стоимость чистых активов на конец периода превышает финансовую (или денежную) стоимость чистых активов на начало периода после исключения эффекта распределений в пользу собственников и взносов с их стороны в течение периода. Поддержание финансового капитала может оцениваться в номинальных денежных единицах или в единицах постоянной покупательной способности.

(b) Поддержание физического капитала. Согласно данной концепции прибыль зарабатывается исключительно в том случае, если физическая производственная мощность (или операционная способность) организации (либо ресурсы или средства, необходимые для достижения такой мощности) на конец периода превышает физическую производственную мощность на начало периода после исключения эффекта распределений в пользу собственников и взносов с их стороны в течение периода.

8.5 Концепция поддержания физического капитала требует выбора текущей стоимости замещения в качестве базы оценки. Концепция поддержания финансового капитала, однако, не требует применения определенной базы оценки. Выбор базы оценки согласно данной концепции зависит от типа финансового капитала, величину которого организация стремится поддерживать.

8.6 Принципиальная разница между двумя концепциями поддержания капитала заключается в том, как следует учитывать эффект от изменения цен на активы и обязательства организации. В общем смысле организация обеспечила поддержку своего капитала, если на конец периода она располагает капиталом в том же объеме, что и на начало периода. Любая сумма сверх той, которая была необходима для поддержания капитала на том же уровне, что и по состоянию на начало периода, является прибылью.

8.7 Согласно концепции поддержания финансового капитала, когда капитал определяется в номинальных денежных единицах, прибыль представляет собой увеличение номинальной денежной величины капитала за период. Таким образом, увеличение цен на удерживаемые в течение периода активы, которое традиционно называется доходом от владения, концептуально является составляющей прибыли, однако может не признаваться в качестве таковой до выбытия активов в рамках операции обмена. Когда концепция поддержания финансового капитала определяется в терминах постоянной покупательной способности, прибыль представляет собой увеличение инвестированной покупательной способности за период. В таком случае прибылью считается только та часть увеличения цен на активы, которая превышает увеличение общего уровня цен. Оставшаяся часть увеличения считается корректировкой, связанной с поддержанием капитала, и, следовательно, включается в состав собственного капитала.

8.8 Согласно концепции поддержания физического капитала, когда капитал определяется с точки зрения физической производственной мощности, прибыль представляет собой увеличение такого капитала за период. Все изменения цен, затрагивающие активы и обязательства организации, считаются изменениями в оценке физической производственной мощности организации; следовательно, они рассматриваются как корректировки, связанные с поддержанием капитала, которые включаются в состав собственного капитала, а не как прибыль.

8.9 Выбор базы оценки и концепции поддержания капитала определяет модель учета, используемую при подготовке финансовой отчетности. Разные модели учета характеризуются разной степенью уместности и надежности, и в своем выборе, также как и в других областях, руководство должно придерживаться баланса между уместностью и надежностью. Концептуальные основы применимы к разным моделям учета и содержат руководство относительно составления и представления финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с выбранной моделью. В настоящее время Совет не имеет намерения предписывать использование определенной модели учета, за исключением редких случаев, как, например, для организаций, представляющих финансовую отчетность в валюте страны с гиперинфляционной экономикой. Тем не менее это намерение будет повторно анализироваться в свете изменений, происходящих в мире.

Корректировки, связанные с поддержанием капитала

8.10 Переоценка или пересчет стоимости активов и обязательств приводят к увеличению или уменьшению собственного капитала. Хотя данные суммы увеличения или уменьшения удовлетворяют определению доходов и расходов, они не включаются в отчет о прибылях и убытках согласно определенным концепциям поддержания величины капитала. Вместо этого такие статьи включаются в состав собственного капитала в качестве корректировок, связанных с поддержанием капитала, или резервов по переоценке.

Источник

Базовые концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных основных концепций, развитых в рамках теории финансов. Это концеп­ции:

Дадим краткую их характеристику.

1. Как отмечалось выше, одним из основных разделов работы фи­нансового менеджера является выбор вариантов целесообразного вло­жения денежных средств. В частности, это делается в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока как совокупности ге­нерируемых этим проектом притоков и оттоков денежных средств в раз­резе выделенных временных периодов.

Концепция денежного потока предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжитель­ность и вид;

б) оценку факторов, определяющих величину его элемен­тов;

в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопостав­лять элементы потока, генерируемые в различные моменты време­ни;

г) оценку риска, связанного с данным потоком, и способ его учета.

2. Временная ценность объективно существующая характерис­тика денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная едини­ца, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определя­ется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

Инфляция присуща практически любой экономике, причем быто­вавшее в нашей стране в течение многих лет сугубо негативное отно­шение к этому процессу не вполне корректно. Происходящее в услови­ях инфляции перманентное обесценение денег вызывает, с одной сто­роны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а с другой — отчасти и объясня­ет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению.

Вторая причина различия — риск неполучения ожидаемой сум­мы — также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично. Представьте себе ситуацию, когда вам нужно сделать выбор между двумя потенциальными покупателями вашей продукции: первый предлагает гарантированную сумму в 10 тыс. дол. в виде предоплаты, второй — обещает выплатить 15 тыс. дол., но через месяц. Из неофициальных источников вы располагаете информацией о том, что второй покупа­тель втянут в судебное разбирательство и в случае неблагоприятного исхода может понести колоссальные убытки, что приведет к его банк­ротству. По мнению вашего финансового консультанта, вероятность та­кого исхода равна 0,3. Таким образом, если сравнивать варианты без учета риска возможного неполучения платежа, то второй покупатель явно более предпочтителен. Если риск учитывается, то выбор становится уже не столь очевидным, поскольку, хотя ожидаемый доход примерно такой же (15•0,7+0•0,3=10,5 тыс. дол.), вероятность неполучения денег достаточно высока.

Третья причина — оборачиваемость — заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой вла­дельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, кото­рой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируе­мых в разные периоды, для финансового менеджера концепция вре­менной ценности денег имеет особое значение.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем зависимость между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходнос­ти; верно и обратное. Безусловно, в финансовом менеджменте могут ставиться и решаться предельные задачи, например максимизация до­ходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о дос­тижении разумного соотношения между риском и доходностью.

Категория риска в финансовом менеджменте принимается во вни­мание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капи­тала, обоснованию дивидендной политики и др.

4. Деятельность любой компании возможна лишь при наличии ис­точников ее финансирования. Они могут различаться по своей эконо­мической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени уп­равляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п. Однако наиболее важной характеристикой источников средств, вероятно, является цена капитала. Смысл концепции цены капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену. Так, за банковский кредит нужно платить проценты, причем эта цена может иметь и стохастическую природу (например, цена источника «облигационный заем» с плавающей купонной ставкой). Цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказать­ся в убытке. Не случайно количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе аль­тернативных вариантов финансирования деятельности компании.

5. В условиях рыночной экономики большая часть компаний в той или иной степени связана с рынком капитала. Крупные компании выс­тупают там и в роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких компаний чаще всего ограничивается решением краткосрочных задач инвестиционного характера. В любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка капитала. Логика подоб­ных операций такова. Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Предположим, что на рынке, находившемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций неко­торой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствую­щего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах, характеризуется уровнем эффективности рынка.

Прежде всего подчеркнем, что в приложении к рынку капитала термин «эффективность» понимается, следовательно, не в экономичес­ком, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступ­ности информации участникам рынка. В научной литературе рассмат­риваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка (Efficient Market Hypothesis — ЕМН).

Согласно этой гипотезе при полном и свободном доступе участ­ников рынка к информации цена акции на данный момент является луч­шей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отража­ется на ценах на акции и другие бумаги. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя заранее предска­зать, когда она поступит и в какой степени будет полезна.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий:

Очевидно, что не все сформулированные условия выполняются в реальной жизни в полном объеме: информация не может быть равно­доступной, она не бесплатна, существуют налоги, затраты и т.п.

Есть две основные характеристики эффективного рынка.

Тем не менее считается, что гипотеза ЕМН на практике может ре­ализовываться в одной из трех форм, т.е. выделяют три формы эффек­тивности рынка: слабую, умеренную и сильную.

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью от­ражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализи­руя тренды; иными словами, анализ динамики цен, каким бы тщатель­ным и детализированным он ни был, не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы. Итак, в условиях слабой формы эффектив­ности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз по­вышения или понижения курсов на основе статистических данных о ди­намике цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены от­ражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю рав­нодоступную участникам информацию. С практической точки зрения это означает, что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитичес­ких агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся по­добная общедоступная информация немедленно отражается на ценах.

Сильная форма эффективности означает, что текущие цены от­ражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет полу­чить сверхдоходы от игры на акциях, даже инсайдеры, т.е. лица, рабо­тающие в компании и/или в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду. Достаточно очевидно, что о существовании сильной формы эффективности можно лишь предполагать.

Безусловно, создание эффективного рынка, возможное в прин­ципе, на практике нереализуемо. Ни один из существующих рынков цен­ных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смыс­ле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности не­которых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.

6. Концепция асимметричности информации тесно связана с кон­цепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиден­циальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эту информацию они могут использовать различ­ными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может дать ее обнародование.

В известной мере асимметричность информации способствует и существованию собственно рынка капитала. Дело в том, что каждый потенциальный инвестор имеет свое суждение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще все­го на убеждении, что именно он владеет информацией, возможно, не доступной другим участникам рынка. Чем большее число участников придерживается такого мнения, тем более активно осуществляются операции купли/продажи. Поэтому достижение абсолютной информа­ционной симметрии равносильно подписанию смертного приговора рынку.

С другой стороны, гипертрофированная информационная асим­метрия также противопоказана рынку. Это хорошо продемонстрирова­но в работе Дж.Акерлофа, посвященной анализу рынка подержанных автомобилей [36]. Логика его рассуждений такова. Среди подержанных автомобилей могут встречаться как вполне приличные, так и совершенно негодные машины. Если информационная асимметрия велика, то по­тенциальные покупатели не смогут различить такие автомобили и будут стараться максимально занизить цену, что сделает невыгодным прода­жу приличных автомобилей и приведет к тому, что доля негодных ма­шин будет возрастать. Увеличение вероятности покупки такой машины приведет к новому снижению средней цены на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.

Рынок капитала принципиально не слишком отличается от рынка товаров, однако определенная информационная асимметрия явля­ется непременным атрибутом, определяющим его специфику, по­скольку этот рынок, как никакой другой, весьма чувствителен к новой информации. При определенных обстоятельствах влияние информа­ции может иметь цепной характер и приводить к катастрофическим последствиям.

7. Концепция агентских отношений становится актуальной в ус­ловиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Дело в том, что большей части компаний, по крайней мере тех, которые определяют экономику страны, в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Ин­тересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом аль­тернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе рассчитано на перспективу. Выделяют и более дробные классификации конфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам. Для того чтобы в известной степени нивелировать воз­можные противоречия между целевыми установками конфликтую­щих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы компании вынуждены нести так на­зываемые агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитывать­ся при принятии решений финансового характера.

8. Концепция альтернативных затрат играет весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования про­изводственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и др. Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущенных возможностей, представляют собой до­ход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной ва­риант использования своих ресурсов.

Пример. Компания имеет избыточные производственные мощно­сти, которые можно: а) использовать для увеличения объемов произ­водства на 100 тыс. ед. в год; б) сдать в аренду за 20 тыс. дол. в год.

Если выбран первый вариант, то альтернативными затратами его как раз и будут 20 тыс. дол. Ясно, что эти затраты можно выразить как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Концепция альтернативных затрат играет важную роль и при при­нятии текущих решений, например в отношении управления дебиторс­кой задолженностью.

Пример. Компания вынуждена поддерживать среднегодовой уро­вень дебиторской задолженности в сумме 100 млн руб., что равносиль­но омертвлению собственных оборотных средств. Альтернативой это­му, в идеале, могло бы быть, например, депонирование данной суммы в коммерческом банке под 12% годовых.

Эти 12% и являются альтернативными затратами выбранного ва­рианта использования собственных оборотных средств.

Отметим, что логика альтернативных затрат заложена в методики обоснования скидок, предоставляемых покупателям для ускорения оп­латы за товары, проданные в кредит.

Особенно ярко концепция альтернативных затрат проявляется при организации систем управленческого контроля. С одной сторо­ны, любая система контроля стоит определенных денег, т.е. связана с затратами, которых, в принципе, можно избежать; с другой сторо­ны, отсутствие систематизированного контроля может привести к го­раздо большим потерям.

Даже краткая характеристика рассмотренных концепций позво­ляет получить представление об их исключительной важности. Знание их сути и взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных реше­ний в отношении управления финансами компании.

Источник

Тема 4. Цена и структура капитала

Оглавление

Цель и задачи изучения темы – ознакомить студентов с основными понятиями, проблемами и концепциями в сфере управления капиталом предприятия, включая управление собственным и заемным капиталом, формирование дивидендной политики, обучить методам принятию решений в данной сфере

Любой хозяйствующий субъект нуждается в источниках средств для того, чтобы финансировать свою деятельность с позиции перспективы и в плане текущих операций. В зависимости от длительности существования в данной конкретной форме активы компании, равно как и источники средств, можно подразделить на кратко- и долгосрочные. Привлечение того или иного источника финансирования связано для компании с определенными затратами: акционерам надо выплачивать дивиденды, банкам — проценты за предоставленные ими ссуды, инвесторам — проценты за сделанные ими инвестиции и др. Иными словами, источник средств чаще всего не бесплатен, поэтому к нему применимо понятие «цена источника».

Цена источника финансирования – это сумма средств, которую надо регулярно платить за использование определенного объема привлекаемых финансовых ресурсов. Цена источника выражается в процентах к этому объему (годовая процентная ставка). Цена источника – это своеобразная арендная плата за пользование средствами. При этом привлечение одного и того же объема средств, но из разных источников может обходиться фирме (финансовому реципиенту) более или менее дорого.

Если в случае с краткосрочными источниками получатель средств еще может рассчитывать на бесплатность, то любой долгосрочный источник финансирования не является бесплатным: кредитор (финансовый донор), предоставляя свои средства, предполагает не только вернуть их в полном объеме, но и получать по ним регулярный доход предусмотренного размера (иначе нет смысла отдавать свой капитал в длительное пользование). Причем плата за привлечение долгосрочного источника финансирования должна осуществляться в течение длительного времени. Мобилизуя капитал, его получатель надолго связывает себя с определенными расходами, которые надо будет нести независимо от того, успешно ли используется им привлеченный капитал.

Концепция цены капитала является одной из базовых в теории капитала. Она не сводится только к исчислению относительной величины денежных выплат, которые надо перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресурсы, но также характеризует тот уровень рентабельности (доходности) инвестированного капитала, который должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную цена.

Следует отличать понятие «цены капитала предприятия» от понятий «капитал» и «цена предприятия». В первом случае речь идет о некоторой специфической характеристике источника средств. Цена капитала количественно выражается в относительных годовых расходах по обслуживанию задолженности перед собственниками и инвесторами, т.е. это относительный показатель, измеряемый в процентах. Во втором случае речь идет об абсолютных стоимостных показателях, например величине собственного капитала в той или иной оценке (балансовой, рыночной), величине привлеченных средств, совокупной стоимостной оценке фирмы.

Любая компания обычно финансируется одновременно из нескольких источников. Поскольку цена каждого источника различна, цену капитала коммерческой организации находят по формуле средней арифметической взвешенной. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.

Выделяется пять основных источников капитала, цену которых необходимо знать для расчета средневзвешенной цены капитала предприятия, — банковские кредиты, облигационные займы, долевой капитал в виде привилегированных акций, долевой капитал в виде обыкновенных акций, реинвестированная прибыль. Каждый из этих источников имеет разную цену.

где r бк процентная ставка по банковскому кредиту;

r п — ставка налога па прибыль.

Таким образом, цена источника «Облигационный заем» приблизительно равна величине уплачиваемого процента с учетом ставки налогообложения:

где Цо – цена источника “облигационный заем”;

Зрд – затраты на размещение и выплаты купонного дохода по облигации;

r п ставка налога на прибыль.

При расчете цены данного источника рекомендуется учитывать влияние возможной разницы между ценой реализации облигаций и их нарицательной ценой. Первая нередко может быть ниже, в частности, за счет расходов по выпуску облигаций и продажи их на условиях дисконта. В этом случае затраты на размещение и выплату купонного дохода находятся следующим образом:

концепция стоимости капитала подразумевает что. Смотреть фото концепция стоимости капитала подразумевает что. Смотреть картинку концепция стоимости капитала подразумевает что. Картинка про концепция стоимости капитала подразумевает что. Фото концепция стоимости капитала подразумевает что

где kо — купонная ставка по облигации (в долях единицы);

N нарицательная цена облигации;

P чистая выручка от размещения одной облигации;

п — срок займа (количество лет).

В развитых рыночных экономиках затраты на размещение облигационного займа обычно составляют около 1 % выпуска, поэтому их величиной можно Пренебречь. Цена источника «Облигационный заем» без учета налогов будет совпадать с купонной ставкой, а с учетом налогов основе рассчитывается по формуле (4.2).

Определение цены собственного капитала основывается на следующих положениях: акционеры в обмен на предоставление своих средств коммерческой организации рассчитывают на получение доходов, которые для предприятия равны затратам по обеспечению данного источника средств. Поэтому цена такого источника приблизительно равна уровню дивидендов, выплачиваемых акционерам.

Цена источника «Долевой капитал в виде привилегированных акций» рассчитывается следующим образом:

где Цпа – цена источника “привилегированная акция”;

Д ожидаемый дивиденд;

Цр рыночная цена акции на момент оценки.

Приведенная оценка может искажаться в случае, если было несколько выпусков акций, в ходе которых они продавались по разной цене. Тогда можно воспользоваться формулой средней арифметической взвешенной. Если предприятие планирует увеличить свой капитал за счет дополнительного выпуска привилегированных акций, то цена этого источника средств (Цпад) может быть рассчитана по формуле (4.5), предусматривающей поправку на величину расходов по организации выпуска, как это упоминалось выше в случае с облигациями

где З — затраты на размещение.

Цена источника «Долевой капитал в виде обыкновенных акций» зависит от возможности предприятия выплачивать дивиденды, которая, в свою очередь, зависит эффективности его работы. Поэтому цена данного источника средств (Цоа) можно рассчитать с гораздо большей условностью. Существуют разные методы оценки, из которых наибольшее распространение получила модель Гордона, в соответствии с которой:

где Д1 первый ожидаемый дивиденд;

Ц р рыночная цена акции на момент оценки;

g заявленный темп прироста дивиденда.

Такой алгоритм имеет ряд недостатков. Во-первых, он может быть реализован лишь для компаний, выплачивающих дивиденды. Во-вторых, показатель ожидаемой доходности, которая является ценой капитала, с позиции компании очень чувствителен к изменению темпа прироста дивидендов. В-третьих, не учитывается фактор риска.

В отношении обыкновенных акций определение стоимости капитала имеет особо важное значение, когда планируется выпуск новых акций. Цена источника «Долевой капитал в виде обыкновенных акций новой эмиссии» (Цаон) используется модификация модели (4.6), учитывающая затраты на размещение акций:

где Зр уровень затрат на размещение акций в долях единицы.

Теоретически понятно, что цена данного источника несколько выше, чем цена источника «Долевой капитал в виде обыкновенных акций»; причина очевидна — это дополнительные расходы, связанные с эмиссией акций.

Один из самых важных источников – реинвестированная прибыль. Реинвестируемая прибыль мобилизуется максимально быстро и не требует специального механизма, как в случае с эмиссией акций или облигаций. Этот источник обходится дешевле других собственных источников, поскольку не возникает эмиссионных расходов. Он безопасен в смысле отсутствия эффекта негативного влияния информации о новой эмиссии.

Цена этого источника может рассчитываться разными методами, а ее величина легко интерпретируется следующим образом. Полученная компанией прибыль после соответствующих отчислений подлежит распределению среди владельцев обыкновенных акций. Для того чтобы последние не возражали против реинвестирования прибыли, необходимо, чтобы ожидаемая отдача от такого реинвестирования была не меньше, чем отдача от альтернативных инвестиций той же степени риска. В противном случае владельцы обыкновенных акций предпочтут получить дивиденды и используют эти средства на рынке капитала. В некотором смысле реинвестирование прибыли равносильно приобретению ими новых акций своей фирмы. Таким образом, цена источника средств «Реинвестированная прибыль» (Црп) примерно равна стоимости источника средств «Долевой капитал в виде обыкновенных акций» (Цоа).

Любая коммерческая организация финансирует свою деятельность, в том числе инвестиционную, из разных источников. Каждый источник средств имеет свою цену как относительную величину регулярных расходов по обеспечению данного источника. С определенной долей условности имеет место следующая цепочка неравенств:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *