конвенция ржд что это
Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (Берн, 9 мая 1980 г.) (в редакции Протокола об изменениях от 3 июня 1999 г.)
Конвенция
о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)
от 9 мая 1980 г.
согласно тексту изменяющего Протокола от 3 июня 1999 г.
Протокол
о привилегиях и иммунитетах Межправительственной организации по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ)
Статья первая
Иммунитет от любой формы судебного вмешательства, судебных решений и наложения ареста
§ 1 В рамках своей официальной деятельности Организация пользуется иммунитетом от любой формы судебного вмешательства и судебных решений, за исключением тех случаев, когда:
а) Организация определенно отказывается от такого иммунитета в каком-либо отдельном случае;
б) третьим лицом предъявляется гражданский иск;
в) предъявляется встречный иск, непосредственно связанный с процедурой, начатой по существу Организацией;
г) в соответствии с судебным решением на зарплату, надбавки и другие вознаграждения, выплачиваемые Организацией члену ее персонала, накладывается арест.
§ 2 Активы и остальное имущество Организации, где бы они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы реквизиции, конфискации, секвестра и любой другой формы наложения ареста или принуждения, за исключением тех случаев, когда этого временно требует предупреждение несчастных случаев, связанных с использованием автомобилей, принадлежащих Организации или эксплуатируемых за ее счет, и проведение следствий, связанных с этими несчастными случаями.
Статья 2
Защита от экспроприации
Если в общественно полезных целях необходимо произвести экспроприацию, то должны быть приняты все меры для того, чтобы эта экспроприация не явилась препятствием выполнению деятельности Организации. При этом необходимо предварительно, быстро и соответствующим образом выплатить возмещение.
Статья 3
Освобождение от налогов
§ 1 Каждое государство-член освобождает от прямых налогов Организацию, ее имущество и доходы при исполнении ее официальной деятельности. Если Организация на значительную сумму производит закупки или использует услуги, совершенно необходимые для исполнения своей официальной деятельности, и стоимость этих закупок или услуг включает тарифы и сборы, то государства-члены принимают необходимые меры каждый раз, когда это возможно, для освобождения от оплаты тарифов и сборов подобного рода или для возмещения их суммы.
§ 2 Никакого освобождения не предоставляется в отношении налогов и тарифов, которые представляют собой лишь простое возмещение предоставленных услуг.
§ 3 Имущество, приобретенное в соответствии с § 1, может быть продано, отдано, использовано только на условиях, установленных государством-членом, предоставившим освобождение от налогов.
Статья 4
Освобождение от сборов и тарифов
§ 1 Продукция, импортируемая или экспортируемая Организацией и совершенно необходимая для выполнения ее официальной деятельности, освобождается от всех сборов и тарифов, взимаемых при импорте или экспорте.
§ 2 В рамках данной статьи никакого освобождения не предоставляется, если закупки и ввоз имущества или предоставление услуг были сделаны для личных потребностей членов персонала Организации.
§ 3 К имуществу, ввозимому согласно § 1, по аналогии применяется статья 3, § 3.
Статья 5
Официальная деятельность
Официальной деятельностью Организации, указанной в настоящем Протоколе, является деятельность, отвечающая целям, определенным в статье 2 Конвенции.
Статья 6
Денежные операции
Организация может получать и иметь в своем распоряжении любые фонды, валюту, наличные деньги или ценные бумаги на недвижимое имущество. Она может ими располагать для любого использования, предусмотренного Конвенцией, и иметь счета в любой валюте в той мере, в которой это необходимо для выполнения принятых на нее обязательств.
Статья 7
Средства связи
Для связи и пересылки всех своих документов Организации предоставляются условия, не являющиеся менее благоприятными, чем те, которые предоставляются каждым государством-членом другим подобным международным организациям.
Статья 8
Привилегии и иммунитеты представителей государств
Представители государств-членов при исполнении их функций и на время их служебных командировок пользуются следующими привилегиями и иммунитетами на территории каждого государства-члена:
а) судебно-процессуальный иммунитет, даже по истечении их командировки, в отношении совершенного и всего сказанного и написанного ими при исполнении их функций; тем не менее этот иммунитет перестает действовать в случае нанесения ущерба автомобильным или другим транспортным средством, принадлежащим представителю государства или управляемым им, или в случае нарушения правил движения, относящихся к этому виду транспорта;
б) иммунитет от ареста и предварительного заключения, за исключением случая очевидного преступления;
в) иммунитет от наложения ареста на их личный багаж, за исключением случая очевидного преступления;
г) неприкосновенность всех их официальных удостоверений и документов;
д) освобождение их самих и их жен от любых мер, ограничивающих въезд, и от всех формальностей регистрации иностранцев;
е) те же самые льготы относительно денежных или обменных операций, что и льготы, предоставляемые представителям иностранных государств, находящимся во временной официальной командировке.
Статья 9
Привилегии и иммунитеты членов персонала Организации
Члены персонала Организации при исполнении их функций и на время их служебных командировок пользуются следующими привилегиями и иммунитетами на территории каждого государства-члена:
а) судебно-процессуальный иммунитет в отношении совершенного и всего сказанного и написанного ими при исполнении их функций и в пределах их обязанностей; тем не менее этот иммунитет перестает действовать в случае нанесения ущерба автомобильным или другим транспортным средством, принадлежащим члену персонала Организации или управляемым им, или в случае нарушения правил движения, относящихся к этому виду транспорта; члены персонала продолжают пользоваться этим иммунитетом даже после окончания службы в Организации;
б) неприкосновенность всех их официальных удостоверений и документов;
в) те же исключения из положений, ограничивающих иммиграцию и регулирующих регистрацию иностранцев, что и исключения, предоставляемые членам персонала международных организаций; члены их семей, проживающие с ними, пользуются теми же условиями;
г) освобождение от национального подоходного налога, при условии введения в пользу Организации внутреннего налогообложения на зарплату, надбавки и другие пособия, выплачиваемые Организацией; тем не менее государства-члены имеют возможность учитывать эти зарплаты, надбавки и пособия для расчета суммы налога, взимаемого с доходов, получаемых из других источников; государства-члены не обязаны применять это фискальное освобождение к пособиям, пенсиям и регулярным пожизненным выплатам, перечисляемым Организацией бывшим членам своего персонала или лицам, имеющим на это право;
д) что касается условий денежных обменных операций, то те же привилегии, которые обычно предоставляются членам персонала международных организаций;
е) во время международного кризиса пользуются вместе с их членами семей, находящимися на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются члены персонала международных организаций.
Статья 10
Привилегии и иммунитеты экспертов
Эксперты, привлекаемые Организацией, при исполнении функций в Организации или во время командировок, осуществляемых для нее, включая переезды при исполнении этих функций или во время этих командировок, пользуются следующими привилегиями и иммунитетами в той мере, в которой это им необходимо для исполнения их функций:
а) судебно-процессуальный иммунитет в отношении совершенного и всего сказанного и написанного ими при исполнении их функций; тем не менее этот иммунитет перестает действовать в случае нанесения ущерба автомобильным или другим транспортным средством, принадлежащим эксперту или управляемым им, или в случае нарушения правил движения, относящихся к этому виду транспорта; эксперты продолжают пользоваться этим иммунитетом даже по прекращению выполнения функций в Организации;
б) неприкосновенность всех их официальных удостоверений и документов;
в) льготы при обмене, необходимые для перевода их зарплаты;
г) те же самые льготы относительно их личного багажа, что и льготы, предоставляемые представителям иностранных государств, находящимся во временной официальной командировке.
Статья 11
Цель предоставляемых привилегий и иммунитетов
§ 1 Привилегии и иммунитеты, предусмотренные настоящим Протоколом, устанавливаются с единственной целью обеспечить в любых условиях свободное функционирование Организации и полную независимость лиц, которым они предоставляются. Компетентные власти прекращают действие любого иммунитета во всех случаях, когда его сохранение может препятствовать правосудию и когда он может быть прекращен без нанесения ущерба достижению цели, для которой он был предоставлен.
§ 2 В соответствии с толкованием § 1 компетентными властями являются:
а) государства-члены в отношении их представителей;
б) Административный комитет в отношении Генерального секретаря;
в) Генеральный секретарь в отношении остальных служащих Организации и экспертов, которых привлекает Организация.
Статья 12
Предупреждение злоупотреблений
§ 1 Никакое из положений настоящего Протокола не может поставить под сомнение право, которым располагает государство-член в отношении принятия любых мер предосторожности в интересах обеспечения своей общественной безопасности.
§ 2 Организация постоянно сотрудничает со всеми компетентными властями государств-членов в целях обеспечения нормального управления вопросами правосудия, соблюдения законов и предписаний соответствующих государств-членов, а также для воспрепятствования любому злоупотреблению, к которому могут привести привилегии и иммунитеты, предусмотренные в настоящем Протоколе.
Статья 13
Обращение с собственными гражданами
Никакое государство-член не обязано предоставлять привилегии и иммунитеты, указанные в:
а) статье 8, за исключением пункта г);
б) статье 9, за исключением пунктов а), б) и г);
в) статье 10, за исключением пунктов а) и б),
своим собственным гражданам или лицам, постоянно проживающим в этом государстве.
Статья 14
Дополнительные соглашения
Организация может заключать с одним или несколькими государствами-членами дополнительные соглашения для применения настоящего Протокола относительно этого государства-члена или этих государств-членов, а также другие соглашения в целях обеспечения нормального функционирования Организации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (Берн, 9 мая 1980 г.) (в редакции Протокола об изменениях от 3 июня 1999 г.)
О применении Российской Федерации настоящей Конвенции см. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 152-ФЗ и Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 330-ФЗ
Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 35 ст. 5060
логистика россии
справочник по законам, документам, инструкциям, предписаниям, директивам
РЖД говорит на языке запретов
РЖД говорит на языке запретов
После развала Советского Союза железнодорожная система устояла, а движение грузовых и пассажирских поездов между образовавшимися независимыми странами не останавливалось ни на сутки.
С помощью железнодорожного телеграфа передаются абсолютно все приказы, распоряжения, коммерческая и движенческая информация. Роль железнодорожного телеграфа настолько велика, что ни один сотрудник железной дороги не станет выполнять никакие указы и распоряжения, если эти самые указы и распоряжения не доведены до сведения исполнителей отдельным телеграфным указанием. С помощью телеграмм можно остановить состав в пути, запретить или разрешить погрузку на конкретную станцию или в адрес конкретной организации. По сути дела на сети железных дорог страны сложилась своя собственная, ни на что не похожая и не имеющая мировых аналогов система телеграфного права.
Запрет на погрузку
Одной из разновидностей проявления телеграфного права является полный запрет или частичное ограничение на погрузку грузов на какой-либо станции полностью или в адрес конкретного получателя в частности. Такой запрет в обиходе получил название «конвенция». Статья 29 Устава железнодорожного транспорта России (УЖТ РФ) говорит о том, кто и в каких случаях имеет право на введение запрета или ограничения на погрузку (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Об утверждении Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации»): «Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях допускается только в исключительных случаях по решению в письменной1 форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур». Вполне логично: решения на запрет должны приниматься исключительно органами государственной власти.
Далее: «Ограничение погрузки и перевозки грузов на отдельные железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями или неприемом вагонов железными дорогами иностранных государств проводится владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением перевозчиков и федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При ограничении или прекращении погрузки и перевозки грузов по инициативе владельца инфраструктуры он незамедлительно информирует об этом перевозчиков, осуществляющих перевозки с использованием этой инфраструктуры».
Кто имеет право на запреты
Попробуем разобраться в тонкостях отечественного железнодорожного законодательства. Для начала определимся с субъектами права. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта – это Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ или Росжелдор), осуществляющее функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). Владелец инфраструктуры – это ОАО «РЖД», перевозчик – практически всегда также ОАО «РЖД».
Таким образом, при возникновении необходимости ограничить погрузку грузов на одну из станций РЖД достаточно согласовать эту процедуру с самим собой и уведомить Росжелдор. Более того, ни одним государственным нормативным актом вообще не поименован перечень должностных лиц, имеющих право вводить запреты и ограничения от имени владельца инфраструктуры и перевозчика. Кстати, а как же грузовладелец? Имеет ли он право знать о том, что его груз не будет принят к перевозке и на каком основании? Конечно, имеет, в той же статье 29 есть и такой абзац: «Перевозчики в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей. Порядок и способ устанавливается соглашением сторон».
За многие годы работы на транспорте автору ни разу не приходилось видеть подобного соглашения между перевозчиком и грузоотправителем или грузополучателем. Как же тогда они узнают о принятом решении? В 80-х годах прошлого века МПС СССР утвердило специальный ведомственный документ под названием: «Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности N ЦФ-3504» («Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта Российской Федерации» утверждено постановлением Правительства РФ 30 июля 2004 г. N 397). В этом документе есть пункт 13 параграфа 28, в котором прямо написано: «О введении запрещений и ограничений грузоотправители извещаются путем вывешивания объявлений в помещении товарной конторы». Все понятно: кому надо знать – как-нибудь узнает.
Принцип действия запрета
Теперь попробуем разобраться в механизме действия разрешений и запретов. Какой государственный орган в России контролирует обоснованность и корректность введения того или иного запрета? Само наличие телеграфного права предоставляет заинтересованной стороне огромные возможности по не совсем корректному использованию этого мощного ресурса в свою пользу. Например, можно ограничить или вообще остановить погрузку грузов на терминал какого-нибудь не в меру активного конкурента.
Предположим, что на свет появилось телеграфное распоряжение РЖД о полном запрете погрузки всех грузов на некоторые станции. Например, телеграмма N 000624 А от 28 июня 2008 г., контрольный НР 10154, которая запретила, вплоть до отмены, погрузку сразу на 14 станций Московской ж/д. Телеграмма отправлена 75-м адресом дорог России. Это означает, что ее получат абсолютно все структуры железнодорожного транспорта и причастные организации, включая Росжелдор, а текст документа окажется на страницах специальных информационных ресурсов в интернете.
Мы доподлинно не знаем, чем вызвано появление на свет этого документа, скорее всего будет дано стандартное объяснение – неудовлетворительная выгрузка вагонов. Кстати, неудовлетворительная выгрузка может иметь место и по вине самого перевозчика при возникновении у него различных технологических проблем, например нехватки маневровых локомотивов на станции. Однако эту тему ни перевозчик, ни владелец инфраструктуры предпочитают не освещать.
Куда бизнесу податься
Запретом затронуты коммерческие интересы огромного количества предприятий и организаций самых разных сфер деятельности и форм собственности. К кому, в какой государственный орган обращаться грузовладельцу, если он считает, что изданное распоряжение ущемляет его права на свободное ведение законной коммерческой деятельности?
Логика событий подсказывает, что именно Росжелдор должен быть таким органом, тем более что существует приказ Минтранса «Об утверждении Административного регламента по принятию решений о временном прекращении или ограничении погрузки…». Внимательное изучение Административного регламента позволяет убедиться, что он регулирует взаимоотношения, возникающие исключительно между федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владельцем инфраструктуры и перевозчиком, то есть фактически между Росжелдором и ОАО «РЖД». Одновременно существует пункт 3 статьи 18 Закона о железнодорожном транспорте, согласно которому «органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и иные организации, физические лица не вправе вмешиваться в организацию управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования».
Кстати, именно такой ответ от Росжелдора получили представители компании «Контранс», когда попыталась обжаловать несправедливое, на их взгляд, решение РЖД запретить всю погрузку в свой адрес со станции Находка-Восточная-экспорт. Таким образом, мы можем считать, что государственный орган приравнял реализацию телеграфного права к процессу управления перевозочным процессом.
В Минтрансе России есть Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), однако в отношении железнодорожного транспорта функции службы заключаются исключительно в обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта («Функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», утверждены постановлением Правительства РФ 30 июля 2004 г. N 398, п. 5.1.5).
Кто вправе отменить запрет
Итак, ввести запрет могут Росжелдор как орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и ОАО «РЖД» как перевозчик и владелец инфраструктуры в одном лице, но оперативно отменить запрет, кроме ОАО «РЖД», некому. Получается, что с жалобой на несправедливые действия РЖД необходимо обращаться к РЖД!
По адресу 75 даются телеграммы:
а) о запрещении погрузки грузов в определенных направлениях по указанию министра путей сообщения;
б) о временном прекращении или ограничении погрузки по указанию начальника железной дороги при явлениях стихийного характера, крушениях и авариях, вызвавших перерыв в движении поездов.
Пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О железнодорожном транспорте» предоставляет владельцу инфраструктуры (РЖД) тридцать суток на предоставление ответа заявителю. За такой период времени предприятие, против которого были введены санкции, может понести колоссальные убытки, как прямые, так и косвенные, в виде штрафов за срыв договорных обязательств, а кроме этого вообще потерять клиентов.
Исключения из правил
Мы рассмотрели ситуацию, когда телеграмма была подана с соблюдением всех действующих норм и правил. Однако существуют и неприятные исключения, когда пренебрегают и этими, дискриминационными, правилами. Так, 12 июня сего года департамент по организации перевозок ОАО «РЖД» выпустил телеграмму N 1509, адресованную начальнику станции Находка-Восточная, где, ссылаясь на неудовлетворительную выгрузку вагонов на станции назначения, запретил погрузку контейнеров в адрес уже упоминавшейся фирмы «Контранс». Телеграмма ушла исключительно в адрес ряда служб Дальневосточной железной дороги, никакой рассылки на 75-й адрес и уведомления в Росжелдор направлено не было, а в качестве срока действия запрета было указано – до отмены.
Прямо нарушены положения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а именно:
не уведомлен Росжелдор;
не установлен срок действия запрета, поскольку понятие «до отмены» может означать что угодно, но никак не обозначение конкретного срока.
Где и у кого в такой ситуации пострадавшей стороне искать защиты? Остается только судебное разбирательство, что собственно и посоветовал в вышеупомянутом ответе представитель Росжелдора. Но решение спора в суде требует огромных затрат сил и времени, а транспортники временем не располагают, их профессиональная деятельность требует оперативности. Даже в случае выигрыша судебного спора шансов получить от РЖД реальную компенсацию понесенных убытков нет. В Уставе железнодорожного транспорта отсутствует положение, согласно которому железнодорожные перевозчики и представители инфраструктуры железнодорожного транспорта несли бы материальную ответственность перед другими участниками транспортного процесса за несостоявшиеся по их вине перевозки. Отсюда мы можем сделать очень неутешительный вывод: в настоящее время пользователи услуг железнодорожного транспорта, транспортно-экспедиторские компании и терминальные операторы абсолютно лишены какой бы то ни было государственной защиты от произвола телеграфного права. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Ответов на этот вопрос видится два.
1. В сроки, предусмотренные «Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте», закончить реформирование отрасли и отделить железнодорожных перевозчиков от собственников инфраструктуры.
2. Либо наделить исключительным правом на введение ограничений и запретов федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, то есть Росжелдор.
Будем надеяться, что реформа, которую мы так долго ждали, будет доведена до логического завершения. Каждый из участников рынка железнодорожных перевозок будет заниматься своим делом, и в перевозочных процессах наступит гармония.
Начальник отдела логистики компании «ДВТГ»
Статья опубликована в журнале «ЛОГИСТИК&система»
См. также статью «Игра в монополию»
Конвенция ржд что это
Как сообщалось ранее, в ОАО «РЖД» состоялось совещание с участием представителей угольных компаний, руководителей ЗАО «Морцентр-ТЭК», экспортирующих грузы через порты Дальнего Востока.
На совещании было отмечено ухудшение ситуации с разгрузкой вагонов в дальневосточных портах. В декабре продолжилось накопление «брошенных» поездов на сети железных дорог, значительно сократились пропускные возможности инфраструктуры, что является угрозой развитию российской экономики.
В этой ситуации ОАО «РЖД» вынуждено значительно ограничить погрузку в направлении портов Дальнего Востока.
С 10 декабря связи с невыполнением норм выгрузки вагонов в портах, а также во избежание непроизводительного простоя подвижного состава на железнодорожных путях ОАО «РЖД» вводит конвенцию на погрузку каменного угля назначением на ст. Находка-Восточная-Экспорт Дальневосточной железной дороги в адрес ОАО «Восточный порт» для ППК-1. Погрузка угля для ППК-3 будет осуществляться в размере 50% от согласованного плана.
По состоянию на 08.12.09 г. ППК-1 ежесуточно выгружало 68 вагонов при согласованной норме 100 вагонов в сутки, выгрузка ППК-3 составила 421 вагон в сутки при норме 550 вагонов. На сети ОАО «РЖД» в адрес порта «брошено» 56 поездов.
Кроме этого, с 10 декабря прекращена погрузка угля назначением на станцию Находка-Восточная-экспорт для ООО «Стивидорная компания «Малый порт».
Решением ОАО «РЖД» с 10 декабря также введена конвенция на погрузку черных металлов назначением на ст. Мыс Астафьева-Экспорт Дальневосточной железной дороги в адрес ОАО «Находкинский морской торговый порт».
Также остановлена погрузка кокса с ряда станций Западно-Сибирской железной дороги и черных металлов с нескольких станций Южно-Уральской, Северной, Куйбышевской, Дальневосточной железных дорог назначением на станцию Владивосток-Экспорт Дальневосточной магистрали, адресованных ОАО «Владивостокский морской торговый порт».
Выгрузка кокса в декабре составила 48 вагонов в сутки при норме 60. 6 декабря выгружено 16 вагонов. На Дальневосточной железной дороге «брошено» 17 поездов для порта Владивосток. Более 20 суток простаивают 2,7 тыс. собственных порожних вагонов.