концептуальный дизайн что это
Понятие формы в концептуальном дизайне
21 марта главный редактор сайта Кувь – Игорь Гончаренко вместе с редактором Евгением Князевым дали лекцию в киевской галерее «ХудГраф». Темой лекции стало понятие формы в контексте концептуального дизайна.
Предлагаем вам подробный план лекции, так как мы приветствуем дистанционное обучение.
Концептуальный дизайн — разработка принципиальной идеи, проработка стратегий и подходов, используемых для проектирования, а также принципов взаимодействия различных участников коммуникации. Концептуальный дизайн подразумевает использование различных творческих подходов для поиска центровой идеи. Концептуальный дизайн подразумевает поиск принципиальных решений, а не проработку отдельных технических моментов. Дизайнер, занимающийся концептуальным дизайном подразумевает, что реализовать можно все.
В коммерческой деятельности мы можем выделить 3 основных направления для такой сферы деятельности как концептуальный дизайн.
1. Разработка форм для предметного дизайна
2. Разработка концепций для архитектурного и интерьерного дизайна
3. Разработка персонажей.
Понятие Формы в философии — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи.
Понятие формы предмета — взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.
Понятие «Формы» в дизайне играет очень важную роль, потому что придуманная вещь имеет право на существование только после того, как она обретает форму, и только тогда эта вещь становиться значимой для человека и начинает нести какой-то смысл.
Слово форма имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени.
Формы бывают простые и сложные.
Уверен, у всех есть представление этих форм, а также ощущения и взаимодействия их друг с другом. Чаще всего эти взаимодействия построены на противоречивых контрастах форм, размеров, количества и плотности.
Если коснутся искусства, то все авангардисты и сюрреалисты стремятся к тому, что б найти свою собственную форму.
Сальвадор Дали при жизни нашел свою форму и всячески ей покланялся, это был рог носорога. Он писал эти формы, его мазки были этой формы. Он был заложником этой формы, но через нее он создавал свои шедевры.
Форма, содержание и материал.
Экспериментируя с формами, вы должны формулировать ассоциативный ряд эмоций, ощущений, и визуальных соответствий. Ведь именно этот ассоциативный ряд будет составлять вторую и неотъемлемую от формы часть под названием – содержание.
Эти ассоциации могут читаться не только через форму, но и через ее текстуру и материал, что тоже является ее содержанием. Благодаря содержанию мы можем представить дальнейшее применение формы, а так же определения ее места в пространстве и времени.
Между формой и содержанием не существует четкой границы. Эти два понятия связаны как инь и янь. Внешняя форма диктуется человеком, задается внешними обстоятельствами, а внутренняя форма идет изнутри из сокровенной сути предмета.
Внешняя форма – это нечто материальное, это то, что можно увидеть или потрогать. Внутренняя форма – это ее духовное наполнение.
Содержание такое же практическое понятие как и философское. Кувшин может быть наполнен водой, а может содержать емкость для воды. И оба этих случая характеризируют содержание формы.
Анализируя форму в дизайне, следует понимать, что объектом дизайнерской деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования.
Гармоническая форма и понятие композиции
Итак, мы познакомились с основными признаками, присущими всякому предмету, искусственному или естественному, вне зависимости от его эстетических качеств.
Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна её части пропорциональны и ритмичны, вся она соизмерима человеку и предметному окружению.
Процесс создания гармоничного произведения носит название «композиция».
Материал
Пропорциональность и ритм
Ритм в дизайнерских произведениях может иметь разную подоснову. На поверхности предмета в заданном ритме могут располагаться детали (тумблеры,кнопки, иллюминаторы).
МАСШТАБНОСТЬ является важной характеристикой предмета. Большие организмы, так же как и малые обладают своими присущими им особенностями, на основе этого у человека и утвердились определенные представления, отражающие объективную связь между величиной предмета и его строением. Возможность видоизменять и варьировать внешнюю форму. (ПР телефонные аппараты, разные виды стаканов)
Цвет и цветосочетания
Предметы, которые являются результатом деятельности дизайнера, должны ответить следующим требованиям:
1. должны быть функциональными, т.е. в совершенстве выполнять свое практическое предназначение;
2. должны быть удобны и безопасны при эксплуатации, т.е. удовлетворять требованиямэргономики;
3. должны быть эстетически выразительными, т.е. иметь информационно-выразительную форму и быть целостными композиционно.
Для достижения композиционной ценности дизайнер использует возможности ритма, цвета, масштаба, соотношения света и тени, пустоты и объема в сочетании с особенностями звукового оформления, освещения. Социальное предназначение дизайна в том, чтобы создавать предметы промышленного производства, способные «по-человечески относиться к человеку», т.е. стать достойными посредниками между создателями и потребителями. Дизайн связывает воедино материальную и духовную культуру общества, обеспечивая целостность современной цивилизации. Современный маркетинг широко использует законы дизайна для создания целостной предметной среды. Дизайн требует учета любого нововведения в изменении предметного мира.
Концепции в предметном дизайне.
Один из первых прославившихся концептуальных дизайнеров это немало известный Ора Ито который покорил мир своей дерзостью и креативностью.
Его стиль, который он называет Simplexity (сложная простота) – сочетание простоты и сложности. Когда все излишества убираются, остаётся только чистая сущность. Простые и ясные формы, окружающие нас в повседневной жизни, объединены для создания кухни будущего для дня сегодняшнего, завтрашнего и послезавтра. Простые линии отображают контуры будущего, видение, которое стало реальностью.
ОРА: «Просто создавайте, даже если это будет просто на бумаге – ваша идея уже начнет существовать.»
Эксклюзивное интервью с Ора Ито вы можете прочесть на страницах нашего журнала
Сайт Антона Реппонина
А вот работы разработанные в студии креатива и дизайна KUVSTUDIO.
Все работы имеют коммерческую основу. Это либо заказные иллюстрации для различных журналов либо концепции для рекламных роликов.
Данные концепции были разработаны для эксклюзивного оформления мобильных телефонов салоном «ROSKOSH».
Концепция превращения оперного театра в Одессе в самое крупное казино в Украине. А также однорукие бандиты в виде Дюков. Заказчик журнал «Хроники Азарта»
Концепция и реализация шрифта в виде булочек. Заказчик компания «Shezgara»
Концептуальные идеи в архитектуре
Многие современные здания радикально выделяющиеся своей формой имеют абсолютно конкретную принадлежность к определенным стилистикам. Предлагаю рассмотреть две, на мой взгляд, основных это конструктивизм и деконструктивизм. Они максимально противополжны друг другу, но как и все подобные вещи не могут существовать друг без друга.
Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.
То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как ифункционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура».
Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997).
Один из самых известных примеров рождаемости концептов в стиле деконструктивизм в архитектуре – это Заха Хадид.
Так же весомой составляющей в концептуальном дизайне является разработка персонажей. Дальнейшая жизнь персонажа может протекать от существовании в логотипе, до анимации в мультфильме, со своим характером и мимикой. В последствии этих персонажей материализовывают в виде игрушек и других предметов, о чем мы с вами говорили в первой части нашей лекции про предметный дизайн.
Современные персонажи выполняются в 3Д, однако их очень сложно выполнить без первичных эскизов или 2х мерной прорисовки в фотошопе.
Предлагаем примеры персонажей, выполненных специально для журнала КУВЬ. Каждый из них имеет свой характер, а также ведет персональную рубрику.
Рыбарак – философ, мечтатель. Он пытается найти тайный смысл мироздания и познать законы Вселенной. Стремится завоевать мир, чтобы донести до человечества идею Космического Разума. В период новолуния общается с духами предков по средствам своей клешни, иногда исполняя непредсказуемые прихоти космоса. Появился на свет от слияния рака и рыбы, поэтому считает, что эволюция построена на экспериментах и извращениях. Латентный фетишист, любит надевать на себя странные вещи и предметы.
Ж.И.Ж.А – (Жидкая Иностранная Женщина А) иностранная гостья привезенная Ацкой Ватой из будущего. По его мнению: женщина. Обладает специфическим взглядом на мир из-за плавающих в жидкости глаз. Мечтает разобрать Ро-Бота, чтобы извлечь частичку Ку и построить с помощью нее машину времени для возвращение в будущее. Модница, меняет цвет жидкости под настроение.
Большое спасибо за внимание. Большое спасибо Ростиславу Соколовскому за предоставленную возможность выступить.
Если у вас возникло желание провести курс лекций по дизайну, форме, цветовосприятию или композиции вы можете обратиться за информацией по телефонам:
Что такое концептуальный дизайн (concept design)?
Что такое концептуальный дизайн (concept design)?
Имея более чем десятилетний опыт в разработке и проектировании самых разнообразных устройств, мы постоянно сталкиваемся с тотальным недопониманием клиентов разницы в понятиях «концептуальный дизайн» и «инженерный дизайн». Что именно? Первое или второе (или все вместе) вам нужно? Давайте попробуем разобраться.
Начнем с общих понятий.
Промышленный дизайн — (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»). Термин «дизайн» является профессиональным сокращением термина «промышленный дизайн».
Обычно разработка промышленного дизайна включает в себя следующие этапы:
По сути, все до конструирования и есть “концептуальный дизайн». А вот это все, что находится под этим пунктом, является «инженерным дизайном». Однако, иногда на этапе конструирования приходится возвращаться и прорабатывать еще и еще раз предыдущие пункты, так как суровая действительность, безжалостная физика или экономические соображения могут вносить свои коррективы в процесс.
Таким образом, после возникновения идеи можно разделить работы на два типа: концептуальный дизайн и инженерный дизайн. Но их границы могут быть «плавающие». По-хорошему, инженерный дизайн должен учесть все пункты концептуального. Но переосмыслить их критически, с точки зрения реальных возможностей конкретного производителя.
Как мы разобрались, концептуальный дизайн является одним из обязательных этапов промышленного дизайна. Он предшествует инженерному дизайну.
На этом этапе определяются следующие составляющие:
Как вы понимаете, именно этот этап определяет экономическую успешность продукта в целом. Без этого этапа нельзя разработать достоверный бизнес-план. Ни одна серьезная компания не будет работать над осуществлением вашей идеи, если вы не проработаете досконально каждый из вышеперечисленных пунктов.
У вас есть гениальная идея, но вы не знаете, с какой стороны подступиться? Компания «Hilgrup» предоставляет полный цикл услуг по концептуальному дизайну «под ключ». Дайте вашей идее жизнь – доверьте концептуальную проработку профессионалам!
Что такое концептуальный дизайн
Концептуальный дизайн – это база для определения идеи, лежащей в основе дизайна, и плана ее визуального выражения.
Он связан с термином «концепт-арт», который является иллюстрацией ( часто используется на этапе подготовки к производству фильма или видеоигры), который передает видение художника о том, как окончательный продукт может обрести форму. Точно так же концептуальный дизайн возникает на ранней стадии процесса проектирования, обычно до мелких деталей, таких как точный выбор цвета или стиль иллюстрации. Единственные необходимые инструменты – ручка и бумага.
В концептуальном дизайне есть корневое слово «концепция», которое описывает идею и намерение, лежащее в основе дизайна. Это контрастирует с «исполнением», которое представляет собой реализацию и форму, которую в конечном итоге принимает дизайн.
По сути, концепция – это план, а выполнение – это последующее действие. Дизайн часто оценивается по качеству в обеих этих областях: концепция и исполнение. Другими словами, критик может спросить: что дизайн пытается сказать и насколько хорошо он это говорит?
Самое главное, у вас не может быть одного без другого. Плохо выполненный дизайн с отличной концепцией не сможет донести идею из-за непривлекательного художественного стиля. Хорошо выполненный дизайн с плохой концепцией может быть красивым, но он плохо справляется с выражением бренда.
Цель концептуального дизайна – придать идее визуальную форму. С этой целью существует три основных аспекта концептуального дизайна:
1. Заложить основу логики
Художественные дисциплины имеют тенденцию управляться эмоциями и интуицией. Однако дизайны предназначены для использования. Будь то программа или логотип, дизайн должен выполнять что-то практическое, например, передавать информацию или выражать бренд – и все это помимо того, чтобы быть эстетически приятным.
Концептуальный дизайн – это то, что служит основанием для работы в практических вопросах, почему и как.
2. Создать язык дизайна
Поскольку концепция по сути является всего лишь идеей, дизайнеры должны преодолеть разрыв между абстрактным мышлением и визуальными характеристиками. Язык дизайна описывает использование элементов дизайна, специально предназначенных для передачи и пробуждения смысла.
Как объяснялось ранее, этап концептуального дизайна не дойдет до планирования каждой стилистической детали, но он заложит фундамент для осмысленного выбора дизайна в будущем.
3. Добиться оригинальности
Есть известная поговорка, что нет ничего оригинального, и это в некоторой степени верно. Практика дизайна – как и любая художественная дисциплина – устарела, и дизайнеры опираются на инновации тех, кто пришел раньше.
Но вы должны хотя бы стремиться встать на плечи этих гигантов. Фаза концепции и идеи в процессе дизайна – это то место, где с наибольшей вероятностью могут возникнуть по-настоящему оригинальные творческие искры.
Концептуальный дизайн – это основа любого дизайн-проекта. По этой причине очень важно делать все правильно. Создание концепции может быть трудным и обескураживающим – со временем вы можете обнаружить, что ваша корзина для мусора переполнена отвергнутыми концепциями.
Но именно поэтому так полезно иметь четко очерченный процесс, такой как концептуальное проектирование. чтобы помочь вам в беспорядочной работе по созданию идей. Но в конце концов, чтобы получить ценный дизайн, потребуется как отличная концепция, так и опытный дизайнер.
7 причин, почему концепт дизайн может разрушить и вашу карьеру тоже
В дизайне я уже более 7 лет, и я начинал делая различные концепт-проекты для больших и известных (иначе никак) брендов, и это конечно, с одной стороны привлекло огромное внимание на мой behance (где работы такого рода еще кое-как приветствовались пару лет назад), но с другой стороны стало началом огромной ошибки под названием
“А есть ли у вас реальные работы?».
Этот вопрос я слышал сразу же как показывал свое портфолио.
Что в итоге? Стоит ли игра свеч?
Чуть в сторону. Что вообще такое концептуальный дизайн? В первую очередь это умение мыслить, умение показать свою креативность и смелость.
Вообще, эта область в дизайне заканчивается за шаг до начала планирования, и всегда остается немного эфемерной. Решение поставить на себя и сделать этот этап фундаментом своей карьеры может принести дизайнеру много проблем в будущем.
Работа с креативом подразумевает доверие своей интуиции. Умение использовать правильные инструменты, очевидно, влияет на конечный результат. Но необходимо также иметь постоянный поток идей и никогда не испытывать недостатка во вдохновении.
Оригинальность и креативность являются неотъемлемой частью концепта.
Основываясь на своем опыте я собрал в едино семь причин почему нельзя посвящать свое время только концепт-проектами и что за этим может последовать.
Это происходит из-за того, что вы работаете без остановки, пока не достигните желаемого результата. Это создает разные проблемы, которые в будущем могут привести к ухудшению вашей работоспособности.
Обычно, если таких людей перенести в реальные проекты с четко установленными сроками, например, то они просто могут не справиться с давлением работы или просрочить дедлайны.
Ещё одна проблема – это невозможность думать о практичности своего “проекта”. Это связано с тем, что дизайнер, без каких-либо указаний от клиента или разработчика, может принять решение пожертвовать юзабилити ради эстетики. Конечно, эстетика имеет свое место быть, это первое на что обращают внимание. Но все мы знаем, что нечто «красивое и бесполезное» навряд ли будет пользоваться успехом на рынке.
По сути, концепт должен быть как удобен для использования, так и насыщен контентом. В противном случае, это будет просто красивая картинка, которая нет имеет никакого функционала и вообще по сути своей так и останется бесполезна.
Хорошая идея и создание правильного концепта – это, безусловно, первый шаг к поиску потенциального клиента.
Однако, нам необходимо быть способными разработать функциональный концепт, который удовлетворит все потребности потенциального клиента, а также повлияет на людей, которые в будущем может быть смогли бы пользоваться им. В идеале требуется достичь определённого баланса, а дизайнеру очень легко об этом забыть.
Не стоит забывать, что тот, кто ставит лайки и сердца – это пользователь, а не потенциальный клиент или работодатель.
Конечно, приятно видеть, что ваша работа высоко ценится и имеет бурное обсуждение, но за квартиру вы лайками не заплатите. За исключением, пожалуй, тех случаев, когда вы наверняка знаете, что эксперимента ради вы сможете легко найти последователей, привнеся своей работой новое дыхание в дизайн-общество, что может быть станет новым трендом. Но в данном случае мы больше говорим о дизайнерах, а не о модных блогерах.
Репосты, сердца и лайки полезны, если они служат для работы в сети, и, если они генерируются в определённом социальном месте, связанным с работой, но они навряд ли приведут нас к нахождению своих клиентов или хорошей работе в компании.
Когда что-то врывается в тренды и становится популярным – возникает молниеносное желание скопировать и создать похожее.
Разумеется, одно дело – искать вдохновение и хорошие идеи, другое дело – копировать.
Просматривать работы других концептуальных дизайнеров в поисках вдохновения – обычная практика. Но между поиском вдохновения в работках и полным их копированием существует очень тонкая грань. Будем честны: переделка хорошей идеи в вашем собственном стиле всё ещё является кражей идеи.
Не очень хорошо копировать что-то у ваших коллег, но вы неизбежно будете это делать.
Концептуальный дизайн – это одно, настоящая разработка дизайна – совсем другое.
На самом деле, не все концептуальные дизайнеры являются полноценными дизайнерами.
Фактически, те, кто работает в качестве креативщиков, часто забывают о целесообразности и остаются на шаг позади других, которые смогут управлять всем проектом, а также заказчика.
Представление завершённых проектов, а не только отражённых в портфолио, имеет большое значение и является отличным способом найти новых клиентов или получить работу.
Ещё одна больная тема – конкурентоспособность.
Портфолио, полное отличных концептов – это, однозначно, хорошая презентация. Но, к сожалению, этого мало.
Действительно, это может быть огромным недостатком, если ни один из ваших концептов так и не вступил в стадию разработки. На самом деле, клиенты больше не хотят полагаться только на творчество. Им нужно что-то, что можно увидеть. И если у вас только хорошие идеи, то к сожалению этого мало.
Всё больше и больше энтузиастов, которым часто не хватает подготовки, являются импровизированными концепт-дизайнерами. Также это отрицательно влияет на таких людей как вы, которые занимались этим на протяжении многих лет: разница в выборе заключается в возможности увидеть проекты и созданные концепты. Разработка целого проекта, на самом деле, сильно отличается от работы с концептом.
Прежде всего, вам необходимо работать с клиентом, понять его нужды и создать не только концепт, но и весь графический дизайн целиком. Вообще, одной хорошей идеи мало, чтобы все работало. Ваши конкуренты, наверное, уже подкованы в других областях, и знают о хитрых особенностях и приемах, которыми они смогут помочь клиенту.
Аспект, который не стоит недооценивать, это ожидания.