концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

Концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого

(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

(как правило, идеалисты):

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Источник

Проблема субстанции формулируется так: Что является субстанцией (первоначалом) и сколько их? Она имеет два аспекта:

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

Материализм, согласно которомупервоначалом является нечто материальное: материя, природа, вещество и т.п.

Идеализм: объективный (субстанцией является не единичное сознание, а идеальное /духовное/ безличное, например, Абсолютная идея Гегеля, идеи Платона); субъективный (субстанцией является единичное сознание).

II. Количественный – мы задаем вопрос о том сколько субстанций. Здесь возможны следующие подходы:

Монизм – концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет только одну субстанцию. Например, монист Спиноза утверждал, что субстанция одна – это природа, в которой растворен Бог.

Понимание движения, пространства и времени в философии и естествознании. Научная картина мира.

Наука и философия находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В качестве промежуточного, связующего звена философии и науки выступает научная картина мира. Научные картины мира могут быть классифицированы не только по эпохам, но и по степени общности. Так, наряду с общенаучной картиной мира выделяется еще и естественнонаучная картина мира. Она представляет собой идеальную модель природы, объединяющую общие и фундаментальные понятия и принципы естественных наук, и задающую с их помощью определенный тип видения процессов и явлений природы.

Ее основные составляющие:

1. Онтологическая модель объединяет в себе представления о материи, природе и ее атрибутах. Например, дискретно-корпускулярная онтологическая модель была характерна для классического естествознания XVII-XIX веков, континуально-динамическая, основанная на теории относительности, была характерная для науки начала XX века, квантово-полевая модель, объединяющая первую и вторую онтологические модели, характерна для современной науки.

2. Методологическая схема познания представляет собой модель видения объекта, задающую способы его познания, идеалы и нормы построения научного знания. Она определяет общие установки познания, характерные для конкретной эпохи. Например, механицизм был общей установкой классического естествознания.

3. Совокупность общенаучных и философских принципов, которые имеют в рамках научной картины мира универсальный характер. К таким универсальным принципам относятся: принцип материального единства мира, познаваемости, развития, причинности. Эти принципы не опровергаются при смене одной научной картины мира другой, а корректируются и уточняются. Тем не менее, в рамках различных научных картин мира существуют и свои общенаучные принципы, которые изменяются при смене научных картин мира.

В идеале в каждой научной картине мира должна быть определяющая отрасль знания, которая выступает лидером, задавая стандарт (например, механика в XVII-XVIII веках).

В структуре научной картины мира можно выделить категориальный каркас, включающий в себя понятия «материя», «движение», «пространство и время» и «причинность».

I. Материя. Традиционноепонятие материи как субстанции, состоящей из неделимых атомов и обладающей рядом атрибутов (неотъемлемых свойств), где основными свойствами были свойства механические, потребовало коррекции в результате научной революции конца XIX-начала XX веков (открытие электрона, радиоактивности и т.п.). В начале XX века было дано новое философское определение материи. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях (научные инструменты и приборы рассматриваются как продолжение органов чувств) /дано Лениным/. Характерной чертой данного понятия является указание на универсальное свойство материи быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от нашего сознания.

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

II. Движение. Движение – это философская категория, обозначающая изменение вообще.

Соответственно классификации наук в XIX веке были выделены 5 форм движения материи:

1. Механическая форма движения материи: простое перемещение, изучаемое механикой.

2. Физическая форма движения материи: движение атомов, изучаемое физикой.

3. Химическая форма движения материи: движение молекул, изучаемое химией.

4. Биологическая форма движения материи – обменные процессы, рост организмов и т.п., изучаемые биологией.

5. Социальная форма движения материи: изменения в обществе, войны, революции, контрреволюции, изучаемые социологией.

Но под влиянием развития науки эта классификация форм движения материи была расширена. Так были выявлены такие формы, как квантово-механическая – движение элементарных частиц; движение в мегапространстве и т.д.

Выделяются следующие свойства движения:

III. Пространство и время. Пространство – это философская категория для обозначения месторасположения предметов по отношению друг к другу; она указывает на то, что тело имеет определенную протяженность, объем и структуру. Время – это философская категория для обозначения следования друг за другом определенных процессов и явлений; она указывает на то, что процессы имеют длительность и направленность.

В истории философии и в естествознания сложились 4 концепции пространства и времени:

1. Объективная концепция – ее представители утверждают, что пространство и время не зависят от сознания человека (Аристотель и многие другие философы).

2. Субъективная концепция предполагает, что пространство и время зависят от человека, от его сознания (Кант).

3. Субстанциальная концепция сформировалась на основе физики Ньютона. Ее сторонники утверждают, что пространство и время абсолютны, т.е. не зависят друг от друга и от материи.

4. Реляционная концепция сформировалась на основе физики Эйнштейна (теории относительности). В ее рамках пространство и время рассматриваются как единый пространственно-временной процесс, связанный с материей.

Выделяют следующие основные свойства пространства:

Выделяют следующие основные свойства времени:

Диалектика как теория и метод

Диалектика как теория представляет собой учение о всеобщей связи и развитии. В то же время диалектика выступает и методом познания, предполагающим исследование всех процессов и явлений в развитии. Способ мышления противоположный диалектике называется метафизика.

Источник

Предмет философии и её основной вопрос

Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.

1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.

1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.

1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.

1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.

1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.

ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).

В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

Источник

Концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек.

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

По Гераклиту, бытие пронизано борьбой противополож­ностей, их взаимодействием. В нем есть огонь и вода, теплое и холодное и т.д. Борьба есть «отец» всего, и из нее и рожда­ется самая прекрасная гармония в мире. Бытие изменчиво, динамично. «Все течет, все изменяется», — учил Гераклит.

Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Движение, сталкива­ние и соединение различных атомов порождает многообра­зие этого мира. Кроме бытия есть и небытие, представляю­щее собой пустое пространство.

Платон в своем учении выделял мир идей как подлинное (реальное) бытие, вечное и неизменное. А мир вещей, по его мнению, преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает. Это неподлинное бы­тие, бледная тень мира идей.

В средние века господствовало религиозное мировоззре­ние и бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир. Считалось, что Бог есть вершина, цель и смысл всего суще­го, «наисовершеннейшая реальность» (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.).

С эпохи Возрождения и особенно с Нового времени начи­нается быстрое развитие естественных наук (механика, ма­тематика, физика). Бытие стало рассматриваться как физи­ческая реальность. Считалось, что бытие — это прежде все­го природа как объект естествознания и практической дея­тельности человека. Она воспринималась как сложный ме­ханизм, работающий по определенным законам. Человек предстал в это время как высший продукт природы, слож­ная машина. В рамках пантеизма считалось, что в природе растворено божественное начало, некая «мировая душа». В это время Д. Бруно развивал идею множественности миров. В философии и искусстве утверждается идея величия и все­силия человека в этом мире. Большой вклад в теорию бытия внесли такие ученые, как Н. Коперник, И. Ньютон.

Немецкая классическая философия соединила борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия — идеали­стического и материалистического. Так, Г. Гегель подлин­ным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего сущего. Напротив, Л.Фейербах сводил бытие к приро­де, уникальным творением которой является человек.

В марксистской философии учение о бытии продолжа­ло традиции философского материализма и естественных наук. Большой вклад в это внес Ф. Энгельс в ходе осмысле­ния им философских проблем естествознания. В своих ра­ботах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» он развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, ис­следовал процесс происхождения человека в ходе труда.

Русская религиозная философия при исследовании бы­тия активно использовала основные положения христиан­ства, идеи Платона, Гегеля, Шеллинга и других мыслите­лей. Подчеркивалось, что бытие духовно. В нем есть не толь­ко Хаос, но и Гармония, не только Зло, но и Добро. Человек рассматривался как некая точка пересечения мира матери­ального и духовного, земного и божественного.

Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что бытие — это философское понятие для обозначе­ния всего того, что существует, имеет место. Оно охватыва­ет собой бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений без какого-либо исключе­ния. Кратко говоря, бытие есть все то, что реально существу­ет. Оно является органическим единством «мира вещей» и «мира духа», тленного и вечного. Данное понятие в филосо­фии является предельно широким, так как охватывает со­бой все виды реальности, уже известные и еще пока неиз­вестные. Бытие — это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое.

Мы уже отмечали, что в истории философии длительное время имели место два альтернативных подхода к осмысле­нию бытия. Так, для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится природа как объ­ект познания и практической деятельности человека. Все остальное рассматривается как продукт ее длительной эво­люции. Естественные науки являются надежными союзни­ками этого философского направления. В философском же идеализме («линия Платона») на первый план всегда выдви­гается Дух в различных формах его проявления. С позиций идеализма, мир есть воплощение духовного начала или же совокупность человеческих представлений. Философский идеализм дал много весьма ценного в области психологии, логики и теории познания, истории и теории религии.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

Бытие в его современном философском понимании — это все то, что реально существует. Бытие включает в себя че­тыре основные формы: 1) бытие природы; 2) бытие обще­ства, 3) духовное бытие, 4) бытие человека.

Рассмотрим особенности бытия различных форм.

Бытие природы делится на бытие «первой природы» и бытие «второй природы».

О бытии первой природы можно прежде всего утверж­дать, что оно существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа бесконечна в пространстве и времени. Природа многие миллиарды лет существовала без человека, она не «страдает и не переживает за род людской». Будут ли люди или их не будет вовсе — ей безразлично. Для природы существовать, «быть» — вовсе не значит быть вос­принимаемой человеком. Огромные пространства Вселен­ной никогда не воспринимались человеком, и он не может охватить не только восприятием, но даже воображением всю Вселенную. Бытие отдельных предметов сменяется их не­бытием. Особенность бытия «первой природы» — диалекти­ка преходящего и непреходящего бытия.

Долгое время люди не понимали, что между первой и второй природой могут быть отношения не только взаимос­вязи, но и конфликта. Сегодня возник конфликт энергети­ческий, экологический и т. д. При сравнении первой и вто­рой природы обнаруживается не только их единство, но и их различие. Первая природа в целом — безграничное, непрехо­дящее бытие, где существование отдельного человека явля­ется моментом времени. Вторая природа — бытие, связанное с деятельностью человека, с социальным бытием.

Первая природа — мир бесконечный, необозримый, неис­черпаемый, и осваивается он человеком в очень небольшой его части.

Бытие общества представляет собой устойчивую систе­му социальных связей и отношений между людьми. Оно проявляется во взаимодействии и развитии основных обще­ственных сфер: экономической, социальной, политической, духовной.

Данная форма бытия проявила в последнее время сле­дующие тенденции: а) технологизация; б) глобализация; в) информатизация.

Технологизация означает, что в составе социального бы­тия все больший вес набирают технические средства адап­тации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.

Глобализация заключается в растущей взаимозависимо­сти различных регионов мира, «сжатии» социального про­странства, неизбежной стандартизации образцов социаль­ного действия. (Под глобализацией ныне принято понимать процесс интенсификации экономических, социальных, по­литических и культурных связей и взаимодействий, осу­ществляющихся поверх государственных границ).

Информатизация выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смеща­ется активность людей. Структуру социальной реально­сти начинают определять не вещные (сырьевые, энергети­ческие и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взры­вообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру соци­ального бытия, увеличивая в нем долю и значение немате­риальных компонентов.

Духовное бытие включает в себя бытие индивидуализиро­ванного духовного и бытие объективированного духовного.

Индивидуализированное духовное бытие — это духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов. Оно включает в себя, прежде всего сознание ин­дивида. Оно «живет» в нас, это неотъемлемая часть наше­го существа, нашего «Я». С помощью сознания мы ориенти­руемся в мире и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» понаблюдать за ним. То есть сознание — одновре­менно и самосознание, осознание человеком своего тела, сво­их мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, самого себя как уникальной, непо­вторимой личности. Самосознание не существует отдельно от сознания; человеческое «Я» и самосознание неразрывны. Со­знание дает идеальный образ объективного мира, может вос­производить время, в котором человек не жил, «рисовать» бу­дущее, мгновенно «перемещать» человека в пространстве и времени. Погибнет ли индивидуализированное духовное по­сле смерти тела? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное.

Результаты деятельности сознания конкретного челове­ка могут отделяться от него самого и как бы выходить «во­вне». И тогда возникает духовное второго типа — объективи­рованное (внеиндивидуальное) духовное.

Бытие объективированного духовного — это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведе­ния, ценностей, нравов, мотивов и т. д., оторванных от ин­дивидуального бытия человека. Платон приводил такой ин­тересный и весьма поучительный пример: ткацкий челнок может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имеется в виду хорошо продуманный принцип его изготов­ления и работы) непреходяща в том смысле, что может слу­жить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изгото­вить.

В глубокой древности человек придумал идею колеса. Но как только были созданы и опробованы первые колеса и тем самым подтверждена плодотворность идеи, эта идея снача­ла воплотилась, «опредметилась» в реальных колесах и по­том стала вести и относительно самостоятельное существо­вание. Идея колеса стала одной из самых успешных идей в развитии технического знания людей. Смертные люди по­родили бессмертную идею.

А существует ли идеал красоты, справедливости, исти­ны? Да, конечно. И как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, все-таки сложились обобщен­ные представления, критерии и нормы, регулирующие про­цессы художественного, нравственного и научного творче­ства.

На примере плодотворных идей можно видеть, что они действительно свободны и широко «шествуют» в мире чело­веческой жизни. Но «шествуют» они не сами по себе, а вме­сте с развитием конкретных индивидов, поколений людей, для которых идеи становятся общезначимыми принципами поведения. Ценные идеи отбираются, накапливаются, обра­зуя в совокупности духовное богатство человеческой циви­лизации и культуры.

Первичной предпосылкой существования человека явля­ется жизнь его тела. Тело человека — тело природы. Наличие тела делает человека конечным, смертным существом. Лю­бое возможное в будущем увеличение длительности жизни не отменит существования тела человека как тела природы. Тело человека, погибнув, переходит в другие состояния пер­вой природы (вспомним: атом — Демокрита, воду — Фалеса, воздух — Анаксимена. Нельзя уничтожить ни единого ато­ма. «На землю дождем выпадем»).

Первая предпосылка существования человеческого тела — удовлетворение необходимых материальных потребно­стей. Чтобы жить, необходимо иметь пищу, одежду, жили­ще и т. д. Это право человека на жизнь в прямом смысле сло­ва. Но человек должен удовлетворять и духовные потребно­сти. У человека есть то, что материализм называет психи­кой (чувства, эмоции, настроения, переживания и т. д.), а идеализм и религия более емко — душой. Бытие отдельного человека — единство тела и души.

МАТЕРИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают все остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили назва­ние философский монизм (от греч. monos — один, единствен­ный). Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis — двойственный). И, наконец, если более двух — плюрализмом (от лат. pluralis — множественный).

С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различ­ных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма рас­пространенных подхода к пониманию природы субстан­ции — материалистический и идеалистический. Первый из них, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материа­лен, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наибо­лее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Ми­летской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его после­дователей.

Вопрос о субстанции не может оставить без внимания ни один философ, так как в этом случае любые его рассужде­ния, какой бы темы они ни касались, в философском кон­тексте как бы «повисают в воздухе», ибо всегда возникает во­прос о предельных основаниях того, о чем идет речь. Даже если, например, обсуждается тема морали, казалось бы, да­лекая от выяснения того, что лежит в основе мира, нельзя оставить без внимания тот факт, что она непосредственно связана с сознанием и только в тесной взаимосвязи с ним и может рассматриваться. Но вопрос о происхождении созна­ния в истории философии решается по-разному и, скажем, для представителя религиозной философии источником и первоосновой нравственности, как и самого сознания, будет Бог, в то же время, для атеиста эта задача будет иметь прин­ципиально иное решение.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

В поисках более адекватного описания мира следующее поколение древнегреческих материалистов приходит к при­знанию множественности начал. Такими началами Эмпе­докл считал четыре элемента — огонь, воздух воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Анакса­гор пошел еще дальше. Его гомеомерии — «семена» всевоз­можных веществ — так же качественно разнообразны, как и вещества природы.

Новой синтезирующей попыткой найти начало всех ве­щей, не сводя их к одному единому, явилось атомистиче­ское учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Уче­ние об атомах было одним из самых плодотворных завоева­ний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атоми­стическая идея просуществовала более 20 веков. Она по­зволяла объяснить множество природных процессов. До­статочно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, пе­риодическую систему элементов Д.И. Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Важно заметить, что ато­мистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и дру­гую идею, которая получила развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

Но следует сказать, что в этот, более чем двухтысяче­летний, период развития философии наметились и зачат­ки иного подхода. Так, уже древнегреческий философ Анак­симандр рассматривал первоосновой всего существующе­го бесконечную неопределенную и беспредельную, непре­рывно меняющуюся, субстанцию — «апейрон». Преодолеть существовавшую долгие столетия подмену понятия мате­рии одним из ее видов удалось французскому материали­сту Нового времени П. Гольбаху. Он полагал, что «по отно­шению к нам материя вообще есть все то, что воздейству­ет каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, при­писываемые нами различным веществам, основывают­ся на различных. изменениях, производимых в нас эти­ми веществами». Если у Анаксимандра трактовка мате­рии была лишена чувственной конкретности первовеще- ства, то в определении П. Гольбаха мы встречаемся с прин­ципиально новым подходом — понимание материи в ее от­ношении к сознанию. Свое завершение такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом истолковании материи.

МАТЕРИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕРИЯ

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка оты­скать материю вообще как некое вещественное или бесте­лесное первоначало. Когда ставится цель отыскать едино­образную материю как таковую, то создается ситуация на­подобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. — млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.

В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чув­ственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них, че­рез них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства ма­терии, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложе­но В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана че­ловеку в ощущениях его, которая копируется, фотографиру­ется, отображается нашими ощущениями, существуя неза­висимо от них». В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита у некоторых других мыслителей (в частности, у Н.Г. Черны­шевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление духов­ного и материального. Материя как таковая вечна, суще­ствует вне человеческого сознания и совершенно безразлич­на к тому, что мы о ней думаем. Материя как таковая тожде­ственна природе. Понятие же материи — только приближен­ное отражение этой объективной реальности. То есть поня­тие материи вообще — не формальное обозначение, не услов­ный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, суще­ствующая во всем и порождающая все существующее.

Итак, материя — прежде всего объективная реальность, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена через ощуще­ния (разумеется, чувственное отражение может быть непо­средственным или опосредованным приборами — будь то ми­кроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определе­ние материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса фило­софии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является пер­вичной по отношению к сознанию. Она не предполагает ни­какой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъ­естественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реали­зует свою сущность через бесконечную совокупность кон­кретных существований, начиная от элементарных объек­тов неживой природы и кончая сложнейшими социальны­ми системами.

Основные свойства материи

Одним из основных свойств материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать неза­висимо от сознания человека.

Кроме этого свойства, материя обладает фундаменталь­ными свойствами сохранения, неисчерпаемости и отраже­ния. Свойство сохранения проявляется в несотворимости и неуничтожимости материи. Это свойство в его конкрет­ных проявлениях изучается естествознанием, которое от­крыло закон сохранения энергии и вещества, закон сохране­ния массы, закон сохранения электрического заряда и т. д.

Неисчерпаемость материи состоит в ее несводимости к какому-то первоэлементу. Успехи квантовой физики стали блестящим подтверждением философской идеи неисчерпае­мости материи. Самые «элементарные» частицы элементар­ны только условно. Они тоже являются сложными струк­турными образованиями, обладают множеством свойств. Известные сегодня свойства и характеристики элементар­ных частиц — только часть многообразных их особенностей, и задача науки состоит в дальнейшем их изучении.

Всей материи присуще также свойство отражения. Отра­жение есть способность любой материальной системы фикси­ровать, хранить следы отраженного объекта. Так, песок фик­сирует следы прошедшего по нему человека, камень приобре­тает температуру окружающей среды и т. д. Исторически наи­более ранней формой отражения является отражение в неор­ганической природе. Оно имеет здесь свои особенности.

Во-первых, пассивность тел в процессе взаимодействия; здесь нет восприятия информации (происходит лишь пере­распределение энергии, импульса и других характеристик), нет ее использования. То есть здесь нет активности, идущей от самого отражающего тела, которая выражалась бы в из­бирательности, в сохраняемости и т. д.

Во-вторых, отражение в неживой природе как бы вплете­но в акт взаимодействия и трудно от него отличимо. Имея эти, а также некоторые другие особенности отражения в не­живой природе, говорят, что отражение в ней происходит скорее в потенциальной, нежели в актуальной форме.

Как бы примитивно ни было отражение в неживой при­роде в сравнении с сознанием, но именно оно является его исходным моментом. Свой «высший цвет» материя при­

обрела не прямо и далеко не сразу из простого отражения, присущего неорганической природе. Ей потребовались мно­гие миллионы лет для того, чтобы возникла жизнь, а потом сознание.

СТРУКТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА

концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Смотреть картинку концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Картинка про концепция утверждающая что субстанцией является разум называется. Фото концепция утверждающая что субстанцией является разум называется

Из биологических и социальных систем материи нам из­вестны только те, которые представлены на Земле. Хотя не ис­ключено, что в других планетных системах бесконечной Все­ленной, там, где есть благоприятные условия, также может быть высокоорганизованная жизнь. Возможен и разум. По крайней мере, этого теоретически никто исключить не может.

Все три указанные формы материи можно классифици­ровать и по структурным признакам. Это прежде всего ве­щество — совокупность микро- и макротел, обладающих определенной массой покоя. Оно включает в себя элемен­тарные частицы, ядра, молекулы, живые организмы, землю и т. д. К невещественным формам материи относятся элек­тромагнитное поле, кванты, которые никогда не бывают в состоянии покоя. Есть много теоретических данных в поль­зу того, чтобы считать гравитационное поле особой формой материи. Невещественные формы материи не обладают ко­нечной массой покоя, они имеют лишь массу движения.

По современным представлениям, материя выступает в единстве прерывных (дискретных) и непрерывных (волно­вых) свойств. Внутренняя противоречивость лежит уже в основе материи, ибо каждая элементарная частица суще­ствует как единство корпускулярных и волновых свойств. То есть установлено, что материя может существовать в фор­ме вещества и поля. Поле стали рассматривать как физи­ческую реальность. Современной физике известны элек­тромагнитные поля, нуклонные поля, возникающие между протонами и нейтронами, мезонные поля и т. д. Поля пере­дают взаимодействия между частицами вещества. В изуче­нии полей большое значение имела гипотеза М. Планка о квантах. Кванты света, фотоны стали рассматриваться как реальные физические объекты.

Было установлено, что частицы подчиняются специфи­ческим закономерностям и прежде всего соотношению не­определенностей. Невозможно измерить координату и им­пульс микрочастицы одновременно. Этот эффект объясня­ется двойственной природой микрообъектов.

Таким образом, наряду с материальной точкой и ее дви­жением изучается нового рода физическая реальность, а именно — поле. Исходя из механических представлений, сначала пытались рассмотреть поле как некоторое механи­ческое состояние (движения или напряжения) гипотетиче­ской среды (эфира), заполняющей пространство. Но, несмо­тря на настойчивые попытки, такая механическая трактов­ка не увенчалась успехом, и потому постепенно привыкли рассматривать «электромагнитное поле» как последний, не сводимый ни к чему другому структурный элемент физиче­ской реальности. Это изменение понятия реальности явля­ется наиболее глубоким и плодотворным из всех тех, кото­рые испытала физика после Ньютона.

Поля порождаются наличием частиц.

Нет локализации в пространстве. Нет границ, хотя действие может быть столь малым, что в практических рас­четах им можно пренебречь.

Суперпозиция. Накладывание одного поля на другое.

Поле сплошь заполняет ту область, в которой оно нахо­дится.

Поле имеет квантовую природу.

Распространение осуществляется со скоростью света в вакууме.

Поле не обладает массой покоя. Оно характеризуется динамической массой, сопоставимой с энергией.

Философию принято называть учением о всеобщем — о пре­дельных основаниях мироздания. Предельно общим поняти­ем, которое вбирает в себя все сущее, является «бытие». Бытие проявляет себя и постигает себя благодаря своему внутрен­нему раздвоению на две взаимодействующие стороны — мате­рию и душу человека. Материя и душа в рамках универсаль­ного бытия — это нерасторжимое единство, но в то же время они являются специфическими образованиями и могут стать самостоятельными объектами философского анализа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *